Научная статья на тему 'Отражение идеи религиозного многообразия Алтая в трилогии А. В. Анохина'

Отражение идеи религиозного многообразия Алтая в трилогии А. В. Анохина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / МУЗЫКА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ШАМАНИЗМ / ПАНТЕОН / RELIGION / MUSIC / POPULAR CULTURE / SHAMANISM / THE PANTHEON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виницкая Н. В.

В статье рассматривается проблема существования на Алтае различных религий и культовых и практик. Анализируются возможности отражения богатых духовных традиций алтайского народа в творчестве русского композитора Андрея Викторовича Анохина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF IDEAS OF RELIGIOUS DIVERSITY ALTAI IN THE TRILOGY, AV ANOKHIN

The paper addresses the problem of the existence of the Altai different religions and places of worship and practices. The possibilities reflect the rich spiritual traditions of the Altai people in the work of Russian composer Andrei Viktorovich Anokhin.

Текст научной работы на тему «Отражение идеи религиозного многообразия Алтая в трилогии А. В. Анохина»

свой страх оказаться отвергнутой, но не говоря о нем прямо. Заведомо отказываясь от взглядов, превращающих векторы в прямую с конечными точками в виде самой Lise и Алеши, она демонстрирует готовность отказаться от отношений в случае отрицательного восприятия письма, а также от признания самой себе, что она действительно влюблена именно в этого человека. Здесь же уместно вспомнить и взгляд Алеши Карамазова, отведенный от отца Паисия в ночь смерти старца Зосимы. Этот взгляд, так же как и взгляд Lise, имеет семантику неуверенности и почти-готовности отказаться от того, от кого прячутся глаза.

Пристальный взгляд глаза в глаза образует сцепление, сообщничество между действующими лицами. Вспомним слова М. Ямпольского, что глаз в момент взгляда становится не только аппаратом зрения, но и носителем потаенных мыслей, скрытых в глубине сознания. Неотведение взгляда может означать готовность к чему-то, решимость и согласие, декларация своего волеизъявления, родившегося в сознании. Молчаливый сговор между героями романа "Братья Карамазовы" Смердяковым и Иваном происходит именно на таком уровне: "Тоже-с и из Чермаш-ни-с... обеспокоят-с..., - пробормотал Смердяков почти шепотом, точно как бы потерявшись, но пристально, пристально продолжая смотреть Ивану Федоровичу прямо в глаза". И в данном случае мы имеем дело с вариантом двойничества, ибо Смердяков составляет "в определенном смысле неразрывное целое с Иваном".

Взгляд для персонажей Достоевского является не менее важным, чем слова, которые они произносят, в нем они выражают свою причастность к некому событию, готовность к чему-либо, или же наоборот, молчаливый уход от собеседника, с которым трудно или невозможно взаимодействовать. Речевое взаимодействие и на уровне слов, и на уровне взгляда у Достоевского является поступком. Большинство действий, которые происходят в романах - это действия именно речевые. Именно они являются тем самым колоритообразующим и доминирующим мате-риалаом, по которому мы судим о характере персонажа.

Прямой взгляд на что-то или на кого-то возникает в романах Достоевского довольно часто, когда писателю необходимо сделать акцент на связанности героя с ситуацией или с другими действующими лицами. Так, в романе "Бесы" бывшие друзья Николая Ставрогина, изображенного Достоевским как личность,

Библиографический список

сформировавшая и оправдавшая в своих собственных глазах некую отличную от общепринятой систему ценностей, утратившие по тем или иным причинам свои былые убеждения, изображаются Достоевским прямо смотрящими в лицо своему "духовному мучителю". В данном случае прямота направленности имеет два конца и перестает быть векторной, потому что встречает отклик с другой стороны. "Шатов, совершенно всеми забытый в своем углу (неподалеку от Лизаветы Николаевны) и, по-видимому, сам не знавший, для чего он сидел и не уходил, вдруг поднялся со стула и через всю комнату, не спешным, но твердым шагом направился к Николаю Всеволодовичу, прямо смотря ему в лицо. Тот еще издали заметил его приближение и чуть-чуть усмехнулся; но когда Шатов подошел к нему вплоть, то перестал усмехаться". В данном случае взгляд "глаза в глаза" предполагает соперника на другом конце, где от внутренней энергии посы-лателя взгляда зависит сила убеждения.

