Научная статья на тему 'Отражение специфики культуры повседневности башкир в названиях одежды'

Отражение специфики культуры повседневности башкир в названиях одежды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тажитдинова Г. Ф.

Проанализированы и изучены названия традиционной одежды башкир. При этом выявлено, что названия одежды отражают материал, из которого сшита одежда, покрой, отделку, назначение, способ производства одежды, то есть особенности культуры повседневности башкир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY REFLECTION OF BASHKIR DAILY CULTURE IN THE CLOTHES NAMES

The names of traditional bashkir clothes are analyzed and studied. It is exposed that the clothes names reflected material, cut, finishing touches, purpose, production way of clothes, i. e. peculiarities of bashkir daily life.

Текст научной работы на тему «Отражение специфики культуры повседневности башкир в названиях одежды»

Вестник Башкирского университета.2006..№2.

125

УДК 008(470.57) ББК 71(2Рос.Б2ш)

ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ БАШКИР В

НАЗВАНИЯХ ОДЕЖДЫ Тажитдинова Г.Ф.

Проанализированы и изучены названия традиционной одежды башкир. При этом выявлено, что названия одежды отражают материал, из которого сшита одежда, покрой, отделку, назначение, способ производства одежды, то есть особенности культуры повседневности башкир.

Связь языка с историей народа наиболее наглядна в области лексики. Будучи своеобразным отпечатком пути, пройденного народом, она дает возможность проследить живую,

непосредственную связь слов и понятий, почерпнуть сведения о бытии человеческого коллектива, сохранившиеся уже только в народной памяти.

Особый интерес представляет лексика, связанная с родом занятий, деятельностью человека в повседневной жизни, так как в повседневной жизни человек действует так, как говорит. История этнического формирования башкирского народа, а вместе с ним и его культуры повседневности, наложила отпечаток и в состав терминов, передающих понятия, выражающие различные атрибуты, части или детали одежды, виды деятельности, связанные с изготовлением одежды (ткачество, вышивка, аппликация, обработка кожи и т.д.). Иными словами, терминология, связанная с названиями одежды и украшений отражает все изменения культуры повседневности. В то же время с изменением среды обитания этноса, под которой подразумеваются как природногеографические, так и исторические (социальные, политические, экономические) условия его бытия, названия одежды претерпевают значительные изменения в связи с исчезновением тех видов одежды или материалов для изготовления одежды, которые они обозначали. Это выражается в выходе из употребления одних и возникновения одновременно новых названий. Однако система названий, особенно родовых названий в основе своей сохраняется, что играет определенную роль в изучении вопросов истории народа.

Первые упоминания о названиях некоторых видов традиционной одежды башкир одежды встречаются в работах И.Г. Георги, П.С. Палласа, В.М. Черемшанского, в дальнейшем в работах авторов Х1Х века Д.П. Никольского, М. Баишева и т.д. Наиболее полные сведения о названиях одежды башкир содержится в фундаментальном труде о башкирах С.И. Руденко (1925, 1955). Здесь мы встречаем не только

названия одежды и украшений, но особенности покроя и материалы, из которых изготовлены те или иные виды одежды. Несомненно, большой интерес представляет в плане нашего исследования устное народное творчество - это пословицы и поговорки, сказки, эпосы, обрядовый фольклор. Так в эпосе «Алдар и Зухра», отображающем реалистичные события повседневной жизни башкир начала Х1Х века, часто фигурирует кармазинный чекмень, меховые шапки, сшитые из шкуры молодого медведя, черно-бурой лисицы, кунья шуба и т.д. Ценным источником явились словари, составленные в разное время.

