Учет и отчетность бюджетных учреждений
ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Е. А. ЛАЗУКОВА, Е. Н. КОРОЛЕВА, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, их деятельность, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регламентируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ и п. 1 ст. 2 Закона № 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия
осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Отметим, что большая часть имущества унитарного предприятия поступает от собственника — публично-правового образования. Другая группа имущества — это плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям. Такое имущество поступает в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия (п. 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 11 Закона № 161-ФЗ).
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и
ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
В соответствии со ст. 6 Закона № 161-ФЗ унитарные предприятия могут быть участниками некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Пример 1. Организация, являющаяся унитарным предприятием, участвовала в конкурсе на звание «Лучшая организация — предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» и заняла призовое место. Из бюджета выделены 300 000 руб. в качестве приза. При этом Положением о конкурсе, которое утверждено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19.09.2008 № 196-п, предусмотрено, что предприятие имеет право тратить полученные деньги только на определенные цели и должно представить отчет об их использовании.
Предприятие полученные средства истратило в мае 2012 г. на приобретение основного средства (автомобиля), но, так как стоимость автомобиля выше, чем величина приза, предприятие также истратило на его приобретение и средства, полученные от осуществления коммерческой деятельности (около 200 000руб.). Полученные средства целевого финансирования не увеличивают уставного фонда унитарного предприятия.
Как в бухгалтерском учете отражаются поступление основного средства, начисление амортизации и использование целевых средств?
Поступление основного средства. Учет основных средств осуществляется в соответствии с правилами, установленными: ^ Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н;
> Методиче скими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания);
> Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — План счетов).
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01), порядок определения которой установлен п. 8 ПБУ 6/01.
Согласно Плану счетов фактические затраты, связанные с приобретением за плату основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов, отражаются по дебету сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов. При принятии основных средств к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, списываются с кредита сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с дебетом сч. 01 «Основные средства».
В учете унитарного учреждения делаются следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» (10 «Материалы», 41 «Товары») К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражены вложения во внеоборотные активы;
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражены вложения во внеоборотные активы (учтен НДС);
Д-т сч. 01 «Основные средства» К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств» — основное средство введено в эксплуатацию.
Учет целевых средств. В рассматриваемой ситуации предприятие получает денежную премию за участие в конкурсе на звание «Лучшая организация, предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», положением о проведении которого определено, что источником финансирования премиального фонда являются средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, выделяемые департаменту строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (п. 5.1 Положения о конкурсе).
Порядок бухгалтерского учета целевых бюджетных средств регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным при -казом Минфина России от 16.10.2000 № 92н. ПБУ 13/2000 применяется при формировании в бухгалтерском учете информации о получении
и использовании государственной помощи (п. 1 ПБУ 13/2000).
На основании ПБУ 13/2000 учитывается государственная помощь, предоставленная в форме: ^ бюджетных средств (субвенций и субсидий); ^ бюджетных кредитов (п. 4 ПБУ 13/2000).
Денежные премии, полученные в качестве приза за участие в конкурсе, организованном в целях реализации муниципальных целевых программ, в ПБУ 13/2000 не поименованы. Понятие «призовой фонд» («денежная премия» и т. п.) не раскрывает и Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). Тем не менее считаем, что по своей правовой природе рассматриваемые премии близки к понятию «субсидия».
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 78 БК РФ установлено, что из местного бюджета субсидии юридическим лицам (в том числе унитарным предприятиям) предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. В соответствии с п. 3 ст. 78 БК РФ муниципально-правовой акт, регулирующий предоставление субсидий, должен определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Подпунктами 5.5 и 5.6 Положения о конкур -се денежные средства, полученные в качестве денежных премий, подлежат использованию на развитие предприятия, организации, в том числе на премирование работников предприятий, организаций и учреждений. Получатели денежных премий представляют в департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отчет о целевом использовании денежных средств в срок до 1 июля текущего финансового года. Таким
образом, можно сказать о том, что денежная премия, полученная предприятием в качестве приза, носит характер субсидии.
Пунктом 1 ПБУ 13/2000 установлено, что данное ПБУ применяется в отношении государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, являющимся юридическими лицами, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
Пункт 4 ПБУ 13/2000 предусматривает, что для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на:
^ средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.); ^ средства на финансирование текущих расходов.
По мнению авторов, полученные предприятием денежные премии за участие в рассматриваемом конкурсе могут отражаться в бухгалтерском учете в порядке, установленном ПБУ 13/2000.
