Научная статья на тему 'Отражение в СМИ территориальных конфликтов в странах тропической Африки'

Отражение в СМИ территориальных конфликтов в странах тропической Африки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Окран Сидней

В статье рассматривается деятельность СМИ по освещению вооруженных конфликтов в странах Тропической Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE MASS-MEDIA IN ARMED CONFLIKT, WITH SPECIAL EMPHASIS ON TROPICAL AFRICA

This article analyses the activities of the mass-media in armed conflict, with special emphasis on Tropical Africa.

Текст научной работы на тему «Отражение в СМИ территориальных конфликтов в странах тропической Африки»

ОТРАЖЕНИЕ В СМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В СТРАНАХ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ

Окран Сидней

Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматривается деятельность СМИ по освещению вооруженных конфликтов в странах Тропической Африки.

Сегодня нельзя не согласиться с тем, что средства массовой информации (СМИ), в силу своей доступности и разнообразия, обладают широчайшими возможностями. СМИ, наряду с другими факторами, занимают значительное место в деле формирования общественного мнения, настроения и мировоззрения в целом. Широкое использование возможностей СМИ также является неотъемлемой частью локальных войн и вооруженных конфликтов последней четверти ХХ-го века, что нашло свое отражение в освещении территориальных конфликтов в странах Тропической Африки.

Можно выделить три основные этапа деятельности СМИ в период такого рода конфликтов, которые соответствуют подготовке, проведению и завершению военных действий. Основные задачи в начале конфликта зависят прежде всего от степени информационного "охвата" предполагаемого района применения вооруженных сил, а также от степени информированности мирового сообщества о проблемах данного региона. Так, если традиционные "горячие точки" планеты (Персидский залив, Ближний Восток, Балканы и другие) постоянно находятся в поле зрения мировых информационных агентств, то другие регионы планеты (в т.ч. Тропическая Африка) в некотором смысле являются "второстепенными" в рейтинге СМИ. Если при освещении операции "Буря в пустыне" или действий НАТО в бывшей Югославии фактор достаточной информированности мирового сообщества и сложившиеся устойчивые стереотипы подачи информации о регионе явились надежным фундаментом, на котором строилась последующая деятельность СМИ, то подобная основа практически отсутствовала при освещении событий в Руанде и Бурунди (Masmoudi М. The New World information Order. World communication. A handbook. - N.Y., 1997, c. 454). Так, чтобы представить руандийские события актуальными для западного потребителя информации, подача сведений неизменно начинается с достаточно подробного изложения сути конфликта, как, например, в статье F. Beedham'a "Aspects of Rwanda" (Times, London, 24.10.1994).

Другими важными задачами в начале конфликта являются введение потенциального противника в заблуждение, дискредитация его военнополитического руководства и конкретных лидеров, а также проведение мероприятий по ограничению информационно-психологической деятельности

противостоящей стороны вплоть до организации частичной или полной информационной блокады.

В процессе развертывания войск правительственной коалиции в зоне боев на заирско-руандийской границе в 1994 г. значительная часть мероприятий по дезинформации со стороны правительства Руанды осуществлялась по специальному плану. В этот период командование, широко используя СМИ, приступило к планомерному распространению заведомо ложных сведений о характере подготовки руандийских вооруженных сил к возможным боевым действиям против Руандийского патриотического фронта (РПФ). Наиболее важные дезинформационные мероприятия были проведены во второй половине августа 1994 года, когда происходила интенсивная подготовка к военной компании со стороны правительства Руанды. Именно тогда по информационным каналам неоднократно передавались значительно завышенные данные об уже переброшенной в регион живой силе и технике (Kigali Observer, 2 i .08.1994), что заставило командование РПФ отказаться от нанесения превентивного удара по войскам правительства, которые в тот момент, по признанию руандийских генералов, были достаточно уязвимы (Vidal, С. Sociologie des passions Rwanda, Cote d'Ivoire. Paris: Karthala, 1997).

Активное использование СМИ в мероприятиях по дезинформации выражалось также в организации "регулярных утечек" секретных сведений и распространении "личных мнений" информированных высокопоставленных представителей администрации воюющих сторон и военно-политического руководства.

Так, в 1999-2000 гг. правительство Анголы регулярно осуществляло такую информационную политику. Воспользовавшись фактором определенной дискредитации правительственных сил, командование осуществило кампанию по дезинформации, подтверждая сообщения, циркулировавшие в тот период, в частности, о невозможности проводить операции в сезон дождей (напр., Jomal de Angola, Luanda, 15.10.1999). А когда стало очевидно, что противник достаточно поверил в неспособность вооруженных сил Анголы осуществлять наступательные операции, правительственные войска 17 сентября 1999 г. перешли к осуществлению операции "Рештауру" ("Восстановление").

Цели операции "Рештауру" заключались в уничтожении основных группировок регулярных войск УНИТА путем нанесения по ним решающих ударов, в перекрытии их каналов материально-технического снабжения, в лишении их источников доходов, в нарушении управления войсками УНИТА на всей территории страны, в занятии основных муниципалитетов и коммун и в создании оперативных, политических и экономических условий для последующей борьбы с унитовскими военными и полувоенными формированиями, разбросанными по всей территории страны.

Результативность и высокая эффективность подобных действий, достигаемая путем их тщательной подготовки и организованного проведения, неоднократно подтверждались и в других вооруженных конфликтах в тропической Африке (Сомали, Эритрея, Эфиопия, Бурунди и др.).

