УДК 133.4
Ю. Н. Столяров
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Центр исследований книжной культуры ФГБУН «Научный и издательский центр "Наука "» РАЛ, РГБ E-mail: [email protected]
ОТРАЖЕНИЕ КНИЖНОЙ ТЕМАТИКИ В СУБКУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО САТАНИЗМА
Статья завершает цикл публикаций о теме письменности, чтения, книги в деструктивной субкультуре, известной под наименованием сатанизма. Эта система представлений возникла в глубочайшей древности и развивалась в западном мире, представляя собой вызывающее противопоставление идеологии христианства. Рассматривается смена классического сатанизма его романтическим этапом, на смену которого пришёл современный деструктивный сатанизм. На всех этапах развития он опирался на книжные сюжеты, почерпнутые из канонической христианской литературы, оттуда же взяты и извращены основные символы как наглядные условные знаки для изображения главного качества, самых важных для данного явления понятий и идей. Показано сильное влияние сатанизма на художественную литературу и искусство.
Ключевые слова: религия, сатанизм, книга, истоки книжной культуры, субкультура, классическая литература, А.-Ш. ЛаВей, Дж. Ди, символика, Енохианский язык
Для цитирования: Столяров, Ю. Н. Отражение книжной тематики в субкультуре современного сатанизма /Ю. Н. Столяров // Вестник культуры и искусств. — 2019. — № 3 (59). — С. 19-26.
Дальнейшая эволюция сатанизма
В предыдущих статьях рассмотрены предпосылки возникновения сатанизма как своеобразного культурного феномена, его ранний [14] и классический [12; 13] этапы. Установлено, что на всех этапах развития сатанизм опирался на книжные сюжеты, почерпнутые из канонической христианской литературы, оттуда же брал (и извращал) основные символы как наглядные условные знаки для изображения главного качества, самых важных для данного явления понятий и идей. Отмечено, что сатанизм в свою очередь породил собственную книжность1 и оказал сильное влияние на худо-
1 Термин книжность образован по тому же правилу, что и слова грамотность, читаемость и им подобные. Под книжностью понимается приверженность к книгам; к книжным теоретическим знаниям, распространённость книг в читающей среде. Этот термин укоренён в научной литературе — см., напр.: Древнерусское духовное наследие в Сибири : научное изучение памятников традиционной русской книжности на Востоке России
жественную литературу и искусство. Проследим дальнейшее развитие сатанизма и использование им книжных мотивов канонической христианской литературы.
Классический сатанизм во второй половине XVIII в. сменился романтическим. В 1771 г. король Франции лишил инквизицию права цензуры и ликвидировал аутодафе, в 1774 г. здесь было запрещено применение пыток, а в 1835 г. инквизиция прекратила своё существование.
Сатанизм в это время начинает облагораживаться. Интерес к нему как религии (или псевдорелигии, но со всеми признаками религии) в Западной Европе XIX в. дополнился воплощением в художественной форме идей
(1965-2005). Новосибирск, 2008; Поздеева И. В. Традиционная книга и культура позднего русского средневековья. В 2 ч. Ч. 2. История, книжность и культура русского старообрядчества. Санкт-Петербург, 2008; Белова О. В. Фольклор и книжность. Москва, 2008; Агеева Г. М. Образы книжности в мемуарно-автобиографическом дискурсе. Саранск, 2012.
19
колдовства, ведьмачества, богохульства, чёрной мессы и тому подобных пикантных тем. Это стало сильно подогревать к нему интерес со стороны всё более широких читательских кругов. Появляется так называемый романтический сатанизм. О борьбе Сатаны и Бога в своих поэмах «Потерянный рай» и «Возвращённый рай» писал Джон Мильтон (англ. John Milton; 1608—1674). Сатана у него выглядит прекрасным бунтарём против власти Бога. По условиям своего времени, славя Бога, автор вместе с тем отдаёт должное смелости и отваге, силам Сатаны в войне, которую ему суждено проиграть.
