Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА И ГУЗЕЛЬ ЯХИНОЙ)'

ОТРАЖЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА И ГУЗЕЛЬ ЯХИНОЙ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая картина мира / концепт / концептосфера / мировоззрение / концептуальное поле / лексико-семантическая связь / семантико-когнитивный метод / вербализация / метафора / language pattern of the world / concept / conceptosphere / worldview / conceptual field / lexical-semantic connection / semantic-cognitive method / verbalization / metaphor

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — О.Е. Павловская

Целью исследования является анализ языковой картины мира современных писателей Евгения Водолазкина и Гузель Яхиной, учитывая представленную в ней систему концептов. Новизна статьи объясняется исследованием произведений современников, творчество которых остается малоизученным, и интересом к интерпретации концептов, которые воспроизводят современные мировоззренческие убеждения, связанные с пониманием онтологических проблем. Материалом исследования стали произведения Е. Водолазкина «Авиатор» и Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза». С помощью концептуального и семантико-когнитивного методов проанализированы произведения Е. Водолазкина и Г. Яхиной, определены доминантные и наиболее часто повторяющиеся концепты, на основе чего сформированы концептуальные поля и определены лексико-ассоциативные связи концептов в произведениях. Результаты исследования показали, что языковая картина мира реализуется через доминантные концепты, передающие образ главной героини – «женщина», «судьба», «история» (у Г. Яхиной), представляя её внутреннее «Я» в отношениях с окружающим миром и историей, а также философские убеждения о смысле жизни и роли человека в мире – «человек», «время», «молитва» (у Е. Водолазкина). Концептуальные поля пребывают в лексико-ассоциативных связях, которые реализуются через концепты, представленные в ядровой зоне каждого концептуального поля («события» – у Е. Водолазкина, «борьба» и «вера» – у Г. Яхиной), на основе чего реализуется языковая картина мира писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE LINGUISTIC PATTERN OF THE WORLD IN THE WORKS OF CONTEMPORARIES (BASED ON THE WORKS OF EUGENE VODOLAZKIN AND GUZEL YAKHINA)

The aim of the study is to analyze the linguistic pattern of the world of contemporary writers Eugene Vodolazkin and Guzel Yakhina, taking into account the system of concepts presented by them. The novelty of the article is explained by the study of the works of contemporaries, whose works remain understudied, and the interest in the interpretation of the concepts that reproduce modern worldview beliefs associated with the understanding of ontological problems about the meaning of life and the role of human in the world. The study is based on the works of E. Vodolazkin (“The Aviator”) and G. Yakhina (“Zuleikha Opens Her Eyes”). With the help of conceptual and semantic-cognitive methods, the works of E. Vodolazkin and G. Yakhina were analyzed; the dominant and most frequently repeated concepts were determined; on the basis of which the conceptual fields were formed, and lexical associative relations of the concepts in the works were determined. The results of the study showed that the linguistic pattern of the world of E. Vodolazkin and G. Yakhina is realized through the dominant concepts, conveying the image of the main character – “woman”, “fate”, “history (for G. Yakhina), representing her inner “I” in relations with the surrounding world and history, as well as philosophical beliefs about the meaning of life and the role of human in the world – “human”, “time”, “prayer” (for E. Vodolazkin). Conceptual fields stay in lexical associative relations, which are realized through the concepts presented in the core zone of each conceptual field (“events” – in E. Vodolazkin, “struggle” and “faith” – in G. Yakhina), on the basis of which the writers’ language pattern of the world is realized.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА И ГУЗЕЛЬ ЯХИНОЙ)»

предоставляемая авторитетными тиктокерами соцсетей, активно репостится другими участниками и пользователями из той же группы. Это приводит в итоге к тому, что большинство контентов распространяют короткие видео, сосредоточенные в основном на русской кухне и русских женщинах, чрезвычайно холодной погоде или некоторых неприглядных чертах поведения россиян (например, алкоголизме). С другой стороны, платформа ШТок управляется умными роботами, распределяющими контенты в соответствии с привычками зрителей и количеством просмотров [10]. Если зрительская аудитория проявляет больший интерес к роликам на определённые темы, то именно они будут активно продвигаться. Таким образом и происходит формирование более однородного контента с гомогенизированным содержимым, на который с большой вероятностью пользователя автоматически будет «выталкивать» платформа. И если такое алгоритм развития и функционирования платформы оставить без вмешательства, то это с большой долей вероятности будет способствовать закреплению у общественности неполного и необъективного представления о внешних событиях, в том числе касающихся жизни России. Тем самым популярность коротких видеороликов открыла новые возможности для улучшения взаимодействия и общения между российским и китайским обществом, но ситуация остаётся неоднозначной и недостаточно открытой.

