Научная статья на тему 'Оценивание динамических процессов в системах управления расходованием топлива моноблочных жидкостных ракет-носителей при лётно-конструкторских испытаниях'

Оценивание динамических процессов в системах управления расходованием топлива моноблочных жидкостных ракет-носителей при лётно-конструкторских испытаниях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ / CARRIER ROCKET / ЛЁТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ ИСПЫТАНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЕМ ТОПЛИВА / CONTROL SYSTEM BY THE EXPENSE OF FUEL / МЕТОД АНАЛИЗА / METHOD OF ANALYSIS / FLYING-DESIGNER TESTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Муранов Анатолий Алексеевич

Предложен метод анализа работы систем управления расходованием топлива моноблочных жидкостных ракет при лётно-конструкторских испытаниях. Для его реализации выполнена декомпозиция исходной линеаризованной системы управления на две подсистемы, разработан метод оценивания динамических процессов в подсистемах. При комплексном использовании полученных результатов анализа работы подсистем показана возможность формирования дополнительной информации о динамическом процессе в исходной системе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Муранов Анатолий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The operation analysis method is proposed for the control system of monoblock liquid rockets fuel consumption at flight testing. Decoupling of original linearized control system into two subsystems is conducted. The method is developed for the evaluation of the dynamic processes in the subsystems. A possibility of forming additional information about dynamic processes in the original control system is shown at the complex use of the subsystems operation analysis results.

Текст научной работы на тему «Оценивание динамических процессов в системах управления расходованием топлива моноблочных жидкостных ракет-носителей при лётно-конструкторских испытаниях»

УДК 618.518.22

ОЦЕНИВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В СИСТЕМАХ УПРАВОЕНИЯ РАСХОДОВАНИЕМ ТОПОИВА МОНОБООЧНЫХ

ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТ-НОСИТЕОЕЙ ПРИ ОЕТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ ИСПЫТАНИЯХ

А.А. Муранов

Предложен метод анализа работы систем управления расходованием топлива моноблочных жидкостных ракет при летно-конструкторских испытаниях. Для его реализации выполнена декомпозиция исходной линеаризованной системы управления на две подсистемы, разработан метод оценивания динамических процессов в подсистемах. При комплексном использовании полученных результатов анализа работы подсистем показана возможность формирования дополнительной информации о динамическом процессе в исходной системе управления.

Ключевые слова: ракета-носитель, летно-конструкторские испытания, система управления расходованием топлива, метод анализа.

ВВЕДЕНИЕ

К моноблочным жидкостным ракетам-носителям (РН) относятся многоступенчатые РН, у которых на каждой ступени располагается один ракетный блок. Например, таковыми являются д вухсту-пенчатые РН легкого класса: 14А15, «Ангара-1.2». Формально к ним могут быть отнесены и моноблочные (вторая и третья) ступени РН среднего и тяжелого классов. Для определенности д алее будут рассматриваться ракетные блоки моноблочных РН в составе одного жидкостного ракетного д вигателя (ЖРД), баков окислителя и горючего с трубопроводами, систем управления и др.

Для моноблочных жидкостных РН исследуется класс систем управления расходованием топлива (СУРТ), предназначенных для повышения (на 10—15 %) энергетических характеристик РН методами и средствами автоматического управления [1].

В моноблочных жидкостных ракетах-носителях СУРТ каждого ракетного блока (ступени) может объединить в себе, как правило, две подсистемы:

— систему регулирования опорожнения баков (СОБ), осуществляющую синхронизацию расходования компонентов топлива из баков;

— систему прогнозирования момента времени (СПВ) окончания топлива (или отдельных его компонентов) в баках.

Главным и заключительным этапом отработки и проверки бортовых систем управления разрабатываемых или модернизируемых моноблочных РН служат летно-конструкторские испытания (ЛКИ). На этапе ЛКИ должны выполняться требования технического задания по точности, надежности и безопасности работы бортовых систем.

После каждого пуска РН при ЛКИ проводится анализ работы СУРТ: оцениваются случайные неконтролируемые возмущения, ошибки измерения, динамические и точностные показатели работы. Для этого используются априорные данные (модель и параметры объекта управления) и телеметрическая информация, полученная в конкретном пуске РН.

