Dynamics and Interdisciplinary Interaction / R. Dir-ven. Mouton de Gruyter; Berlin; N.Y., 2005. 432 p.
5. Evans V. The cognitive linguistics enterprise: an overview 1. Introduction. 2005 [Электронный ресурс] / V. Evans, B.K. Bergen, J. Zinken. Режим доступа: http://www.vyvevans.net/CLoverview.pdf.
6. Oxford Collocations Dictionary for Students of English. Oxford: Oxford Univ. Press, 2003. XIII. 897 p.
7. The Concise Oxford English Dictionary. Tenth Edition, revised. Oxford Univ. Press, 2002. XX. 1708 p.
8. Merriam-Webster Online Dictionary [Electronic resource]. Merriam-Webster, Inc., 2006. Режим доступа: http://www.m-w.com.
9. The American Heritage Dictionary of the English Language [Electronic resource]. Boston: Houghton Mifflin, 2000. Fourth Ed. Режим доступа: http://bartleby.com/61/.
10. The New Webster’s Encyclopedic Dictionary of the English Language. Gramercy Books. N.Y., 1997. 1008 p.
11. Bradford B.T. The Women in His Life / B.T. Bradford. N.Y.: BallantineBooks, 1991. 498 p.
12. O’Brien T. Tomcat in Love / T. O’Brien. N.Y.: Broadway Books, 1998. 347 p.
13. Clancy T. Patriot Games. 1987 [Electronic resource] / T. Clancy. Режим доступа: http://arte-fact.lib.ru/library/books/clancy/Patriot_Games.zip.
14. Adams D. The Hitch Hikers’s Guide to the Galaxy. 1979 [Electronic resource] / D. Adams. Режим доступа : http://artefact.lib.ru/library/books/ adams/The_hitch_hikers_guide_to_the_galaxy.zip.
15. Gaiman N. Neverwhere, 1996 [Electronic resource] / N. Gaiman. Режим доступа: http://ange-la.grahor.com/lavka/text/gaiman/never.zip.
16. Rowling J. K. Harry Potter and the Sorcerer’s Stone. 2001 [Electronic resource] / J. Rowling. Режим доступа: http://artefact.lib.ru/library/books/ rowling/1_Harry_Potter_and_the_Sorcerers_Stone.rar.
The concept “eyes” in the English conceptsphere
The problem of objectivity of the concept “eyes ” in the English concept sphere is revealed.
The construction of a human concept world is antrocentered but the body notions take part in coding the cultural space by the means of eyes. Eyes are the most important perception organs; they give us the opportunity to sense and to orient in the outer world also to cognize the inner world of the people around.
Key words: objectivity of the concept, antrocentering, conceptualization, metaphor models.
С.Г. БЕЛОНОЖКИН (Волгоград)
ОТРАЖЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ АМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Описаны система ценностей американских студентов, ее отличие от классической системы ценностей американского общества и реализация через сленг в виртуальной коммуникации.
Ёё^аайа пёТаа: система ценностей, виртуальная история, тематическая направленность, сленговая номинация, канализация эмоций.
Целью данной статьи является попытка выявить ценностные приоритеты современных американских студентов и проанализировать стилистические и сленговые средства их выражения в виртуальной коммуникации. Это необходимо для презентации студенческой социальной группы как полноценного социума со своим языком и ценностной иерархией. Речь студентов США представляет собой интересный лингвистический материал для исследования, т. к. они стараются максимально разнообразить ее различными способами, такими как обильное употребление стилистических средств (эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы и другие интенсифицирующие средства), сленг, нарушение грамматических конструкций. Учеными (С. ЕЬ1е, Р. Мипго) не единожды отмечалась подобная языковая тенденция этой социальной группы, которая объясняется стремлением молодого поколения к ограничению рамок своего общества, выделению себя из массы социальных страт, внутригрупповой языковой взаимоиден-тификации и саморепрезентации [9: 1]. Ко-дифицированность речи студентов США несет в себе и функцию секретности при передаче информации, не предназначенной для представителей других групп.