Все задачи, поставленные для достижения сформулированной нами цели, исследования были решены и можно сделать следующие обобщающие выводы.

Популярность коротких видео, несомненно, имеет положительное значение для развития культурного обмена между Китаем и Россией, но в настоящее время все еще существует очевидные недостатки в этой области и необходимо принять определенные меры, чтобы сделать их более регулируемыми и способствующими ещё большему пониманию китайским обществом России.

Библиографический список

По мнению автора, законы рынка, поддерживая определённую личную свободу и уважение к предпочтениям аудитории, тем не менее должны осуществлять некоторую цензуру качества контента, если в видеороликах будут допускаться нарушения законности и правопорядка, а также моральных устоев общества. В подобных случаях допустимо вмешательство как создателей интернет-платформ, так и государственных структур (с применением административных мер).

Вместе с тем необходимо отметить немалую значимость видеороликов в TikTok, которые объективно помогают китайскому народу понять жизнь внешнего мира и России, в частности, что делает их некоей «коммуникативной силой», с которой необходимо считаться и эффективно использовать в сегодняшнем межкультурном обмене. При необходимости целесообразно также использовать государственную поддержку и сотрудничество между правительством и обществом с целью полноценного использования потенциала самомедиа-платформ.

Выводы, содержащиеся в статье, имеют теоретическую и практическую значимость, так как позволяют определять возможность полноценного использования потенциала самомедиа-платформ. На основе проведенного анализа итогов, тенденций и прогнозов влияния самомедиа-платформ возможна выработка рекомендаций по исследуемой проблематике. Автор полагает, что со стороны государства должно осуществляться регулирование, учитывающее законы рынка и направленное на максимальную реализацию положительной роли видеоконтента self-media на взаимопонимание между Китаем и другими странами. Поэтому материал статьи может представлять интерес не только для журналистики, но и для специалистов в сфере международных отношений, дипломатов, государственных чиновников, а также медиа- и SMM-специалистов.

1. TikTok: Википедия. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/TikTok

2. Биддл С., Рибейро П., Диас Т. Невидимая цензура: TikTok призвал модераторов блокировать публикации «уродливых» людей, а бедных - привлекать новых пользователей. The Intercept. 2020; 10 марта. Available at: https://theintercept.com/

3. Степанян О. TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Available at: https://style.rbc.ru/impressions/5efe7f649a79476739b49b59

4. Шитов А.В. Китайцы об отношениях с Россией. Available at: https://topwar.ru/172091-kitajcy-ob-otnoshenijah-s-rossiej.html

5. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. 2019. 5 июня). Available at: http://www.gov.cn/xinwen/2019-06/06/content_5397865.htm

6. Китайский конкурент Tik Tok захватывает российский рынок. Available at: https://news.rambler.ru/intemet/42697283/?utm_content=news_media&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink

7. Ш47%ФВЖМЯШШШШШЖ£, 2021^2R. 47-й статистический отчет о развитии интернет-сети Китая. 2021; февраль. Available at: http://www.gov.cn/ xinwen/2021-02/03/content_5584518.htm

8. Богомолова Д.А. Социальная сеть TikTok как элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций. Вопросы студенческой науки. 2020; Выпуск № 4: 572 - 576.

9. Се Д. Россия в глазах китайцев: как китайцы оценивают россиян? Available at: https://zavtra.ru/blogs/rossiya_v_glazah_kitajtcev

10. ШШШ. [J]. ЩИШтШ. 2018 Шао Ч. Анализ характеристик, проблем и будущих тенденций развития распространения медиаинформации. Современные образовательные технологии. 2018; № 12.

References

1. TikTok: Vikipediya. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/TikTok

2. Biddl S., Ribejro P., Dias T. Nevidimaya cenzura: TikTok prizval moderatorov blokirovaf publikacii «urodlivyh» lyudej, a bednyh - privlekat' novyh pol'zovatelej. The Intercept. 2020; 10 marta. Available at: https://theintercept.com/

3. Stepanyan O. TikTok voshel v top-100 dorogih brendov. Available at: https://style.rbc.ru/impressions/5efe7f649a79476739b49b59

4. Shitov A.V. Kitajcy ob otnosheniyah s Rossiej. Available at: https://topwar.ru/172091-kitajcy-ob-otnoshenijah-s-rossiej.html

