Научная статья на тему 'Отрицание и отрицательная оценка как составляющие речевого конфликта: их функции и роль в конфликтном взаимодействии'

Отрицание и отрицательная оценка как составляющие речевого конфликта: их функции и роль в конфликтном взаимодействии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1357
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ОТРИЦАНИЕ / РЕЧЕВОЙ КОНФЛИКТ / APPRAISAL / NEGATION / COMMUNICATIVE CONFLICT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ершова Валентина Евгеньевна

Рассматриваются понятия «отрицание» и «оценка» как средства речевого воздействия в условиях конфликтного общения. Данные понятия описываются как прагматические категории. Обосновывается положение о том, что категории «оценка» и «отрицание» являются важной составляющей конфликтного речевого взаимодействия. Анализируются их функционирование и взаимосвязь в ситуациях, характеризующихся конфронтационным типом общения. Понятия рассматриваются через призму оппозиции «свои чужие». Цель статьи описание функций отрицания и оценки в структуре речевого конфликта. Исследование выполнено на материале фрагментов телевизионных ток-шоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Negation and negative appraisal as components of communicative conflict: their functions and role in conflict interaction

This article considers negation and appraisal as communicative means in conflict interaction. Those notions are described as pragmatic ones. The article deals with their functioning in conflict conversation (the examples are the dialogue fragments of talk shows). Communicative conflict is interaction between interlocutors. It realizes in case when a person wishes to communicatively inflict the partner and when s/he has the aim of confrontation. Negation forms are the basis of communicative conflict. In broad meaning, negation is rejection of some part of life. Negative appraisal is a form of negation. Negation is a communicative and psychological mechanism with the help of which the conflict realizes as a communicative pragmatic phenomenon. It performs different functions in conflict conversation: it helps to make a constructive dialogue, to ignore a statement, or to provoke a conflict. Flat and emotional (also sharp) negation is a sign of communicative conflict. But the partners reaction, expressed in willingness to clash, is the determinant in this case. If the addressee has identified this signal, s/he should take some measures. S/he ought to agree with the opponent to ignore the statement or to tactfully give proof of his/her view without any harm for the partner by doing that. First of all, negation in conflict realizes on the linguistic level. Lexical and grammatical markers express it. Paralinguistic factors have a great role, too: facial expression, intonation, etc. Moreover, negation and negative appraisal have another important function. It is manipulation, which can be used by the speaker for different aims. The negation is connected with notions truth and lie. There is a difference between informing about a fact (or a false fact) and expressing an opinion about it. In communicative practice there is a difference between insult and slander. When the speaker insults somebody, s/he can use appraisal or emotional statements in this case. If the speaker blames somebody, s/he should rely on facts and it can be verified. Communicative conflict based on the universal category friend foe. Negation and negative appraisal are communicative means, which differentiate friends and foes by rejecting the latter ones. In addition, the speaker can transmit new information, expanding the conversation by applying these categories.

Текст научной работы на тему «Отрицание и отрицательная оценка как составляющие речевого конфликта: их функции и роль в конфликтном взаимодействии»

В.Е. Ершова

ОТРИЦАНИЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЕЧЕВОГО КОНФЛИКТА: ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Рассматриваются понятия «отрицание» и «оценка» как средства речевого воздействия в условиях конфликтного общения. Данные понятия описываются как прагматические категории. Обосновывается положение о том, что категории «оценка» и «отрицание» являются важной составляющей конфликтного речевого взаимодействия. Анализируются их функционирование и взаимосвязь в ситуациях, характеризующихся конфронтационным типом общения. Понятия рассматриваются через призму оппозиции «свои - чужие». Цель статьи - описание функций отрицания и оценки в структуре речевого конфликта. Исследование выполнено на материале фрагментов телевизионных ток-шоу.

Ключевые слова: оценка; отрицание; речевой конфликт.

Отрицание и оценка являются категориями прагматическими. С их помощью человек анализирует события и явления действительности, разделяет их на «хорошие» и «плохие», «реальные» и «нереальные» и т.д., опираясь при этом на собственную систему ценностей, картину мира.

