Научная статья на тему 'Оценивание профессионального развития педагогических работников посредством портфолио'

Оценивание профессионального развития педагогических работников посредством портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценивание профессионального развития педагогических работников посредством портфолио»

правный» механизм приема в ВУЗы будет приводить, очевидно, опять же к социальному расслоению населения.

То же самое касается и сравнения возможностей поступления в ВУЗ учащихся школ, ГГГУ и техникумов. Введение механизма ЕГЭ практически отрезает выпускникам ПТУ и ССУЗов возможность дальнейшего продолжения образования в ВУЗе. В том числе и возможность получения высшего образования в сокращенные сроки за счет широко распространившегося в последнее время заключения прямых договоров учреждений начального и среднего профессионального образования с ВУЗами. Так что вполне резонно задать вопрос о «равных условиях» поступления в ВУЗы - а для кого, и, главное, для чего они «равные»?

На расслоение общества вольно или невольно «работает» и система внутрифирменного обучения персонала - это та сфера народного образования, которая раньше называлась «подготовка и повышение квалификации кадров на производстве», а теперь получила такое современное название. Если раньше в условиях плановой экономики каждое предприятие и организация несли ответственность (хотя бы формальную) за постоянное повышение квалификации всех рабочих и специалистов, то теперь работодатели вкладывают средства, в основном, лишь в повышение квалификации высших менеджеров и наиболее квалифицированной части рабочих. Поскольку вложения средств в интеллектуальный ресурс именно этих категорий работников дают наибольшую экономическую отдачу. Но тогда остальные работники как бы отстранены от возможностей дальнейшего профессионального роста, что опять же способствует расслоению общества.

Но беда еще и в том, что, как показывают социологические исследования, проводимые во многих странах мира, в том числе и в России, расслоение общества по уровню образования имеет тенденцию становиться наследственным. Дети из высокообразованных семей сами чаще всего становятся высокообразованными людьми, а дети из малообразованных семей чаще всего сами впоследствии становятся малообразованными.

Таким образом, Россия, в том числе и развитием своего образования, «успешно» повторяет путь западных стран, порождая в перспективе и социальную напряженность и нестабильность экономики, которая к тому же еще и не успела возродиться. А еще у нас «демографическая яма». Очевидно, для России этот путь вряд ли перспективен. Более привлекателен для России, по мнению автора, другой путь - путь глобализации экономики, путь устойчивого развития - путь развития и возвышения в каждом человеке духовного и интеллектуального начала при удовлетворении разумных материальных потребностей всех людей. Тем более с нашим традиционным российским общинным

менталитетом, с его формулой «Один за всех и все за одного» в нынешних условиях для стабильного развития общества больше следует руководствоваться правилом: «Скорость эскадры определяется скоростью самого медленного судна». В отличие от западного менталитета, основанного на индивидуализме: «Каждый для себя, один Бог за всех».

Российской системе народного образования, пока еще не поздно, необходимо срочно и самым серьезным образом повернуться лицом к проблеме доступности образования: возродить школьный всеобуч, закрепив за каждой школой определенный «микрорайон»; добиться законодательным путем возрождения обязательного полного среднего образования; увеличить количество ученических мест в учреждениях начального и среднего профессионального образования, чтобы сделать их доступными для всех; отладить действительно демократический механизм поступления в ВУЗы; всемерно развивать возможности для продолжения образования молодежи и взрослого населения в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях в заочной, дистантной, открытой и других прогрессивных формах получения образования без отрыва от работы и т.д. Ведь сегодня, как никогда, ответственность за будущее общества и страны ложится на школу, на всю систему народного образования.

Как уважаемый Читатель мог заметить, в статье подняты многочисленные и разнородные проблемы развития отечественного образования. В то же время все они группируются вокруг одной общей идеи: человечество уже достаточно давно - где-то лет двадцать пять - тридцать тому назад перешло в принципиально иную эпоху своего существования, которая называется постиндустриальным обществом. Эта новая эпоха требует совсем иной, чем было до того, организации общества, его экономики, социальной, культурной его жизни, в том числе организации всей сферы образования. В этом новом обществе необходимо коренное изменение устройства и функционирования образовательной системы: ее организационных, правовых, экономических, управленческих, дидактических, методических, воспитательных и других основ. Все это требует перестройки сознания работников образования, накопления определенного опыта, переподготовки педагогических кадров и т. д. Известно, что медленнее всего меняется человеческое сознание, в частности, профессиональное сознание педагогов и работников органов управления образованием. На его перестройку уйдут годы и годы. Но чем быстрее это произойдет, тем быстрее система народного образования страны выйдет из кризиса и начнет развиваться в нужных направлениях, тем меньше будет неоправданных потерь. В том, чтобы убедить уважаемого Читателя в необходимости перестройки этого сознания, и была основная цель этой статьи.

