УДК 32.019.5
ОТРАЖЕНИЕ ИМИДЖА УКРАИНЫ В УКРАИНСКОЙ БЛОГОСФЕРЕ
(2013-2015 гг.)
THE REFLECTION OF THE IMAGE OF UKRAINE IN THE UKRAINIAN BLOGOSPHERE (2013-2015 YEARS)
Н.А. Марецкая N.A. Maretskaya
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского Россия, 295007, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
V.I. Vernadsky Crimean Federal University 4 Vernadskogo av., Simferopol, Republic of Crimea, 295007, Russia
e-mail: maretska.n@gmail.com
Аннотация. В статье рассматривается роль «новых медиа», в частности блогосферы, в процессе формирования имиджа Украины. Исходя из риторики блогеров, факторы, оказывающие влияние на имидж Украины были разделены на 6 групп, которые в свою очередь имели положительную, отрицательную или нейтральную коннотации. В результате анализа украинской блогосферы за 2013-2015 гг., автор выделяет факторы, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на имидж исследуемого государства. Автор проводит сравнительный анализ факторов и приходит к выводу о том, что за исследуемый период большинство упоминаний об имидже данной страны являются негативными - 52%. Выявлена бинарность политических и экономических факторов, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на имидж страны. В свою очередь, социальные и экологические факторы оказывают в основном негативное воздействие, ровно как спортивные и культурные в большей степени способствуют формированию имиджа в положительном ключе. В настоящий момент в украинском информационном поле по большей части присутствуют фиксации, основанные на продвижении националистических и русофобских идей, что негативно сказывается на репутации исследуемой страны. Транслируемый в блогосфере контент способствует формированию следующих ярлыков и фреймов: Украина проводит антитеррористическую операцию, Крым оккупирован, крымчане и жители ЛНР и ДНР - сепаратисты, колорадо, ватники. Данные фреймы являются свидетельством применения манипулятивных технологий. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что у Украины сформировался имидж слабого государства. Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о низкой роли «новых медиа» в процессе формирования имиджа Украины.
Resume. The article discusses the role of the "new media" such as the blogosphere in the formation of the foreign image of Ukraine. Based on the rhetoric of bloggers, the factors which influencing in the image of Ukraine has been divided into 6 groups, which in turn had a positive, negative or neutral connotations. The analysis of Ukrainian blogosphere for the period 2013-2015 years, the author identifies the factors that have the positive and the negative impact on the image of Ukraine. The author carries out a comparative analysis of the factors and concludes that during the analyzed period the majority of references to image of the country are negative - 52%. Revealed binary nature of the political and economic factors that can have both positive and negative effects on the country's image. In turn, social and environmental factors generally have a negative effect, exactly as sports and cultural are more conducive to the formation of the image in a positive way. Currently, Ukrainian information space for the most part present fixation which based on the promotion of nationalism and Russophobes ideas, which adversely affects on the reputation of the country which study. Broadcast in the blogosphere content promotes the formation of the following labels and frames: Ukraine conducts anti-terrorist operation, the Crimea occupied, Crimeans and residents of LNR and DNR - separatists, colorado, vatniki. These frames are evidence of the use of manipulative techniques. These data suggest that Ukraine has formed the image of a weak state. These study results allow us to conclude about low role of "new media" in the process of forming image of Ukraine.
Ключевые слова и фразы: имидж Украины, блогосфера, блогер «новые медиа», Евромайдан, национализм.
Key words: the image of Ukraine, blogosphere, blogger, "new media", Euromaidan, nationalism.
В настоящее время Интернет становится одним из наиболее авторитетных источников информации. По мнению Р.С. Ньюмана, Интернет имеет большее влияние, чем телевидение или газеты, так как в большей степени мобилизует маргинальных жителей, в отличие от тех людей, которые интересуются политикой1.
1 Neuman W.S. Russell The Internet and four dimensions of citizenship. URL: http://www.wrneuman.com/nav_pub.html (25.07.2016).
М. Кастельс подчеркивает, что «Интернет - это коммуникационный медиум, который впервые сделал возможным общение многих людей со многими другими в любой момент времени и в глобальном масштабе»1. Отечественный исследователь Д.Г. Евстафьев дает следующее определение термину «интернет» это - коммуникационное пространство, сформированное на основе полностью оцифрованных коммуникаций, передаваемых в специфических, присущих только Интернету форматах, определяемых технологическими особенностями средств передачи и обработки информации. Коммуникации в Интернет-пространстве могут быть как антропо-, так и техногенные»2.
