Научная статья на тему 'Отражение принципа справедливости в правах человека в дореволюционной России'

Отражение принципа справедливости в правах человека в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СВОБОДА / FREEDOM / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРАВО / RIGHT / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / CONCEPT OF JUSTICE / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / JUDICIAL REFORM / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Самур Абдулжабарович

В представленной статье рассмотрены вопросы справедливости, ее понимания и отражения в правах человека в дореволюционный период истории России, излагаются подходы разных мыслителей (А. Н. Радищев, П. И. Пестель, Б. Н. Чичерин, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. А. Бакунин и др.) к принципу справедливости в правах человека.Справедливость, являющаяся фундаментальной ценностью общества и государства, во все времена была объектом пристального внимания. Вопрос ее воплощения в правах человека в дореволюционной России ставился многими учеными того времени. Справедливость воспринималась как общее разумное естественно-правовое начало, которое служит руководством как для установления закона, так и для его соблюдения.Справедливость тесно связана с установлением и обеспечением прав человека. Идеи свободы, справедливости, равенства и прав людей получили широкое распространение, при этом они трактовались как взаимосвязь естественного и положительного права, как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве. Политико-правовая мысль того периода активно развивалась с учетом текущей политической ситуации как внутри страны, так и за ее пределами. Процессы, происходящие в обществе в то время, несомненно, находили свое отражение в трудах мыслителей прошлого и получали поддержку населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE PRINCIPLE OF JUSTICE IN HUMAN RIGHTS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

In the article issues of justice, its understanding and its reflection in human rights during the prerevolutionary period of history of Russia are considered. Approaches of different thinkers of that time such asN. Radishchev, P. I. Pestel, B. N. Chicherin, A. I. Herzen, N. G. Chernyshevsky, M. A. Bakunin and others to the concept of justice in human rights are stated. The embodiment of concept of justice in human rights in pre-revolutionary Russia in dynamics is noted.The justice which is the fundamental value of society and state was object of close attention at all times. The question of its embodiment in human rights during the pre-revolutionary period of Russia was put by many scientists of that time. Justice was perceived as the general reasonable natural and legal basis which serves as aguide line for establishing the law as well as for observing the law.The embodiment of justice has been closely connected with establishment and ensuring human rights. Ideas of freedom, justice, equality and the rights of people were widely adopted at the same time they were treated as interrelation of natural and positive law as a ratio of reasonable essence of the right and its real manifestation in the law in force... In the article issues of justice, its understanding and its reflection in human rights during the prerevolutionary period of history of Russia are considered. Approaches of different thinkers of that time such asN. Radishchev, P. I. Pestel, B. N. Chicherin, A. I. Herzen, N. G. Chernyshevsky, M. A. Bakunin and others to the concept of justice in human rights are stated. The embodiment of concept of justice in human rights in pre-revolutionary Russia in dynamics is noted.The justice which is the fundamental value of society and state was object of close attention at all times. The question of its embodiment in human rights during the pre-revolutionary period of Russia was put by many scientists of that time. Justice was perceived as the general reasonable natural and legal basis which serves as aguide line for establishing the law as well as for observing the law.The embodiment of justice has been closely connected with establishment and ensuring human rights. Ideas of freedom, justice, equality and the rights of people were widely adopted at the same time they were treated as interrelation of natural and positive law as a ratio of reasonable essence of the right and its real manifestation in the law in force. The political and legal thought of that period actively developed reflecting a fluid political situation within the country and beyond its boundaries. The processes happening in society at that time undoubtedly found the reflection in the works of thinkers of the past and were supported by the population. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Отражение принципа справедливости в правах человека в дореволюционной России»

УДК 342.7

САМУР АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права (Академия ФСИН России), e-mail: samur_@mail.ru

ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Реферат: в представленной статье рассмотрены вопросы справедливости, ее понимания и отражения в правах человека в дореволюционный период истории России, излагаются подходы разных мыслителей (А. Н. Радищев, П. И. Пестель, Б. Н. Чичерин, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. А. Бакунин и др.) к принципу справедливости в правах человека.

Справедливость, являющаяся фундаментальной ценностью общества и государства, во все времена была объектом пристального внимания. Вопрос ее воплощения в правах человека в дореволюционной России ставился многими учеными того времени. Справедливость воспринималась как общее разумное естественно-правовое начало, которое служит руководством как для установления закона, так и для его соблюдения.

