Научная статья на тему 'Отражение этнокультурных процессов в наименованиях рязанской поневы'

Отражение этнокультурных процессов в наименованиях рязанской поневы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
966
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение этнокультурных процессов в наименованиях рязанской поневы»

Е. П. Осипова (Рязань)

Отражение этнокультурных процессов в наименованиях рязанской поневы

Традиционный народный костюм — один из важнейших элементов материальной культуры, ведущий признак этнических особенностей — сохраняет в своих деталях, отделке, украшениях, способах ношения следы своего происхождения. Народная одежда складывалась в условиях этнокультурного взаимодействия русского народа с соседними этносами. Рязанская понева и в реалии и в имени своем содержит информацию не менее интересную, чем предание или запись в летописи.

Поневный комплекс был ведущим на Оке уже во время соприкосновения славянских Племен с финно-угорскими. Три потока славянской колонизации на рязанской земле прочно связываются этнографами с тремя типами понев: синяя клетчатая — с вятичами; тяжелая, браной техники ткачества и сложными узорами — с кривичами; красная или черная клетчатая — со славянскими племенами Подонья [Лебедева Н. 1959: 125].

Первый тип (синяя клетчатая понева) охватывает пойму Оки, на востоке и юге продвигается по Проне и Ранове и отдельными островками проникает на юг от реки Прони до верховьев Дона и Воронежа. Ареал синей клетчатой поневы совпадает с территорией распространения вяггич-ских семилопастных височных колец, в сил^ чего синяя клетчатая понева названа этнографами вятичской [Лебедева Н. 1959: 125]. Территория распространения вятичской поневы в основном совпадает с археологическим ареалом (славянские курганы и древние русские городища), лингвистическим ареалом славянских топонимов [Милонов 1962: 25] и ареалом озерных и болотных гидронимов славянского происхождения [Хрусталев 1997: 213], что нашло отражение на карте совмещения различных ареалов.

Клетку вятичской поневу образовывали красная и желтая шерстяные и белая хлопчатобумажная нити. Принадлежность поневы возрастной группе определяло преобладание конкретного цвета (белоглазка 'траурная и старушечья понева' с клеткой, образуемой преимущественно белой нитью; желтоглазка, красноглазка 'понева молодых женщин' с преобладанием в клетке нити красного цвета). Вятичская понева была распространена на большей части территории Рязанского края. Понева, крашенная настоем железных опилок и ольховой коры и являвшаяся одеждой пожилых женщин (чернятка) отмечена в начале XX в. только в Сапожков-ском и Скопинском уездах Рязанской губернии. Н. И. Лебедева отмечает древность черной поневы в сравнении с синей и красной, о чем, по ее

мнению, свидетельствуют клочки тканей из курганных погребений [Лебедева Н. 1929: 12, 13, 33].

Подробно описан другой тип поневы — браной техники выработки, со сложными узорами, распространенный в северной части Рязанского края (рязанской Мещере) и связанный с кривичской колонизацией. Этнографы выделяют следующие подтипы мещерской (кривичской) поневы, характеризуемой наличием локальных диалектных наименований:

1. Красная браная понева со сложным рисунком (самая северная оконечность области). Ее отличает большое разнообразие рисунка внутри клетки. Почти во всех случаях прослеживается четкая словообразовательная связь между названием рисунка и названием поневы: грабли, грабельки — грабёльница, грабйльница; гребешкй-гребешбтница,- репьй, оре-пёй-репётница; круги, кружкй-круглянка; клетка-клетушка, клетчатка, поклётка; шашки, ишшечки-ишшечница; меандр (ломаная линия) — косит-ница; прерывающийся меандр — полукосйтница; кбневы голяшки-косйтни-ца [НА РИАМЗ, № 116, 145, 1092]. Характером белого рисунка определялись следующие наименования мещерской поневы: клюшница, кляпйш-ница, пбнька глазастая крупньм братая, понька мышиными тропками, пбнька по угблышкам с сйнью, пбнька по угблышкам с чернью, пбнька с зер-кальником, пбнька с кривульками [Куфтин 1926: 60, 68]. Особая техника исполнения поневной ткани стала причиной возникновения других локальных наименований поневы — бранка, челноками браная. Репьи, меандр играли роль и у мордвы и отчасти у мари, что является свидетельством тесных историко-культурных связей жителей Рязанского края с нерусскими народами Поволжья [Русские 1970: 104]. По мнению Б. А.Куфтина [Куфтин 1926: 63-64), Н.И. Лебедевой и Г.С.Масловой [Лебедева, Мас-лова 1956: 611, 626, 718], наличие свастического орнамента является следом исчезнувшего финского населения Мещерского края.

