Научная статья на тему 'Отражение темы общественного здоровья в партийном дискурсе (на примере текстов программ российских и американских политических партий)'

Отражение темы общественного здоровья в партийном дискурсе (на примере текстов программ российских и американских политических партий) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНЫЙ ДИСКУРС / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / НОМИНАЦИЯ ОБЪЕКТА ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / PARTY DISCOURSE / PUBLIC HEALTH / NOMINATION OF THE OBJECT OF PUBLIC HEALTH ACTIVITY / DIRECTIONS OF PUBLIC HEALTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трушина Вера Анатольевна

Рассматриваются особенности конструирования социальной проблемы здоровья в рамках партийного дискурса. На основе сравнительного анализа текстов программ российских и американских политических партий автор делает выводы о степени актуализации и конкретизации темы общественного здоровья в программных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE TOPIC OF PUBLIC HEALTH IN A PARTY DISCOURSE (on the example of texts of programs of the Russian and American political parties)

Some peculiarities of stating the social problem of health are considered within the framework of a party discourse. Based on the comparative analysis of the programs of Russian and American political parties, the author makes some conclusions about the degree of actualization and concrete details of the public health topic in program documents.

Текст научной работы на тему «Отражение темы общественного здоровья в партийном дискурсе (на примере текстов программ российских и американских политических партий)»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 1, с. 341-346

УДК 329.058: 32.019.5

ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В ПАРТИЙНОМ ДИСКУРСЕ (на примере текстов программ российских и американских политических партий)

© 2011 г. В.А. Трушина

Ижевский государственный технический университет rtva22@yandex.ru

Поступила в редакцию 06.07.2010

Рассматриваются особенности конструирования социальной проблемы здоровья в рамках партийного дискурса. На основе сравнительного анализа текстов программ российских и американских политических партий автор делает выводы о степени актуализации и конкретизации темы общественного здоровья в программных документах.

Ключевые слова: партийный дискурс, общественное здоровье, номинация объекта здравоохранительной деятельности, направления здравоохранительной политики.

В современном обществе в условиях нарастания глобальных проблем, активизации социокультурных противоречий особо актуальным становится анализ тех общественных ресурсов, от которых зависит жизнедеятельность отдельных индивидов и устойчивость социума как системы в целом. Именно таким стратегическим ресурсом устойчивого и полноценного развития общества является здоровье.

Очевидно, что ведущую роль в определении стратегии развития системы здравоохранения должны играть политические институты, поскольку от эффективной деятельности в сфере охраны здоровья населения зависит экономическое развитие страны, ее обороноспособность, духовное состояние нации, благополучие общества в целом. Политические институты, и в первую очередь государство, располагают широким спектром законодательных, финансовых, административных механизмов воздействия на развитие сферы охраны здоровья. В то же время одним из важнейших средств управления здравоохранительной деятельностью является политический дискурс, задача которого заключается в конструировании определенного пространства представлений о проблемах в сфере охраны здоровья и методах их решения. Политический дискурс власти, наряду с институциональными механизмами управления, выступает как важнейшее средство формирования системы ценностей и поведенческих установок, определяющих отношение индивидов и общества к здоровью. Стоит отметить, что дискурсивная деятельность субъектов власти в сфере конструирования образа здоровья пока является недо-

статочно изученным аспектом российского политического дискурса.

Стремление к демократизации политической системы предполагает, что в определении принципов здравоохранительной политики более активную роль должны играть политические партии. Программы и программные заявления политических партий являются одним из важнейших инструментов политической коммуникации. Особую значимость данный элемент политического дискурса приобретает в условиях становления партийной системы. Одной из обязательных тем в структуре программных документов является тема общественного здоровья и функционирования системы здравоохранения. Однако формальные и содержательные аспекты рассмотрения темы здоровья в программах различных партий отличаются значительной вариативностью.

