Научная статья на тему 'Отрицательные социальные коммуникации'

Отрицательные социальные коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
969
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / SOCIETY / SOCIAL FLOWS / NEGATIVE SOCIAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павлова Наталия Владимировна

В статье обсуждаются социальные коммуникации в контексте их отрицательного воздействия на человека. Вводится представление о социальных негакоммуникациях: в эпоху постсовременности взаимодействие личности и социума осложнено избыточным количеством коммуникаций, вследствие чего они лишатся положительных функций, приобретая отрицательный характер. Раскрывается сложный феномен отрицательных социальных коммуникаций, последовательно анализируются социальные коммуникационные потоки, выступающие в качестве объектов отрицательного влияния социума на индивида, механизмы этого влияния и последствия. Особое внимание уделено анализу и классификации объектов отрицательного влияния социума на человека, составляющих основу негакоммуникаций. В заключение делается вывод, что процесс негакоммуникации, участниками которого являются социум и личность, оказывается пагубным для личности и ведет к нарушению ее целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Negative Social Communications

The article discusses the process of social communication in terms of its negative effect on human existence. The author conceptualizes the idea of negative social communication in the context of postmodernism and claims that an increased number of social interactions in postmodern society can be harmful for the nature of communication. The author believes that postmodern society should be considered as a system of social flows, unlike the previous paradigm (i.e. modernity). To explore the complex phenomenon of negative social communication the author analyzes social flows functioning as the social objects of negative communication, their mechanisms and effects. It is shown that among the factors which contribute to the process of negative communication in postmodern reality, the social objects of communication seem to be the most significant; so these objects of negative influence are divided into categories and analyzed in details. The author concludes with reference to the damaging impact of negative social communication on a person who is involved in this process.

Текст научной работы на тему «Отрицательные социальные коммуникации»

Н. В. Павлова. Негативные социальные коммуникации

УДК 116;1241

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Н. В. Павлова

Павлова Наталия Владимировна - ст. преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных направлений и специальностей, Саратовский государственный университет E-mail: pavlova_saratov@mail.ru

В статье обсуждаются социальные коммуникации в контексте их отрицательного воздействия на человека. Вводится представление о социальных негакоммуникациях: в эпоху постсовременности взаимодействие личности и социума осложнено избыточным количеством коммуникаций, вследствие чего они лишатся положительных функций, приобретая отрицательный характер. Раскрывается сложный феномен отрицательных социальных коммуникаций, последовательно анализируются социальные коммуникационные потоки, выступающие в качестве объектов отрицательного влияния социума на индивида, механизмы этого влияния и последствия. Особое внимание уделено анализу и классификации объектов отрицательного влияния социума на человека, составляющих основу нега-коммуникаций. В заключение делается вывод, что процесс негакоммуникации, участниками которого являются социум и личность, оказывается пагубным для личности и ведет к нарушению ее целостности.

Ключевые слова: коммуникация, социум, социальные потоки, отрицательные социальные коммуникации.

Коммуникации выступают основанием социальности, позволяющей индивидам и группам обмениваться любыми видами информации, общаться, взаимодействовать. Известно, что социально-философское осмысление коммуникаций началось вместе с интенсивным развитием современных средств связи с работ по лингвистическому анализу Л. Витгенштейна [1, 2], с «философии диалога» (М. Бубер [3], Э. Левинас [4], М. Библер [5] и др.), с философии дискурса. В настоящее время разработаны линейные (Г. Лассуэл [6]), системные (Т. Парсонс [7], Н. Луман [8]), структурные (К. Леви-Стросс [9]) и другие модели социальных коммуникаций, в той или иной степени отражающие сложность, направленность и динамичность коммуникационных процессов. Если говорить о субъектах коммуникации, то выделяют межличностные, межгрупповые, межкультурные, межэтнические коммуникации и многие другие.

