Научная статья на тему 'Отраслевые особенности торговых организаций'

Отраслевые особенности торговых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1406
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ТОВАРНОГО ОБМЕНА / СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ / ПРИБЫЛЬ / ТОРГОВАЯ НАДБАВКА / ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаспарян А.А.

В статье рассматриваются особенности торговых организаций (предприятий) и, в частности, двойственность выполняемых ими функций, взаимосвязь и взаимное влияние торговых и производственных организаций. Автором исследуются особенности формирования активов и капитала, доходов, расходов и прибыли торговых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the financial characteristics of organizations (enterprises), trade and, in particular, the creation and use of revenues, costs and profits. The author investigates the relationship of the volume of trade, revenue, distribution costs and profit, provides guidance on improving pricing policies, strengthen the financial condition of the trade organization.

Текст научной работы на тему «Отраслевые особенности торговых организаций»

Отраслевые особенности торговых организаций

А.А.Гаспарян, студент Российской академии народного! хозяйства и государственной службы! при! Президенте Российской Федерации (alik222.822@yandex.ru)

Аннотация. В! статье! рассматриваются особенности торговых организаций (предприятий) и, в частности, двойственность выполняемых ими! функций, взаимосвязь и взаимное влияние торговых и производственных организаций. Автором исследуютсяи особенности формирования активов и! капитала, доходов, расходов и прибыли торговых организаций.

Annotation. The article examines the financial characteristics of organizations (enterprises), trade and, in particular, the creation and use of revenues, costs and profits. The author investigates the relationship of the volume of trade, revenue, distribution costs and profit, provides guidance on improving pricing policies , strengthen the financial condition of the trade organization.

Ключевые слова: торговля, форт товарного! обмена, сфера обращения, прибыль, торговая надбавка, издержки обращения.

Многие торговые! организации! в! Российской федерации являются коммерческим и, следовательно, главной общей целью функционирования значительного количества торговых структур является максимизаци объемов получаемой прибыли. Для достижения поставленной! цели организаци торговли самостоятельно осуществляю свою деятельность, распоряжаются! собственными товарами, полученной! прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Одновременно! торговыми организациями должен учитываться целый ряд присущих только! им особенностей, вызванных спецификой торговли как видом деятельности. Как известно, торговля является формой товарного обращения и выражает собой экономические отношения, связанные с процессами их реализации.

То! есть торговля выполняет две главные общие функции: как форма товарного обмет осуществляет смену форм стоимости; как отрасль экономики! - доводит товары от производителя до потребителя. На практике обе эти функции связаны, выполняются одновременно и реализуются чере торговые организации. Перва и названных функций торговли является непроизводительной, так как ее выполнение в торговых организациях связано! с процессами непосредственной купли-продажи товаров и включает в себ выполнени кассовых, банковских, учетны и прочи подобных, н увеличивающи стоимост товара операций. Втора функция является производительной и представляет собой продолжение процессов производств в сфер товарного обращения. Дл ее выполнени торговые

организации решаю такие вопросы, как транспортировка, хранение товарных запасов, фасовка, подсортировка и т.п., т.е. проводят те операции, которые увеличиваю стоимость товаров.

Таким образом, можно сказать, что первой отличительной особенность торговы организаций является своеобразна двойственность выполняемых ими функций.

В процессе воспроизводства торговля занимает промежуточное положение между производством и потреблением и поэтому, с одной стороны, оказывае на них влияние, а с другой стороны, сама испытывае их воздействие. На практике это означает, что торговые организации влияют как на формирование ассортиментной политик производства, так и на формирование покупательского спроса и вместе с тем зависят и вынуждены реагировать на изменения товарного предложения и колебания спроса.

То ест второ отличительно особенность торговы организаци является зависимост сильное взаимно влияни торговы и

производственны организаций, с одно стороны, торговых организаций, конечного потребителя - с другой.

