Научная статья на тему 'Отражение интересов современного общества на страницах публицистических магнатов (на примере рубрик в изданиях «Forbes», «Сноб», «Esquire»)'

Отражение интересов современного общества на страницах публицистических магнатов (на примере рубрик в изданиях «Forbes», «Сноб», «Esquire») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
844
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / ЖУРНАЛ / ЖУРНАЛИСТ / ИЗДАНИЕ / ИНТЕРЕСЫ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ПУБЛИКАЦИЯ / ЧИТАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Игошина Ольга Александровна, Морозова Анна Андреевна

Статья посвящена исследованию интересов современного общества, отраженных в материалах публицистических изданий «Forbes», «Esquire» и «Сноб». Анализируя рубрикационное наполнение журналов, автор выявляет истинные интересы современного потребителя информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the interests of modern society reflected in the media texts published in the journals “Forbes”, “Esquire”, and “Snob”. A content analysis of the journals' sections has revealed the real interests of the modern information consumers.

Текст научной работы на тему «Отражение интересов современного общества на страницах публицистических магнатов (на примере рубрик в изданиях «Forbes», «Сноб», «Esquire»)»

МОРОЗОВА А. А., ИГОШИНА О. А.

ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА СТРАНИЦАХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ МАГНАТОВ (НА ПРИМЕРЕ РУБРИК В ИЗДАНИЯХ «FORBES», «СНОБ» И «ESQUIRE»)

Аннотация. Статья посвящена исследованию интересов современного общества, отраженных в материалах публицистических изданий «Forbes», «Esquire» и «Сноб». Анализируя рубрикационное наполнение журналов, автор выявляет истинные интересы современного потребителя информации.

Ключевые слова: автор, журнал, журналист, издание, интересы, информация, общество, публикация, читатель.

MOROZOVA А. А., IGOSHINA О. А.

REFLECTION OF MODERN SOCIETY INTERESTS IN POPULAR JOURNALS: A STUDY OF "FORBES", "SNOB", AND "ESQUIRE" MEDIA TEXTS

Abstract. The article studies the interests of modern society reflected in the media texts published in the journals "Forbes", "Esquire", and "Snob". A content analysis of the journals' sections has revealed the real interests of the modern information consumers.

Keywords: author, magazine, journalist, edition, interests, information, society, release,

reader.

Невозможно представить современное общество без инновационных гаджетов. Совсем недавно они вошли в нашу жизнь и прочно в ней обосновались. Различные смартфоны, планшеты, электронные книги в миллионы раз облегчают нашу жизнь. К примеру, мы можем читать все то, что хотим и где захотим, независимо от места, времени и расположения. Быть в курсе событий - то, что хочет современное общество. Разнообразие публицистики в XXI веке невозможно сравнить ни с каким другим видом. Издатели учли все потребности населения, будь вы женщиной или мужчиной, ребенком или пенсионером - вы всегда найдете то, что будет интересно именно вам. Как и в любой другой отрасли есть незначительные издания, которые живут лишь в определенной местности, средние, ориентированные на определенный круг читателей, возможно выходящие за пределы региона / города, и, собственно говоря, магнаты публицистики - они интересны большинству населения во всех уголках мира. Это журналы, захватившие мир своим языком, содержанием статей, темами или просто своей красочной глянцевой обложкой.

С помощью анализа трех таких публицистических магнатов, а именно: «Forbes»,

«Сноб» и «Esquire» попробуем в этом разобраться.

«Forbes» [1]является американским финансово-экономическим журналом. Это одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире. Журнал основан в 1917 году Берти Чарльзом Форбсом. Девиз журнала - «Инструмент капиталиста».