К настоящему времени в методологии послеполетного анализа работы СУРТ разработаны отдельные методы анализа для частных задач управления расходованием топлива. В работе [2] представлены три метода послеполетного анализа работы

только одной подсистемы СОБ, которые в разной степени использовались при обработке пусков РН «Союз-2».

В настоящей статье предлагается единый подход к решению задачи послеполетного анализа работы двух подсистем разных типов (СОБ, СПВ), которые образуют СУРТ моноблочных РН. При комплексном использовании полученных результатов анализа работы отдельных подсистем формируется дополнительная информация о динамическом процессе в СУРТ.

1. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПОРОЖНЕНИЯ БАКОВ

Принципы работы и физические основы построения СОБ ракетного блока обстоятельно изложены в работе [1]. Однако ц елесообразно для д аль-нейшего рассмотрения материала привести краткую информацию о назначении отдельных звеньев СОБ (см. рисунок).

В этих системах запасы компонентов топлива в баках ракеты определяются при помощи дискретных уровнемеров. Уровнемеры окислителя УО и горючего УГ представляют собой штанги с набором равного числа I чувствительных элементов (ЧЭ), которые реагируют на факт пересечения уровня, на котором они установлены, зеркалом жидкого компонента. Для номинального процесса опорожнения пересечение ЧЭ одинаковых, г-х, I = 1, 2, ..., I, номеров в баках компонентов происходит одновременно. При наличии возмущений возникает неодновременность пересечения ЧЭ одинаковых номеров. Это приводит к появлению временного

рассогласования Д^.. = ¿изм.о.г - ^изм.г.г * 0 которое

однозначно характеризует рассогласование относительных запасов окислителя и горючего на г-й паре ЧЭ уровнемеров. Сигнал рассогласования Д^и -поступает на вход управляющего устройства УУ, где рассчитывается управляющий сигнал и. Отработка сигнала и{ осуществляется с помощью привода дросселя ПД, устанавливаемого в одной из основных топливных м агистралей ЖРД после тур-бонасосного агрегата ТНА. Дроссель Д поворачивается на угол Даг, изменяя в нужную сторону расходы и коэффициент соотношения расходов компонентов через ЖРД. Описанная схема действий выполняется при срабатывании каждой пары од-нономерных ЧЭ уровнемеров.

Отметим, что в качестве управляющего сигнала и, I = 1, 2, ..., I, используется некоторая переменная (из состава трех возможных переменных) алгоритма СОБ, что связано с выбором способа отработки сигнала и. [3]. Далее в тексте управляющий сигнал и будет конкретизирован при рассмотрении объекта управления.

Структурная схема СОБ ракетного блока

В зависимости от начальных условий объекта управления и заданных требований к регулируемым координатам может быть сформирован и отработан программный управляющий сигнал и , I = 0, в момент времени t0 начала работы СОБ.

Перейдем к постановке задачи анализа работы СОБ двухкомпонентного ракетного блока РН при ЛКИ. Управляемый процесс расходования топлива из баков компонентов топлива описывается л и-неаризованными уравнениями:

г -1

Д^- = Д^ - I (ЬКу(0) + ЬКупр.)ДТг

г = 0

г -1 г

-II (Д5К + УД?; г = 1, 2, ..., I + 1,

г = 0 5 = 0

Дt . = t • - t

изм.г изм.о.г изм.г.г

Дь +

г = 1, 2, ..., I, (1)

б*. = ЪКУ (0) + бК

т пр.г + I (ДбК +

5 = 0

0, 1, ..., I,

где Д^(Д^зм г) — истинное (вычисленное с ошибками уровнемерных измерений) временное рассогласование объемов компонентов топлива на г'-й паре ЧЭ уровнемеров; Дt0(ДtI + 1) — начальное (конечное) временное рассогласование объемов ком-

