Научная статья на тему 'Оценка безопасности размещения базовых станций операторов сотовой связи на территории города Москвы'

Оценка безопасности размещения базовых станций операторов сотовой связи на территории города Москвы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-ND
1431
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ СТАНЦИИ СОТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ / BASE STATIONS OF MOBILE OPERATORS / БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ / SAFETY OF ELECTROMAGNETIC RADIATION / НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ / NEGATIVE INFLUENCE ON HEALTH / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ADMINISTRATIVE SUSPENSION OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Е.Е.

Обобщены сведения по анализу безопасности размещения базовых станций операторов сотовой связи на территории г. Москвы. Дана оценка эффективности контрольно-надзорных мероприятий по выявлению фактов незаконного строительства (реконструкции) и эксплуатации базовых станций. Представлены результаты инструментальных измерений уровней электромагнитного излучения от работающего оборудования базовых станций в годовой динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety evaluation of base stations of mobile operators in the territory of the city of Moscow

Shared information on safety analysis of base stations of mobile operators in the territory of Moscow. Evaluate the effectiveness of regulatory actions on revealing of the facts of illegal construction (reconstruction) and operation of base stations. Presents the results of laboratory and instrumental measurements of the levels of electromagnetic radiation from operating equipment of base stations in the annual dynamics.

Текст научной работы на тему «Оценка безопасности размещения базовых станций операторов сотовой связи на территории города Москвы»

СЕНТЯБРЬ №9 (270) ЗНифО

21

УДК ??????????

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ БАЗОВЫХ СТАНЦИЙ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Е.Е. Андреева

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве,

г. Москва, Россия

Обобщены сведения по анализу безопасности размещения базовых станций операторов сотовой связи на территории г. Москвы. Дана оценка эффективности контрольно-надзорных мероприятий по выявлению фактов незаконного строительства (реконструкции) и эксплуатации базовых станций. Представлены результаты инструментальных измерений уровней электромагнитного излучения от работающего оборудования базовых станций в годовой динамике.

Ключевые слова: базовые станции сотовых операторов; безопасность электромагнитного излучения; негативное влияние на здоровье; административное приостановление деятельности.

E.E. Andreeva □ SAFETY EVALUATION OF BASE STATIONS OF MOBILE OPERATORS IN THE TERRITORY OF THE CITY OF MOSCOW □ Federal service for supervision of consumer rights protection and human well-being, Moscow Department, Moscow, Russia.

Shared information on safety analysis of base stations of mobile operators in the territory of Moscow. Evaluate the effectiveness of regulatory actions on revealing of the facts of illegal construction (reconstruction) and operation of base stations. Presents the results of laboratory and instrumental measurements of the levels of electromagnetic radiation from operating equipment of base stations in the annual dynamics.

Key words: Base stations of mobile operators; safety of electromagnetic radiation; negative influence on health; administrative suspension of activity.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ [1] критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.

Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных полей радиочастотного диапазона (ЭМЧ РЧ) создаваемых передающими радиотехническими объектами радиосвязи, радиовещания, телевидения, радиолокации, радиолюбительского диапазона (3-30МГц) [4].

В 2012 г. в Управление Роспотребнадзора по г. Москве (далее — Управление) поступило 182 обращения граждан, связанных с размещением и эксплуатацией базовых станций, в 2013 г. — 212 обращений, в 2014 г. — более 450 обращений, в первые четыре месяца

2015 г. — более 500 обращений. В рамках рассмотрения обращений граждан Управление в 2013 г. организовало 59 инструментальных измерений физических факторов от эксплуатации базовых станций, в 2014 г. — 112 инструментальных измерений и за четыре месяца 2015 г. — 160 инструментальных измерений. По результатам измерений только в 3-х случаях в 2014 г. были обнаружены превышения уровней электромагнитного излучения от базовых станций.

Действующими нормативными документами [1, 4, 5] регламентируется обязанность для юридических и физических лиц по согласованию размещения и функционирования передающего радиотехнического оборудования с органами Роспотребнадзора. Речь идет о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию по размещению базовых станций и санитарно-эпидемиологического заключения о возможности функционирования базовых станций.

Согласно п. 3.7 СанПиН [4, 5] утверждение проектной документации по строительству,

22

ЗНиСО СЕНТЯБРЬ №9 (270)

реконструкции, техническому перевооружению, расширению и ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных базовых станций допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.

Из этого следует, что до начала размещения базовых станций операторами сотовой связи необходимо разработать и представить проектную документацию строительства (реконструкции) указанного оборудования. проектными решениями предусматривается такое размещение оборудования, при котором уровни электромагнитных полей в местах с пребыванием населения не превышают предельно допустимые значения — 10 мкВт/ см2. Ещё до строительства базовой станции оператор проводит расчёт воздействия излучения: на основании информации обо всех строениях, их высотности, их назначения с помощью специальных программ производится расчёт уровней излучения в горизонтальных и вертикальных плоскостях. На основании расчётов готовится проект (санитарный паспорт).