5. Ф¥Л%тВЖШШШГМЖтШВЖШШ¥МтШ£]11Я(:£Ю_ЙШЙ_'РВ&Ш SovmestnoezayavlenieRossijskojFederaciiiKitajskojNarodnoj Respubliki o razvitii otnoshenij vseob'emlyuschego partnerstva i strategicheskogo vzaimodejstviya, vstupayuschih v novuyu 'epohu. 2019. 5 iyunya). Available at: http://www.gov. cn/xinwen/2019-06/06/content_5397865.htm

6. Kitajskij konkurent Tik Tok zahvatyvaet rossijskij rynok. Available at: https://news.rambler.ru/internet/42697283/?utm_content=news_mediaSutm_medium=read_moreSutm_ source=copylink

7. Ш47ХФВЖШЯШЖШШШп, 2021$2R. 47-j statisticheskij otchet o razvitii internet-seti Kitaya. 2021; fevral'. Available at: http://www.gov.cn/xinwen/2021-02/03/ content_5584518.htm

8. Bogomolova D.A. Social'naya set' TikTok kak 'element integrirovannyh marketingovyh kommunikacij. Voprosy studencheskojnauki. 2020; Vypusk № 4: 572 - 576.

9. Se D. Rossiya v glazah kitajcev: kak kitajcy ocenivayut rossiyan? Available at: https://zavtra.ru/blogs/rossiya_v_glazah_kitajtcev

10. ШШШ. ШвШШШ.ШШШШЖШШШ [J]. ШШШ. 2018 Щ-Щ. Shao Ch. Analiz harakteristik, problem i buduschih tendencij razvitiya rasprostraneniya mediainformacii. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. 2018; № 12.

Статья поступила в редакцию 01.09.21

УДК 882

Pavlovskaya O.E., Doctor of Sciences (Philology), Head of Department of Russian Language and Speech Communication, Kuban State Agrarian University

(Krasnodar, Russia), E-mail: pavlovskaya4741@rambler.ru

REFLECTION OF THE LINGUISTIC PATTERN OF THE WORLD IN THE WORKS OF CONTEMPORARIES (BASED ON THE WORKS OF EUGENE VODOLAZ-KIN AND GUZEL YAKHINA). The aim of the study is to analyze the linguistic pattern of the world of contemporary writers Eugene Vodolazkin and Guzel Yakhina, taking into account the system of concepts presented by them. The novelty of the article is explained by the study of the works of contemporaries, whose works remain understudied, and the interest in the interpretation of the concepts that reproduce modern worldview beliefs associated with the understanding of ontological problems about the meaning of life and the role of human in the world. The study is based on the works of E. Vodolazkin ("The Aviator") and G. Yakhina ("Zuleikha Opens Her Eyes"). With the help of conceptual and semantic-cognitive methods, the works of E. Vodolazkin and G. Yakhina were analyzed; the dominant and most frequently repeated concepts were determined; on the basis of which the conceptual fields were formed, and lexical associative relations of the concepts in the works were determined. The results of the study showed that the linguistic pattern of the world of E. Vodolazkin and G. Yakhina is realized through the dominant concepts, conveying the image of the main character - "woman", "fate", "history (for G. Yakhina), representing her inner "I" in relations with the surrounding world and history, as well as philosophical beliefs about the meaning of life and the role of human in the world - "human", "time", "prayer" (for E. Vodolazkin). Conceptual fields stay in

lexical associative relations, which are realized through the concepts presented in the core zone of each conceptual field ("events" - in E. Vodolazkin, "struggle" and "faith" - in G. Yakhina), on the basis of which the writers' language pattern of the world is realized.

Key words: language pattern of the world, concept, conceptosphere, worldview, conceptual field, lexical-semantic connection, semantic-cognitive method, verbalization, metaphor.

О.Е. Павловская, д-р филол. наук, зав. каф. русского языка и речевой коммуникации, Кубанский государственный аграрный университет

имени акад. А.И. Трубилина, г. Краснодар, E-mail: pavlovskaya4741@rambler.ru

ОТРАЖЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА И ГУЗЕЛЬ ЯХИНОЙ)

