живописи. Отразить невидимый духовный мир через визуальные и музыкальные формы - успешно и разнообразно решаются архитекторами и композиторами. Даже, наблюдается эффект синтеза искусств. Все перечисленные представления и формулы характеризуют эпоху барокко. Этот период искусства, еще ставит задачи по отражению сакрального измерения мира, что в последующие времена стало сходить на "нет".
Перейдя в рассуждениях к архитектуре, стоит отметить особую геометрию эпохи барокко, как некий математический принцип выражения содержания. Геометрия умозрительных фигур, изначально, была инструментом порядка в пространственно-плоскостной ориентации
человека. Но, новое время перестало довольствоваться прежним инструментом познания. Типа, простота мешает познанию многообразия мира. Появились другие подходы, как: "Почему геометрию часто называют холодной и сухой? Одна из причин заключается в ее неспособности описать форму облака, горы, дерева или берега моря. Облака - это не сферы, горы - не конусы, линии берега - это не окружности, и кора не является гладкой, и молния не распространяется по прямой. Природа демонстрирует нам не просто более высокую степень, а совсем другой уровень сложности". (Бенуа Мандельброт "Фрактальная геометрия природы"). Бесконечные фракталы как концепция математики имеет место быть, но в психологическом плане ведет к неуправляемому хаосу сознания.
Сегодня элементы художественной культуры эпохи барокко активно эксплуатируются в современном искусстве и дизайне. Используются внешние формы, без соответствия содержанию аллегорий и символов. Это явление известно, как
УДК 7.01+687.01
ГРНТИ 18
смешение в парадигме постмодернизма. В нем широкое место занял, такой формат, как китч. Жан Бодрийяр: "Китч - это эквивалент «клише» в рассуждении... Китч может быть повсюду - как в детали предмета, так и в плане крупного ансамбля, в искусственном цветке и фото романе. Он определяется преимущественно как псевдообъект, то есть как симуляция, копия, искусственный объект, стереотип; для него характерна как бедность в том, что касается реального значения, так и чрезмерное изобилие знаков, аллегорических референций, разнородных коннотаций, экзальтация в деталях и насыщенность деталями. " Прекрасное определение, требующее, однако, определения параметров границы, демаркационной линии - где китч, а где не китч. Сфера профессионального дизайна является в немалой степени бастионом китча. Видимо, это востребовано обществом. Но, эксперты, еще не провели свою «красную» линию.
Список литературы:
1.Лебедев В.Ю. Экспликационность и многозначность как конститутивные признаки христианского литургического ритуала // Вопросы культурологии. - 2008. - № 11
2.Малиновский Б.. Динамика культурных изменений //Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М., 2004
3.Мосолова Л.М.. Основы теории художественной культуры. СПб., 2002
4.Потебня А.А. Слово и миф. - М.,: Приложение к журналу Вопросы философии 1989
5.Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006
6.Хайдеггер М. Время и бытие. - М.,: Республика. - 1993
ОТРАЖЕНИЕ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ В КОСТЮМЕ
АНТИЧНОГО ПЕРИОДА_
Музалевская Юлия Евгеньевна
Канд. искусствоведения.,
доцент кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа,
г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
REFLECTION OF MASCULINITY AND FEMININITY IN THE COSTUME OF THE ANCIENT PERIOD
АННОТАЦИЯ
Статья рассматривает отражение категорий «мужское» и «женское» в образах на примере античного костюма. В Древней Греции важной составляющей создания образа являлось искусство драпирования ткани непосредственно на фигуре. Костюм строился исключительно на выразительной пластичности материи, умении красиво уложить ее в складки и тем самым получить особенный силуэт. Отличия по половой принадлежности костюма были незначительными. Но, тем не менее, существовало коренное отличие художественных образов мужчины и женщины. Мужчины могли допускать обнажение отдельных частей тела, подчеркивая телесную красоту и мощь, что было недопустимо для женщин. Исключение составляли гетеры, которые, в силу своих занятий, имели возможность демонстрировать тело. Во время занятий спортом, участия в олимпийских играх, мужчины обнажались полностью, в то время, как
женщины на такие соревнования не допускались. Таким образом, мужской художественный образ в искусстве андроцентристского общества древней Греции отражал красоту обнаженного тренированного тела, а женский художественный образ, напротив, не предполагал какого-либо обнажения, тело полностью сокрылось одеждой. В этом было их коренное отличие.
