Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ (на материале адыгских литератур 20-30-х годов ХХ века)'

ОТРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ (на материале адыгских литератур 20-30-х годов ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература исторического перелома / эволюция просветительских идей / революционная модель просветительства / новая концепция личности / новописьменная литература / тип героя революционера-просветителя / национальные особенности / трансформация традиций / literature of a historical turning point / evolution of educational ideas / revolutionary model of enlightenment / new concept of personality / newly written literature / type of revolutionary-enlightenment hero / national characteristics / transformation of traditions

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Учужук Масхудович Панеш, Юлия Арамбиевна Ашинова

Характеризуется эволюция просветительских идей в условиях революционных преобразований в российском культурном пространстве 20-30-х годов ХХ века. Отражается процесс становления новой модели Просвещения в первых прозаических произведениях новописьменных литератур — адыгейской, кабардинской, черкесской. Определяются художественные особенности публицистики и малой прозы, отразившие типологические особенности отечественной многонациональной литературы на первом этапе ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE EVOLUTION OF ENLIGHTENMENT IN THE WRITER’S WORK (based on the material of Adyghe literature of the 20-30s of the XX century)

This research examines the evolution of educational ideas during the era of revolutionary transformations in the Russian cultural space during the 20-30s of the XX century. Specifically, the focus is on the reflection of the formation of a new model of Enlightenment in the early prose works of Adyghe, Kabardian, and Circassian literature. By analyzing the artistic features of journalism and short prose, this study aims to uncover the typological characteristics of the multinational literature during its initial stages.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ (на материале адыгских литератур 20-30-х годов ХХ века)»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 821.352.3(091) ББК 83.3( = 602.21)-003 П 16

DOI: 10.53598/2410-3489-2023-4-327-45-52

ОТРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ (на материале адыгских литератур 20-30-х годов ХХ века)

(Рецензирована)

Учужук Масхудович ПАНЕШ

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия П^ак-ади@таИ ги

Юлия Арамбиевна АШИНОВА

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия partner.86@mail.ru

Аннотация. Характеризуется эволюция просветительских идей в условиях революционных преобразований в российском культурном пространстве 20-30-х годов ХХ века. Отражается процесс становления новой модели Просвещения в первых прозаических произведениях новописьменных литератур — адыгейской, кабардинской, черкесской. Определяются художественные особенности публицистики и малой прозы, отразившие типологические особенности отечественной многонациональной литературы на первом этапе ее формирования.

Ключевые слова: литература исторического перелома, эволюция просветительских идей, революционная модель просветительства, новая концепция личности, новописьменная литература, тип героя революционера-просветителя, национальные особенности, трансформация традиций.

Для цитирования: Панеш У. М., Ашинова Ю. А. Отражение эволюции просветительства в творчестве писателя (на материале адыгских литератур 20-30-х годов ХХ века) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение, 2023. Вып. 4 (327). С. 45-52. DOI: 10.53598/2410-3489-2023-4-327-45-52.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

REFLECTION OF THE EVOLUTION OF ENLIGHTENMENT IN THE WRITER'S WORK (based on the material of Adyghe literature of the 20-30s of the XX century)

Uchuzhuk M. PANESH

Adyghe State University, Maikop, Russia

filfak-agu@mail. ru

Yuliya A. ASHINOVA

Adyghe State University, Maikop, Russia

partner.86@mail.ru

Abstract. This research examines the evolution of educational ideas during the era of revolutionary transformations in the Russian cultural space during the 20-30s of the XX century. Specifically, the focus is on the reflection of the formation of a new model of Enlightenment in the early prose works of Adyghe, Kabardian, and Circassian literature. By analyzing the artistic features of journalism and short

prose, this study aims to uncover the typological characteristics of the multinational literature during its initial stages.

Keywords: literature of a historical turning point, evolution of educational ideas, revolutionary model of enlightenment, new concept of personality, newly written literature, type of revolutionary-enlightenment hero, national characteristics, transformation of traditions.

