Научная статья на тему 'ОЦЕНКА АКУСТИЧЕСКОГО КОМФОРТА ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА'

ОЦЕНКА АКУСТИЧЕСКОГО КОМФОРТА ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шумовое загрязнение / эквивалентный уровень звукового давления / критичные зоны по фактору шума / шумозащитные мероприятия / noise pollution / equivalent sound pressure level / critical zones by noise factor / noise protection measures

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Т.А. Саулова, И.С. Ефремова

Представлены результаты оценки шумовых нагрузок в центральных районах города Красноярска. Предложены нестандартные шумозащитные мероприятия, обеспечивающие акустический комфорт жителей этих районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACOUSTIC COMFORT ASSESSMENT OF THE CENTRAL DISTRICTS OF KRASNOYARSK

The results of noise loadings assessment in the central districts of the city of Krasnoyarsk are presented. Nonstandard noise protective measures ensuring acoustic comfort of residents of these districts are proposed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА АКУСТИЧЕСКОГО КОМФОРТА ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА»

Секция «Техносферная безопасность»

УДК 504.14

ОЦЕНКА АКУСТИЧЕСКОГО КОМФОРТА ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

Т. А. Саулова, И. С. Ефремова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: totalsay@yandex.ru

Представлены результаты оценки шумовых нагрузок в центральных районах города Красноярска. Предложены нестандартные шумозащитные мероприятия, обеспечивающие акустический комфорт жителей этих районов.

Ключевые слова: шумовое загрязнение, эквивалентный уровень звукового давления, критичные зоны по фактору шума, шумозащитные мероприятия.

ACOUSTIC COMFORT ASSESSMENT OF THE CENTRAL DISTRICTS

OF KRASNOYARSK

T. A. Saulova, I. S. Efremova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: totalsay@yandex.ru

The results of noise loadings assessment in the central districts of the city of Krasnoyarsk are presented. Nonstandard noise protective measures ensuring acoustic comfort of residents of these districts are proposed.

Key words: noise pollution, equivalent sound pressure level, critical zones by noise factor, noise protection measures.

Прогноз динамики роста шумового загрязнения в крупных городах неутешителен: при уже сейчас сложившемся акустическом дискомфорте, отмечена тенденция роста уровня шума в среднем на 1 дБ в год [1].

Для мегаполисов целесообразно осуществлять комплексный подход к решению проблем шумового загрязнения: предусматривать и пассивные, и активные мероприятия: развитие велосипедного, общественного электрического транспорта, контроль скоростного режима движения автомобилей, ограничение проезда грузовых автомобилей, организацию оптимальных транспортных «развязок»; перепланировку дорог и улиц, установку шумозащитных экранов и другие меры.

В рамках решения проблем шумового загрязнения крупных городов особое значение имеет поиск способов нормализации шумовых полей в районах города, где невозможно применить строительно-акустические меры: перепланировка улиц, экранирование за счёт использования рельефа местности и установки строительных экранирующих конструкций. Как правило, в крупных городах, имеющих многовековую историю, к таким районам относятся районы «старой» застройки. Постройки в таких районах города имеют историческую и культурную ценность и инженерные шумозащитные мероприятия нецелесообразны в связи с необходимостью сохранения уникальной исторической

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

планировки строений. В Красноярске, имеющем четырехсотлетнюю историю, к таким районам относятся центральные части «правобережья» и «левобережья» города [2].

В Красноярске сейчас проживает по официальным данным 1 миллион 94,5 тысячи человек, на каждую тысячу приходится около 349 авто (в российской столице на 1 тысячу жителей приходится 287 легковых машин) - приводят данные аналитики [3].

При этом транспортные выбросы в Красноярске являются одной из главных причин неблагоприятной экологической ситуации. На выбросы от легковых и грузовых машин, утверждает статистика, приходится 50 % от их общего числа. Остальные источники -промышленные предприятия, котельные и частный сектор [1].

Центральная часть города (улица Ленина, проспекты Мира и К. Маркса), некоторые части левобережья и правобережья (зоны жилых домов на улицах Мичурина, Маерчака, 26 Бакинских комиссаров, Глинки и других) характеризуются «старой» планировкой улиц, не учитывающей тенденцию увеличения транспортного потока и, соответственно, шумовых нагрузок на жителей этих районов. Кроме того, главные улицы города центрального района являются связующим звеном между всеми районами города и мостами, ведущими на правый берег города, что делает их максимально насыщенными транспортом в любое время дня.