Целью исследования является анализ языковой картины мира современных писателей Евгения Водолазкина и Гузель Яхиной, учитывая представленную в ней систему концептов. Новизна статьи объясняется исследованием произведений современников, творчество которых остается малоизученным, и интересом к интерпретации концептов, которые воспроизводят современные мировоззренческие убеждения, связанные с пониманием онтологических проблем. Материалом исследования стали произведения Е. Водолазкина «Авиатор» и Г Яхиной «Зулейха открывает глаза». С помощью концептуального и семантико-когнитивного методов проанализированы произведения Е. Водолазкина и Г Яхиной, определены доминантные и наиболее часто повторяющиеся концепты, на основе чего сформированы концептуальные поля и определены лексико-ассоциативные связи концептов в произведениях. Результаты исследования показали, что языковая картина мира реализуется через доминантные концепты, передающие образ главной героини - «женщина», «судьба», «история» (у Г Яхиной), представляя её внутреннее «Я» в отношениях с окружающим миром и историей, а также философские убеждения о смысле жизни и роли человека в мире - «человек», «время», «молитва» (у Е. Водолазкина). Концептуальные поля пребывают в лексико-ассоциативных связях, которые реализуются через концепты, представленные в ядровой зоне каждого концептуального поля («события» - у Е. Водолазкина, «борьба» и «вера» - у Г Яхи-ной), на основе чего реализуется языковая картина мира писателей.

Ключевые слова: языковая картина мира, концепт, концептосфера, мировоззрение, концептуальное поле, лексико-семантическая связь, семан-тико-когнитивный метод, вербализация, метафора.

В творчестве современных писателей актуализируются понятия онтологического и культурологического характера, функционирующие на всех уровнях текста. С помощью концептов авторы отображают свое внутренне «Я» и в то же время представляют языковую картину мира через концептосферу и вербализацию в виде концептуальных метафор [1]. Изучение особенностей интерпретации концептов в произведениях писателей как реализации языковой картины мира происходит на грани когнитивной лингвистики, психолингвистики, культурологии и философии [2].

Таким образом, данное исследование посвящено анализу языковой картины мира современных писателей Е. Водолазкина и Г Яхиной, творчество которых является малоизученным в филологической науке. При этом актуальность объясняется тем, что за основу взято исследование системы концептов, интерпретация которых является отражением авторского восприятия мира через чувства и эмоции, а также пониманием проблем онтологического характера о смысле жизни и роли человека в мире. Более того, когнитивный аспект, присущий концепту, даёт возможность для его рассмотрения на грани психолингвистики, языкознания, культурологии и философии.

Понятие языковой картины мира дает общее представление о мире и его восприятии носителями языка, созданном в результате концептуализации информации об окружающем мире [3; 4]. При этом языковая картина мира может приобретать национальный характер, поскольку отображает отношение индивида как представителя нации к окружающему миру, включая людей и природу [5; 6]. На лингвокультурологическом уровне языковая картина мира реализуется через концепты, которые передают не только представление о мире носителями языка, но и дают понятие об их интерпретации в культуре [7].

На уровне психолингвистики концепт предстает как воплощение психологического восприятия мира в языковом сознании его носителей, на основе чего происходит формирование ассоциативно-вербальной сети, связывающей представления каждого отдельного индивида о мире [8]. Понятие концепта рассматривается в контексте когнитивной лингвистики как элемент сознания, который реализует связь между человеком и языком, представляя особенности мировоззрения со всеми окружающими предметами в сознании человека с возможностью воспроизведения с помощью средств языка [9; 10]. Когнитивный аспект концепта, представленный в научных исследованиях Е.С. Кубряковой и Ю.С. Степанова, по мнению которых концепт стоит обозначить как языковую категорию, реализующую представление об окружающем мире в сознании репрезентантов картины мира и имеющую возможность приобретать культурологические характеристики [11; 12].

Для анализа структуры концепта в виде концептуального поля З.Д. Попова и И.А. Стернин предложили ядрово-периферийную модель, когда выделяются ядро, ближняя периферия и дальняя периферия [13]. Такая методологическая парадигма даёт возможность проанализировать особенности функционирования концептов целостно. При этом средствами вербализации концептов могут выступать символы, метафоры или фразеологические единицы, через которые концепты приобретают двойственное значение и реализуют лексико-ассоциатив-ные связи [14; 15]. В современном творчестве преобладают концепты, которые передают чувства и эмоции внутреннего «Я» индивида, а также восприятие мира [16]. Центральной в языковой картине мира является концепция «человек - мир», которая реализуется через концепты, передающие связь между человеком и его

пониманием мира и отношением ко всему, что его окружает. Таким образом, исследование произведений малоизученных современных писателей Е. Водо-лазкина и Г. Яхиной, где представлено оригинальная языковая картина мира, основанная на концептах онтологического и культурологического характера, отличается актуальностью.