Речевой конфликт построен на антиномии говорящего и слушающего, которая, собственно, и «приводит к конфликту в информативно-коммуникативном и в стилистическом отношении» [1. С. 83]. Антиномия пронизывает речевой конфликт и находит свое выражение в форме отрицания в широком смысле.

Отрицание - предмет изучения многих дисциплин, в частности таких, как логика, философия, психология, лингвистика. Отрицание основано на множественности понимания действительности, приятии или неприятии ее реалий разными людьми. Оно заложено в стремлении человека разграничить «свой» мир и мир «чужой».

Отрицание (как и оценка) как психологическая категория базируется на двух аспектах: когнитивном и эмоциональном [2. С. 31-34]. Когнитивный аспект основан на том, что через отрицание знание приобретает двухкомпонентную ассиметричную структуру А и не-А. Эмоциональный аспект реализуется в том случае, если оно направлено на изменение эмоционального состояния партнера. В психологии под отрицанием понимается форма психологической защиты. Так, человек может отрицать и не принимать какую-то часть действительности. Обычно отрицание проявляется на бессознательном уровне, но иногда индивид осознанно прибегает к отрицанию, которое может стать проявлением агрессии или манипулирования.

В лингвокультурологическом понимании категория «отрицание» представляет собой «комплекс семантикосимволических, речементальных и речеповеденческих установок и практик, нацеленных, с одной стороны, на сохранение базовых структур традиционной идентичности (отрицание как отторжение чужого и чуждого), а с другой стороны - на переоценку стереотипных ценностей и выбор нового пути или направления развития (отрицание как инновация)» [3. С. 297-298]. По мысли Л.Н. Ольховой, семиозис (семиотическое поле культуры) негативизма аккумулирует критический опыт людей, их способность не принимать ценности и нормы культуры, выражая к ним отрицательное (шире - альтернативное) отношение [Там же. С. 21]. В период перестройки в российском обществе произошло резкое нарастание настроений противостояния, нетерпимости и неприятия, что проявилось в тенденции к огрубле-

нию лексикона. Это привело к высокой частотности употребления грубо-просторечных, жаргонных, ненормативных слов и выражений. В этот период, как утверждает Л. Н. Ольхова, отрицание впервые стало позиционироваться как сознательная манипуляция массовым сознанием. Однако с конца XX в. происходит «зарождение ценностно-позитивных ментальных репрезентаций модусов отрицания в национальном лингвокультурном универсуме современных россиян: от тотальной оппозиции к сдержанной преемственности» [Там же. С. 303].

Отрицание эксплицируется в тексте за счет следующих языковых средств: отрицательных частиц, отрицательных местоимений и наречий, слов «нет», «нельзя» и т.д. в функции предикативных единиц. Оно может быть компонентом слова, а может содержаться и в целом высказывании. При этом оно может быть употреблено в несвойственном денотативном значении (Оно мне надо!), что часто является средством выражения экспрессии. Подобные высказывания сигнализируют о возможности возникновения конфликта (однако решающим фактором является реакция оппонента, выраженная в его (не)готовности продолжать конфликт). Отрицание может быть категоричным и некатегоричным. Некатегоричное отрицание реализуется за счет введения в предложение субъективной модальности, использования различных фатических тактик, а также скрытого отрицания. Последнее часто реализуется в тексте за счет императивных высказываний (Поговори мне еще!), сложносочиненных предложений с противительными союзами (утверждение противоположного), риторических вопросов, введения конструкций, выражающих неуверенность или неполную уверенность в истинности высказывания, и т.п. Цель использования неявного отрицания - скрытое воздействие на партнера по коммуникации. Отрицание может быть выражением неодобрения, сомнения в истинности информации, может содержаться в высказываниях со значением иронии типа «Конечно!», «Еще чего!» и т.п. С другой стороны, высказывания, содержащие в своей структуре отрицание, могут быть использованы в противоположном значении. Назначение подобных сообщений - также выражение экспрессии (И не говори!). Иногда это является демонстрацией грубости, фамильярности. Ярким примером могут служить синтаксические конструкции, содержащие глаголы в сослагательном наклонении, типа: А не замолчал бы ты! [4. С. 160].