В традиционной одежде башкир ХУШ -начала ХХ вв. отсутствовала анонимность, свойственная современной одежде. Почти все

операции по ее изготовлению производились в семье: обработка льна, тканье, плетение, шитье, вышивание, обработка кож и войлоков, шитье обуви. Поэтому все виды деятельности, связанные с изготовлением одежды в повседневной жизни обладают своеобразной терминологией, которая передавалась из поколения в поколение. При анализе названий традиционной одежды башкир было выявлено, что названия башкирской одежды отражают: материал, из которого сшита одежда, покрой, отделку, назначение, способ производства одежды. Кроме того выяснилось, что подразумевали башкиры под одеждой вообще и типология одежды с их точки зрения. В понятие одежда вкладывали, все что одевалось - кейем (букв. одевать), виды одежды подразделялись по отношению к телу человека: общее название

головных уборов - башкейем - означает одежду для головы, обуви - аяк-кейем - одежду для ног, эске кейем - нательная одежда, 09 кейеме - верхняя одежда. Встречается более древнее название одежды - тун, (аяк-тун - штаны - одежда для ног), которое впоследствии стало обозначать все виды меховой одежды. Слово тун, возможно, образовалось от слова тунау- обдирать, сдирать шкуру. Это еще раз доказывает, что первыми материалами для одежды служили шкуры зверей.

Многие названия одежды башкир указывают на материал, из которого изготовлена данная одежда. Сырьем для производства материалов для одежды у кочевых башкир были в основном продукты скотоводства, охоты (шерсть и шкуры), для тканья холста использовали дикорастущую коноплю и крапиву. С переходом к оседлости количество сырья животного происхождения уменьшается, увеличиваются объемы посевов льна и конопли, появляются дешевые фабричные ткани. Эти изменения, несомненно, отражались на названиях одежды, с исчезновением некоторых материалов для одежды, выходили из употребления и соответствующие термины. Так шубы из конской или оленьей шкуры, сшитые мехом наружу - яргак (йылкы тун, колон тун) к началу ХХ века уже мало кто помнил, а в прошлом такая шуба была распространенной и очень необходимой одеждой в холодную и сырую погоду [1, 162].

Большое разнообразие по виду используемого материала в названиях меховой одежды, свидетельствующее о занятиях башкир скотоводством и охотой. Такое разнообразие названий меховой одежды свидетельствует об изобилии в прошлом пушнины и шкур домашних животных: кврпэ тун - мерлушковая шуба [2, 154]; твлкв тун - лисья шуба [3, 130]; йылкы тун, колон тун - шубы из конских шкур [1, 162]; буре тун - волчья шуба [3, 130]; баран тун - шуба из овчины [3, 29]. Различались названия шуб, в зависимости от того, какие части шкуры использовались. Например, использование лисьих шкурок: шуба из шкурок лапок лисы -

126

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ

твлквсирактун, шуба из шейной части -твлквтамактун и грудной части шкурки лисы -тамак тун, просто лисья шуба - твлкв тун -очевидно из спинной части шкурки. Многообразны были и функции шуб в повседневной жизни башкир. Шубы могли быть знаком богатства - ее одевали даже летом, указывали на род занятий, защищали от холода во время степных буранов, у кочевых башкир - в качестве мягкой подстилки или укрывания во время сна. Так в эпосе «Акбузат» бедность подчеркнута отсутствием шубы и коня: «На краю майдана стояли бедняки батыры, у которых не было ни шубы, ни коня...» [4, 161].

В качестве верхней одежды наиболее распространенной одеждой был чекмень. В эпосе « Алдар и Зухра» многократно упоминается кармазинный чекмень, который фигурирует в качестве подарка батырам, свадебного подарка [4, 292, 343, 377, 384, 408]. Но чаще всего для изготовления чекменя использовали домотканое сукно белого и естественно-коричневого цветов, что видно из названий:

- ак сэкмэн - чекмень из белого сукна, ак сэкмэн одевали и мужчины, и женщины, только женский отделывался вышивкой и аппликацией, а мужской - полосами черной ткани по краю бортов, низа и разреза по боковым швам [1, 158];

- кара сэкмэн - чекмень из естественнокоричневого сукна, такой чекмень одевали только мужчины [1, 158].