По мнению В. Кросби, интерактивность является ключевым моментом для «новых медиа»3. Он подчёркивает, что обмен идеями и изображениями имеет первостепенное значение при рассмотрении вопроса о возможностях «новых медиа». В. Кросби выделяет 3 типа медиа4:
1. Межличностные медиа «один одному» или «one-to-one» (Interpersonal media).
2. Масс-медиа это «один многим» или «one-to-many» (Mass media).
3. Новые медиа «многие многим» или «many-to-many» (New media).
Производной понятию «новые медиа» является блогосфера. Блогосфера - это глобальный медиа-инструмент по формированию общественного мнения, в частности, в вопросах формирования положительного образа страны.
По мнению А. И. Черных, преимуществом блогосферы по сравнению с традиционными медиа является «наличие постоянной обратной связи с читателями, которая работает и как катализатор их включения в политический процесс. Читатели - бесценный источник информации, и в их активности - залог успеха блогов»5.
Целью статьи является анализ украинской блогосферы на предмет изучения факторов, которые положительно или отрицательно сказываются на имидже Украины.
Объектом исследования является имидж Украины.
Предметом исследования выступает процесс формирования имиджа Украины посредством использования блогосферы.
В связи с тем, что каждый пользователь является не только потребителем контента, но и потенциальным создателем, мы можем говорить об усилении роли «новых медиа» в процессе формирования имиджа государства или другого объекта.
Роль блогосферы в формировании имиджа государства заключается в том, что интернет-пользователи могут продвигать национальные интересы страны, акцентировать внимание других интернет-пользователей на важных политических событиях и факторах, которые положительно или отрицательно сказываются на престиже страны, но в то же время, манипулировать общественным сознанием, заведомо искажая информацию и создавая симулякры.
Констатация интернет-пользователями фактов и факторов, которые положительно или отрицательно сказываются на образе страны, чаще всего является достаточно объективным отражением имиджа в категориях сильного и слабого государства.
Для того чтобы изучить факторы, которые оказывают положительное и отрицательное воздействие на имидж Украины, был проведен контент-анализ украинской блогосферы за 2013-2015 гг.
Говоря о процедуре исследования, была использована система расширенного поиска «yandex блоги». Поиск осуществлялся по запросу «имидж Украины», <амщж Украши».
Исследование мнений украинских блогеров на предмет выявления факторов, которые оказывают влияние на формирование имиджа Украины показало, что за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 в украинской блогосфере было найдено 89 материалов (в 2013 г. - 19; 2014 г. - 28; 2015 г. - 42 материала).
Основываясь на риторике блогеров, были выделены 6 факторов, которые оказывают влияние на имидж Украины:
1. Социальные проблемы, которые включают такие проблемы как: торговля наркотиками/наркомания, секс-туризм, проституция, отстрел собак, рейдерство, криминал, расизм, ксенофобия, антисемитизм, ЛГБТ, межэтнические конфликты.
2. Экология: проблемы окружающей среды, в частности Чернобыль.
3. Экономика: инвестиции, сервис, цены, уровень жизни, газовый конфликт, оружейный скандал, работа таможни, туризм, инфраструктура, санкции.
4. Политика: дипломатия, саммиты, международные встречи, вступление Украины в международные организации, законопроекты, политические перформансы, терроризм, политика РФ в отношении Украины, коррупция, национализм, ОУН-УПА, оранжевая революция, свобода слова, FEMEN, политическая деятельность В.Ф. Януковича, политические репрессии, дело Гонгадзе, фальсификация выборов, политические реформы, СБУ, государственное финансирование, земельный вопрос,
1 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург, 2004. С. 15.
2 Евстафьев Д.Г. Интегрированные коммуникации как глобальная реальность XXI века 500 тезисов об интегрированных коммуникациях. М., 2013. С. 35-36.
3 Crosbie V. What is New Media? URL: www.sociology.org.uk/as4mm3a.doc (28.07.2016).
4 Ibid.
5 Черных А.И. Медиа и демократия. М.; Спб., 2011. С. 67.
авторитаризм, патриотизм, политические сплетни, скандалы, активность населения, миротворческие операции, безопасность, военные конфликты, НАТО, ЧФ РФ, ЕС, НГО, АТО, ЛНР, ДНР, Евромайдан, имидж России, аннексия Крыма, агрессия РФ, захват власти, нацгвардия, законность, правосудие.
5. Культура: искусство, кино, литература, история, наука, образование, фестивали, язык, стереотипы, вульгарное поведение.