Наше исследование виртуальной коммуникации студентов американских колледжей строится на материале американского интернет-ресурса co11egestories.com, где пользователи публикуют истории о своей студенческой жизни. В процессе анализа данных виртуальных историй (далее - ВИ)
© Белоножкин С.Г., 2009
на предмет употребления в них сленга обратил на себя внимание аспект тематического оформления ВИ. Нами выбрано и тщательно проанализировано 600 историй, причем отбирались они исходя из трех обязательных критериев: указание на пол автора, время и место действия описываемых в них событий. Сам анализ строился на разделении «мужских» и «женских» историй и выделении топикальности, эмо-тивной окраски, сленгизмов, мотивов написания и общей длины историй. Выделение числа ВИ, написанных мужчинами и женщинами, представляется важным, т. к. от пола автора напрямую зависят то-пикальность и стилистическое оформление повествования [7: 17] . Такой подход позволил нам выявить наиболее частотные сферы сленговой и, соответственно, ценностной номинаций в виртуальной коммуникации американских студентов. Обратимся к табл. 1, где приведена тематика проанализированных ВИ.
После рассмотрения данной таблицы становится ясно, насколько малое число историй на сайте посвящено непосредственно учебе (несмотря на то, что авторы пишут о наиболее интересных событиях, имевших место во время их учебы в колледже). Для более детального рассмотрения сфер номинации и, соответственно, выявления ценностных приоритетов американских студентов обратимся к классификации выбранных сленгизмов. Для этого рассмотрим табл. 2, где приведены статистика, отражающая градацию сфер сленговых номинаций в проанализированных ВИ.
Исходя из данных, представленных в табл. 2, можно сделать вывод, что наиболее популярными сферами ценностной но-
минации в рассмотренных историях являются «Отдых», «Алкоголь и наркотики», «Секс и другие гендерные взаимоотношения», тогда как сфера «Учеба» занимает лишь 6-е место, а такие витальные в повседневной жизни вещи, как еда и деньги, расположились в самом конце списка - на 9-м и 10-м местах соответственно, что может быть вызвано малой заинтересованностью авторов в указанных сферах. Отметим, что тема еды топикальна и часто отражается в ВИ, однако не с помощью сленга (блюда обозначаются своими прямыми названиями). Результаты данного исследования, проведенного на базе ВИ, где реальные коммуникативные ситуации представлены в контексте непосредственными носителями языка, отличаются от исследования М. А. Кочетковой, которая, проанализировав сферы сленговых номинаций с опорой только на словари, выявила лидирующие позиции тематических групп «Состояния и чувства» (20,6%), «Характеристики индивида» (20%) и «Материальный мир» (18,4%), а такие группы, как «Отношения между людьми» (6,5%) и «Жизнь в кампусе» (9,2%), занимают далеко не первые места [4: 47].
Можно предположить, что подобное распределение сфер номинаций в табл. 2 не характеризует общую систему ценностных приоритетов студентов, однако при обобщении (с учетом данных табл. 1) можно увидеть, что ключевую роль в плане типичных ценностей для данной социальной группы играют отдых, гендерные взаимоотношения и дружба. Отличается ли эта система ценностей от классической системы ценностей США? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к информации, предоставленной университетом
Таблица 1
Тематика виртуальных историй (с разделением по гендеру, 100 % = 600 историй)
Тематика Всего, % Мужские истории (количество из 600 // процентное соотношение) Женские истории (количество из 600 // процентное соотношение)
Веселое времяпрепровождение вне кампуса 71,4 350 // 58,3 78 // 13
Жизнь в кампусе (в т.ч. учеба) 21,3 (учеба - 4) 84 // 14 44 // 7,4
Рассказ о друзьях 7,3 36 // 6 8 // 1,3
Таблица 2
Сферы сленговой номинации в виртуальной коммуникации американских студентов
Сфера номинации Сленгизмы (с учетом единичного употребления) Сленгизмы (с учетом всех употреблений) Примеры
Отдых 526 796 Began fooling around hit a bar pub crawl stories
Алкоголь и наркотики 506 704 Broke out a bottle drunk- extravaganza had a blast
Секс и другие гендерные отношения 280 468 Dolls him up score some blow slurred an “uh oh”
Межперсональное общение (через присвоение кличек) 268 340 Bit tipsy Disco “burn baby burn” lizard king
Конфликты 124 132 Hell broke loose lost my cool worked my magic
Учеба 78 82 Drive-by recruiting hooded-robe-clad rituals non-scholarship riff-raff
Социальные, этнические различия 69 69 Little sis white-bread-fed honkies professor sort
Межперсональное общение (через восклицание) 57 57 Fucking yacking kept hush-hush some wacky tabacky
Еда 1 1 Mickey D’s
Деньги 1 1 Cheese
Южной Каролины. Выбор данного источника обоснован его адаптированностью для иностранных студентов, а это актуальный для нашего исследования социальный пласт. Стоит учитывать, что классическая система ценностей американского общества исследуется учеными и университетами не только в США (R. Williams, R. Kohls, E. Steele, C. Redding, University of Iowa, University of North Carolina), но и в России, в том числе в волгоградской школе лингвистики (О.А. Леонтович , Е.В. Бабаева) [10; 11; 12].