Отрицание тесно связано с таким категориями, как «истина» и «ложь». Так, в конфликте возможно воз-

действие на собеседника через понижение его статуса с помощью обнародования информации, связанной с деятельностью оппонента, которая осуждалась бы обществом. Подобного рода информирование может сопровождаться или не сопровождаться прямой оценкой. В последнем случае речь идет о квазиоценочных высказываниях, которые также предполагают, что действие, которое осуществил человек или якобы осуществил, является «плохим»; говорящий утверждает, что это «плохо» и отрицает, что это вписывается в рамки нормы. Эта информация может быть как правдивой, так и ложной. В последнем случае можно говорить о том, что коммуникант прибегнул к тактике клеветы. Грань между информированием о факте и передачей мнения о нем очень тонкая. В юридической практике это различие проводится между такими понятиями, как оскорбление и клевета. В практике речевого общения -это различие между тактиками оскорбления и обвинения [5. С. 160-161]. В первом случае велика вероятность появления оценочных, эмоционально-оценочных высказываний. Во втором случае они также могут присутствовать, но ключевую позицию занимает факт: его наличие или отсутствие (сообщение может быть проверено на истинность).

Отрицание основывается на субъективном представлении говорящего о норме. Как правило, отрицание проявляется в качестве реакции на сообщение, не устраивающее по каким-либо параметрам второго партнера по коммуникации. Однако и инициативная реплика, скрыто или явно содержащая в себе отрицание, может повлечь конфликт. Если утверждение оппонента, по мнению коммуниканта, является ложным или не соответствует его ожиданиям, тогда возможно появление отрицательного высказывания. Обычно в конфликтной коммуникации изначально индивид как объект речи испытывает интеллектуальное и эмоциональное воздействие со стороны оппонента. Затем он реагирует на сообщение уже как субъект речи, выражает отрицательное отношение к высказыванию партнера (как реакция на утверждение собеседника) и дает предмету или объекту речи отрицательную оценку. Эта оценка может выражаться и неявно: «по-моему, вы не правы, ваше утверждение не вписывается в мое представление о мире» - и это «плохо». Так, отрицание может проявляться в негативной (отрицательной) оценке.

Оппозиция «свои - чужие» является базисом всякого межличностного и социального конфликта. Противопоставление «себя» «другим» в условиях конфликта вводится для обоснования собственной позиции и дискредитации позиции партнера по коммуникации, понижения его статуса. Как правило, говорящий, очерчивая круг своих интересов, выражая отрицательное отношение к оппоненту, его позиции, мнениям или к предмету речи в целом, стремится дать соответствующую оценку оппоненту или оценивает предмет речи, который является объектом конфликта. Обычно оценочный аспект является доминирующим при выяснении истины в конфликтной ситуации, особенно если общение происходит в условиях эмоционального возбуждения коммуникантов. Опираясь на собственные стереотипные представления, автор сообщения присваивает себе право судить о собеседнике от имени

общества. При этом субъект, выражая мнение о недостатках оппонента, основывается на собственных представлениях о морали и нравственности. Говорящий, давая оценку, проводит границу между кругом «своих» и кругом «чужих».

Негативная оценка как частное проявление отрицания также может использоваться для внушения оппоненту каких-либо идей, внедрения в его подсознание новых ценностей, изменения его установок. Особенно это явление характерно для СМИ. Журналистика формирует у массового адресата «первичное отношение (положительное или отрицательное) к фактам; предлагает различные виды оценок, таких как “хорошо”, “плохо”, “полезно”, “вредно”, “положительно”. Оценки могут быть сложными: “полезно, но опасно”, “достижимо, но при определенных условиях”, “выгодно, но требует затрат” <...> Оценка является “принуждающим” средством аргументации» [6. С. 71]. Набор отрицательных или положительных оценок, предназначенных для внедрения в психику адресата убеждений, ценностей, изменения его установок, становится отправным пунктом для манипулятивного воздействия. Оценки формируют фон благоприятного или неблагоприятного отношения адресата к той идее, которую хотел бы внушить коммуникатор.