Пристальный взгляд глаза в глаза образует сцепление, сообщничество между действующими лицами. Вспомним слова М. Ямпольского, что глаз в момент взгляда становится не только аппаратом зрения, но и носителем потаенных мыслей, скрытых в глубине сознания. [6; 153]. Неотведение взгляда может означать готовность к чему-то, решимость и согласие, декларация своего волеизъявления, родившегося в сознании. Молчаливый сговор между героями романа "Братья Карамазовы" Смердяковым и Иваном происходит именно на таком уровне: "Тоже-с и из Чермашни-с... обеспокоят-с..., - пробормотал Смердяков почти шепотом, точно как бы потерявшись, но пристально, пристально продолжая смотреть Ивану Федоровичу прямо в глаза"1. Достоевский очень часто при помощи прямого взгляда создает парные характеры, чтобы акцентировать наше внимание на внутренних противоречиях одного из героев, так называемых в литературоведении "духовных двойников".

Речевое действие персонажей в общем и целом приравнивается к некому внутреннему действию, которое почти всегда является первичным по отношению к внешнему. Стилистические особенности романов Достоевского обусловленны во многом речевым поведением его героев, которое не всегда выражено вербально, но всегда связанно с характеристиками духвного метафизического пространства того или иного образа.

1. Аскольдов, С. Религиозно-этическое значение Достоевского // Достоевский Ф.М. Статьи и материалы. - М., Л., 1922, - №1.

2. Руднев, В.П. в своей работе "Теоретико-лингвистический анализ художественного дискурса" автореф. дис.... д-ра филол. наук М.,1996.

3. Бахтин, М.М. Человек в мире слова //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М. 1986.

4. Лотман, Ю.М. О русской литературе, СПб., 1997.

5. Любимов, Б.Эпос Достоевского и проблема его сценичности// Достоевский и театр, Л,1983.

6. Ямпольский, М. О близком. (Очерки немиметического зрения). М., 2001.

Статья поступила в редакцию 06. 09.10

УДК 7.08

Н.В. Виницкая, доц. БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

ОТРАЖЕНИЕ ИДЕИ РЕЛИГИОЗНОГО МНОГООБРАЗИЯ АЛТАЯ 0 ТРИЛОГИИ А.О. АНОХИНА

В статье рассматривается проблема существования на Алтае различных религий и культовых и практик. Анализируются возможности отражения богатых духовных традиций алтайского народа в творчестве русского композитора Андрея Викторовича Анохина.

Ключевые слова: религия, музыка, народная культура, шаманизм, пантеон.

Религия и искусство существуют давно, также долго, как существует человечество. Существует мнение, что понять религию может только верующий человек. Атеисту она просто недоступна, но не безразлична. Проблемы религиозно обыденного и теоретически-оформленного сознания всегда волновали и еще долгое время будут волновать человечество. Одни верили и поклонялись, другие изучали и сомневались, третьи создавали на основе религиозных идей и мифологических сюжетов интерес-

нейшие произведения искусства. Удивительно то, что не всегда такие произведения вписываются в узкие рамки существующих жанров. Они обычно вызывают много противоположных оценок, рождают интересные споры, становятся темой специальных исследований. Они сродни философским трактатам и откровени-

1 В цитатах из произведений Ф.М. Достоевского курсив везде наш. - Т.И.

ям, осуществленным на языке движения человеческого тела, рисунка, музыкальной интонации.

О взаимодействии религии и искусства сказано много. То или иное художественное произведение нельзя отнести к религиозному искусству только потому, что его тема, сюжет, образы заимствованы из религиозной мифологии. Даже "дословно" передавая сюжет, они могут оказаться очень далеки от религиозного чувства по мироощущению и своей идейной направленности. Но существует и другая сторона. Произведение, не претендующее на статус религиозного, может отражать глубокие мысли и чувства, связанные с культом, обрядом, традицией, религиозной практикой в целом.

На протяжении всей истории человечества музыка и религия были связаны теснейшим образом. Музыка обслуживала религиозный культ, выражала религиозные настроения, подкрепляла своей художественной силой религиозную идеологию. Религиозное искусство дало массу высоких музыкальных образцов. Ясно, что вопрос о соотношении музыки и религии, об их взаимодействии очень существен для жизни человеческого общества вообще и актуален для настоящего времени.

