Научная статья на тему 'ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
344
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ / ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ / ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ГРЕШНАЯ ЖЕНЩИНА / ФОЛЬКЛОР / ПАМЯТНИК ПИСЬМЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Насритдинова Э.Н.

статья посвящена исследованию женских образов в древнерусской литературе и рассмотрению ряда вопросов, связанных с возникновением литературы. Анализируются женские образы в библейских сюжетах, фольклоре, житии, памятниках письменности, литературе. Поднимается семейная тема. В статье рассматривается «Моление Даниила Заточника», «Повесть временных лет», «Моисеевы книги» и др., а также как развивается тема злых и добрых образов женщин в «Молениях Даниила Заточника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE FEMALE IMAGES IN ANCIENT RUSSIAN LITERATURE

the article is devoted to the study of female images in ancient Russian literature and the consideration of a number of issues related to the emergence of literature. Female images in biblical stories, folklore, life, monuments of writing, literature are analyzed. A family theme is being raised. The article discusses "The Prayer of Daniel the Sharpener", "The Tale of Bygone Years", "The Books of Moses", etc., as well as how the theme of evil and good images of women develops in "The Prayers of Daniel the Sharpener".

Текст научной работы на тему «ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

рисков для качества, искажения и неправильного использования, и он представляет собой еще одну силу, с которой переводчики должны бороться, поскольку исправление результатов машинного перевода становится хлебом с маслом для многих профессиональных переводчиков.

Список литературы /References

1. Cronin M. (2013). Translation and globalization. In C. Millan & F. Bartrina (Eds.). The Routledge handbook of translation studies (Pp. 491-502). London. UK: Routledge.

2. Комиссаров В.Н. Теория перевода (лингвистические аспекты). М.: Высшая школа, 1990.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ДРЕВНЕРУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ Насртдинова Э.Н. Email: Nasrtdinova6121@scientifictext.ru

Насртдинова Эльза Наильевна - магистрант, Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

Аннотация: статья посвящена исследованию женских образов в древнерусской литературе и рассмотрению ряда вопросов, связанных с возникновением литературы. Анализируются женские образы в библейских сюжетах, фольклоре, житии, памятниках письменности, литературе. Поднимается семейная тема. В статье рассматривается «Моление Даниила Заточника», «Повесть временных лет», «Моисеевы книги» и др., а также как развивается тема злых и добрых образов женщин в «Молениях Даниила Заточника».

Ключевые слова: библейский сюжет, женские образы, древнерусская литература, грешная женщина, фольклор, памятник письменности.

NEGATIVE FEMALE IMAGES IN ANCIENT RUSSIAN

LITERATURE Nasrtdinova E.N.

Nasrtdinova Elza Nailevna - Master's student, INSTITUTE OF PHILOLOGICAL EDUCATION AND INTERCULTURAL COMMUNICATIONS BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. AKMULLA, UFA

Abstract: the article is devoted to the study of female images in ancient Russian literature and the consideration of a number of issues related to the emergence of literature. Female images in biblical stories, folklore, life, monuments of writing, literature are analyzed. A family theme is being raised. The article discusses "The Prayer of Daniel the Sharpener", "The Tale of Bygone Years", "The Books of Moses", etc., as well as how the theme of evil and good images of women develops in "The Prayers of Daniel the Sharpener". Keywords: biblical plot, female images, ancient Russian literature, sinful woman, folklore, monument of writing.

УДК 8.1751

Не часто можно встретить в произведениях древнерусской литературы женский образ, но при этом чаще всего они оказываются достаточно яркими и очень

запоминающимися. Ведущим принципом создания человеческого характера в средневековье было показать его либо с положительной либо только с отрицательной стороны. С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий, повестей можно найти собирательный образ «злой жены» - некрасивой и сварливой (как у Даниила Заточника в 13 веке) или «мужеподобной матери», которая постоянно издевается над сыном, избивает его (в «Житии Феодосия Печерского», написанного Нестором в 13 веке).

Прежде чем обратиться к исследованию женских образов, стоит сначала ответить на ряд вопросов, связанных с возникновением литературы.

Начнем с того, что древнеславянская литература в 9-13 вв. формировалась при участии других литератур. Влияния, которые испытывала древнерусская культура на начальных этапах формирования, были одновременны, но всё же различались по своему типу.