2. Тяжелая браная двухцветная (красная и синяя) понева бытует в восточной части области; она сохранила двухцветносгь как в архаических типах {синятка, полосатка - Акулово, Лубеники Кас.), так и в более поздних (синяя клетушка, красная дранйшница — Елатьма Кас.). Даже теперь, в конце ХХв., на свадьбе в Касимовском и Кадомском районах можно увидеть двухцветные поневы с чередующимися горизонтальными красными и синими полосами (краснятка, синятка). В качестве наименований синей тяжелой поневы выступают лексемы пбнька-синятка (Чарус Кас.), понёва-си-нётка (Лубеники Кас.), пбнька-синюшка (Свищево Кас.) [НА РИАМЗ: № 36, 879, 1530]. Наличие полос и характер узора определили еще название реалии — полосатка окнами [Куфтин 1926: 56].

Русское население рязанской Мещеры представляет собой сложный этнический конгломерат. Славянские племена, колонизовавшие район Мещеры, встретились с муромой, занимавшей нижнее течение Оки, а также с мордвой

Отражение этнокультурных процессов в наименованиях рязанской поневы 455

и мещерой, уже подвергшимися ассимиляции. Указав на этноним жмен для жителей села Парахино Касимовского уезда и одноименное название узора на поневе парахинских крестьянок, Н.И. Лебедева предположила, что в названных разновидностях поневы находят отражение остатки родовых групп [НА РИАМЗ: № 1676]. Примечательно, что браная понева занимает территорию, на которой обнаружены могильники ХП-ХШ вв. и наземное бревенчатое жилище, связываемые с кривичской культурой. Не является случайным совпадение данной территории и с ареалом лаптя мордовского типа.

Цвет и способ выработки поневной ткани отмечаются в качестве основных ее признаков рязанскими памятниками XVI-XVII вв. В одном документе содержится указание на браные понёвы (грамота 85), в другом (грамота 374) упоминается понка синятка [Борисова 1956: 295].

Среди мещерских особо выделяется понева «куршаков» (Клепиков-ский район), которая была двойной, на посконной основе, со сложным браным рисунком (белый на синей поневе или белый с черным и небольшим количеством желтого на темно-красной поневе). Такой же способ выработки, а также расцветка, рисунки бытовали в Литве, что может служить доказательством наличия в культуре кривичей балтийского субстрата [Лебедева, Маслова 1956; Мерцалова 1988: 80]. Очевидно, не случайно жителей района реки Курши издавна называли литвою.

Северная часть Рязанской области отличается от остальной территории еще и тем, что именно здесь была наиболее распространена не сшитая спереди (распашная) понева, считающаяся наиболее древней ее разновидностью. Лексемы понька с воротами, разнополка, распдлка, расто-полка отмечены нами в Спасском, Касимовском районах, а также этнографами в Калужской области [Ганицкая и др. 1960: 218-220]. В других районах Рязанской области понева имела полотнище из нешерстяной ткани, так называемую прошву — и наименования глухая, понёва с прошвой.

В начале XX в. в Мещере уже наблюдалась сложная ситуация, связанная с одновременным бытованием различных типов понев и наличием их переходных разновидностей. Например, красная понева была повседневной, черная, называемая чернушкой, надевалась «по большой печали», синяя — при «печали поменьше», после года траура [Самоделова 1993: 19]. В с. Лубеники траурной одеждой считалась красная понева (краснушка), а праздничной была синяя [Маслова 1984: 96].

3. В пойме реки Оки имела распространение тканая легкая синяя клетчатая понева с нанковой прошвой [Малинина 1929: 122-123]. Она занимает полоску территории между левым берегом Оки и рекой Прой — Окско-Пойменный район. Очевидна большая близость данной территории к южным районам Рязанской области, что находит отражение на лингвоэтнографической карте «Понева», на которой район между Прой и Окой до границ с Московской областью выделяется бытованием легкой

область

Нижегородская

о&гасть

Совмещение археологических, этнографических и лингвистических ареалов

—X—

изопрагма фартука с рукавами юолекса запои (фартук с рукавами) граница между северновеликорус-ским и южновеликорусским типом двора