Сатанизм процветает благодаря таким поэтам, как Шарль Бодлер (фр. Charles Pierre Baudelaire; 1821—1867), Теофиль Готье (фр. Pierre Jules Theophile Gautier; 1811—1872), Уильям Блейк (англ. William Blake; 1757—1827). У английского поэта-романтика Дж. Байрона (англ. George Gordon Byron; 1788—1824) в поэме «Каин» заглавный герой выступает единомышленником и соратником Люцифера-Сатаны в битве против Творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу. В России эту тему активнее всех воплощал Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).
Для французского писателя А. Франса (фр. Anatole France; 1844-1924) в романе «Восстание ангелов» Сатана выступает как однозначно положительный герой. У М. А. Булгакова (1891-1940) в «Мастере и Маргарите» Дьявол присутствует при суде над Иисусом («Иешуа»), предстаёт как ироничный критик современной Булгакову реальности, окружённый свитой демонов и насмехающийся над человечеством.
Из самых современных произведений всемирную известность получил роман «Сатанинские стихи» (1988) британского писателя индийского происхождения С. Рушди (англ. Ahmed Salman Rushdie; род. 1947). События, вызванные этим обстоятельством, весьма показательны с точки зрения того, как произведение художественной литературы способно всколыхнуть население многих стран мира и привести к осложнению международных отношений.
Название романа происходит от части Корана, описанной Ибн Исхаком2 в первой биографии пророка Мухаммеда. Само по себе оно кощунственным не является, хотя аутентичность этой части оспаривается историками ислама. Ортодоксальные мусульмане усмотрели в произведении прозрачные намёки на то, что отдельные суры Корана вложил Мухаммеду в разум не Аллах, а шайтан (сатана). Кроме того, в отдельных эпизодах содержатся непристойные трактовки некоторых коранических сюжетов и биографии Пророка. Это обстоятельство послужило тому, что роман был немедленно запрещён или даже сожжён в странах, где сильны традиции ислама. Издательства ответили на это одновременным выпуском романа в 19 местах. Однако последовали массовые демонстрации исламистов с жертвами и десятками (около двухсот) раненых из числа защитников свободы чтения. Иранский лидер аятолла Хомейни объявил обязанностью мусульман мира казнить всех, кто был при-частен к изданию романа; иранский религиозный фонд предложил многомиллионное денежное вознаграждение за убийство Руш-ди. Автора вынуждают извиниться, но этого для мусульман оказывается недостаточно, и смертный приговор остаётся в силе. Тиражирование романа продолжается, что приводит к поджогам и подрывам книжных магазинов. Организация Исламская Конференция призывает правительства 46 стран-участниц Организации запретить «Сатанинские стихи». Ряд государств назначает за хранение книги три года тюремного заключения и крупные денежные штрафы. Великобритания, где впервые был издан роман, разрывает дипломатические отношения с Ираном. В 1991 г. в Японии был зарезан на своём рабочем месте переводчик «Сатанинских стихов» на японский язык Хитоси Игараси (1947-1991). В 2008 г. в Потсдаме (Германия) выходит спектакль по мотивам романа, а в Интернете появляется электронная версия русского перевода. В 2011 г. вышло книжное
2 Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак ибн Йасар ибн Хияр (704-767) — арабский историк, автор самой ранней биографии Мухаммеда, дошедшей до наших дней.
20
издание романа на русском языке. Таким образом, политика запрета вместо угасания интереса имела следствием ажиотаж вокруг романа, по крайней мере, в среде немусульман.
Заметим попутно, что бурно развивавшиеся в Новое время гуманизм, а также атеизм как совокупность учений, представляющих человека мыслящего, способного сопротивляться и действовать самостоятельно, безотносительно к Богу, зародились в значительной мере как альтернатива и христианству, и исламу, и сатанизму.
Современный сатанизм
На смену сатанинской поэзии XIX в. в следующем веке приходят более глубокие учения о сатанинской идее [10]. Основоположником сатанизма в это время считают Алистера Кроули (англ. Aleister Crowley; 1875—1947), английского поэта, оккультиста, каббалиста и таролога, известного как чёрный маг и сатанист, одного из видных идеологов оккультизма и сатанизма, автора оккультных произведений, в том числе «Книги закона» (1904, публикация в 1912) [1].
