Научная статья на тему 'Отражение физической культуры человека в изобразительном искусстве А. А. Дейнеки'

Отражение физической культуры человека в изобразительном искусстве А. А. Дейнеки Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
148
57
Поделиться

Текст научной работы на тему «Отражение физической культуры человека в изобразительном искусстве А. А. Дейнеки»

Физическая культура и спорт

Отражение физической культуры человека в изобразительном искусстве А.А. Дейнеки

Е.М. Карпова,

ДГ 3-2

Изобразительное искусство играет значительную роль в становлении и развитии физической культуры и спорта.

Рассматриваемая тема чрезвычайно актуальна для современного состояния такой важной сферы деятельности общества, как физическая культура и спорт. Искусство позволяет с помощью присущих ему средств и методов доставлять знания о спорте напрямую людям, тем самым активно пропагандируя его, искусство является мощным фактором развития массового физкультурного движения, а также источником и носителем всего нового и передового. Искусство формирует в людях потребность заниматься физической культурой и спортом, разъясняя их оздоровительное, воспитательное, образовательное и культурно-эстетическое значение, а также способствует пониманию как отдельных, так и различных проблем развития физкультуры и спорта.

История развития физкультурного и спортивного движения в России ярко запечатлена в творчестве таких выдающихся мастеров изобразительного искусства, как народный художник СССР Т. Яблонская, заслуженный деятель искусств РСФСР И. Чайков. Но, если говорить о теме спорта в изобразительном искусстве, то перед глазами сразу предстают картины народного художника СССР Александра Дейнеки.

«Я люблю спорт. Я могу любоваться часамина бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. Мне всегда казалось, что спорт облагораживает человека, как все красивое».

254

Эти слова принадлежат замечательному художнику А.А. Дей-неке. В своих картинах, рисунках, акварелях, плакатах, фресках, мозаиках, скульптуре Александр Александрович успешно воплощал тему спорта. Сам был настоящим спортсменом. И прежде всего по своему духу - боевому, новаторскому, целеустремленному.

Его картины не красочны - динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность. Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода «визитной карточкой» художника и его индивидуального стиля, отличительной особенностью которого является тщательно проработанный рисунок, силуэтное обобщение, преобладание крупного кадра.

До того, как стать студентом ВХУТЕМАСа (1920-25), Дейне-ка учился в Харьковском художественном училище (1915-17), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда и делал плакаты для курских «Окон РОСТА». Во ВХУТЕМАСе Дейнека учился у самых именитых учителей Игнатия Нивинского и ничуть не менее прославленного художника Владимира Фаворского. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно - достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. и сравнить их с картинами Дейнеки того же периода. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает все телесное и выразительное.

В годы учебы в институте он постоянно ищет такой пластический язык, который бы выражал ритмы юности, силы, движения. Молодой Дейнека остро чувствует, как занятия спортом, физическое воспитание становятся явлением массовым, созвучным духу соревнования, трудовым свершениям. Спорт, воспитывающий выдержку, дающий закалку и духовный подъем, воспринимается как неотъемлемая часть жизни и мыслей людей.

С детства Дейнека был крепким, смелым и сильным мальчиком. Много бегал, плавал, занимался гимнастикой. Эту любовь к спорту художник сохранил на всю жизнь. В годы учебы во ВХУТЕМАСе он продолжает уделять много времени спорту - осваивал волейбол и бокс, стремился развить в себе волевое начало, вырабатывает точность, быстроту ориентировки.

Именно спорт, как утверждает художник, помог ему найти свой собственный художественный язык. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина - «Футбол» (1924).

Физкультурники, спортсмены, зрители - в них мастер черпает вдохновение. Художник исторически верно воплощает в своем творчестве желание миллионов стать физически закаленными, сильными, дисциплинированными и выдержанными.

255

Спорт помог художнику найти не только свою тему, но создать свои особые композиционные и пластические средства выразительности. Необычные, неожиданные ракурсы спортсменов, упругость и стремительность их движений наполняют картины Дейнеки динамикой, внутренним напряжением. В каждом его полотне всегда ощущается ритм нашего времени. Художник работает в разных жанрах: это и живопись, и графика, и скульптура, и монументальное искусство.

Широкое спортивное движение, коллективизм людей переданы в картине «Бег». Для раскрытия образа массового захватывающего бега автор строит композицию на сопоставлении движущихся спортсменов и неподвижной фигуры девушки на первом плане. Соединение на полотне разных по состоянию фигур создает ощущение стремительности бега. Фигуры спортсменов запечатлены цельно, объемно. Лица бегунов сосредоточены, каждое движение отточено. Картина написана в теплом колорите, композиция полна внутреннего напряжения.

Картина «Эстафета по кольцу «Б». Дейнека обращается к панораме спортивного праздника. Справа, в толпе москвичей, наблюдающих соревнование молодых спортсменов, он изображает себя. Лицо художника сосредоточенно, он внимательно и взволнованно вглядывается в будущее Родины - в черты молодого поколения.

Броскость цветовых отношений, широкий свет, живые подвижные тени на асфальте, трепещущие блики создают радостное чувство. Нежные оттенки цвета пронизаны энергией движения. Городской пейзаж органично связан с состоянием группы спортсменов. Соединение в картине больших пространственных планов продиктовано желанием воспеть безграничность устремлений и богатство внутреннего мира своих героев.

Постепенно рождаются такие интересные композиции, как «Мальчик, прыгающий в воду», «Вратарь с мячом», «Эстафета», «Стометровка», «Боксер», «Футболисты», «Перед забегом», «Толкание ядра». Автор раскрывает образ волевой и физической собранности человека.

В творчестве А. Дейнеки тема спорта широко представлена и в монументальном искусстве. Вот его высказывание по этому поводу:

«Монументальное искусство прекрасно прежде всего величием идей, в нем заложенных».

Это находит подтверждение в его монументальном творчестве, которое неразрывно связано с жизнью. Вот некоторые его работы: «Лыжники», «Голова парашютиста», и наконец, пронизанное динамизмом спортивной борьбы «Хоккеисты». За эту работу А. Дейнека был удостоен самой высокой награды - звания лауреата Ленинской премии.

Великолепнейшие произведения А. Дейнеки периода на тему спорта, это, прежде всего аналитическое исследование средствами изоб-

256

разительного искусства общественных, психологических процессов, которые протекали в физкультурно-спортивном движении тех лет. Природа наградила творца необыкновенным художественным воображением, яркой остротой зрения, высокой чувствительностью ко всему новому, незаурядному. Вглядываясь пристально в его произведения, невольно ощущаешь накал спортивных событий тех лет, массовость физкультурного движения, как будто сама эпоха говорит с нами языком спорта. Проникая в истоки прекрасного, А. Дейнека постоянно стремился к познанию всего нового, необычного, что так присуще спорту, физической культуре.

257

Приложение

258

259