Не вызывает сомнения тот факт, что представления о множественных коммуникациях лежат в основании постнеклассической социально-философской парадигмы, осмысляющей социум именно как динамичную систему коммуникаций, связей, взаимодействий, определяющую и социальную структуру, и форму социального пространства. В самом широком смысле под

коммуникацией сегодня понимают любое межличностное и социальное взаимодействие.

В этой работе мы коснемся одного, на наш взгляд, важного аспекта социальных коммуникаций: их отрицательного воздействия на индивида. Остановимся на этом подробнее: традиционно межличностные коммуникации интерпретируются как благо, как то, что позволяет развиваться не только личности, но и социуму в целом. Однако в современном обществе, как бы оно ни называлось (постиндустриальным, информационным, обществом постмодерна, риска и т.п.), объем и интенсивность коммуникаций становятся настолько значительными, что следует говорить о коммуникационных потоках, а влияние коммуникаций на человека нередко можно оценить как избыточное, «захлестывающее», т.е. отрицательное. В этой связи имеет смысл говорить не только об отрицательном влиянии коммуникаций на человека и социальные группы, но и о существовании отрицательных коммуникаций. Отметим, что, несмотря на очевидную значимость, эта проблема сравнительно мало исследована в социальной философии, в связи с чем социально-философский анализ отрицательного влияния коммуникаций на человека представляется весьма актуальным.

Итак, мы будем называть отрицательными социальными коммуникациями, или негаком-муникациями, все отрицательно влияющие на сознание, физическое и психическое здоровье, личностное развитие, независимое восприятие и свободу человека. Разумеется, оценка отрицательного влияния предполагает существование некоторых критериев, но они могут быть разработаны в социальной психологии, социологии, медицине, мы же в этой работе рассмотрим только принципиальные аспекты проблемы.

По скольку современный человек активно коммуницирует не только с другими людьми, но и с социальными группами, общественными институтами, сетевыми сообществами, специально созданными высокотехнологичными системами (в том числе телевизионными и компьютерными), то структура возникающего при этом коммуникационного поля часто определяется разного рода коллективными отношениями: группа - персона, многие - один, объект - субъект. И тогда в

© Павлова Н. В., 2013

контексте анализа коммуникаций имеет смысл говорить не только о субъекте, но и о коллективном субъекте и полагать, что в современном обществе доминируют не межличностные, а социально-личные коммуникации как взаимодействие личности и коллективного социального субъекта.

В этой работе мы анализируем и классифицируем негакоммуникации современного социума и человека. В качестве принципов систематизации могут выступать либо объекты отрицательного воздействия социума на человека, либо механизмы этого воздействия, либо их последствия. Выделяя объекты отрицательного воздействия социума на человека, мы будем говорить о социальных коммуникационных потоках, в которых вольно или невольно оказывается каждый; к ним относятся: информационные, создаваемые средствами массовой информации; идеологические; потоки рекламы; экономические; культурные; транспортные; «потоки» социального ландшафта. В современном социуме коммуникационные потоки динамичны, подвижны, быстро меняются в пространстве и во времени.

Анализируя механизмы отрицательного воздействий социальных коммуникаций на человека, можно говорить о зрительных, звуковых (в том числе, и вербальных), тактильных отрицательных социальных воздействиях, о воздействиях посредством запахов, образов и т.д.

Исследуя последствия отрицательного влияния социума на человека, можно говорить о психологических или психических и физических негакоммуникациях. В первом случае коммуникации социума и человека, прежде всего, отрицательно влияют на психологическое состояние или даже психическое здоровье последнего, во втором - на физическое, хотя деление это условно.

Рассмотрим отрицательное влияние социальных коммуникационных потоков на человека. Во-первых, это отрицательные коммуникации человека и информационных потоков.

