МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Акматов
Кыялбек Камутович
Кандидат педагогических наук, доцент Ошского государственного университета, г. Ош, Кыргызская республика
Kyialbek K. Akmatov
Candidate of Pedagogic Sciences, Docent of Osh State University, Osh, Kyrgyzstan
e-mail: [email protected] УДК 82-1/19
Отражение взаимосвязи культур народов при изучении произведения с использованием элементов биографии писателя (повести "Лицом к лицу" Ч.Айтматова и "Живи и помни" В.Распутина)
Reflection of interrelation of cultural backgrounds of peoples during study of elements of biography of the writer (on the material of the novels "Face to face" by Ch.Aitmatov and "Live and remember" by V.Rasputin)
Изучение произведения писателя в связи с его биографией является методическим приемом творческого характера, способствующим появлению у учащихся более глубокого интереса к отдельным моментам жизни и творчества писателя. В статье освещен метод проведения параллели при изучении художественного произведения. На примере повестей Ч. Айтматова "Лицом к лицу" и В. Распутина "Живи и помни"показан сравнительный анализ поступков героев с целью выявления идеи писателей и их обобщения.
Ключевые слова и словосочетания: биография, дезертир, литературные параллели, назначение человека, оригинальность, самобытность.
The study of the writer's work in connection with his biography is a creative method, contributing to the deeper interest of students in certain aspects of the life and work of the writer. The paper highlights the method of finding allusions when studying a work of art. The example of C. Aitmatov's novel "Face to Face" and V.Rasputin's novel "Live and Remember" reveals a comparative analysis of the behavior of the protagonists in order to identify the ideas of the writers and their generalized conclusions.
Keywords: biography, deserter, allusions, destiny of a human being, originality, singularity.
Материалы конференции
В методике преподавания литературы известен прием, предполагающий изучение художественного произведения того или иного автора с сопровождением выступления учащихся с сообщениями исследовательского характера. Данный прием прежде всего активизирует учащихся в поисках ответ на такие вопросы, как: "Почему автор обращается к этой теме?", "Почему те или иные эпизоды произведения напоминают те или иные моменты жизни автора?". Этот прием часто используется в старших классах, а в 56 классах используется биографическая справка, состоящая из элементарных сведений о писателе (дата рождения и смерти, известные произведения). Биографическая справка должна быть простой, понятной, без лишних подробностей.
Биографическая справка должна представлять собой вступление к чтению произведений и анализу, должна способствовать лучшему усвоению произведения. Биографический рассказ должен вызывать у учащихся любовь к писателю или поэту, интерес к его произведениям, обогащать культуру устной и письменной речи, словарный запас.
Но в 7 классе рассказ учителя должен быть построен так, что внимание школьников должно направляться на осмысление личности поэта или писателя. Для этого необходимо формировать у учащихся понятие «личность писателя», систематическая работа над которым начинается не только на основе биографических данных, но и художественного произведения, которое изучается согласно программе. Таким образом, уже в 7 классе нужно раскрывать жизнь писателя в тесной связи с его творчеством.
Учащиеся 8 класса интересуются уже не только определенными фактами из жизни писателя, но и пытаются их анализировать и обобщать. Поэтому учителю необходимо раскрывать влияние жизненных и исторических условий на формирование его личности и творческой деятельности.
В старших классах среди многих биографических фактов необходимо тщательно выбрать материал, который позволит учащимся узнать о чем-то новом из жизни писателя, проследить за его развитием. Старшеклассниками глубоко воспринимаются взгляды писателя, основные мотивы его творчества.
Вникая в творческую жизнь писателя, учащиеся узнают о формировании его взглядов, идейно-творческих устремлениях, связывают с эпохой. Важную роль в изучении биографии писателя играет не только учитель, но и дети. При этом вначале необходимо уточнить, что уже известно ребятам из биографических справок:
- Что вы слышали об этом писателе?
- Какие произведения этого писателя изучались раньше?
- Кто из героев его произведений вам ближе?
К таким урокам необходимо подобрать материал, которого нет в учебнике - всё зависит от формы уроков, которые могут быть самыми разнообразными. Не обязательно начинать сообщение с того, что в таком же году, в такой семье родился писатель.
Изучение биографии Чингиза Айтматова нужно начинать с цитаты, которая ярко подчёркивает назначение человека: «Для человека самое трудное - быть человеком каждый день». Из его воспоминаний становится очевидным, что он, зарабатывая кусок мяса (жилик) за переводческую работу, приходит к убеждению: средство, добытое собственным трудом, значит многое [2, С. 141].
