Научная статья на тему 'Отражение современных театральных процессов в российском сегменте сети интернет'

Отражение современных театральных процессов в российском сегменте сети интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
252
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Буцаева И.А.

This article is devoted to a matter of current importance theatre on the Internet. It gives a reader a view of different types of web-sites connected with theatre subjects. In this work the Runet aspect of this phenomenon is being studied and thoroughly analysed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PICTURE OF ADVANCED THEATRICAL PROCESSES IN A RUSSIAN SEGMENT OF INTERNET

This article is devoted to a matter of current importance theatre on the Internet. It gives a reader a view of different types of web-sites connected with theatre subjects. In this work the Runet aspect of this phenomenon is being studied and thoroughly analysed.

Текст научной работы на тему «Отражение современных театральных процессов в российском сегменте сети интернет»

И. А. Буцаева

Российская академия театрального искусства — ГИТИС

ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Задача статьи состоит в том, чтобы описать процессы, происходящие в российском театральном Интернете, показать виды деятельности театральных ресурсов в нем, их направленность и возможности, исходя из имеющихся на сегодняшний день реалий. Для решения задачи были выработаны критерии и параметры рассмотрения, собран материал и произведена тематическая классификация ресурсов.

Современные информационные технологии активно входят во все сферы жизни человека. Достижения электронных технологий широко применяются в бизнесе, науке, образовании, культуре и искусстве, на производстве. Компьютер и Интернет перестали быть предметами, доступными узкому кругу профессионалов. Все больше специалистов получают образование в области высоких технологий и находят успешное применение своим знаниям в различных видах деятельности.

Самое громкое технологическое новшество прошедшего века — Интернет. Интернет представляет собой глобальную информационную сеть, части которой взаимосвязаны друг с другом при помощи единого адресного пространства, которое в свою очередь состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей. Интернет обеспечивает удаленный доступ к компьютерам и электронной почте, доскам объявлений и базам данных, конференциям и онлайн-сервисам.

Результаты влияния технологических процессов на сферу культуры и искусства отображаются в российском сегменте сети Интернет (сокращенно Рунет — Русский Интернет). Границы в

Интернете часто проходят не по географическим признакам, а по языку, поэтому под Рунетом обычно понимают не только сайты в адресном пространстве RU, но и просто все русскоязычные интернет-ресурсы.

Интернет — среда быстроменяющаяся, подвижная, адаптирующаяся к интересам современного общества. События, происходящие в жизни, в той или иной степени отображаются, а затем сохраняются в глобальной Сети, образуя огромные архивы. Интернет во многом схож со СМИ, но скорость распространения информации во много раз выше, что позволяет Интернету, используя возможность накопления и сохранения массы данных, становиться неисчерпаемым источником для исследователя.

Каждый человек может пополнить свои знания из интересующей его сферы жизни и деятельности: культуры, искусства, науки, политики, финансов, религии и т. д. На сегодняшний день в Сети представлены буквально все отрасли образования и науки. Свои порталы и сайты имеют все основные университеты, вузы, кафедры и многие школы.

В первую очередь стоит рассмотреть простые и одновременно весьма ценные ресурсы Сети — электронные библиотеки.

Библиотеки художественной литературы

Электронные библиотеки художественной литературы — популярные сайты, содержащие собрания сочинений различных авторов. Здесь можно найти и классику, и современную литературу. Во всех библиотеках присутствуют драматургические произведения.

Интернет-библиотека пьес — это электронный каталог текстов мировой драматургии, доступный для просмотра и «скачивания». В самой крупной и известной библиотеке Максима Мошкова представлено большое количество пьес как зарубежных, так и русских драматургов.

Помимо специализированных библиотек, существуют тематические разделы в театральных проектах. На театральном портале Челябинского театра-студии «У паровоза» имеется библиотека с более чем тремя тысячами произведений.

Существование подобных бесплатных библиотек — огромное достижение технологического и человеческого прогресса. Ими пользуются миллионы людей, от школьников до педагогов вузов. Важность и полезность их неоспорима.