В социуме различные информационные потоки обрушиваются на человека во всех сферах его деятельности, в них входят информационные, создаваемые СМИ, динамикой социального пространства, непосредственным общением с другими людьми, телевидением, компьютерными сетями, телефонной связью. Количество получаемой таким образом информации превосходит возможности человеческого восприятия, вредит психологическому и физическому здоровью, приводит к депрессиям, стрессам, неврозам, психосоматическим заболеваниям. Важным свойством современных информационных потоков является их неистинность: количество неверной информации существенно превышает количество верной. В таком случае результатом

отрицательного воздействия будут не нарушения психологического или физического здоровья, а заблуждения, опасные для духовного и нравственного здоровья. Информационные потоки создают информационные шумы, разрушающие привычный порядок, мешающие думать, приводящие к дезинтеграции сознания, губительной для человека.

Во-вторых, это - отрицательные коммуникации человека и потоков рекламы. Хотя рекламные потоки и являются частью информационных, мы выделяем их как отдельные, так как если информационные потоки в целом есть совокупный, но не целенаправленный результат процессов производства обществом самой разной информации, то потоки рекламы создаются с помощью специальных технологий и направлены именно на человеческое сознание. И если информационные потоки можно сравнить с шумами, то рекламные уподобляются сильным сигналам, которые активно и упорядоченно воздействуют на человека. Кроме того, реклама производит особый продукт, определенным образом действующий на человеческое сознание: создает множество симулякров [10], перегружающих социальную реальность, делающих ее гораздо более сложной и «вязкой». Множество образов, не имеющих воплощения в действительности, специально организованные потоки слов создают мощное психологическое воздействие, захватывают сознание и дробят его, в результате сознание становится мозаичным, фрагментарным.

Подобно рекламным потокам, целенаправленно и мощно действуют идеологические потоки, создающие эффективные и долгоживущие симулякры, политизирующие не только социальную, но и личную жизнь каждого, вторгаясь в личное пространство, лишая человеческую жизнь столь необходимой ей приватности, заменяя подлинные интересы навязанными. Такая чрезмерная идеологизация личности как результат отрицательных коммуникаций социума и человека печально известна в истории и в некоторых странах существует по сей день.

В-третьих, осуществляются отрицательные экономические коммуникации. Современный человек постоянно находится в системе многочисленных экономических отношений. В них он вступает реально и виртуально, совершая сделки, покупки, заключая соглашения и контракты. С определенного времени экономические отношения также приобретают характер потоков, благодаря их высокой интенсивности, частоте и плотности. Отрицательное воздействие экономических потоков на человека проявляется в появлении множества экономических рисков, экономических и материальных утрат, в его дезориентации в экономическом пространстве, в экономических «заблуждениях». Безусловно

Н. В. Павлова. Негативные социальные коммуникации

отрицательно влияют на человека такие экономические явления, как финансовые пирамиды; многочисленные кредиты, превышающие реальные экономические возможности персоны и обусловливающие материальную зависимость; превращение экономики в массовую «игру» (в том числе биржевую) и многое другое. Конечно, экономические негативные коммуникации существовали во все времена, однако интенсивность современных экономических потоков лавинообразно увеличивает число самих экономических коммуникаций, а изменение характера экономики, появление ее значительной виртуальной составляющей приводит к резкому росту вероятности отрицательных коммуникаций.

В-четвертых, происходят отрицательные культурные коммуникации. Современный человек, как правило, активно взаимодействует не с одной, а с несколькими культурами, иногда - с их множеством. Вопрос исследования влияния на человека разнообразных и множественных культурных потоков представляется нам столь значительным, что предполагает отдельное подробное исследование, невозможное в рамках этой работы. Скажем лишь, что именно множественность культурных потоков, воздействующих на человека, зачастую обусловливает отрицательный характер культурных коммуникаций.