Новикова Т.Г.,

зав. кафедрой развития образовательных систем АПКиППРО, д.п.н., профессор

Оценивание

профессионального развития педагогических работников посредством портфолио

Национальный приоритетный проект «Образование» стал мощным толчком в ускорении движения к достижению нового качества общего образования, к созданию новой модели школы, выявил значительный инновационный кадровый ресурс, состоящий из лучших директоров и учителей общеобразовательных школ, но в то же время был определен ряд проблем, решение которых требует активизации дополнительных образовательных ресурсов по совершенствованию подготовки педагогов и руководителей образовательных учреждений в условиях постдипломного образования.

К выявленным проблемам, препятствующим модернизации школьного образования в связи с подготовкой и повышением квалификации, можно отнести следующие:

- отсутствие целостных представлений (знаний) о педагогических инновациях, что приводит к дискредитации понятия «инновационная деятельность», «инновационная программа», «инновационные технологии» и т.д.;

- низкий уровень профессиональной культуры анализа и оценки собственной деятельности;

- недостаточный уровень профессионального взаимодействия и связи с внешкольной профессиональной деятельностью, что приводит к отсутствию объективной профессиональной оценки деятельности образовательного учреждения;

- отсутствие широкой сети профессиональных сообществ как одного из эффективных условий повышения профессионализма руководителя образовательного учреждения;

- неэффективность системы постдипломного образования, определяемая неразработанностью системы оценки качества постдипломного обучения на основе результатов их педагогической и управленческой деятельности в связи с модернизацией российского образования.

Далеко не всеми участниками осознается и принимается общая концепция модернизации, не достаточно обучены и подготовлены к инновационной деятельности руководители школ, их заместители, учителя, методисты.

Как отмечается в материалах Всемирного Банка, педагогические кадры не готовы к развитию новых

навыков и способностей, у них не сформированы необходимые профессиональные умения: прогностические, рефлексивные, диагностические, аналитические, целеполагания, проектировочные, коммуникативные, контрольно-оценочные.

Одним из средств, позволяющих отразить развитые профессиональные умения и в то же время служащее средством мониторинга и оценки, является портфолио.

Портфолио, как новое средство оценивания, неразрывно связан с идей обучения в течение всей жизни. Принятие и дальнейшее развитие парадигмы пракгико-ориентированного обучения приводит к большему использованию альтернативных методов оценивания. Одним из получивших значительное распространение в последние годы методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment).

Данный метод используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнозначно дефинициям «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», иногда используется термин «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».

Необходимость разработки аутентичного оценивания связывается сегодня с теоретическими положениями о том, что необходима такая парадигма образования, которая позволит не только и не столько усваивать и запоминать информацию, использовать алгоритмы для разрешения небольших проблем, но, прежде всего, подготовить к обозначению, выявлению проблемы, нахождению информации для ее решения, оцениванию альтернатив, созданию идей и продуктов, разработке новых решений сложных дилемм.

В рамках постдипломного образования могут быть предложены следующие варианты портфолио педагога (управленца):

• Профессиональный портфолио педагога служит основанием для получения им сертификата на преподавание и повторных лицензирований - портфолио лицензирования - затребован органами, осуществляющими лицензирование практикующих педагогов (управленцев);

• Портфолио категорийный является одним из оснований при определении размера заработной платы и предъявляется администрации образовательного учреждения и инстанциям, компетентным в решении вопроса об определении категории педагога и размере его заработной платы;

• Портфолио учебного процесса - портфолио учебного планирования - составляется педагогом или управленцем и отражает динамику

собственных учебных достижений, и образовательный процесс, в который он включен, служит педагогу и управленцу основанием для планирования, контроля, оценки своей деятельности, во-первых, и учебной программы, во-вторых, а также используется на педагогических конференциях и т.д.