Россия стала пятой страной, где «Forbes» стал издавать свой журнал. В апреле 2004 года вышел в свет первый российский номер. Издателем стало и является на данный момент ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», дочерняя компания немецкого медиахолдинга Axel Springer AG [1]. Главный редактор Елизавета Осетинская. Она возглавляет журнал с мая 2011 года. Стоит отметить, что кроме основного выпуска журнала «Forbes» с периодичностью в один месяц выпускает приложения «Forbes Woman» и «Forbes Life». В истории журнала существуют самые разнообразные рейтинги: «Самые высокооплачиваемые топ-менеджеры», «Самые богатые жены политиков», Самые влиятельные люди», «25 самых дорогих руководителей компаний», «50 звезд» и множество-множество других. Но помимо этих самых рейтингов журнал ежемесячно публикует 11 постоянных рубрик и 9 меняющихся. Теперь остановимся на каждой из постоянных, чтобы выяснить, что же интересно современному читателю.

Первая и весьма стандартная рубрика, имеющаяся во всех изданиях журнального типа - «От редактора». Елизавета Осетинская в каждом номере делится с читателями своим мнением по поводу той или иной статьи. Как правило, она делает акцент на центральную тему. Почти всегда это либо рейтинг, либо интервью с первым лицом какой-либо компании.

«Выбор редакции» - новинки мирового рынка. Это может быть все, что угодно, но обязательно относяшееся лишь к нескольким темам: экономика и общество политика и бизнес. Книги, научные открытия, мнения значимых лиц на тот или иной вопрос, семинары.

«Только на сайте» - как правило, две аннотации к статьям, которые можно прочитать в Интернете с любого гаджета. Специально для этого сбоку от статей напечатан QR-код, с помощью которого в тот же момент вы попадете на страницу Интернет-издания. Обычно это статьи о событиях и людях, происходящих за границей, но находящихся на слуху.

«Комментарии читателей» - как и самая первая рубрика, является постоянной и обязательной для всех публицистических изданий. Содержит в себе отзывы и комментарии читателей на информацию, опубликованную в прошлом номере журнала. Только в отличии от обычных писем читателей, «комментарии...» отличаются тем, что это четко сформулированные мысли без ссылок на какую-либо определенную статью. Складывается ощущение, что рубрика должна носить название «Поток мыслей читателей».

«Мнения» - журналисты, экономисты, политики, профессора, президенты и вице-

президенты компаний делятся своим мнением по поводу их интересующей темы. Рубрика содержит отражение действительности в полном смысле этого слова. Политика, реформы, гражданское общество, урбанистика, инвестиции, Интернет ... Список можно продолжать очень долго. Это рубрика и о ценах на нефть, и о Сноудоне, и даже об антикризисном пакете правительства.

«Есть данные» - интересная, правдивая и проверенная информация, касающаяся государства. В небольшой статье отчет по какой-либо отрасли государственной деятельности. Вся информация обязательно подтверждена графиками, демонстрирующими различные тенденции.

«Предприниматели» - бизнес-новинки от молодых и амбициозных предпринимателей. Появилась идея? Срочно нужно воплотить ее в жизнь. Именно так и поступают герои этой рубрики. Это своеобразный стимул для молодых читателей журнала. Многие хотят оказаться на страницах «Forbes».

«Маркетинг» - примеры грамотных маркетинговых ходов. Истории людей, кто правильно применяет свои знания, тем самым, помогая бизнесу. Не обязательно своему. Маркетинговые идеи отлично продаются, покупаются и используются. Что приносит хороший доход, как потребителю, так и продавцу.

«Деньги» - истории людей, сумевших сделать деньги там, где, казалось бы, их сделать невозможно. В основном, это иностранцы, работающие в России на должностях, которые сложно себе представить. И обязательно еще одна статья этой рубрики: про кризисы. Любые, кризис в стране, кризис банков, кризис бизнесов.

«Рейтинг» - название говорит само за себя. Самые интересные и востребованные рейтинги. И все же, стоит отметить, что это не просто сухие имена и числа, а обязательное полное описание каждого участника.