Ниже приводятся результаты сравнительного анализа программ российских и зарубежных политических партий, а именно - разделов программ, посвященных теме общественного здоровья и здравоохранения. В качестве объекта исследования выступили тексты программ российских и американских политических партий: «Единой России» (программа 2007 г.), «Справедливой России» (программа 2008 г.), ЛДПР (программа 2005 г.), КПРФ (программа 2007 г.), Республиканской и Демократической партий США (программы 2008 г.). Тема медицины и здоровья рассматривается в программах всех названных политических партий, однако по объему текста, относящегося к здравоохранительной тематике, программы значительно дифференцируются. Наибольшее внимание те-

%

12-1

10

СОР®6'

,ерЯ'

ре1

;С^’

|61"А'

Рис. Доля разделов, посвященных теме здоровья, в текстах программ политических партий (в % к общему объему текста)

ме здоровья и медицины уделено в программе партии «Справедливая Россия» (11.4% от общего объема текста), чуть меньше (10.1%) в программе Республиканской партии США. Далее со значительным отрывом находится программа Демократической партии США (6.9%), за ней следуют программы «Единой России» (5.8%) и ЛДПР (3.7%), и, наконец, наименьшее внимание теме здоровья уделено в программе партии КПРФ (1.16%) (см. рисунок).

Косвенным образом об актуальности той или иной темы свидетельствует ее размещение в тексте. Наиболее значимые, приоритетные направления политики, как правило, декларируются в первой части программных документов. С этой точки зрения, особую важность сохранения здоровья населения артикулируют программы партии «Справедливая Россия» и Демократической партии США. В их программных документах тема здоровья и медицины рассматривается в первой четверти текста. Демократическая партия обращает внимание избирателей на проблемы здравоохранения в первом пункте первого раздела программы, сразу же после вводной части. В программе партии «Справедливая Россия» обращение к теме здоровья встречается практически во всех разделах («Молодежная политика», «Экологическая безопасность», «Миграционная политика» и т.д.), собственно принципы политики в сфере здоровья и здравоохранения декларируются в двух

разделах: «Здравоохранение» и «Здоровый образ жизни», размещенных во второй части программы, посвященной артикуляции целей, задач и приоритетов в социальной сфере.

В программе партии ЛДПР тема здоровья рассматривается в конце второй четверти текста, в разделе «Социальная политика: от бедности к достатку». В программе партии КПРФ о важности внимания государства к проблемам здравоохранения кратко говорится во второй четверти текста. Политика республиканской партии США в сфере здоровья и здравоохранения артикулируется в третьей четверти текста программы. В программе партии «Единая Россия» проблемам охраны здоровья посвящен раздел в конце третьей - начале четвертой четверти текста.

Таким образом, с точки зрения количественных показателей в текстах двух из шести рассматриваемых программ, а именно в программах партии «Справедливая Россия» и Демократической партии США тема здоровья позиционируется в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики.

Анализ содержательных аспектов программных документов обнаруживает существенные различия в степени конкретизации подходов к решению проблем в сфере здравоохранения. Если в ряде программ партийные структуры предлагают конкретные меры, необходимые для оптимизации системы здравоохранения, то в

8

6

4

2

0

других обозначены лишь общие направления работы.

Наибольшим объемом текста по здравоохранительной тематике (в абсолютном выражении) отличаются три из шести рассматриваемых программ: программа партии республиканцев, программа партии «Справедливая Россия» и программа Демократической партии США. Во всех указанных текстах вопросы государственной политики в сфере здравоохранения рассматриваются максимально подробно. В данных программах, в отличие от программ партий КПРФ, ЛДПР и «Единая Россия», представлен анализ текущей ситуации в сфере здравоохранения, указаны основные проблемы и зоны риска.

Обе ведущие политические партии Соединенных Штатов в своих программах отмечают, что основной проблемой американского здравоохранения является несовершенная система медицинского страхования. Наличие или отсутствие медицинской страховки является в современном американском обществе одним из критериев социального неравенства. Как отмечают республиканцы, «большинство американцев вынуждены больше и тяжелее работать, чтобы оплачивать здравоохранение; необходимость сохранить медицинскую страховку является ведущим мотивом при принятии семейных решений о том, где жить и работать» [1]. В программе демократов также отмечено, что «миллионы американцев, в том числе девять миллионов детей, остаются без медицинской страховки, а еще миллионы вынуждены оплачивать неуклонно растущие счета за некачественное медицинское обслуживание. Половина личных банкротств в Америке вызвана медицинскими счетами» [2].