Вместе с тем музыка способна вписываться в быт, служить одним из элементов человеческого общежития. В традиционных культурах обрядовые и бытовые функции музыки в известной степени переплетаются, поскольку сам обряд нередко является элементом обыденной жизни, а его отражение в контексте произведения искусства связан с определенной "картиной мира".

Совокупность "картин мира", предлагаемых творчеством различных композиторов, становится для каждого из нас системой взглядов на мир, в которой отдельные элементы диалогически соотносятся между собой, побуждая к поиску собственного миропонимания, к выработке целостного художественного взгляда на действительность.

Особый интерес представляют произведения, отражающие "картину мира" иноязычную. Не раз предметом интереса русских композиторов становились восточные напевы. Даже появился термин "русский восток". Были и произведения, созданные под впечатлением экзотики сибирской. Этот взгляд иноверцев на удивительный незнакомый мир, описанный трепетно и вдохновенно, можно обнаружить и с литературе, и в живописи, и в музыке.

Возникновение интереса к искусству малых сибирских народов, входящих в состав Российского государства, пришлось на рубеж Х1Х-ХХ вв. и получило продолжение в XX веке. И это лучшее свидетельство того, что изучаемый материал оказался не просто диковинкой, а чрезвычайно глубокой по содержанию и интересной по форме страницей мирового музыкального искусства. Интерес этот сформировался в своеобразное направление - сибириаду.

В ее основе глубокое знание традиций и фольклора, понимание специфики жизни огромного региона, объединившего как в историческом, так и в культурном плане старожилов и переселенцев. Полиэтнический состав сибирских поселений поражает своим разнообразием. Огромный интерес в этом смысле представляет население Алтая, его культура и традиции. Особенности синтеза религиозных идей на Алтае проанализированы в трудах Л.П. Потапова, А.М. Сагалаева, А.Г Данилина.

Необходимо учитывать влияние христианства, буддизма и ислама на культуру алтайского народа. Но подлинной "собственной" религией народов Алтая несомненно является шаманизм. Не случайно алтайский шаманизм назван Потаповым "классическим", а его исследованию посвятили свои труды М. Элиаде,

Н.А. Алексеев, С.А. Токарев и А.В. Анохин.

Деятельность Анохина для изучения шаманизма и традиций алтайской культуры выделяется особенно. Он не только описал их теоретически, но и создал на основе собранного фольклорного материала музыкально-сценическую трилогию. Каждая часть - это обращение к одной из традиций алтайской культуры. Первая посвящена природе. Культ природный стихий формируется во всех культурах на ранней ступени. Второе произведение описывает и дает анализ поступкам одного из ярких мифологических персонажей. Уникальность третьего в попытке создания стилизованной шаманской мистерии.

Выдающиеся мастера профессионального творчества часто тянулись к фольклору как к источнику обогащения профессионального искусства. Народная культура не раз становилась основой профессионального творчества композитора, подпитывая его фантазию идеями и образами, напевами и интонациями. Способов работы с фольклорным материалом много. Это и цитирование целых мелодий или напевов, и использование отдельных интонаций, и создание произведений народных по духу, но не содержащих прямых заимствований из уже существующего мира музыкальных произведений.

Особый интерес представляют произведения, отражающие не отдельно взятую народную мелодию или мотив, а попытка воссоздания целого обряда. Комплексность обрядовых представлений создает определенные сложности использования их в контексте профессионального художественного творчества. Для сохранения музыкального, пластического, словесного и других языковых начал в их первоначальном единстве, музыканты-профессионалы обычно включали изображение обрядов в такие сложные синтетические музыкальные жанры как опера и балет.

Все приемы работы с "фольклорным материалом" встречаются в трилогии Анохина "Хан-Алтай". Она представлена сюитой "Хан-Алтай", сценической поэмой "Хан-Эрлик" и музыкальными картинами по шаманским мистериям "Талай-Хан". В них композитор сумел органично соединить алтайскую народную музыкальную традицию и западноевропейские жанры, формы и средства выразительности, заложить основы профессиональной алтайской композиторской школы, впервые показав возможности создания симфонической, оперной музыки и балета на национальной основе.

Трилогия Анохина - это стремление отразить различные религиозные взгляды, бытовавшие на Алтае. Музыка в данном случае выступила как система определённых символов, как способ трансляции иноязычных и инорелигиозных традиций, как модель действительности и философского обобщения богатых духовных традиций целого народа.