ABSTRACT
The article considers the reflection of the categories "male" and "female" in images on the example of ancient costume. In Ancient Greece, an important component of creating an image was the art of draping fabric directly on the figure. The costume was based solely on the expressive plasticity of the material, the ability to beautifully lay it in folds and thereby get a special silhouette. Differences in the gender of the suit were insignificant. But, nevertheless, there was a fundamental difference between the artistic images of men and women. Men could allow exposure of certain parts of the body, emphasizing the physical beauty and power, which was unacceptable for women. The exception was the hetaera, who, by virtue of their occupation, had the opportunity to show the body. During sports, participation in the Olympic games, men were completely naked, while women were not allowed to participate in such competitions. Thus, the male artistic image in the art of the androcentric society of ancient Greece reflected the beauty of the naked trained body, and the female artistic image, on the contrary, did not assume any nudity, the body was completely hidden by clothing. This was their fundamental difference.
Ключевые слова женственность, мужественность, античный костюм, драпирование костюма, мужской и женский художественные образы в костюме
Keywords femininity, masculinity, antique costume, costume draping, men's and women's artistic images in costume
Совершая экскурс в историю костюма, можно проследить, как через костюмные формы отражаются категории «мужественности» и «женственности». Историческая ретроспектива позволяет наглядно определить, насколько велика или мала была степень противопоставления или сближения половых различий, выраженных костюмом в тот или иной временной отрезок.
Обратимся к античной культуре, обладавшей высокоразвитой философией и культом здорового тела. В основе культуры эллинов лежит отождествление формы и красоты. Руководствуясь представлением о человеке как мере всех вещей, в античности утверждалось господство гармонии во всем, а одежда завершала гармоничный облик. Сведения о древнегреческом костюме представлены во множестве литературных произведений разных жанров, в работах древнегреческих скульпторов, изображениях на вазах. Значительное количество и разнообразие греческих ваз позволяют составить представление о женских образах Аттики и об их соотношении с мужскими образами. Совокупность визуальных и литературных источников позволяет заметить, что костюм являлся отражением и социального положения, и гендерной идентификации. В греческом классическом обществе женщина была бесправна, поэтому неудивительно, что в искусстве превозносились олимпийские боги и герои -мужчины. Особым статусом наделялись гетеры, образованные, умные женщины, пользовавшиеся полной свободой поведения. Они получали образование в специальных школах гетер, являвшихся своеобразным уникальным институтом, равноправным другим общественным формам жизни Греции.
Главными объектами сюжетных изображений вазописи служили преимущественно мужские тела.
Атлетического сложения юноши изображались нагими, обнаженные женщины на Афинских росписях практически не встречаются, частичное обнажение женщины допускалось лишь в Спарте при определенных условиях.
Особо изображались амазонки -мужественные молодые женщины-воительницы. Их показывают в коротких туниках с обнаженной правой грудью. По преданиям, шлемы и доспехи этих загадочных женщин изготавливались из звериных шкур, а в более поздние времена появились шлемы с гребнями, наколенники и кирасы, т.е. то, что носили воины-греки. Война вносила свои коррективы в костюм, так и во времена греко-персидских войн амазонки изображаются в восточных шароварах. Какими представляли греки женщин - воительниц возможно увидеть на горельефах южной стороны Парфенона, а также в скульптурах Фидия «Раненая амазонка» (рисунок 1, а) или в сюжетах на росписях ваз (рисунок 1, б).
