Научная статья на тему 'Отражение процесса трансформации идеологической пропаганды на содержании учебно-методических пособий с 1953-1956 гг'

Отражение процесса трансформации идеологической пропаганды на содержании учебно-методических пособий с 1953-1956 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение процесса трансформации идеологической пропаганды на содержании учебно-методических пособий с 1953-1956 гг»

Куропаткин А.П.

Аспирант, Общеуниверситетской кафедры «Истории» ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет

ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ НА СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ С

1953-1956 гг.

Неотъемлемой частью идеологической машины является система образования, позволяющая воспитывать и прививать молодому поколению жизненные ценности существующего общества, учит восприятию тех или иных событий с точки зрения той идеологической конъюнктуры, которая является господствующей на данный момент в государстве.

Начатый процесс трансформации идеологической пропаганды, после смерти Сталина, [7; 121-124] должны были отразиться на гуманитарные предметы в системе образования СССР.

Вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений, в содержание учебников и иллюстративный материал ЦК был поднят уже в марте 1953 года. Предполагалось внести изменения «... в связи с кончиной великого вождя Сталина, дополнить материалами о решениях 4-ой сессии Верхового Совета СССР, и др.[9;41] Изменения предполагалось внести в 44 учебника из 118, выпускаемых Учпедгизом Министерства Просвещения РСФСР. К ним относились «Краткий курс СССР» Шестакова, «История СССР» часть III, Панкратовой, «Конституция СССР» Карпинского, «Экономическая география СССР» Борковского, и др.»[9;41]

Также отмечалось, что «.по состоянию на 15 марта 1953 года из 44 учебников, в которые следовало внести дополнения и изменения, 38 были отпечатаны или печатались, что делало невозможным внесения изменений, иначе как перепечаткой уже выпущенных. Новые дополнения были внесены только в 6 учебников, которые еще не были сданы в производство, среди них учебник Карпинского «Конституция СССР» и учебник Панкратовой «История СССР», часть III, др.»[9;42].

Как мы видим, вопрос о перестройке пропаганды в системе школьного образования после смерти Сталина был поднят ЦК уже в марте 1953 года. Но процесс пересмотра учебного материала не ограничился только этим решением, он продолжается и далее. Для выявления изменений проведем сравнительный анализ учебника 9 класса «История СССР XVIII- XIX века», изданный под редакцией профессора Панкратовой, в 1950 и 1955 гг.

В анализированных школьных учебниках сравнивался материал, связанный со Сталиным, Лениным и историей ВКП(б), а также преподношение этого материала учащимся. Обращалось внимание на количество сносок во всем издании, так как это показывает авторитет личности.

Так в учебнике 1955 года «История СССР в XVIII - XIX веках», для 9 класса средней школы, под редакцией профессора Панкратовой, в сравнении с изданием 1950 года изменений в количестве сносок не наблюдается. Их количество на Ленина - 25, на Сталина - 7, на Историю ВКП(б) - 2.

В учебнике 1950 года в параграфе 58 «Начало революционной деятельности Ленина и Сталина», школьникам давалась краткая биография революционно-партийной деятельности и жизни Сталина. В ней указывалось, что «. Сталин стал верным учеником и последователем Ленина. Товарищ Сталин увидел в Ленине создателя настоящей марксистской партии, вождя и учителя. Сталин пошел по пути Ленина, никогда не сворачивал с этого пути и после смерти Ленина смело и уверенно продолжает его дело» [2;312-313]. Именно благодаря этим фразам у школьников того периода должен был формироваться образ Сталина, как единственно верного последователя и хранителя заветов Ильича. В этой же главе только издания 1955 года процитированных слов нет.