понентов топлива в баках блока; t ) —

' изм.о.Л изм.г.,/

момент времени срабатывания 1-го ЧЭ уровнемера окислителя (горючего); ДТ — номинальный интервал временной расстановки ЧЭ уровнемеров окислителя и горючего; 5Ху(0) — начальное относительное отклонение от номинала коэффициента соотношения расходов компонентов топлива, вызванное ошибкой настройки маршевого д вигателя; 5Хупр , (5 Хт пр ) — относительное отклонение (на интервале времени ДТ) от номинала коэффициента соотношения объемных (массовых) расходов компонентов топлива, вызванное влиянием внешних факторов на входе в двигатель; Д5К{ — управляющий сигнал на изменение коэффициента соотношения объемных расходов компонентов топлива, вычисленный после срабатывания -й пары ЧЭ уровнемеров; Дt. — погрешность формирования временного рассогласования Д^зм , объемов компонентов топлива; § , — погрешность отработки управляющего сигнала Д5К; 5Хт, — относительное отклонение (на интервале времени ДТ) от номинала коэффициента соотношения массовых расходов компонентов топлива через двигатель.

Возмущения 5Хупр,, 5Кт пр,, § , рассчитываются по известным соотношениям с использованием телеметрической информации о внешних факторах на входе в двигатель и об угловом положении дросселя СОБ. Для случайных неконтролируемых возмущений Д^, 5Ху(0) и погрешностей Д^,, , = 1, 2, ..., I, задаются статистические характеристики.

Задача анализа работы СОБ ракетного блока РН при ЛКИ состоит в том, чтобы, используя уравнения (1), параметры объекта управления (ДТ) и телеметрическую информацию (^зм.о.,, ^зм.г.,, Д5Х,, 5Хупр,, 5Ктпр,, §,), определить оптимальные по некоторому критерию оценки случайных начальных возмущений Д^, 5Ху(0), регулируемой координаты Дt,, погрешностей Дt,i и точностных характеристик системы: Ди, ,, 5Х ..

I + Р т,

Решение задачи анализа работы СОБ при ЛКИ определяется при выполнении следующей двух-этапной процедуры.

1. Оценивание неконтролируемых возмущений Д^, 5Ху(0), представляющих собой начальные условия регулируемой координаты Дt¡ и ее производной.

Для этого применяется м етод наименьших квадратов (МНК) [4], наиболее распространенный из апробированных методов [2]. Для оценивания по МНК целесообразно представить уравнение регу-

лируемой координаты Д^ в уравнениях (1) в виде линейной функции:

= Д^ - 5Ху(0)^, - с,, , = 1, 2, ..., I, (2)

,-1

где t 1 = X ДТг — номинальный момент времени

г = 0

срабатывания ,-й пары ЧЭ уровнемеров, отсчитываемый от момента времени ^ начала работы СОБ;

,- 1 ,- 1 г

с1 = I 5Хупр гДТг + XI (Д5Х5 + §)ДТг — задан-

г = 0 г = 0 5 = 0

ный, переменный во времени параметр; рассчитывается до начала процедуры МНК.

С помощью МНК проводится сглаживание совокупности «измерений» Д^зм , , = 1, 2, ..., I, регулируемой координаты линейной функцией (2) с неизвестными параметрами Д^, 5Ху (0). Оценки

Д^, 5Ху (0) этих параметров определяются по формулам [4]:

IX ^Д^ + с ,) - X ti X (ДtизM.¡ + с,) 5 Ху (0) = --, = 1 - = 1

,= 1

X t^ I -1X П

,= 1

Д ?0 = 1 I X (Дtизм, + С) + 5 Ку (0) X ti I .

,= 1

,= 1

2. Оценивание динамических и точностных показателей работы СОБ.

С учетом вычисленных оценок 5Ху (0), Д?0 неконтролируемых возмущений и ранее определенных возмущений 5Ху пр,, 5Хт пр,, § , рассчитываются по уравнениям (1) оценки Д?,, , , = 1, 2, ..., I,

ДI + !, 5Хт,, , = 0, 1, ..., I, соответственно регулируемой координаты Д, погрешностей Д^., и точностных показателей работы СОБ.

2. СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МОМЕНТА ВРЕМЕНИ ОКОНЧАНИЯ ТОПЛИВА

Создание в составе СУРТ подсистемы СПВ вызывается необходимостью использования выходной переменной бортового алгоритма СПВ для решения задач:

— организации полной выработки рабочих запасов топлива (или отдельных его компонентов) из баков нижних ступеней моноблочных РН (для повышения энергетических характеристик и эко-логичности эксплуатации РН);

— аварийного выключения маршевого д вигате-ля ступени РН в нештатной ситуации (для повышения безопасности функционирования СУРТ).

Информационная система СПВ исследуется на режиме главной ступени тяги маршевого двигателя, тяга которого регулируется с допустимой погрешностью системой поддержания давления (СПД) в камерах сгорания двигателя. В этом случае процесс расходования суммарного топлива (окислителя и горючего) по сравнению с расходованием отдельных компонентов не зависит от управляющих воздействий Д8К. СОБ и возмущающих факторов 8КД0), 8КГпрл, дХт прл, ^ (см. § 1), что способствует повышению точности работы СПВ.

Текущей входной информацией для СПВ служат моменты времени г , г . срабатывания

^ изм.о.г' изм.г.г ^

1-х пар ЧЭ уровнемеров компонентов топлива, по которым можно рассчитать средневзвешенный момент времени гЕг (с временными ошибками уров-немерных измерений) прохождения суммарного топлива на этих парах ЧЭ:

гЕ. = —1— (Кг . + г .), г = 1, 2,

Ег К + 1 т изм.о.г изм.г.г-'' ' '

I,

где Кт — номинальный коэффициент соотношения массовых расходов компонентов топлива через двигатель.

Для проведения анализа работы СПВ ракетного блока целесообразно рассматривать реальный процесс управления расходованием топлива (при действии случайных возмущающих факторов в конкретном пуске РН) относительно номинального процесса. Для этого вводится «измеренный» сигнал рассогласования Дтизм . = гЕ . — г0 — г, г = 1, 2, ..., I, между фактическим и номинальным моментами времени прохождения топлива на -й паре ЧЭ уровнемеров. Поэтому объект прогнозирования описывается уравнениями:

Дт. = Дто — ХЕгг, г = 1, 2, ..., I,

I, (3)

Дт . = Дт. + Дт,, г = 1, 2

изм.г г ¡г ' '

Тпр = г0 + ДТ0 + (1 - Хе) IДTi

Е'

г = 0

ДТост = Тпр Tпр.г, г = 1

где Дт — сигнал рассогласования на -й паре ЧЭ уровнемеров; Дт0 — начальное значение сигнала рассогласования; ХЕ — относительное отклонение от номинала суммарного расхода компонентов топлива через маршевый д вигатель, вызванное несходимостью между суммарным расходом через ТНА и давлением в камерах сгорания, погрешностью

работы СПД; Дт. — погрешность формирования «измеренного» сигнала рассогласования Дтизм 1 на г-й паре ЧЭ уровнемеров; Тпр — прогнозируемый момент времени окончания топлива в баках, вычисленный после пуска РН по данному методу; Тпр,, I = I, — прогнозируемый момент времени окончания топлива в баках, вычисленный в бортовом алгоритме СПВ на последней, 1-й паре ЧЭ уровнемеров; Д Тост — временной остаток топлива в баках в прогнозируемый момент времени Тпр,, г = I, окончания топлива (характеризует погрешность прогнозирования момента времени Тпр . по бортовому алгоритму СПВ).

Для неконтролируемых возмущений Дт0, ХЕ и погрешностей Дт., г = 1, 2, ..., I, сигнала рассогласования задаются статистические характеристики.

Задача анализа работы СПВ ракетного блока РН при ЛКИ состоит в том, чтобы, используя уравнения (3), параметры объекта (гг, ДТ) и телеметрическуЮ информацию (гизМ.о.р ^м.^ Tпр.г),

определить оценки случайных возмущений Дт0, ХЕ, сигнала рассогласования Дт,, погрешностей Дт., прогнозируемого момента времени Тпр окончания топлива и точности прогнозирования ДТост.

Решение задачи послеполетного анализа работы СПВ при ЛКИ определяется при выполнении двухэтапной процедуры (аналогично, как и для системы СОБ).

