УДК 656.13
Мальцев М.В.
студент очной формы обучений 2-го курса, магистратура, инженерно-технического института Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург, Россия)
ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЗОНЕ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в зонах остановочных пунктов в условиях роста городской мобильности.
Ключевые слова: автомобиль, безопасность движения, дорожно-транспортное происшествие, конфликтные точки, остановочные пункты, общественный транспорт.
С безостановочным наращиванием городской мобильности и интенсификацией транспортных потоков возрастает важность обеспечения безопасности движения в зонах остановочных пунктов. Эти привлекательные точки транспортной инфраструктуры стали не только катализаторами для пассажирского движения, но и местами интенсивного взаимодействия различных видов транспорта, создавая уникальные вызовы для обеспечения безопасности.
Настоящая научная статья направлена на систематическую оценку факторов, влияющих на безопасность движения транспортных средств в зонах остановочных пунктов.
Анализ современных методологий оценки безопасности в сочетании с учетом инновационных технологических решений является ключевым аспектом нашего исследования, направленного на повышение безопасности и эффективности транспортной инфраструктуры в городских условиях. [2, с 31]
Проанализирована аварийность, связанная с автомобильным транспортом, осуществляющим автобусные перевозки в Свердловской области за 2019, 2020, 2021 годы. Данные представлены в виде диаграмм на рисунках 1, 2 и 3.
На рисунке 1 видно, что за три рассматриваемых года самым аварийным был 2020. В 2021 году количество ДТП с участием автомобильного транспорта, осуществляющего автобусные перевозки, и количество погибших снизилось примерно на 40%, количество раненых уменьшилось на 46%.
Январь - Декабрь 2019 Январь - Декабрь 2020 Январь - Декабрь 2021
Рис. 1. Количество ДТП с участием автомобильного транспорта, осуществляющего общественные перевозки.
Снижение аварийности в 2021 году с участием автомобильного транспорта, осуществляющего автобусные перевозки, объясняется значительным уменьшением подвижности населения в связи с ограничениями, вызванными широким распространением коронавирусной инфекции.
На рисунке 2 видно, что в 2021 году количество ДТП с участием автомобильного транспорта, осуществляющего регулярные перевозки с высадкой пассажиров на установленных остановочных пунктах, и количество раненых снизилось примерно на 40%, количество погибших при данном виде ДТП уменьшилось на 50%, что также объясняется снижением подвижности населения.
январь - декабрь 2019 январь - декабрь 2020 январь - декабрь 2021
Рис. 2. Количество ДТП с участием автомобильного транспорта, осуществляющего регулярные перевозки с высадкой пассажиров на установленных остановочных пунктах.
На рисунке 3 видно, что в 2021 году количество ДТП с участием автомобильного транспорта, осуществляющего регулярные перевозки в городском сообщении с высадкой пассажиров в любом не запрещенном месте ПДД месте, и количество раненых снизилось на 40%, количество погибших при данном виде ДТП уменьшилось на 86%, что также объясняется снижением подвижности населения в связи с коронавирусной инфекцией.
январь - декабрь 201Э январь - декабрь 2020 январь - декабрь 2021
Рис. 3. Количество ДТП с участием автомобильного транспорта, осуществляющего регулярные перевозки в городском сообщении с высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте.
По данным статистических исследований, в Свердловской области ежегодно совершается большое количество ДТП с участием автомобильного транспорта осуществляющего автобусные перевозки (127 в 2019г., 177 в 2020г., 107 в 2021 г.). При этом число ДТП с участием автомобильного транспорта, осуществляющего регулярные перевозки с высадкой пассажиров на установленных остановочных пунктах сообщении, составило в 2019 г. - 125, в 2020 г. - 172, в 2021 - 105.
Высокая аварийность с участием автомобильного транспорта, осуществляющего регулярные перевозки в городском сообщении приводит к необходимости анализа движения маршрутных транспортных средств в зоне остановочных пунктов. [1, c 7]:
Для исследования выбран остановочный пункт «ТРЦ Алатырь» расположенный вблизи перекрестка Малышева - Московская г. Екатеринбург в направлении улицы Репина. Наблюдения за движением транспортных средств производилось на участке длинной 110 м.
Остановочный пункт оборудован необходимыми дорожными знаками, дорожной разметкой, навесом над скамейкой, двумя скамейками и урнами для мусора. В ходе сбора информации о остановочных пунктах путем исследования видеозаписи была собрана информация об остановочном пункте «ТРЦ Алатырь» о поведении автомобилей при выезде маршрутного транспорта из зоны остановочного пункта.
На рисунке 4 представлена диаграмма о действиях водителей автомобилей, движущихся вблизи остановочного пункта, по недопущению конфликтных ситуаций с общественным транспортом.
Рис. 4. Действия водителей автомобилей, движущихся вблизи остановочного пункта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В Свердловской области число ДТП с участием автомобильного транспорта, осуществляющего регулярные перевозки с высадкой пассажиров на установленных остановочных пунктах сообщений, достаточно велико.
При выезде с остановочного пункта автобусы могут перестраиваться на вторую полосу и тем самым вынуждать совершать маневр перестроения другие автомобили, тем самым образуя большое число конфликтных ситуаций. [3] Около 40% автобусов при отъезде от остановочного пункта выезжают на вторую полосу и тем самым создают конфликтные точки. Конфликтные точки расположены не в одном конкретном месте, а растянуты вдоль посадочной площадки.
По результатам исследования определен диапазон участка образования конфликтных точек в зоне остановочных пунктов, которые составили на остановке «ТРЦ Алатырь» от 23 м до 87 м. Для снижения вероятности возникновения ДТП, связанных с перестроением транспортных средств в зоне этого остановочного пункта, рекомендуется установить знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 40 км/ч с табличкой 8.2.1 «Зона действия» - 100 м.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безопасные и качественные автомобильные дороги: Паспорт национального проекта / утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 15);
2. ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля. - Введ. 2018-06-01. - М.: Стандартинформ, 2017. - 31 с;
3. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ
Maltsev M.V.
Ural State Forestry University (Ekaterinburg, Russia)
ASSESSMENT OF TRAFFIC SAFETY EQUIPMENT AT OPEN STOPPING POINTS
Abstract: the article evaluates traffic safety in the areas of stopping points in the context of growing urban mobility.
Keywords: automobile, traffic safety, traffic accident, conflict points, stopping points, public transport.