Одним из учеников и последователей Кроули был Энтони Шандор ЛаВей (англ. Anton Szandor LaVey; 1930—1997). Он свидетельствовал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 1844—1900), Рагнара Рыжебородого (англ. Ragnar Redbeard)3, Никколо Макиавелли (ит. Niccolo di Bernardo dei Machiavelli; 1469— 1527), Айн Рэнд (1905—1982)4, Джека Лондона (англ. Jack London; 1876—1916), биографии таких известных личностей, как Василий За-харофф (1849—1936)5, Алессандро Калиостро
3 Рагнар Редбёрд (англ. Ragnar Redbeard) — имя автора, наиболее известного своим философским трудом «Сила есть право, или Выживание наиболее приспособленных» (1896). Существует мнение, что это имя является псевдонимом.
4 Айн Рэнд (англ. Ayn Rand; урождённая Алиса Зиновьевна Розенбаум) — американская писательница и философ еврейского происхождения родом из России, создательница философии объективизма.
5 Василий Захарофф, или сэр Бэзил Захарофф (англ. Sir Basil Zaharoff), или Басилейос Захароф (За-хариу, греч. Ваа^еюд ZayaQmp (Zaxapiou); 1849—1936) — из семьи греков, в 1821 г. бежавших в Одессу от анти-
(ит. Alessandro Cagliostro; 1743—1795) и Григорий Ефимович Распутин (1869—1916).
Накопив достаточно материала и опыта, Антуан ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, необходимо добиться официального признания нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1966 г. (Вальпургиеву ночь, или Ночь ведьм) он основал Церковь Сатаны (англ. The Church ofSatan). В 1968 г. пишет и в 1969 г. публикует основной труд — «Сатанинскую библию» [8], в которой описываются основы сатанинского мировоззрения. В ней утверждается, что в каждом из нас сидит Сатана, и задача состоит лишь в том, чтобы выявить и познать его. Сатанинское начало, заключённое в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, культивировать его с помощью различных магических заклинаний. Загробной жизни не существует, по крайней мере, райской. Поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями. Возможность и право достичь согласия с чувственной стороной бытия предоставляет Сатана как символ объективно существующей природы, а не как некая персонифицированная личность. Сатанизм, таким образом, в его трактовке сводится к интеллектуальным идеям, так что учение ЛаВея считают сатанинским лишь условно. В нём больше пиара, стремления заявить о себе с помощью экспрессивных слов и шокирующих обрядов. Главная идея его учения состоит в том, что поскольку загробного мира не существует, надо взять максимум плотских удовольствий при жизни. Церковь Сатаны разжигает у человека страсть к различным видам сексуальной активности.
Этим она отличается от традиционного сатанизма, основанного на поклонении личностному и могущественному Дьяволу, а также от учения Алистера Кроули, считавшего, что Сатана — не враг человека, а Жизнь, Свет и Любовь, он — истинное божество, олицетворяющее полноценный источник жизни и природных наклонностей.
греческих погромов. В 1840-е гг. семья эмигрировала в Турцию. Впоследствии он обитает в разных странах и занимается продажей оружия, бизнесом, финансовыми операциями.
21
Помимо «Сатанинской библии» ЛаВей — также автор работ «Записная книжка дьявола» (1969) [7], «Совершенная ведьма» (1988) и «Сатанинские ритуалы» (1997) [9]. «Сатанинская библия» заложила основы современного сатанизма.
Енохианский язык
Используемый в Церкви Сатаны специфический язык играет исключительно большую роль. Для сатанинских обрядов А.-Ш. Ла-Вей избрал енохианский язык. В «Сатанинской библии» он привёл так называемые енохиан-ские ключи как основу магической работы.
