3. Чиркина, Т.Ф. Изучение антиоксидантных свойств водных вытяжек из красных листьев бадана толстолистного / Т.Ф. Чиркина, В.В Доржиева // Медицинская экология: мат-лы V междунар. науч.-практ. конф. -Пенза, 2006. - С. 87-88.
4. Ермаков, А.И. Методы биохимического исследования растений / под ред. А.И. Ермакова. - Л.: Агро-промиздат, 1987. - 430 с.
5. Государственная фармакопея СССР: Вып.2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье / МЗ СССР. - 11-е изд., доп. - М.: Медицина, 1989. - 400 с.
6. Влияние эномеланина на гемолиз эритроцитов, вызываемый свободнорадикальными реакциями и другими факторами / И.Е. Ковалев [и др.] // Фармакология и токсикология. - 1986. - № 4. - С. 89-91.
---------♦'----------
УДК 664.78.07 Д.Н. Хамханова
ОЦЕНИВАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ КАЧЕСТВА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО ТИПУ А
В статье проведено оценивание неопределенности органолептических измерений качества хлебобулочных изделий по типу А.
Одним из способов подтверждения качества своих результатов является указание степени доверия к результатам анализа, путем оценивания неопределенности измерения.
Для оценки неопределенности органолептических измерений качества продукции пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности возможно использовать метод оценивания по типу А. Оценка неопределенности по типу А представляет собой метод оценивания неопределенности путем статистического анализа ряда наблюдений, на основе которого получают стандартную неопределенность.
Целью оценивания неопределенности органолептических измерений является подтверждение качества своих результатов.
Для экспериментального определения неопределенности необходимо проведение не менее пятнадцати повторных измерений каждого показателя качества. При органолептических измерениях, чтобы получить стандартную неопределенность, достаточно определить значения показателей качества с помощью экспертной комиссии.
При проведении статистического анализа в большинстве случаев определяют среднее арифметическое, или среднее, значение некоторой величины д, так как она является лучшей оценкой математического ожидания величины д, изменяющейся случайным образом:
1 п
8=-Е **• (1)
П 1=1
Экспериментальную дисперсию наблюдений определяют по формуле
1 п 2
* (А ) = — Е(8„ -1). (2)
П -1 (,1
Экспериментальное стандартное отклонение соответственно равно
* (8к ) = \РгЕ(8к -1 )2- (3)
\п -1 =
Наилучшая оценка дисперсии среднего значения равна
*2 (8 ) = , (4)
п
Вестник,КрасТАУ- 2008. №3
где *2 (8) - экспериментальная дисперсия среднего.
Экспериментальное стандартное отклонение среднего
* (8) = лС (8). (5)
Экспериментальное стандартное отклонение среднего может быть использовано в качестве меры неопределенности (8). Для входной величины Х , определенной из п независимых повторных наблюдений
Х к, стандартная неопределенность ее оценки вычисляется по формуле (2), а оценка стандартной неопределенности - по формуле (4). Иногда*2 (8к) называют дисперсией типа А, а*2 (8) - стандартной
неопределенностью типа А [1-2].
В целях повышения достоверности органолептических измерений качества хлебобулочных изделий нами было проведено многократное измерение качества хлебобулочных изделий ОАО «Бурхлебпром» по таким органолептическим показателям, как вкус, цвет, запах, состояние мякиша.
Для этого была создана экспертная комиссия в составе 15 человек.
Полученные результаты экспертной оценки и стандартные неопределенности органолептических измерений качества хлебобулочных изделий *2 (8) приведены в таблице.
Результаты экспертной оценки
Показатель Оценка эксперта, балл 8 52 (8)
Вкус 4 4 5 4 4 4 5 4 4 4 5 4 4 4 3 4,13 0,0178
Цвет 4 5 4 4 5 5 5 4 5 5 4 4 5 5 4 4,53 0,0177
Запах 4 4 4 4 5 5 5 4 4 4 4 4 5 5 3 4,26 0,0234
Состояние мякиша 5 5 5 4 5 5 5 4 5 5 5 4 5 5 4 4,73 0,0139
Проверка значимости различия между стандартными неопределенностями измерения показателей
г . с 2 = ^ 2 0 • ° 2
качества хлебобулочных изделий сформулируем гипотезу: Н0 • *-2 = *2 - стандартные неопределен-
ности незначимы. Альтернативная гипотеза: Н0 • *-2 ^ *2- стандартные неопределенности значимо
различаются друг от друга. Для решения данной задачи можно применять различные статистические критерии. Проверка значимости различия между стандартными неопределенностями измерения проводилась по
£2
критерию Фишера, согласно которой находят величину Г = —2.
