ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
111
2014. Вып. 1
УДК 82.09 (045) М.Г. Агеева
ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕТЕКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Изучение творчества Д. Хэммета, Р. Чандлера, Э. Макбейна, Дж. Гришэма позволило автору статьи сделать вывод о том, что, наряду с эстетико-поэтическими закономерностями, важнейшим культурно-историческим фактором, определившим дальнейшее развитие формы и содержания произведений американской детективной литературы, стало совершенствование системы правосудия и становления правовой культуры в целом. Появление в детективной литературе таких направлений, как «крутой» детектив в 1920-1940-е гг., детектив полицейской процедуры в 1950-1970-е гг. и юридический триллер в 1980-1990-е гг. во многом основывалось на глубоко укорененном представлении американцев о неотъемлемом праве личности на защиту своих прав, свобод и интересов, а также обязанности государства создать систему институтов, обеспечивающих реализацию этих прав. История формирования жанровых модификаций детектива в американской литературе в 1920-1990-е гг. демонстрирует, что детектив - это живой, развивающийся эстетический феномен, обладающий собственной природой, структурой и функцией. В литературе США детектив сложился как динамическая художественная система, в которой фиксируются социальные и культурные изменения, происходящие в обществе.
Ключевые слова: американский детектив, жанровые модификации, «крутой» детектив, детектив полицейской процедуры, юридический триллер.
В ряду разнообразных явлений мировой художественной литературы двадцатого столетия детектив занял особое место. Возникший как разновидность судебно-криминальной хроникальной журналистики детектив из произведения нехудожественной словесности превратился в один из наиболее ярких феноменов мировой беллетристики и так называемой массовой литературы.
Уходя корнями в традиционную культуру, детектив характеризуется упорядоченной (преступление - расследование - разгадка), всегда завершающейся восстановлением справедливости структурой, которая является его основным жанрообразующим признаком. В детективных рассказах американского писателя Э. По (1809-1849) это качество впервые получило целостное идейно-эстетическое выражение и приобрело черты устойчивой повествовательной модели классического детектива, на которой выросло здание современной детективной литературы. В ХХ в. американский детектив, выходя за пределы как созданной Э. По классической детективной модели, так и исключительно развлекательной литературы, расширил свои границы. В рамках детективной литературы появилось множество новых направлений, основанных не только на решении логической загадки, но и затрагивающих актуальные проблемы современной американской действительности.
В развитии американской детективной литературы ХХ в., связанной с проблемой преступления, его расследования и раскрытия, можно проследить несколько хронологических этапов и субжанровых разновидностей. Как верно отметил Ю. В. Ковалев, «современные детективные жанры подобны кроне раскидистого дерева со множеством ветвей» [1]. На сегодняшний день американский детектив включает в себя несколько тематически и структурно соотносящихся направлений, в число которых входят: классический детектив, «крутой» детектив (hard-boiled), детектив полицейской процедуры (police procedural) и детектив юридической процедуры или юридический триллер (legal procedure or legal thriller). Основателями «крутого» детектива являются американские писатели Д. Хэммет (D. Hammett, 1894-1961) и Р. Чандлер (R. Chandler, 1888-1959). Один из самых значимых писателей направления детектива полицейской процедуры - американский писатель Э. Макбейн (E. MacBain, 1926-2005). Известный американский писатель Дж. Гришэм (J. Grisham, 1955) по праву считается одним из самых популярных писателей направления юридического триллера.
В основе развития американского детектива лежит, с одной стороны, принцип соблюдения требований устоявшейся формы, с другой - принцип привнесения нового в традиционную условную схему. Отмечая, что жанры пластичны, подвержены постоянным трансформациям, Р. Уэллек и О. Уоррен пишут: «Хороший автор, сообразуясь с особенностями жанра, в котором он творит, в то же время раздвигает его границы» [2]. «Литература - явление парадоксальное, - подчеркивает Дж. Каллер, - поскольку сотворение литературного произведения - это одновременно обращение к устоявшимся формулам... и преодоление границ, выход за их пределы» [3].