Справедливость тесно связана с установлением и обеспечением прав человека. Идеи свободы, справедливости, равенства и прав людей получили широкое распространение, при этом они трактовались как взаимосвязь естественного и положительного права, как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве. Политико-правовая мысль того периода активно развивалась с учетом текущей политической ситуации как внутри страны, так и за ее пределами. Процессы, происходящие в обществе в то время, несомненно, находили свое отражение в трудах мыслителей прошлого и получали поддержку населения страны.

Ключевые слова: личность, свобода, государство, право, принцип справедливости, права человека, судебная реформа, законодательство, государственная власть.

Эволюция правового положения человека в России имеет богатую историю и прослеживается через все этапы ее государственно-правового строительства. Всегда шла борьба двух сил - стремящихся к справедливости, свободе и реакционно настроенных.

Передовые европейские политико-правовые мысли, выраженные в идеях о справедливости, равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека, и революционные преобразования XVIII в. в западных странах постепенно распространились и в царской России.

А. Н. Радищев (1749-1802) идеи справедливости использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, договорном происхождении государства, неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй [1, с. 130, 176-177, 437].

© Юнусов С. А., 2016

Ценность справедливости естественной свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека на «безопасность, жизнь и собственность» отстаивали и декабристы [2, с. 295-302].

В XIX в. наиболее значительным событием до отмены крепостного права было вооруженное выступление декабристов в 1825 г. Это была попытка изменить общественное и политическое устройство России на основе утверждения справедливости и прав человека [3, с. 167].

В России в ХVIII в. крепостнические общественные отношения были основательно потрясены крестьянской войной под руководством Емельяна Пугачева 1773-1775 гг., которая показала, насколько велик социально-политический потенциал народных масс. Крестьянская война в России, как и войны в Западной Европе, стихийно отразила потребность в изменении общественных условий существования крестьянства и работных людей.

Отличие, специфичность, уникальность, осо-бость не всегда означают отсталость от так называемых передовых культур, и необязательно стре-

миться к тому, чтобы догнать их. Иронизируя относительно попыток каждой эпохи быть судьей по отношению ко всему, что имело место в прошлом, Ф. Ницше писал: «В сущности, ни одна эпоха и ни одно поколение не имеют права считать себя судьями всех прежних эпох и поколений... В качестве судей вы должны стоять выше того, кого судите вы, тогда как, в сущности, вы лишь явились позже на историческую арену. Гости, которые приходят последними на званный обед, должны, по справедливости, получить последние места, а вы хотите получить первые!» [4, с. 197-198]. Соглашаясь с такой позицией, можно утверждать, что во всемирно-историческом плане не совсем корректно делить историю на хорошие и плохие, светлые и темные периоды, низшие и высшие ступени с точки зрения морально-нравственного совершенства и несовершенства народов. Не следует необоснованно критиковать историю развития права и прав человека в России.

Конституционные проекты П. И. Пестеля подробно определяли права человека и отражение справедливости в них [5, с. 190]. При отмене крепостного права решался вопрос не только о личных свободах крестьянина, но и о праве на землю.

Идеи справедливости, выраженные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в борьбе против царизма и крепостничества использовали также члены революционного кружка петрашевцев, деятели русского демократического движения.

Б. Н. Чичерин (1829-1904), сочетая в своих трудах подходы Канта и Гегеля, с либерально-индивидуалистических позиций отстаивал свободу, справедливость, равенство и права людей. Этим общим разумным естественно-правовым началом, которое служит руководством как для установления закона, так и его осуществления, является «правда, или справедливость» [6, с. 95]. Право и правда проистекают из одного корня. «И все законодательства в мире, которые понимали свою высокую задачу, - пишет Б. Н. Чичерин, -стремились осуществить эту идею в человеческих обществах» [6, с. 95].

Правда (справедливость), согласно Б. Н. Чичерину, связана с началом равенства. «Справедливым, - писал он, - считается то, что одинаково прилагается ко всем. Это начало вытекает из самой природы человеческой личности: все люди суть разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему и, как таковые, равны между собою» [6, с. 103]. При этом Б. Н. Чичерин (со ссылкой на римских юристов) подчеркивал, что правда (справедливость) состоит в том, чтобы каждому воздавать свое [7, с. 81].