Пунктом 7 ПБУ 13/2000 определено, что бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете первоначально либо:
■ как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств. При таком варианте полученные из регионального бюджета средства отражаются по кредиту сч. 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
■ по мере фактического получения ресурсов. В таком случае с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и так далее, что может отражаться проводкой, в частности по дебету сч. 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с кредитом сч. 86 «Целевое финансирование».
Выбранный вариант унитарному предприятию необходимо закрепить в учетной политике.
При приобретении внеоборотных активов в случае получения целевого финансирования до осуществления расходов бюджетные средства при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуа-
тацию учитываются в качестве доходов будущих периодов по кредиту сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления» (п. 9 ПБУ 13/2000).
Бухгалтерские записи в рассматриваемом случае могут выглядеть следующим образом:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 86 «Целевое финансирование» — 300 000 руб. — возникновение целевого финансирования и задолженности по нему;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета» К-т сч. 7 6 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 300 000 руб. — приняты к учету денежные средства, поступившие в качестве целевого финансирования.
После постановки автомобиля на учет:
Д-т сч. 86 «Целевое финансирование» К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов» — 300 000 руб. — отражена сумма бюджетных средств, израсходованных на приобретение объекта основных средств.
Учет расходов на амортизацию. Стоимость основного средства, приобретенного унитарным предприятием за счет целевых средств и доходов от коммерческой деятельности, в бухгалтерском учете погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний) одним из способов, установленных в п. 18. ПБУ 6/01.
Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном сч. 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н):
Д-т сч. 20 «Основное производство» (2 6 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу») К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» — начислена амортизация.
Обратите внимание: в целях обеспечения раздельного учета расходы, в том числе на амортизационные отчисления, осуществленные за счет средств полученной в качестве приза денежной премии и собственных средств, должны быть отражены на счетах затрат по отдельным субсчетам.
Деление произведенных расходов (в том случае если нельзя конкретно определить, за счет каких
средств они были понесены) осуществляется пропорционально полученным средствам целевого финансирования. Данный расчет необходимо оформлять бухгалтерской справкой (пример 2).
Пример 2. Ежемесячная сумма амортизации автомобиля составляет 1 000руб. На покупку данного автомобиля истрачено 300 000 руб. целевых средств и 200 000 руб. средств, полученных от осуществления коммерческой деятельности. Всего истрачено 500 000 руб.
Тогда расходы в виде амортизации, произведенные за счет средств целевого финансирования, составят:
60 % (300 000руб. х 100 %: 500 000руб.);
600 руб. (1 000 руб. х 60 %%).
Расходы в виде амортизации, произведенные за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, составят: 400 руб. (1 000 руб. — 600 руб.).
В учете делаются следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 20 «Основное производство», субсчет «Расходы за счет собственных средств» К-т сч. 02 Амортизация основных средств» — начислена амортизация в сумме 400 руб.;
Д-т сч. 20 «Основное производство», субсчет «Расходы за счет средств целевого финансирования» К-т сч. 02 Амортизация основных средств» — начислена амортизация в сумме 600 руб.
По мере начисления амортизации соответствующие суммы списываются со сч. 98 «Доходы будущих периодов» и включаются в состав прочих доходов (пп. 8 и 9 ПБУ 13/2000, письмо Минфина России от 21.08.2003 № 16-00-14/261).
В рассматриваемом случае стоимость приобретенного основного средства из бюджета профинансирована не полностью. Следовательно, прочие доходы признаются не в полной сумме амортизационных отчислений по данному объекту, а в части, приходящейся на амортизацию, относимую на сч. 20 «Основное производство, субсчет «Расходы за счет средств целевого финансирования»:
Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» — отражены прочие доходы, признанные по мере начисления амортизации по объекту основных средств, в сумме 600 руб.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
4. О государственных и муниципальных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ.
5. О конкурсах в сфере жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры: постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19.09.2008 № 196-п.
6. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н.
7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000: приказ Минфина России от 16.10.2000 № 92н.
9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 : приказ Минфина России от 30.03. 2001 № 26н.
Вниманию руководителей и бухгалтеров бюджетных и некоммерческих организаций, работников финансовых органов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов
Журнал
«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»
ISSN 2079-6714
Выпускается с 1998 года Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
Формат A4, объем 64-72 с. Периодичность - 2 раза в месяц
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34116 47699 29614
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: [email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru