Научная статья на тему 'Отражение системы ценностей в шотландских сказках'

Отражение системы ценностей в шотландских сказках Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
392
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение системы ценностей в шотландских сказках»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 4

Е.К. Беликова

ОТРАЖЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В ШОТЛАНДСКИХ СКАЗКАХ

В последнее время в современной гуманитарной науке становится все более распространенным еще один взгляд на культуру, который выработали философы и культурологи с мировым именем. Этот взгляд предполагает понимание культуры как некой системы ценностей, определение ее как духовной, материальной и ментальной целостности, свойственной тому или иному народу.

В теории культуры ценности занимают особое место. Так, П.А. Сорокин считал, что " именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры"1. Культура, по определению Г. Риккерта, "процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития"2. Н.О. Лосский определял ценности как "нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события"3.

В сознании индивида и общества система ценностей приобретает определенное иерархическое строение в зависимости от приоритета одних ценностей перед другими.

Ценности - сложный и неоднозначный термин. Очевидно, что каждая эпоха развития человечества создавала свою систему ценностей. Мир ценностей историчен. Система ценностей формируется естественным путем. Каждая из них имела свое начало, откуда-то появилась в человеческом обществе. Ницше устами Заратустры говорит: "Жить не мог бы народ, не умей он оценивать".

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям. Каждое общество в процессе исторического и культурного развития, учитывая также географический и климатический факторы, устанавливает, что является ценностью, а что - нет.

У каждого народа свои, особенные ценности. Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей - результат условий ее жизни и истории. Ценности выступают как фактор, определяющий особенности самосознания, мировоззрения и поведения любого субъекта, будь то отдельный человек, нация, этнос, государство. На основе ценностей, которые они принимают как основу жизни, люди строят свои отношения, определяют цели своей деятельности, к которым они идут, используя те или иные методы в зависимости от выбранных ими принципов.

Перемена ценностей осуществляется постепенно. Критерием отделения ценного от неценного в качестве основополагающей тенденции всегда выступает общественный интерес, который меняется в связи с историческим развитием. Однако остается неоспоримым тот факт, что существуют высшие гуманные ценности, которые, действительно, очень по-разному понимались в разные времена и у разных народов, но они присущи им всем. В глубинных основах культуры любого народа всегда - или, может быть, за очень редким исключением - содержатся сходные, более или менее одинаковые для всех культур ценности, выступающие в роли культурных универсалий.

Каждая новая ступень в развитии человечества, наследуя ценности предшествующих эпох, создает свою систему ценностей, наиболее адекватно соответствующую условиям ее существования. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества. "Нормы и ценности в культуре детерминируют поведение человека. Вершины этой культуры - идеи добра, цивилизованности и социального порядка, но и ее повседневная практика"4.

Важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре определенные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей.

Какие ценности имеют для людей значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание, - зависит от культуры. Их структура и значимость определяют ее своеобразие и особенности.

Шотландский фольклор - бесценный источник по историческим, литературоведческим и культурологическим аспектам жизни шотландского народа. Изучая шотландский фольклор, можно судить о тех или иных культурных ценностях, которые разделяются шотландцами, об их быте и восприятии различных исторических событий. Фольклор выполняет двойную роль, он не только отражает те или иные культурные особенности, но и формирует их. От древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, являясь связующим звеном в культурном пространстве веков.

Особое место в шотландском фольклоре занимают сказки. Сказка - древнейший универсальный источник и связана по своему складу и содержанию с другими памятниками народного искусства. Задача нашего исследования - рассмотреть, как отражается система ценностей в шотландской сказке.

Ценности можно разделить на семейно-бытовые и общественные.

Семейно-бытовые ценности включают в себя отношение шотландского народа к дружбе, семье, возлюбленным, преданность, верность данному слову, а также традиционность, которая выражается в следовании древним традициям и обычаям.