Енохианский язык — первоначально безотносительно к сатанизму — был изобретён в Средние века. Как и другие реалии, сатани-сты стали применять результаты исконно иудейской религии, приспособив для своих целей достижения иудейской культуры. Сата-нисты воспользовались енохианским языком в ХХ в., но представление об этом феномене уместнее дать в его хронологическом этапе.
Изобретатель енохианского языка (1582) — английский математик, географ, астроном, алхимик, герметист и астролог валлийского происхождения Джон Ди (англ. John Dee; 1527—1609). К созданию этого языка через несколько веков оказались причастны также Ла-Вей и А. Кроули. По написанию (как разговорный он не используется) он сходен с арабским, латынью и древнееврейским, своё название получил в честь библейского патриарха Еноха. Дж. Ди и Э. Келли (английский медиум, мистик и алхимик) утверждали, что этому языку их научили ангелы в ходе спиритических сеансов в 1583—1584 гг. Согласно их утверждению, енохианский язык даже древнее санскрита. Алфавит енохианского языка составляют 22 буквы. Самая важная его часть — фонетика. На окружающий мир он воздействует благодаря особому произнесению (вибрированию) гласных звуков. Считается, что гармоническое сочетание звуков енохианского языка обладает огромной магической силой, способной колебать пространство и время. Поэтому свои записи Ди и Келли вели в зашифрованном виде.
По словам ангела, в этом языке каждая буква означает часть того вещества, о ко-
тором говорит. Каждое слово выражает суть вещества. Буквы разделены и находятся в беспорядке. И потому по числам собираются вместе, также означая число. Ибо как всё большее содержит меньшее, так тайные и неизвестные формы вещей объединяются в породившем их. Будучи известны по числу, они могут легко быть разделены, поэтому при особом умении из чисел можно извлекать буквы, а из букв — правильные слова, которые означают суть вещи, о которой говорит Творец.
Как замечают специалисты, ангел здесь открывает начала каббалистических методов [15].
Считается, что гармоническое сочетание звуков енохианского языка создано в них для получения наиболее сильного эффекта. Словарь енохианского языка составлен по 19 отрывкам, названным «Ключи», или «Воззвания», с помощью которых Ди намеревался открыть «49 врат мудрости». Посредством этого специфического языка Ди и Келли общались с ангелами, создавали печати и талисманы.
Ди утверждал, что алфавит енохианско-го языка можно считать изобретением Адама, поскольку якобы именно его он использовал, выполняя поручение Господа наименовать все вещи. После изгнания из Рая Адам его забыл и попытался восстановить по памяти, что дало начало протоеврей-скому языку, на котором говорили по всему миру вплоть до смешения языков при постройке Вавилонской башни. «Адамова книга» (или «Книга Адама и Евы») — ветхозаветный апокриф, описывающий жизнь Адама и Евы после изгнания из рая. Эта книга, по преданию, была получена Адамом от Бога. Мимоходом она упоминается в книге Еноха (1 Енох 33:10). Позднее якобы только Еноху при его вознесении на небеса было дано познать тайну первоязыка, опираясь на который он написал книгу «Речений Бога» (Liber Loagaeth), исчезнувшую во время Потопа.
Расцвет енохианского языка приходится на XIX в., когда в своих ритуалах его стал использовать магический Орден Золотой Зари. В XX в., после создания в США Церкви Сатаны, этот язык фактически стал официальным языком сатанинских обрядов.
22
Обращение к столь необычному языку делает своеобразной сатанинскую ветвь религии и выводит её основные постулаты за ряд общепризнанных в иудаизме канонов, придавая ей легитимность в глазах верующих. Таким образом, сатанинским Енохиан-ский язык стали именовать через несколько сотен лет после его создания [4].
В настоящее время последователей сатанинского культа условно разделяют на четыре типа.
В 1990 г. Церковь Сатаны официально зарегистрирована в США. Сейчас она имеет филиалы в Гонконге, Израиле, Заире, Коста-Рике и Румынии. От неё отделился «Храм Сета» (США). Сатанизм легализован не только в США. Религиозная организация «Божи-чи» (укр. Релшйна громада «Божичi»), зарегистрированная в 2014 г., «открыто и законно, опираясь на Конституцию Украины, исповедующая дьяволопоклонничество» [2], создаёт собственные религиозные книги (Чёрный псалтырь, бесовский молитвослов) и иконографические произведения («адопись»).