For citation: Panesh U. M., Ashinova Yu. A. Reflection of the evolution of enlightenment in the writer's work (based on the material of Adyghe literature of the 20-30s of the XX century) // Bulletin of Adyghe State University, Ser.: Philology and Art Criticisms, 2023. No.4 (327). P. 45-52. DOI: 10.53598/2410-3489-2023-4-327-45-52.

Введение

Просвещение, как известно, идейно-эстетическое движение, сложившееся в XVIII веке, получившее развитие на протяжении ряда столетий в Европы, а затем и в России, опиралось, прежде всего, на общенациональные духовные ценности. Оно было связано в то же время с культурно-историческими национальными традициями, что предопределило его обогащение и эволюцию. Об этом свидетельствуют варианты английского, французского, немецкого просветительства.

Известно, что типологические особенности Просвещения как явления идеологического и эстетического ярко проявились в русской культуре XVIII — XIX-го веков. Социальная напряженность и связанное с ней обострение противостояния различных политических сил приводят в этом случае к заметному обострению просветительских идей, что отражается в произведениях А. Н. Радищева, К. Ф. Рылеева, затем в творчестве Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского и др. Следует отметить, что национальные традиции русской культуры не только обогатили Просветительство, но и заметно изменили его облик и содержание.

Показательно и то, что Просвещение оказало влияние и на формирование культурной среды других народов России. Идеи свободы, равенства, заложенные в нем, оказывают заметное влияние на становление украинской, армянской, грузинской и других литератур. Просветительская мысль оказалась востребованной и культурой народов Северокавказского региона. Она становится характерной также для этнических образований, не имевших своей письменности. В XIX-ом веке формируется, к примеру, литература адыгского просвещения на русском языке. Природа этого культурологического феномена, во многом производного, но и преображенного в новых условиях, широко представлена в научной литературе.

Философское и литературное наследие просветительского движения свидетельствует, таким образом, о его развитии и видоизменении. Об этом говорит содержание нового периода реализации просветительских идей в начале XX века — в эпоху решительных преобразований. Мотивы равенства и просвещения, идеи национального раскрепощения были востребованы революционной ситуацией после насильственного переворота. С особой наглядностью такая тенденция проявилась в культурно-исторической реальности адыгских народов, приобретших не только свою письменность, но и широкие возможности для создания национальной литературы. Традиции просветительства в такой ситуации, безусловно, оказывают влияние на формирование новописьменных литератур. Более того, речь идет о формировании «революционной модели Просвещения», что значительно обогатило само идейно-эстетическое движение [1: 68].

Цель статьи — определить жанровые и структурно-стилевые особенности первых произведений адыгских литератур, испытавших, с одной стороны, влияние «прозы исторического перелома», а с другой — эстетики Просвещения, и выявить на таком материале особенности нового варианта просветительства, что оказало влияние на формирование новой модели художественного творчества.

Значимость работы связана с изучением теоретических проблем эволюции просветительства как явления идеологического и эстетического и с анализом его влияния на отечественную многонациональную литературу.

Материалы и методы

Исследование опирается на обширную теоретико-методологическую базу. В его основе лежат принципы исторического подхода и сравнительно-типологического метода, что ведет к целостному анализу художественных явлений и их рассмотрению в широком культурологическом контексте.

Обсуждение

Обновление национального просветительского движения в новейшее время, как отмечается рядом исследователей, начинается уже во второй половине 90-х гг. Х1Х-го века и значительно активизируется в первые десятилетия наступающего столетия. Новая тематика, в центре внимания которой активный персонаж, просматривается в произведениях адыгских писателей, чье творчество складыва-еся в предреволюционные годы, — Бекмурзы Пачева, Ю. Казы-Бека (Ахметукова), Ибрагима Цея, Паго Тамбиева, Сафербия Сиюхова [2].

Интерес к культурному наследию Просвещения значительно усиливается у творческой интеллигенции после революционных перемен. Показательно, что оно рассматривается как явление широкое — с одной стороны, идеологическое, близкое мировосприятию марксизма [3], а с другой — как явление эстетическое, литературное. Это связано с тем, что культурное строительство народов Северного Кавказа, инициированное историческим переломом начала века, оказывается направленным, прежде всего, на социальное равенство, национальное возрождение, просвещение, создание своей письменности, а затем — на формирование профессиональной литературы.

