Научная статья на тему 'Отрасли экономики Сахалинской области, перспективные для открытия малых предприятий'

Отрасли экономики Сахалинской области, перспективные для открытия малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
889
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьева Л. Г.

Исследуются тенденции развития малого предпринимательства в различных отраслях экономики Сахалинской области. Выявлены отрасли, наиболее привлекательные для инвестирования в развитие малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отрасли экономики Сахалинской области, перспективные для открытия малых предприятий»

Л.Г. МУРАВЬЕВА

Отрасли экономики Сахалинской области, перспективные для открытия малых предприятий

Исследуются тенденции развития малого предпринимательства в различных отраслях экономики Сахалинской области. Выявлены отрасли, наиболее привлекательные для инвестирования в развитие малых предприятий.

В последние годы малое предпринимательство Сахалинской области получило значительное развитие. Однако во многих отраслях экономики количество эффективно действующих малых предприятий могло быть значительно больше. Имея свободные денежные средства, предприниматели не всегда знают, как их выгодно вложить. Необходимо исследовать возможности развития различных отраслей с точки зрения целесообразности открытия в них новых предприятий, прежде чем осуществлять дорогостоящие инвестиционные проекты.

Вначале нужно провести оценку барьеров входа на отраслевой рынок по имеющимся методикам [2]. Относительную эффективность малых предприятий определяем путем отношения производительности труда на малых предприятиях к производительности труда в целом по отрасли.

Как видно из табл. 1, к потенциально выгодным для приложения предпринимательского капитала прежде всего следует отнести промышленность, строительство, материально-техническое снабжение и сбыт, торговлю и общественное питание. Рискованно вложение средств в сельское хозяйство.

Наиболее высокий уровень производительности труда характерен для малых строительных организаций, на крупных предприятиях сферы строительства производительность труда значительно ниже. Это свидетельствует о том, что малые предприятия данной отрасли работают эффективнее крупных почти в два раза.

Аналогичная ситуация наблюдается в промышленности, торговле и общественном питании. На малых промышленных предприятиях производительность труда в 2,7 раза выше, чем на крупных, на предприятиях торговли и общественного питания - в 2,2 раза, на предприятиях, занимающихся материально-техническим снабжением, - в 2 раза выше.

В сельском хозяйстве сложилась иная ситуация. Производительность труда на крупных предприятиях в 1,2 раза выше, чем на малых,

следовательно в данной отрасли крупные предприятия работают эффективнее малых.

Таблица 1

Расчет относительной эффективности (барьеров входа) малых предприятий в различных отраслях экономики Сахалинской области в 2004 г.

Отрасль Объем продукции на одного работающего на малых предприятиях, тыс. руб. Объем продукции на одного работающего на крупных предприятиях, тыс. руб. Объем продукции на одного работающего в отрасли, тыс. руб. Относительная эффективность малых предприятий Соотношение производительности труда малых и крупных предприятий

Промышленность 427,4 158,5 189,8 2,25 2,70

Сельское хозяйство 185,9 223,2 219,6 0,85 0,83

Строительство 933,6 475,2 547,6 1,70 1,96

Транспорт и связь 258,1 215,5 238,9 1,08 1,20

Торговля и общественное питание 438,9 197,4 283,9 1,55 2,22

Материально -техническое снабжение и сбыт 446,6 211,5 248,6 1,80 2,11

ИТОГО: 501,7 234,8 272,3 1,84 2,14

Рассчитано по данным [1].

Таким образом, наиболее благоприятными для деятельности малых предприятий Сахалинской области являются строительство, торговля и общественное питание.

Среди многочисленных барьеров входа на отраслевые рынки Сахалинской области [4] наиболее существенное влияние оказывают «минимально эффективный размер предприятия», «необходимость большого объема капиталовложений», административные барьеры и уровень управленческой компетентности. Исходя из данных статистической отчетности за 2004 г. [1], в количественной форме возможно определить только минимально эффективный размер предприятия (табл. 2).

«Минимально эффективный размер» дает низкую относительную эффективность малых предприятий по сравнению с крупными в первую очередь в таких отраслях, как транспорт, промышленность, сельское хозяйство. Это говорит о том, что здесь целесообразно открывать только достаточно крупные новые предприятия, способные освоить большой объем капиталовложений. Коэффициент соотношения объема выпуска на одно предприятие сферы материально-технического снабжения в малых и крупных организациях практически одинаков.

Минимально эффективный размер предприятий Сахалинской области в 2004 г.

