Acknowledgments: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003).
ОТРАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ XX ВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ДНЕВНИКИ ЮНОШИ»
АВТОРА ХАН ГАН
Каримова С.М., студент 4 курса Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия
Аннотация: предметом работы статьи является история восстания Кванджу, его последствия на корейское общество, а так же литературные произведения, связанные с данными событиями. Изучение влияния событий 20 века на современную корейскую литературу.
Ключевые слова: восстание Кванджу, демократическое движение, Хан Ган, дневники юноши.
Благодарности. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2016-INC-2230003).
На данный момент Корея представляет собой динамично развивающуюся страну с сильным политическим статусом. Однако такой страной она была не всегда. С приходом к власти сторонника диктаторского управления страной Чон Ду Хвана в 1980 году Корею потрясли вспышки недовольств, которые впоследствии переросли в народные восстания. Самым большим, а так же самым значимым восстанием было восстание в городе Кванджу в мае 1980 года. События, происходившие в стране, были ярко отражены деятелями искусства в разнообразных жанрах искусства, однако ярче всего события были выражены в литературе. До недавнего времени литературные произведения о восстании в Кванджу не имели большого спроса среди корейского общества, но постепенно данная тема становится все более популярной для дискуссий и творчества современных писателей.
Причиной событий 1980 года в Кванджу был диктаторский политический режим, который был создан президентом страны Чо Ду Хваном. Данный режим повлек за собой череду восстаний и достиг своего апогея в мае 1980 года в городе Кванджу В результате пятидневной обороны города, Кванджу был взят войсками правительства. Все повстанцы были убиты или взяты под стражу Информация о восстании в Кванджу была строго засекречена правительством, а жители города, которые боролись за справедливость, не были услышаны. Только спустя тринадцать лет, в 1997 году, информация о произошедшем была раскрыта, однако лишь в 2013 году, после прихода к власти президента Пак Кын Хэ, вопрос о восстании в Кванджу стал остро обсуждаемым. Несмотря на неудачное восстание 1980 года, события, произошедшие в мае в городе Кванджу, дали толчок для развития демократического движения в Корее
Началом событий, произошедших в Кавнджу, послужила смерть президента Пак Чон Хи. Данное событие 1980 года создало так называемый «политический вакуум», в котором власть была захвачена генералом Чон Ду Хваном - сторонником диктаторского управления страной.
В связи со смертью предыдущего президента Кореи вся страна была охвачена недовольствами и демонстрациями. Так в Сеуле и других городах Южной Кореи про-
шли демонстрации и митинги, которые, однако, были быстро остановлены правительством Чон Ду Хвана. Но, не смотря на остановку повстанческого движения по всей стране, город Кванджу продолжал бороться за демократизацию страны. Правительство предупреждало о применении жесткой силы к протестующим, и для разгона демонстраций была применена грубая армейская сила. Из демилитаризованной зоны (территории между Южной Кореей и Северной Кореей, которая представляет собой нейтральный клочок земли) были переведены тысячи десантников, и солдатам объяснили, что восстание в Кванджу превратилось в «северокорейское» антиправительственное восстание. Прибывшие спецназовцы жестоко атаковали людей на улицах, в том числе и водителей такси и автобусов, использовали штыки в усмирении демонстрантов, убивали таксистов, которые пытались вывезти раненых студентов в больницы.
Самое впечатляющее - то, что весь город поднялся и разгромил армию, выгнал войска за черту города и удерживал их в течение пяти дней. В каждый из этих пяти дней в здании администрации провинции проходили митинги, на которые собирались десятки тысяч человек. Таким образом, в Кванджу было проявление прямой демократии, и частью этого процесса стала самоорганизация гражданской армии для выдворения регулярных войск за пределы города.
Сформировались медицинские отряды для помощи раненым, студентки омывали тела погибших, складывали их в зале для занятий дзюдо, чтобы родные могли прийти на опознание. Добровольцы готовили еду на улицах, другие выпускали ежедневную газету, которая появилась после объединения разных ежедневных листовок. Весь город удивительным образом сплотился в единое целое.