В Германии сторонников сатанизма насчитывается до 100 тыс. человек. Посвящение проводится путём написания кровью цифры 666 на лбу нового адепта, получающего таким образом «знак зверя». Также составляется договор, подписывается кровью и приносится клятва преданности Сатане.
В России первые сатанинские группы появились в 1980-х гг. [6], сейчас их численность определяют предположительно в 50-100 тыс. человек. Российская Сатанинская Церковь была официально зарегистрирована в мае 2016 г. [11]. Известны «Московская церковь Сатаны» (Россия), «Российская церковь Сатаны», «Чёрный ангел» (во время молений задом наперёд читаются церковные молитвы) и др.
Внутри этого течения существуют кардинальные противоречия. Сатанисты категорически не признают деструктивных дьяволопоклонников, которые поджигают православные храмы, убивают священнослужителей. Основной их контингент составляют подростки и молодёжь. Причины, по которым эта группа стремится в ма-
гию, приземлённые: жажда денег, власти, другие деструктивные способы самореализации. Во время своих ритуалов те и другие используют сатанинские пентаграммы, имена демонов, бесов. Известны случаи, когда на спине ещё живого человека дьяволопоклонники вырезали ножом перевёрнутые пентаграммы в виде пятиконечной звезды, заключённой в круг, с буквой «С» и опрокинутыми крестами. Во время обрядов принято зажигать чёрные свечи, разбрасывать оккультную литературу и сатанинские символы, на стенах изображать основной сатанинский символ бафомет (перевёрнутая пятиконечная звезда со вписанной в неё головой козла), ставить надписи «666», «Иди к Сатане», «Господин видит тебя» и т. п. Вместо числа 666 могут писать буквы FFF исходя из того, что F — шестая буква английского алфавита.
Известны также «Самостоятельно изучающие любители» — оккультные молодёжные группы, привлечённые популярными книгами и фильмами, выступлениями рок-групп, атрибутикой сатанизма, т. е. интересующиеся им исключительно ради развлечения.
В некоторых странах (например, Беларусь, Киргизия, Эстония) Церковь Сатаны находится под запретом, поскольку официально считается, что она представляет собой экстремистскую организацию, деструктивную силу.
Основой культа некоторых сатанинских групп является принесение жертвы. Вместо настоящей жертвы иногда может быть использован её образ, над которым осуществляются магические действия: кукла, фотография, рисунок, письменное или словесное выражение [3; 5].
Псевдооригинальность символики сатанизма
Сатанизм — это скорее псевдорелигия, в смысле сознательного, нарочитого глумления над главными ценностями религии, их извращения и попрания, противопоставления им прямо противоположных социальных и личностных ценностей. Церковь Сатаны усматривает свою специфику (в частности и в особенности) в применении специфического языка как главной составляющей всякого письмен-
23
ного документа. Но язык этот не собственный, а заимствованный у седьмого по счёту, начиная с Адама, ветхозаветного патриарха Еноха.
Использование выработанной тысячелетней цивилизацией символики, но в искажённом, чаще всего перевёрнутом виде — основной художественный и идеологический приём сата-нистов. Так, пентаграмма — правильная пятиконечная звезда, один острый луч которой направлен вверх, а также пентакль (изображение пентаграммы в круге) использовались ещё шумерами, египтянами, древними греками, евреями, тамплиерами, магами и т. д. В Египте в древние времена пентаграмма считалась символом подземного царства Анубиса. У древних евреев пен-такль изображался на печатях, под ним понималось имя Бога. Кельты рассматривали пентаграмму как знак богини войны Морганы. Отсюда во многих странах пошла традиция использовать её как символ вооружённых сил, в том числе это было свойственно и Русской армии времён Российской империи. Алхимики подразумевали под пентаграммой защитный символ: демон неспособен перейти через её контуры. В связи с этим огромное внимание в начертании знака отводилось безотрывным линиям. Заключённая в круг пентаграмма — символ, который говорит о господстве мага над стихиями.
