Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ США В ТВОРЧЕСТВЕ АМЕРИКАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ 20 ВЕКА'

ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ США В ТВОРЧЕСТВЕ АМЕРИКАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ 20 ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
603
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКА / АМЕРИКАНСКИЙ ПРИМИТИВИЗМ / АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА / "АШКАНСКАЯ ШКОЛА" / ГУДЗОНСКАЯ ШКОЛА / ЖИВОПИСЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО США / ИСКУССТВО / КАРТИНА / КУЛЬТУРА / ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ / РЕАЛИИ / РЕАЛИЗМ / РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ХУДОЖНИКИ / "ШКОЛА МУСОРНЫХ ВЕДЕР"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Реукова А. А.

Статья посвящена изучению и анализу раннего творчества американских художников и определению основных социальных тенденций и проблем американского общества в период 19-й начало 20-го веков. Рассмотрены периоды в изобразительном искусстве Америки начиная с колониального примитивизма - направления в живописи, характеризующегося непрофессионализмом художников; переходом от классических стандартов европейской живописи к более реалистичным изображениям; развитие американского пейзажа, связанного с формированием Томасом Коулом школы реки Гудзон; и созданием реалистической школы «мусорных ведер» Робертом Генри, раскрывающей несовершенства человеческого общества. Выявлено, что все художественные изыскания были связаны с поиском и формированием национальной идентичности и исключительности американской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ США В ТВОРЧЕСТВЕ АМЕРИКАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ 20 ВЕКА»

ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ США В ТВОРЧЕСТВЕ АМЕРИКАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ 20 ВЕКА

© Реукова А.А.1

Евразийский лингвистический институт (филиал) Московского государственного лингвистического университета, г. Иркутск

Статья посвящена изучению и анализу раннего творчества американских художников и определению основных социальных тенденций и проблем американского общества в период 19-й начало 20-го веков. Рассмотрены периоды в изобразительном искусстве Америки начиная с колониального примитивизма - направления в живописи, характеризующегося непрофессионализмом художников; переходом от классических стандартов европейской живописи к более реалистичным изображениям; развитие американского пейзажа, связанного с формированием Томасом Коулом школы реки Гудзон; и созданием реалистической школы «мусорных ведер» Робертом Генри, раскрывающей несовершенства человеческого общества. Выявлено, что все художественные изыскания были связаны с поиском и формированием национальной идентичности и исключительности американской нации.

Ключевые слова Америка, американский примитивизм, американская культура, «ашканская школа», Гудзонская школа, живопись, изобразительное искусство США, искусство, картина, культура, пейзажная живопись, реалии, реализм, реалистическая школа, художники, «школа мусорных ведер».

История развития культуры Соединенных Штатов Америки так же молода, как и государство. Несмотря на то, что в ней отсутствуют характерные для европейской культуры периоды античности, Средних Веков и Возрождения, пуританам все же удалось привнести, вслед за английскими художниками, дух итальянского Ренессанса и готики в свои произведения. Этот факт скорее всего и сыграл роль в том, что становление изобразительного искусства Америки, так же как музыки, литературы и архитектуры в течение долгого времени сдерживалось. Потенциальные деятели искусства просто не замечали всего богатства, который Новый Свет предоставлял им для творчества.

Возникновению национальной школы живописи и расцвету республиканского романтизма предшествовал период колониального искусства. Главной целью американцев на тот момент было освоение новых земель, борьба с дикой природой и создание новой цивилизации, поэтому занятия творчеством отодвигалось на последний план. Также отсутствовала централизо-

1 Студент.

ванная власть над колониями, которая могла бы поспособствовать развитию искусства. Это время характеризуется наличием наивного американского искусства или американского примитива. Изобразительное искусство не особо поощрялось пуританами, так как они видели в нем роскошь и прославление общественного неравенства. Рисованием картин занимались, в основном, ремесленники и любители, а преобладающим жанром были портрет и изображение предметов и сцен из повседневной жизни [6].