Оценочный аспект рассматривается нами в широком смысле: оценка как аспект значения, реализующийся в различных языковых выражениях. Оценка «может быть ограничена элементами, меньшими, чем слово, а может характеризовать и группу слов, и целое высказывание» [7. С. 6]: уже на словообразовательном и морфологическом уровнях в слове может появляться оценочное значение (девочка - девчонка); существует лексика, в семантику которой изначально входит оценочный компонент (прекрасный, ужасно и т.д.); оценка содержится и в пропозициональных структурах глаголов. Кроме того, содержать оценку могут целые высказывания. Например, при отсутствии в высказывании субъективной модальности сообщение может восприниматься как оценочное, если описываемая ситуация имеет соответствующий смысл в сознании коммуникантов и вписывается в их картину мира. В подобных высказываниях оценка извлекается из контекста.

Оценка может быть абсолютной и сравнительной. В последнем случае она дается на основании оппозиции «лучше - хуже». Также оценка может быть рациональной и эмоциональной. Рациональная оценка рассчитана на согласие адресата с мнением говорящего, в то время как эмоциональная направлена на то, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у оппонента.

Давать оценку можно на основании различных признаков («важно / неважно», «правда / неправда» и т.д.), но основной признак - «хорошо / плохо». Именно он предполагает высказывания о ценностях. Общеоценочные аксиологические значения реализуются с помощью прилагательных хороший и плохой и их синонимов с разными экспрессивными оттенками (превосходный, великолепный, ужасный, скверный и т.п.). Что касается частнооценочных значений, то Н.Д. Артюнова различает следующие оценки: 1) сенсорно-вкусовые, или гедонистические; 2) психологические: а) интеллектуальные; б) эмоциональные; 3) эстетические; 4) этиче-

ские; 5) утилитарные; 6) нормативные; 7) телеологические [8. С. 13-14]. Е.М. Вольф подчеркивает, «что о собственно оценочных высказываниях говорят лишь тогда, когда оценка составляет цель сообщения» [7. С. 32]. Во многих других случаях оценка является лишь частью высказывания, проявляется неявно. Это квазиоценочные высказывания (Ты обидел друга! - и это «плохо»).

В ситуации конфликта в лексике может одновременно появляться значение отрицательной и положительной оценки. «В результате смены контекста оценка значения слова может измениться самым решительным образом» [9. С. 96]. Выявить смысл, вложенный в высказывание говорящим, помогает не только собственно контекст. Многое решают интонация и мимика коммуниканта. Например, бранное высказывание в ситуации панибратского общения может сопровождаться доброжелательной улыбкой говорящего, которая сигнализирует о том, что сообщение передано не с целью оскорбления собеседника. В целях передачи экспрессии слово (или высказывание) может быть употреблено в переносном значении при использовании некоторых выразительных средств языка. Ирония и антифразис являются ярким примером. Так, «дескриптивные признаки полностью погашаются, когда на первый план выступает субъективный аспект оценки» [7. С. 30].

Без применения отрицания и отрицательной оценки (в любом проявлении - даже в скрытой форме) речевой конфликт развиваться не может. Оценка является средством разграничения позиций собеседников. Отрицание - это следствие столкновения (эмоционального, интеллектуального и т.д.), неприятие какой-то информации и более широко - части действительности. Более сложной оказывается проблема использования отрицания и оценки для нейтрализации конфликта и предупреждения столкновения.