Встреча греками в скифских степях племен сарматов поразила их тем, что женщины этого народа воплощали наяву их представления о мифических амазонках. Вооруженные всадницы без сопровождения мужчин охотились в степных просторах, а при необходимости и воевали. По свидетельству греческого историка Геродота, их поведение было мужским и одежда тоже мужская, сей факт свидетельствует о том, что в отличие от патриархальных нравов греков, в сарматских племенах царило относительное равноправие. В жизнеописании Александра Македонского тоже встречаются амазонки, но речь идет, по предположениям историков, о кавказских амазонках.
а б
Рисунок 1. Изображения амазонок а) Фидий. Раненая амазонка, Капитолийский музей, б) Амазонки в сюжетах на росписях ваз
Предвзятое отношение к храбрым женщинам, совершающем героические поступки, выразилось в том, что греки зачастую назвали их словом «virago», означающем в переводе с латыни -мужеподобная.
На аттических вазах VI-V в.в. до н.э. женщины изображаются прядущими нить, сцены прядения -распространенный сюжет произведений греческого искусства и в более поздние периоды, что свидетельствует о понимании женственности как добродетельности. Известны изображения женщин у фонтана, который представляется как место их общения, тогда как мужчины собирались на общественных площадях. Изображались женщины, смотрящиеся в зеркало, которое в античном искусстве являлось исключительно женским предметом. «Тщательный уход за собой и уменье прясть шерсть в глазах мужчин считались важнейшими составляющими женской красоты» [1, с. 222].
В Древней Греции основными видами мужской и женской одежды свободных граждан были хитон и гиматий (рисунок 2, а, б), изготавливаемые из льняных или шерстяных тканей преимущественно белого цвета. Рабы закрывали тело прямым куском грубой ткани, так
называемым экзомисом, который скреплялся на талии или на левом плече с помощью тесьмы. На статуях греческих богинь скульпторы отображали одеяния, которые свидетельствуют о предпочтениях в них женственных деталей. Одной из таких деталей является отворот пеплоса (рисунок 2, в) - диплоидий, который принадлежал исключительно женской одежде, его украшали вышивкой, красивой каймой, кроме того, он мог быть выполнен из ткани другого цвета и служил прообразом капюшона. Как отмечает М. Н. Мерцалова, «художественный смысл этого (древнегреческого) костюма заключается в использовании пластических свойств ткани для создания сложного линейного ритма драпировок» [2, с.72 ].
Мужская красота понималась как телесная, а женская связывалась с одеждой, украшениями, а в тех редких случаях, когда она изображалась обнаженной, ее тело напоминало мужское, грудь едва намечалась. Т.е. уже на ранних этапах развития греческой цивилизации существовало гендерное разделение полов со строгой иерархией, разделением пространства, определенными требованиями к каждому из них.
б
а
В мировоззрении греков мир представляется как устойчивость и основа костюма -прямоугольник - своей формой продолжает следовать таким представлениям об окружающем мире. Костюм создавался искусной драпировкой. В зависимости от размера отреза ткани, соотношения длины и ширины, а также способа крепления на теле, получался тот или иной вид одежды. Различие полов подчеркивалось лишь более длинной одеждой у женщин или способом ее ношения -женщины могли надевать поверх длинного хитона
более короткий. Такое незначительное различие одежд объясняется тем, что ещё не был изобретен сложный крой, отражающий анатомические особенности. Тем не менее, уже тогда сложились некоторые табу, разделявшие мужскую и женскую одежду, неукоснительность соблюдения правил морали. На рисунках аттических ваз можно заметить изображения мужчин в публичном пространстве, укрытых одним хитоном, или же одним гиматием, женщины вне дома обязаны были облачиться и в то, и другое (рисунок 3).