В картинах американского примитива затронуты социальные темы, в частности тема отношения индейцев и белых колонистов. Картина примитивиста Эдварда Хикса«Договор Уильяма Пенна с индейцами» (1840) изображает договор между американцами и коренными жителями Америки. Дело происходит в лесу, но вдали уже видны очертания новых жилых строений европейского типа. Характерно то, что рисунок сопровожден надписью, в которой автор утверждает, что договор никогда не был нарушен и это послужило фундаментом религии и гражданской свободы в Америке. Также довольно частым явлением в примитивизме является изображение афроамериканцев на различных плантациях, как символ существующего рабства в стране, как на картине Неизвестного художника «Негры на плантации» (1789) [2].

С развитием крупных городов Филадельфии, Бостона и Нью-Йорка начинается и расцвет американской культуры. Они привлекают все больше талантливых и образованных людей. Формируются первые художественные школы. Основными течениями являются барокко и классицизм, в основном с подачи художников, приезжих из Европы. Затем следует резкий переход от барокко к реализму. Это объясняется тем, что художникам, родившимся в Америке, были чужды традиции европейского искусства. Особые заслуги в переходе от барокко к реализму принадлежат художникам Бенджамину Уэ-сту (1738-1820) и Джону Синглтону Копли (1738-1815). Основными сюжетами картин становятся портреты революционеров-борцов за независимость Америки, простых рабочих, а также картины на исторические темы. Известные работы: Джон Копли«Портрет Пола Ревира» (1770) - портрет американского ремесленника, одного из героев американской революции, Джон Синглтон Копли«Подвиг майора Пирсона» (1782-1784), а также многочисленные портреты Джорджа Вашингтона кисти Чарльза Уилона Пиля [7].

С началом первой трети 19-го века эстетическую ценность приобретает пейзажное искусство. Этот период живописи США характеризуется опытом освоения американскими пионерами богатства дикой природы Америки. Первым течением в американской пейзажной живописи стала «Гудзонская школа». Она образовалась около 1825 года и объединяла группу художников пейзажистов во главе с Томасом Коулом (1801-1848). Школа получила свое название от знаменитой реки Гудзон, где Томас Коул написал свои первые пейзажи - «Вид на горы Катскилл» (1836), «Река Гудзон, водопад Дженеси» (1847), которые произвели большое впечатление на публику и заставили

американское общество по-настоящему оценить всю красоту дикой природы Нового Света. До Коула сюжетами пейзажей в основном были уютные парки или островки природы недалеко от больших городов [8].

Произведения художника отличал особый драматизм форм и экспрессивность, что отражалось в британской теории возвышенности. Эта теория характеризовала комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и одновременно страха, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания. При этом субъект переживает свою глубинную онтологическую и энергетическую сопричастность или самому «высокому» объекту, свое родство с ним, или трансцендентному архетипу, духовным силам, стоящим за ним; ощущает отсутствие угрозы реальной опасности для себя, то есть свою внутреннюю свободу и духовное равноправие в системе взаимодействия несоизмеримых величин, где он предстает бесконечно малой величиной [4].

В «Эссе об американском пейзаже» Коул писал: «Уже сейчас появились люди, которые опасаются, что с приходом цивилизации и культуры погибнет величие дикой природы. Природа предложила нам богатый, шикарный банкет. Должны ли мы отворачиваться от него? Мы все еще в Эдеме; стена, которая разделяет нас с райским садом - это наше собственное незнание и глупость» [11].

Умиротворяющие пейзажи пользовались особой популярностью во время Гражданской войны в США в 1861-1865 годах. С распространением туристических курортов на реку Гудзон, люди стремились к сохранению чувства красоты и спокойствия, которое они получали от поездок в долину, поэтому продажа картин сильно возросла. Это объяснялось еще и тем, что по инициативе Джона Констебла главным объектом картин становится свет, его влияние на изображенные объекты. А также Констебл советует начинающим художникам как можно больше работать над этюдами и делать эскизы на пленэрах, чтобы потом, в студиях, менять и комбинировать сюжеты и настроения работ в более масштабных вариантах [9].