Таким образом, именно в этот период закладывается фундамент для дальнейшего наращивания информационно-психологического воздействия и, в конечном итоге, успешного ведения боевых действий в ходе основной фазы.

Важнейшей целью в этот момент является формирование на международном уровне позитивного общественного мнения в отношении предполагаемых акций с использованием военной силы.

Начало и развитие вооруженного конфликта, как правило, приводят к нарушению нормального режима функционирования СМИ, ограничению или полному прекращению их деятельности в районе боевых действий. В связи с этим вероятно возникновение в зоне конфликта ситуации, когда недостаток достоверной информации может привести к появлению противоречивых слухов, вызвать массовые волнения и возникновение стихийных очагов напряженности. Для того чтобы подобные обстоятельства не могли отрицательно повлиять на ход боевых действий или привести к срыву военной части операции, командование и штабы, как правило, предпринимают энергичные меры по заполнению образовавшегося информационного вакуума в своих интересах и созданию благоприятных информационно-психологических условий для выполнения поставленных задач путем широкого использования возможностей прессы, радио и телевидения.

При этом значительная часть усилий СМИ, одновременно продолжающих в прежнем режиме свою деятельность на стратегическом уровне, переносится на оперативный и тактический уровень, т.е. непосредственно на регион конфликта, конкретные воинские формирования противника и местное население. Так, среди основных задач СМИ, решаемых в ходе военных действий в Руанде, правительство выделяло следующие [5, р. 119.]:

- добиваться понимания и одобрения действий правительственных сил в региональном масштабе;

- представлять действия правительства Руанды в качестве единственного и надежного защитника, способного справиться с ситуацией;

- способствовать возникновению среди сил РПФ разногласий и массового психоза, подорвать их способность к сопротивлению, склонять к дезертирству и сдаче в плен;

- содействовать расколу в руководстве РПФ, подорвать доверие к нему со стороны деревенского и городского населения; способствовать объединению действий дружественных сил в борьбе с РПФ (заирский контингент, бурундийский контингент, миротворцы) (Kigali Observer, 09.10.1995; 10.11.1995; 23.02.1996 и др.).

Важным фактором, в немалой степени способствовавшим успешному решению этих задач, являлось достижение высокой степени управляемости деятельностью всех СМИ со стороны военно-политического руководства руандийского правительства.

Таким образом, в стадии ведения боевых действий СМИ превращается в оружие психологического воздействия как на противника, так и на укрепление

собственных тылов.

Практика использования СМИ в африканских конфликтах подтверждает, что завершение военной фазы локального конфликта, как правило, не подразумевает снижение интенсивности или прекращение использования СМИ командованием и политическим руководством противоборствующих сторон. В большинстве случаев определенным изначальным преимуществом в этой ситуации обладает сторона, достигшая наиболее значительных результатов в военной и

информационно-психологической областях в ходе основной части конфликта. Деятельность СМИ и степень использования их возможностей при завершении конфликта необходимо рассматривать в качестве логического продолжения общей концептуальной информационной политики в данном регионе. Так, например, на СМИ в Руанде в финальной стадии конфликта были возложены следующие основные задачи [4, р. 70.]:

- разъяснение необходимости и целесообразности проведенной против РГ1Ф военной операции;

достижение максимальной поддержки акции миротворческих сил;

- убеждение в целесообразности развития политического сотрудничества с правительством Руанды для дальнейшего урегулирования ситуации;

- поддержание и укрепление негативного имиджа РИФ как потенциального агрессора (Kigali Observer, 06.04.1997; 14.05.1997; 02.07.1997 и др.)

Как видно, в заключительной фазе конфликта СМИ продолжает бороться за выгодный имидж главенствующий стороны. Такое внимание к правильному использованию СМИ во время конфликтов объясняется тем, что в современных условиях печать, радио, телевидение (а также Интернет) являются важным фактором формирования морального духа и патриотических чувств граждан. Успех в современных политических, общественных, рекламных и др. компаниях все больше зависит от умелого информационно-психологического воздействия на социум. И, наоборот, недооценка этого воздействия может привести к самым отрицательным последствиям и даже отказу от достижения исходных политических и военных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Beyond the rhetoric: Continuing Human Rights Abuses in Rwanda, London (June, 1995).

2. Gowing N. Media Coverage: Help or Hindrance in Conflict Prevention? - Carnegie Comission on Preventing Deadly Conflict. - NY., 1997.

3. Livingston St. Clarifying the CNN Media Effects According to Type of Military Intervention. - Washington, DC., 1997.

4. Luard E. The globalization of politics:the changed focus of political action in modem Mass Media. - L., 1999, p. 64.

5. Morgenthau H. Politics among nations. The struggle for information sources, 4-th ed.-N.Y., 2003.

6. Mujawamariya, M, Rapport de visite effectuve au Rwanda du ler au 22 Septembre 1994, Montrial, mimeo (October 1994).

THE ACTIVITIES OF THE MASS-MEDIA IN ARMED CONFLICT, WITH SPECIAL EMPHASIS ON TROPICAL AFRICA

Okran Sidney

Department of Theory and History of Journalism Russian Peoples' Friendship University Miklukho-Maklaya str. 6, 117198 Moscow, Russia

This article analyses the activities of the mass-media in armed conflict, with special emphasis on Tropical Africa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.