Научная статья на тему 'ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ'

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ / МАРКЕТИНГ / ПАНДЕМИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / КЛИЕНТЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / competitive strategies / marketing / pandemic / trends / customers / consumers / digitalization.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лучанинов Роман Сергеевич

Пандемия изменила поведение потребителей и заставила игроков рынка по-новому взглянуть на продвижение продукции и построение конкурентных стратегий. Все ли приобретенные в самоизоляции привычки аудитории останутся после кризиса, как вовлечь пользователей в коммуникацию с брендом, и какие качества необходимы маркетингу будущего - вопрос риторический. Самоизоляция задала новые паттерны поведения потребителей - предпочтение онлайн-покупок, рациональные траты в кризис, потребление контента в digital, рост технической грамотности. Такие тренды стали нормой для всех отраслей. В статье рассмотрены основные характеристики конкурентных стратегий предприятий разных сфер деятельности, но схожих по линии поведения в эпоху пандемии. Продемонстрировано, что современные технологии маркетинга дают возможность для трансформации существующих бизнес-моделей, создавая перспективы для роста, повышения эффективности и резистентности предприятий в кризисных условиях. Обосновано, что в текущих кризисных условиях назрела необходимость применения новых способов управления предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE STRATEGIES IN THE PANDEMIC ERA

The pandemic has changed consumer behavior and forced market players to take a fresh look at product promotion and building competitive strategies. Whether all the habits of the audience acquired in self-isolation will remain after the crisis, how to involve users in communication with the brand and what qualities are necessary for the marketing of the future is a rhetorical question. Self-isolation has set new patterns of consumer behavior - preference for online shopping, rational spending in a crisis, digital content consumption, and the growth of technical literacy. Such trends have become the norm for all sectors of the national economy. The article discusses the main characteristics of competitive strategies of enterprises of different fields of activity, but similar in line of behavior in the era of the pandemic. It is demonstrated that modern marketing technologies make it possible to transform existing business models, creating prospects for growth, increasing efficiency and resistance of enterprises in crisis conditions. It is proved that in the current crisis conditions there is a need to apply new ways of managing enterprises.

Текст научной работы на тему «ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ»

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-1298-16-23

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ

Лучанинов Роман Сергеевич,

соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, д. 85 LuchaninovRS@mail.ru

Пандемия изменила поведение потребителей и заставила игроков рынка по-новому взглянуть на продвижение продукции и построение конкурентных стратегий. Все ли приобретенные в самоизоляции привычки аудитории останутся после кризиса, как вовлечь пользователей в коммуникацию с брендом, и какие качества необходимы маркетингу будущего - вопрос риторический. Самоизоляция задала новые паттерны поведения потребителей -предпочтение онлайн-покупок, рациональные траты в кризис, потребление контента в digital, рост технической грамотности. Такие тренды стали нормой для всех отраслей. В статье рассмотрены основные характеристики конкурентных стратегий предприятий разных сфер деятельности, но схожих по линии поведения в эпоху пандемии. Продемонстрировано, что современные технологии маркетинга дают возможность для трансформации существующих бизнес-моделей, создавая перспективы для роста, повышения эффективности и резистентности предприятий в кризисных условиях. Обосновано, что в текущих кризисных условиях назрела необходимость применения новых способов управления предприятиями.

Ключевые слова: конкурентные стратегии; маркетинг; пандемия; тенденции; клиенты; потребители; цифровизация.

Пока вирус множит штаммы, язык тоже не отстает. Самые актуальные ныне слова — «самоизоляция», «пандемия», «коронави-рус», «кризис», но хотелось бы надеяться, что с течением времени они уйдут и из обихода, и из сознания, а на первый план выйдут другие — «консолидация» и «развитие». В начале 2020 года мы всем миром как будто «провалились в воздушную яму». И что мы увидели, когда первый шок от «падения» прошёл, и появилась возможность оценить произошедшее? Кризис смёл всё неважное, чем «обрастают» люди или бизнес. Вынужденные ограничения из-за пандемии вернули потребительские амбиции к уровню базовых потребностей — в первую очередь к безопасности и здоровью. Все резко ощутили значимость общения с членами семьи, с друзьями и коллегами. Произошла переоценка смыслов — смысла денег, покупок, отношений, работы, образования и других вещей, многие из которых годами не подвергались пересмотру. Подобная переоценка произошла и в бизнесе, на-

зрела необходимость пересмотра тех рыночных стратегий, которые успешно применялись в докризисный период и которые стали недостаточно эффективными сейчас.

