Научная статья на тему 'Отражение сущности протестантизма в архитектурной форме'

Отражение сущности протестантизма в архитектурной форме Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
723
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / РЕФОРМАЦИЯ / МАРТИН ЛЮТЕР / САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / PROTESTANTISM / REFORMATION / MARTIN LUTHER / SACRAL ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тадевосян Пирузе Геворговна

Статья посвящена современным тенденциям строительства протестантских церквей. Протестантизм является одной из быстро развивающихся систем, исповедующих христианство. Показано влияние протестантизма на архитектуру. Особое внимание обращается на возникновение символики. На основе анализа выявляются образы современных храмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF ESSENCE OF PROTESTANTISM IN THE ARCHITECTURAL FORM

Article is devoted to current trends of construction of Protestant churches. The Protestantism is one of quickly developing systems professing Christianity. Influence of Protestantism on architecture is shown. The special attention is paid on symbolics emergence. On the basis of the analysis images of modern temples come to light.

Текст научной работы на тему «Отражение сущности протестантизма в архитектурной форме»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ»

№ 2 2013

УДК 69

ОТРАЖЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРОТЕСТАНТИЗМА В АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЕ

Тадевосян Пирузе Геворговна

магистрант

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону author@apriori-journal.ru

Аннотация. Статья посвящена современным тенденциям строительства протестантских церквей. Протестантизм является одной из быстро развивающихся систем, исповедующих христианство. Показано влияние протестантизма на архитектуру. Особое внимание обращается на возникновение символики. На основе анализа выявляются образы современных храмов.

Ключевые слова: протестантизм; реформация; Мартин Лютер; сакральная архитектура.

REFLECTION OF ESSENCE OF PROTESTANTISM

IN THE ARCHITECTURAL FORM

Tadevosyan Piruza Gevorgovna

undergraduate Southern federal university, Rostov-on-Don

Abstract. Article is devoted to current trends of construction of Protestant churches. The Protestantism is one of quickly developing systems professing Christianity. Influence of Protestantism on architecture is shown. The special attention is paid on symbolics emergence. On the basis of the analysis images of modern temples come to light.

Keywords: protestantism; reformation; Martin Luther; sacral architecture.

Среди современной культовой архитектуры строительство протестантских храмов занимает особое место. В отличие от католических и православных церквей, которые используют отработанную систему организации храма, облик протестантского храма носит в себе сакральный смысл - образ дома, креста, человека, космоса.

Для протестантских храмов характерен поиск новых форм, новых образов. Проектирование храма - одна из самых замечательных тем. Существует множество примеров возвращения сакральной архитектуре стилеобразующего свойства и отказ от многообразия.

Протестантские ветви христианства были всегда склонны к реформам и новизне, отказу от традиционности и устоявшихся взглядов. Изначально протестантскими становились в основном старые католические церкви. Символика, связанная с доктринами протестантизма начала развиваться, при возведении церквей, непосредственно протестантских. Для них характерна одна вертикальная башня, в связи с четвертой доктриной протестантизма Христос - единственный посредник между Богом и человеком и спасение возможно только через веру в Него. В Писании сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим., 2:5) [1]. Эта же доктрина отрицает посредничество Девы Марии и других святых в деле спасения. В качестве примера можно привести Кафедральный собор Господа Иисуса Христа (Ливерпуль) (см. рис. 1).

Также для протестантского храма всегда был актуален образ «дома» - места, где собираются молящиеся. Церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Исходя из этого, объем храма не производит разделения верующих. Все верующие находятся в равных правах перед Богом. Пример: церковь Сердца Христова (см. рис. 2) и Арктический собор (см. рис. 3).

Позднее образ храма обращается к неким естественным мотивам.