Сайты драматургов

Большинство современных драматургов стремится свое творчество отобразить не только на бумаге или на сцене театра. Многие из них имеют личную страницу в Интернете, которая является визитной карточкой и электронным хранилищем творчества автора, с открытым доступом каждому читателю.

На сайте драматурга, актера и режиссера Ивана Вырыпаева можно ознакомиться с биографией, творчеством, прессой и наградами. Представлены пять пьес, афиша, фото постановок и проза автора. Сайт существует с 2004 года, он создан профессиональной дизайнерской компанией.

У актера, режиссера, драматурга Евгения Гришковца в сети Интернет имеется три представительства: официальный сайт, официальный фан-клуб и Живой Журнал. Первые два подробно и полно представляют творчество, биографию, фотографии, афиши гастролей и выступлений на два месяца вперед, анонсы выхода книг и спектаклей. Все повести, романы, рассказы автора можно найти на официальном сайте. А в Живом Журнале Евгений Гришковец работает онлайн в зоне своих излюбленных тем и наблюдений: описание творческого процесса, путешествий и творческих командировок, зарисовки из жизни. Журнал заведен в апреле 2007 года и хранит более двухсот записей автора, на которые получено около пятидесяти тысяч комментариев и две с лишним тысячи ответов на них. Журнал читает около двадцати пяти тысяч юзеров (пользователей) ЖЖ. В результате Евгений Гришковец находится в десятке самых популярных личностей кириллического сегмента «Живого Журнала».

Сайты театров

Почти каждый российский театр имеет официальный сайт в сети Интернет. Ими пользуются не только потенциальные зрители, но и специалисты в области театра. Насколько эти сайты популярны среди пользователей, зависит от многих факторов. Один из

важнейших критериев существования театрального сайта в Сети — интерактивность, т. е. взаимодействие театра со зрителем. Имея низкий уровень взаимодействия, сайт зачастую похож на объявление на уличной стене мегаполиса, а на пике взаимодействия становится многогранным культурно-информационным объектом. Более сложная форма — это гостевая книга, форум и возможность заказа билетов через сайт. На этом уровне взаимодействия зритель может прочитать мнение других людей в гостевой книге, увидеть отклики работников театра на вопросы в форуме и заказать билет на выбранный спектакль прямо на сайте театра.

Элементы взаимодействия присутствуют и работают на сайтах как крупных известных театров, так и небольших театральных студий. Например, высокий уровень взаимодействия можно увидеть на сайтах театра «Мастерская Петра Фоменко», Театра им. Маяковского, МХТ им. Чехова, театральной студии «Новый факультет». На этих сайтах присутствуют многие из перечисленных элементов взаимодействия посетителя сайта с театром.

Удачная реализация связи театра со зрителем при помощи Интернета зависит от нескольких факторов, главный из которых — юзабилити (англ. usability), простота и удобство перемещения по сайту. Этому параметру должно уделяться повышенное внимание со стороны создателей и участников театрального интернет-проекта. Недооценка важности взаимодействия с пользователями, как правило, приводит к тому, что посетитель уходит с сайта, не получив быстро и легко нужную ему информацию, а театр теряет потенциального зрителя. Существует немало сайтов, на которых для поиска таких важных данных о театре, как адрес и афиша, нужно запастись временем и терпением. Зачастую создатели сайта перегружают страницы технологическими излишествами, украшениями, мультимедийными элементами, не учитывая возможностей пользователя (мощность компьютера, разрешение экрана, ширина канала связи). Если же на сайте достаточно внимания уделено удобству посетителя и простоте отображения информации, то получится так, как сделано на сайте РАМТа, где для перемещения по сайту предложено быстрое, удобное меню навигации, или на сайте «Школы современной пьесы», где любая информация находится в одном-двух кликах мыши от пользователя. Можно сказать, что оба этих

проекта являются качественным источником полезной и важной информации для широкого круга пользователей сети Интернет, что придает им дополнительную ценность.