Удаление цитаты приведенной выше из биографии Сталина в издании 1955 года являться проявлением одной из линий идеологической пропаганды борьбы с чрезмерным сталинским культом. Изменения это не единично, так в учебнике 1950 года, в одном из параграфов, Сталин руководил «... 8 кружками рабочих» [2;313],а переизданном в 1955 году, он (Сталин) «.руководит несколькими кружками рабочих»[3;313]. Ясно, что слово несколько имеет более обширное понятие, чем точное число. Оно может принять значение, как большее, так и меньшее. Поэтому данная замена и происходит. Нельзя забывать и то, что точное число легче запоминается, врезается в ум учащегося, чем некая неопределенность. Кроме этого, «.число обладает огромной силой убеждения.. ,»[6;62].

Процесс трансформации идеологической пропаганды повлиял на содержание школьного учебника, что показал нам сравнительный анализ. Резких изменений в сравнении со СМИ не наблюдается ввиду ограниченности материала предоставленного для учащихся.

Преобразований затронули и на изданиях для высшей школы. Так в сентябре 1953 года вышел приказ Министерства Культуры СССР №1631, как «дополнению и уточнению к приказу Министерства Высшего образования №923 от 5 июля 1952 года о переиздании учебника «История СССР», том II. В приказе отмечалось, что главный редактор Нечкина должна организовать «работу авторского коллектива по подготовке издания учебника к переизданию с учетом имеющейся в печати критики (выделено мной)»[1;71]. Дата выхода «дополнения и уточнения к приказу.», 10 сентября 1953 года, одновременно будет являться точной датой начала процесса трансформации идеологической пропаганды в содержании учебников, для высшей школы.

Для выявления вопроса, о какой критики шла речь в приказе Министерства Культуры СССР, проведем также сравнительный анализ издания «История СССР. Россия в XIX веке». Том II, под редакцией профессора М.В. Нечкиной, 1949 и 1954 года издания. Итак, в учебнике 1949 года издания, количество страниц составляет 870, а в учебнике 1954 года всего 847. Получается, учебник «похудел» на 23 страницы, за счет сокращения количества сносок. Так в издании 1949 года, было 57 сносок на Сталина и 219 на Ленина, то в редакции 1954 года сносок на Сталина осталось 13, а на Ленина 164.

Сокращение сносок на двух вождей полностью соответствуют новой неперсонифицированной линии в идеологической пропаганде партии, целью которого является увеличение значения партии в истории. При этом авторитет и роль Ленина в истории, судя по количеству сносок, практически не изменилась, а вот роль Сталина была пересмотрена, что полностью совпадает с количественной динамикой упоминания его имени в СМИ.

В учебнике 1949 года, в главе II «Внутренняя и внешняя политика царизма 1801 -1811 гг.», цитировались слова Сталина, в которых он характеризовал историю Франции конца XVIII начала XIX века и личность Наполеона. Так вождь говорил, что «..., Наполеон сохранил «только те результаты революции, которые были выгодны крупной буржуазии»»[4;54]. В издании 1954 года в этой же главе процитированные слова сохранились, а вот сноска, что они взяты из речи Сталина внизу нет [5;53]. Для убеждения в том, что это не механическая опечатка в типографии, а правка, внесенная в текст, согласно новым линиям в идеологической пропаганде партии, приведем еще один пример. В учебнике 1949 года, в главе XXII «Внешняя политика Царизма в 1856 - 1875 гг. Утверждение России на Дальнем Востоке», внешняя политика царизма после Восточной войны, характеризовалась цитатой Сталина, в которой он отмечал, что «... самостоятельная роль царизма в области внешней политики Европы стала значительно падать, а к моменту перед мировой империалистической войной царская Россия играла в сущности роль вспомогательного резерва для главных держав Европы»[4;561]. На эти же слова, сохранившиеся в тексте в главе XVIII «Внешняя политика Царизма в 1856 - 1875 гг. Утверждение России на Дальнем Востоке» издания 1954 года, сноски опять нет [5;562].

