ВОПРОСЫ ФИЛОЛОГИИ
УДК 070(4/9)
ОТРАЖЕНИЕ В СМИ ГВИНЕИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ГЛОБАЛЬНЫХ РЕФОРМ И ТРАНСФОРМАЦИЙ
© 2012 г. Б. Беавоги
Южный федеральный университет, Southern Federal University,
ул. Пушкинская, 150, г. Ростов-на-Дону, 344006, Pushkinskaya St., 150, Rostov-on-Don, 344006,
[email protected] [email protected]
Рассмотрены историко-социальные предпосылки освобождения африканских государств от колониальной зависимости (середина XX в.), процессы формирования и становления новой государственности в них, а также возникновение национальных средств массовой информации (печать, радио, телевидение), сыгравших значительную роль не только в политической, экономической, духовно-культурной жизни африканских стран, но и занявшие свое место в информационном поле мирового сообщества. В гуманитарной науке африканских стран (Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали) эта тема разработана, к сожалению, неполно.
Ключевые слова: западные африканские страны, социальные конфликты (африканский тип), племенные вооруженные конфликты, гуманитарные кризисы и катастрофы, африканские средства массовой информации (национальные особенности), медийная ситуация, общественная пресса, оппозиционная пресса.
We consider the historical and social preconditions for the liberation of African countries from colonial yoke (mid-XX century), the processes of formation and establishment of the new state status in them, as well as the emergence of the national media (print, radio, television), which have played a significant role not only in political, economic, spiritual and cultural life of African countries, but also helped to take their own place in the information sphere of the international community. In the humanities of African countries (Guinea, Guinea Bissau, Mali), unfortunately this topic is not developed completely.
Keywords: West African countries, social conflict (African type), tribal armed conflicts, humanitarian crises and disasters, African media (national circumstances), media situation, public press, opposition press.
Окончание Второй мировой войны стало началом активного развала колониальной системы Запада. Процесс шел в двух направлениях:
- активизация национально-освободительных движений и переход их на принципиально новый уровень;
- активизация СССР, который с конца 1940-х гг. начал самым энергичным образом помогать странам Африки, Азии и Латинской Америки освобождаться от западных колонизаторов, что было естественным продолжением борьбы СССР против западных стран в ходе Второй мировой войны и столь же естественным итогом холодной войны социалистического и капиталистического миров.
В тот период СМИ характеризовались как «пятая колонна» войск, ведущая идеологическое воздействие на население информационно «обрабатываемой» страны. Эти настроения характерны для обеих враждующих сторон: и Запада, и СССР. Страны Африки попадали под покровительство СССР, и соответственно СМИ работали в просоветском режиме. Вместе с тем постепенно набирающие обороты национально-освободительные движения имели в СМИ и свой отклик. Это, несомненно, было удобно для СССР, правительство которого радо было видеть любые попытки освободиться от влияния Запада. Гвинея и ее правительство решало задачу обособления от Франции [1].
После Второй мировой войны западные страны совершенно не заметили изменения ситуации в мире и продолжали делить его, как и после Первой мировой войны. Снова был поставлен вопрос о мандатах на управление и т.п. Франция ввязалась в новую войну за сохранение колоний, которая в разных точках французской колониальной империи длилась до середины 1960-х гг. В итоге Франция осталась при очень небольшом количестве колоний, в основном островных [2].
Как показывает история, средства массовой информации всегда уделяли повышенное внимание к экстремальным формам конфликта, который является радикальным средством разрешения национальных, этнических, религиозных и иных противоречий с помощью вооруженной борьбы, которая может иметь как международный, так и внутренний характер. Нередко насильственные формы конфликта ведут к терроризму.
Вооруженные конфликты, несмотря на многочисленные усилия многих международных организаций по их предотвращению, потрясают современное общество жестокостью происходящих событий. Журналисты командируются редакциями в «горячие» точки, где происходят основные события, с главной целью - не просто показать общественности всю правду и жестокость войны, но сделать это профессионально: донести до аудитории максимум информации обо всех сторонах собы-
тия, дать им взвешенную оценку. Многое зависит от того, насколько журналисты максимально точны в употреблении понятий и терминов, связанных с вооруженными конфликтами, насколько объективны в отражении фактов, правильно ли понимают характер конфликта и мотивы противоборствующих сторон, владеют ли механизмами смягчения конфликтов.