Все состоявшиеся митинги (иногда их было по два за один день: один начинался в 11 утра, а следующий - в 5 вечера), планы действий были продуманы для целого города. Так, одновременно 30 тыся человек направлялись к границам города, выражая своё желание сдержать войска и не дать им прорваться в город. В другие моменты при общей необходимости совершения каких-либо действий формировалась небольшая группа и выносила коллективное решение. Например, люди хотели освобождения заключённых. И были случаи, когда на общих собраниях люди соглашались на обмен некоторого оружия, захваченного у военных и полиции, на заключённых. Часть оружия даже меняли на гробы. Но доводы «групп добровольной сдачи» в пользу сдачи всего оружия и мирного решения проблемы не поддерживались большинством на общих собраниях, и приводился пример шахтеров в Сабуке, которые после сдачи оружия были вероломно атакованы военными. Люди говорили: «Нет, мы не собираемся сдавать оружие, пока все наши требования не будут удовлетворены».
Сила Кванджу была в том, что там были, в основном, обычные люди, потому что все активисты либо содержались под арестом, либо покинули город до его блокады и не имели возможности вернуться. Это означает, что внутри города возникло большее пространство для демократического движения и для появления новых лидеров, и люди оказались на высоте.
Армия, окружавшая город, использовала вертолёты для уничтожения демонстрантов, а также блокировала людей, пытающихся проникнуть в город для оказания помощи мятежникам. Американское правительство в поддержку южнокорейской армии направило в Пусан авианосец Coral Sea. И утром 27 мая 1980 года (по совпадению - в день падения Парижской Коммуны) армия атаковала город; сотни людей по всему городу выступали против войск, но сопротивление в основном было сосредоточено вокруг здания администрации провинции.
Мы никогда не узнаем, сколько людей было убито во время восстания, но что мы точно знаем, так это то, что, несмотря на сотни убитых, гораздо больше оставшихся раненых или осуждённых на долгие сроки, люди не переставали бороться. На судебных процессах они пели национальный гимн и революционные песни, бросали стулья в судей, отказывались сохранять тишину, а когда приставы пытались усмирять
их, они отказывались сидеть и безропотно принимать свою участь. Они сражались на протяжении последующих 16 лет и в конечном итоге добились тюремного срока для диктатора Чон Ду Хвана, его главного военачальника Ро Дэ У и ещё порядка дюжины армейских чинов за их роль в уничтожении людей. Сейчас все эти деятели помилованы президентом Ким Ян Самом, который вообще был против их обвинения, обосновывал это сроками исковой давности, но после того, как более миллиона подписей было собрано, в основном здесь, в Кванджу, люди заставили парламент принять специальный закон и привлечь к ответственности Чон Ду Хвана и Ро Дэ У.
Совершенно другой вопрос для обсуждения - творчески направленные произведения на тему восстания в Кванджу.
Вплоть до 2000-х годов литераторы, режиссёры и прочие деятели культуры не решались говорить или писать о произошедших событиях, боясь как серьёзной критики со стороны общества, которое не имело достаточное количество правдивой информации, так и давления со стороны государства.
Только в 1997 году восстание в Кванджу было признано, как восстание против деспотической власти и вынесено на всеобщее обсуждение в качестве так называемой «резни» жителей города в 1980 году. Однако данный вопрос до сих пор остается недостаточно раскрытым, а документы, связанные с событиями 1980 года, до сих пор не рассекречены.
Первое упоминание о событиях в Кванджу в массовой культуре можно увидеть в 2006 году, когда на свет вышел фильм «Старый сад». Однако сам фильм не был всецело посвящен восстанию и показывал восстание лишь как небольшую часть сюжета.
Вслед за фильмом 2006 года в 2007 году вышел фильм «18 мая», который показал восстание в Кванджу глазами брата одного из восставших студентов. Мы можем увидеть восстание в Кванджу со стороны простого жителя с самого начала демонстрационных действий до конечной развязки 27 мая. Режиссёр Ким Джи Хун в своей работе достаточно точно показывает все стороны восстания, начиная с простых студентов на митинге и заканчивая солдатами, которые были уверены в северокорейской направленно сти во сстания.