6. Спорт: спортивные мероприятия, Евро-12.
Оценка блогерами имиджа Украины была разделена на 3 группы исходя из риторики:
1. Положительная оценка - высказывания блогеров, в которых положительно оценивается имидж Украины. Блогер приводит факты и факторы, которые положительно влияют на имидж Украины или использует неаргументированные эмоционально-положительные высказывания.
2. Нейтральная оценка - высказывания блогеров, в которых отсутствуют оценочные суждения, блогеры делают репосты материалов не выражая собственного отношения к данному материалу.
3. Негативная оценка - высказывания блогеров, в которых отрицательно оценивается имидж Украины. Блогер приводит факты, обозначает проблемы, которые негативно влияют на имидж Украины или использует неаргументированные эмоционально-положительные высказывания.
Глубина украинской блогосферы в исследуемый временной отрезок составляет 868135 бло-гов. Соответственно, теме внешнеполитического имиджа Украины было уделено 0,04%.
Присутствие темы имиджа Украины в украинской блогосфере (2013 г.)
За 2013 г. в украинской блогосфере найдено 19 материалов, в которых представлены 22 оценочных суждения в отношении имиджа Украины.
Рис.1. Факторы, оказывающие влияние на имидж Украины (2013 г.)
Fig. 1. The factors that affect the image of Ukraine (2013)
Кратко характеризуя полученные результаты можно отметить, что в 2013 г. в блогосфере возрастает интерес к Крыму, появляются посты о том, что с точки зрения туризма полуостров положительно влияет на имидж государства. Также, из позитивных моментов было отмечено, что Евромайдан способствует интеграции Украины в ЕС. Кроме этого, Правительство Украины было намерено развивать космическую отрасль.
Таблица 1 Table 1.
Факторы, которые оказывают влияние на имидж Украины (2013 г.)
Положительные факторы Отрицательные факторы
Спортивные достижения Евро-2012, спортивные достижения В.В. Кличко
Политика: Евромайдан Политика: Коррупция; Радикализм и национализм, шовинизм Плохое исполнения решений Европейского суда по правам человека
Экономические показатели Развитие космической отрасли Развитие туризма в Крыму Экономические показатели: Дискредитация оборонно-промышленного комплекса на международном рынке; Плохой инвестиционный климат Акции-перфомансы FEMEN
Социальные проблемы: Воровство Наркобизнес Торговля оружием Проституция
В то же время, национализм и ксенофобия (которые пропагандируют «Свобода» и другие националистические организации) в 2013 г. упоминаются как одни из наиболее острых социально-политических проблем. В связи с протестными настроениями в Киеве, недовольством украинской властью в лице В.Ф. Януковича и началом борьбы со всем советским (начиная от сноса памятников Ленина), блогеры отмечают рост ненависти по отношению к русским, проживающим на Украине и за её пределами. Акции FEMEN также вызывают недовольство интернет-общественности, поскольку, по их мнению, дискредитируют украинских женщин. В экономическом плане, отмечается отсутствие оборонно-промышленного комплекса. Кроме этого, на международный имидж страны по-прежнему негативно влияют такие социальные явления как наркобизнес, торговля оружием и проституция.
Стоит отметить, что упоминания экс-президента В.Ф. Януковича встречаются только в негативном контексте.
Присутствие темы имиджа Украины в украинской блогосфере (2014 г.)
За 2014 г. в украинской блогосфере найдено 28 материалов.
Рис.2. Факторы, оказывающие влияние на имидж Украины (2014 г.) Fig. 2. The factors that affect the image of Ukraine (2014)
Как и в 2013 г. большинство упоминаний в блогосфере было найдено в негативном контексте - 51%, нейтральном - 29% и положительном -19,5%.
Таблица 2 Table 2.
Факторы, которые оказывают влияние на имидж Украины (2014 г.) The factors that affect the image of Ukraine (2014 г.)
Положительные факторы Отрицательные факторы
Культура Проведения кинофестивалей в Украине Деятельность кинологического союза Социальные проблемы: Отмена гей-парада
Политика Выполнение взятых на себя обязательств Украиной Евромайдан дал старт формированию нового поколения политиков; Украина - страна, избавившаяся от советского прошлого Экология Взрыв на Чернобыльской АЭС портит имидж Украины
Политика Радикализм и национализм, шовинизм Рейдерство Коррупция
Экономика Экспортный потенциал Украины уничтожен Плохой инвестиционный климат Прекращение регулярного авиасообщения между Киевом и Крымом наносит экономический ущерб украинским авиакомпаниям
По сравнению с 2013 г. в 2014 г. список фамилий, которые упоминаются в негативном контексте в украинской блогосфере гораздо больше: В.Ф. Янукович, И.Д. Фарион, О.Я. Тягнибок, А.В. Турчинов, А.П. Яценюк, И.В. Коломойский, Ю.В. Тимошенко.