В-пятых, возможны отрицательные коммуникации человека и транспортных потоков. Современный человек, особенно горожанин или житель пригорода - это «кочевник», по меткому определению Ж. Делеза - номадическая сингулярность [11]. Значительная часть человеческой жизни сегодня так или иначе связана с транспортом, и именно тут он получает существенную часть отрицательных социальных коммуникаций. Перегруженные транспортные магистрали и уличная толпа, бессмысленное вынужденное нахождение в транспортных заторах, личные неприятные взаимодействия с другими пассажирами атакуют сознание, создают ощущение хаотичности и бессмысленности происходящего, невозможности изменить неприятную ситуацию. Весьма болезненным оказывается и само пребывание человека в транспорте: тут нарушаются границы личного пространства, необходимые для психологического здоровья. Оказавшись в непосредственной близости с другими, психика человека испытывает непрерывное давление, нарушаются законы проксемики, человек пытается подавить неизбежно возникающую агрессию, но не всегда с этим справляется.

В-шестых, могут быть отрицательные коммуникации человека и социального ландшафта. Последний представлен как архитектурой, так и социализированной географической средой. Существуют определенные части социального ландшафта, представленные, в первую очередь,

в городских пространствах, неблаготворно влияющие на здоровье и сознание человека, мы будем называть их отрицательными социальными локусами. К ним относятся: овраги, свалки, пустыри, замороженные строительные объекты, останки городских сооружений, эклектичные, слишком «плотные» участки застройки. Можно говорить даже о целых городах или географических районах как об отрицательных социальных локусах: это, например, заброшенные соцго-рода или города-призраки, такие как некогда процветавший ультрасовременный мегаполис, центр американского автопрома - Детройт. Необходимо отметить, что отрицательный локус, или отрицательный ландшафт - понятие, которое поддается градации, и можно говорить об интенсивности негативного влияния ландшафта на человека. В этой связи можно предположить, что наиболее деструктивным воздействием обладают географические места с высокой степенью руинизации, возникшей вследствие глобальных экологических, техногенных катастроф и военных конфликтов. Примерами могут служить печально известные Чернобыль и Припять из недавнего прошлого, обезображенные города Ближнего Востока - свидетели вооруженной борьбы за природные ресурсы и передел мира.

Если отдельно говорить об отрицательном воздействии на человека архитектуры как части социального ландшафта, то в качестве отрицательных факторов следует отметить изменчивость и плотность современных архитектурных ансамблей. Разумеется, любое архитектурное пространство пластично, подвержено изменениям, но современная архитектурная динамика имеет слишком большие темпы. В результате социальный ландшафт постоянно меняется, и человек теряет необходимое ему ощущение порядка и устойчивости среды, в которой он обитает. Динамика архитектурного пространства становится столь быстрой и благодаря экспансии в архитектурное пространство обширной рекламы, иногда неузнаваемо меняющей ландшафт. Помимо утраты ощущения стабильности и порядка архитектурные изменения связываются с утратой социальной памяти и внедрением безвкусицы. Именно так действует, например, разрушение не подлежащих восстановлению сотен старинных зданий столицы, которые заменили строения в «лужковском» стиле.

Источником негативной коммуникации может стать и реставрация памятников прошлого. Если исходить из целостности замысла архитектора и воспринимать архитектурное сооружение как некий знак, то утрата или замена его элементов может привести к искажению первоначальной идеи. Элементы декора либо другие структурные элементы здания могут свидетельствовать о принадлежности к опреде-

Философия

53

ленному стилю, их разрушение меняет цельный образ и ведет к хаотичности восприятия. Сознание регистрирует поток образов, которые из-за потери смыслообразующих элементов невозможно соотнести с эпохой или стилем, Нарушение целостности ведет к искажению кода и, в конечном итоге, к потере смысла.