2014. Вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Структура сюжета каждого из этих направлений или, как чаще всего это обозначается в зарубежной критике, - субжанров (subgenres) детектива: «крутой» детектив, полицейский детектив, юридический триллер, во многом сходна с классической моделью: преступление - расследование - разгадка. Однако каждое из последующих направлений вступает в полемику с классическим детективом относительно образа главного героя - сыщика, методов расследования преступления, а также среды, в которой развиваются события и действуют герои, тем самым способствуя развитию направлений или, пользуясь терминологией Дж. Кавелти, новых литературных формул с присущими им литературными приемами, характеризующими определенную жанровую модификацию [4].
Развитие формулы классического детектива происходит в результате использования различных вариаций: нового способа убийства или оригинального приема сокрытия личности преступника, при непременном знакомстве читателя с ведущим к истине индуктивно-дедуктивным методом сыщика-аналитика. В противоположность этому модификация классической детективной модели в «крутом» детективе, а также в детективе полицейской процедуры и юридическом триллере, в первую очередь, обусловлена введением нового типа сыщика с присущими ему методами раскрытия преступления. Так, отличительной чертой «крутого» детектива становятся наличие физически сильного и выносливого профессионального частного сыщика и расследование преступления в результате погони с драками и перестрелками. Детектив полицейской процедуры делает главным героем профессионального полицейского, использующего методы, регламентированные нормами, регулирующими деятельность обычного полицейского, в отличие от виртуозной аналитической игры ума - основного метода расследования классического сыщика. В стремлении к торжеству справедливости главный герой юридического триллера - профессиональный юрист - в ходе расследования преступления полагается не только на свои аналитические способности, но и на разного рода законодательные документы, регулирующие как его профессиональную деятельность, так и определяющие этические нормы юридической профессии. Возникновение и развитие жанровых модификаций свидетельствует, что жанр как система может колебаться, переживая, как отмечает Ю. Н. Тынянов, различные скачки и смещения. «Сохраняя принцип основной конструкции, жанр сохраняется, при этом конструкция может смещаться безгранично» [5].
Наряду с эстетико-поэтическими закономерностями, важнейшим культурно-историческим фактором, который определил дальнейшее развитие формы и содержания произведений американской детективной литературы, стало совершенствование правоохранительной системы, а также развитие системы правосудия и становления правовой культуры в целом. Появление в американской детективной литературе таких направлений, как «крутой» детектив в 1920-1940-е гг., детектив полицейской процедуры в 1950-1970-е гг. и юридический триллер в 1980-1990-е гг. во многом основывалось на глубоко укорененном представлении американцев о неотъемлемом праве личности на защиту своих прав, свобод и интересов, а также обязанности государства создать систему институтов, обеспечивающих реализацию этих прав.
В «крутом» детективе, созданном в специфических социальных условиях Америки 1920-х гг., когда небывалый прежде уровень организованной преступности, откровенная коррупция в государственных органах власти стали характерными признаками американской общественной жизни, во главу угла поставлена активная деятельность сыщика-одиночки, стремящегося к справедливости в обществе, где закон, по его мнению, не способен вершить правосудие.
В 1950-е гг. интенсивное развитие системы правоохранительных органов, рост городского населения, сложность и анонимность городской жизни и городского преступления «разрушили идею о том, что один человек может выследить преступника в городе в пять миллионов душ» [6]. Так в пространстве американской детективной литературы во второй половине 1950-х появился детектив, который в зарубежной критике называется полицейский роман, но чаще - детектив полицейской процедуры. Деятельность полиции как органа, защищающего общественный порядок, сочетается в Америке с традиционным представлением о демократическом государстве, система институтов которого создается и существует для обеспечения прав и свобод гражданина. Осознание читателем своих гражданских прав, на основе которых у него формируется представление о полиции, является необходимым условием появления данного вида произведений. Именно по этой причине детектив полицейской процедуры появляется и развивается в США как вид детективной литературы, соответствовавший уровню сложности системы взаимоотношений в американском обществе в 1950-1960-е гг., когда демократический принцип о неотъемлемом праве отдельной личности на защиту своих законных ин-
Отражение эпохи в произведениях детективной литературы
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
113
2014. Вып. 1
тересов потребовал создания и укрепления системы институтов, которые бы обеспечили эту защиту. Одним из них становится городская полиция, деятельности которой уделяется особое внимание в данном типе детектива.