Об этом свидетельствует деятельность нового поколения творческой интеллигенции, ориентированного в первую очередь на ликвидацию безграмотности, издание первых газет, различных учебных пособий, букварей, т.е. на культурно-демократическое просветительство. Критикой отмечается, что «Тембот Керашев, к примеру, основоположник национальной литературы, был среди тех, кто прошел этот тернистый путь в литературе» [4: 486]. Именно это определяет и появление потока художественно-публицистической литературы у начинающего писателя, которая должна была стать «удачнейшей формой познания жизни» [5]. В основе интереса к жанровым модификациям публицистики лежала основополагающая просветительская идея приобщения народа к прогрессу, цивилизации через образование. Такое направление творческой работы, общее в типологическом отношении, было инициировано самим революционным переворотом и напрямую связывалось с возможностями искусства и литературы. Эта тенденция проявилась в первых статьях и очерках Т. Керашева — «О первом подлинном просветителе адыгейского народа, татарском учителе Ибрагиме Ямануклове» (1928), «Адыгея — первая национальная» (1930), «Адыгея перед боевыми задачами» (1931), «Опыт борьбы за сплошную грамотность» (1932), «Искусство адыге» (1932) и т. д.

То, что публицистическая литература и ее просветительская направленность были затребованы временем, говорит и характер развития русской литературы, в которой заметное место занимает жанр очерка, получивший развитие в творчестве Л. Фурманова, А. Серафимовича, Ю. Жукова, М. Горького и др. Время формирования документально-публицистической прозы пришлось на период крутой ломки сознания личности и, как декларировалось, радикального обновления жизни. Поэтому общей задачей становится воспроизведение сути социальных перемен, введение рядового читателя в общественно-политическую реальность нового времени.

С этим связан и главный конфликт, повторяющийся в произведениях писателей разных литератур — столкновение «старого и нового», т.е. старых взглядов и новых, складывающихся после революционных изменений нравственных принципов.

Содержание художественной публицистики Тембота Керашева, И. Цея, Али Шо-генцукова, Т. Борукаева, Т. Табулова, З. Максидова и др., как показывает анализ, было прямо обращено к происходящим конкретным событиям. Их первые произведения были прямо обращены к вопросам ликвидации безграмотности, борьбы с отжившими традициями и направлены на активное проведение коллективизации. Многочисленные экскурсы в историю, этнографический материал в данном случае использовались для обострения отмеченной проблемной направленности творческих явлений и предельного обострения связанного с ней конфликта. Показательно название одного из первых произведений Т. Керашева «О первом подлинном просветителе адыгейского народа, татарском учителе Ибрагиме Ямануклове». В очерке Т. Керашев обращается к жизни и деятельности одного из стоящих у истоков адыгейской филологии. Он представляет читателю факты биографии, рассказывает о событиях, связанных с целенаправленной работой своего «первого учителя» еще в дореволюционное время, о его попытках создания национальной письменности, организации школ и подготовки первых учителей. Символично и то, что, связывая деятельность татарского писателя и общественного деятеля с грядущими революционными переменами, автор называет его настоящим просветителем.

В статьях и очерках «Опыт борьбы Адыгеи за сплошную грамотность», «Адыгея — первая национальная» и других, появившихся в годы исторического перелома, заметно меняется характер идейно-художественных поисков Т. Керашева. В статье «Опыт борьбы Адыгеи за сплошную грамотность», к примеру, автор выступает не просто как свидетель, а участник происходящих событий. Он точно изображает картину борьбы за всеобщую грамотность, описывает события, связанные с коллективизацией, дает красочные факты освобождения женщины-горянки от оков отжившей обрядности. Эффект присутствия сообщает действию достоверность, а личная причастность к происходящему усиливает эмоциональное звучание произведений. В интерпретации происходящего Т. Керашев, безусловно, опирается на основополагающие идеи и нравственные ценности просветительства. Картины культпохода, представленные как результат активизации массы и отражение образов отдельных героев, выхваченных из народа, свидетельствуют в то же время о начале формирования у молодого писателя новой концепции личности, определенной новым временем.