Информативность сайта

Основой любого сайта является информация. Информация может быть разного вида: тексты, аудио- и видеоматериалы, фотографии, — разной направленности и формы подачи. Например, каждому театру есть что рассказать об истории создания коллектива, режиссерах, актерах прошлого и настоящего, их ролях и спектаклях. Большинство академических театров имеет свое здание, которое является памятником архитектуры, поэтому на сайте не будет лишней историческая справка о здании, в котором театр размещается. Видеоматериалы, интервью, выступления на телевидении, радио пополнят сайт театра и придадут ему большую ценность. Для оценки информативности сайта удобно рассмотреть наличие свежих новостей, афиши, информации о труппе, о стоимости билетов, наличие плана зала. На сайтах театров им. Евг. Вахтангова, им. Маяковского, им. Моссовета представлены как эти популярные разделы, так и информация о планах на будущее, гастролях и репетициях новых спектаклей. Для специалистов в области театра, да и не только для них, могут представлять интерес регулярные подборки прессы на сайте Театра на Таганке, подборка театральных книг на сайте Театра им. Маяковского, видеотека театра П. Фоменко, фрагменты спектаклей театра «Сатирикон».

Культурная ценность сайта

В театрах хранится большое количество разнообразной информации, которая является исторической ценностью. Тщательно подобранные и сохраненные материалы могут стать неотъемлемой частью хорошего театрального сайта. Так, Малый театр разместил у себя на сайте звуковой архив, который содержит записи спектаклей прошлого века, интервью актеров, чтецкие программы, музыку из спектаклей. Сайт МХТ им. Чехова содержит архив спектаклей и подборку материалов, посвященную знаменитым режиссерам и актерам театра.

Сайты театральных фестивалей

Фестивальные проекты занимают важное место среди театральных интернет-сайтов. Сами фестивали служат отображением творческих процессов в театральной жизни, а сайты фестивалей показывают работу над этим процессом в течение сезона, аккумулируют информацию о наградах и результатах.

На страницах официального сайта фестиваля им. Чехова отражены все события, от первого фестиваля, состоявшегося в 1992 году, до наших дней. При помощи раздела «История» можно проследить за тем, кто стоял у его истоков, как создавался фестиваль и как он развивался. В разделе «Проекты» представлены спектакли и творческие программы фестиваля, проходившие в его рамках, а также проект программы будущего, восьмого фестиваля. Сайт позволяет ознакомиться с программой по премьерам и по странам-участницам, по названиям спектаклей и авторам, по режиссерам и труппам, по датам спектаклей и площадкам, на которых они будут проходить. В анонсе рассказано об особенностях, об участниках и почетных гостях Восьмого Международного фестиваля. На сайте фестиваля представлены издания, которые выпускались за время его проведения и при участии Международной конфедерации театральных союзов. На основе документальных материалов авторы постарались представить перечень тех дел, которые конфедерация осуществила за это сравнительно небольшое время. В летописи отражены предпосылки создания и история Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова.

Официальный сайт национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» по информационному содержанию можно условно разделить на три составляющих: первая — это часть, посвященная премии, вторая — часть, посвященная фестивалю и ежегодной церемонии вручения премии, и третья часть — общая информация, объединяющая премию и фестиваль как неразрывное культурное событие. В разделах, посвященных премии, содержатся материалы о положениях, целях и задачах, номинациях и условиях участия. Разделы, посвященные фестивалю и ежегодной церемонии вручения премии, содержат структурированную по годам информацию о расписании, программе и новостях, о билетах и истории сезонов, о номинантах и лауреатах. Раздел «Пресса» содержит систематизированный сборник статей

ведущих театральных критиков о фестивале и премии, об интересных событиях и открытиях, которые происходили в рамках этого мероприятия, с самого начала проведения. Среди специальных программ фестиваля «Золотая маска» — образовательные и просветительские мероприятия, семинары, круглые столы, посвященные актуальным вопросам развития театра. В разделе «Региональные проекты» можно видеть список проектов по городам, а пройдя по ссылке, например, «Воронеж», получить информацию о лучших российских спектаклях, представленных в Воронеже с 14 по 20 ноября 2008 года.

Официальный сайт национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» по своему содержанию и объему информации интересен и специалистам, и простым любителям театра, его можно по праву назвать одним из лучших среди сайтов театральных фестивалей.