Существенным аспектом использования портфолио может стать уход от формального представления определённого набора документов и сбалансированная презентация как формализованных свидетельств достижений администратора (педагога), так и наглядных примеров, продуктов его деятельности.

Портфолио также позволяет администратору (педагогу) более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предметов преподавания.

Следствием использования профессионального портфолио администратора (педагога) для представления его профессиональных достижений может быть появление нового аспекта - собственно аспекта развития, самоорганизации и самоконтроля в построении профессиональной карьеры.

Появление этого нового проектного подхода при презентации и оценке профессиональных достижений является чрезвычайно важным результатом введения портфолио.

Существенным становится перенос акцента на самоконтроль и проектирование своей профессиональной траектории. Подчёркивается, что администратор (педагог) осуществляет проект собственного профессионального развития, который имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.

Отсутствие подобной программы или проекта профессионального развития, разрабатываемой администратором (педагогом), является сегодня дефицитом, очевидным на фоне бурно идущего проектирования и создания программ развития школы. Появление соответствующим образом ориентированного портфолио, который традиционно является инструментом самоконтроля, самоорганизации и планирования, устраняет этот дефицит и меняет установку ожидания поощрения на позицию самоопределения и выстраивания перспективы индивидуального развития в профессии.

Портфолио принципиально созвучно идее обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного» (longlife education) обучения, поскольку он позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.

Как правило, в разных моделях портфолио присутствует специальный раздел - «пожизненное» обучение, в котором автор портфолио объясняет, как он трактует это понятие, какие шаги в образовательном процессе он уже совершил и какие намерен совершить в ближайшем и отдалённом будущем.

Причём в качестве источника обучения в учебных портфолио рассматривается вовсе не только образовательное учреждение, но и трудовой опыт, домашний труд, путешествия, социальные практики, то есть собственно жизнь. В профессиональном портфолио педагога этот проектный аспект - ориентация на непрерывное обучение, планирование следующих шагов, постановка целей - обеспечивается прежде всего презентацией собственной педагогической концепции (эссе) и плана профессионального развития.

Существенными характеристиками портфолио планирования является то, что он обеспечивает возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации. То есть весьма существенным является именно проектный и рефлексивный аспект работы педагогического работника, что и будет осуществляться в сетевой школе управленческих кадров.

1. Портфолио педагогического работника оформляется в двух версиях - папке-накопителе с файлами (скоросшивателе) и в электронном виде.

2. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.

3. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагогический работник.

При подготовке портфолио педагогический работник составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:

I. Цели и задачи своего профессионального роста.

И. Умения (компетенции), которые ему необходимо приобрести.

III. Тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.

I. Цели и задачи профессионального развития должны соотноситься с тремя вещами:

1. Профессиональными стандартами.

2. Успеваемостью учеников - для педагогов;

и успешностью работы педагогического коллектива - для административных работников.

3. Стратегическим планом школы.

При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели:

• Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя (администратора) - обязательно.

• Достижения учащихся (педагогического коллектива) - как правило.

• Общие результаты школы при аттестации - возможно (для учителя) и обязательно (для администратора).

II. Профессиональные достижения учителя (администратора), вновь приобретённые умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников (деятельности школы).

Профессиональные навыки и умения учителя (администратора) оцениваются в соответствии с профессиональными стандартами. Число этих стандартов колеблется, но общая идеология и направленность является единой. В качестве основных стандартов можно выделить следующие:

• компетентность в вопросах преподавания (и управления - для администраторов);

• компетентность в планировании и подготовке уроков (в управлении образовательным учреждением и педагогическим коллективом);

• компетентность в управлении классом (школой);

• использование разнообразных методов оценивания;

• создание обстановки и использование методов, обеспечивающих максимальную активность учащихся (педагогов);

• планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся;

• коллегиальность и сотрудничество;

• наблюдаемый профессиональный рост.

В портфолио педагог (администратор) представляет различные свидетельства своего профессионального роста. Несмотря на то, что жёсткого стандарта портфолио не существует, набор материалов достаточно устойчив:

о педагогическая концепция - для педагога и миссия, ценности и видение будущего школы (педагогического коллектива) - для администратора; о награды и сертификаты; о тренинги и курсы; о публикации;

о авторские либо коллективные программы; о проекты и исследования; о планы уроков; о примеры заданий; о достижения учеников;

о отзывы и оценки учеников, коллег, администрации.