Покрой одежды всегда был тесно связан с материалом, из которого изготовлена одежда. Для узких домотканых тканей наиболее рациональным был туникообразный покрой, который был характерен и для рубах, и для верхней одежды: буй кулмэк, буй^ай кулмэк (буй - рост) - платье прямого простого кроя не отрезное по линии талии [2, 59]. Камзол как элемент традиционной одежды башкир более позднее явление, о чем свидетельствует его название, но, несмотря на это, камзол во второй половине Х1Х века заменил праздничный елян, включился в состав свадебной одежды. Кроме того, для расширения верхней одежды ниже линии талии использовали клинья, в зависимости от количества клиньев различали и соответствующие виды одежды:

- биш билде камзул - камзол приталенный; ецЬез камзул - камзол без рукавов; токор енде камзул- камзол с короткими рукавами [2, 134].

- биш бил казакый - приталенный казакей с пятью клиньями [2, 50];

всбил бишмэт- приталенный бешмет с тремя клиньями, всбил йелэн - приталенный елян с

тремя клиньями.

При едином покрое многих видов одежды у разных народов отделка, т. е. ее декоративное оформление, является этнически отличительным признаком. Поэтому отделке одежды придавалось очень большое значение. Кроме того, отделке

одежды присваивали и магические свойства в качестве оберега. Способами декоративного оформления одежды башкир были вышивка, аппликация, узорное ткачество, применение цветных полосок ткани, лент, тесьмы, позумента, монет, блях, кораллов, ценных видов меха и т. д. Например, отделка шуб: камалы тун (кама -выдра) - шуба, отделанная мехом выдры; отделка елянов: укалы йелэн - елян, отделанный

позументом, тэнкэле йелэн - елян, отделанный серебряными монетами, квмбэле йелэн - елян, отделанный жестяными узорчатыми бляхами, соралы йелэн - елян, отделанный канточным сукном [1, 176]. Как видно из названий, отделка елянов была очень разнообразной, кроме того, в зависимости от места расположения по отношению к телу человека различали следующие виды отделок на елянах:

- бвйвлдврвк- (бвйвр - почки) - позумент с наборными кистями или монеты, нашитые на елян по обеим сторонам талии [2, 56];

- йелэн елкэлеге (елкэ - затылок) - золотая или серебряная бахрома на спине еляна [1, 176];

- йаурынса (йаурын - плечо) - заплечье еляна, отделанный позументом [2, 115].

Изучение истории одежды затруднено, так как она изготовлялась из недолговечных материалов. Изучение башкирской народной одежды, затрудняется еще и тем, что у башкир не было своей письменности, в связи с религиозным запретом на изображение живых существ отсутствовали изобразительные источники ранее ХУШ века. Обращение к лингвистическим источникам, как наиболее достоверному источнику дало очень интересные сведения. В качестве таких источников были использованы эпосы, диалекты разговорного языка башкир и были подвергнуты анализу названия одежды, которые очень убедительно демонстрируют изменения в одежде.

Таким образом, изучение названий одежды показывает, что на особенностях башкирской народной одежды отразились природно-

географические и исторические условия обитания народа, виды хозяйственной деятельности, культурные контакты с соседними народами, развитие торговых связей, т. е. все изменения культуры повседневности. В первую очередь изменения в одежде связаны с изменениями типа хозяйственной деятельности. Переход башкир от кочевого и полукочевого образа жизни к оседлому земледелию вызвал необходимость переадаптации, смены трудовых и иных навыков, и как следствие изменения всей системы жизнеобеспечения, что не могло не отразиться на одежде. Поэтому развитие одежды, способы его создания, характер используемых материалов - это непрерывный адаптивный процесс, обусловленный изменениями среды обитания этноса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.: Издательство АН СССР, 1955. С. 393.

2. Диалектологический словарь башкирского языка. Уфа: Китап, 2002. С. 432.

3. Багаутдинова М.И. Башкирско-русский словарь этнокультуроведческой лексики. Уфа: Китап, 2003. С. 136.

4. Башкирское народное творчество. Эпос. Т. 1. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. С. 544.

Поступила в редакцию 01.06.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.