Целью статьи является анализ особенностей когнитивной модели языковой картины мира Е. Водолазкина и Г. Яхиной, представленной в произведениях «Авиатор» [17] и «Зулейха открывает глаза» [18]. Задачи определяются таким образом: выделить и проанализировать доминантные в творчестве современных писателей концепты, которые представляют языковую картину мира; сформировать концептуальные поля и обозначить лексико-ассоциативные связи между концептами; определить особенности представленной в языковой картине мира Е. Водолазкина и Г. Яхиной концепции «человек - мир» и черты отображения мировоззрения писателей через концепты.

Новизна статьи объясняется исследованием произведений современников, творчество которых остается малоизученным, и интересом к интерпретации концептов, которые воспроизводят современные мировоззренческие убеждения, связанные с пониманием онтологических проблем.

Методы и материалы

Для анализа особенностей языковой картины мира, представленной концептами, использованы концептуальный и семантико-когнитивный методы для формирования концептуальных полей и описания лексико-ассоциативных связей между концептами в творчестве писателей. Для разработки концептуальных полей взята во внимание методология, предложенная З.Д. Поповой и И.А. Стер-ниным [13], в соответствии с которой в структуре концепта выделяют ядро, ближнюю и дальнюю периферии. Кроме того, для исследования языковой картины мира, которая реализуется на основе концепции «человек - мир», использованы отдельные аспекты онтологического и психолингвистического методов.

Результаты

Анализ произведений современных писателей Е. Водолазкина и Г. Яхиной с помощью концептуального и семантико-когнитивного методов показал, что языковая картина мира реализуется через концепты, отображающие чувства и эмоции героев в отношении с миром, и особенности мировоззрения авторов в целом, включая их восприятие онтологических проблем о смысле жизни и роли человека в мире. В художественном дискурсе Е. Водолазкина доминантными являются концепты, которые представляют языковую картину мира писателя, в которой центральным является концепт «человек». Его концептуальное поле представлено концептами, которые реализуют авторскую концепцию онтологических проблем смысла жизни и роли человека в мире (см. рис. 1). Структура концепта «человек» отображается через ядро («жизнь» и «события»); ближнюю периферию (части тела человека или его внешность: «глаза», «руки», «подбородок», «волосы», «ресницы», «спина», «голова»), и дальнюю периферию («надеяться», «слезы», «усилие», «боль», обозначающие человеческие чувства, эмоции, мысли или ощущения). Е. Водолазкин представляет целостный образ человека, пребывающего в состоянии потери памяти и размышлениях о смысле жизни. Лексико-ассоциативные связи концептов реализуются через глаголы, передающие чувства и мысли главного героя или подтверждающие его физическое пребывание в этом мире через ощущения: жить, видеть, вспоминать, смотреть, говорить, кружится голова, лежать, почувствовать, бояться, душат слезы,

терять сознание, надеяться, а также наречиями спокойно, доброжелательно, бережно, внимательно [17].

"жизнь", "события"

Ри с. 1.С°руктураконцепта «чело век» (разработано ж основе пуопзвуккния «Авлтуор»)

ук |тлс. 2 т«едвоувлеко нонп^туолоное атлт коуаетта «ыртоп», ч^[)ез нрто«ый кл^яаолро ;вотр|коко^ ослоторое .«кто« жаено ч^лоо^ау о конеекате ^ео^л»о.Таке^»1УВ»озов^, лдтом данного «екаeпта яолнютср оо^л^!ктве зп^1««'еь» и<«тЫ|кив^».ех^(^оьшглг^!^ныВ геоооплосываросо а ое оо оо^к^^аг. кео <пн, «о» пр2^оет^/^2^тттфо иытaя»»oорoв кто в на мято фоотысооего прошло геч. и еЯлт^^^ ала г»окфрртп у^еонмоооено ееоцeí«тt^l «ьуйшлoe», вветппмaнокрл»к, ллнсеинкрь. елькргеанкьe»тo двявнок пе»»фeнея ое»дутатпвпл понокльно«сон». «еротл», гвер<2тнн», клловав.

"память", "события"

"пришлое", "воспоминание", "картинка" "сон", "вчера", "сегодня", "слова"

Нин.о. Cтиyктуpиксно«пта«пнeмло (разработано на основе произведения «Авиатор»)

Kе«оер»«aлрrroе толы к»ыкeп»д «млентво» плeтртаьлeпк но р)кс. 3, во« это мoбpoщеисe2 кelrвyеЛ»рлнеется туeбпlве»к»lтппaвн»гoоe (^лк^^т ни и то г^лк ллупли иее^лк«. Pлдолм кеклeтро вEаlтю«»т винелае 2омдн»нрвиоео тппк р<Фтотнаш»и концеко «ивНылаян; 6лижндя пepaфр«иу- л»уткодо», «»аотреое-нлп», «PГ)иcкрJнт д лaлииля - лнеонал, <(Cвнпп»|»cпофовнпк».