На Алтае еще в начале 20 века сохранялись древние представления о "духах-хозяевах", согласно которым у каждого объекта или явления окружающей природы, имелся свой покровитель. В воображении шаманистов дух-покровитель был самостоятельным, но не человеческим существом, как бы слившимся с данным объектом или явлением. Эти взгляды диктовали особое, почтительное отношение к природе. Существовал целый набор правил, связанных с пребыванием человека в природе: в горной тайге, в долинах и на высокогорных пастбищах, на горных тропах и перевалах, на священных горах или рядом с водоемами. Существует мнение, что духи-хозяева появились после низвержения Эрлика. Они слились с объектами и явлениями земной природы и таким образом одухотворили ее. Особым почитанием пользуются горы, озера и живительные источники - аржаны. Такое почитание природы нашло отражение и в фольклоре, и в профессиональном искусстве.

Так, в 1910 году Г. Гуркин создал картину "Озеро горных духов". Ее алтайское название "Дены-дер". Названию картины давалось такое пояснение: "Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неоскверненное: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечными спутниками - снегом, льдом и туманами". А.В. Анохин, современник Гуркина, создал замечательный музыкальный пейзаж в пятичастной сюите "Хан-Алтай". В художественном мире, созданном в сюите, доминирует настроение эпического сказа, повествующего о вечном и раскрывающего основную тему сочинения с повествовательной неторопливостью.

Сюжетно-образная сфера сюиты Анохина "Хан-Алтай" простирается от богатырских образов и гимнического прославления Алтая до тонкой интимной лирики, рисующей образы природы. Обращение к теме природы в данном случае следует трактовать не только как создание редкой красоты музыкального пейзажа, но отражение идеи восприятия природы в духе пантеизма.

Высокой поэтичностью отличаются те части сюиты Анохина, программное название которых предполагает пейзажные за-

рисовки алтайской природы, такие как "Игра вод", "Красоты Алтая". Если характеризовать модель вселенной согласно алтайской мифологии как трехчастное строение (мир подземный, земной и небесный), то первая часть трилогии - это мир земной красоты одухотворенной природы. Одним из его создателей был бог-демиург Эрлик, низвергнутый под землю и управляющий миром тьмы, страха и страданий.

Мятежные герои то и дело становились объектом интереса и творческой интерпретации художников, композиторов, поэтов. Мысль-протест и действие-протест как волеизъявление существа, изначально принадлежащего к божественному миру, интересовало многих деятелей культуры и продолжает интересовать по сей день. В первую очередь предметом интереса становится психологический аспект протеста, предательства, противостояния. Во вторую (как следствие первого) разделение мира на бинарные оппозиции, начинающиеся с момента космологического разделения на мир верхний (светлый, небесный, божественный) и мир нижний (смерти, страдания). Представления о мире как о единстве противоположных начал пронизывают всю мировую культуру. Истина - ложь, добро - зло, прекрасное - безобразное, черное - белое, свое - чужое. Диалектическое строение лежит в основе и пространственного разделения среды обитания, и мира богов. Оба эти деления в конечном итоге оказываются тесно связаны между собой.

Сам мотив противостояния богу и его проявлениям очень широк. Для его воплощения использовались образы Иуды, Мефистофеля, Демона. На рубеже веков, когда происходило крушение привычного миропорядка, а образ нового был еще туманным, эти образы стали особенно популярны.

Одним из композиторов, обратившихся к теме противостояния двух божеств и причине их возникновения, к теме бунтарства и "дьяволиады" был А.В. Анохин. Однако, свой взгляд на эту проблему он показал сквозь призму национального мифологического видения и миропонимания. Результатом слияния "настроений века" и алтайского фольклора и религиозных взглядов стала его поэма "Хан-Эрлик".

Соперничество богов - братьев, олицетворявших силы света и тьмы, сказалось на всех этапах творения. Каждый раз эти действия оказывались взаимодополняющими: Ульгень создает землю, Эрлик - горы и болота на ней; Ульгень посадил деревья, цветы и травы, Эрлик научил людей поливать и ухаживать за ними. Вторая часть трилогии знакомит слушателя с эсхатологическими персонажами. Мрачный "тартар" алтайской мифологии описан в колоритных и пугающих красках. Целая галерея сыновей и дочерей Эрлика представляют "нижний мир". После мрачной второй части трилогии финал, посвященный верхнему светлому миру, воспринимается особенно жизнеутверждающе.