Участникам конфликтного взаимодействия, чтобы гармонизировать общение, необходимо соблюдать некоторые общие условия. Для достижения гармонии коммуниканту следует придерживаться стратегии сотрудничества, установки на кооперацию [4. С. 100], что подразумевает ориентацию на собеседника, его социальный и языковой опыт и т.д. Что касается речевого поведения говорящего, то ему необходимо подбирать соответствующую данной ситуации лексику, избегать агрессивных форм поведения, поддерживать общение в рамках этикета, при этом ориентируясь на особенности взаимоотношений с собеседником, условия общения (официальное, бытовое) и т.д. Также говорящему следует использовать фатические тактики, направленные на поддержание контакта и нейтрализацию эмоционального дискомфорта.

Учитывая перечисленные условия, отметим конкретные речевые механизмы, основанные на отрицании и направленные либо на создание конфликта, либо на его устранение, либо используются говорящим для пассивного ухода от конфликта. Данные случаи стали предметом исследования, поскольку «принципиальными альтернативами реагирования человека на возникающие у него противоречия (с самим собой или другими людьми) являются уход (избегание), подавление («борьба») и диалог» [10. С. 208]. В итоге было про-

анализировано 8 ток-шоу, включающих 20 контекстов. Рассмотрим наиболее показательные фрагменты.

Пример 1: «уход», «избегание» (на материале записи программы «Пусть говорят» от 30.08.2011 г.).

Ведущий: И как получилось / что вы автор вот этих страшных роликов / все-таки не побоюсь этого слова?

B. Бухаров: Я не автор этих роликов // Это проказни моей жены // Ты видела / чтобы это я снимал? (Обращается к сидящей рядом женщине).

В рассматриваемом примере второй коммуникант выбрал тактику оправдания и ухода от конфликта. Его первое высказывание содержит в себе явное, категоричное и рациональное отрицание. Во втором предложении он мотивирует это отрицание с помощью тактики обвинения третьего лица, которое он наделяет отрицательными чертами (через квазиоценку). В последнем предложении с помощью вопроса он еще раз отвергает предположение о том, что он совершил действие, осуждаемое обществом.

Пример 2: «подавление», «борьба» (на материале записи программы «НТВшники» от 04.09.2011 г.).

М. Прохоров: Партия «Правое дело» есть / а «Яблоко» / нет. Ребята делают хорошую работу // Хорошую работу делают / занимаются гаражами / точечной застройкой // Это надо делать / но в этом нет никакой политической позиции // Партия «Яблоко» всегда была девушкой на выданье / [неразборчиво] торговалась / но свою цену не знает / поэтому / честно говоря / объединяться с тем / чего нет / я не буду // Если партия «Яблоко» представит свою программу / и она будет совпадать с «Правым делом» / пожалуйста / можем обсудить // Что делает здесь Сергей? Он греет для кого кресло? Для Явлинского? Я не знаю / для кого //

C. Митрохин: Я / вот / [неразборчиво] коротко отвечу // Вот перед нами человек / мультимиллиардер // За счет чего он стал мультимиллиардером? За счет того /что ограбил страну <...>.

Монолог первого коммуниканта содержит категоричное, эмоциональное отрицание и отрицательную оценку, что выражается на уровне синтаксиса (серия риторических вопросов) и на лексическом уровне (говорящий использует эмоционально окрашенную лексику). Однако политиком используются и средства, снижающие категоричность, например, ирония (девушка на выданье), сложноподчиненное предложение с придаточным условным (Если партия «Яблоко» представит свою программу и она будет совпадать с «Правым делом», пожалуйста, можем обсудить). Несмотря на то что коммуникант стремится вести диалог в рамках этикета, это не способствует погашению конфликта, о чем свидетельствует реакция оппонента.

Пример 3: «диалог» (на материале записи программы «Гордон Кихот» от 14.05.2010 г.).

Н. Михалков: Вот это вот демоническое существо / так сказать / среднего рода / которое / как в детском театре / хохочет // (высказывается в адрес В. Матизена).