На первое место выступает осмысление своей деятельности (педагогическая концепция или философия, миссия и видение администратором развития своей школы с философских позиций) и в целом его рефлексивная позиция.

III. Описывая пройденные тренинги, приобретённые умения, учитель (администратор) должен оценить то, как это «новое знание» реализуется в его преподавании, сказывается на результатах учеников (школы). Представляя свои проекты, он показывает, как они работают на стратегию школы и т.д.

В целом портфолио выстраивается в соответствии с принятым в 90-х годах подходом к оценке подготовки учителя через то, «что он знает, и что может делать». Он отвечает принципу «контроля над собственным образованием», который адресован и администраторам, и учителям, и студентам, и школьникам.

Индивидуальный план профессионального развития администратора (педагога) как составная органичная часть портфолио План профессионального развития включает определение целей и задач собственного профессионального развития, форм и этапов повышения квалификации, описание профессиональных навыков и умений (включая современные образовательные технологии), которые администратор (педагог) хочет приобрести, курсов и программ, которые позволяют ему это сделать, и необходимых для этого сроков.

Обязательным элементом планирования является анализ соответствия намеченной стратегии профессионального развития, стратегии развития школы, образовательной системы муниципалитета и т.д.

В раздел входит также анализ выполнения индивидуального плана профессионального развития - текущий и итоговый. Основной пункт раздела - описание администратором (педагогом) того, в каких конкретно формах (предметах, классах) он реализует приобретённые профессиональные умения и технологии.

Индивидуальный план профессионального развития (образец)

Фамилия, Имя, Отчество: Блинкова Татьяна Владимировна

Стаж работы: 15 лет

Домапший адрес: г. Курск, Проспект Ленина, 21 -12. Школа: ГОУ№ 28

Основная специальность: Учитель начальных классов Должность, дополнительная нагрузка: Руководитель методического объединения учителей начальной школы.

Цели и задачи моего профессионального развития (пожалуйста, перечислите): Освоение новых подходов в дидактике и методике обучения младших школьников; освоение современных форм и методов преподавания; освоение новых форм и техник оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы.

Цели и задачи моего профессионального развития сходны/сообразны со следующими задачами округа и/или школы; Внедрение информационных технологий в учебный процесс; создание условий для индивидуализации обучения.

Перечень утвержденных/одобренных видов деятельности профессионального развития (ПР) по специальности

Вид деятельности ПР Цели и задачи ПР Курсы, программы * Дата утверждения и подпись куратора по желанию Дата начала и завершения

Освоение дидактики и методики организации учебной деятельности в системе развивающего обучения Д.Б.Элъконина-В.В.Давыдова Освоение новых форм работы на уроке и новых подходов к оцениванию Курсы в Московском филиале Независимого Научно-методического центра «Развивающее обучение». 03.09.1993. 25.09.1993-25.05.1994

* Подпись куратора свидетельствует о том, что выбранная деятельность ПР соответствует общим образовательным потребностям школы п/пли муниципалитета и направлена на то, чтобы развить способности преподавателя и улучшить результаты учащихся.

Перечень дополнительных видов деятельности профессионального развития за рамками основной специальности

Вид деятельности ПР Цели и задачи ПР Курсы, программы Дата начала и завершения

Применение информационных технологий в преподавательской деятельности Освоение и применение на уроке технологии работы в программе РомгегРоіпі Курсы по программе Intel «Обучение для будущего». 01.12.2003-10.04.2004

Подпись педагога Печать учреждения

Другие документы, подтверждающие реализацию Плана профессионального развития Первичное рассмотрение и утверждение

Дата

Подпись внизу свидетельствует о том, что разработанный Индивидуальный План Профессионального Развития соответствуют общим целям и задачам школы и/или муниципалитета и направлен на то, чтобы развить способности преподавателя и улучшить результаты учащихся.

Пожалуйста, отметьте один из вариантов:

- План был проверен, он полностью соответствует общим целям и задачам школы и муниципалитета и реализуется в срок.

- План был проверен, в него внесены поправки и дополнения.

ФИО куратора Должность Подпись

Вторичное рассмотрение в течение года

Дата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подпись внизу свидетельствует о том, что Индивидуальный План ПР был проверен куратором. Пожалуйста, отметьте один из вариантов:

- План был проверен, он полностью соответствует общим целям и задачам школы и муниципалитета и реализуется в срок.