Если судить объективно - кино на тему восстания в Кванджу получило больше развитие, нежели публицистика. Книги на тему событий 1980 года публиковались, а так же публикуются до сих пор, однако данные произведения по своему стилю написания являются представителями документальной литературы. Корея до сих пор страдает от недостатка художественной литературы на тему восстания 1980 года. Литературные деятели только начинают освещать в своих произведениях восстание в Кванджу не с документальной точки зрения. И одним из таких произведений является роман «Дневники Юноши» писательницы Хан Ган, ставший бестселлером 2015
года (кор.
Родившаяся и выросшая в 1970 году в городе Кванджу писательница Хан Ган является автором многих знаменитых современных произведений, а также победителем многих литературных премий. Является выпускником университета «Йонсей» 1997 по направлению «корейская литература и общество» а также работала во многих популярных газетных изданий Сеула в качестве журналиста. Свою карьеру в качестве писателя начала в это же время и на данный момент является одной из знаменитейших женщин-писателей Южной Кореи.
Как выходцу из Кванджу писательнице очень близка тема восстания и в ее книге отражены не только действия 1980 года, а также жизнь людей, которые сумели пережить те ужасающие майские дни.
Восстание в Кванджу имело большое влияние на литературу того времени. Были созданы как художественные, так и публицистические, документальные и аналитические произведения, которые приоткрывали завесу тайны того, что же произошло в те роковые дни в Кванджу. Рассмотрев некоторые произведения, которые описывали со-
бытия восстания можно понять, что все они точно выражают события, что происходили, а так же чувства людей, что были задействованы в событиях или знали о них из разнообразных источников. Литераторы с помощью стихов, эссе и рассказов пробуждали в читателях чувство справедливости, благодаря этим произведениям многие люди узнали правду о восстании в Кванджу Произведения на тему восстания в Кванджу наполнены скорбью корейского народа и жаждой справедливости.
В заключение стоит добавить, что одним из самых ярких современных произведений на данную тему является произведение писательницы Хан Ган, которая невероятно глубоко передала событие, что произошло в те дни. Писательница в своем романе показала нам жизнь людей, что прошли сквозь тяготы и невзгоды, что повлекло за собой восстание в Кванджу. Главный герой произведения Дон Хо является примером доблести простых жителей города, вызывая к себе невероятное уважение не только своей благородной смертью, а также своими поступками в последние дни его жизни. Книга так же показывает нам жизнь людей, что смогли пережить восстание 1980 года, но так и не оправились от его последствий. Многие из них потеряли веру не только в правительство и весь мир, они потеряли веру в себя. События восстания коснулись всех и каждого, независимо от пола, возраста и вида деятельности. Структура книги, а также ее содержание показали разносторонность последствий восстания, книга оставила глубокий след в сердцах читателей по всему миру.
Литература
1. Хан Ган. Дневники Юноши. Сеул. Изд-во Чханби, 2014. 215 с. - ёКП ЛЦ-: &Ы|, 2014. 215 с.
2. Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. Изд: Спб. университета, 2009. 876 с.
3. Memories of May 1980. A documentary history of the Kwangju uprising in Korea. Ed. By Chund Sanyong, Rhyn Simin. Seoul.: Korea Democracy foundation, 2004. 110 p.
4. A Comprehensive Collection of Historical Documents on the May People's Uprising. Ed. By Im Cheol Woo: Center for Research on Contemporary Korean History, 1995. 98 p.
REFLECTION OF EVENTS OF THE 20TH CENTURY IN THE LITERATURE OF MODERN WRITERS ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF THE "YOUTH DAYS" AUTHOR KHAN GAN
Sofya M. Karimova, Fourth year student Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia
Abstract: The subject of the article is the history of the Gwangju uprising, its consequences on Korean society, as well as literary works related to these events. The study of the influence of 20th century events on modern Korean literature.
Keywords: Gwangju uprising, democratic movement, Han Gang, boy's diaries.
This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003). Acknowledgments: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003).