Торговля является составной частью сферы обращения товаров. Следовательно, с технологической точки зрения (в обобщенном виде) торговый процесс представляет собой совокупность процедур по закупке, хранению, подработке и продаже товаров. Функционально и технологичесю! организации торговли не осуществляют полного производственного цикла. В торговых организациях могут выполняться отдельные производственные функции, но производство в традиционно понимании этог слова отсутствует. Поэтому в качестве третьей особенности можно выделите ту, чт торговы организации (за исключение организаци общественног питания) осуществляют только операции по купле-продаже товаров и услуг, те производя их.

В силу специфики свое деятельности организации торговли должны быта приближены к потребителям. Одним из основных конечных потребителей услуг торговых организаций является население. А это обстоятельство определяе наличи экономике значительног количества небольших по своим размерам, объемам деятельности и численности занятых торговых организаций. Кстати, довольно много регистрируемых малых предприятий заявляют в качестве основного вида деятельности торговлю. Внешня! простота этой деятельности, близость к наличному обороту денег, приводит, кроме всег прочего, к тому, чт многие предприяти занимаютс и торговлей.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что следующей особенностью торговых организаций является ж значительное количество в экономике и относительно небольшие размеры (по всем параметрам).

2

В последне время стала проявляться тенденция увеличения численности занятых работников в торговых организациях. Это обстоятельство можн также выделит в качестве еще одно особенности и присущей в современных условиях. Надо заметить, что такая особенность присуща большинству развитых экономик. Увеличение численности работников, занятых в сфере обслуживания и вообще и в торговле в частности, характерно для многих стран[3].

Термин торговл применяется двух значениях. В перво значени эт один го видов предпринимательской деятельности, во втором - одна го отраслей экономики, т.е. совокупность всех предпринимательских структур, занимающихся данным видом деятельности.

Как в отрасли деятельност выделяют следующие торговые организации.

Государственные и (или) муниципальные. В этих организациях главны учредителем и, соответственно, основны владельце капитала выступают власти различных уровней. Государственная (муниципальная) собственность в значительной мере предопределяет и конкретные моменты хозяйственно деятельности. Например, руководство, также основные направления (ассортиментная, ценовая, учетная политики) определяются властями соответствующего уровня.

Частные организации торговли. Данная форма собственности получила широко распространение в розничной торговле, но встречаются также и в оптовых торговых структурах.

К частным организациям торговли относят: индивидуальные; частные; семейные организации и предприятия; предпринимателей без образования юридического лица, занимающихся торговлей, приватизированны предприятия, принадлежащие трудовым коллективам. Следует заметить, что частная форм собственности в торговле уже стала основной.

Совместные торговые организации, т.е. объекты, учреждаемые российским и иностранными либо физическими, либ юридическим лицами (резидентами или нерезидентами). Можно отдельно выделите торговые организации полностью с иностранным капиталом. Такие организаци торговли представлен ка в розничной, так и в оптовой торговле, преимущественно в крупных городах.

По вида деятельности в торгово отрасли выделяю тр относительн самостоятельны звена: оптовую торговлю, розничную торговлю, общественное питание. Соответственно, можно выделить и организации, основны видо деятельност которых является либо оптовая торговля, либо рознична! торговля, либо общественное питание.

Кратко охарактеризуем кажд^э го подотраслей торговли.

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или дальнейшего использования в производственных процессах.

Значение и необходимость существования оптового торгового звена заключается в том, что: во-первых, производительность предпочитает иметь крупных партнеров для сбыта своей продукции, что у них нет ни финансовых, ни иных материальных возможностей, ни желания организовать свою торгов^) или сбытовую сеть. Поэтому большинство производителей предпочитает работать с оптовыми торговыми организациями;

во-вторых, эффективност деятельност организаци оптовог звена выше, че отдельных производительны ил розничных структур, благодаря большому размаху операций и наличию большого количества, контактов, как с организациям промышленности, так и рознично торговли;

в-третьих, оптовы торговые организаци имею материальные возможности преобразовывать промышленный ассортимент в торговый. Формирование торгового ассортимента осуществляется оптовыми организациям путе подсортировки продукции различны специализированных производителей товаров.