Для шотландцев очень важной темой является понятие дружбы. Во многих сказках встречаются сюжеты, посвященные этой теме. В сказке "Рыцарь-эльф" граф Сент-Клэр спас своего легкомысленного друга от гнева фей и эльфов. Молодой аристократ был слишком самоуверен и считал, что лук и стрелы помогут ему лучше, чем старинное средство от нечистой силы - трилистник. Но Сент-Клэр не бросил его в беде, с помощью народного средства избавил от забытья и вывел из плена.

Сказка " Три сына Горлы " затрагивает тему преданности и уважения родителей. В этой сказке братья отправляются на поиски своей пропавшей сестры, но ее находит младший сын, который предпочел взять в дорогу самую маленькую лепешку, но с родительским благословением. В данном случае также можно проследить связь с хорошо развитой в Шотландии клановой системой, когда глава клана был непререкаемым авторитетом и пользовался уважением и преданностью своих соплеменников.

Положительный герой ценит семейные отношения и никогда не бросит в беде близких и друзей. В сказке "Волшебное золото" молодая жена помогает своему мужу выполнить работу, которую ему поручил богатый сосед. Она положила в пыльный мешочек золу и золотое колечко, отнесла это соседу, придумав историю о том, что ее муж нашел этот клад на своей земле. Таким образом, ей удалось помочь мужу и получить награду.

Ценность данного слова занимает важное место в шотландских сказках. В сказке "Лорд О'Коу" главный герой сдержал свое обещание налить полный кувшин эля мальчику для его больной матери и за это был впоследствии спасен от жестокой казни. Он проявил сострадание и пожалел незнакомого мальчика. И добро ему вернулось. Когда лорд был на войне, он попал в плен и был приговорен к смерти. Его спас мальчик, который помог бежать из тюрьмы. Так отзывчивость лорда впоследствии спасла ему жизнь.

Существует множество сказок, в которых главное место отводится теме следования традициям. Шотландцы - это один из тех народов, который рьяно чтит свои традиции и обычаи. Здесь следует еще раз упомянуть цикл шотландских сказок и легенд, связанный с феями и другими мифологическими персонажами.

Сказки играли очень важную роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании мировоззрения, особенно в сельской местности, где целые ночи проводились за рассказами историй и сказок. Именно по этой причине как источник представления о

системе ценностей шотландского народа были выбраны сказки и легенды.

В шотландском фольклоре очень распространен сюжет похищения людей феями или эльфами. Шотландцы считаются довольно суеверным народом. Они очень осторожны с проявлением нечистой силы. Существует целый цикл сказок, преданий, легенд, повествующих о проявлениях нечистой силы, борьбе с ней и предостережениях о последствиях легкомысленного поведения при встрече с ней, например "Томас Лермонт из Эрсилдуна", "Феи Мерлиновой горы", "Кузнец и феи", Волынщик из Кейла".

Основной мотив, связывающий эти сказки, - это встреча людей с феями, эльфами, нарушение их территории, оскорбление " маленького народца". За эти проступки людей сурово наказывали: держали в своих пещерах семь лет, накладывали чары (в сказке "Кузнец и феи" сын кузнеца стал немым, но был расколдован, когда его отец выковал волшебное оружие для вождя клана).

Сказки о феях основываются на шотландских легендах и поверьях: жители волшебной страны боятся петушиного крика, от него можно оградиться трилистником (как сделал в упомянутой сказке "Рыцарь-эльф" граф Сент-Клэр, спасая своего друга от чар). Часто в шотландских сказках фигурирует Страна Фей или Страна Света, где обитают "неземные жители". У шотландцев в этой связи есть предание о трех дорогах. Первая дорога широкая и ровная, идти по ней легко, но путь ведет к злу. Это путь греха. Такой путь предлагает беззаботную жизнь без испытаний и трудностей, но очень сложно потом вернуться к добродетельной жизни. Вторую, узкую дорогу преграждают ветви терновника и шиповника. Это путь праведности, он лежит через испытания и лишения. Только смелый человек выберет путь добра и истины. Однако существует и третий путь. Дорога, вьющаяся по горному склону, ведет в Страну Фей. Сюда, в страну обетованную, феи привлекали смертных, полюбившихся им, и открывали доступ в Страну бессмертия и вечного блаженства. Если они их отпускали, то наделяли каким-нибудь даром (как в случае с легендарным Томасом Рифмачом).