С позиций партии «Справедливая Россия», основные проблемы системы здравоохранения заключаются в недофинансировании медицины, недоступности для большинства россиян достижений медицины высоких технологий, слабом государственном контроле над оборотом лекарств, низкой эффективности системы обязательного медицинского страхования. Среди рассматриваемых программных документов лишь в тексте программы партии «Справедливая Россия» содержится указание на тот факт, что неблагоприятные демографические и медицинские показатели находятся в прямой зависимости от образа жизни граждан: «Последние десятилетия и государственная власть, и общество практически не уделяли внимания проблемам формирования здорового образа жизни населения страны. Средства массовой информации практически отказались от положитель-

ной социальной рекламы здорового образа жизни» [3].

В программном тексте «Справедливой России» номинируются основные, наряду с институтом медицины, субъекты здравоохранительной деятельности. К ним относятся: государство, отвечающее за формирование стратегических принципов здравоохранительной политики, индустрия физической культуры и спорта, способствующая приобщению населения к принципам активного образа жизни, а также средства массовой информации, функцией которых является продвижение основ здорового образа жизни посредством социальной рекламы (в программах других отечественных партий роль СМИ в формировании позитивного отношения общества к здоровью не отмечена).

В программах партии «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ в качестве источников здравоохранительной деятельности названы государство, определяющее политику в сфере здравоохранения, и институт медицины, осуществляющий на практике задачи по сохранению потенциала общественного здоровья.

В программах ведущих американских политических партий забота о здоровье населения не рассматривается лишь как «прерогатива» государства. В программе партии демократов отмечено, что «здоровье - это общая обязанность отдельных граждан и семей, системы образования, работодателей, медицинских и общественных работников системы здравоохранения, а также правительства на всех уровнях» [2]. Республиканцы же, в свою очередь, активно отстаивают идею либерализации сферы здравоохранения. С их точки зрения, повышение эффективности системы охраны здоровья возможно только в условиях ее демонополизации, отказа государства от контроля и одностороннего регламентирования принципов здравоохранительной политики. Одновременно представители республиканской партии отмечают, что активными субъектами формирования здоровой нации являются сами граждане, от чьей личной позиции зависит благополучие общества в целом: «Мы можем снизить потребность в лечении, если будем практиковать воспитание личной ответственности в рамках культуры здорового образа жизни, одновременно повышая доступ к профилактическим услугам, включающим улучшенное питание и передовые препараты, сохраняющие людям здоровье» [1].

Таким образом, можно сделать вывод: в программах четырех российских парламентских партий, а также в тексте программы Демократической партии США утверждается патерна-

листская модель функционирования системы здравоохранения, согласно которой ведущая роль в сфере определения принципов здравоохранительной политики принадлежит государству. В то же время в программах «Справедливой России» и Демократической партии США, наряду с безоговорочно ведущей ролью государства в сфере охраны здоровья, подчеркивается важность таких институтов, как СМИ, индустрия физической культуры и спорта, а также значимость индивидуального стремления граждан к самосохранительному поведению. Программа Республиканской партии демонстрирует противоположную точку зрения на роль государства в определении принципов развития системы здравоохранения: в традициях либерализма предлагается повысить эффективность здравоохранительной деятельности за счет стимулирования рыночных отношений между производителями и потребителями медицинских услуг при одновременном снижении государственного регулирования системы охраны общественного здоровья.

Как показывает анализ содержания текстов программ, политические партии достаточно единодушны в определении основных направлений здравоохранительной политики. Исключение составляет лишь программа партии КПРФ, в которой не указаны цели адресной государственной политики в сфере здравоохранения, а лишь артикулируется задача «обеспечить общедоступность и высокое качество здравоохранения» [4].

Партия «Единая Россия» [5] в качестве приоритетных направлений в сфере охраны здоровья рассматривает защиту материнства и детства, повышение качества медицинского обслуживания, введение практики всеобщей диспансеризации населения, снижение смертности за счет повышения транспортной безопасности и профилактики социально опасных заболеваний, создание условий для привлечения масс к занятиям физической культурой и спортом, а также разработку социальных, финансовоэкономических и законодательных механизмов, способствующих повышению рождаемости.

