УДК 820/89 ББК 83.3 (4Г ем)
Ш 37
Н.Н. Шевлякова
Отражение Реформации в бюргерской культуре ХУ-ХУ1 вв. (на материале творчества поэта немецкого бюргерства Г анса Сакса)
Аннотация:
В русле последних работ по зарубежной литературе (эпоха немецкого Возрождения) в данной статье рассматривается отражение Реформации в бюргерской культуре ХУ-ХУ1 вв. На материале многообразного творчества крупнейшего поэта немецкого бюргерства Ганса Сакса (1494-1576) доказывается влияние движения Реформации и идей гуманизма на развитие бюргерской литературы, ставшей торжеством всех демократических идей немецкого общества.
:
, , , -тика, панегирик, нюрнбергский бюргер, нюрнбергский патриций, купец-меценат, Мартин Лютер, Ульрих фон , .
Изучение Реформации за рубежом считается составной частью истории богословия, а не гражданской истории. И потому ведущая роль принадлежит здесь теологам, а не историкам, ибо основное внимание обращается на исследование теологических проблем, связанных с развитием религии и церкви.
Ведущее направление в вопросе изучения Реформации связано с именем известного немецкого историковеда Леопольда фон Ранке, который для Германии также значителен, как Соловьев и Ключевский - для России. Иногда его называют последним великим историком XIX века. Ранке в своем главном труде «Немецкая история в эпоху Реформации» - «Deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation» связывает Реформацию с политической ис.
определил хронологические рамки Реформации - 15171555 гг. (для Германии). После него историки расширили рамки Реформации в Европе и вели ее до середины XVII , . . -.
другими представителями этого направления в изучении Реформации считают ее началом эпохи Новой истории.
XIX -
XX . ,
Реформации с социально-экономическими изменениями в Западной Европе, т. е. с генезисом капитализма
В отечественной историографии ученые в основном стояли на позициях марксизма Поэтому исследование народной Реформации в Германии и Нидерландах велось в связи с Нидерландской буржуазной революцией. Один из самых известных исследователей этого направления -. . , , -рии политической борьбы и реформаторскому движению . «
Мюнцера» [6] была переведена на немецкий язык. Следует также назвать его известную работу «Германия эпохи
» [6], -
шую в буквальном смысле настольной книгой для всех , .
Совершенно справедливо отмечает Ю.В. Очерет, что «наблюдающееся в наше время в литературоведении почти повсюду заметное повышение интереса к Средневековью связано не только с осознанием необходимости
,
,
стремлением к возрождению и утверждению национального в духовной жизни, к возрождению национальной , , с интенсификацией связей, разного рода контактов между
,
процессом изменений и вместе с тем и унификации образа жизни все более отчетливо дает о себе знать. Корни национального духа люди совершенно справедливо ищут в эпохе формирования нации: формирования ее государ, , культуры» [2. С. 11].
Такой эпохой для немцев, как и для большинства ев, .
Карл Ясперс, «по широте и глубине перемен во всей человеческой жизни нашей эпохе принадлежит решающее .
масштаб для осмысления того, что происходит в настоящее время» [9. С. 29].
Рассматриваемый нами период - Германия в конце XV - начале XVI вв. представляет эту страну накануне , -ской войны. В XIV и XV вв. немецкая промышленность сделала ряд успехов в различных отраслях производства Значительного развития достигла горная промышлен-( ) . -ми горного дела были: Тироль, Гарц, Саксония, Вестфалия. Города Кёльн, Вормс, Аахен - на западе, Аугсбург, , -
промышленными центрами. «В основном в промышленности продолжала господствовать еще цеховая система» [4. С. 289]. Еще продолжали играть существенную роль в северной торговле такие ганзейские города как Любек, , . -тие Германии в этот период протекало крайне неравно-
мерно. «Большим препятствием к дальнейшему экономическому развитию Германии являлась ее политическая . -ным уже к этому времени Англии и Франции Германия все еще оставалась, по существу, федерацией феодальных городов и городов, преследовавших исключительно местные интересы» [4. С. 290].
Классовые отношения в Германии начала XVI в. бы,
состояния Германии начала XVI в. Это обострение в конце концов вылилось в широкое революционное движе-, .
Процесс Реформации сам по себе представляет , -
,
отношения к движению Реформации и связанным с ним событиям в общественной и культурной жизни Г ермании. Ненависть к католической церкви на время объединила различные слои немецкого общества, в котором живой отклик встречали призывы Мартина Лютера.
Значительную роль в идеологической подготовке общенационального движения сыграл также немецкий , -
( .).