Появление в 1990-е гг. детектива юридической процедуры, называемого также юридический триллер, и его главного героя - юриста в американской детективной литературе определяется особенностями системы права этой страны, где, в силу определенных социально-исторических причин, уровень гражданского правосознания чрезвычайно высок. «Пристальное внимание американцев к судам, преступникам, юристам, судьям заложено в самой американской культуре, - отмечает Дж. Фридланд, - в Конституции страны, которая предоставляет невероятные права». Американцы уверены, что «если кто-либо нарушит права другого человека, его ждет возмездие» [7]. Считая себя свободными гражданами, они прекрасно осознают, что их права и свободы хотя и гарантируются законом, им же и ограничиваются, поэтому фигура юриста - профессионального защитника прав граждан не может не пользоваться повышенным авторитетом, поскольку он является гарантом, в самом широком смысле слова, социального порядка.
При этом определяющими факторами отнесения данных направлений к детективному жанру являются сохранение традиционной повествовательной схемы и соответствие следующей парадигме, выражающей стереотипное представление о детективной ситуации и релевантной для всех жанровых модификаций детективных текстов: отрицательный персонаж совершает убийство, положительный герой-сыщик расследует преступление и, благодаря его усилиям, свершается правосудие, восстанавливается справедливость.
В XX столетии американский детектив на каждой стадии исторического развития, отражая национальную специфику (американский индивидуализм и принципы американской демократии), формулировал общепринятые на тот момент представления, касающиеся таких понятий, как «справедливость» и «правосудие», которые получили художественное воплощение в произведениях Д. Хэм-мета, Р. Чандлера, Э. Макбейна, Дж. Гришэма.
В «крутом» детективе Д. Хэммета и Р. Чандлера сыщик действует в пространстве, основными свойствами которого являются полная неопределенность беспорядочных связей, смертельная опасность, грань между жизнью и смертью, многочисленные убийства, всевластие случайности. В такой ситуации правда и справедливость устанавливаются исключительно силовым путем и поэтому всегда зависят от индивидуальных действий частного детектива и являются результатом его поступков, реализуя восходящую ко временам фронтира и ставшую типичной для американского культурного сознания установку на самостоятельность суждений и активную жизненную позицию. При этом критерий оценки профессионального успеха сыщика заключается в том, что он в конечном итоге успешно обеспечивает себе возможность продолжать свою деятельность.
Художественная реальность в детективе полицейской процедуры Э. Макбейна - это сложная система, все в ней является составляющей частью элементов более высокого уровня. Полицейский -часть подразделения (участка), сам участок - часть системы органов охраны общественного порядка. Преступление - это нарушение системных связей, а работа полиции заключается в том, чтобы обеспечивать стабильное функционирование системы. Справедливость в этом случае целиком и полностью отождествляется с успешным функционированием системы правопорядка, цель которой в романах полицейской процедуры - обеспечить одно из основных прав гражданина демократического общества на защиту от нарушителей закона.