В научной литературе в самостоятельную национальную и региональную форму буддизм или ламаизм на Алтае не выделяется. Однако территория Алтая и его население в разные периоды истории находились в полном или частичном подчинении у соседних государств, где буддизм был официальной или одной из проповедуемых религий: государство киданей (10-12 вв.), Монгольской империи (13-14 вв.), Джунгарского ханства (17-18 вв.). В местной мифологии и эпосе появились буддийские персонажи. В Тибете предшественником буддизма была местная религия бон (бон-по) с ее преимущественно анимистическим культом божеств, духов и сил природы, складывавшаяся на этой первичной основе новая модификация буддизма - ламаизм - впитала в себя немало

Библиографический список

от этого первоисточника. Это, в частности, хорошо видно при знакомстве с ламаистским пантеоном и различными культами, часть которых восходит к примитивным шаманским верованиям древних тибетцев и монголов. Ламаизм, следуя наметившейся уже в Махаяне тенденции, отодвинул на задний план нирвану как высшую цель спасения, заместив ее богато разработанной космологией, в пределах которой оказалось достаточно места для верующих и неверующих, мирян и монахов, людей и животных, для святых, богов, будд и бодисатв. Может в этом кроется тайна симпатии алтайцев к новой религии. Она словно продолжает идеи существовавших у них верований.

Активная деятельность монгольских лам, часто приезжавших на Алтай в конце 19 в. внесла свою лепту в формирование бурханизма. Обряды его представляли собой смесь шаманства, христианства и ламаизма. Не случайно Анохин, крупный исследователь-фольклорист и этнограф изучал и использовал в своей композиторской практике не только музыку и обряды, бытовавшие на Алтае, но и мелодии монгольский монастырей. Его сценическая стилизованная шаманская мистерия оригинальна и по форме, и по содержанию. Новаторская организация музыкального материала предопределена уникальностью темы, к которой обратился автор (обряд камлания), всем художественным замыслом в целом. Авторское определение "Талай-Хана" - сценическая картина по шаманским мистериям. Слушатель знакомится с небожителями алтайского пантеона и обрядом камлания. Структура обряда трехчастна:

1. Начало камлания. Призыв духов.

2. Путешествие кама в другой мир.

3. Возвращение кама в реальный мир людей.

Средний раздел - представление духов - последовательное чередование небольших по продолжительности тем семи мифологических персонажей. Семь - мистическое, священное число у многих народов. Семь - это образ синтеза статического и динамического аспектов Вселенной, сумма двух чисел: 3 (триада богов, три попытки героев сказок и эпоса) - как образ некоего абсолютного совершенства, любого динамического процесса, предполагающего возникновение, развитие и завершение; и 4 (четыре стороны света, времени года, стихии) - как образ идеи статической целостности. Финал построен на теме, преподнесеннной в духе буддийско-ламаистского понимания жизни как страдания. Это логически продуманный финал всей трилогии. Тема зла и страданий в ней постепенно развивалась, все более драматизируясь от обобщенно-философского раздумья в "Скорби" из сюиты "Хан-Алтай", накаляясь и разрастаясь до космических антагонизмов в поэме "Хан-Эрлик" и приходя в итоге к риторическому замечанию о несовершенстве мира.

Долгий, нелегкий путь должен завершиться возвращением домой. Но понятие дома (реального мира) значительно переосмыслено после путешествия и общения с богом. Если в начале неведомый мир воспринимался со страхом, то теперь он стал заманчивым миром счастья. В этом плане можно провести параллель с христианским раем, нирваной в буддизме и подлинно алтайскими взглядами, связанными с идеей бессмертия души. Искусство Серебряного века, к которому относится и творчество А.В. Анохина, возвращает нас к проблеме специфики духовного опыта в русской культуре, к осознанию самой возможности нового синтеза искусства и религии, нового понимания российской культуры как полиэтнического государства.

1. Анохин, А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910 - 1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. - Л., 1924.

2. Бабий, Н.Л. Фольклор как объект художественного отражения в современной музыкальной культуре (Эстетические аспекты) // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х ч. - М., 1988.

3. Басилов, В. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1992.

Статья поступила в редакцию 16.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.