Затем проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта аккредитованными в установленном порядке организациями (расчёты проверяются). При необходимости в ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы эксперты могут потребовать изменить направление, расположение, высоту антенн, уменьшить мощность излучения и только после этого оформляется экспертное заключение на основании которого Управлением выдаются санитарно-эпидемиологическое заключение на проект строительства (реконструкции) оборудования, после получения которого оператор сотовой связи имеет право размещать базовую станцию по обозначенному в санитарно-эпидемиологическом заключении адресу. По факту завершения оператором работ по монтажу базовой станции экспертами аккредитованной в установленном порядке организации проводятся измерения уровня электромагнитного излучения от оборудования на месте. Для этого станция временно включается в «тестовом режиме» на время замеров. Измерения проводятся рядом с каждой антенной и по специальным контрольным точкам вокруг (в случае несоответствия нормативам СанПиН (превышение) проводятся мероприятия по снижению мощности излучающих антенн). Оформляется протокол измерений и экспертное заключение.

Таблица. Количество исследований Я-

электромагнитного поля, создаваемого базовыми ^

станциями сотовой связи, выполненных ^

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии _

в городе Москве» в 2013—2015 гг. ^

Период Количество исследований при вводе БС в эксплуатацию Из них не соответствует ПДУ %

2013 г. 49 215 475 0,96

2014 г. 28 787 870 3,02

2015 г. (5 мес.) 20 229 334 1,65

На основании проведенных измерений (см. табл.) и экспертного заключения Управлением выдаются заключение о функционировании базовой станции.

Так в 2013 г. в Управление поступило 3 811 заявлений по вопросу выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации, условий размещения базовых станций. В 1 648 случаях были выданы положительные санитарно-эпидемиологические заключения. В 56 % случаев последовал отказ. Также поступило 1 146 заявлений о функционировании базовых станций. В 687 случаях были выданы положительные заключения. В 40 % случаях подготовлены отказные письма.

В 2014 г. в Управление поступило 3 714 заявлений по вопросу выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации, условий размещения базовых станций. В 2 628 случаях были выданы положительные санитарно-эпидемиологические заключения, в 1 086 случаях (30 %) подготовлен отказ в выдаче такого заключения. Также поступило 1 333 заявления о согласовании функционирования базовых станций. В 780 случаях были выданы положительные заключения, в 553 случаях (40 %) подготовлены отказные письма о вводе базовой станции в эксплуатацию.

За истекший период 2015 г. в Управление поступило 1 055 заявлений. В 979 случаях выданы положительные санитарно-эпидемиологические заключения, в 76 случаях подготовлен отказ (7 %). 608 заявлений о согласовании функционирования базовых станций в 17 случаях (3 %) подготовлены отказы.

Основными причинами отказа в выдаче положительного санитарно-эпидемиологического заключения или согласования послужило следующее:

СЕНТЯБРЬ №9 (270) ЗНифО

23

^^ — отсутствие действующих договоров ^ аренды с владельцами площадей и террито-|— рий, где установлены базовые станции, либо ЕЕ документов, подтверждающих пролонгацию договоров, их действие на момент оформления |— разрешительных документов на передающие |— радиотехнические объекты;

— превышение нормируемых показателей электромагнитного поля на крыше в непосредственной близости от базовой станции. Отсутствие в проектных материалах и экспертном заключении информации об установке предупреждающего знака «Внимание. Электромагнитное поле»;

— неинформативный подбор точек измерения при проведении натурных замеров. Несоответствие точек измерения расчетным, что не позволяет судить об уровнях электромагнитного поля в близлежащей жилой застройке, на территории (в нарушении требований санитарных норм и методических указаний);

— в пакете документов, подаваемых для получения заключения на ввод в эксплуатацию базовой станции, зачастую имеются протоколы измерений, выполненных аккредитованной организацией или организацией по договорам на оказание услуг, которые проводились до оформления санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию. Это недопустимо, так как установка оборудования и проведение замеров без соответствующих разрешительных документов противоречит действующему законодательству.

Следует отметить, что, не смотря на достаточно высокий процент выдачи положительных заключений, Управлением, как указывалось выше при рассмотрении обращений граждан не редко выявляются случаи размещения базовых станций без необходимых разрешительных документов, что свидетельствует о нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства и недобросовестности юридического лица (оператора) при осуществлении им хозяйственной деятельности.