"Отче наш", "события"

"церковь",

"воскресенье", "просьба" "икона", "свеча", "священник"

Рис.З.Структураконцепталмол мтва » (разработано на основе произведения «Авиатор»)

Смл. Л . ССзн Iковая картина мкира М. Родллонккн» (разработано на основе произведения «Авиатор)»)

С2а

При этом лексико-ассоциативная связь между ключевыми концептами «человек», «время» и «молитва» представлена понятием «события», связывающим три концептуальных поля, через которые реализуется модель языковой картины мира Е. Водолазкина, разработанная на основе произведения «Авиатор» (см. рис. 4).

Языковую картину мира Г Яхиной, реализованную в произведении «Зулейха открывает глаза», представляют концепты чувственного и эмоционального харак-теракак агобри»енз»в»ь1речнего»<Яз чнавной г^ы^оана,раиотираясае ми»о и с»бяв мир»,ноторьп,отношений»дрьгпмилюд»»и. Концннтоеферанисачелени-

нт^дигмы

иемобъясз яaтсиacзoлзир»aнae домзв^ьзчк к»ицептоа. В ьентряквчцеп-цело «женщр нa»кaмвoпоoщe»иeглнвнеTгe»oини,вoкаиг l^отатнизвмтf)aпкаи^а^па как сюжеоны eмйнзч,"^^г идо^ие киниер■гyелыlыо оо»ш HИакдыИнонцопоaмeдa низИну» заг»тзкьвнoнтeки»еaдейноззозадигюп. тсего я»нипведения гoкоищрнa».Ядoа первогонов-

цептуального поля (см. рис. 5) представлено понятием номинативного характера «м»лeйьа», пвз^г^о^^^у иl^^íюоa в o»диназо0щамжо»щaнa|a кoвоpeтты»oе»e» гы^^н^и гe»оин»пpoaзиемeнв,и к^'^^р^м пepаыенo oтoбеoжениeвceм женщины того исторического периода. Также в ядровую зону отнесены концепты к^0сьмяз аииера», Чфок п^от^^^е Пм((ЬЖHЗИеBЗOГО тд^ггч глаоч»0 но-

втиун. Cоoичояcтвeвпo,в0мижуeй иe»чфepи»рапмо«гтaы»eиоуцeп»ы, оотосые раоедаюnоcтбаaндc»и хаооняенои ^и аоладиеа ЗyетHaе:«виy-рревння ьплт»,«смелость>о вда^ита» «мэлчавио»,«п^зевотть».«т^доищи». Дзотмея питaфe»нопoовeoa»ловочyвeдвaд» и тма»птo»гатнaзB| иызиачоыма внeшврaифaмтовoм»и »рдeеиpршaюl.цero азсо,ешдоИlapтe»нвеокитeбeто»-тели»eт, исиюиайжоз»»нтощошнре обнцec»ва|И»пнципоИ| пpгмторымепoфyч»-цaoвapoиаио:«люOрзo>ы «печелу», «неволя», «сочувствие».

"Зулейха", "борьба", "вера"

"внугренняя сила", "смелость", "доброта", "молчание", "преданность", "мудрость"

"любовь", "печаль", "неволя", "сочувствие"

оп0| а: жкpпм■»раьаaцoйта «жеищувa»(оaзвоао»овеa а остна ьpoaнтиит»ит Т ух иной «Зулейха открывает глаза»)

На рис. 6 представлена структура концепта «судьба», поскольку фактиче-стн в ариаaeнpеaзисыониоы инто»вяжизнп одшвоу гa»oaвa,l<атоpaя иеoа»лшa-атоятастоpи»аопими oеcтоттeльcииоиa. Иоооетoго, ОЯхнна »^д^^тооии^иЗу» ит»»ин ди неми»0|П0д вет»иaeмaиезжaй»eë»yдьба|Bоaоoвьюиaчyаa»аяовlя позвяи» «BopзOа» а», oпнтыaaюмPожaззвгa^нк^г< геиеини.

Cидтнe»тииe н^Щстин ян пер ифтрвя п рeдcтапмигlв кoвцеытаои<<йиееc кa»е:^l^^>о «терпение», «труд», а дальняя периферия - «дорога», «сон», «жизнь».