Идеи русских социалистов были созвучны борьбе с капитализмом XIX в. Вместе с тем для деятелей

России особой проблемой были права крестьян. Отмену крепостного права А. И. Герцен расценивал как торжество человеческих прав [8, с. 331]. Утверждение свободы мысли, печати, преподавания, равноправие мужчин и женщин А. И. Герцен считал неотъемлемой частью справедливости и подлинной цивилизации.

Н. Г. Чернышевский связывал свои надежды на изменение положения человека в России с падением крепостного права и самодержавия и внедрением суда присяжных в стране как гаранта отстаивания справедливости.

М. А. Бакунин решал вопрос о правах человека на основании собственного понимания общества будущего, именуемого анархией. Его идеи были популярны в рабочем и крестьянском движении 60-70-х гг. Х1Х в. Революционное переустройство России, по его убеждению, заключалось в отмене классов, государства и всего, что называется юридическим правом, которое перманентно отрицает все человеческое право [9, с. 330].

Защита естественно-правовых идей свободы и прав личности занимает центральное место в творчестве П. И. Новгородцева (1866-1924). Его правовые взгляды находились под заметным влиянием кантианства и естественного права, необходимость возрождения которого является стержневой идеей всей его юридико-теоретической позиции.

Идеи свободы, справедливости, равенства и прав людей получили глубокую разработку и защиту в творчестве В. С. Соловьева (1853-1900). Он трактовал взаимосвязь естественного и положительного права как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве [9, с. 330]. Однако свобода лица, пояснял В. С. Соловьев, превращается в право и справедливость только тогда, когда за всеми (по общему правилу) одинаково признается их свобода.

Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н. А. Бердяева (1874-1948). Себя он называл сыном свободы, справедливости и подчеркивал: «Я основал свое дело на свободе» [10, с. 254].

Проблема реализации принципа справедливости и прав человека в истории России в течение ряда столетий начиная, по меньшей мере, с XVIII и до начала XX века, была весьма злободневной. Бесконтрольность правительственной власти самодержавной России на всех уровнях, всепроникающая регламентация и полицейская опека, отсутствие гласности, безнаказанность всякого рода чиновничьих злоупотреблений - все это стесняло права человека и подчеркивало отсутствие справедливости. Процесс освобождения личности был долгим и болезненным.

Впервые в русской истории на уровне менталитета в обществе (прежде всего, в дворянском сословном сознании) начинают укореняться идеи о коллегиальном участии в выборах на царство, о праве и законности (или незаконности) участия в политической жизни страны [11, с. 13].

Главными препонами на пути такого освобождения являлось крепостное право и сословный строй. Между тем даже в наиболее либеральных конституционных проектах, вышедших из недр правительственных учреждений, этот вопрос совершенно обходился. В качестве примера можно сослаться на конституционный проект, сочиненный по приказу Александра I в 1820 г. и получивший название Государственной уставной грамоты Российской империи. В этом документе некоторые либеральные авторы видели «высокое стремление к праву и свободе». В нем действительно отразились такие принципы буржуазного конституционализма, как народное представительство, выборность ряда должностных лиц, отделение судебной власти от административной, свобода печати, равенство подданных перед законом, недопустимость произвольных трестов и т. п. В то же время сохранялась прерогатива самодержца, сильная централизованная власть в лице бюрократических учреждений. Главное, оставалось неприкосновенным крепостное право. Сохранялся и сословный строй.

Кризис феодально-крепостнического строя, резко обозначившийся в середине XIX в., вынудил самодержавное правительство пойти на проведение крестьянской реформы, суть которой - упразднение крепостного права. Последовавшие за отменой крепостного права реформы 60-70-х годов XIX в. внесли существенные коррективы в правовое положение сословий. При этом необходимо подчеркнуть важное значение судебной реформы 1864 г. Ранее суд не был отделен от администрации. Судебные же уставы провозгласили отделение судебной власти от исполнительной, административной, законодательной. Учреждались суд присяжных, адвокатура, выборный мировой суд. Вводились несменяемость суда, гласность и публичность судебных заседаний, состязательный процесс. Средневековую теорию формальных доказательств заменила свободная оценка доказательств по внутреннему убеждению судей. Была перестроена судебная система [12, с. 38].

В ходе военно-судебной реформы 1867 г. военные суды и военная прокуратура подверглись серьезным преобразованиям в соответствии с принятым в 1867 г. Военно-судебным уставом, который вобрал в себя основные демократические принципы общегражданской судебной реформы 1861-1864 гг., а именно: отделение и независимость суда от административных органов, а органов обвинения - от административных и судеб-

ных; несменяемость судей; максимальное сокращение судебных инстанций.