- План был проверен, в него внесены поправки и дополнения.

ФИО куратора Должность Подпись

Заключительная аттестация Дата

Подпись ниже свидетельствует о том, что куратор ознакомился с Перечнем видов деятельности Профессионального Развития и одобрил их в соответствие с утвержденным планом профессионального развития.

ФИО куратора Должность Подпись

При экспертизе портфолио наиболее существенным становится вопрос о том, реализован ли план профессионального развития на данном этапе и превратился ли он в конкретные методы, формы, технологии в административной (педагогической) деятельности администратора (учителя), в результаты, продукты, достижения, предъявленные в разделе Документы и Работы.

Если в портфолио предъявлены убедительные доказательства такой реализации, значит можно говорить о том, что в собственном профессиональном развитии администратор (педагог) реализовал проектный подход. То есть его профессиональная карьера строится им в логике проекта: Цель - задача - способы реализации - результат. Цели, задачи профессионального развития (повышения профессиональной квалификации) и способы их достижения определены в самом плане развития, а результатом проекта становятся новые исследовательские и творческие работы педагога и его учеников, новые инструменты оценивания и формы преподавания, которые он использует на практике, новые методические разработки, доклады, программы и т.п.

Рефлексивная функция портфолио

Проектный подход к собственному профессиональному развитию и формирование плана индивидуального профессионального развития опирается на чётко организованную рефлексивную работу, основанием для которой также может служить портфолио. Прежде всего, в этом случае речь идёт о самооценивании своих профессиональных достижений: оценке результатов и самого процесса управления и преподавания, оценке представленных в портфолио творческих, проектных, исследовательских и прочих работ. Существенным элементом рефлексии является также представление собственной управленческой (педагогической) концепции, эссе на управленческие и педагогические темы и составление резюме.

Организационная структура портфолио педагога (администратора)

Акцент на результат, практический выход обеспечивается тем, что в портфолио предъявляются соответствующие свидетельства в виде собственно работ, их копий, фотографий, видеозаписей. Необходимо выделить следующие аспекты:

• Собственно учебные достижения школы (учеников) в их динамике. Наиболее существенным показателем является именно прирост качества, учебный прогресс школы (учеников) вне зависимости от способностей учеников, возможностей, сложности предмета и

Т.Д.

• Учебные продукты: проекты, исследовательские работы педагогов и учеников. Модели, художественные работы и т.п.

• Продукты профессиональной преподавательской деятельности самого педагога: авторские программы, проекты, методические материалы и другое.

• Результаты его научно-исследовательской деятельности: доклады, проекты.

Акцент на самооценивание определяется тем, что в портфолио представлены свидетельства обратной связи администратора с педагогами, родителями и учениками; учителя с учениками, родителями, коллегами, полученные в результате регулярного анкетирования учеников, обсуждений на родительских собраниях, оценок кураторов. А также самоотчёта администратора (учителя):

• анкеты-опросники;

• отзывы;

• рецензии.

Акцентированию рефлексивного аспекта портфолио способствует также то, что в нем присутствуют такого рода работы, как «профессиональная концепция», анализ действующих стандартов, комментарий к системе оценивания и др.

Наиболее существенный аспект, до сих пор отсутствующий не только в документах, представляемых на экспертизу, но и в самой педагогической позиции - аспект проектирования, планирования собственного профессионального развития, который обеспечивается наличием в портфолио плана профессионального развития на ближайшую перспективу.

План разрабатывается на срок от 2-3 до 5 лет с определением:

1. Целей и задач профессионального развития

2. Конкретных умений

3. Программ (модулей программ), которые администратор (педагог) собирается освоить для достижения этих целей

4. Курсов и тренингов, которые он для этого собирается пройти

5. Методов и форм прохождения обучения

6. Свидетельств, которые хочет получить.

Принципиально важный момент, центральный для

того, чтобы портфолио стал инструментом, опосредующим проектный поход к собственной профессиональной деятельности - доказательство успешного профессионального роста, его эффективности, то есть соответствие повышения профессиональной квалификации свидетельствам конкретных достижений в этой области, доказывающим, что поставленные задачи успешно реализованы.

Вторым существенным показателем портфолио являются свидетельства того, что приобретённые новые профессиональные квалификации реализуются в процессе профессиональной деятельности и в конечном итоге повышают её качество, улучшают качество «жизни в школе» детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.