Научная статья на тему 'Отражение в работе Государственного совета актуальных проблем здравоохранения'

Отражение в работе Государственного совета актуальных проблем здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

В данном номере мы, изменяя своему правилу, публикуем сразу два материала в данной рубрике уж слишком актуальными является излагаемая в них информация. 30 июля 2013 года Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова выступила на заседании президиума Государственного совета «О задачах субъектов Российской Федерации по повышению доступности и качества медицинской помощи». В обсуждении проблем принял участие и Президент Российской Федерации В. Путин. Решения Госсовета являются программными как на ближайшее будущее, так и на перспективу. Однако не все из них являются однозначными. Поэтому предлагаемый обзор заседания Госсовета сопровождается комментариями эксперта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение в работе Государственного совета актуальных проблем здравоохранения»



От редакции:

В данном номере мы, изменяя своему правилу, публикуем сразу два материала в данной рубрике — уж слишком актуальными является излагаемая в них информация.

30 июля 2013 года Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова выступила на заседании президиума Государственного совета «О задачах субъектов Российской Федерации по повышению доступности и качества медицинской помощи». В обсуждении проблем принял участие и Президент Российской Федерации В. Путин. Решения Госсовета являются программными как на ближайшее будущее, так и на перспективу. Однако не все из них являются однозначными. Поэтому предлагаемый обзор заседания Госсовета сопровождается комментариями эксперта.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ОТРАЖЕНИЕ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

КОНСУЛЬТИРУЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ

На состоявшемся 30 июля заседании президиума Государственного совета (далее — Госсовет) обсуждались вопросы организации бесплатной медицинской помощи, проблемы обязательного медицинского страхования, обеспечение доступности медицинских услуг в удаленных районах, кадровая подготовка, развитие частной медицины.

Дадим краткое изложение основных рассматривавшихся вопросов и комментарии к ним.

Демографическая ситуация

В 2012 году удалось достигнуть определенных положительных результатов в снижении смертности от наиболее значимых заболеваний, общей смертности в стране, также как и в повышении рождаемости, в том числе в связи с применением

/ Менеджер №9

\ здравоохранения 3013

■ЛТЕ/ ш

медицинских программ. Главным результатом явилось достижение долгожданного перекреста рождаемости и смертности, который заключает 20-летний период активной убыли населения страны после перекреста, который был ровно 20 лет назад — в 1992 году.

реализация пилотных проектов в четырех наиболее нуждающихся регионах страны.

Отметим, что все это правильные меры, но на общем фоне числа закрытых в последнее время ФАПов, сельских амбулаторий и т.д. — это явно недостаточные меры.

Удовлетворенность медицинской помощью

На заседании президиума Государственного совета отмечалось, что лишь 35,4% граждан страны удовлетворены уровнем медицинской помощи.

Доступность медицинской помощи

Было признано, что в свое время в пылу оптимизации затрат на здравоохранение закрыли немало фельдшерских пунктов, участковых, районных больниц. В итоге сельские жители лишились даже первичной медицинской помощи.

В последнее время особое внимание уделялось равнодоступности оказания медицинской помощи, в том числе в труднодоступных районах страны. Для этого активно развивались выездные формы медицинской помощи. Только в 2012 году было приобретено для субъектов Российской Федерации 187 мобильных медицинских комплексов.

В рамках принятой Правительством федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий дополнительно предусмотрено в ближайшие два-три года введение в строй 850 ФАПов или офисов врачей общей практики, а также увеличение мощности сельских амбулаторно-поликлини-ческих учреждений на 7,5 тысячи посещений в смену, и участковых и районных больниц более чем на 6 тысяч мест. Наряду с этим в региональных программах запланировано создание более 200 передвижных и ФАПов, и врачебных общих практик.

Министерством здравоохранения разработана концепция санитарной авиации, и уже со следующего года запланирована

Взаимоотношения с пациентами

На Госсовете большое внимание было уделено одной из наиболее частых причин неудовлетворенности медицинской помощью — жалобы населения на грубость, равнодушие и невнимательность отдельных медицинских работников.

Большие надежды возлагаются на этический кодекс врача, который был принят в октябре 2012 года на первом Всероссийском съезде врачей.