Даже в период проведения реформ в 1860-1870 гг. существовало множество утеснений прав и свобод. Так, оставалась весьма жесткой цензура. Примерные правила о печати в 1865 г. предоставляли цензурным комитетам право объявлять, предостерегать, а после двух предостережений - приостанавливать или конфисковывать номера, налагать штрафы, преследовать судебным порядком издателей и редакторов. Руководило цензурой и надзирало за книжной торговлей Главное управление по делам печати при Министерстве внутренних дел. Изданный в 1873 г. закон в дополнение Временных правил предоставил министру внутренних дел право приостанавливать любое издание, затрагивающее вопросы государственной важности, оглашение или обсуждение которых «по соображениям высшего правительства найдено будет неудобным».

К началу XX века, несмотря на отмену крепостного права и проведение императором Александром II судебной, земельной, военной и ряда других либерально-буржуазных реформ 1860-1870 гг., в России сохранялся режим полицейского государства, который характеризовался отсутствием свободы слова, собраний, образования союзов, а также строгой цензурой над печатью, учреждением надзора за «неблагонадежными» лицами, жестким подавлением инакомыслия, выделением судебных органов для рассмотрения политических дел, укоренившимся чиновничьим бюрократизмом и т. д. Сохранялось сословное деление общества, предопределявшее резкое отсутствие справедливости, неравенство правового положения отдельных категорий подданных империи. Дворяне наделялись многими привилегиями. В отношении низших сословий допускались принудительный труд, телесные наказания и др.

В социальных сферах происходили радикальные перемены, которые отразились в политико-правовой практике. Высочайшим Указом от 6 августа 1905 г. было утверждено Положение о выборах в Государственную Думу [13, с. 271], вскоре появился известный царский Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» [13, с. 274], в котором обещалось даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов, предоставить «дальнейшее развитие начала общего избирательного права».

При всем разнообразии социалистических движений XIX в. они сходились в стремлении к расширению справедливого подхода к человеческой

свободе. Для России, в отличие от других стран, вопрос о правах человека не был разрешен на уровне политических и ряда личных прав ни в революции 1905-1907 гг., ни в период Февральской революции. В указанный период деятелями первой Государственной Думы, крупными юристами Л. И. Петражицким и П. И. Новгородцевым был внесен серьезный вклад в теоретическую разработку национального законодательства.

Л. И. Петражицкий был одним из инициаторов и членов комиссии по разработке законопроекта об обеспечении действительной неприкосновенности личности. Он считал, что «нельзя задерживать столь важный, сколь и необходимый акт, как закон о неприкосновенности личности, связывая с ним весьма обширную законодательную работу, как пересмотр судебных уставов. Это дело особого законодательного проекта, которое мы тоже надеемся взять в свои руки».

Революционные события 1905-1907 гг., обострение обстановки в связи с Первой мировой войной, мощное наступление реакционных сил привели к роспуску I и II государственных дум или ма-лоэффективности III и IV государственных дум. Поводом к разгону II Думы послужило сфабрикованное Министерством внутренних дел и органами юстиции обвинение социал-демократической фракции в подготовке вооруженного восстания. В Манифесте от 3 июня 1907 г. «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу» [13, с. 286] Николай II указывал, что она не оправдала его ожиданий.

Расширялись избирательные права помещиков. Урезалось или не допускалось политическое представительство национальных окраин и некоторых других регионов (Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и др.). Усиливался режим цензуры, полицейский контроль за подданными. Существовавший режим агонизировал и всячески тормозил наметившиеся демократические преобразования, что касалось и сферы правового положения человека.

Февральская революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно-демократическому развитию России. Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. провозгласило полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным; свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих; отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовку к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования. Перечисленные поло-

жения конкретизировались соответствующими законами и постановлениями.

Так, законодательство о выборах закрепляло их свободный характер [13, с. 292]. Подвергался либерализации уголовный процесс, другие отрасли права. Вносились элементы гуманизации в деятельность пенитенциарных учреждений (признавалось личное достоинство заключенных, ограничивалось заключение в карцер и пр.), что стало отражением справедливости в этих сферах.

В ходе первой русской революции были изданы два законодательных акта, содержавшие обещание предоставить подданным ряд прав и свобод. Указ Правительствующему сенату 12 декабря 1904 г. «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» обещал пересмотреть Положение об усиленной и чрезвычайной охране, о правах раскольников и иноверцев, о правах инородцев, об устранении из Закона о печати излишних стеснений.