Пандемия СОУЮ-19 усилила обеспокоенность бизнеса и государства по поводу ограниченного уровня конкуренции и его возможных последствий для экономического роста. Мелким предприятиям труднее внедрять новые технологии или бизнес-модели, у них меньше шансов на получение государственной поддержки, и, следовательно, вероятность их ухода с рынка выше. В таком случае концентрация и доминирование крупных предприятий могут увеличиться, что может еще сильнее ограничить конкуренцию именно в тот момент, когда она больше всего нужна для ускорения восстановления экономики. И субъективные индикаторы, основанные на восприятии, и регуляторные индикаторы говорят о том, что большинство стран и регионов могут усовершенствовать свои институциональные основы и систему правоприменения в целях формирова-

ния высококачественной конкурентной среды.

Цель данной статьи состоит в определении основных конкурентных стратегий предприятий ключевых отраслей экономики в период пандемии.

Необходимо было решить следующие задачи для достижения поставленной цели:

1. Оценить развитие отраслей экономики России в допанде-мийный период и проанализировать основные моменты в изменении их работы во время наступившего кризиса.

2. Исследовать основные мероприятия, осуществляемые предприятиями разных отраслей народного хозяйства для достижения стабильности и эффективности функционирования на высококонкурентном рынке.

Прежние маркетинговые стратегии теперь вряд ли будут отличаться особой эффективностью. Многие компании разных секторов экономики существенно поменяли свои подходы к маркетингу

в целом, обозначились новые тренды в разрабатываемых конкурентных стратегиях [1].

Пандемия внесла свои коррективы в работу каждой отрасли. Для одних отраслей экономики пандемия стала новым толчком в развитии и повысила спрос на их предложения, для других же начавшийся кризис оказался отправной точкой их упадка, неопределенности и кризисных явлений в стабильной до этого деятельности. С введением самоизоляции спрос на товары и услуги большинства предприятий существенно снизился, поэтому руководству компаний назрела необходимость менять «рабочий уклад», вплоть до пересмотра миссии. Абсолютное большинство отраслей экономики пересмотрели свои конкурентные стратегии, сделав в них акцент на цифровизацию. В этой связи общей для всех отраслей «опасной» закономерностью стала так называемая «киберпандемия». Кибер-безопасность стала одной из важнейших тем глобальной повестки дня во время Всемирного экономического форума в 2021 году, и не зря. Вокруг нас создаются цифровые экосистемы: страны, корпорации и частные лица используют преимущества быстрого Интернета и умных устройств. И в этом контексте одного уязвимого звена достаточно, чтобы обрушить всю систему, подобно эффекту домино. Поэтому бизнесу так важно быть готовым к такому повороту событий и обязательно при разработке стратегий учитывать этот момент.

Далее будут рассмотрены ключевые особенности конкурентных стратегий предприятий, относящихся к разным отраслевым группам.

1. Здравоохранение

Информированность граждан и финансирование системы здра-

воохранения оказались недостаточными. Система была (и остается) неготовой к такому резкому повороту. Важно отметить, что существенные изменения в медицине, как и в остальных отраслях, претерпели цифровые технологии. «Мир здоровья» вышел на новый этап развития — пандемия стала катализатором для роста рынка телемедицины, разработки специализированных приложений, сервисов для онлайн-консультаций с врачами и т.п. Желание пользователя упростить и ускорить коммуникацию с врачом и получать больше услуг в своем гаджете, быстро и без потери качества — это тренд, который должен стать неотъемлемой частью оказания медицинской помощи.

Конкурентоспособность российской медицины остается на низком уровне из-за отсутствия особенно в бедных регионах страны высококвалифицированных специалистов, знаний, профессионализма и медицинского оборудования для уникальных и редких заболеваний. Коронавирусная инфекция заставила врачей уделять больше внимания зараженным новой болезнью, когда различного рода онкологические и другие виды заболеваний перешли на второй план, что также вызывает повышенную смертность.