Шотландцы верили в силу пророчеств и предсказаний. В сказках отразилось глубокое верование в неземных существ, которые могут и жестоко наказать, и помочь. В сказках "Фея и котел", "Ночные помощницы доброй хозяюшки" "мирные женщины" были в ладу с радушными хозяйками и помогали им по дому: приносили вместо горшочка торфа котел с вкусными мозговыми косточками, чесали шерсть, валяли сукно. Но стоило их ненароком обидеть, как "добрые соседи" больше не появлялись в доме и накладывали на хозяев колдовские чары.

Общественные ценности в шотландской культуре связаны в большой мере с историческим развитием Шотландии, ее географическим положением и климатом.

В шотландцах очень сильно стремление к независимости, что обусловливается географическим положением и климатом. Эта земля богата зелеными труднодоступными горами, широкими долинами, глубокими озерами. Стремление к независимости также связано с историческим путем развития Шотландии. Ведь шотландская история - это время постоянных войн с Англией за независимость. Именно поэтому шотландцы имеют сильно развитое чувство национальной принадлежности. Эта черта национального характера отражена в целом ряде сказочных повествований о героях, сражающихся за независимость своей страны.

О прославлении этих героев рассказывается в сказке "Последняя битва", в которой воины идут в бой, заведомо зная, что их силы неравны и им суждено погибнуть в беспощадной схватке. Но они устремляются в бой в надежде выиграть время для того, чтобы их близкие - матери, жены и дети - смогли укрыться от врага. А впоследствии их сыновья возмужают и отомстят за своих отцов.

Сказка "Гора бурь" также повествует о патриотизме, только его проявляют не закаленные в боях воины, а обыкновенные жители горного села. Узнав, что враг собирается напасть на их деревушку, на ее защиту встают все жители от мала до велика.

Другая сказка, "Факел Вейна", посвящена истории освобождения из вражеского плена вождя одного из высокогорных кланов. Смельчакам, которые отправляются освободить своего военачальника, не удается вызволить его живым, но он умирает достойно в бою и передает своему клану зажженный факел - знак того, что борьба за сохранение независимости должна продолжаться, несмотря на его смерть.

Шотландскому народу присуще стремление к достижению цели, чего бы это ни стоило. Они готовы до последней капли крови бороться с врагом, даже если этот враг имеет превосходство. Здесь сыграло свою роль извечное противоборство Шотландии и Англии, когда шотландцы до последнего защищали свою независимость. Сказка "Серебряная дудочка Маккмироса" рассказывает об осаде одной шотландской крепости англичанами и о том, как феи, жившие по соседству, помогли шотландцам разбить врага. Защитники крепости уже приготовились принять последний бой, как паж одного из военачальников случайно нашел в подвале потайную дверцу и попал в жилище фей. Сначала разгневанные "маленькие женщины" хотели его наказать, но, выслушав, решили помочь шотландцам. Эта сказка говорит о том, что даже " нечистая сила", обитающая на шотландской земле, готова вступить в бой с захватчиками.

Итак, следует отметить, что каждой культуре свойственна своя система ценностей - результат исторического и культурного развития. В шотландских сказках отражаются семейно-бытовые и общественные ценности шотландцев. Шотландский народ в основном пользуется общечеловеческими нормами морали, которые, естественно, варьируются в силу своеобразия культуры и колорита народного творчества.

Примечания

1 Сорокин Питирим. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429.

2 Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908. С. 68.

3 Лосский Н.О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994. С. 117.

4 Чухлеб С.Н. До различения добра и зла (культурная экзистенция) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1997. № 3. С. 58.

9 ВМУ, лингвистика, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.