Развитие капиталистических отношений, острота проявления справедливости у коренных народов и рост революционного движения определили появление так называемого фабричного законодательства.

В 1882 г. был издан закон, частично регламентировавший труд малолетних (он определил продолжительность рабочего дня, запретил работу в ночную смену малолетних, не достигших 12-летнего возраста).

В 1886 г. под влиянием Морозовской стачки был принят закон о штрафах, который в некоторой мере регламентировал взимание штрафов, определил их размер. В 1897 г. был несколько ограничен рабочий день для фабричных рабочих (вместо 14-16 часов он стал равен 11-12 часам) [14, с. 213].

Свобода собраний регулировалась Временными правилами от 4 марта 1906 г. «О собраниях, обществах и союзах». Эти правила различали собрания публичные и непубличные. Непубличные нуждались в разрешении или в заявлении. Собрания под открытым небом требовали разрешения губернатора или начальника местной полиции. Собрание не допускалось, если оно было «противно законам или общественной нравственности» либо угрожало «общественному спокойствию или безопасности». Губернатор или начальник местной полиции был вправе назначить для присутствия на публичном собрании должностное лицо, которое могло в некоторых случаях закрыть его. На публичные собрания не допускались вооруженные люди, а также учащиеся. Воспрещались собрания вблизи места пребывания царя и места заседаний Государственного совета и Государственной Думы (во время их сессии).

Нормативными правовыми актами отменялись предварительная правительственная цензура, внесение залогов при разрешении на издание газеты и право наложения взысканий в административном порядке. Повременная (периодическая) печать стала отвечать только перед судом. Отменялась и предварительная цензура неповременной печати, то есть книг и брошюр.

Исполнительные органы ограничивали права и свободы, возвещенные Манифестом 17 октября 1905 г. и Основными законами в редакции от 23 апреля 1906 г. К серьезным нарушениям прав личности следует отнести, в частности, произвольные аресты, незаконные обыски и выемки, перлюстрацию писем.

Правительственная власть с ее неуловимыми критериями «видов правительства», «дозволенного и недозволенного», «преступного и непреступного» оставалась высшей судьей в сфере свобод. Ограничения личных (индивидуальных) прав и свобод власти мотивировались государственной необходимостью, интересами целого, целями самосохранения общества и государства, требованиями общего порядка безопасности. Поводом для всякого рода стеснений свободы личности и даже применения к ней уголовной кары часто было не совершение того или иного преступления, а так называемая политическая неблагонадежность [12, с. 47].

Положение человека в обществе и государстве, обеспечение справедливости и свободы человеческой личности - коренные вопросы конституционного развития всякого общества и государства. В историческом плане в характеристике прав и свобод как нормативно-правовой формы взаимоотношений государства и личности прослеживаются различные виды взаимодействия государственной власти с человеком и соответственно различные

основы правового положения личности. Одна из них основана на определении прав и свобод как категории, исходящей от государства и установленной государством, вторая - принципиально иная, основана на справедливости, на естественно-правовом подходе к правам и свободам человека.

Таким образом, можно заключить, что положение человека в обществе и государстве, обеспечение свободы человеческой личности - коренные вопросы конституционного развития всякого общества и государства. В историческом плане в характеристике принципа справедливости, прав и свобод человека как нормативно-правовой формы взаимоотношений государства и личности прослеживаются различные виды взаимодействия государственной власти с человеком, следовательно, различные основы правового положения личности.

Западные ораторы критикуют историю нашего государства в части обеспечения прав человека и общечеловеческих ценностей (на основе экономических, социальных, духовных и политических факторов), однако Россия не отставала от других стран, а динамично развивалась, в центре внимания всегда находился человек, его благосостояние.

Политико-правовая мысль того периода активно развивалась с учетом текущей политической ситуации как внутри страны, так и за ее пределами. Процессы, происходящие в обществе в то время, несомненно, находили свое отражение в трудах мыслителей прошлого и получали поддержку населения страны. Воззрения ученых дореволюционной России носили естественный характер и имели под собой твердую основу в виде необходимости закрепления и развития института прав человека для обеспечения справедливости в обществе и государстве.

Список литературы

1. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М., 1949. 558 с.

2. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951. Т. 1. 731 с.

3. История государства и права России : учебник / под ред. Ю. П. Титова. М., 2001. 544 с.