Остановимся теперь на механизмах воздействия отрицательных социальных коммуникаций. Конечно, самое значительное количество информации человек потребляет зрительно, и зрительный механизм воздействия отрицательных коммуникаций оказывается одним из самых значимых, но современный социум переполнен и огромным количеством разнообразнейших звуков и запахов, и человек не может оградить себя от их восприятия. Назойливые звуки непрерывно движущегося транспорта, со всех сторон атакующей музыки и вербальной рекламы, звонки и мелодии сотовых телефонов, громкие разговоры сливаются в перманентно звучащую агрессивную какофонию. Она заставляет человека «выключать» сознание или, напротив, работать в режиме «постоянной генерации», непрерывно поглощая и осмысляя услышанное, и вновь ведет к дезинтеграции сознания. Не может изолировать себя человек и от назойливых неприятных социальных запахов. Являясь неотъемлемой частью современного социума, запахи атакуют не меньше зрительных образов или звуков, запах оказывается постоянным раздражителем, требует непрерывной реакции. Наиболее губительными в этом смысле оказываются социальные локусы, где расположены вредные производства и транспортные потоки, с существованием которых связаны целые пространства неприятных и внеприродных запахов. И если от зрительных образов человек может избавиться, закрыв глаза, то заткнуть уши или нос возможно далеко не всегда.

Отметим, что коммуникации всегда бина-правлены, поэтому не только современный со-

циум может отрицательно влиять на человека, но и человек на него. Например, следствием неутолимой человеческой жажды обогащения или славы являются некоторые чудовищные социальные проекты, но отрицательные воздействия человека на социум мы оставляем для наших дальнейших исследований.

Итак, современный социум часто является источником отрицательного воздействия на человека, вступая с ним в процесс негакоммуника-ции. Отрицательные социальные коммуникации наносят существенный вред здоровью и жизни человека и нуждаются в серьезном исследовании, в первую очередь, социально-философском.

Список литературы

1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 2009. 133 с.

2. Витгенштейн Л. Философские работы : в 2 ч. М., 1994. Ч. I. 612 с.

3. Бубер M. Я и Ты. Квинтэссенция : Филос. альманах / под ред. В. И. Мудрагея. М., 1992. C. 294-370.

4. Левинас Э. Путь к Другому. СПб., 2007. 240 с.

5. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопр. философии. 1989. № 6. С. 31-42.

6. Lasswell G. D., Smith B. L., Casey R. D. Propaganda, Communication and Public Order. Princeton, 1946. 435 c.

7. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Функциональная теория изменения. Понятие общества : компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 462-525.

8. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журн. 1995. № 3. С. 114-125.

9. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. 399 с.

10. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. Ann Arbor, 1994. 164 р.

11. Делёз Ж. Логика смысла. М. ; Екатеринбург, 1998. 480 c.

Negative Social Communications N. V. Pavlova

Saratov State University

Ulitsa Astrakhanskaya 83, 410012 Saratov, Russia E-mail: pavlova_saratov@mail.ru

The article discusses the process of social communication in terms of its negative effect on human existence. The author conceptualizes the idea of negative social communication in the context of postmodernism and claims that an increased number of social interactions in postmodern society can be harmful for the nature of communication. The author believes that postmodern society should be considered as a system of social flows, unlike the previous paradigm (i.e. modernity). To explore the complex phenomenon of negative social communication the author analyzes social flows functioning as the social objects of negative communication, their mechanisms and effects. It is shown that among the factors which contribute to the process of negative communication in postmodern reality, the social objects of communication seem to be the most significant; so these objects of negative influence are divided into categories and analyzed in details. The author concludes with reference to the damaging impact of negative social communication on a person who is involved in this process. Key words: communication, society, social flows, negative social communication.

В. Л. Ручин. Светский и религиозный аспекты современного образования

References

1. Wittgenstein L. Tractatus Logico-Philosophicus. L., N.Y., 1963, 166 p. (Russ. ed.: Vitgenshtein L. Logiko-filosofskiy traktat. Moscow, 2009. 133 p.).