Отмечалось, что воспитание у студентов медицинских ВУЗов таких качеств как милосердие, внимание, доброе отношение к пациентам, благородство должно быть таким же приоритетным, как и получение современных знаний. Признано необходимым вести тщательный отбор среди абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные образовательные учреждения медицинского профиля — здесь должны учиться те, кто считает медицину своим призванием. Поэтому предлагается предусмотреть дополнительные вступительные испытания по определению у абитуриентов психологических качеств и мотивов для поступления в медицинские ВУЗы и средние специальные учебные учреждения медицинского профиля.

Опять-таки, все это правильно. Но что делать с имеющимися кадрами? Как их заставить быть более милосердными и т.д.? Очевидно, не обойтись не только без серьезной воспитательной работы, но и «наказания рублем» провинившихся в рамках внедрения эффективного контракта.

Программа госгарантий

В целях выполнения требований программы государственных гарантий в части регла-

№9

3013

Менеджер

71

>-

ментации порядка и условий бесплатного оказания медицинской помощи предлагается ввести для регионов процедуру согласования проектов территориальных программ государственных гарантий с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом ОМС. Хотя, на самом деле, ничего нового тут нет — эта работа проводилась до 2012 года.

В программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи предлагается внести специальные нормативы объемов и стоимости медицинской помощи для труднодоступных и малочисленных населенных пунктов, потому что они не могут идти в сравнение с крупными населенными пунктами, а сегодня труд врачей на всех территориях оценивается по общей схеме.

В целях стимулирования развития реабилитации предлагается установление в программе государственных гарантий нормативов, объемов и стоимости реабилитации.

Стандарты медицинской помощи

Важнейшим направлением является внедрение единых современных требований к качеству оказания медицинской помощи.

В 2012 году были разработаны и утверждены 797 стандартов медицинской помощи.

Министерство приступило к созданию национальных клинических протоколов (клинических рекомендаций). Как было заявлено на Госсовете, в настоящее время уже завершается разработка первых 287 клинических протоколов, всего их будет за ближайшие три года подготовлено около полутора тысяч.

Финансирование здравоохранения

В 2012 году в 66 регионах дефицит составлял 164 миллиарда рублей. В этом году ситуация несколько улучшилась, несмотря на напряженность бюджетов, но тоже сложная. В 54 регионах дефицит превышает 120 миллиардов рублей.

Анализ программы государственных гарантий на три года показал, что на текущий момент начинает складываться дефицит ее финансового обеспечения. Но, по мнению В. Скворцовой, он объективно связан с дополнительными расходами на развитие специализированной, реабилитационной, высокотехнологичной медицинской помощи и необходимостью достижения целевых показателей, определенных «дорожной картой».

К 2016 году запланировано увеличение расходов на программу на 40% — до 2 триллионов 154 миллиардов рублей.

Система ОМС

Предполагается дальнейшее реформирование системы обязательного медицинского страхования. Хотя все прекрасно понимают, что Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» сложно назвать реформистским. Поменяв функции ряда участников ОМС, детализировав многие положения, решив ряд проблем, он, тем не менее, не изменил существовавшую ранее модель ОМС, не сделал ее более эффективной. Как заявил на Госсовете В.Путин, наша система обязательного медицинского страхования пока не дотягивает до современного уровня, не стала страховой в полном смысле этого слова. Страховые медицинские организации в основном исполняют лишь функции посредников при передаче финансовых средств. Кроме того, они не мотивированы на повышение качества медпомощи и практически не несут за нее никакой ответственности. В.Путин поручил Министерству здравоохранения вплотную заняться вопросами совершенствования системы ОМС.

На Госсовете прозвучала мысль о целесообразности включение инвестиционного компонента в тариф ОМС, что сделает более рентабельным участие негосударственных организаций в реализации программы государственных гарантий.

Говорилось о том, что требуется развитие и других аспектов медицинского страхования, в том числе большая зависимость выплат от качества оказания медицинской помощи.

Акцизы на табачную продукцию как дополнительный источник финансирования здравоохранения

Давно ожидаемым решением является привлечение в отрасль дополнительных финансовых средств за счет направления части акцизных сборов от табачной продукции на нужды здравоохранения. Однако вокруг этого вопроса развернулась настоящая интрига. На еще раз озвученное В.Скворцовой предложение В.Путин ответил неоднозначно, сказав: «Что касается акцизов, еще раз, вы понимаете, если вы договоритесь с экономическим блоком, с Минфином, с руководством Правительства, что это будут дополнительные деньги, то это одно. А если вам дадут акцизы, но подрежут общие программы, то это будет совсем другое».