Как отмечает М. М. Смирин, «^манисты в Германии выражали настроения тех передовых граждан, которые не могли мириться с жалким состоянием раздроблен, -вергающейся грабежу папской агентуры. Их внимание привлекали прежде всего вопросы религии, философии и , , связанные с нараставшим оппозиционным движением в стране» [5. С. 123].
Реформация XVI века, как и все великие историче-,
-
движением XVI века, которое приняло форму борьбы против католической церкви и католической догматики, . . .
участие все сословия - и народные слои, и бюргерство, и дворянство и даже монархи. В великом реформационном движении выразился протест против всего средневекового порядка вещей и средневекового миросозерцания.
«
развитии перестал быть только вероисповеданием: он сделался целой системой, налагавшей свои рамки на всю культуру и социальную организацию католических народов» [3. С. 8]. И поэтому все должно было слиться в единый фронт борьбы против этой силы - и национальное самосознание, и государственная власть, и светское общество, и образование, т. к. эта сила становилась тормозом на пути общественного развития.
«Если многие гуманисты и восставали против Ре, , ,
. . многих отношениях Эразм, как писал о нем Бэйль, был Иоганном Предтечей реформатора, и его современники , ,
Эразмом» [8. С. 62]. 18 февраля 1996 года мир отметил 450. « ,- ,- -
ли не только крылья, но и руки. Он был в одно и то же время холодным схоластическим диалектиком и исполненным вдохновения пророком» [3. С. 82].
Экономический подъем Германии к началу XVI века не мог однако ни в коей мере соизмеряться с таковыми во Франции или Англии, тем более что открытие новых земель и морские пути исключали Германию из мировой торговли. Этот подъем был слишком незначительным, чтобы решительно подготовить основу для национально, . перегруппировку интересов в отдельных торговых центрах и в цивилизации местного характера и углубил, та, -.
высокомерие князей тотчас же ощутил свободный торговый город Нюрнберг, когда Маркграф Альбрехт фон
- , ,
, , городу. Лишь после многолетней вражды, благодаря союзу данных князей и городов, был наконец изгнан нарушитель мира между землями. Нюрнбергский бюргер Ганс Сакс написал свои стихи: «Р^говор богов против воинствующего князя Маркграфа» и «Р^говор о путешествии
1557» -
спокойствие было вновь восстановлено, и так же, как и в «Похвальном слове Нюрнбергу» (20 февраля 1530 года), гордо подчеркивалась уверенность в безопасности Нюрнберга от внешних врагов.
Однако с этой безопасностью не все обстояло луч, -, « » . мудром Совете царили безгранично патриции, занимавшие все городские должности, использовавшие доходы города для своих нужд, как ни возражала против этого . ( или менее зажиточные бюргеры, ремесленники) были запутаны спорами в своих цеховых организациях, ее плебейское крыло (подмастерья, поденщики и бродяги,
),
равным образом переживали разногласия и разобщение. Вернемся к панегирику «Похвальное слово Нюрн-» -.
, , счет заботливого правления мудрого Совета и общины, « ». человека город являл себя прежде всего как крепость. Этим же его качеством гордились прежде всего и его обитатели. Далеко не случайно свое «Похвальное слово» Ганс Сакс начинает с передачи именно внешнего восторженного впечатления при виде его могучих крепостных .
Глашатай городской привел Меня в большой красивый дол,
Который был покрыт песком И опоясан дубняком.
Мне указал старик-глашатай На крепость со стеной зубчатой:
Стояла на скале она,
Глубоким рвом окружена,
И в небо башни возносила Была в ней красота и сила;
Искусных мастеров резцы Отделать окна и зубцы Сумели так, что дашься диву...
Мы ближе подошли к обрыву И по подъемному мосту Вступили вместе в крепость ту.
За крепостью открылся мне Чудесный вид: там, в глубине ,
.
Был огорожен от врагов...
. .
М., Л., 1959. С. 70.
И в других своих произведениях Г.Сакс всегда оставался патриотом Нюрнберга, который являлся для него символом независимой бюргерской культуры.
« », восхищением описывает его улицы и площади, церкви и , ,
, , « »:
«Повальное слово» становится, таким образом, своеобразным источником культурно-исторических фак-, , оживает история далекого прошлого. Важно отметить, что свою ведущую роль Нюрнберг сохранял почти на протяжении трех веков, а его жители с гордостью говорили: «Nurnberger Hand geht durch’s game Land» - «Нюрн-
», -
вая тем самым его исключительную роль в истории Г ер-
.