Тематика и содержание публицистических произведений писателей- современников Т. Керашева — Х. Теунова, И. Цея, М. Паранука, Т. Борукаева, М. Афаунова и др. свидетельствуют о тех же тенденциях. Во всех случаях тема перемен трактуется широко, в контексте рождения новых отношений и формирования характера нового человека. Сюжет обычно сводится к рассказу о противостоянии старого и нового, что определяет композиционный строй и структуру произведений. Очерк кабардинского автора Х. Теунова «Дружба», к примеру, строится на реализации гуманистической в своей основе просветительской идее права каждого на труд и свободное существование. Такая проблематика реализуется в новых условиях через показ традиционного конфликта — столкновение уходящего мира и новых отношений. Обостренная идейная направленность определяет в этом случае публицистическую тональность, которая сообщает стилю риторическое звучание. Писатель в то же время пытается усилить проблемное содержание произведения за счет формирования достоверного образа активной личности. Это связано с тем, что Х. Теунов вводит в очерк живые картины национальной реальности, этнографиче-

ские детали. Конкретные факты, на которые опираются коллизии произведения, дополняются вымышленными сценами. Все это ведет к попыткам обновления жанра очерка.

Художественное обобщение мотива маленького человека, символизирующего судьбу народа, униженного в прошлой жизни, а ныне возрожденного и нашедшего себе место в новой реальности, занимают большое место и в произведениях И. Цея, Т. Борукаева, З. Максидова, Х. Абукова и др. Показательно в плане отмеченного творчество Х. Абукова.

В своих фельетонах писатель обращается к теме пользы грамотности и образования. Популярная просветительская тематика, казалось бы, незамысловатая и традиционная по своей направленности, значительно усиливается автором. Она связывается с важнейшими преобразованиями, которые протекают в реальности. В центре внимания оказываются вопросы, связанные с социальными переменами на селе, с правом каждого на труд и творчество, а также с мыслями о необходимости освобождения женщины от различных предрассудков. Углубление проблемного содержания, сориентированное на революционные события, как показывает анализ, потребовало между тем обновления содержания центрального персонажа. Автор поэтому стремится идти к герою, который оказывается не просто сторонником перемен, но и активным персонажем, готовым принять решение, а дальше — прямо обратиться к читателю, завязать с ним диалог и помочь ему сделать правильный выбор.

Такая тенденция приводит к необходимости усилить художественный анализ и использовать различные формы типизации. Об этом свидетельствуют тщательная обработка сатирического материала, применение различных композиционных приемов, а также пародийное использование нестандартных жизненных ситуаций. Необходимо отметить, что развитие идей просветительской мысли и движение по пути формирования его новой модели проявляется с большой силой в произведениях русских писателей — П. Романова, А. Платонова, М. Зощенко, которые также активно использовали модификации жанра фельетона. Богатый опыт и традиции отечественного искусства слова помогли в этом случае названным авторам не только сформировать свой стиль, создать уникальные образцы комических героев, но и значительно обновить картину прозы новой эпохи.

Движение от использования обычных мотивов Просвещения к попыткам формирования революционной модели просветительства характеризуют и первые рассказы писателей новописьменных литератур. Проявляется это в произведениях черкесского авторов М. Дышекова «Старая и новая школа», Х. Гашокова «Трактор и люди», «Дети и враги», «Люди и волки», кабардинских прозаиков А. Пшено-кова «Муса», З. Максидова «Прошлые дни Гисы». Показательно и то, что прямое воздействие просветительских идей испытывает творчество адыгейского писателя И. Цея, пришедшего в литературу в дореволюционное время. В своем подходе к происходящему в годы революционных перемен автор делает акцент, прежде всего, на ликвидацию безграмотности и образование народа, т.е. на культурное строительство, которое, по его мнению, может изменить сознание личности, освободив его от вековых бедствий. Речь идет о том, что писатель в своих творческих исканиях сосредотачивает внимание преимущественно на просветительских перспективах революции, которая в действительности вызвала крутую ломку сознания и обозначила драматические изменения во всех сферах жизни.