2. Wittgenstein L. Filosofskiye raboty: V2 ch. (Philosophical Works: In 2 vol.). Moscow, 1994.Vol. 1. 612 p.

3. Buber M. I and Thou. L., 2004, 112 p. (Russ. ed.: Buber M. Ya i ty. Kvintessentsiya: Filosofskiy almanakh {The quintessence: The Philosophical Miscellany}, 1992, pp. 294-370).

4. Emmanuel Levinas: Put k drugomu (Emmanuel Levinas: The Path to the Other). St.-Petersburg, 2007. 240 p.

5. Bibler V. Kultura. Dialog kultur (Culture. The Dialogue of Cultures). Voprosy filosofii (Issues of philosophy), 1989, no. 6, pp. 31-42.

6. Lasswell G.D., Smith B. L., Casey R. D. Propaganda, Communication and Public Order. Princeton, 1946.

7. Parsons T. Sistema koordinat deystviya i obshchaya teori-

ya sistem deystviya. Funktsionalnaya teoriya izmeneniya. Ponyatiye obshchestva (The action frame of reference and the general theory of action systems: culture, personality and the place of social systems. Social change. The concept of society). Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl (American sociological thought), Moscow, 1996. Pp.462-525.

8. Luhmann N. What is Communication? Communication Theory. 1992, vol. 2, iss. 3, pp. 251-259. (Russ. ed.: Luman N. Chto takoe kommunikatsiya? Sotsiologiches-kiy zhurnal {The Journal of Sociology}, 1995, no. 3, pp.114-125).

9. Lévi-Strauss C. Structural Anthropology. L., 1968, 410 p. (Russ. ed.: Levi-Stros K. Strukturnaya antrop-ologiya. Moscow, 1985. 399 p.).

10. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. Ann Arbor, 1994. 164 p.

11. Deleuze G. The Logic of Sense. L., 1990, 393 p. (Russ. ed.: Delez Zh. Logika smysla. Moscow, 1998. 480 p.).

УДК 1:316.4

СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. А. Ручин

Ручин Владимир Алексеевич - кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет E-mail: r-vl@yandex.ru

Современный процесс глобализации отражает господство информационных технологий и массовость коммуникации, основанной на универсализации культурных ценностей. Культурный диалог как согласование ценностей сменяется партнерством, осуществляемым посредством отказа от традиций. Формируется общество нового типа, в фундаменте которого первостепенную роль начинает играть образование как фактор достижения материального успеха, что порождает трансформацию духовно-нравственных ценностей и деформацию сферы образования: из формального подхода к образованию возникают светскость как псевдорелигиозность и религиозность как фундаментализм. Сохранение целостности общества состоит в гармонизации социокультурных перемен и ориентации на духовность. С эпохи Просвещения ориентир на духовность как нравственное начало, объединяющее общество, дает возможность сохранить современную цивилизацию. Статья посвящена образованию как фактору, способствующему объединению общества. Ключевые слова: глобализация, специфика современных социокультурных перемен, сфера образования, ценности, светский и религиозный аспекты.

Современные геополитические условия определяют новый этап мирового развития, характеризующийся рецидивами цивилизационно-го противостояния, маркируемого ценностными

различиями либеральных и традиционных ценностей. Перманентность такого противостояния сегодня активизируется информационной революцией, в ходе которой границы государств, обществ и даже границы внутренней жизни личности легко преодолеваются извне, в том числе тотальным влиянием транснациональных компаний, интернет-сообществ и сетевых дипломатий. Динамика социально-экономических трансформаций оформляется в новую тенденцию, анализ которой позволяет сделать вывод о мировой тенденции - мобильности человеческих ресурсов в мировом пространстве и концентрации интеллектуального потенциала преимущественно на Западе.

В итоге, господство информационных технологий рождает принципиально новое общество, в фундаменте которого первостепенное значение приобретает институциональное образование как часть социокультурной системы, как способ достижения материального благополучия и как средство борьбы за выживание цивилизации. Общество знаний - это не только своеобразный символ современного западного мира, не толь-

© Ручин В. Л., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.