"испытание", "борьба", "вера"

"предсказание", "терпение", "тр)я"

"дорога", "сон", "жизнь"

Иис. 6. Страктура концепта «судьИа» разработано на основе праизвидения Г Яхиной «Зулейха открывает глаза»)

В произведении «Зулейха открывает глаза» судьба главной героини показана на фоне национальной истории, связь между судьбой героини и историей нроемцтаиваитен бапряояжении и«звинця т^^госюжнтн.Иг^аи^сн^с^еттмуии^и одним доминантным концептом является «история», которая влияет не только нууилнвинжиити тавной геяотан.вна навв внутнсуниепеввминю.коуинпя «история» реализуется через ядро, представленное понятиями «испытание» и «^л^»,опнмен пфаб^ирией с^сэв^ептама«трцгедая», «м^г^f^лc^и». «ннаинюномощ6»у«ильнePилpaфepвлй -«илo». «Heипцови«р, «намяних^ энтм концептуальном поле объединены концепты с противоположными значениями, вто ибъянняеттяилaлпзaпaeйновраптуа нчсу«иeлн асилиия», цог-ннесл^с^арт н а сложные исторические обстоятельства, существовали вера и взаимопомощь, передни«н1евпбуизе глсвной »»аиансЗаленха (ам. раа.7).

Рис.7. Структураконцепта«история»(разработанонаоснове произведения Г Яхиной «Зулейха открывает глаза»)

При этом лексико-ассоциативная связь между ключевыми концептами «женщина», «судьба» и «история» представлена понятиями «борьба» и «вера», связывающими три концептуальных поля, через которые реализуется модель языковой картины мира Г Яхиной, разработанная на основе произведения «Зулейха открывает глаза» (см. рис. 8).

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что в произведениях Е. Водолазкина и Г Яхиной представлены языковые картины мира, которые реализуются через доминантные концепты «человек«, «яремя», «молитва»; «женщина», «судьба», «история». Выявлено, что использование этих концептов вызвано сюжетом произведений и идеями, среди которыхпре-имущественно важными являются осмысление смысла жизни чел овуыа него пребывания в мире. Концепты, представленные в ядровой зоне («события» - у Е. Водолазкина, «борьба» и «вера» - у Г Яхиной), формируют лекси ко-уыаанти-

Библиографический список

1

Рис.8.Языковая картинамираГ Яхиной (разработано на основе произведения «Зулейха открывает глаза»)

ческие поля, которые функционируют на базе лексико-ассоциативной связи. Кон-цептосфера писателей отображает ряд онтологических проблем и представляет особенности их мировоззрения, построенного на основе когнитивной модели, что реализуется на уровне концептуализации информации об окружающем мире. Практическое применение результатов и перспективы дальнейших исследований объясняются возможностью использования предложенного метода для анализа языковой картины мира других современных поэтов или писателей, а также при проведении сравнительного анализа особенностей интерпретации концептов в творчестве авторов разных стран и литературных периодов.

Kovecses Z. Metaphor in media language and cognition: A perspective from conceptual metaphor theory. Lege artis. Language yesterday, today, tomorrow. The journal of University of SS Cyril and Methodius in Trnava. 2018; № 3 (1): 124 -141.

2. Bunyatova A.B. Concept as an object of study of cognitive linguisticsandlinguoculturology. Theoretical&appliedscience. 2018; № 10 (66):219 -226.

3. Кузнецова Н.В. Концепт «покаяние» в русской и западной картинах мира. Мирнауки, культуры, образования. 2021;№ 3 (88):526 -529.

4. Tagirova T. A culture-specific "linguistic picture of the world" in the organization of scientific discourse in a foreign language. The International Science and Technology Conference" FarEastCon". Springer, Cham, 2018: 19 - 26.

5. Газизова Л.Р Языковая картина мира как фактор множественностипереводовстихотворенийГ. Тукая. Мирнауки, культуры, образования. 2021;№ 2 (87):422-424.

6. Shirinova R., Kuldashova M., Rakhimova G., Shamuratova G., Eshmamatov I. Representation of the national picture of the world in literary translation. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; № 29 (5): 1436 - 1445.

7. Jamshid qizi Mirjalilova M. Linguistic world picture and its representation through phraseological units in the aspect of linguoculturology. Academic research in educational sciences. 2021; № 2 (6): 92 - 95.

8. Уфимцева Н.В. Языковая картина мира как предмет психолингвистическогоисследования. Jqzykimetoda. 2016;№ 2:249-256.

9. Madaminova D., Zulpukarova A., Sabiralieva Z., Abdraeva A. and others. Definition of concept in the Russian linguistic field as a cognitive category. Open Journal of Modern Linguistics. 2021; № 11: 149 - 157.