граница между двумя типами археологических памятников (славянские курганы и древнерусские городища -слева, финские памятники - справа) археологический ареал вятичей XI в. ареал вятических семилопастиых колец

юолекса шутка (женская тунихооб-разная одежда) изолехса понька

ареал браной (кривичской) поневы ареал локальных наименований кривичской поневы

f Нижегородская область

Понёва (юбка замужней жевщнны на домотканой шерсти)

«узорная» понёва двуцветная понёва

Ш. синяя клетчатая с нанковой

разновидности

кривичской понёвы

- вятичская понёва

синей клетчатой поневы, значительно отличающейся от двух других типов поневы кривичской. Данный факт позволяет говорить о влиянии южных районов Рязанского края (на правобережье Оки) с бытованием синей тяжелой клетчатой (вятичской) поневы на Окско-Пойменный регион в северной части Рязанской области. Это находит подтверждение в исследованиях Д. К Зеленина, отмечавшего, что во время крымских набегов население спасалось, переправляясь за Оку. Подобные приливы в ХГ/-ХУ вв. степного (вятичского) населения на левобережье Оки изменяли в какой-то мере этнографический состав заокского населения [Зеленин 1913: 3].

Третий тип поневы представлял собой красную или черную клетчатую юбку, носившуюся в комплекте с черным нагрудником и плащевидной одеждой туникообразного покроя, которая называлась кодман. Бытовал такой тип одежды в бассейне Дона (южная оконечность Рязанской области). По свидетельству Н.И. Лебедевой, этот вид поневы находится в непосредственной связи со славянскими племенами Подонья [Лебедева Н. 1959:125].

Наименования поневы отражают диалектное своеобразие Рязанского края на лексическом уровне. В качестве общего названия распространены следующие лексемы: понева, понёва, понька, понява. Интересно, что в рязанской Богословщине лексема понева имеет значение «синяя полушерстяная или шерстяная домотканина в крупную клетку, образуемую красной, зеленой и белой ниткой; из четырех полотнищ такой ткани шьют широкую прямую юбку на сборках, украшенную по подолу и называемую также поневой» [Чумакова 1995: 95-96]. Лексема понёва охватывает наиболее обширную территорию либо в качестве единственного наименования, либо наряду с перечисленными выше наименованиями понёва, понька, понява. Лексема понька, определяющая браную поневу, занимает северную и восточную часть Рязанской области (Клепиковский, Касимовский, Кадомский, Ермишинский, Сасовский районы). Прохождение изолексы понёва и изолексы понька совпадает с изопрагмами синей клетчатой и-мещерской поневы, а также — с современной границей между северновеликорусским и южновеликорусским типом двора и приблизительно совпадает с археологически выделяемыми районами колонизации кривичей и вятичей (бассейн реки Пры) [Монгайт 1961: 127]. Наименование понява локально встречается в Шиловском, Спасском, Касимовском районах, понёва — в Захаровском и Скопинском.

В специальной литературе описана гофрированная понева, встречающаяся в ряде уездов Рязанской губернии [Лебедева А. 1971: 88; Мило-нов 1950: 26]. Сшитую поневу складывали по клеткам (глазкам) в складки, именовавшиеся ласки, гранки, перевязывали тонкой веревочкой и клали под горячий хлеб, отчего получались нерасходящиеся красивые складки. Поскольку гофрированная понева бытовала также в Тамбовской губернии, у литовцев близ Мариямполе, можно согласиться с мнением

Отражение этнокультурных процессов в наименованиях рязанской поневы 459

Б. А. Куфтина, что она является осколком более древних форм, привнесенных в Рязанскую землю [Куфтин 1926: 57]. Г.С.Маслова [Маслова 1956: 626] отмечает подобную поневу на территории Западной Украины и в Белоруссии, что еще более укрепляет точку зрения Б. А. Куфтина.

Отличались селения и способом ношения поневы. Известен в Рязанском крае обычай закреплять поневу таким образом, что она производила впечатление кулька (понёва куликом, понёва кульком, понёва с подтыкам): переднее полотнище поднималось до пояса и заправлялось за него по бокам.

В каждой местности строго соблюдалась традиция в изготовлении поневы: как правило, ее шили в три или четыре полотнища [Данилин 1927: 8-9; Панкова 1992: 22], но иногда в пять, шесть, семь и даже восемь полотнищ шерстяной ткани [Лебедева Н. 1929: 12]. Верхний край поневы собирался на гашнике. Специальное наименование трёхполка отмечается лишь для поневы из трех полотнищ.