Выполнение названных задач предопределяет особенности экономическог механизм функционирования оптовых торговы организаций:

^ для оптовых торговых организаций характерен более низкая норма прибыли, чем, например, для розничных. Но это компенсируется более высокими объемами товарооборота и, собственного, большой массой прибыли;

^ для оптовых торговых организаций характерен более низкий процент торговой надбавки по сравнению с другими торговыми организациями. Кроме того, оптовые торговые структуры чаще прочих получаю торговы скидк поставщико и производителей;

^ для оптовых торговых организаций характерен более низкий уровень издержек обращения по сравнению с розничными торговыми организациями. Соответственно отличается и структура издержек обращения.

Розничная торговля представляет собой любую деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личног некоммерческог использования.

Соответственно главной целью розничных торговых организаций является реализация товаров непосредственно конечным потребителям.

Осуществляется розничная продажа товаро населению в большинстве случаев через магазины (они, как правило, являются организациями), которые могут быт классифицирован по таком признаку, как формы обслуживания. Здесь выделяю магазины с традиционной формой обслуживания (чере прилавок), самообслуживанием, использующие открытую выкладку, торгующие по образцам и т.д. Каждой форме обслуживания, применяемой в розничных торговых организациях, соответствуют свои экономические особенности, касающиеся структуры расходов и доходов, товарооборота конкретной организации, состава основных фондов, оборотных средств и т.д.

Специфик функционировани розничны торговы организаций значительной мере предопределяет особенности ж экономического механизма:

^ сравнительно высокая норма прибыли (доля прибыли в цене) при

относительно невысоко масс прибыли; ^ более высокий уровень валового дохода и, соответственно, более

высокий процент торговых надбавок; > строго определенная структура издержек обращения.

Общественное питани выполняе функци производства, продаж и организации потребления продукции.

Соответственно, организаци внедомашнег питани отличаютс от прочих организаций торговл тем, что он совмещаю в свое хозяйственно деятельности функции производства, продажи (т.е. розничной и оптовой торговли) и организации потребления (т.е. сервисные функции) со всеми вытекающими отсюда экономическими особенностями.

Организации общественног питания условн можно разделит на дв группы.

Перва - это организации, функционирующи по руководство и контроле общества и организующие питани определенны категорий населения бесплатно или на льготных условиях. Такие организации в значительной мере выпадаю и рыночны отношени (питание в детских дома, больницах, интернатах, домах для престарелых и т.п.), являясь, по существу, некоммерческими. Содержание их деятельности направлено на социальну поддержк и достаточн полно характеризуется понятие «общественное питание».

Вторая - организации коммерческого типа. В них применяется принцип свободного ценообразования. Основным источником финансирования является получаемый доход. Преобладающа форт собственности - частная. Деятельность подобных организаций полностью

обусловлен законам рынка и регулируется государство лиш посредство налогов и других косвенных рычагов.

Финансы торговых организаций функционирую в рыночной экономике н те же принципах, чт и финансы вех других коммерчески организаций: хозяйственно самостоятельности, самофинансирования, экономическо заинтересованности, материальной ответственности, формирования финансовых резервов. В то же время торговыми организациям присущи отраслевые финансовые особенности. Прежде всего, это особенности структуры активов и капитала. В торговле активы представлены в основном оборотными активами(75-80% всех активов): в составе оборотных активов преобладают товарные запасы. В большинстве торговых организаций на ж долю приходится более 80% всех оборотных активов. Для их формирования требуется соответствующий объем оборотного капитала

[5].

Источниками формирования имущества торговых организаций могут быть:

> прибыль от реализации товаров и услуг;

> взносы учредителей организаций;

^ доходы от операций с ценными бумагами;

^ перечисления из бюджетов разных уровней;

^ безвозмездные взносы или спонсорская помощь;

> доходы от реализации имущества и др.