Цель исследований заключалась в картировании шумовых полей в центральной части зон городской застройки Красноярска и поиске нестандартных решений шумозащиты.

Ход исследований. Для решения исследовательских задач выбрали наиболее критичные жилые зоны в разных районах города Красноярска - части улиц (проспектов) с двусторонним или односторонним, двуполосным или однополосным интенсивным движением и плотной жилой застройкой «старого типа» по обеим или одной стороне: Маерчака, Ленина, пр. Мира, К. Маркса, Робеспьера, Железнодорожников, Перенсона, Белинского, Каратанова, Дубровинского, Республики, Декабристов, Горького, Профсоюзов, Вокзальная, Марковского, Лебедевой, Каратанова, Дубровинского, Мичурина, Свердловская, пр. им. газеты «Красноярский рабочий», ак. Киренского, Телевизорная, Новосибирская, Гладкова, Корнетова, Вавилова, Глинки.

На рисунке 1 приведены усреднённые результаты оценки акустических полей, дБ, полученные инструментальными методами, на двух из исследованных участков центральной части города (рис. 1).

а)

б)

Рис. 1. Карты шума на участках: а) перекрёсток ул. Вейнбаума и пр. Мира; б) перекрёсток ул. К. Маркса и ул. Декабристов

Секция ««Техносферная безопасность»)

Результаты исследований. Во всех рассматриваемых участках в расчётных точках жилой застройки выявлены значения звука, превышающие нормы на 10-25 дБ по натурным измерениям и на 5-11 дБ по расчётным данным. При этом ожидаемо, что в дворовой части жилых домов нормы уровня звука соблюдены или превышают незначительно. Это говорит о важности учёта типа застройки в районах, критических по фактору шума. Средние показатели интенсивности эквивалентного уровня шума в течение дневного времени с 8.00 до 21.00 менялись не существенно. Во всех исследованных районах уровень шума от транспорта может достигать 80-82 дБ при санитарной норме для жилой зоны 45-60 дБ [3, 4] .

Выводы. Анализ данных звукового давления в выделенных зонах и факторов деления зон позволил сделать следующие выводы:

- во всех исследованных районах уровень шума от транспорта может достигать 80-82 дБ, превышая санитарную норму на 5-25 дБ;

- для рассматриваемых районов города «старой» застройки ряд радикальных мероприятий из группы традиционных трудноосуществимы в связи с необходимостью сохранения уникальной исторической эстетики района;

- к экранированию акустических воздействий можно подойти с учётом эстетических и экологических соображений: создания экранирования шума и выбросов транспорта вдоль улиц за счёт вертикального озеленения древесными, кустарниковыми, плетистыми и вьющимися растениями с использованием шпалер и решёток. Предлагаемые экраны должны обеспечить акустический комфорт жителям и защиту от выбросов транспорта на примыкающих к проезжей части участках, по крайней мере, в летний период;

- предполагаемая эффективность такого экранирования составит от 30 до 90% в зависимости от периода года и площади листовой мозаики;

- «зелёные» конструкции могут быть мобильными и эффективно, максимально естественно впишутся в общую концепцию «старого» города, решая важную задачу экранирования от вредных воздействий.

Библиографические ссылки

1.Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году». М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 2021. 256 с.

2.Приложение к Постановлению администрации города от 14 ноября 2018 г. № 714 Муниципальная программа "Обеспечение пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Красноярске" на плановый период 2020 - 2021 годов. Правительство Красноярского края. 2018. 257 с.

3.Отчет о научно-исследовательской работе «Формирование принципов застройки городских территорий с учетом изменения ветрового режима в целях создания благоприятных микроклиматических условий (на примере г. Красноярска). Рег. № 2020061506473. Раздел 5. Красноярск, 2021. 69 с.

4.Саулова Т. А., Ефремова И. С. Инструменты для регулирования шумовых нагрузок от автомобильного городского транспорта: Нидерланды «Transportation Research Procedia»: изд. Elsevier, 2021. Том 61. С. 518-525.

© Ефремова И. С., Саулова Т. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.