*2
Если нулевая гипотеза верна, то выборочная статистика имеет распределение Фишера с У1 = п1 -1 и У2 = п2 -1 степенями свободы. Задаваясь уровнем значимости и числами степеней свободы по таблицам квантилей Г - распределения, находят критическую точку Гкр . Если Гнабл > Гкр, то нулевая гипотеза отклоняется в пользу альтернативной.
В нашем случае У1 =У2 = 14 . При а =0,05 критическое значение равно: Гкр = 2,85. При сравнении стандартных неопределенностей измерении показателей качества хлебобулочных изделий получено
Г = £ = 00234 =
*22 0,0139
Поскольку Гнабл = 1,68 < Гкр = 2,85, то нулевая гипотеза подтверждается, то есть стандартные неопределенности измерения *2 (8) органолептических показателей качества хлебобулочных изделий отли-
чаются незначимо. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что качественный состав экспертной комиссии достаточно высокий.
С другой стороны, можно констатировать, что органолептические измерения показателей качества хлебобулочных изделий производились с точностью: вкуса - ± 0,0178; цвета - ± 0,0177; запаха - ± 0,0234; состояния мякиша - ± 0,0139.
Вполне очевидно, что при изменении состава экспертной комиссии необходимо заново определять стандартные неопределенности.
Литература
1. Руководство по выражению неопределенности измерения: пер. с англ. / ВНИИМ им. Д.И. Менделеева. -СПб., 1999.
2. Количественное описание неопределенности в аналитических измерениях. Перевод документа EURACHEM. - СПб.: Крисмас+, 1997. - 129 с.
---------♦'----------
УДК 613.21:641.1 (571.51) Г.В. Иванова, Т.В. Манчук
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИОКСИДАНТНОЙ ЗАЩИТЫ В БИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДАХ ОРГАНИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ г. КРАСНОЯРСКА)
Ряд заболеваний у детей и подростков может быть вызван истощением антиоксидантного резерва, которое (по мнению врачей) могло произойти в результате воздействия неблагоприятных экологических условий и нерационального питания. Для коррекции рационов питания учащихся нами предложен ряд продуктов функционального назначения. Учитывая высокое содержание в них витаминов С, А ф-каротина), а также других важнейших микронутриен-тов, была проведена оценка эффективности данных продуктов в клинических испытаниях. В данной работе приводятся результаты исследований в биологических средах организма учащихся средней образовательной школы (СОШ).
По данным Института питания РАМН у 70-100% населения отмечается нехватка витамина С, у 60-80% - витаминов группы В, у 25-40% - витамина А, у 40-60% зафиксирован недостаток р-каротина [4]. Такая же тенденция наблюдается и в регионах, например, в Красноярском крае. Так, одним из наиболее часто встречающихся нарушений структуры питания детей школьного возраста признается недостаточное поступление с питанием витаминов С, А и его предшественников - каротиноидов, что подтверждено проведенными нами исследованиями в предыдущих работах.
Контроль за достаточным поступлением с пищей витаминов и минеральных веществ, удовлетворением физиологических потребностей в них детей - одна из важнейших задач специалистов в области питания. Это позволяет выявить связь между развитием наиболее распространенных неинфекционных заболеваний и структурой рациона школьников (в том числе) и служит основанием для разработки мероприятий их профилактики, в частности, формирования государственной политики в области питания и здоровья населения. Большое внимание в этих программах уделяется вопросам ликвидации неадекватного поступления в организм витаминов и минеральных веществ. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма требуется не только снабжение его необходимым количеством энергии и отдельных пищевых веществ, но и соблюдение достаточно строгих взаимоотношений между многочисленными нутриентами, каждый из которых играет специфическую роль в обмене веществ [1], так как от этого во многом зависит состояние организма в конкретных условиях окружающей среды, степень его адаптированности к данным факторам, опре-