Одной из самых главных заслуг Гудзонской школы живописи считается, не только то, что она открыла американцам глаза на всю красоту, доставшихся им земель, что характеризовало формирование новой ценности США, но и тот факт, что художники смогли донести до сознания общественности идею сохранения и бережного отношения к нетронутой красоте американской природы. Это побудило местные власти к созданию национальных парков США, в числе которых «Йелллоустонский», «Йосемитский» и парк «Гранд Каньон».

С началом 20-го века начинает развиваться новое течение в изобразительном искусстве США. Для американских художников становится все бо-

лее привлекательной идея отрицания устоявшихся ценностей в искусстве. Большая часть произведений того времени являлась попыткой противостояния традициям. В 1900 году академическое искусство и импрессионизм стали все больше отдаляться на задний план, давая место новому направлению. Начинает формироваться новая реалистическая школа, неофициальным лидером и организатором которой, принято считать Роберта Генри Коузада (1865-1929). Роберт Генри был учеником Томаса Икинса, который являлся участником художественного сообщества посвященного реке Гудзон, основной идеей изобразительного искусства считал непосредственную передачу окружающего мира. Все больше нарушая живописные нормы искусства на веянные Европой, он использовал и практиковал среди своих учеников выбор более смелых и реалистичных сюжетов для картин. На его собственных произведениях была запечатлена жизнь городского «среднего класса», сельская Америка, море, горы, живущие рядом с ними люди. Все это нашло свое отражение в таких картинах, как «Урок Танцев» (1878), «Игра в шахматы» (1876), «Победитель в одиночной гребле» (1871).

В 1908 после переезда из Филадельфии в Нью-Йорк Роберт Генри создает неофициальную группу художников под названием «Восемь», по году создания. Основными сюжетами картин сообщества становятся жизнь среднего класса, а также бедноты и трущоб. В отличие от утонченных сюжетов и персонажей импрессионистов и представителей академической живописи, главными героями реалистичных картин группы «Восемь» были, помимо спортсменов и рабочих, толпы митингующих, заполняющих улицы, парки и сады города, бедные и обездоленные районы, маргиналы из трущоб, жители из перенаселенных окраин, в общем, не нашедшие себя в обществе простых горожан и жителей Нью-Йорка. Это также могли быть заключенные, алкоголики, мелкие воришки, проститутки, инвалиды и бездомные, в общем, все те люди, к которым высшее общество относилось с презрением и считало сбродом. Изображение данного контингента на фоне уютных парков и садиков придавало еще больший драматизм и подавленность, которую не привыкли видеть зрители из высшего общества. Сами художники сравнивали свои картины со статьями репортеров, в которых открывалась вся правда на происходящее вокруг, и считали их достойными права на существование.

С подачи критиков группа получила общее название для своих произведений, как живопись «мусорного ведра» или пепельницы - «ашканская школа» (от. англ. - асИсап). Так журналисты и светские обозреватели намекали на то, что основной темой картин являются отбросы, мусорные баки, грязь и предметы нижнего гардероба девушек легкого поведения.

Особенно выделяются на общем фоне такие картины Джорджа Белло-уза (1882-1925), как «Благословение в Джорджии» (1916), где изображен тюремный священник, наставляющий закованных в кандалы темнокожих рабов на «путь истинный». Картина наполнена драматизмом, страданием,

которое зритель может различить в лицах людей, слушающих проповедь. Произведение «Обитатели утесов» (1913) показывает скрытую сторону большинства крупных городов того времени. Здесь мы можем увидеть заполненную квартал, висящее на веревках бельё, играющих детей, болтающих женщин, словом всё, что характеризует повседневную жизнь среднего класса. На «Ставьте у Шарки!» (1909) очень реалистично изображена разъяренная борьба между двумя боксерами ради приза. Все работы Беллоуза проникнуты идеей продолжения дела Томаса Икинса, то есть, идеей изображения повседневной жизни без иллюзий и ложного приукрашивания [6].