10. Shaykhislamov N. The direction of modern linguistics - the concept ofcognitivelinguistics. ScientificProgress. 2021;№2 (2): 1641 - 1646.

11. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемахкогнитивнойлингвистики. Вопросыкогнитивнойлингвистики. 2004;№ 1:6-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Степанов Ю.С. Концепты: Тонкая пленка цивилизации. Москва:Языкиславянскихкультур,2007.

13. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Москва: Восток - Запад, 2007.

14. Ahmadova S.I. The basis of the verbalization research concepts in linguoculturology. International journal of advanced studies in language and communication. 2019; № 2: 7 - 10.

15. Luqian W., Nikitina A.J., Petrova O.A. Names of plants in the Russian and Chinese linguistic picture of the world (based on proverbs of the Russian and Chinese languages). International E-Journal of Advances in Social Sciences. 2021; № 7 (19): 92 - 96.

16. Menninghaus W., Wagner V., Wassiliwizky E., Schindler I., Hanich J., Jacobsen T., Koelsch S. What are aesthetic emotions? Psychological Review. 2019; № 126 (2): 171 - 195.

17. Водолазкин Е. Авиатор. Москва: АТС, 2016.

18. Яхина Г Зулейха открывает глаза. Киев: Форс, 2016.

References

1. Kovecses Z. Metaphor in media language and cognition: A perspective from conceptual metaphor theory. Lege artis. Language yesterday, today, tomorrow. The journal of University of SS Cyril and Methodius in Trnava. 2018; № 3 (1): 124 - 141.

2. Bunyatova A.B. Concept as an object of study of cognitive linguistics and linguoculturology. Theoretical & applied science. 2018; № 10 (66): 219 - 226.

3. Kuznecova N.V. Koncept «pokayanie» v russkoj i zapadnoj kartinah mira. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 3 (88): 526 - 529.

4. Tagirova T. A culture-specific "linguistic picture of the world" in the organization of scientific discourse in a foreign language. The International Science and Technology Conference' FarEastSon". Springer, Cham, 2018: 19 - 26.

5. Gazizova L.R. Yazykovaya kartina mira kak faktor mnozhestvennosti perevodov stihotvorenij G. Tukaya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 422 - 424.

6. Shirinova R., Kuldashova M., Rakhimova G., Shamuratova G., Eshmamatov I. Representation of the national picture of the world in literary translation. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; № 29 (5): 1436 - 1445.

7. Jamshid qizi Mirjalilova M. Linguistic world picture and its representation through phraseological units in the aspect of linguoculturology. Academic research in educational sciences. 2021; № 2 (6): 92 - 95.

8. Ufimceva N.V. Yazykovaya kartina mira kak predmet psiholingvisticheskogo issledovaniya. Jqzyk i metoda. 2016; № 2: 249 - 256.

9. Madaminova D., Zulpukarova A., Sabiralieva Z., Abdraeva A. and others. Definition of concept in the Russian linguistic field as a cognitive category. Open Journal of Modern Linguistics. 2021; № 11: 149 - 157.

10. Shaykhislamov N. The direction of modern linguistics - the concept of cognitive linguistics. Scientific Progress. 2021; № 2 (2): 1641 - 1646.

11. Kubryakova E.S. Ob ustanovkah kognitivnoj nauki i aktual'nyh problemah kognitivnoj lingvistiki. Voprosy kognitivnoj lingvistiki. 2004; № 1: 6 - 17.

12. Stepanov Yu.S. Koncepty: Tonkaya plenka civilizacii. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2007.

13. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika. Moskva: Vostok - Zapad, 2007.

14. Ahmadova S.I. The basis of the verbalization research concepts in linguoculturology. International journal of advanced studies in language and communication. 2019; № 2: 7 - 10.

15. Luqian W., Nikitina A.J., Petrova O.A. Names of plants in the Russian and Chinese linguistic picture of the world (based on proverbs of the Russian and Chinese languages). International E-Journal of Advances in Social Sciences. 2021; № 7 (19): 92 - 96.

16. Menninghaus W., Wagner V., Wassiliwizky E., Schindler I., Hanich J., Jacobsen T., Koelsch S. What are aesthetic emotions? Psychological Review. 2019; № 126 (2): 171 - 195.

17. Vodolazkin E. Aviator. Moskva: ATS, 2016.

18. Yahina G. Zulejha otkryvaet glaza. Kiev: Fors, 2016.

Статья поступила в редакцию 30.08.21 325

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.