ОЦЕНКА АКТИВНОСТИ ОКСИДРЕДУКТАЗ В КРОВИ ОЖОГОВЫХ КРЫС ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ЭКЗОГЕННОЙ NO-ТЕРАПИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Н.В. Диденко, К.Л. Беляева, А.Г. Соловьева
ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России, Нижний Новгород
Abstract
In the article the change of the specific activity of oxidoreductases in blood of subjected to a combined thermal trauma rats and the impact of exogenous NO-therapy in concentration of ~3000 ppm on the burn wound during 14 days after injury were here assessed. It was found that the apply of exogenous NO on the burn wound of rats with combined thermal trauma for 14 days caused to an increased specific activity of lactate dehydrogenase in direct and reverse reactions, as well as aldehyde dehydrogenase in comparison with burned animals.
Key words: exogenous NO-therapy, oxidoreductases, burn wound
В статье оценено изменение удельной активности оксидредуктаз в крови крыс, подвергшихся комбинированной термической травме, а затем воздействию на ожоговую рану экзогенной NO-терапии с концентрацией ~3000ppm в течение 14 суток после нанесения травмы. Выявлено, что применение экзогенной NO-терапии на ожоговую рану крыс с комбинированной термической травмой в течение 14 суток, вызвало повышение удельной активности лактатдегидрогеназы в прямой и обратной реакциях, а так же альдегиддегидрогеназы по сравнению с ожоговыми животными.
Ключевые слова: экзогенная NO-терапия, оксидредуктазы, термическая травма
В основе экзогенной NO-терапии лежит как воздействие потока холодной плазмы, так и непосредственно свойства молекулы оксида азота (NO). Это соединение известно своими антибактериальными свойствами, а также представляет собой универсальный регулятор метаболических процессов как на клеточном, так и на тканевом уровне организма человека [1]. Экзогенный NO способен проникать как через раневую поверхность, так и через неповрежденную кожу и слизистые оболочки [2]. Применение фармпрепаратов регуляции синтеза NO в организме сопряжено с возникновением ряда побочных эффектов, поэтому необходим дополнительный поиск неинвазивных физических регуляторов оксида азота, и оценка их влияния при патологии, например при лечении ожоговых ран [6].
Цель исследования: оценить удельную активность оксидредуктаз в крови крыс, подвергшихся комбинированной термической травме, а затем воздействию на ожоговую рану ежедневного 14 дневного курса экзогенной NO-терапии.
Материал и методы исследования Работа выполнена на 30 крысах линии Wistar массой 200-250 г. разделенных на 2 опытные и 1 контрольную группы (интактные крысы). Всем животным опытных групп под наркозом была нанесена комбинированная термическая травма (КТТ): контактный термический ожог на площади 20% (3 сек.) в сочетании с термоингаляционной травмой (10 сек.). В 1-й группе (п=10) на ожоговую рану не оказывалось никакого воздействия. Во 2-й группе (п=10) после операции ежедневно в течении 14 суток производилось воздействие на рану N0-содержащим потоком холодной плазмы с помощью аппарата «ПЛАЗОН» (Россия). Концентрация молекул N0 в плазменном потоке (на оси плазменного потока) составляла ~3000ppm. Длительность процедуры - 2 минуты на расстоянии 1см от ожоговой поверхности. Животные были выведены из эксперимента на 14 сутки после нанесения травмы. В крови крыс определяли активность альдегиддегидрогеназы (АлДГ) [3], лактатдегидрогеназы в прямой реакции (ЛДГпр.) и лактатдегидрогеназы в обратной реакции (ЛДГобр.) [5]. Для расчета удельной активности оксидредуктаз определяли концентрацию белка [4]. Результаты исследований обрабатывали с использованием ^критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение В результате исследования было показано, что под действием комбинированной термической травмы удельная активность ЛДГпр. уменьшается в 2,44 раза (р=0,023), ЛДГобр. в 1,65 раза (р=0,031) соответственно по сравнению с контролем (табл.1).
Таблица 1. Активность лактатдегидрогеназы в прямой реакции и в обратной реакции и альдегиддегидрогеназы (нмоль НАДН/мин*мг белка) в норме, при _ожоге на 14 сутки и при экзогенной N0-терапии_
ЛДГпр ЛДГобр АлДГ
Контроль 73,45±3,21 91,97±4,01 20,25±1,21
КТТ+ТИТ 14 сутки 30,15±1,17* 55,88±0,494* 10,94±0,783*
КТТ+ТИТ 14
сутки лечение экзогенной N0- 54,82±0,479*/** 104,22±1,94*/** 65,43±2,06*/**
терапией
Примечание: * - различия статистически значимы по сравнению с контролем (р< 0,05); ** - различия статистически значимы по сравнению с ожоговыми животными (р< 0,05)
Снижение активности ЛДГ может способствовать накоплению в тканях обожжённых крыс лактата, являющегося косвенным показателем тканевой гипоксии.
Отмечено, что под действием экзогенной NO-терапии активность ЛДГпр увеличивается в 1,78 раза (р=0,029) по сравнению с ожоговыми крысами. Одновременно удельная активность ЛДГпр была меньше в 1,34 раза (р=0,033) по сравнению с контролем. При этом удельная активность ЛДГобр возросла в 1,87 раза (р=0,032) по сравнению с животными с КТТ. Удельная активность ЛДГобр была выше в 1,13 раза (р=0,024) по сравнению с контролем. Показано, что удельная активность АлДГ при термической травме уменьшается в 1,85 раза (р=0,033) по сравнению с контролем. Уменьшение активности фермента ведёт к накоплению большого количества альдегидов, которые в свою очередь токсичны для организма обожженных крыс, а, ингибируя активность многих ферментов, способны нарушить детоксикационную функцию печени. Однако благодаря применению экзогенной NO-терапии на ожоговую поверхность крыс удельная активность АлДГ в крови увеличивается в 5,98 раза (р=0,035) по сравнению с животными с (КТТ).
Заключение
В результате исследования было показано, что применение экзогенной NO-терапии на ожоговую рану крыс с комбинированной термической травмой в течение 14 суток, вызвало повышение удельной активности ЛДГ в прямой и обратной реакциях. При этом отмечено резкое увеличение и удельной активности АлДГ в 5,98 раза (р=0,035) по сравнению с ожоговыми животными.
Список литературы
1. Василец В.Н., Шехтер А.Б. Медицинские и биологические применения плазменных источников окислов азота // Известия высших учебных заведений. Серия: химия и химическая технология. 2012. Т.55. №4. С. 21-25.
2. Звягинцева Т.В., Кривошапка А.В., Желнин Е.В. Роль метаболитов оксида азота в механизмах развития экспериментального ожога // Экспериментальная клиническая медицина. 2011. №2(51). С. 5-9.
3. Кершенгольц Б.М., Серкина Е.В. Некоторые методические подходы к изучению метаболизма этанола // Лабораторное дело. 1981. №2. С.126.
4. Королева О. В. Спектрофотометрические методы биохимических исследований. «Ленингр. универс.», 1979. С. 56-57.
5. Кочетов Г.А. Практическое руководство по энзимологии. Москва, 1980.
6. Подойницына М.Г., Цепелев В.Л., Степанов А.В. Применение физических методов при лечении ожогов кожи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.