Одно из влияний шло от Византии. Византийская литература, архитектура, политическая мысль, изобразительное искусство, естественнонаучные воззрения и, конечно, богословие влияли на Русь. С конца 10 века влияние удвоилось болгарским. Со стороны юго-восточных степей давало о себе знать воздействие степных народов, которое было слабым и в основном по своему типу очень архаичным. С Запада -влияние германских народов и западных славян, которое было более разнообразно и сравнительно более высоко по своему типу, чем влияние с Юго-Востока и с Севера.

В «Повести временных лет» представлен и скандинавский слой источников, и византийский. Византийский слой - это тщательно выполненные художественные переводы отрывков из византийских исторических сочинений: хроники житий святых в первую очередь. Если говорить о скандинавском слое, то несмотря на высокие художественные достоинства сюжетов «варяжских преданий», они относятся к более архаичной стадии [1, с. 14-15].

Стоит отметить, что потребности в письменности на Руси заметно выросли задолго до официального введения христианства, как государственной религии. И само введение христианства в конечном счете ответило отчасти тем же потребностям русского общества, которые вызвали на Руси и появление письменности.

Нельзя сказать, когда именно возникла литература. В то время существовали заговоры и заклинания, похоронные плачи, легенды и мифы, предания и сказки. Но всё это было устным творчеством. Литература возникла в результате внутренних потребностей на основе устного творчества в ней классового феодального общества. Устное творчество разделяется и начинает постепенно отмирать в верхах феодального общества и становится исключительно достоянием трудового народа. В интересах феодалов было создание своих литературных произведений, которые бы отражали их идеологию и пропагандировали их идеи.

В итоге фольклор не только «породил» литературу, сделал возможным её появление, также он помогал развиваться литературе на протяжении всего последующего времени. Начало, шедшее от устного народного творчества, было менее заметным, чем «влияние» переводной литературы, но оно было творческим, менее механическим и поэтому трудноуловимо для исследователя. Формируя патриотизм, вкусы, идеи, национальные черты русской литературы, оно двигало литературу вперёд. Создавало то, что было в литературе древней Руси неповторимым, своеобразным, народным.

Еще в библейских сюжетах женщина представлялась как «сосуд греха». Вглядимся в образы женщин, имена которых приведены в первой Моисеевой книге Бытия. Это - либо женщины, наделенные множеством отрицательных черт, либо покорные рабыни своих мужей. Жена Лота, погибшая из-за привязанности к преступным жителям городов Содома и Гоморры, и его же развращенные дочери, блудящие с опьяненным ими же отцом. Агарь - наложница Авраамова, жена его -злая и корыстная Сарра и др.

В остальных четырёх «Моисеевых книгах» этот перечень умножается. Завистливая сестра его Мариам, ссорящаяся с мужем жена Моисея Сепфора.

Чаще всего в Ветхом Завете упоминаются женщины с отрицательной стороны -женщины, искушающие своих возлюбленных или мужей и подбивающие их на греховные поступки. Иезавель - впечатляющий образ вавилонской блудницы из Откровения. Например, жена Потифара пытается соблазнить праведника Иосифа. Далида, искусительница-филистимлянка, становится символом развращающей похоти.

«Прелюбодейка» - один из главных библейских архетипов грешной женщины, который наиболее живо описан в первых главах Притчей. В Ветхом Завете иногда даже встречаются положительные образы прелюбодеек. Например, Фамарь, обманом вынудившая жениться на ней своего родственника, притворившись блудницей; или блудница Раав, которая помогла израильтянам взять Иерихон. Даже Вирсавия не осуждается, хотя стала причиной, по которой Давид убил человека, лгал и тп. Давид представлен отрицательным образом, Вирсавия же - несчастная жертва в трагической мужской игре с властью и похотью. Она вместе с Давидом оплакала смерть их ребенка и побудила его сделать наследником следующего её сына, Соломона. По закону Моисея прелюбодеек следовало побивать камнями, но здесь одна из них коронована, как царица [4 электронный ресурс].

В «Житии Феодосия Печерского» показан очень яркий образ матери Феодосия, с которой связана вся история его детства и юности. С одной стороны - реальный биографический образ матери Феодосия Печерского, а с другой при создании этого образа явно вступают в противоречия традиционные житийные приемы изображения родителей святого.