Под конфликтом в данной работе мы рассматриваем:
1) столкновение интересов различных социальных и социально-политических субъектов;
2) противоборство, форму разрешения противоречий между ними с применением политико-дипломатических, экономических, идеологических, военных и других средств и соответствующих им форм борьбы. Военные (вооруженные) конфликты по своим масштабам могут быть: локальными, региональными и крупномасштабными. Формами вооруженных конфликтов являются: вооруженный инцидент, вооруженная акция, вооруженное столкновение, приграничный конфликт. Вооруженные конфликты, как следствие попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы, имеют международный или внутренний характер [3].
В международном праве под международным вооруженным конфликтом понимается всякий вооруженный конфликт, возникающий между двумя или несколькими государствами, в случае если стороны или одна из них не признает состояния войны.
30 июня 1947 г. была основана Демократическая партия Гвинеи (ДПГ), что стало знаменательным событием в истории освободительного движения страны. ДПГ отличалась тем, что не вступала ни в какие альянсы с Францией и проводила последовательную политику на освобождение Гвинеи от колониальной зависимости. Это оборачивалось для партии жесткими притеснениями со стороны французского колониального правительства.
Как и в любой политической конфронтации внутри страны имела место идеологическая конфронтация, которая осуществлялась с помощью СМИ.
28 сентября 1958 г. состоялся референдум по вопросу о том, оставаться ли Гвинее в рамках Французского Содружества или обрести полную независимость. Основная масса избирателей проголосовала за независимость. В определенном смысле этот результат был достижением СМИ, грамотно выстроивших позиции ДПГ и во многом сформировавших мнение подавляющего большинства избирателей. 4 дня спустя после проведения референдума Гвинея провозгласила свою независимость и стала совершенно свободной страной. 12 ноября 1958 г. была принята Конституция страны, объявившая Гвинею демократической республикой.
В соответствии с новой Конституцией, парламент страны избирался на пять лет. В руках президента концентрировалась большая власть: он был одновременно главой правительства и командующим армией. Президент избирался на 7 лет и мог переизбираться на последующий срок. Новая Конституция Гвинеи имела много общего с Конституцией Франции, но в целом ориентировалась в совершенно ином направлении [4].
27 января 1960 г. Секоу Туре был избран президентом страны и приступил к проведению очень жесткого внутреннего курса в отношении иностранных государств. ДПГ оставалась безусловным политическим лидером и полностью определяла направление развития страны. Она контролировала не только политическую жизнь и оперативно подавляла любую оппозицию, которую часто напрямую поддерживали западные страны, но и во многом - экономику государства. В стране была сформирована хорошо организованная и эффективная вертикальная структура власти, позволявшая контролировать любые отклонения от курса «партии и правительства» и вовремя принимать меры по их корректировке.
Несмотря на революционные социалистические установки, Туре и ДПГ были очень успешны в привлечении в страну иностранных инвесторов. Колоссальные запасы бокситов в первую очередь, а также железной руды, золота и алмазов говорили сами за себя.
Оппозиционные СМИ, поддержанные Западом, очень много и необоснованно критиковали Туре за его социалистические устремления и жесткость правления, но вся эта критика пропитана корыстными интересами. С западной точки зрения представляется совершенно бессмысленным, когда Гвинея слишком жестко контролирует колоссальные запасы природных ресурсов, да при этом еще и настроено антизападно. Но такая политика Туре имела самое большое значение для Гвинеи: страна отстояла свою независимость и выжила в поистине критических условиях.
Гвинея 1960 - 1980-х гг., на которые пришелся самый пик активности в проведении «социалистических» реформ, выдерживала весьма разумный и обоснованный экономический курс.
Франция прекратила все контакты с Гвинеей, а французская администрация перед своим уходом из страны навредила, как только могла. Но трагедии не произошло. Во-первых, более 90 % населения Гвинеи живет тем, что производит само на внутреннем рынке либо в крайнем случае получает в результате контактов с соседними государствами. Во-вторых, исчезновение денег также не особенно повлияло на жизнь страны. Товарно-денежные отношения для громадного большинства населения находят выражение в обычном натуральном обмене. В-третьих, страна получила помощь от соседней Ганы, президент которой Нкрума был другом Туре. В-четвертых, Гвинее стал помогать СССР.
Все торговые договоры прошлого между Гвинеей и Францией были пересмотрены. В 1959 г. внешняя торговля страны перешла под жесткий государственный контроль. Такого рода политика вызвала сильное недовольство Запада.