Все с той же подачи критиков-искусствоведов картины реалистов так и не пользовались популярностью в свое время, и художникам приходилось продавать свои работы на улицах города. Многие давно отодвинули на задний план заработок от картин и продолжали работать иллюстраторами в газетах и журналах Нью-Йорка. К 1920 году «ашканская школа» полностью потеряла свою актуальность, была признана старомодной и прекратила своё существование.

Таким образом, на примере анализа произведений искусства можно сделать вывод об основных настроениях американского общества в 19-20 вв. Так, примитивная живопись несла в себе отпечаток глубокой религиозности пуритан, прибывших осваивать новые земли. Но с переходом общества от религиозных к более либеральным взглядам на жизнь изобразительное искусство начинает развиваться. Появляются первые художественные школы и академии. Искусство приобретает значение инструмента, которым американцы уже осознанно создают собственную исключительность и характерные для американского общества признаки.

Одним из этих признаков является поиск и создание собственных ценностей. Художники школы реки Гудзон находили эти ценности в неисчерпаемых богатстве и красоте дикой природы нового континента. Это повлекло за собой революцию в пейзажной живописи. Изображения на картинах приобрели более реалистичный характер, что значительно отличалось от принятых в европейском изобразительном искусстве норм.

Отрицание устоявшегося порядка и формирование собственного взгляда на живопись, сформировало тенденцию американского общества к разрушению старых принципов и заменой их новыми. Идея «отрицания старого и создания нового» так же нашла свое отражение в работах художников, принадлежавших школе «мусорных ведер», которые смело говорили со своими зрителями о несовершенствах существующих не только в американском, но и в любом другом обществе.

Список литературы:

1. Всё о цвете. Ашканская школа, «Восемь» [Электронный ресурс]. -2008. - Режим доступа: Ыф://со1огуш/?кет=Ь66сЫ8-7924-4с9е-Ь556-Ь281

Î8d58c9a&termin=a085dba3-2efc-48bd-8f40-1b1513441cd7 (дата обращения: 1 марта 2016).

2. Живопись. Краткий словарь терминов. Примитивизм, Наивное искусство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/ slovarZhivopis/175.htm (дата обращения: 11 марта 2016).

3. Матусовская Е.М.Американская реалистическая живопись: очерки / Е.М. Матусовская, ВНИИ искусствознания. - М.: Искусство, 1986.

4. Новая философская энциклопедия. Возвышенное [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0644.html (дата обращения: 11 февраля 2016).

5. Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18-20 вв. / А.Д. Чегодаев. - М.: Искусство, 1978.

6. Чегодаев А.Д. Искусство Соединенных Штатов Америки от войны за независимость до наших дней [Текст] / А.Д. Чегодаев; Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобраз. искусств. - М.: Искусство, 1960.

7. Шестаков В.П. История американского искусства. В поисках национальной идентичности [Текст] / В.П. Шестаков. - М.: Рип-холдинг, 2013.

8. Юрьева Т.С. Ранний американский портрет [Текст] / Т.С. Юрьева. -М.: СПб., 1999.

9. Avery K.J. Thomas Cole (1801-1848) [Electronic resource] / Kevin J. Avery. - Режим доступа: http://www.metmuseum.org/toah/hd/cole/hd_cole.htm (2016, February 25).

10. Avery K.J. The Hudson River School [Electronic resource] / Kevin J. Avery. - Режим доступа: http://www.metmuseum.org/toah/hd/hurs/hd_hurs.htm (2016, February 26).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.