Такая тенденция хорошо отражается в рассказе «Фатимино счастье». В произведении писатель обращается к мотиву женской судьбы, который часто обыгры-вается в северокавказских литературах. Это было связано с тем, что в нем был

заложен основополагающий конфликт столкновения новых отношений и «заветов старины» и таким образом был нацелен на отражение сути социальных перемен. Знание особенностей национального быта и владение навыками художественного письма, между тем, не помогли И. Цею разобраться в достаточной степени в настоящем содержании происходящих событий. Именно это имеет в виду Е. Шибинская, которая в свое время отметила, что в эпоху основополагающих изменений общественного уклада, когда меняются критерии поведения героя, И. Цей все еще обращается к быту как к «главной стороне жизни народа» [6: 6]. К сказанному надо добавить и то, что писатель, увидевший просветительские перспективы революции, уделяет мало внимания глубине и драматизму изменений, которые должны были оказать радикальное влияние на реальность и психологию личности. Это связано с тем, что завязка, сама по себе содержательная, не наполняется новой проблем-ностью: она заметно упрощается и не перерастает в значительный в социальном отношении конфликт.

Трудное продвижение от просветительских идей, связанных с грядущим переустройством жизни, к новой концепции личности и попытки формирования на этой основе революционной модели Просвещения наблюдается в ранней прозе Т. Кера-шева. Об этом свидетельствует содержание последней редакции рассказа «Арк». В отличие от большинства писателей-современников, которые сочувствуют переменам и просто отмечают, фиксируют их, писатель пытается осмыслить мучительное перерождение личности и связать это с исторически новым временем, когда имеет место ревизия традиционных ценностей. Такая тенденция ярко проявляется в творческой истории названного произведения. Внимание писателя в первой редакции рассказа было сосредоточено на теме маленького человека. Мотив, восходящий к традициям просветительского движения разных эпох, с которыми хорошо знаком автор, и содержание концептов сострадательного гуманизма, характерных для русской литературы XIX века, безусловно, определяют не только настроения Т. Керашева, но и его творческий почерк. В центре его внимания оказывается униженная женщина-горянка, которая может погибнуть под влиянием старых устоев, все еще определяющих ее жизнь, — бедность, нравственно деградирующий муж и его друзья, не способные принять новое и перестроиться. Кажется, что в этой ситуации и сама центральная героиня обречена.

Но в процессе работы над произведением позиция писателя заметно меняется. Автор хорошо понимает, что персонаж живет в другом историческом времени и что именно это должно определить линию его поведения. Идейно-эстетические поиски Т. Керашева в этом случае оказываются связанными с поисками обычного, рядового человека, с активизацией его отношения к событиям реальности. У героини, на первый взгляд беспомощной и обреченной, просыпается чувство протеста. Она, как показывают события, может не только разобраться в том, что происходит вокруг, но и пойти на разрыв с главой семьи и встать в ряды тех, кто присоединяется к строителям новой реальности. Т. Керашев, таким образом, идет к гуманизму новому и творческому, в центре внимания которого стоит личность, способная вмешаться в события и оказать содействие тем, кто участвует в переустройстве мира. Таким образом начинает меняться концепция личности. Она значительно усиливается, что определяет проблемные и структурно-стилевые поиски писателя.

Характер решения темы перестройки сознания, непосредственно связанный с содержанием литературы эпохи исторического перелома, как видно, со временем значительно обновляется. В публицистике она связывается со сферой морали и культурного строительства, что приводит к постановке просветительских задач.

В рассказах авторы идут к более глубокому переосмыслению и художественной реализации основательных концептов человек и общество, человек и человек, человек и его выбор. В новелле Т. Керашева, как выше отмечено, новая проблематика начинает находить «конкретно-образное воплощение» [7: 37-39].