При написании новой редакции учебника применялся еще один способ - простого удаления цитат или высказываний, относящихся к Сталину, из материалов учебника 1949 года. Так, из содержания главы V «Восстание декабристов» издания 1954 года была полностью удалена цитата, взятая из беседы Сталина с немецким писателем Эмилем Людвигом, где «.восстание декабристов упоминалось в ряду крупнейших революционных событий на протяжении 300 лет.», присутствовавшая в этой же главе учебнике 1949 года [4;134].

Сокращение количества цитат и сносок затронуло и Историю ВКП(б). Вполне можно согласить с мнением Маньяковой и Шарапов, что «.оценка произведения «История ВКП(б)» прямо отражала в каждый исторический момент оттенки отношения к Сталину и культу его личности .»[8;59,69]. Если в учебнике 1949 года, в главе I «Развитие капиталистических отношений в России в первой половине XIX века и возникновение кризиса феодально-крепостнической формации», была следующая цитата взятая из краткого курса Истории ВКП(б), что «. Изменение в способе производства, как учит нас теория марксизма-ленинизма, «неизбежно вызывает изменение всего общественного строя, общественных идей, политических взглядов, политических убеждений, - вызывает перестройку всего общественного и политического уклада»» [4;7], то на эти же слова в учебнике 1954 года ссылка отсутствует.

Значительно сократилось и общее количество сносок, если в издании 1949 года их было 19, то в издании 1954 года осталось только две.

Таким образом, изученный материал позволяет смело говорить о том, что идеологическая пропаганда в системе образования имеет большое значение в сфере формирования мироощущения и культурных ценностей. Процесс трансформации идеологической пропаганды отразился и на содержании учебных пособий для средней и высшей школы. Если в учебниках процесс приведения материала в соответствие с действительностью начался уже в марте 1953 года, то вузовские издания этот процесс затронул только в сентябре месяце, о чем свидетельствует дата выхода приказа в министерстве по Культуре СССР.

Изменения в материалах учебных пособий полностью совпадали с изменениями в СМИ. При редактировании текста из-за ограниченности времени отведенного для переиздания учебников применялись методы простого удаления сносок на Сталина и Историю ВКП(б) в низу страницы с сохранением цитат в учебном материале.

Метод полного переписывания текста применялся крайне редко, а если это и имело место, то обязательно в новом отрывке прославлялась партия (неперсонифицированная линия). Замена цитат сталинских и краткого курса на ленинские и марксово-энгельсовские, также была не часто.

Литература

1. Государственный архив Российской федерации (далее - ГАРФ) Ф9396. - Министерство Культуры СССР. - Оп. 1. - Д. 27.

2. История СССР в XVIII - XIX веках. Для 9 класса средней школы. - Под ред. А.М. Панкратовой. - М.: Учпедгиз, 1950. - 328 с.

3. История СССР в XVIII - XIX веках. Для 9 класса средней школы. - Под ред. А.М. Панкратовой. - М.: Учпедгиз, 1955. - 328 с.

4. История СССР. Россия в XIX веке. T.II. - Под ред. профессора М.В. Нечкиной. - М.: Госполитиздат, 1949. - 872 с.

5. История СССР. Россия в XIX веке. T.II. - Под ред. член-корреспондента Академии наук СССР М.В. Нечкиной. - М.: Госполитиздат, 1954. - 848 с.

6. Кара-мурза С. Идеология и мать её наука. - М.: Алгоритм, 2002. - 256 с.

7. Куропаткин А.П. Личность И.В. Сталина в системе официальной идеологии 1953-1956 гг. // День науки. - 2006. Самара. Выпуск VI-VII.

8. Маньяковская И.Л., Шарапов Ю.П. Культ личности и историко-партийная наука // Вопросы истории КПСС. - 1988. №5.

9. Российский государственный архив новейшей истории. (далее - РГАНИ) Ф5. - Аппарат ЦК КПСС. - Оп. 18. - Д. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.