Далее он сказал: «И второе. С самими акцизами нужно работать аккуратно. Я знаю о планах Правительства постепенного повышения акцизов, но это должно быть именно постепенное, не резкое. Не нужно резких движений, это сфера тонкая, мы знаем с вами, к чему в прежние времена привела борьба с алкоголем — начали самогонку варить, начали денатурат пить. Поэтому здесь не столько запретительные, в том числе экономические, меры должны действовать, а просветительство, спорт, здоровый образ жизни. Это сложная работа, она требует больших усилий, финансирования, времени, настойчивости, изобретательности, но только она даст положительный и долгосрочный эффект».

Безусловно, В. Путин прав — изменения образа жизни не добиться запретительными мерами, а само по себе повышение акцизов — далеко не однозначная с экономической точки зрения мера.

И, тем не менее, во-первых, нужно учитывать специфику. Да, возможно, заядлые курильщики местами в деревнях начнут выращивать табак и курить самокрутки. Но вряд ли это же сделают жители городов, женщины, солидные люди, а также молодежь, стремящаяся выглядеть «гламурно».

Во-вторых (и это самое главное), Президент России не проявил однозначную поддержку предложения о направлении части акцизов от табачной продукции на нужды здравоохранения, предоставив все на откуп Минфину России. В этих условиях шансы реализации этого предложения резко снижаются.

Средства от штрафных санкций в системе ОМС

В.Скворцова предложила также направить часть средств, полученных в результате контрольных мероприятий в системе ОМС, на устранение выявленных недостатков, потому что эти средства в настоящее время растворяются в доходах страховщиков и не используются для улучшения качества медицинской помощи. Их объем за 2012 год составил более 21 миллиарда рублей.

Нужно отметить, что это очень разумное предложение. Добавим, что вопросам использования указанных средств посвящена статья A.A. Старченко «Страховые медицинские компании — реально действующий орган общественного контроля в сфере здравоохранения России», опубликованная в 8 номере журнала «Менеджер здравоохранения».

Реструктуризация объемов медицинской помощи

На Госсовете было заявлено, что реструктуризация стационарной помощи подразумевает не сокращение коечного фонда, а лишь его оптимизацию. «Острые койки», работая более интенсивно, фактически высвобождаются для перепрофилирования на койки для долечивания и реабилитации. В результате подобной реструктуризации только за бли-

№9

3013

Менеджер

Э-

жайшие три года должно высвободиться более 103 миллиардов рублей, и, таким образом, без привлечения в систему существенных дополнительных финансовых ресурсов можно будет развивать необходимые виды медицинской помощи, пока не нормированной в программе государственных гарантий, к которым относится медицинская реабилитация.

Нужно отметить, что это довольно спорное заявление, учитывая, что в соответствии с Планом мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р, доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий должна уменьшиться с 60,3% в 2013 году до 50,3% в 2018 году. Формально этого можно достичь за счет повышения интенсивности лечения в стационаре (сокращения сроков лечения и т.д.), увеличения доли более дешевых коек для долечивания и реабилитации, а также за счет более высоких вложений в амбулаторно-поликлиническое звено. Однако на практике достигаемая экономия не так велика, а вкладывать большие средства в амбулаторно-поликлиническое звено в условиях бюджетного дефицита получается далеко не всегда. Поэтому большинство регионов может пойти по наиболее простому для себя пути — сокращение общего количества коек круглосуточных стационаров.

Высокотехнологичная медицинская помощь

На Госсовете было заявлено, что система высокотехнологичной медицинской помощи позволила по некоторым показателям достичь уровня европейских стран.

Согласно Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» высокотехнологичная

медицинская помощь должна войти в систему обязательного медицинского страхования с 2015 года. На Госсовете отмечалось, что это грозит сокращением ее финансирования и снижением доступности для населения. Поэтому было предложено оставить высокотехнологичную медицинскую помощь на финансировании из федерального бюджета.