Художественное пространство, в котором происходит развитие сюжетов юридических триллеров Дж. Гришэма, предстает как поле деятельности огромных, могущественных социальных структур, из которых полностью выхолощено человеческое содержание. Для того чтобы обнажить бесчеловечность законов, регулирующих их деятельность, в основе большинства его произведений лежит поединок главных персонажей со сложной системой социальных структур отправления правосудия. Победа героев Дж. Гришэма в финале большинства его произведений знаменует собой возвращение социальным институтам человечности. Справедливость в американском детективе конца XX столетия приобретает, в первую очередь, эмоционально-личностный характер. Тем самым юридический триллер на материале сложного механизма судебных процедур, которые стали неотъемлемой частью жизни американского общества в конце ХХ в., утверждает традиционный для Америки принцип верховенства прав отдельной личности над любыми другими интересами и мотивами.
Обобщая вышесказанное можно отметить, что как феномен общего литературного процесса де-
2014. Вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
тективный жанр отражает постоянное взаимодействие двух тенденций: «Преемственное развитие есть диалектическое единство сохранения и отрицания, рост нового на основе старого, с принятием его или в борьбе с ним. Без сохранения нет обогащения, накопления; без отрицания нет развития, обновления» [8]. Каждое из последовательно возникающих направлений американского детектива сохраняет жанрово-облигаторные доминанты: во-первых, основную повествовательную модель, неизменно завершающуюся установлением истины и восстановлением справедливости, и, во-вторых, функцию главного персонажа. Новация, проявляющаяся в изменении социального и профессионального статусов главного героя, способствует дальнейшему развитию повествовательной техники, приемов раскрытия детективного сюжета, образной системы и привнесению нового в традиционную условную схему, не превышая ее границ. Процесс жанровых модификаций, с одной стороны, способствует изменению традиционного жанра, с другой стороны, активизация вариативных жанровых направлений естественным образом приводит к расширению потенциала жанра в целом.
История формирования жанровых модификаций детективного романа в американской литературе в 1920-1990-е гг. наглядно демонстрирует, что детектив - это живой, развивающийся эстетический феномен, обладающий собственной природой, структурой и функцией. В литературе США детектив сложился как динамическая художественная система, в которой фиксируются социальные и культурные изменения, происходящие в обществе. О ее способности обновляться с каждым десятилетием свидетельствуют введение новых образов и типов сыщика, новых видов преступлений и методов их расследования, а также изменение атмосферы вымышленного мира, в котором происходит развитие сюжета. Результатом подобного комплексного влияния законов эволюции литературного жанра и изменений социокультурных реалий становится последовательное появление «крутого» детектива, детектива полицейской процедуры и юридического триллера в литературе США XX в.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л. : Худож. лит., 1984. С. 203.
2. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. С. 252.
3. Каллер Дж. Теория литературы. Краткое введение. М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2006. С. 48.
4. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33-64.
5. Тынянов Ю. Н. Литературный факт. М. : Высш. шк., 1993. С. 122.
6. Panek L. An Introduction to the Detective Story. Bowling Green: UPP, 1987. P. 171.
7. Freedland J. The Law Lord // Guardian. 1994. 30 May. P. 2.
8. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука,1975. С. 28.
Поступила в редакцию 28.02.14
M. G. Ageyeva
REFLECTION OF AN EPOCH IN WORKS OF DETECTIVE FICTION
The article shows that, in addition to aesthetic and poetic rules, the most important cultural and historical factor which determined the further development of the form and content of American detective fiction was the improvement of the justice system and the legal culture in general. Appearance in detective literature such subgenres as a "hard-boiled" detective in 1920-1940-ies, a police procedural in 1950-1970-ies and a legal thriller in the 1980-1990-ies is based on the Americans' believe in the inalienable right of an individual to defend his/her freedom and interests, as well as the duty of the State to create a system of institutions that implement these rights. The history of the detective genre modifications in the American literature in 1920-1990-ies demonstrates that the detective - is a living, evolving aesthetic phenomenon with its own nature, structure and function. In the American literature it emerged as a dynamic art system fixing social and cultural changes taking place in the society.
Keywords: American detective literature, subgenres, socio-cultural context, genre development.
Ageeva M.G., Associate Professor
Агеева Марина Геннадьевна, доцент
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]