Рисунок 3. Изображение на античной вазе. Плотник сверлит отверстие в сундуке. Краснофигурная амфора. Мастер Ефимид
Мужчины носили короткие, едва достигавшие колен, хитоны. Добропорядочные женщины, напротив, длинные. Женщины часто прикрывали волосы, например, диплодием. Гармоничность, здоровый взгляд на тело позволяли грекам заниматься спортом в обнаженном виде, однако, несмотря на прогрессивность взглядов, появляться женщинам на спортивных занятиях было непозволительно.
Принадлежность к определенному полу в Древней Греции в значительной степени обозначалась через прически: женщины носили длинные волосы, распущенные сзади или искусно уложенные на затылке, а прическа мужчин представляла собой коротко остриженные волосы, кроме того, они носили короткую бороду и усы. По мере появления новых для эллинов материалов, таких как лен, хлопок и даже шелк, вырабатываются способы иного ношения
прямоугольных кусков ткани. Свойства этих материалов позволяли оборачивать их вокруг тела, придавая ему сексуальность или напротив строгость.
Использование ювелирных украшений, достигших в Аттике уровня искусства, строго подчинялось регламентациям по половому признаку. В Афинах «в классическое время мужчины носили только перстни... по особым случаям надевали золотые венки и ожерелья в виде плоской тесьмы. В восточно-греческих городах под влиянием традиций соседних народов, драгоценности у мужчин были в большом употреблении» [4, с. 4].
Отражение половой принадлежности подчеркивались обувью. Наиболее
распространенным ее видом являлись сандалии на деревянной или кожаной подошве, их женский вариант отличался изяществом. Большую часть времени женщины проводили дома, и обуви для
домашних условий уделялось много внимания - ее изготавливали из искусно выделанной кожи белого цвета. Особый вид обуви - котурны -предназначался исключительно женщинам. Сколь значимой эта разновидность обуви была для гендерной идентификации, говорит тот факт, что в глазах общества того времени «мужчина, надевший котурны, видом своим уподоблялся женщине» [3,с. 27].
Обращаясь к произведениям искусства, можно проследить то, что величественные греческие богини на изображениях, подобны мужчинам -мускулистые, широкоплечие, их отличает от мужчин наличие груди, а также длинные одежды (рисунок 4, а). Таким образом, даже в женских образах в период античности восхваляется и всячески акцентируется мужественность, мужской образ становится ведущим. Так, образ Зевса, созданный Фидием, полон величественности, силы, уверенности и достоинства (рисунок 4, б).
Рисунок 4. Статуи греческих богов, скульптор Фидий а) Афина Парфенос, ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва, б) Зевс Олимпийский, Эрмитаж, г. Санкт-Петербург
Несмотря на схожесть костюмных форм, созданных драпированием ткани на фигуре и не несущим значительных отличий, отличающих половую принадлежность, именно обнаженность, воспеваемая творцами искусства, и допустимая в создании мужского художественного образа, дает возможность продемонстрировать превосходство мужской телесной красоты над женской.
Список литературы
1.История женщин на Западе. Т.1 СПб: Алетейя, 2014. [ Мопуа genchin па Zapade. Т. 1 SPb.: А^еуа, 2014 (ш Russ.)]
2.Мерцалова М. Костюм разных времен и народов. - М.: Т.2,1993. [Ме11за1оуа М. СобШш гаБшИ угешеп 1 пагоду. М.: Т.2, 1993 (ш ЯиББ.)]
3.Обувь: от сандалий до кроссовок.- М.: Новое литературное обозрение, 2013. [ ОЬиу: о1 БаМаШ ^ кг0ББ0У0к. М.:№уое ШегаШгпое оЪо7геп1е, 2013 (ш ЯиББ.) ]
4.Уильямс Д. , Огден Д. Греческое золото. СПб, 1995. [Uiliams D, Ogden D. Grecheskoe zoloto. SPb,1995.( in Russ.) ]