Действительно, перевод высокотехнологичной медицинской помощи в систему ОМС таит большие угрозы не только с точки зрения финансирования, но и решения сложнейших организационных вопросов, касающихся квотирования как по учреждениям, так и по регионам. В итоге можно разрушить хоть и не безупречную, но все же работающую систему, развалить многие ведущие федеральные учреждения здравоохранения.

Как видим, озабоченность судьбой высокотехнологичной медицинской помощи вышла на самый высокий уровень и есть надежда, что ее все-таки оставят на бюджетном финансировании.

Способы оплаты медицинской помощи

Финансовая эффективность системы здравоохранения определяется и способами оплаты медицинской помощи. На Госсовете было заявлено, что с 2013 года внедряются наиболее эффективные способы оплаты, ориентированные на результат. Для стационаров это оплата по клинико-статистическим группам заболеваний, для амбулаторных условий — по законченному случаю лечения. При этом отмечалось, что до 2012 года использовались преимущественно способы оплаты по валовым показателям — по койко-дню и посещению. Если экстраполировать полученную в пилотных регионах экономию ресурсов на всю страну, то лишь переход на правильные способы оплаты медицинской помощи высвободит в год не менее 60 миллиардов рублей и позволит их также использовать на развитие системы.

Нужно отметить, что, во-первых, никакой новизны в указанных способах оплаты нет.

Во-вторых, многие эксперты считают, что для амбулаторного звена наиболее эффективным способом оплаты является подушевое финансирование.

Кадры

Проблема кадров — одна из ключевых проблем, которые обсуждались на Госсовете. Для решения проблемы обеспечения медицинскими кадрами разработан комплекс мер, который был утвержден Правительством. На его основе в каждом субъекте Российской Федерации сформирована программа поэтапного устранения дефицита, предусматривающая, в том числе, дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников.

Важным механизмом наращивания кадрового потенциала в конкретных районах и в конкретных учреждениях является доля целевой контрактной подготовки медицинских работников. В этом году она составила уже 40% от всей численности медицинских абитуриентов.

На заседании Госсовета предлагалось решить одну из острых проблем, возникших в результате принятия новых законодательных актов в сфере здравоохранения и высшего образования — нормативно закрепить статус медицинского работника за преподавателями клинических дисциплин образовательных учреждений высшего и дополнительного медицинского образования. Это позволит дать им возможность непосредственно участвовать в лечебном процессе, поскольку в соответствии с законодательством они имеют статус образовательного учреждения и не имеют лицензии на работу в учреждениях здравоохранения.

О других мерах по решению кадровых проблем, обсуждавшихся на Госсовете, будет сказано ниже.

Повышение заработной платы

По данным Росстата, за I квартал 2013 года средняя зарплата врачей повысилась

до 34,5 тысячи рублей (это более 126% от средней по экономике), среднего медицинского персонала — до 20,3 тысячи рублей (более 74%) и младшего — до 11,8 тысяч рублей (более 43%). Ведомственное монито-рирование показало, что по результатам первого полугодия продолжился рост зарплат для врачей — до 145% к средней по экономике, и для медицинских сестер — почти до 80%. Таким образом, уже превышены запланированные на 2013 год целевые значения, которые были утверждены «дорожной картой».

Необходимо отметить, что при всей позитивности повышения заработной платы, этот процесс может сопровождаться и негативными явлениями. В целом ряде регионов, в стремлении отчитаться перед Москвой, требования повышения заработной платы медицинских работников не соотносят с имеющимися финансовыми ресурсами (проще говоря, не обеспечивают повышение заработной платы необходимым финансированием). В итоге учреждения здравоохранения начинают снижать расходы на медикаменты и продукты питания, накапливать кредиторскую задолженность.

Нормирование труда

Повышение оплаты труда остро поставило вопрос о пересмотре отраслевых норм труда, которые не менялись с 80-х годов. С этой целью весной 2013 года была создана межведомственная рабочая группа. И в настоящее время завершается подготовка методики по разработке нормативов труда. На октябрь-декабрь запланирован пилотный проект по нормированию труда в десяти субъектах Российской Федерации.

Для поэтапного перевода медицинских работников на эффективный контракт проводится работа по составлению отраслевых профессиональных стандартов, которые учитывают реструктуризацию самой системы здравоохранения и необходимость перераспределения функций между медицинскими

№9 Менеджер

3013 здравоохранения /

работниками. 27 стандартов будут сформированы до конца 2013 года.