, , сконцентрированы значительные богатства. Торговые пути между северным и южным морскими центрами проходили через город и давали возможность купечеству наращивать торговый капитал. Возрастающая потребность в роскоши в кругах дворянства и княжеской придворной знати была на руку городским ремесленникам, которые, , -
. , -
, ,
мануфактур нашли свое отражение первые ростки пред, -
лизма и начиналась новая эпоха, эпоха раннего капита-.
Как пишет А. В. Хряков, <«вдамсь наиболее динамичной структурой своего времени, средневековый город передал эту динамичность всей западноевропейской ци-.
стал местом формирования европейской демократии, , -ния о правах человека, ориентация на личную свободу, светскую культуру». [7. С. 4].
Хозяйственный подъем Германии ассоциировался у современников с городами, ростом торговли, накоплени-. XV-XVI . -
сосредоточие и двигатель цивилизации; центр культуры и , -
денции сельской знати и еще не могли состязаться дворы .
характерный для этой эпохи новый тип личности: «дело», - , надрегиональной и заморской торговли, коммерсанта или, подобно Якобу Фуггеру из Аугсбурга, главы фирмы, финансиста; деятеля гуманистической культуры, как нюрнбергский патриций Виллибальд Пиркгеймер; купца,
из Нюрнберга или базелец Иоганн Фробен» [1. С. 69]. Другом Антона Кобергера был и поэт Ганс Сакс, пользовавшийся большим авторитетом среди книгоиздателей.
В 1545 году было издано множество так называемых летучих листков с гравюрными изображениями и стихами Сакса под ними. Они приобрели большую популярность в народных кругах. В этом же году на большой гравюре появился портрет самого поэта с подписью: «1545. Ганс Сакс. Возраст 51 года. Это лучший из известных портретов поэта. Гравюра на дереве размером 28-31 см. была сделана Гансом Брокамером, хотя его авторство очень спорно, так как художник в то время с 1537 года жил в Эрфурте. Под портретом помещено 16 стихотвор-, .
, . этом заключена главная поэтическая ценность стихотво-.
Само собой разумеется, что Реформация и объединенное открытое начало разногласий во мнениях, связанных с борьбой гуманистов и обскурантов, дали богатый материал для творчества, и так возникли впоследствии целый ряд веселых фастнахтшпилей, а также трагедии протестантских и католических писателей, которые постановкой своих произведений осуществляли резкие выступления против папского засилья и догм католической церкви и оказывали большое влияние на текущие события. Писатели хотели быть активными участниками, по,
проблем своего времени. Общественная жизнь города требовала не только развития промышленности, торговли и политической поляризации, но и удовлетворения ду.
, , . ,
. . , средневековый город создал театр заново, опираясь на многовековой опыт драматургии церковного обряда и театрализованных импровизаций народного карнавала
Поражает многообразие творчества Сакса, и особенно его пьес, пригодных для переработки, обновления в духе потребностей времени. Так, следуя этим требованиям, поэт развивает злободневные и «вечные» темы в одежах своей эпохи, ставит исторические пьесы в костюмах, типичных для Нюрнберга конца XV - начала XVI вв. Поэт также значительно оживил и возвел карнавальные шествия в жанр комедии, и здесь ему принадлежит большая .
Таким образом, Сакс - один из тех, кто наиболее полно и ярко отразил настроения, мысли и чувства своей эпохи в художественном плане, и стал добросовестным летописцем своего времени.
Примечания:
1. История Европы: Ог Средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.). - М.: Наука, 1993. - Т. 3.
- С. 69.
2. Очерет Ю.В. Литература Арраса XП-XШ веков. К проблеме формирования и развития городской литературы во Франции в Средние векаЮ.В.Очерег. - Киев: 1995. - 221 с.
3. Порозовская Б. Маргин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность / Б. Порозовская. - СПб.: Андреев и согласие, 1994. - 95 с.
4. Семенов В.Ф. История средних веков / В.Ф. Семенов. |Уч-к для учит. ин-тов]. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просвещ. РСФСР, 1949. - 424 с.
5. Смирин ММ. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны / ММ. Смирин. Пособие для учителей. -М.: Гос. уч.-пед. изд-во мин-ва Просвещения РСФСР, 1962. -182 с.
6. Смирин М. М. Народная реформация Томаса Мюнцера и великая Крестьянская война / ММ. Смирин. - М.: Просвещение, 1947.- 532 с.
7. Ульянская Б.Б. Прозаические шванки XVI века Канд. дисс. -М., 1949.
8. Шюкэ А История немецкой литературы: [Пер. с фр.] / Артур Шюкэ. - М.-Пг., 1923.- 254 с.
9. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К.Ясперс. - М., 1991. - 527 с.