Основным показателем конкурентоспособности в период пандемии для отрасли здравоохранения стало обеспечение безопасности и недопущение заражения новым до конца неизученным вирусом пациентов, если раньше акцент делался в основном на профессионализм и знания медицинского персонала. В связи с этим были приняты попытки частичного ввода дистанционных форматов коммуникаций с потребителями, что не явилось положительным, т.к. через экран монитора

оказать должную помощь пациенту практически невозможно.

Конкуренция в отрасли происходит преимущественно между частными медицинскими учреждениями в основном за привлечение высококвалифицированных специалистов, приобретение медицинского оборудования. Поэтому они нуждаются в проведении программ государственной поддержки и вложении средств инвесторов для осуществления запланированных целей. Результатом данных мероприятий должно стать массовое привлечение потребителей и максимальное удовлетворение потребностей каждого из них.

Для достижения положительных результатов при построении конкурентных стратегий, организации в области здравоохранения применяют следующие меры:

♦ привлечение квалифицированного медицинского персонала (особенно в нуждающиеся малообеспеченные регионы РФ);

♦ оснащение больниц необходимым оборудованием для оказания помощи инфицированным больным;

♦ строительство новых медицинских учреждений, т.к. в настоящее время наблюдается острая нехватка больничных коек;

♦ недопущение контакта зараженных и здоровых людей, посещающих медицинское учреждение, внедрением специальных фильтров для больных с признаками коронавирусной инфекции;

♦ расширение спектра оказываемых медицинских услуг;

♦ снижение стоимости оказываемых медицинских услуг, ввод бесплатных жизненно важных процедур;

♦ экстренное оказание медицинской помощи пациенту, даже если он находится далеко от ближайшего медицинского учреждения.

Таким образом, стать более конкурентоспособным, в плане удовлетворения всех необходимых нужд и запросов пациентов, медицинскому учреждению поможет реализация всех перечисленных выше мероприятий, обеспечивающих не только успешное лечение болезней, но и соблюдение больницами необходимых мер профилактики заражения корона-вирусной инфекцией, что является насущной проблемой в настоящее время.

Сейчас основная цель учреждений здравоохранения — готовиться к очередной из волн не на основе опыта предыдущей волны, а уже анализируя большой массив данных, выстраивая новую модель этой борьбы. И как основной инструмент использовать информационные технологии. Очевидно, что медицина будет и дальше идти в «цифру», поэтому нужна и соответствующая законодательная база, регламентирующая эту сторону деятельности.

Помимо развития дистанционных решений еще одним из главных трендов на рынке здравоохранения (в основном частного) можно назвать превентивную медицину и заботу о своем здоровье. Пандемия наглядно показала, как важно следить за состоянием организма. Как следствие заметно возрос потребительский спрос на генетику, диетологию, биоха-кинг, чекапы, проекты ранней постановки диагноза, онконасторо-женность, программы реабилитации после ковида и т.д. Все эти тренды необходимо учитывать клиникам при разработке своих конкурентных стратегий.

Сильная ИТ-составляющая, технологии искусственного интеллекта, цифровые сервисы — все это дает конкурентное преимущество медицинскому бизнесу в эпоху

перемен, вызванных эрой ковида. Технология искусственного интеллекта (ИИ) служит подсказкой для врачей, при этом она значительно повышает эффективность и качество оказания медицинской помощи. Бывают сложные случаи, когда требуется второе и третье мнение для постановки диагноза — и тогда ИИ в помощь. Во время пандемии клиники запустили целый комплекс «умных» решений, которые позволяют осуществлять круглосуточный мониторинг пациентов, правильно их маршрутизировать, следить за их состоянием и течением болезни.

Ключевой тренд будущей системы здравоохранения — трансформация первичного звена медицинской помощи в сторону удаленного мониторинга и превенции. Производители гаджетов начали встраивать в свои устройства всё больше опций мониторинга здоровья, ранее доступных обычно только в медицинских учреждениях. Если раньше с помощью умных устройств все следили за калориями и пульсом, то сейчас акцент изменен на измерение уровня кислорода в крови или непрерывный мониторинг температуры тела. Рядовой потребитель получает всё больше возможностей мониторинга собственных показателей здоровья с помощью персональных гадже-тов и информационных систем — в том числе не только по назначению врача, но и исходя из собственной заинтересованности.