Сайт Международного общественного благотворительного фонда К. С. Станиславского и театрального фестиваля «Сезон Станиславского» объединяет в себе разделы нескольких театральных проектов: театральный фестиваль «Сезон Станиславского», проект «Вишневый сад», Премия Станиславского, Центр «Любимовка», Театральный салон: приз «Московская премьера». На сайте содержатся документы об истории, оргкомитете, о премии и фонде Станиславского, о жюри и экспертном совете, программы прошедших фестивалей (по годам), информация о лауреатах в номинациях, статьи СМИ о фестивальных событиях и пресс-релизы. В Фонде Станиславского работали и работают уникальные личности и выдающиеся театральные деятели: Олег Ефремов, Марк Захаров, Зейнаб Сеид-Заде, что отразилось на содержании сайта фестиваля «Сезон Станиславского».

С каждым театральным сезоном растет количество театральных фестивалей, пропорционально растет и количество фестивальных сайтов. Освещение фестиваля на страницах интернет-сайта — современный и необходимый процесс, способствующий расширению театрального информационного пространства. Есть уверенность, что содержание каждого из них будет удовлетворять интерес публики к театру, помогать ориентироваться в современной культурной среде как театральным специалистам, так и рядовым зрителям.

Особой гордостью Рунета является театральный портал Thea-tre.ru, созданный выпускником театроведческого факультета ГИ-ТИСа Игорем Овчинниковым. Им сделано и поддерживается большое количество театральных проектов, крупный портал и перспективный фестивальный сайт. Проект был создан в 1996 году под названием «Театр. Страницы московской театральной жизни». На сайте публиковались новости, рецензии на спектакли, фотографии, тексты пьес современных авторов, информация о событиях в мире драматургии. Важным этапом в развитии проекта явилось создание в 1997 году первого интерактивного расписания московских театров, а также открытие театрального «почтового листа». В 2002 году рамки проекта расширились. Был сделан первый шаг навстречу региональным театрам, появилось представительство высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», на сайте стала появляться информация о театральной жизни других городов России.

Одной из главных задач стало привлечение собственно театров для предоставления информации в Интернете. Создатели, взяв девиз «Театралы всех стран, объединяйтесь», добились успеха, и спустя некоторое время интернет-проект Theatre.ru можно было уже назвать не просто сайтом, а театральным интернет-порталом. Сформировались основные разделы, которые наполнены новостями, рецензиями, фотографиями, текстами пьес и содержат огромное количество ссылок на театральные ресурсы Рунета. Информация, представленная на портале, стала базой для появившихся позже разнообразных театральных сайтов и проектов.

Живой Журнал и сообщества

Не осталось в стороне от театральных событий самое яркое явление последних десяти лет — блогосфера. Живой Журнал, ЖЖ (англ. ПуеЫоигпа1, Ы) — это блог-платформа для размещения онлайновых дневников (блогов) либо какой-то отдельный дневник, журнал на этой платформе. ЖЖ предлагает обычный для блогов набор функций: возможность публикации записей, их комментирования читателями и другие функции; также есть удобные дополнительные опции, многие из которых доступны бесплатно любому желающему.

Свои дневники ведут многие студенты театральных вузов, выпускники, педагоги, художественные руководители курсов, актеры, режиссеры, драматурги, сотрудники театров, поклонники театрального искусства. Среди них Анна Степанова, Алена Карась, Павел Руднев, Григорий Заславский, Игорь Овчинников, Ксения Ларина, Дина Годер и многие другие.

ЖЖ-сообщества

В российском (кириллическом) сегменте насчитывается тридцать три театральных сообщества с более чем десятью тысячами читателей. Одно из самых популярных сообществ в ЖЖ — это «Новая драма». Основано сообщество весной 2005 года, в нем около тысячи участников, которые пишут свои мысли, и более тысячи читателей. Ведет (модерирует) это сообщество театральный критик, арт-директор Центра им. Мейерхольда, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории театра России РАТИ-ГИТИС Павел Руднев: «Сообщество „Новая драма" призвано хранить и приумножать фактическую и аналитическую информацию о современной пьесе. Сообщество не является частью одноименного фестиваля „Новая драма" и Теа-тра^ос, но, безусловно, находится в сотрудничестве с ними».