Заключение и выводы

Отечественное искусство слова 20 — 30-х годов ХХ века, складывающееся в условиях особого времени — эпохи исторического перелома, испытывает определяющее влияние идеологии и эстетических принципов, ориентированных на революционные преобразования. Искусство слова нового этапа складывается в то же время под воздействием гуманитарных ценностей прошлых эпох, прежде всего Х1Х века. Проявилось это в связях с идеологией и творческими принципами просветительского движения. Такая тенденция, ставшая общей для всего художественно-эстетического процесса, повторяется в адыгских новописьменных литературах, только что вставших на путь развития. Гуманистические идеи западноевропейского Просвещения, значительно обновленные мотивы русского его варианта, а также поиски адыгского просветительского движения Х1Х века, сложившегося на неродном, русском языке, оказываются востребованными в формирующейся культурной среде. Это подтверждает мысль об универсальном характере идеологии просветительства, которая не только обновляется в разные эпохи, благодаря общечеловеческим ценностям, заложенным в ее основу, но и оказывает влияние на формирование новых моделей художественного творчества. Отразилось это на новой концепции личности, характерной для революционной литературы, ориентированной на социалистический образ жизни.

Мотивы равенства, идея освобождения от социального гнета и движение к всеобщей грамотности и просвещению были использованы для формирования новой модели художественного сознания. Эта модель ориентировалась на традиционную формулу социальной детерминированности личности, но в то же время опиралась на интерпретацию жизни как творческого деяния, способного не просто познать окружающее, но и оказать решающее влияние на происходящее. Традиции просветительства были использованы, таким образом, для создания новой советской социокультурной мифологии, идеологизированной, с одной стороны, а с другой, оказавшей позитивное влияние на развитие литературного процесса.

Примечания:

1. Ашинова Ю. А. (Яхутль Ю. А.), Сосновский В. Т. Об особенностях новой, революционной модели просветительства в адыгейской литературе 20 — 30-гг. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Филология и искусствоведение. Майкоп, 2016. Вып. 2 (177). С. 150 — 153.

2. См. об этом: Хакуашев А. Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. 258 с.; Налоев З. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985. 269 с.; Хут Ш. Х. Тхагазитов Ю. М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994. 245 с.; Яхутль Ю. А. Идейно-художественные компоненты обновленной модели адыгского просветительства в младописьменном романе / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Филология и искусствоведение. Майкоп, 2013. Вып. 3. С. 162 — 165.

3. См. об этом: Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5 изд., Т. 2.

4. Панеш У., Мамий Р. Тембот Керашев // История адыгейской литературы: в 2-х т. Т. I. Майкоп: АРИГИ, 1999. С.485-487.

5. Правда, 1933, 3 июля.

6. Шибинская Е. Становление жанра в младописьменной литературе // Диссертация на соискаие ученой степени кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону, 1967.

7. Тутукова М. Т. Ранее творчество Тембота Керашева // Ученые записки АРИГИ. Майкоп, 2003. С.37-39.

References:

1. Ashinova Yu.A. (Yakhutl Yu.A.), Sosnovsky V.T. On features of new, revolutionary model of enlightenment in Adyghe literature of the 1920s-1930s // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop, 2016. Vol. 2 (177). P. 150-153.

2. Khakuashev A.Kh. Adyghe enlighteners. Nalchik, 1978. 258 pp.; Naloev Z. Sketches on the history of Adyghe culture. Nalchik, 1985. 269 pp.; KhutSh.Kh., Tkhagazitov Yu.M. Spiritual and cultural foundations of Kabardian literature. Nalchik, 1994. 245 pp.; Yakhutl Yu.A. Ideological and artistic components of the updated model of Adyghe enlightenment in the young literature novel // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop, 2013. Vol. 3. P. 162-165.

3. Lenin V.I. Complete collection of works. 5th ed. Vol. 2.

4. Panesh U., Mamiy R. Tembot Kerashev // History of Adyghe literature: in 2 volumes. Maikop: ARIGI, 1999. Vol. I. P. 485-487.

5. Pravda. 1933. July 3.

6. Shibinskaya E. Formation of a genre in young written literature: Diss. for the Cand. of Philology degree. Rostov-on-Don, 1967.

7. Tutukova M.T. Early works of Tembot Kerashev // Proceedings of ARIGI. Maikop, 2003. P. 37-39.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.09.2023; одобрена после рецензирования 15.10.2023; принята к публикации 19. 12.2023.

The paper was submitted 21.09.2023; approved after reviewing 15.10.2023; accepted for publication 19.12.2023.

© У. М. Панеш, Ю. А. Ашинова, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.