Ведущий: Я очень прошу / Никита Сергеевич / поскольку ситуация сложная / обойтись без определений в адрес каждого из собравшихся здесь //

Н. Михалков: Саш / Саш / ну / вы сами сказали / клопы и тараканы / поэтому я следую за вами // Ведущий: Я имел в виду всех //

Н. Михалков: Я тоже //

Ведущий: И вас в том числе //

Н. Михалков: Очень хорошо //Я согласен //Я согласен быть и клопом / и тараканом /я не согласен быть лузером / понимаете // А это лузеры / которые / проиграв все / вместе с судами со всеми / вдруг почувствовали / что их забыли / их не видно / их не слышно //

Конфликт спровоцировал первый коммуникант. Он же и решил гармонизировать дальнейшее общение с помощью самоиронии, шутки, частичного согласия с высказыванием собеседника. При этом он не отказался от собственного мнения (очертил круг «своих»). Также для нейтрализации конфликта говорящий скрыто указал на то, что его непосредственным оппонентом является не ведущий, а третьи лица (указал на круг «чужих»). Так, он отстоял собственную позицию и не дискредитировал позицию партнера, не причинил ему коммуникативный вред. Отрицание, используемое говорящим, категоричное. В то же время оно эмоциональное, о чем свидетельствуют некоторые лексические единицы, содержащие в своей семантике эмоционально-оценочный компонент: лузер; экспрессия выражается и с помощью градации: их забыли, их не видно, их не слышно. Однако категоричность снижается за счет частичного согласия с мнением ведущего, иронии. При этом собственную позицию говорящий подкрепляет аргументами и логическими рассуждениями (дальнейшее развитие диалога, не представленное в данном фрагменте). В рассматриваемом случае назначение отрицания и отрицательной оценки -манипулирование (с одной стороны, это демонстрация готовности пойти на уступки, с другой - желание четко обозначить свою позицию, отвергнув мнение оппонента).

Таким образом, для нейтрализации конфликта говорящим также могут быть использованы глаголы в сослагательном наклонении, предложения с придаточными условными и т.д., основная функция которых - указание на возможность того, что компромисс может быть найден. Ни один речевой конфликт не может развиваться без применения коммуникантами отрицания и отрицательной оценки, хотя эти категории и могут быть использованы в общении для различных целей. В любом случае, мотивируя отрицание и отрицательную оценку, говорящий тем самым привносит в общение новые сведения. Так, сообщение, даже характеризующееся конфликтностью, становится более информативным, оно насыщается новыми смыслами.

Отрицание - это речевой и психологический механизм, благодаря которому реализуется конфликт как коммуникативно-прагматическое явление. В конфликтной или предконфликтной ситуации с помощью отрицания и отрицательной оценки коммуникант может спровоцировать конфликт, уйти от неприятного разговора, или предотвратить дальнейшее развитие конфликтного взаимодействия. Функциональный диапазон применения отрицания и оценки в конфликтном общении довольно широк: многое зависит от того, какую тактику избрал говорящий, какой речевой жанр и для каких целей он использует. Заметим, что нередко в конфликтной ситуации эти категории могут быть использованы как экспрессивные и манипулятивные средства воздействия. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что основные функции отрицания (и отрицательной оценки) в речевом конфликте - разделение «своего» и «чужого» миров, неприятие последнего, но также это и функция передачи нового знания, выбора нового пути развития. Таким образом, речевые конфликты - это не только проявление деструктивного взаимодействия, но и способ трансляции новых знаний и сведений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М. : Наука, 1993. 171 с.

2. ЖелескоП.С., РоговинМ.С. Исследование отрицания в практической и познавательной деятельности. Кишинев : Штиинца, 1985. 135 с.

3. Ольхова Л.Н. Трансформация модусов отрицания в русской культуре переходных эпох. М. : МГИМО-Университет, 2007. 302 с.

4. Третьякова В.С. Речевой конфликт и гармонизация общения : дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2003. 301 с.

5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М. : ЛКИ, 2008. 288 с.

6. Мельник Г.С. МавБ-Ме&а: Психологические процессы и эффекты. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1996. 160 с.

7. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. 4-е изд. М. : Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. 260 с.

8. АртюноваН.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. М. : Наука, 1984. С. 5-23.

9. Жельвис В.И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Ладомир, 2001.

348 с.

10. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2003. 464 с.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 26 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.