Организаторами и участниками сообщества собрано огромное количество тематических ссылок, связанных с драматургией и театром.

Не менее популярно сообщество «Все о театре». «Ваши рецензии на театральные постановки и мысли на околотеатральные темы» — так скромно определяет свое существование в Сети сообщество, имеющее более двух тысяч участников и около двух тысяч читателей. Журнал сообщества ежедневно публикует рецензии, фотографии и освещает другие события культуры и искусства.

Пик создания театральных сообществ пришелся на 2005— 2007 годы. В это время регистрировалось по девять сообществ за год и набиралась основная масса участников и читателей. Информация в сообществах пополняется практически ежечасно и ежедневно обновляется. В этом состоит одно из главных информационных принципов существования онлайн-дневников и сообществ в блогосфере.

За рамками рассмотрения остались некоторые театральные проекты Рунета: «Театральный смотритель», «Культу.Ru!», «ОРЕШРАСЕ (ОПЕНСПЭЙС)», а также целые категории ресурсов, такие как коммерческие организации театральной направленности, которые стоит рассмотреть более подробно, в другой работе.

Результаты исследования театрального Рунета, проведенные мною в 2004 году, в рамках дипломной работы, показали, что, к сожалению, энтузиастов, подобных Игорю Овчинникову и Павлу Рудневу, было мало, уровень интернет-образования был невысок, количество профессионалов измерялось единицами, а количество достойных российских сайтов — десятками. За прошедшие пять лет можно отметить множество положительных изменений. Технические средства стали более разнообразны и доступны, компьютерами обеспечены школы самых дальних регионов России, школьники обращаются с компьютером «на ты», изучая возможности новых технологий с самого раннего возраста. Растет поколение людей, умеющих использовать современные технические достижения в повседневной жизни. Огромная работа была проведена компаниями, предоставляющими услуги широкополосного доступа к сети Интернет. Тысячи километров оптических кабелей проложены к промышленным, образовательным и жилым объектам по всей России. В крупных городах в одном доме могут предлагать свои услуги несколько интернет-провайдеров. Это способствует созданию конкурентной среды и появлению выгодных предложений. В результате потребление интернет-услуг увеличилось во много раз, количество пользователей растет темпами, которые значительно опережают самые смелые прогнозы специалистов.

В начале знакомства с Интернетом пользователи, как правило, ограничиваются посещением нескольких популярных порталов, какой-либо социальной сети, редко вырываясь за рамки определенного набора ресурсов: погода, развлечение, фотографии, юмор, игры. По мере увеличения времени пребывания в Сети интересы расширяются, меняются, совершенствуются. Приобретаются полезные навыки для общения, работы и учебы. Реализуя свои индивидуальные качества, пользователи начинают принимать активное участие в развитии Сети, участвуют в фору-

мах, ведут блоги, пополняют энциклопедии, создают свои веб-проекты. Для тех, кто хочет идти в ногу с развитием Интернета, организовываются встречи, семинары и конференции.

Пристальное наблюдение за развитием Интернета в последние годы позволяет выявить некоторые неожиданные особенности. Интернет стал разворачиваться в сторону гуманитарных и образовательных проектов. Соотношение коммерческих и некоммерческих ресурсов сильно изменилось. Возникли новые виды сайтов — от дневников самодеятельных поэтов до глобальных энциклопедических порталов. Информационная, образовательная и культурная составляющие получили мощный толчок в своем развитии. Современные гуманитарные интернет-проекты стали играть важную роль в развитии глобальной сети.

В данных условиях уровень российского театрального Интернета будет повышаться, количество и качество интернет-проектов — расти, и тогда появится возможность исследовать их более широко, с разных точек зрения, по множественным критериям и параметрам. Можно надеяться, что история русского театра будет достойно представлена во всемирной сети Интернет.

THE PICTURE OF ADVANCED THEATRICAL PROCESSES IN A RUSSIAN SEGMENT OF INTERNET

I. Butsaeva

This article is devoted to a matter of current importance — theatre on the Internet.

It gives a reader a view of different types of web-sites connected with theatre subjects. In this work the Runet aspect of this phenomenon is being studied and thoroughly analysed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.