Происходит Феодосий от благочестивых родителей, но те, кто читал житие, хорошо помнят, что в первой части текста рассказывается о суровом конфликте, который был у него с матерью. Образ матери очень яркий, подробно описанный. Говорится о том, что Феодосий в тринадцать лет остается без отца, и в связи с этим матери пришлось выполнять функции обоих родителей. Мать была мужественная (житие предпочитает вариант - мужеподобная). Говорится о том, что у неё был низкий голос; слышавшие её, но не видящие, думали, что это говорит мужчина. А главное, в эту характеристику хорошо вписывается её поведение.

Она противится решению Феодосия посвятить себя Богу. Житие очень подробно это описывает, когда Феодосий пытается уйти с паломниками в Святую Землю, а мать догоняет их. Она обрушивается на них с грубой бранью и дракой, она бьёт Феодосия ногами, продолжая все это время ругать странников. Мать связывает Феодосия и ведёт домой, запирает его в подвале, продолжая избивать и ругать.

Отмечают, что эти действия матери изначально вступают в противоречие с заданным в первом фрагменте жития благочестием, хотя ещё Георгий Петрович Федотов в своё время обращал внимание на то, что здесь всё однозначно укладывается в категории антагонизма.

Недаром Нестором описывается реакция матери на предложение принятия пострига в одном из киевских женских монастырей, которое вначале она воспринимает «в штыки». Но через время всерьез задумывается над этим предложением, когда понимает, что решение её сына твердое и окончательное.

Интересно то, что нет ни слова о том, виделись ли они с сыном или нет после того, как она приняла монашеский постриг. И это важно. Автор помогает читателю понять, что таким образом Феодосий приводит свою мать туда, куда ей и следовало прийти [3 видеозапись].

Также одним из ярких текстов в древнерусской литературе, в котором основные проблемы семейных взаимоотношений ставятся кратко, но чётко - «Моление Даниила Заточника», текст которого появляется на рубеже 12-13 веков. Не совсем понятно, когда именно он был написан.

Почему он - заточник? Значит ли это «заточившийся», то есть отшельник, или «заточенный», то есть узник? На обе версии есть достаточно серьезные аргументы. Текст дошел до нас в двух редакциях: «Слово» и «Моление».

Даниил Заточник рассматривает разные пути, чтобы выбраться из своего бедственного положения. Думает, не уйти ли в монастырь, что решит его материальные проблемы или не жениться ли на богатой невесте. И как раз в «Слове» Даниил Заточник предлагает возможную парадигму взаимоотношения мужей и жён, говоря о том, что жениться может и хорошо, но вот если жена достанется злая, то испортит всю жизнь, поэтому этот способ не особо удачный.

Тема женщин развивается по-разному, довольно подробно. Начинается с антитезы, что жены бывают злыми и добрыми. Злая жена - горе лютое и разорение дома, а хорошая жена, говорит Даниил, - венец мужу своему и беспечалие. Каждый, кто собирается жениться, должен понимать, что его ждёт два пути, и итог будет зависеть от того, насколько ему повезло.

Далее Даниил останавливается исключительно на злых жёнах, использует яркие сравнения, говоря, что лучше в дырявой ладье плыть, нежели злой жене тайны поведать. Дырявая ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь мужа своего погубит. Используется сравнение из сферы, связанной с животным миром: «Кто свирепее льва среди четвероногих, и кто ядовитее змеи среди ползущих по земле?». И дает ответ: «Все тех злее злая жена».

Заканчивая тему злых женщин, Даниил рассказывает бытовой анекдот. У некоторого человека умерла жена, он же по смерти её начал продавать детей, и люди спросили его: «Зачем детей продаёшь?» Он же ответил: «Если родились они в мать, то, как подрастут, меня самого продадут». Таким образом, это последний аргумент, который заставляет Даниила отказаться от женитьбы на богатой невестке и продолжить свое послание князю с просьбой взять его на службу.

Список литературы / References

1. Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы 10-17 веков. / Лихачёв Д.С.; акад. наук СССР, инст. рус. лит., изд. Наука. Л., 1973.

2. Лихачёв Д.С. Избранные работы: В 3 т. Т. 2. Великое наследие [Текст] / ЛихачёвД.С. Худ. лит. Л., 1987.

3. Женщина в древнерусской литературе [Видеозапись] / Видеолекция Анны Архангельской. М., Правмир, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/nFJaZVx1gRw, свободный/ (дата обращения: 20.12.2021).

4. Словарь библейских образов. [Электронный ресурс] / Под общей редакцией Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III; изд. Библия для всех, 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://christianity4all.blogspot.ru/2008/01/blog-post_4035.html, свободный/ (дата обращения: 17.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.