Отрасль Малые предприятия Крупные предприятия Коэффициент соотношения объема выпуска продукции на одно предприятие

Число предпри- ятий Выпущено продукции, тыс. руб. Объем выпуска продукции на одно предприятие, тыс. руб., Число предпри- ятий Выпущено продукции, тыс. руб. Объем выпуска продукции на одно предприятие, тыс. руб., Малые предпри- ятия Крупные предпри- ятия

Промышленность 1338 5537400 4138,6 1258 15614408 12412,1 1,05 1,08

Сельское хозяйство 87 110846 1274,1 141 1241571 8805,5 0,32 0,76

Строительство 599 5417912 9044,9 793 14706060 18544,8 2,30 1,61

Транспорт и связь 285 1174100 4119.6 153 3556892 23247,7 1,05 2,02

Торговля и общественное питание 1199 1445934 1205,9 980 3036462,4 3098,4 0,31 0,27

Материально- техническое снабжение 60 322412 5373,5 53 813619 15351,3 1,37 1,33

ИТОГО 3568 14008604 3926,2 3378 38969012 11536,1 - -

Рассчитано по данным [1].

Как показывают результаты расчетов, наиболее высокий коэффициент соотношения объема выпуска продукции наблюдается в строительстве (на малых предприятиях он составляет 2,30, на крупных - 1,61); в торговле и общественном питании (0,31 и 0,27 соответственно). Следовательно, эти отрасли имеют относительно низкий минимально эффективный размер производства и в них в первую очередь должен развиваться малый бизнес.

Для следующей стадии анализа выбраны две отрасли - строительство, торговля и общественное питание. Они характеризуются низкими барьерами входа на рынок и привлекательны для малого бизнеса.

В целях выявления наиболее привлекательных отраслей необходимо определить основные показатели, характеризующие отраслевой рынок. Одним из основных экономических показателей, используемых для оценки фактического размера рынка, является объем реализованной продукции, т.к. он в полной мере отражает существующий спрос на продукцию, произведенную предприятиями конкретной отрасли. В 2004 г. доля малых строительных организаций составила 22,5% от выручки по всем отраслям экономики Сахалинской области. При этом с 2002 по 2004 г. выручка от реализации товаров, работ, услуг малых предприятий сферы строительства увеличилась на 72,4%. [1].

Оценивая рыночную ситуацию, можно сделать вывод, что данный отраслевой рынок характеризуется высокими темпами роста как абсолютных, так и относительных показателей, что благоприятствует появлению новых и росту действующих строительных организаций.

Доля малых предприятий торговли и общественного питания в 2004 г. составила 28,4% общей выручки по всем отраслям экономики Сахалинской области. С 2002 г. по 2004 г. выручка от реализации на предприятиях этой сферы выросла на 51,5%. Таким образом, наблюдается увеличение темпов роста данного отраслевого рынка. Его можно охарактеризовать как динамичный, развивающийся.

При исследовании масштабов конкуренции на отраслевых рынках следует иметь в виду, что в силу своей специфики малое предпринимательство ориентировано в основном на региональный (местный) уровень конкуренции. Это объясняется тем, что продукция малых предприятий из-за незначительности масштабов деятельности предназначена для местных рынков. Она редко вывозится на большое расстояние из-за высоких транспортных расходов и других затрат.

Показателями, характеризующими масштабы конкуренции, являются количество предприятий, доля рынка субъектов хозяйствования, ассортимент выпускаемой продукции и др.

На 1 января 2005 г. [1] в Сахалинской области функционировало 793 крупных и средних строительных организаций, что составляет 56,9% от общего числа предприятий сферы строительства. Малых предприятий насчитывалось 599 единиц (43,1%). Это говорит о наличии большого числа конкурентов с относительно высокими масштабами производства товаров, работ, услуг.

В то же время в области осуществляли свою деятельность 980 крупных и средних предприятий сферы торговли и общественного пита-

ния [1], что составляет 44,9% от общего числа предприятий данной сферы. Малых предприятий насчитывается 1199 единиц (55,1%). Данные свидетельствуют о значительных масштабах конкуренции на отраслевом рынке, однако конкуренты имеют относительно небольшие размеры предприятий.

Определяя количество потребителей на отраслевом рынке, необходимо констатировать, что розничные предприятия и организации общественного питания реализуют свою продукцию непосредственно конечным потребителям для личного некоммерческого использования. Поэтому практически все население Сахалинской области можно с уверенностью отнести к потенциальным потребителям. Изучение влияния демографического фактора на динамику товарооборота показало, что в 2003-2004 гг. товарооборот возрос на 9,46% за счет увеличения среднего уровня покупок на 10,76% и снижения численности населения на 1,17%. Можно сделать вывод, что, несмотря на сокращение численности населения, наблюдается устойчивый рост товарооборота преимущественно за счет повышения расходов населения вследствие увеличения реальных денежных доходов.