1. Оценивание неконтролируемых возмущений Дт0, ХЕ по методу МНК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При вычислении по МНК проводится сглаживание совокупности «измерений» Дт г, г = 1, 2, ..., I, сигнала рассогласования л инейной функцией (первое из уравнений (3)) с неизвестными параметрами Дт0, ХЕ. Оценки Дт0, ХЕ этих параметров определяются по формулам [4]:

Х Е--

I I

I гi I

г = 1 г = 1

11 г/Дтизм. г — I гг I Дтизм.г

I гг I - 11 г2

г = 1 1 г = 1

£ г~ 1

1I I Дт . + ХЕ I г.

I I ^ изм.г Е ¿—! 1г

I

I

г = 1

2. Оценивание д инамических и точностных показателей работы СПВ.

С учетом вычисленных оценок ХЕ, Дт0 неконтролируемых возмущений рассчитываются по

0

уравнениям (3) оценки Дт,, ДТ/,, , = 1, 2, ..., I, Тпр

и ДТост соответственно динамических и точностных характеристик работы СПВ.

3. КОМПЛЕКСИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА РАБОТЫ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПОРОЖНЕНИЯ БАКОВ И СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МОМЕНТА ВРЕМЕНИ ОКОНЧАНИЯ ТОПЛИВА

В § 1 и 2 предложено методическое обеспечение анализа работы подсистем СОБ и СПВ ракетного блока (ступени) моноблочных РН при проведении ЛКИ. На основании полученных результатов анализа работы подсистем СОБ и СПВ и с учетом связей между ними и СУРТ можно дополнительно вывести расчетные соотношения для вычисления оценок возмущений и координат вектора состояния СУРТ, характеризующих динамические процессы расходования каждого из компонентов топлива.

Приведем и кратко прокомментируем формулы для вычисления указанных оценок.

• Начальные временные отклонения Д?о0, Д^г0 от номиналов объемов окислителя, горючего в баках ракетного блока.

Вычисленные в § 1 и 2 оценки Д?0, Дт0 соответственно начального временного рассогласования объемов компонентов топлива и начального значения сигнала рассогласования в СПВ

по определению имеют вид: Дt0 = Дto0 — Д?г0,

Дт0 = (Д to.0 Хт + Д К.0)/Хт + 1).

Из этих двух уравнений оценки Д ^ 0, Д ^ 0 рассчитываются по формулам:

Д 4,0 = ДТ0 + Д Ч1(Хт + 1),

Д = Дт0 — Д ^Хт/(Хт + 1).

Из этих двух уравнений оценки Д Хо 0, Д Хг 0 рассчитываются по формулам:

Хо.0 = ^ + 5Ху (0)/(Хт + 1),

Хг.0 = ХЕ — 5Ху (0)Хт/(Хт + 1).

• Погрешности Д4о/,, Д4г/,, , = 1, 2, ..., I, определения моментов времени срабатывания г-го ЧЭ уровнемеров окислителя и горючего.

Вычисленные в § 1 и 2 оценки Д/, ДТ/, , = 1, 2, ..., I, погрешностей формирования соответственно координаты Дтизм 1 СОБ и сигнала рассогласования Дтизм., СПВ по определению имеют вид:

Д/ = Д 4о./, — Д , Дт/ = (Д 1/,Хт + Д I/ )/(Хт + 1).

Из этих уравнений оценки Д4о/,, Д 4г/, погрешностей рассчитываются по формулам:

Д 4о./, = ДТ/, + Д/ /(Хт + 1),

Д = ДТ/, — Д/Хт/(Хт + 1).

• Истинные моменты времени 4о,, 4г,, , = 1, 2, ..., I, срабатывания /-го ЧЭ уровнемеров

окислителя и горючего: t о, = tи

— Д 4о

tг., 'изм.гл Д^./,.

• Моменты времени t о I + ^ ! + 1 окончания окислителя, горючего в баках блока РН.

Вычисленные в § 1 и 2 оценки Д ^ + р Тпр соответственно терминальной точности работы СОБ и прогнозируемого момента времени окончания топлива в баках ракетного блока целесообразно представить в виде:

Дt I + 1 t о. I + 1 t г.I + 1

Тпр = (1.1 + Хт + II + 1)/(Хт + 1).