Сатанисты в середине XIX в. восприняли это изображение, но в перевёрнутом виде. У них оно предстаёт как морда козла. При этом иногда на его лбу изображается правильная пятиконечная звезда.
Официальный символ Церкви Сатаны — так называемая печать Бафомета, являющая собой перевёрнутую пентаграмму с вписанной в неё головой козла. В кольцо вокруг пентаграммы, напротив каждого луча звезды вписано имя Левиафан, т. е. морское чудовище, образ которого позаимствован из Ветхого Завета.
Шестиконечная звезда (печать царя Соломона, звезда Давида, гексаграмма) воспринята сатанистами из традиции классического иудаизма. Крест Нерона, Скарабей, Уджат (левый соколиный глаз бога Гора), Анкх (коптский крест, узел жизни) — древнеегипетские символы.
Популярна в сатанизме символика перевёрнутого католического креста. По недоста-
точной теологической грамотности сатанистов этот символ сыграл злую шутку даже с папой Римским. Согласно христианскому преданию, на таком кресте головой вниз в 67 г. н. э. во время правления в Риме императора Нерона был распят апостол Пётр, и с тех пор у католиков этот крест известен как Крест святого Петра. Он вырезан на спинке трона папы Римского, и его сходство с сатанинской символикой подчас приводит к крупным недоразумениям. Так, в 2000 г. во время своего визита в Израиль папа Иоанн Павел II сидел на троне с вырезанным в спинке крестом. Фотография понтифика на троне с перевёрнутым крестом святого Петра циркулировала по Интернету и использовалась в попытках наглядно продемонстрировать, будто католическая церковь связана с сатанизмом.
Выводы
Представители самых распространённых на сегодняшний день религий — христианства и мусульманства — считают Сатану главным виновником всех человеческих несчастий, олицетворением зла, толкающим людей на путь духовной гибели. В отличие от них, сатанисты глумятся над высшими моральными ценностями, возвеличивают тёмные силы, чёрную магию, злых духов и прочую нечисть. Как субкультура современный сатанизм начал оформляться в 1960-е гг. в Соединённых Штатах Америки, а оттуда расползся по всему миру. Наиболее благодатная почва для возникновения подобных субкультур — переживаемый социумом экономический и моральный кризис. Многих вполне устраивает отказ от общечеловеческих и общенациональных гуманитарных ценностей, отрицание традиционной христианской морали, оправдание установки на то, что человек — суть животное и ничто животное ему не чуждо.
Предпринятое нами подробное изложение темы книги в сатанинских культах свидетельствует прежде всего об огромном значении книги в глазах средневекового населения. Она выступает бесспорным источником истины, кладезем информации по самым различным вопросам, арбитром в решении возникающих коллизий. Кроме того, книга — как священная, так и магическая, колдовская — служит, наря-
24
ду, конечно, с главным героем и его похождениями, сюжетообразующим стержнем, без которого потеряла бы возможность предстать в виде некой целостности. Наконец, по ходу сюжета в ней постоянно возникают упоминания различных видов источников информации, материала носителя, материала и инструмента записи. Короче говоря, приверженцы в том числе и дьяволиады оказались вынужденными прибегнуть к авторитету письменности, книги.
Слово «сатана» приобрело брендовый характер. Российский ракетный комплекс с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой наземного базирования Р-36М, Р-36М УТТХ, Р-36М2, РС-20 и последующих модификаций, разработанный и принятый на вооружение в 1970-1980-х гг., американцы назвали Satan («Сатана»), потому что сбить её трудно, а при взрыве она устроит сущий ад.