Такие же направления обозначены в программе партии ЛДПР [6], с дополнительным акцентом на совершенствовании системы санаторно-курортного обслуживания населения.

В программе партии «Справедливая Россия» обращает на себя внимание разделение темы общественного здоровья на две главы: «Здравоохранение» и «Здоровый образ жизни». В русле социал-демократической идеологии партия выступает за государственные гарантии каче-

ственной и доступной медицинской помощи. Программа данной партии отличается высокой степенью конкретизации предложений партии по решению имеющихся в сфере здравоохранения проблем. Например, предлагается «четко определить пропорции бесплатной, страховой и платной медицины», добиться того, чтобы «государственные расходы на медицину соответствовали рекомендациям ВОЗ и составляли не менее 5% ВВП», «законодательно закрепить проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения» и т.д. [3].

Стоит отметить, что в данном тексте ставится под сомнение правильность традиционного подхода к рассмотрению института медицины как закрытого экспертного сообщества, обладающего эксклюзивными правами на конструирование образов здоровья и болезни. «Клановость» медицины приводит к нарастанию дисфункций в ее деятельности. Для повышения эффективности медицины партия предлагает перейти к тактике «демистификации» и открытого диалога с обществом, считая, что необходимо «улучшить доступ к медицинской информации, наладить общественный контроль за соблюдением норм медицинской этики, рекламой медицинских услуг...» [3]. Подобная точка зрения отражена и в программе партии республиканцев: «Мы считаем, что настоящая реформа заключается в том, чтобы сделать поставщика медицинских услуг более доступным, иметь возможность контролировать здравоохранение» [1].

Анализ риторических оборотов показывает, что во всех программных текстах используется одинаковый набор формализованных выражений, характерных для официального политического языка. Попытка внести новизну в традиционный дискурс по поводу здоровья обнаруживается только в программе «Справедливой России». В разделе «Здоровый образ жизни» содержится новая риторическая формула: «культура здоровьесберегающего поведения», которую представители партии считают необходимым прививать россиянам с помощью «всех социальных механизмов, имеющихся в распоряжении институтов гражданского общества» [3]. Здоровье рассматривается здесь не просто как отсутствие болезни или физические параметры функционирования организма, а в качестве «основы материального и духовного благополучия, жизненного успеха» [3]. Таким образом, феномен здоровья интерпретируется в данной программе не как объект технологического воздействия со стороны медицинской системы, а как фундаментальная социальная цен-

Таблица

Частота упоминания категорий, используемых для обозначения объекта здравоохранительной политики государства (в абсолютном выражении)

Партии Категории номинации объекта здравоохранительной деятельности государства

Нация Граж- дане Насе- ление Популя- ция Народ Люди Обще- ство Чело- век Амери- канцы Россия- не

Демократическая партия США 2 8 0 0 0 3 0 0 20 -

Республиканская партия США 1 6 1 0 0 7 0 0 14 -

Справедливая Россия 2 11 11 0 0 7 6 3 - 0

Единая Россия 0 0 1 0 0 1 1 1 - 0

КПРФ 0 2 0 0 0 0 0 0 - 0

ЛДПР 0 0 1 0 0 1 0 0 - 0

В целом 5 27 14 0 0 19 7 4 34 0

ность, определяющая возможность быть активным членом общества.

Важной функцией политического текста, как указывает П. Бурдье, является номинация социальных групп [7, с. 88-91]. Здравоохранительная деятельность государства может быть обращена к демографической общности («население»), к правовому субъекту («граждане»), к социальному единству («общество»), конкретной этнополитической общности («россияне»), абстрактной этнополитической общности («нация»), этнокультурному сообществу («народ»), к антропологическому и биосоциальному субъекту («люди», «человек»). Результаты контент-анализа программных текстов показывают, что политические партии используют широкую гамму обозначений для категоризации объекта здравоохранительной деятельности государства. К наиболее часто упоминаемым вариантам номинации относятся «граждане», «люди», «население» (см. таблицу).