В связи с недостаточностью собственного капитала торговые организаци вынужден привлекать в больших объемах заемный капитал в форме краткосрочных банковских кредитов, финансовых заимствований у других коммерчески организаций, а такж коммерческог (товарного) кредита - кредиторской задолженности перед поставщиками товаров. В структуре капитала российски торговы организаци доля заемног капитала составляет по отрасли в целом более 90%. При этом заемный капита почт полность представле краткосрочным обязательствами.

Существенные особенности имеются в порядке формирования доходов, расходов и прибыли, а также в показателях рентабельности торговых организаций.

В торговле, как любо друго сфер предпринимательства,

исходной основой коммерческого расчёта являются доходы от хозяйственно-финансовой деятельности. Дохода торгового предприятия представляю собой сумму выручки, полученной в определенной период от реализации операций, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности [6].

Основным источником доходов в торговле являются реализованные торговые надбавки. Расходы по основному виду деятельности - продаже товаров - в торговле представлены издержками обращения.

6

Торговые надбавь (доход от реализации товаров) используется для возмещение издержек обращения и образования прибыли. Тем самым торговые организаци обеспечивают самоокупаемост текущей хозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстояще период (развития материально-технической базы, пополнени собственных оборотных средств, социального развития). Для расчет торговы надбавок торговые организаци могу использовать дв подхода затратный и рыночный. Затратный подход к расчету торговых надбавок используется торговыми организациям по товарам, на потребительско рынке которых конкуренция слабая или отсутствует. При этом методе уровень торговой надбавки в процентах к товарообороту определяется путем суммирования уровня издержек обращения и рентабельности торговли (прибыль от реализации товаров в процентах к товарообороту). Рыночный подход к установлению торговых надбавок применяется в условиях развитой конкуренции на товарных рынках. Сущность заключается в том, что цена товара определяется рынком [4].

Главны качественны показателе торговле, как и во всех других сферах предпринимательской деятельности, является прибыль. В отличие от производственно деятельности, где калькулируется себестоимост продукции, в торговле такого показателя нет. Здесь используется показатель «издержи обращения» - сумма расходов, связанных с осуществлением торговой деятельности, т.е. доведением товаров от производителей до потребителей. Показатель «издержки обращения» отличается от показателя «себестоимость продукции» тем, что в его состав те включается закупочна! стоимость товаров. В отчетности торговой организации о финансовых результатах ка эквивален показателя «себестоимост продукции» показывается закупочная стоимость реализованных товаров.

Эффективность хозяйственно - финансовой деятельности в торговле принято оценивать показателями рентабельности: товарооборота, издержек обращения, активов, собственного капитала.

Существуют также особенност оценк финансовой устойчивости деловой активности торговых организаций. При определении типа финансовой устойчивости торговой организаци принят сопоставлят основной их элемент - товарные запасы, с источниками ж финансирования. Поэтому наряду с показателем собственных оборотных средств важным показателе в торговле считаютс собственны оборотные средства товарных запасах [5].

Таким образом, торговля является особой формой товарного обращения и выражает собой экономические отношения, связанные с обмено товаро конкретные хозяйственны отношения, связанны с процессами ж реализации. Для выполнения своих функций и получения максимальной прибыли торговыми организациями должен учитываться рад

присущи только и особенностей, вызванных специфико торговли ка вида деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 28.12.2009 Ш81-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации''

2. Бланк И. А. Торговый менеджмент. - Киев, Эльга, 2009 год. - C.240

3. Иванов Г.Г. Экономика организации. Торговля Учебник М.: ИНФРА-М, 2012.-C.11.

4. Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы. Учебное пособие, 2-е издание. М. Магистр, 2012.- С.261.

5. Соболев В.И. Отраслевые особенности торговых организаций // Экономика и предпринимательство. 2015 №9 (ч.2). C 687-688.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.