В мае 1960 г. под контроль государства перешла и внутренняя торговля. В 1961 г. в Гвинее была проведена национализация многих частных компаний как местных, так и иностранных.
С 1960 по 1963 г. Гвинея выполняла трехлетний план развития народного хозяйства, с 1963 по 1971 - семилетний план. Планы включали многочисленные проекты, ориентированные на подъем жизненного уровня населе-
ния страны и касающиеся не только совершенствования производственной структуры для горнодобывающей промышленности, но и развития социальной сферы. В этой области было сделано очень много.
Гвинея достигла несомненных успехов в развитии горнорудной промышленности. В 1966 г. были закрыты две первые бокситовые шахты, явно устаревшие, но это не отразилось на добыче бокситов, так как в 1957 г. заложены новые бокситовые шахты в г. Фрия и алюминиевый завод, заработавшие вскоре на полную мощность.
В марте 1984 г. во время визита в Саудовскую Аравию Туре скончался и президентом страны был избран полковник Лансана Конте.
После 1984 г. этнический фактор выступил в Гвинее на первый план. Если президент Туре был весьма терпим к религиозным и этническим разногласиям и его бесконечные перестановки в государственном аппарате никогда не производились по этническим признакам, то при президенте Конте чистки стали проводиться именно по религиозным и этническим принципам. На первое место в Гвинее выдвинулись люди племени сусу, при том, что оно составляет только пятую часть населения страны.
Национальные притеснения и дискриминация оказывались правительством также через СМИ, которые в данном случае играли роль инструмента. Вновь возникло противостояние между официальной прессой и оппозиционной, критиковавшей Конте.
Конте направил политический курс страны на улучшение отношений с Францией и ее марионеточными режимами в Африке, с которыми он подписал новые соглашения о дружбе и сотрудничестве. Гвинея принялась налаживать связи с МВФ и Мировым банком развития и в очень короткое время из независимой страны, умело балансировавшей между различными внешними силами, превратилась в неоколонию западных государств.
В 1988 г. Конте объявил о начале подготовки новой Конституции. Он даже сообщил, что армия вовсе не стремится удерживать всю полноту власти и делает это исключительно из необходимости.
В начале 1990-х гг. вооруженные силы Гвинеи приняли участие в мероприятии ООН, проводимом в Либерии, где началась война. Гвинея стала единственной франкоязычной страной Африки, направившей свои войска в Либерию, хотя обычно Франция и ее бывшие колонии в такого рода дела англоязычного мира не вмешиваются.
Новая политика Гвинеи заключается и в попытках совершенствования инфраструктуры, предпринимаемых с 1987 г. При Туре этой сфере уделялось не очень много внимания. Конте пытается совершенствовать инфраструктуру за счет иностранных инвесторов и доходов от горнорудной промышленности. Приоритетами являются реконструкция имеющихся дорог и строительство новых, а также развитие коммуникационной сети Гвинеи, остающейся в удаленных от столицы районах на уровне многовековой давности. Очень большие средства тратятся на изменение ситуации с образованием, повышение технического уровня населения страны и т.п., хотя ничто в современной Гвинее не свидетельствует о том, что ее дороги стали лучше, коммуникации - легче и
удобнее, образовательный уровень - выше: всё как было, так и осталось.
Конте поставлены совершенно не разрешимые задачи: улучшать транспортную сеть, развивать коммуникации, поднимать образовательный уровень в Африке можно бесконечно долго, на эти цели можно потратить сколь угодно большие средства без каких-либо видимых результатов. Основное в поведении Конте то, что, как и любой другой африканский лидер, он действует по принципу дают - бери. Деньги берутся у кредиторов под разного рода обещания и не вполне существенные и надежные договоры. Часть средств выручили от приватизации более 100 предприятий, акции которых были проданы иностранцам - как частным лицам, так и компаниям. Однако программа приватизации Конте была встречена жесткой критикой внутри страны.
Итогом «демократических» перемен в стране стал рост цен и вызванные им волнения населения. При Туре местное население восставало только один раз -это было выступление женщин в поддержку свободы уличной торговли. При Конте народные волнения стали гораздо более частыми и серьезными. В начале 1988 г. на 79 % выросли цены на топливо. Ответом стали мощные выступления. Цены моментально вернулись на прежний уровень; правительство во всем обвинило несознательных торговцев, часть из них наказало, а цены заморозило на прежнем уровне.