Одним из них является роза на кресте Древа Жизни - символ воскреше-

2

ния. Крест образован прямыми линиями (ощущение времени), роза - спиралью или кругом (ощущение вечности). Рудольф Ф. Норден - бывший лютеранский пастор и издатель, отмечает: «Эмблема Мартина Лютера является прекрасным символом Реформации. Она содержит изображение креста, вписанного в сердце, находящееся в центре мессианской розы, очерченное кругом, символизирующим вечность. Значение креста очевидно. Лютер говорил: «В сердце моем - образ Человека, распятого на кресте». Для Лютера и всех христиан Мессианская роза означает следующее: «Сердца христиан покоятся на розах под крестом». Круг означает неизменность Слова Божия, как сказано по-латыни: «Verbum Dei manet in aeternum». Это слова Св. Петра, цитирующего Исаию: «Слово Господне пребывает вовек»» [2].

Рис. 1. Кафедральный собор Господа

Иисуса Христа, Ливерпуль

Рис. 2. Церковь Сердца Христова, Мюнхен

Рис. 3. Арктический собор в Тромсё, Норвегия

З

Рис. 4. Часовня в Биллингсе

Рис. 6. Наіідгітвкігкіа, Исландия

Рис. 7. Кристаллический собор, США

Рис. 5. Часовня Санкт-Людвиг

Рис. 8. Нагайки: футуристическая протестантская церковь, Япония

Рис. 9. Концепт протестантской церкви «Голубь мира»

Спираль символизирует вечный путь верующего к Богу. Образ хра-ма-«спирали» можно наблюдать в часовне в Биллингсе (см. рис. 4) и в церкви Санкт-Людвиг (см. рис. 5).

Самые необычные примеры протестантских церквей встречаются более за рубежом, нежели в отечественном опыте (рис. 6-9).

Таким образом, за рубежом протестантские храмы являют собой весомый пласт сакральной архитектуры. Одной из важнейших проблем в архитектуре протестантизма, является связь стиля, функции и образа современных храмов. И какими будут новые церкви, решать современным архитекторам, которым следует опираться на идеи и образы, разработанные многими поколениями коллег. Но более всего в поисках новой формы архитекторам стоит отталкиваться от священного писания, которое принимается как непогрешимое Откровение Бога, буквально описывающее периоды человеческой истории и человеческого искупления.

В Библии содержится множество примеров описания храма:

«Иисус вошел во двор храма и стал выгонять тех, кто вел торговлю во дворе храма. Он опрокинул столы менял, скамьи торговцев голубями. Затем он стал учить их, говоря: « Не написано ли: « Мой дом будет называться домом молитвенным для всех народов»? А вы превратили его в логово разбойников». (Марка 11:15,17) [1].

«Храм его - сам Господь Бог Всемогущий и Агнец Его. Ничто нечистое не войдет в него, и никто из тех, кто творит постыдное или лжет, только те, чьи имена занесены в книгу жизни.» (Откр. 21: 22,27) [1].

«И Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Матфея 16:18) [3]. «Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие?» (Деяния 7:49,50) [3].

«Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими, и не руки человеческие служат Ему службу, ибо Он никогда ни в чём не нуждается. Это Он даёт всё человеку - и жизнь, и дыхание, и вообще всё» (Деяния 17:24,25) [1].

«Вы также подобны камням живым. Так дайте же Богу использовать себя в сооружении храма духовного, где вы будете священными служителями...» (1 Петра 2:5,6) [1].

Греческое слово, переводимое как «церковь», буквально означает «сбор» или собрание людей. Итак, с самого начала церковь всегда означала людей, не здания и не организации. Церковь - это собрание тех людей, кто обрел спасение верой в Иисуса Христа.

1. Библия. Современный перевод. М: Российское библейское общество, 2011. 1408 с.

2. Норден Рудольф Ф. Символы и их значения. СПб.: Фонд «Лютеранское Наследие», 2000. 64 с.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические / Текст Синодального перевода 1876 г. М.: Российское библейское общество, 2000. 1533 с.

4. Домбраускене Г.Н. Религиоз-

ная символика в иеротопии протестантизма // Наука и вера: Вестник МГУКИ. 2013.

[Электронный ресурс].

икиИМр:// www.victoryarrow.ru> есіепсе/есіепсе_сиииге3. Мт (дата обращения: 05.12.2013).

5. Суфиянова А. Протестантская

архитектура: красота в простоте. [Электронный ресурс].

URL:http://www.asd.in.ua>archive е/775 (дата обращения:

05.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.