4. Ницше Ф. Сочинения. М., 1990. Т. 1. 830 с.

5. История России / под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. М., 2001. 479 с.

6. Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1998. 654 с.

7. Права человека : учеб. для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. 573 с.

8. Герцен А. И. Письма издалека. М., 1984. 464 с.

9. Бакунин М. А. В Первом интернационале. М., 1928. Т. 3. 602 с.

10. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 20-54.

11. Памятники смутного времени. Тушинский вор: личность, окружение, время. Документы и материалы. М., 2001. 464 с.

12. Каламкарян Р. А. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право. 2000. № 3. С. 38-47.

13. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права : учеб. пособие. М., 1998.

14. История государства и права России / под ред. Ю. П. Титова. М., 2000. 544 с.

SAMUR ABDULZHABAROVICH JUNUSOV,

phd in law,

senior lecturer, administrative and financial law department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: samur_@mail.ru

REFLECTION OF THE PRINCIPLE OF JUSTICE IN HUMAN RIGHTS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

Abstract: in the article issues of justice, its understanding and its reflection in human rights during the pre-revolutionary period of history of Russia are considered. Approaches of different thinkers of that time such as A. N. Radishchev, P. I. Pestel, B. N. Chicherin, A. I. Herzen, N. G. Chernyshevsky, M. A. Bakunin and others to the concept of justice in human rights are stated. The embodiment of concept of justice in human rights in pre-revolutionary Russia in dynamics is noted.

The justice which is the fundamental value of society and state was object of close attention at all times. The question of its embodiment in human rights during the pre-revolutionary period of Russia was put by many scientists of that time. Justice was perceived as the general reasonable natural and legal basis which serves as a guide line for establishing the law as well as for observing the law.

The embodiment of justice has been closely connected with establishment and ensuring human rights. Ideas of freedom, justice, equality and the rights of people were widely adopted at the same time they were treated as interrelation of natural and positive law as a ratio of reasonable essence of the right and its real manifestation in the law in force. The political and legal thought of that period actively developed reflecting a fluid political situation within the country and beyond its boundaries. The processes happening in society at that time undoubtedly found the reflection in the works of thinkers of the past and were supported by the population.

Key words: personality, freedom, state, right, concept of justice, human rights, judicial reform, legislation, government.

References

1. Radischev A. N. Izbrannye filosofskie sochineniya [Selected philosophical writings]. Moscow, 1949. 588 p.

2. Izbrannye social'no-politicheskie i filosofskie proizvedeniya dekabristov [Selected socio-political and philosophical works of the Decembrists]. Moscow, 1951. 731 p.

3. Istoriya gosudarstva i prava Rossii [History of state and law of Russia]. Under the editorship of Y. P. Titov. Moscow, 2001. 544 p.

4. Nicshe F. Sochineniya [The Essays]. Moscow, 1990. Vol. 1. 479 p.

5. Istoriya Rossii [History of Russia]. Under the editorship of M. N. Zuev, A. A. Chernobaev. Moscow, 2001. 479 р.

6. Chicherin B. N. Filosofiya prava [The philosophy of law]. Moscow, 1995. 654 р.

7. Prava cheloveka [Human rights]. Under the editorship of E. A. Lukascheva. Moscow, 1999. 573 p.

8. Gertcen A. I. Pis'ma izdaleka [Letters from afar]. Moscow, 1984. 464 p.

9. Bakunin M. A. V Pervom internatcionale [In the First International]. Moscow, 1928. Vol. 3. 602 p.

10. Berdyaev N. A. O naznachenii cheloveka [The destiny of man]. Moscow, 1993, pр. 20-54.

11. Pamyatniki smutnogo vremeni. Tuschinskii vor: lichnost', okruzhenie, vremya. Dokumenty i materialy [The monuments of the time of troubles. Tushino thief: personality, environment, time. Documents and materials]. Moscow, 2001. 464 p.

12. Kalamkaryan R. A. Prava cheloveka v Rossii: deklaratcii, normy i zhizn' [Human Rights in Russia: declarations, norms and life]. Gosudarstvo i pravo - State and law, 2000, no. 3, pp. 38-47.

13. Titov Y. P. Hrestomatiya po istorii gosudarstva i prava [Readings on the history of state and law]. Moscow, 1998.

14. Istoriya gosudarstva i prava [History of state and law of Russia]. Under the editorship of Y. P. Titov. Moscow, 2000. 544 p.

© Junusov S. A., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.