Признано целесообразным провести нормирование труда врачей, снизить нагрузку на них и при этом расширить функции средних медработников, достигнув соотношения врач — средний медработник один к трем.

Программа «Земский доктор»

На решение кадровых проблем направлена и программа «Земский доктор», которая, в частности, предполагала выделение молодым врачам, пришедшим на работу в сельскую местность по 1 миллиону рублей. Благодаря реализуемой программе «Земский доктор» около 8 тысяч специалистов пришли работать на село. В этом году программа будет продолжена и будет распространена на рабочие поселки, около 5 тысяч дополнительно придет в труднодоступные районы страны.

В целях привлечения и закрепления на селе врачей предлагается расширить реализацию программы «Земский доктор», включив в перечень сельских населенных пунктов города с малой численностью жителей, сельских районов.

Квалификация медицинских работников

Министерство здравоохранения вместе с экспертным сообществом полностью актуализировало и обновило государственные образовательные стандарты высшего медицинского и фармацевтического образования, кроме того, впервые создало государственные стандарты обучения в ординатуре по 96 медицинским специальностям.

С осеннего семестра прошлого года в стране проводится широкомасштабное повышение квалификации всего профессорско-преподавательского состава — 3 тысячи заведующих кафедрами и основных профессоров медицинских курсов. Осуществляется последовательное внедрение современных симуляционных, виртуаль-

ных и других образовательных технологий. В 2012 году создано семь симуляционных тренинговых центров на базе медицинских ВУЗов, в 2013 году открыто еще семь дополнительно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понимая, что эффективность организации здравоохранения во многом зависит от качества подготовки управленческих кадров, ставится задача создания системы отбора и подготовки кадрового резерва, непрерывного обучения управленцев разного уровня, формирования системы контроля за эффективностью их деятельности и качеством принимаемых управленческих решений.

В. Скворцова заявила о том, что разработаны дистанционные программы непрерывного медицинского образования для первичного звена. С октября этого года в девяти субъектах Российской Федерации стартует пилотный проект. С 2016 года запланирован переход на аккредитацию медицинских работников с выдачей индивидуальных листов допуска к конкретным видам медицинской помощи. Это также будет одной из составных частей непрерывного медицинского образования.

Предстоит создать дополнительные электронные сервисы для медицинских работников, такие же как специализированные электронные библиотеки, закрытые социальные сети, дистанционные программы обучения.

Национальная электронная медицинская библиотека

В 2012 году завершилось создание национальной электронной медицинской библиотеки, которая входит в состав единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в качестве справочной системы.

С помощью центрального сводного каталога медицинских библиотек должна быть обеспечена интеграция в единое информационное пространство распределенных цифровых ресурсов медицинских библиотек. В каждом учреждении здравоохранения,

медицинском образовательном учреждении, должен быть обеспечен доступ к любым документам Федеральной электронной медицинской библиотеки и всех медицинских библиотек-участников проекта, а через связь со Сводным каталогом библиотек России и к документам других крупнейших библиотек страны, включая Российскую государственную библиотеку, Российскую национальную библиотеку и Президентскую библиотеку им. Б.Н. Ельцина.

Информатизация здравоохранения

На Госсовете было заявлено, что подготовлено электронное рабочее место врача. В. Скворцова в своем докладе сказала: «Уже к декабрю мы намерены до 25% рабочих мест врачей первичного звена полностью компьютеризировать с выходом на созданную национальную медицинскую библиотеку. Кроме того, для этой системы были разработаны электронные системы помощи в принятии решений, что очень важно для удаленных районов страны».

Все это, конечно, хорошо, но, к сожалению, у медицинской общественности нет четкого понимания того, что же реально сделано за счет огромных сумм, направленных на информатизацию здравоохранения в рамках реализации программ модернизации.

Частное здравоохранение

На Госсовете было сказано, что для снижения расходов государства на поддержание основных фондов здравоохранения особое значение имеет формирование открытой конкурентной среды и вовлечение в реализацию программ государственных гарантий негосударственных медицинских организаций по единым требованиям к оказанию качественной медицинской помощи.

За два года, с 2010 года, увеличилось число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах обязательного медицинского страхования, и

в 2013 году это уже 1251 организация, то есть 14,7% от общего количества.