Правление Конте оказалось очень беспокойным. Первоначальный умеренный энтузиазм, вызванный отменой им многих чересчур жестких постановлений Туре, сменился глубоким разочарованием и вполне откровенной агрессией. Активизировалась оппозиционная пресса. С 1985 г. до последних дней Гвинея сотрясается самыми серьезными противоречиями и конфликтами, в основании которых лежат несколько базисных причин, в том числе слишком поспешное сближение с западными странами, особенно Францией. Благодаря сближению с бывшими колонизаторами Конте быстро и основательно потерял популярность в народе.
В основании политики Конте лежит резкое выдвижение племени сусу на ведущие позиции в стране.
Вся Западная Африка охвачена гражданскими войнами на почве племенных конфликтов, которые могут разрешиться только путем формирования принципиально новой сетки государственных границ, отражающей не колониальное прошлое региона, а реальное соотношение сил населяющих его этнических групп и ареалы их расселения.
Современную Гвинею крайне дестабилизирует нахождение на ее территории нескольких сотен тысяч беженцев из соседних Либерии и Сьерра-Леоне. Это значимый дополнительный фактор нестабильности в Гвинее. Так как в этническом отношении беженцы ничем не отличаются от местного населения (представляя одни и те же этнические группы, условно разделенные современными государственными границами), они быстро сливаются с массами местных, усложняя и все более запутывая положение.
В целом тенденции развития ситуации в современной Гвинее напоминают таковые, но уже реализо-
ванные в Либерии и Сьерра-Леоне, которые разделилась на несколько воюющих друг с другом частей: в столице государства сидят «законные власти», которых охраняют «миротворцы» ООН и наемники, остальная территория страны контролируется конкурирующими лидерами - паритет, и ни одна из сторон не может взять верх над противоположной.
Ситуация в современной Гвинейской Республике -это итог неоколониализма: более чем полувековое прямое французское доминирование и последующий период неоколониализма не могли не сформировать зависимость во внешней экономической политике. Кредиты, займы и активная работа иностранных компаний привели к тому, что страна оказалась серьезно зависимой от иностранного капитала. Экспортные отрасли ее скорее даже не могут работать так, чтобы это было выгодно Гвинее: чем более активно вовлекается она в международную торговлю, тем более растут ее долги западным странам - это нормальное состояние неоколониальных отношений между государствами Африки и Запада [5].
Современное состояние Гвинеи нельзя воспринимать вне его связи с историей страны и изменениями в мире в целом. Сколь бы зависимой ни казалась современная Гвинея, в ближайшей перспективе она станет вполне самостоятельным государством.
Попытки Запада повлиять на политику Гвинеи реальны, и не стоит их недооценивать. Они дают результаты, хотя и в высшей степени ненадежные. Можно инвестировать капитал и инсталлировать нужных начальников, но добиться стабильности власти, удобной одной из внешних сил, в Гвинее практически невозможно.
Экономика Гвинеи, как и большинства африканских стран, имеет два совершенно различных уровня: внутренний, ориентированный на местный рынок, которого едва касаются какие бы то ни было внешние
Поступила в редакцию
события, и внешний, дающий стране и ее населению очень немного и который население не в состоянии самостоятельно воспроизводить, так как не имеет ни маркетинговой сети, ни денег для развития экспортных отраслей и активного поиска альтернативных партнеров. Внутренняя экономика Гвинеи замечательно стабильна, и гарантией дальнейшей стабильности является ее совершенно африканская базисность.
Гвинея имеет колоссальные запасы природных ресурсов. Их разработка очень привлекательна для многих компаний из разных стран мира. Однако это не делает Гвинею богаче, поэтому она скорее всего вряд ли заинтересована в разработке месторождений своих полезных ископаемых - это отнюдь не приоритетная задача населения Гвинеи.
В случае с Гвинеей не стоит отождествлять экономическую и политическую зависимость страны. В экономическом плане Гвинея зависит от иностранного капитала, у нее громадный долг. С другой стороны - иностранный капитал в не меньшей степени зависим от Гвинеи и положения в стране.
Литература
1. Аваков М.М. Правопреемство освобождавшихся государств. М., 1985.
2. Африка: власть и политика. М., 2004. 62 с.
3. Дейч Т., Кукушкин П. Горячие точки континента // Азия и Африка сегодня. 1997. № 6.
4. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от августа 1949 года. М., 2003. С. 17 - 60.
5. Институт социологии РАН. URL: http://www.isras.ru (дата обращения: 20.09.2011).
28 сентября 2011 г