Начиная с 2014 г. в не зависимости от оценки наиболее часто встречающимися в блогосфе-ре были политические упоминания.
В 2014 г. из положительно повлиявших на образ государства факторов блогеры называют политические и культурные события, происходящие в стране. Следует отметить, что повысить имидж Украины интернет-пользователи пытаются посредством метода отстройки от конкурента: предпринимаются попытки повысить имидж Украины за счет снижения имиджа Российской Федерации, в частности, это находит свое отражение в противопоставлении образов «Украины жертвы» - «России агрессору».
В 2014 г. борьба с советским прошлым превращается из негативного, в фактор, имеющий положительную коннотацию: Украина - это страна, избавившаяся от советского прошлого, создающая новую политическую элиту.
Огромной критике подвергается политическая деятельность В.Ф. Януковича и действия спецподразделения МВД «Беркут» на Евромайдане. Помимо этого, АТО негативно сказывается на экономических показателях страны. Инвестиционный климат в стране ухудшился, поскольку никто не хочет развивать бизнес в нестабильном в политическом и экономическом плане государстве, с высоким уровнем коррупции. Блогеры отмечают рост нетерпимости к ЛГБТ-сообществу. Прекращение авиасообщений между Крымом и Украиной также наносит ущерб имиджу исследуемой страны.
Помимо этого интернет-пользователи отмечают нетолерантные высказывания таких политических деятелей как И.Д. Фарион, О.Я. Тягнебок, А.П. Яценюк и их призыв разобраться со всеми жителями Украины, которые не разделяют националистическую идеологию. Увеличилось число штурмов, рейдерских захватов государственного и частного имущества «Правым сектором» и батальоном «Днепр-1», так, например, батальоном «Днепр-1» был захвачен одесский нефтеперерабатывающий завод.
Присутствие темы имиджа Украины в украинской блогосфере (2015 г.)
За 2015 г. в украинской блогосфере найдено 42 материала.
Рис. 3. Факторы, оказывающие влияние на имидж Украины (2015 г.) Fig. 3. The factors that affect the image of Ukraine (2015)
В 2015 г. количество положительных упоминаний об имидже Украины увеличилось по сравнению с предыдущим годом и составило 23%, однако больше всего упоминаний было найдено в негативном - 42% и нейтральном контексте - 35%.
Таблица 3 Table 3.
Факторы, которые оказывают влияние на имидж Украины (2015 г.) The factors that affect the image of Ukraine (2015 г.)
Положительные факторы Отрицательные факторы
Экономика Украина - государство с сильной экономикой и инновациями Экономика: Экономический кризис Ухудшилось качество жизни
Политика Судебная система должна обеспечить верховенство права Политика: Военные действия на Востоке Украины Срыв Минского процесса Национализм, шовинизм, героизация ОУН-УПА Непрофессионализм полицейских Коррупция
Культура Творческие достижения художников Проекты по поддержке молодых кинематографистов Музыкальный фестиваль O-FEST Социальные проблемы: Отстаивание прав ЛГБТ-сообщества
Спортивные достижения Спортивные достижения братьев Кличко Экология Взрыв на Чернобыльской АЭС портит имидж Украины
Положительные политические тезисы носили скорее декларативный характер и сводились к продвижению национальных интересов Украины, национальной безопасности, внедрение инноваций, формированию новой украинской нации, где главенствует верховенство права. Из спортивных достижений, которые влияют положительно на образ страны, приводятся давние достижения братьев Кличко. Кинофестивали, художники и музыканты вносят основной вклад в формирование положительного имиджа.
Фамилия братьев Кличко встречается в положительном контексте, однако блогеры это связывают со спортивными, а не политическими достижениями.
Из негативных факторов блогеры отмечают ухудшение инвестиционного климата в стране, снижение качества жизни. В 2015 г. снова всплывает тема экологии, связанная с пожаром в зоне отчуждения ЧАЭС в 1986 г. Из социальных проблем упоминается борьба за права ЛГБТ-сообщества в Украине.