В настоящее время сатанизм стал не просто воинствующей контррелигиозной, философской, но и социально-политической системой, широко использующей в своей деятельности как изобразительный ряд, так и реминисценции на тему письменности, книги. В её недрах интенсивно развивается и собственная литература, одним из главных персонажей которой (зачастую одушевлённых) является книга. Это свидетельствует о её бесспорном сохраняющемся авторитете во всех слоях современного общества.
Поднятая тема открывает новую страницу в истории книжной культуры. До настоящего времени ни книговеды, ни историки книжной культуры к ней не обращались. Она демонстрирует возможности и влияние книги ещё в одном аспекте — довольно специфическом, но тем не менее имеющем собственную историю и оказывающем заметное влияние на часть населения. Его дальнейшее изучение обогатит представление о книжном влиянии на общественное развитие.
1. Алистер Кроули / авт.-сост. Н. Н. Непомнящий. — Москва : АСТ, 1999. — 204 с. — (Великие маги и чародеи).
2. Базак, О. На Украине официально зарегистрировали общину сатанистов / О. Базак // Московский комсомолец. — 2014. - 11 авг.
3. Дворкин, А. Л. Люциферианство и сатанизм / А. Л. Дворкин // Сектоведе-ние. Тоталитарные секты. Опыт систематического описания. — 3-е, доп. и перераб. изд. — Нижний Новгород : Христианская библиотека, 2006. — 813 с. - С. 739-743.
4. Енохианский язык [Электронный ресурс] // Википедия : свобод. энцикл. — URL: М1р8://ги.-тк1реё1а.о^/ш1к1/Ено-хианский_язык.
5. Ковендиш, Р. Чёрная магия = The Black Arts / Р. Ковендиш; пер. с англ. А. Блейз. — Москва : Терра-Книжный клуб, 2000. — 416 с. — (По ту сторону).
6. Куликов, И. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера : справ. / И. Куликов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Белгород : Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. — 459 с.
7. ЛаВей, А.-Ш. Записная книжкаДьявола= The Devil's Notebook / А.-Ш. ЛаВей. — Москва : Unholy Words, Inc. (РЦС), 1996.
8. ЛаВей, А.-Ш. Сатанинская библия = The Satanic Bible / А.-Ш. ЛаВей. — Москва : Unholy Words, Inc. (РЦС), 1996.
9. ЛаВей, А.-Ш. Сатанинские ритуалы = The Satanic Rituals / А.-Ш. ЛаВей. — Москва : Unholy Words, Inc. (РЦС), 1997.
10. Саввин, А. В. Современный сатанизм: идейные истоки, доктрина, практика : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.06 / А. В. Саввин. — Москва, 1999. — 152 с.; автореф. дис. — Москва, 1999. — 22 с.
11. Сатанисты зарегистрировали свою церковь в РФ [Электронный ресурс].—URL: https:// wowavostok.livejournal.com/5802626.html.
12. Столяров, Ю. Н. Использование книжной тематики в борьбе средневековой католической церкви с сатанизмом / Ю. Н. Столяров // Вестник культуры и искусств. — 2019. — № 1 (57). — С. 14—24.
13. Столяров, Ю. Н. Мотивы книжной культуры в гримуарах и Народной книге / Ю. Н. Столяров // Вестник культуры и искусств. — 2019. — № 2 (58). — С. 7—20.
14. Столяров, Ю. Н. Отражение книжной тематики в сатанизме как своеобразной субкультуре: древний этап / Ю. Н. Столяров // Вестник культуры и искусств. — 2018. — № 4 (56). — С. 7—15.
15. Тайсон, Д. Подлинная магия ангелов : [энохианская магия для начинающих] / Дональд Тайсон; [пер. с англ. В. Венюко-вой]. — Москва : АСТ : Астрель, 2005. — 345 с. : ил., табл.