«Life» - путешествия, спорт, хобби. Самые интересные увлечения кого-либо из участников списка «Forbes». Обязательный фоторепортаж из личного архива участника этой рубрики.

«Вне бизнеса» - подборка мыслей различных деятелей культуры и искусства, политики, экономики, истории на выбранную тему. И обязательное заключение рубрики -цитата из Библии.

Аудитория одного номера «Forbes» составляет 1129000 читателей (тираж издания в России 100000 экземпляров). 43% читателей возраста не младше 25, но и не старше 44 лет. Что касается гендерного признака, то тут все неоднозначно - 64% мужчин и 36% женщин. Существует мнение, что Forbes - журнал для успешных и обеспеченных людей. И это

действительно так: 40% аудитории занимают руководящие должности; 76% обеспеченные и высокообеспеченные люди. Есть и другая статистика: 60% читателей - люди, которые не входят в правящую элиту и 34% читателей среднего класса.

«Сноб» [2] - российский журнал. Включает в себя Интернет-издание и печатный журнал. Позиционируется как «проект для международного сообщества успешных профессионалов». В издании публикуются репортажи, интервью, эссе, публикации литературы, авторские фотоистории. Проект был создан основателем издательского дома «Комерсантъ» Владимиром Яковлевым. Первый номер вышел в октябре 2008 года. Сайт начал свою работу в мае 2009 года. С 2011 года главный редактор журнала - Николай Усков. Тираж издания составляет 50000 экземпляров. «Сноб» состоит из трех основных блоков: авторские обзоры событий, произошедших за месяц в основных городах проживания русскоязычной аудитории (Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк); документальные рассказы и очерки; реестр ответственного потребителя. Участниками проекта становятся по приглашению редакции, либо по собственному желанию. Среди участников проекта, активно участвующих в жизни «Сноба»: Борис Акунин, Андрей Макаревич, Владимир Сорокин, Антон Носик, Олег Кашин, Дмитрий Хворостовский и другие. Журнал «Сноб» - одно из немногих изданий современного публицистического рынка, которое можно назвать литературным. Подробнее остановимся на каждой из рубрик:

«Автограф» - автограф известного деятеля искусства из любой его сферы.

«Авторы и герои» - краткий экскурс по всему номеру. Кто и о чем написал и два-три предложения к каждой статье журнала.

«Комментарии» - отзывы Интернет-читателей журнала на различные статьи. Причем не обязательно это должны быть комментарии на выпуск прошлого месяца.

«Заметки» - календарь культурных событий Москвы с описанием, почему именно это мероприятие нужно посетить.

«Противостояние» - сравнение двух известных личностей по критериям: что придумал, начало пути, награды, массовая культура, неудачи, хобби, подозрение, прозвище и эпиграммы.

«Глоссарий месяца» - слова и выражения для запоминания. Цитаты из речей известных деятелей нашей страны. Вполне привычные и понятные слуху слова с непривычным значением.

«Книги», «Кино», «ТВ» - новинки и рецензии к ним.

«Чего хотят люди» - самые востребованные данные из поисковых запросов на сайте

snob.ru

«Париж», «Бостон», «Гонконг» - путешественники или русскоязычные жители городов, делятся своими впечатлениями и комментируют увиденное.

«Интервью Ксении Соколовой и Ксении Собчак» - известная личность СССР или начала 2000-х, но незаметно ушедшая в небытие. Ряд провокационных вопросов ставит в тупик интервьюированного человека и выводит на чистую воду.

«Тем временем» - о том, что происходит в других странах с русскими деятелями современности. События, связанные с культурным достоянием страны.

«Путеводитель» - подробное описание какой-либо страны. Ее традиции, культурные особенности, чем славится страна, новинки технологий. Вся жизнь и культура в мельчайших подробностях.

«Совместный проект Сноб и Lexus» - интервью с величайшим человеком, жившим в наше время, но наверняка уже вошедшим в историю не только России, но и всего мира.