Различались поневы и качеством шерсти. Из домашней или покупной шерсти высокого качества (шленки) понева считалась модной, праздничной и имела названия ишёнка, шлёнская понёва; из домотканой шерсти более низкого качества изготавливалась понева для повседневного ношения (простушка, шерстянка [НА РИАМЗ: № 358, 1092]).

Кроме праздничной и будничной, была еще и траурная понева. Праздничная понева (добрая, ряженая, укладенная) характеризуется яркостью и обилием украшений. По церковным праздникам специально надевалась посвятная понёва. Небольшим количеством украшений отличалась будничная понева (рядушка, ходильная, хожавая, хожйлая). Для траурной поневы характерно отсутствие всяких украшений. Она определялась лексемами горемычная, по горю, по печали, послёдняя.

Как известно, в месте сосредоточения племенных групп наиболее хорошо сохраняются реликтовые черты быта. Рязанская понева иллюстрирует связь одежды с этнической (племенной) принадлежностью, межэтническими контактами. Обращает на себя внимание тот факт, что особое разнообразие типов понев и локальных наименований приходится на районы стыка в отдаленном прошлом разнородных этнических компонентов и что в данном регионе отмечается наложение диалектных, этнографических и археологических ареалов.

Литература

Борисова 1956 — Борисова Е. Н. Из истории бытовой лексики рязанских памятников XV1-XV1I вв. Дисс. ... канд. филол. наук. Рязань, 1956. Ганицкая и др. 1960—Ганицкая O.A., Лебедева Н. И., Парникова А. С. Материальная культура сельского населения южновеликорусских областей (XIX - нач. XXв.) // Труды института этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. М.; Л., 1960. Т. 57.

Данилин 1927 — Данилин Л. Крестьянская одежда района «Богословщины» Рязанской губернии// Труды Общества исследователей Рязанского края. Рязань, 1927. Вып. 9.

Зеленин 1913 — Зеленин Д. К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. СПб., 1913.

Куфтин 1926 - Куфтин Б. А. Материальная культура русской Мещеры. Женская одежда: рубаха, понева, сарафан. М„ 1926. Ч. 1.

Лебедева А. 1971 — Лебедева А. А. Северо-западные, западные и южнорусские губернии центра (Псковская, Новгородская, Костромская.Калужская, Тульская и Рязанская) // Крестьянская одежда населения Европейской России. XIX— нач. XX в. Определитель. М„ 1971.

Лебедева Н. 1929 - Лебедева Н. И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии // Труды Общества исследователей Рязанского края. Рязань, 1929. Вып. 18.

Лебедева Н. 1959—Лебедева Н.И. Изучение Рязанской области в этнографическом отношении после Октябрьской революции // Краеведческие записки. Рязань, 1959.

Лебедева, Маспова 1956 — Лебедева Н. И., Маслова Г. С. Восточнославянский этнографический сборник // Труды института этнографии АН СССР. М.; Л., 1956.

Малинина 1929— Малинина М.Д. Вопросы изучения материальной культуры северной части Рязанской губернии (Мещеры) // Культура и быт населения Центрально-промышленной области. М., 1929.

Маслова 1984 - Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX в. М., 1984.

Маслова 1956 - Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX—начале XX в. // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.

Мерцалова 1988 — Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М., 1988.

Милонов 1962— Милонов Н.П. Значение топонимики для изучения истории края // ГПтання топошмш та ономастики / Матер1али I респ. народн. з пи-тань топошмш та ономастики. Кшв, 1962.

Милонов 1950 — Милонов Н. П. Одежда // Милонов Н. П. Основные источники и приемы изучения истории сел и городов Рязанской области. (В помощь учителю-краеведу). Рязань, 1950.

Монгайт 1961 — Монгайт А. Л. Русская земля. М„ 1961.

НА РИАМЗ - Научный архив рязанского историко-археологического музея-запо-ведника.

Панкова 1992— Панкова Т.М. Рязанский традиционный народный костюм// Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1992.

Русские 1970 - Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1970.

Самоделова 1993- Самоделова Е. Рязанская свадьба// Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1993.

Хрусталев 1997- Хрусталев И.Н. Названия озер и болот Рязанской области. Дисс.... канд. филол. наук. М., 1997.

Чумакова 1995— Чумакова Ю.П. Лексика традиционного ткачества в говорах района «Богословщина» Рязанской области // Рязанский этнографический вестник. Рязань,1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.