Детство Ч. Айтматова прошло в селе Шекер, В. Распутин также провёл детство в селе Аталанка. Следовательно, в их произведениях есть, конечно, описана сельская жизнь. Следует обратить внимание и на первые произведения писателей («Газетчик Дзюйо» Ч. Айтматова, «Я забыл спросить у Лёшки» В.Распутина), герои которых - мальчики. В старших классах изучаются повести «Лицом к лицу» Ч. Айтматова и «Живи и помни» В. Распутина.
При изучении повести «Лицом к лицу» Ч. Айтматова необходимо установить параллель между произведениями о войне в кыргызской и русской литературах. Из биографии русского писателя В.Г.Распутина следует выделить год 1977-й, который оказался знаковым для литератора. За повесть «Живи и помни» его наградили Государственной премией СССР. Это произведение о человечности и той трагедии, которую принесла стране Великая Отечественная война. О сломанных жизнях и силе русского характера, о любви и страданиях. Главная героиня повести «Живи и помни» Настёна, как и все советские женщины, проводила любимого мужа на фронт. После третьего ранения он едва выжил.Выжить-то выжил, но сломался и дезертировал, понимая, что до конца войны ему вряд ли дожить. Развернувшаяся драма, искусно описанная Распутиным, поражает [4, С. 172].
Точно также поражает драма, описанная Ч.Айтматовым в повести «Лицом к лицу». Ысмайыл, герой повести, сбежал, бросившись с поезда по дороге на фронт. Он вернулся, обитал в горах и в лесу. Дезертир, вернувшийся в родной дом, и муки жены его Сейде - главной героини, которая и мужа жалеет, любит
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 1/2019
- 63 -
Proceedings of the conference
(едва ли не слепо) и видит, как туго всем вокруг - и на себя-то с малым сыном еды не хватает... Но как! Так написано, впрямь горечь какая-то. И жалко Сейде, и горько за неё. Такие сильные эмоции. И такая суровость, противоречивость жизни.
Трагедия героинь усиливается тем, что Настёна забеременела, а Сейде, возненавидела мужа за то, что он ночью украл и зарезал корову соседки Тотой. Андрей и Ысмайыл потом понимают, в какое сложное положение попали жены: ведь все подумают, что Настя нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте; что подумают люди или та же самая Тотой, когда у Сейде вдруг появилось свежее мясо.
После проведения такой параллели учащимся-старшеклассникам можно задавать вопросы, которые подводят их к самостоятельному анализу:
- Как вы думаете, почему в повестях Ч.Айтматова и В.Распутина схожий сюжет и аналогичная драма?
- Как вы думаете, почему русский писатель и кыргызский писатель обратились к этой теме?
- Имели ли связь эти писатели, когда создавали свои произведения?
- Могла ли быть такой драматический эпизод в произведениях писателей других национальностей?
- В чем сходство характера Ысмайыла и Андрея?
- Чем оправданы поступки Настёны и Сейде?
- Как бы сложились судьбы этих семей, если бы не война?
Отвечая на вопросы, учащиеся-старшеклассники обязательно должны коснуться вопросов о национальном характере. Именно здесь проявляется суть данной параллели - человек должен быть человеком независимо от национальной или расовой принадлежности, от вероисповедания, от культуры или языка.
При ответе на последний вопрос учащихся следует подводить к выводу, что Ысмайыл и Андрей, если бы не война, все равно проявили бы слабую волю в других жизненных ситуациях и обстоятельствах. Здесь учащиеся понимают, что Ч.Айтматов и В.Распутин, показывая в лице дезертиров людей, в характере которых преобладает слабая воля, призывают человека быть человеком [7, С. 136].
Таким образом, слова Ч.Айтматова «Для человека самое трудное - быть человеком каждый день» можно повторить и устами В.Распутина. Проведение подобной параллели имеет также огромное воспитательное значение. Повести Ч.Айтматова и В.Распутина очень эмоциональны, производят на читателя сильное впечатление. Сюжеты повестей очень схожи, решается в них один и тот же нравственный вопрос: быть человеком. В то же время произведения интересны и самобытны, талантливы и оригинальны по-своему.
Библиографический список
1. Айтматов Ч. Повести. Ф.: «Кыргызстан», 1984.
2. Гачев Г. О том, как жить и умирать. Айтматов Ч. Когда падают горы. СПб, 2006
3. Гачев Г. Чингиз Айтматов и мировая литература. Фрунзе, 1982
4. Дырдин А. О повестях В. Распутина «Четыре повести». М., 1982.
5. Залыгин С. Повести В. Распутина. М., 1976.
6. Панков В.К. Время и книги. Проблемы и герои советской литературы 1945-1980 гг. М., 1981.
7. Распутин В.Г. Живи и помни. Повесть. М.: «Советский писатель», 1986.
8. Распутин В.Г. Эсен болуп эстей жур. Повесть. Ф.: «Мектеп», 1986. (на кыргызском языке).