В 2015 г. в формировании имиджа Украины особая роль отводится политическим факторам, в частности: военным действиям в зоне АТО и деятельности националистов. Особое возмущение вызвал законопроект о героизации ОУН-УПА. Западные ученые и общественные деятели написали открытое письмо Президенту Украины П.А. Порошенко, в котором призвали его отказаться от принятия данного закона. Все чаще идет речь о том, что у Украины формируется образ жертвы. Далее следуют высказывания о том, что Россия начала гибридную войну в Украине ради PR и повышения своего статуса на международной арене. Все чаще встречается тезис о том, что имидж Президента Российской Федерации В.В. Путина значительно ухудшился за последние годы, и что «мирный процесс» был направлен на спасение имиджа В.В. Путина, а не на решение украинских военно-политических вопросов.
В 2015 г. наибольшая частота упоминаний в негативном контексте у Президента Украины П.А. Порошенко (4 упоминания), чаще всего блогеры пишут о том, что он «удобный» политик для Запада, а в одном материале ему приписываются диктаторские качества. Также в негативном контексте была найдена фамилия украинского олигарха Д.В. Фирташа.
На протяжении всего темпорального отрезка исследования доминируют высказывания, которые свидетельствуют о негативном имидже Украины.
Таблица 4 Table 4.
Факторы, которые положительно повлияли на имидж Украины (2013—2015 гг.)
The factors that had a positive impact on the image of Ukraine (2013—2015)
Факторы 2013 2014 2015
Политический + + +
Экономический + +
Социальный
Культурный + +
Спортивный + +
Экологический
Таблица 5 Table 5.
Факторы, которые отрицательно повлияли на имидж Украины (2013—2015 гг.) The factors that had a negative impact on the image of Ukraine (2013—2015)
Фактор 2013 2014 2015
Политический + + +
Экономический + + +
Социальный + + +
Культурный
Спортивный
Экологический + +
Таким образом, исходя из полученных результатов, очевидно, что большинство упоминаний об имидже Украины являются негативными - 52% (от всех найденных материалов за 2013-2015 гг.), далее следуют нейтральные - 30%, а положительные упоминания составляют всего лишь 18%.
Анализ украинской блогосферы позволил выделить основные факторы, которые оказывают влияние на процесс формирования имиджа Украины. Так, можно констатировать бинарность политических и экономических факторов, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на имидж страны. За исследуемый период было выявлено, что социальные и
экологические факторы оказывают в основном негативное воздействие, ровно как спортивные и культурные в большей степени способствуют формированию имиджа в положительном ключе.
Полученные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о низкой роли «новых медиа» в процессе формирования имиджа Украины.
В настоящий момент в украинском информационном поле по большей части присутствуют фиксации, основанные на продвижении националистических и русофобских идей, что негативно сказывается на репутации исследуемой страны. Формируется заданное общественное мнение в отношении циркулирующего в блогосфере контента, которое способствует формированию ярлыков и фреймов: Украина проводит антитеррористическую операцию, Крым оккупирован, крымчане и жители ЛНР и ДНР - сепаратисты, колорадо, ватники. Данные фреймы являются свидетельством применения манипулятивных технологий. И здесь стоит отметить, что большинство граждан начинает поддерживать эти фреймы, поскольку в этом случае в игру вступает мотив социальной желательности, который основан на страхе человека противопоставить себя тем субъектам, которых он считает близкими себе по каким-либо характеристикам.
Библиография
Евстафьев Д.Г. Интегрированные коммуникации как глобальная реальность XXI века 500 тезисов об интегрированных коммуникациях. М.: Издательство «ЭРА», 2013.
Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004..
Черных А.И. Медиа и демократия. М.; Спб.: Университетская книга, 2011.
Crosbie V. What is New Media? URL: www.sociology.org.uk/as4mm3a.doc (28.07.2016).
Neuman W. Russell The Internet and four dimensions of citizenship / W. Russell Neuman, Bruce Bimber, Matthew Hindman. New York: University Press, 2011. URL: http://www.wrneuman.com/nav_pub.html (25.07.2016).
References
Evstaf ev D.G. Integrirovannye kommunikacii kak global'naja real'nost' XXI veka 500 tezisov ob integriro-vannyh kommunikacijah. M.: Izdatel'stvo «JeRA», 2013.
Kastel's M. Galaktika Internet: Razmyshlenija ob Internete, biznese i obshhestve / Per. s angl. A. Matveeva pod red. V. Haritonova. Ekaterinburg: U-Faktorija, 2004.
Chernyh A. I. Media i demokratija. M.; Spb.: Universitetskaja kniga, 2011.