• Начальные относительные отклонения Хо 0, Хт 0 от номиналов расходов окислителя, горючего через маршевый двигатель.

Вычисленные в § 1 и 2 оценки 5Ху (0), ХЕ можно представить в виде:

5Ху (0) = Хо.0 —

г.0

Ч = (^о.0 Хт + ^г.0)/(Хт + 1)

Из этих двух уравнений оценки t оЛ + ^ +1 моментов времени окончания компонентов топлива в баках находятся по формулам:

1.1 + 1 = Тпр + ДI + ,/(Кт + 1),

II + ! = Тпр — Д tI+ Хт/(Хт + 1).

• Временные остатки Д4оост , Д^ост окислителя, горючего в баках ракетного блока РН в прогнозируемый момент времени Тпр,, , = I, оконча-

ния топлива, рассчитываемый в бортовом алгоритме СПВ:

А w = i0.i +1 - T:PJ. = дт0Ст + д I+ l/(Km + 1),

А?г.ост = K.I+ 1 - Тпрл = АТост - АI + 1Km/(Km + 1)"

Отметим, что временные остатки А?,

А L

о.ост ' ^ *г.ост

окислителя и горючего в баках ракетного блока зависят от точности работы обеих подсистем СОБ и СПВ.

таны рекомендации для корректировки параметров алгоритмов СУРТ РН 14А15 к предстоящему пуску. Для СУРТ третьей ступени РН «Союз-2» подобная коррекция параметров алгоритмов уже проведена и апробирована в нескольких пусках, что позволило существенно повысить терминальную точность управления и надежность функционирования системы.

ЛИТЕРАТУРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработан метод анализа работы систем управления расходованием топлива (СУРТ) моноблочных жидкостных ракет-носителей (РН) на этапе летно-конструкторских испытаний. Его применение связано с последовательным выполнением ряда операций: декомпозиции СУРТ ракетного блока на две подсистемы (систему регулирования опорожнения баков и систему прогнозирования момента времени окончания топлива), оценивания динамических процессов в подсистемах, ком-плексирования результатов анализа работы подсистем с целью формирования дополнительной информации о динамическом процессе в СУРТ.

С помощью предложенного метода проведено оценивание возмущающих факторов, динамических и точностных показателей работы СУРТ РН 14А15 (в двух пусках) и третьей ступени РН «Союз-2» (в 23-х пусках). На основании полученных результатов послеполетного анализа вырабо-

1. Петров Б.Н., Портнов-Соколов Ю.П., Андриенко А.Я., Иванов В.П. Бортовые терминальные системы управления (принципы построения и элементы теории). — М.: Машиностроение, 1983. — С. 18—23.

2. Муранов А.А. О выборе метода анализа работы систем управления расходованием топлива жидкостных ракет при летно-конструкторских испытаниях // Тр. XXII междунар. конф. «Проблемы управления безопасностью сложных систем». — М.: РГГУ, 2014. — С. 365—369.

3. Муранов А.А. К вопросу о точности отработки управляющих воздействий в системах управления расходованием топлива жидкостных ракет // Тр. XII Всерос. совещания по проблемам управления (ВСПУ-2014). — М.: ИПУ РАН, 2014. — С. 3450—3457.

4. Линник Ю.В. Метод наименьших квадратов и основы теории обработки наблюдений. — М.: Физматгиз, 1962. — С. 9—14.

Статья представлена к публикации членом редколлегии Б.В. Павловым.

Муранов Анатолий Алексеевич — канд. техн. наук, ст. науч. сотрудник, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, г. Москва, И vladguc@ipu.ru.

IX ТРАДИЦИОННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ШКОЛА «УПРАВЛЕНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ»

Традиционная молодежная школа «Управление, информация и оптимизация» — ежегодная летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых, организованная факультетом компьютерных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Институтом проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН и Сколковским институтом науки и технологии.

Как и в предыдущие восемь летних школ, в этом году ожидается выдающийся набор лекторов и сильный набор участников.

Основные тематические направления школы:

• оптимальное управление;

• непрерывная и дискретная оптимизация;

• статистика;

• стохастический анализ;

• машинное обучение.

Более подробная информация на сайте https://cs.hse.ru/tradschool.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.