При сравнении текстов российских и американских политических партий обращает на себя внимание то, что основной категорией для обозначения объекта здравоохранительной политики в программах Демократической и Республиканской партий США является категория «американцы». В текстах отечественных партий в разделах, посвященных теме здоровья, адресное наименование нации «россияне» не встречается ни разу. Стоит отметить, что и в других разделах программ обращение к данной номинации встречается нечасто: в программе партии

«Справедливая Россия» 8 раз, ЛДПР - 7 раз, «Единой России» - 1 раз и КПРФ - ни разу. В текстах программ российских партий используются в основном обезличенные, безадресные риторические формулы: «обеспечение нового качества медицинского обслуживания», «созда-

ние условий» и т.д., без указания конкретных реципиентов или целевых групп, на которые ориентированы данные виды активности. Исключением является программа «Справедливой России», в которой наблюдается адресность и вариативность в указании объекта здравоохранительной политики: чаще всего звучат категории «граждане» и «население», несколько реже - «люди» и «общество», еще реже - «человек» и «нация». Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время партийный дискурс в недостаточной степени использует «власть номинации» - отсутствует четкость в определении того, что выступает объектом заботы государства: нация, общество, население, россияне или конкретный человек.

В целом, анализ программ политических партий указывает на заметные различия в освещении и позиционировании темы здоровья и здравоохранения. Внимание к данной теме варьируется от упоминания вскользь в ряду других, более актуальных вопросов, до глубокого и детального анализа текущего состояния здравоохранительной системы и разработки направлений ее оптимизации. Подобным подходом характеризуются программы партий США и «Справедливой России». В программах российских партий здоровье в основном рассматривается с патерналистских позиций - как объект исключительно государственной политики, реализуемой посредством института медицины. Однако в ряде текстов наблюдается расширение и диверсификация образа здравоохранительной деятельности, приводятся аргументы в пользу большей прозрачности и открытости системы охраны здоровья, необходимости построения полноценного диалога с общественными институтами. Таким образом, традиционная институциональная модель здравоохранительной дея-

тельности, рассчитанная на пассивное принятие медицинских стандартов восприятия образа здоровья и болезни, в отечественном партийном дискурсе постепенно уступает место партнерской модели, предполагающей взаимную ответственность всех основных социальных институтов и каждого индивида в отдельности за сохранение потенциала общественного здоровья. В то же время результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что в настоящее время российские политические партии на уровне своих программных документов недостаточно активно позиционируют значимость темы здоровья для развития российского общества.

Список литературы

1. Программа Республиканской партии США: Republican Platform 2008 [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.gop.com/2008Platform/

HealthCare.htm# (дата обращения 29.01.2010).

2. Программа Демократической партии США:

The 2008 Democratic National Platform [Электронный ресурс]. Режим доступа: httpV^.amazonaws.

com/apache.3cdn.net/8a738445026d1d5f0f_bcm6b5l7a. pdf (дата обращения 29.01.2010).

3. Программа партии «Справедливая Россия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. spravedlivo.ru/information/section_11 /sectio n_99 (дата обращения 29.01.2010).

4. Программа партии КПРФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kprf.ru/party/program/ (дата обращения 29.01.2010).

5. Программа партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edinros.er.ru /er/rubr.shtml?110099 (дата обращения 29.01.2010).

6. Программа партии ЛДПР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ldpr.

ru/partiya/prog/966/ (дата обращения 29.01.2010).

7. Бурдье П. Социология политики. М.: SocioLogos, 199З. ЗЗ6 с.

REFLECTION OF THE TOPIC OF PUBLIC HEALTH IN A PARTY DISCOURSE (on the example of texts of programs of the Russian and American political parties)

V.A. Trushina

Some peculiarities of stating the social problem of health are considered within the framework of a party discourse. Based on the comparative analysis of the programs of Russian and American political parties, the author makes some conclusions about the degree of actualization and concrete details of the public health topic in program documents.

Keywords: party discourse, public health, nomination of the object of public health activity, directions of public health policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.