По мнению М. Бин (M. Beane, UNC Charlotte), базовыми ценностями типичного американца являются индивидуализм, личное пространство, равенство людей, время (пунктуальность), неформальность (в одежде и общении), трудолюбие, прямолинейность, перспектива (перевод наш. -С.Б.) [11]. Как видно, сравниваемые системы разнятся. Даже при проведении па-
раллелей между единицами систем лидеры в них разные, т. к., в отличие от студенческой системы ценностных приоритетов, в классической лидирующие по важности позиции занимают индивидуализм, личное пространство и равенство людей. Таким образом, студенты колледжей США идентифицируют себя как отдельную социальную группу со своей, отличной от классической, ценностной ориентацией.
В то же время интересно рассмотрение классической системы американских ценностей применительно к виртуальной коммуникации студентов колледжей. Проанализировав реализацию основных ее постулатов в выбранных ВИ, мы изложили результаты сопоставления в табл. 3.
Данный анализ отражает реализацию и, соответственно, актуальность классических ценностей американского общества в социальной группе студентов колледжей (на основании их виртуальной коммуни-
Таблица 3
Реализация ключевых понятий классической системы ценностей США в виртуальной коммуникации американских студентов
Понятие Реализация Обоснование
Индивидуализм Слабо реализовано B большинстве историй идет повествование о нескольких действующих лицах. Из 600 ВИ 348 имеют несколько действующих лиц, а 252 посвящены 1 герою
Секретность Не реализовано Каждая рассмотренная ВИ является нарушением данного постулата
Равенство людей Реализовано Практически все ВИ избегали социальной или этнической дифференциации
Время (пунктуальность) Слабо реализовано Это понятие почти не затрагивается в ВИ. Там же, где оно упоминается, автор говорит о своем опоздании куда-либо
Неформальность (одежда/общение) Реализовано Число сленгизмов, посвященных сексу и гендерным отношениям, указывает на превалирование неформального общения. Например: “So I rolled over and we started making out... We screwed like minks” (Best friend’s girlfriend) [8]
Трудолюбие Слабо реализовано Только несколько ВИ затрагивают учебный процесс. Все они посвящены процессу списывания на экзаменах
Прямолинейность Реализовано Коммуникация в ВИ несет неформальный характер. Например: “One of them began talking to this huge girl... She also had another fat friend... We thought oh hell no, not another fat chick!” (The hotties always knock twice) [8]
Перспектива (планы на будущее) Не реализовано Все ВИ повествуют о событиях прошедших, иногда носят ностальгический характер. Ни одна не рассматривает планы автора на будущее
кации). Значимыми являются не столько факторы реализации классических ценностей общества, сколько наоборот - отличие студенческих ценностей от общепринятой системы. Например, слабая реализация постулата «индивидуализм», подтвержденная статистикой, говорит о том, что американские студенты стремятся к коллективной деятельности (причем относительно не только веселого времяпрепровождения, но и жизни в кампусе в целом). Кроме того, постулат «секретность» теряет актуальность, когда речь идет об анализе виртуальных историй, представленных на общедоступном интернет-ресурсе, тем более что в ВИ сленг не выполняет функции секретности, что и отличает его от канта и арго.
Что касается неформальности и прямолинейности общения, то здесь необходимо обратить внимание на сленговую насыщенность повествования - на 600 ВИ
насчитывается 1910 единиц сленга (с учетом только единичного их употребления) и 2650 случаев употребления сленга (с учетом всех употреблений). Так как сленг является языком неформального общения [2: 186], то можно сделать вывод, что речь интересующей нас социальной группы также носит неформальный характер.