Основными потребителями продукции, работ, услуг предприятий сферы строительства являются промышленные предприятия (в 2004 г. их число составило 2596 единиц, что на 14,6% больше по сравнению с 2000 г.), некоммерческие организации, государственные учреждения, оптовые организации, розничные предприятия (2179 единиц, что на 1,3% больше по сравнению с 2000 г.), индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (32060 человек, что на 34,1% больше по сравнению с 2002 г.), а также определенные группы населения (высокообеспеченные, среднеобеспеченные) [3].

В 2004 г. объем строительства в Сахалинской области увеличился на 9,9%, в том числе объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, вырос почти в 2 раза по сравнению с 2003 г. Удельный вес жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, в общем вводе жилых домов на территории Сахалинской области в 2004 г. составил 43,2%, что на 5,7% больше по сравнению с 2003 г. [1]. Следовательно, наблюдается тенденция к увеличению объемов строительства, что, несомненно, свидетельствует о росте количества потребителей продукции, работ, услуг строительных организаций.

Ответ на вопрос о том, насколько выгодно начинать собственное дело в условиях исследуемого отраслевого рынка, может дать сопоставление величины рентабельности малого бизнеса в конкретной отрасли с рентабельностью, рассчитанной по полному кругу предприятий в данной отрасли (табл. 3).

Самый высокий уровень рентабельности продаж (15,4%) характерен для сферы торговли и общественного питания, который почти в 1,5 раза превышает результат следующей по доходности отрасли - строительства.

Таким образом, наиболее выгодно начинать собственное дело в сфере торговли и общественного питания, строительстве. При этом в данных отраслях, а также в промышленности, сфере транспорта и связи рентабельность продаж малых предприятий превышает величину этого

показателя на крупных и средних предприятиях почти в два раза. Поэтому в данных отраслях целесообразно открывать именно малые предприятия.

Таблица 3

Рентабельность продаж предприятий Сахалинской области в 2004 г.

Отрасль та о § & 1 А К § & 5 ^ Ю К СП ^ § £ § Рентабельность продаж крупных и средних предприятий, % Рентабельность продаж предприятий по отрасли, % Сопоставление рентабельности продаж малых предприятий и предприятий по отрасли Сопоставление рентабельности продаж малых предприятий и крупных, средних предприятий

Промышленность 0,7 0,3 0,5 1,4 2,3

Сельское хозяйство -5,4 -3,1 -4,3 - -

Строительство 9,8 5,2 7,9 1,2 1,9

Транспорт и связь 2,7 2,3 2,5 1,1 1,2

Торговля и общественное питание 15,4 8,7 11,8 1,3 1,8

Материально -техническое снабжение 2,43 1,94 2,1 1,2 1,3

Рассчитано по данным [3].

В сельском хозяйстве уровень убыточности продаж малых предприятий составляет минус 5,4%, что свидетельствует о невыгодности вложения средств в развитие малых предприятий этой отрасли.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее привлекательными отраслями для вложения средств в развитие малых предприятий Сахалинской области являются строительство, торговля и общественное питание, поскольку для них характерными являются:

- низкие барьеры входа на рынок;

- относительно низкий минимально эффективный размер производства;

- значительный размер рынка и высокие темпы его роста;

- устойчивый рост товарооборота предприятий торговли и общественного питания преимущественно за счет увеличения реальных денежных доходов населения;

- тенденция к увеличению объемов строительства, что, несомненно, свидетельствует о росте количества потребителей продукции, работ, услуг строительных организаций;

- малые предприятия данных отраслей работают эффективнее крупных и средних почти в два раза по показателям рентабельности продаж и производительности труда.

Литература

1. Итоги социально-экономического развития Сахалинской области за 2004 г.: стат. сб.- Южно-Сахалинск: Сахоблкомстат, 2005. - 299 с.

2. Мишурова И.В. Управление малой фирмой / И.В. Мишурова. - Ростов н/Д: РГЭА, 1999. - 309 с.

3. Сахалинская область в цифрах, 1995, 2000-2004 г.: стат. сб. - Южно-Сахалинск: Сахоблкомстат, 2005. - 304 с.

4. Шаркова А.В. Экономика малого предпринимательства: учеб. пособие / А.В. Шаркова. - М.: Маркетинг, 2001. - 345 с.

© Муравьева Л.Г., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.