Учитывая, что Роспотребнадзор является держателем реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений, Управление имеет возможность проводить мероприятия по контролю без участия юридических лиц, вне рамок Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2], в связи с достаточностью информации для возбуждения административного делопроизводства.

За данные правонарушения Роспотребнадзор имеет право привлечь хозяйствующий субъект в соответствии с КоАП РФ по ст. 6.3, 6.4 [3], максимальный штраф по которым не превышает 20 тыс. рублей.

Однако, юридические лица действуют в нарушении существующего законодательства Российской Федерации, что свидетельствует о малозначительности максимальных мер, которые может применить Управление в данной ситуации.

С целью достижения выполнений требований законодательства и обеспечения благополучия человека, руководствуясь ч. 1 и 2 ст. 3.12, ч. 3 ст. 23.1, ч. 2 ст. 29.5, п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ [3], Управление направляет материалы дела на административное приостановление деятельности базовых станций в суды общей юрисдикции. Очевидно, что судебные решения о запрете размещения и функционирования базовых станций приведет к бессмысленности систематических нарушений порядка установки и размещения базовых станций, что позволит обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации.

Кроме того, нарушения порядка установки размещения базовых станций существенно увеличивает количество мероприятий, которые необходимо провести, в связи с размещением базовых станций по сравнению со случаями, когда оборудование размещается в соответствии с требованиями законодательства. Количество поступающих в Управление обращений на размещение базовых станций как было указанно выше, ежегодно растет: так, если в 2014 г. количество обращений составило — 451, то только за первое полугодие 2015 г. таких обращений поступило более 500.

По факту размещения и функционирования базовых станций при отсутствии необходимых согласований проводится процедура привлечения сотового оператора к административной ответственности в виде штрафа либо административного приостановления деятельности, для чего материалы направляются в судебные органы. В период 2014—2015 гг. Управлением было направлено 27 материалов дел для назначения наказания в виде приостановления деятельности базовых станций в суды общей юрисдикции. Эксплуатация 3-х базовых станций была приостановлена, по 3-м делам вынесены штрафы. По одному делу судом вынесено постановление о прекращении производства по делу, 21 дело находится в настоящее время на рассмотрении в судебных инстанциях.

24

ЗНиСО СЕНТЯБРЬ №9 (270)

18 марта 2015 г. руководитель Управления Роспотребнадзора по г. Москве Елена Андреева провела совещание по вопросу координации деятельности для обеспечения требований по размещению и функционированию базовых станций сотовой связи. В нем приняли участие представители Департамента коммуникаций Минкомсвязи России, Департамента информационных технологий, Управления Роскомнадзора по ЦФО, руководители структурных подразделений операторов сотовой связи ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС), ОАО «Вымпелком» (Билайн), ОАО «Мегафон», ОАО «Московская сотовая связь» (Теле-2), а также организаций — балансодержателей опор двойного назначения. На совещании обсуждались вопросы осуществления надзора в данной сфере и принятия мер по фактам нарушения требований санитарного законодательства, результаты рассмотрения обращений граждан относительно беспокойства из-за размещения и эксплуатации базовых станций сотовой связи. По итогам совещания принято решение о проведении активной просветительской работы для населения с использованием современных средств коммуникации как органами исполнительной власти, так и операторами сотовой связи, сборе и систематизации информации по базовым станциям в префектурах административных округов и управах районов с целью оптимизации работы по рассмотрению обращений граждан, а также о необходимости повышения уровня подготовки документации, представляемой операторами в Управление Роспотребнадзора по г. Москве для получения согласований.

С целью недопущения негативного влияния на здоровье населения электромагнитного излучения от базовых станций операторов сотовой связи необходимо:

— осуществлять монтаж базовых станций только после получения санитарно-эпидемиологического заключения о соот-

ветствии санитарным правилам проекта строительства (реконструкции) оборудования операторов сотовой связи, подтверждающего его безопасность для населения;

— при разработке проектной документации на размещение базовой станции проводить суммарный расчет электромагнитного излучения от существующего оборудования ранее размещенного на прилегающей территории;

вводить в эксплуатацию базовые станции только после проведения контрольных измерений уровней электромагнитного излучения от оборудования и получения заключения о функционировании базовых станций;

— в случае превышение нормируемых показателей электромагнитного поля на крыше в непосредственной близости от базовой станции размещать предупреждающий знак «Внимание. Электромагнитное поле».

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.

2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294—ФЗ.

3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

4. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов: СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383—03.

5. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи: СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190—03.

Контактная информация:

Андреева Елена Евгеньевна,

тел.:+7 (945) 687-40-35,

e-mail: uprav@77.rospotrebnadzor.ru

Contact information: Andreeva Elena, phone: 8 (945) 687-40-35, e-mail: uprav@77.rospotrebnadzor.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.