Получено 25.03.2019
25
YU. Stoliarov
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Centre of Book Culture of Federal State
Budgetary Institution of Science Scientific and Publishing Centre "Science" of Russian Academy of Sciences, Russian State Library E-mail: [email protected]
Reflection Book Subjects in the Subculture of Modern Satanism
Abstract. The article concludes a series of publications on the topic of writing, reading, books in a destructive subculture known as Satanism. This system of representations arose in the deepest antiquity and developed in the Western world, representing a defiant opposition to the ideology of Christianity. Discusses the place of the classic of Satanism its romantic stage, on change which came modern destructive Satanism. At all stages of development, he relied on book stories, drawn from the canonical Christian literature, from the same taken and perverted the basic symbols as visual symbols for the image of the main quality, the most important concepts and ideas for this phenomenon. The strong influence of Satanism on fiction and art is shown.
Keywords: Religion, Satanism, Book, origins of book Culture, Subculture, classical Literature, A. S. LaVey, J. Dee, Symbolism, Enochian language
For citing: Stoliarov YU. 2019. Reflection Book Subjects in the Subculture of Modern Satanism. Culture and Arts Herald. No 3 (59): 19-26.
References
1. Alister Krouli [Alistair Crowley]. 1999. Comp. by N. N. Nepomniashchii. Moscow: AST. 204 p. (Great magicians and sorcerers). (In Russ.).
2. Bazak O. 2014. In Ukraine, officially registered the community of Satanists. Moskovskiy komsomolets [Moscow's comsomolets]. 11 avg. (In Russ.).
3. Dvorkin A. 2006. Luciferianism and Satanism. Sektovedenie. Totalitarnyesekty. Opytsistematicheskogo opisaniya [Sectology. Totalitarian sects. Systematic Description Experience]. 3rd ed. Nizhny Novgorod : Khristianskaya biblioteka. 813 p. P. 739-743. (In Russ.).
4. Enochian language [Electronic resource]. Wikipedia: free encycl. Available from: https://ru.wikipedia. org/wiki/EH0xuaHCKMM_fl3biK. (In Russ.).
5. Cavendish R. 2000. Chernaya magiya [The Black Arts]. Transl. from Engl. By A. Bleiz. Moscow: Terra-Knizhnyy klub. 416 p. (On the other side). (In Russ.).
6. Kulikov I. 1997. Novye religioznye organizatsii Rossii destruktivnogo i okkul'tnogo kharaktera [New religious organizations of Russia of a destructive and occult nature]. 2nd ed. Belgorod: Missionerskiy Otdel Moskovskogo Patriarkhata Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. 459 p. (In Russ.).
7. LaVey A.-SZ. 1996. Zapisnaya knizhka D'yavola [The Devil's Notebook]. Moscow: Unholy Words, Inc. (In Russ.).
8. LaVey A.-SZ. 1996. Sataninskaya bibliya [The Satanic Bible]. Moscow: Unholy Words, Inc. (In Russ.). (In Russ.).
9. LaVey A.-SZ. 1997. Sataninskie ritualy [The Satanic Rituals]. Moscow: Unholy Words, Inc. (In Russ.).
10. Savvin A. 1999. Sovremennyy satanizm: ideynye istoki, doktrina, praktika [Modern Satanism: Ideological Origins, Doctrine, Practice]. Moscow. 152 p; 22 p. (In Russ.).
11. Satanisty zaregistrirovali svoyu tserkov' v RF [Satanists registered their church in Russia] [Electronic resource]. Available from: https://wowavostok.livejournal.com/5802626.html. (In Russ.).
12. Stoliarov YU. 2019. The Use of Book Characters in the Struggle of Middle-Age Catholic Church with Satanism. Culture and Arts Herald. No 1 (57): 14-24. (In Russ.).
13. Stoliarov YU. 2019. The motives of book culture in Grimoire and folk book. Culture and Arts Herald. No 2 (58): 7-20. (In Russ.).
14. Stoliarov YU. 2018. The reflection of the book theme in Satanism as a kind of subculture: the ancient stage. Culture and Arts Herald. No 4 (56): 7-15. (In Russ.).
15. Tyson D. 2005. Podlinnaya magiya angelov: [enokhianskaya magiya dlya nachinayushchikh] [Genuine angel magic: [Enochian magic for beginners]]. Moscow: AST: Astrel' 345 p. (In Russ.).
Received 25.03.2019
26