Роль эмоций в свете данного исследования также важна, т. к. любое действие человека обусловлено каким-либо эмоциональным стимулом или мотивом. Этот факт позволяет нам анализировать виртуальное поведение студентов американских колледжей [6: 15]. Их виртуальная коммуникация вне зависимости от описываемых событий характеризуется преимущественно позитивно. Рассмотрев ВИ в аспекте преобладания эмотем, мы получили следующий результат: из 600 ВИ 296 несут в себе положительные эмоции, 156 - отрицательные, 148 написаны с целью кана-
лизации эмоций (выплеска эмоций, когда автор не ставит себе целью рассказать о каких-либо событиях) [5: 64]. Четкая реализация эмоций в ВИ является еще одной отличительной чертой интернет-коммуникации студентов американских колледжей.
Подводя итог, отметим, что система ценностных приоритетов студентов США, отраженная в виртуальной коммуникации, отличается от системы ценностей типового американца. Ее ключевые постулаты отражают аспекты, наиболее актуальные для современного американского студента. Эти отличия ярко выражены в неформальном стиле языка повествования, выборе тематики и стилистических средств для передачи эмотемы ВИ, активном использовании сленга в речи. Так как самоидентификация имеет важный характер для молодого поколения в целом, то можно обоснованно предположить, что подобная показная неформальность в самопрезентации, выбор отличных от общепринятых ценностей, чрезмерное употребление сленга в речи и «обнародование» в Интернете интимных подробностей своей жизни символизируют активную позицию данной социальной группы в плане отграничения от общества [3: 3] .
Анализ ВИ как единиц виртуальной коммуникации показал, что лидирующие позиции в списке ценностных приоритетов у американских студентов занимают отдых, алкоголь и наркотики, секс и другие гендерные отношения. Отметим, что проанализированная тематика реализуется в речи социума с помощью большого числа сленговых номинаций. Это может быть вызвано популярностью данного пласта лексики среди студентов, т. к. с его помощью они успешно реализуют функцию секретности и языковой моды в коммуникации. Таким образом, сленг, наряду со стилистическими средствами (эпитетами, гиперболами, сравнениями и пр.), служит интенсификатором при передаче ценностных приоритетов американских студентов в виртуальной коммуникации. Все эти факторы говорят о том, что у авторов ВИ как представителей студенческой социальной группы сформированы свое мировоззрение, язык, система ценностей и способы ее манифестации в виртуальной коммуникации.
Литература
1. Бабаева Е.В. Дискурсивное измерение ценностей: монография / Е.В. Бабаева. Волжский, 2003. 102 с.
2. Волошин Ю.К. Общий американский сленг: состав, деривация и функция (лингвокультурный аспект): монография / Ю.К. Волошин. Краснодар, 2000. 282 с.
3. Иваненков С.П. Самоидентификация молодежи и преемственность поколений. 1997. [Электронный ресурс] / С.П. Иваненков, А.Ж. Кус-жанова. Режим доступа: http://credonew.ru/con-tent/view/28/22/ (дата обращения: 17.11.2008).
4. Кочеткова М.А. Культурологические аспекты сленга: сленг американских студентов (College slang) / М.А. Кочеткова. Н. Новгород: НГЛУ, 2008. 139 с.
5. Прагмалингвистика и практика речевого общения: сб. науч. тр. Междунар. науч. конф. (28.11.2008г.). Ростов н/Д., 2008. 396 с.
6. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций / В.И. Шаховский. М.: Гнозис, 2008. 416 с.
7. Язык. Сознание. Культура. Социум: сб. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф. Саратов: Наука, 2008. 670 с.
8. All Stories [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://collegestories.com/listAll.aspx (дата обращения: 15.11.2008).
9. Eble Connie, Slang and sociability: in-group language among college students. The University of North Carolina Press, 1996. 228 р.
10. The Values Americans Live By [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zaxistv. com/sociology/values/the_values_americans_live_ by.htm (дата обращения: 15.11.2008).
11. U.S. American Culture & Values [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.american-graduateeducation.com/folder2/subfolder2/ame -ricanculture.htm (дата обращения: 18.11.2008).
12.US values list—American Ethos (Robin Williams, Jr.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stmarys.ca/~evanderveen/wvdv/Class_ re lations/US_values_list.htm (дата обращения: 15.11.2008).
Definition of American students’ system of values in the virtual communication
There is described the system of values of American students, its difference from the classic system of American society values and its realization through the slang in the virtual communication.
Key words: system of values, virtual history, topic orientation, slang nomination, emotion canalling.