Говорилось о том, что важно развивать и поддерживать частную, платную медицину, что такой подход — в интересах граждан страны, которые должны иметь не только право на выбор медучреждения, но и реальную возможность этого выбора. Сегодня такие перспективы крайне ограничены. Частных медицинских организаций у нас в три раза меньше, чем государственных. Но главное, они, как правило, небольшие, узкопрофильные. В массе своей они предоставляют всего 2,2% медицинских услуг.

Для того, чтобы развивать государственно-частное партнерство, признано целесообразным включение инвестиционного компонента в тариф ОМС, о чем уже говорилось выше.

Было заявлено, что решение проблемы дефицита финансовых ресурсов видится в привлечении ресурсов частных медицинских организаций на условиях государственно-частного партнерства. Вместе с тем механизмы привлечения ресурсов в рамках такого партнерства не отработаны сегодня. Закон о концессиях в системе здравоохранения не получил должного развития, и формирование единого правового поля для реализации проектов государственно-частного партнерства пока еще не завершено. Поэтому признано необходимым ускоренно разработать ряд нормативно-правовых документов для реализации проектов государственно-частного партнерства в здравоохранении, что повлечет за собой приток частных инвестиций и снимет необходимость строить за счет государственных средств здания, сооружения для дальнейшего развития системы предоставления медицинской помощи.

Платные медицинские услуги

К числу серьезных проблем, которые обсуждались на Госсовете, относится состояние и перспективы платной и бесплатной медицинской помощи.

№9 Менеджер

3013 здравоохранения /

Э-

Было заявлено, что более 70% обращений за платными услугами происходит из-за того, что люди практически ничего не знают ни о программе госгарантий, ни об условиях предоставления бесплатной медицинской помощи. Неразбериха в этих вопросах ведет к коррупции и поборам, заставляет людей оплачивать услуги, которые по Конституции и по закону являются бесплатными. В итоге подрывается доверие граждан и к системе здравоохранения, да и к власти в целом.

Говорилось о необходимости обеспечить доступ граждан к этой информации, изложить ее ясно, без всяких двойных толкований, чтобы все было прозрачно.

Была поставлена задача исключить саму возможность замещения бесплатной помощи платной.

Обращалось внимание на то, что в территориальных программах госгарантий должен быть четкий перечень бесплатных услуг, а также понятные каждому пациенту правила их предоставления.

По поводу этого дадим небольшой комментарий. В соответствии с п. 2 части 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается «перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно». Ни о каких конкретных услугах, которые якобы должны быть указаны в программе госгарантий, в законе речь не идет. Конечно, Госсовет может предложить внести соответствующие изменения в законодательство. Но это ничего не даст: конкретные виды услуг, которые должны быть предоставлены гражданам бесплатно, указываются в стандартах медицинской помощи.

На Госсовете говорилось также о том, что следует нормативно-правовыми актами уста-

новить правила предоставления государственными медицинскими организациями платных медицинских услуг населению, исключив возможность замещения ими бесплатной медицинской помощи. Это высказывание тоже вызывает вопросы. Ведь существует постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» — это и есть те самые «правила предоставления государственными медицинскими организациями платных медицинских услуг населению», необходимость принятия которых обсуждалась на Госсовете.

С одной стороны, хотелось бы успокоить учреждения здравоохранения — государство не ставит задачу сворачивания платных медицинских услуг. С другой стороны, есть серьезные опасения того, что на местах опять начнутся перегибы — необоснованные ограничения на оказание платных медицинских услуг.

Нужно четко понимать: речь идет не об изменении политики государства в вопросах оказания платных медицинских услуг (никто против них на Госсовете не выступал), речь идет о соблюдении действующего законодательства. А оно предоставляет гражданам права на получение платных медицинских услуг, а учреждениям — права на оказание платных услуг в установленном порядке.

В заключение отметим, что проведение заседания президиума Государственного совета, посвященного вопросам здравоохранения уже само по себе можно оценивать с положительной стороны — это проявление внимания государства к проблемам здравоохранения. Тем более, что на Госсовете был озвучен целый ряд рациональных предложений. И хотя не все проблемы нашли свое решение, обсуждение их на высшем уровне дает надежду на то, что поиск решений будет продолжен в конструктивном русле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.