«Литература» - как правило, включены две-три литературные повести или эссе. Возможно и такое, что это мини-роман, разделенный на главы и напечатанный в нескольких номерах.

«Выбранные места» - цитаты из известных фильмов, мультфильмов, книг и известных людей современности.

Все же «Сноб» позиционируется как литературный журнал. Это подтверждается еще и тем, что один раз в каждое время года выходит номер, в котором собраны только лишь повести, очерки, эссе. Нет рекламы, нет интервью, нет ничего, что могло бы отвлечь от творчества.

«Esquire» [3] - ежемесячный мужской журнал, основанный в 1932 в США. В России первый номер вышел в апреле 2005 года. Основные темы журнала - культура и искусство, мода и стиль, бизнес и политика, технологии и автомобили, еда и здоровье, персонажи и интервью. Главный редактор русской версии - Дмитрий Голубовский. Тираж в России достигает 90000 экземпляров. Российский «Esquire» специализируется на гетеросексуальной моде. Стоит открыть журнал и сразу становится понятно, что он ориентирован на мужчин. Но это ошибочное мнение, потому что здесь каждый найдет для себя интересную статью и узнает из нее что-то новое. Рубрик, как таковых, просто не существует. Все статьи находятся в хаотичном порядке. Это и есть изюминка журнала. И все же своеобразное деление на рубрики можно найти.

«Письма» - именно письма читателей, а не комментарии и отзывы, как это было в двух предыдущих журналах. Письма коротенькие, но содержательные, их, как правило, не меньше пяти.

«Авторы» - писатели, журналисты, музыканты, фотографы, депутаты - авторы статей, содержащихся в журнале.

«Письмо» - обращение редактора к читателям. Как и весь журнал, письмо несет в себе определенные настроения и информацию, не относящуюся к номеру и его написанию вообще. Мысли редактора об увиденном и услышанном за месяц.

«Музыка» - целая история группы, альбом которой готовится к выходу. Тут можно найти абсолютно все. Вплоть до того, каких принципов придерживался композитор в момент написания музыки.

«Открытия», «Ткани», «Порядок», «Город», «Каково», «Настроение» - ряд коротеньких рубрик, отражающих интересы, настроение, потребности современного общества. Все то новое, что произошло за месяц и уместилось на нескольких страницах.

«Интервью человека с обложки» - как правило,на обложке, во всю страницу лицо «героя». И вот то самое лицо в этой рубрике рассказывает про свою жизнь. В буквальном смысле слова рассказывает, сам, тезисно. Все подкреплено фотографиями.

«Правила жизни» - деятели культуры и искусства, кому за 50, делятся с читателями своими правилами. Рассказывая при этом, каким образом они появились у них самих.

«Религия» - мнения и рассказы людей со всего мира о религиях, которые проповедуют они.

«Чтение» - рассказ, опубликованный в номере, как правило, носит футуристический характер.

«Одежда» - подборка фотографий с моделями в модной и актуальной одежде.

«Вещи» - фотографии десяти определенных вещей и их истории.

«Подарки» - заглянув на эти страницы, без подарков для партнера, товарища или друга остаться невозможно.

«Литература» - интересные факты о литературном авторе.

Таким образом, проанализировав три ключевых издания современности, на наш взгляд, мы можем с уверенностью сказать, что нынешнему поколению людей интересно положение государства во всех его сферах. Обществу небезразличны новинки на экономическом, технологическом и инвестиционном рынках. Моральное развитие - то, что не оставляет безразличным никого. Именно культура является основной из тем, волнующих современное общество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Издательский дом Аксель Шпрингер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.axelspringer.ru/editions/forbes/. - Загл. с экрана.

2. Сноб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.snob.ru. - Загл. с экрана.

3. Esquire [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esquire.ru. - Загл. с экрана.

4. Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/issue. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.