2. Образование

Глобальный кризис, связанный с пандемией COVID-19, вышел далеко за пределы здравоохранения и существенно повлиял на многие сферы жизни общества, в том числе на систему образования абсолютного большинства стран. Система образования столкнулась

с новыми вызовами и угрозами. Из-за ограничительных мер, вызванных угрозой распространения COVID-19, образовательные учреждения были вынуждены полностью перестроить свою работу.

Можно привести следующие практические меры и рекомендации для руководителей учреждений в сфере образования в контексте стратегии обучения в условиях пандемии:

♦ оценка ресурсов, необходимых для перехода к дистанционным или гибридным формам обучения: например, наличие широкополосной связи в национальных масштабах, платформ онлайн-обучения, технических устройств и их доступность для всех учебных заведений, педагогов, учащихся и их семей;

♦ расширение сотрудничества между участниками образовательного процесса: стимулирование использования существующих структур (сети, национальные педагогические центры, университеты, государственно-частные партнерства и т. д.) с целью объединения ресурсов, обмена передовым опытом и обеспечения возможностей реагирования, а также поддержания контактов внутри образовательных сообществ;

♦ соблюдение рекомендаций по охране здоровья и социального обеспечения: в системах образования, где образовательные учреждения предоставляют питание и социальные услуги (например, психологические или консультационные), необходимо рассмотреть альтернативные способы их оказания;

♦ пересмотр формата и содержания контрольных мероприятий: экзамены в конце четверти, семестра или года, методы формирующей оценки для отслеживания

текущей успеваемости учащихся, а также другие школьные или системные оценочные процессы должны быть пересмотрены, чтобы привести их в соответствие с целями образовательных мероприятий, сформулированными в карантинный период;

♦ разработка мер реагирования совместно с другими заинтересованными сторонами для обеспечения широкой поддержки: поскольку успеваемость учащихся в значительной степени зависит от поддержания тесных отношений с педагогическим персоналом, крайне важно, чтобы преподаватели принимали активное участие в создании и реализации стратегии учебного заведения;

♦ содействие и развитие коммуникации между заинтересованными сторонами в школьных и университетских сообществах и в рамках всей образовательной системы — чтобы поддержать контакт, повысить степень доверия и компенсировать ограничения, накладываемые на офлайн-вза-имодействие. Эти меры необходимо осуществлять, как на национальном уровне, так и на уровне отдельного учреждения, используя имеющиеся коммуникационные средства (мобильные и веб-приложения, образовательный портал, информационные рассылки и т. д.);

♦ варьирование организации обучения: сокращение времени урока, группировка и перегруппировка учащихся и использование различных онлайн-инструментов для обеспечения более высокого уровня универсальности и возможностей взаимодействия;

♦ обеспечение своевременного повышения квалификации учителей (в основном в сфере АйТи) и расширение их возможностей в контексте влияния на

политику учебного заведения с точки зрения педагогического содержания и управления. Поскольку деятельность различного рода профессиональных образовательных сообществ связана с более высоким уровнем готовности к изменениям,самоэффективностью и внедрением инноваций, это делает такие организации более успешными в ситуации повсеместной неопределенности. Один из немногих рынков, который только выиграл от коронакри-зиса — рынок онлайн-образова-ния. Если посмотреть на динамику количества онлайн-транзакций в этой товарной категории, просматривается прямая зависимость между спросом на услуги онлайн-образования и вводом ограничений, связанных с пандемией коро-навируса. Многомиллиардные сделки и инвестиции, кратное увеличение аудитории, старт масштабных государственных проектов — 2021 год запомнился для российской EdTech-индустрии значительным ростом по сравнению с доковидным периодом. Важную роль в онлайн-обучении начали играть блоги и блогерское сообщество. У них есть своя специфика продаж: желающие покупают курсы прямо в блоге, после чего их переводят на обучающую платформу. Традиционные e-mail рассылки и CRM-системы при этом уже не участвуют.

В любом случае, несмотря на взрывную востребованность он-лайн-образования, пока что в тренде гибридные формы обучения, то есть совмещение онлайна и офлай-на. А также персонализация обучения, индивидуальные планы [2].

3. Промышленность

COVID бросил вызов российской промышленности, но пред-

приятия при поддержке Минпро-ма, при поддержке научных, инновационных структур, испытательных центров, не только достойно приняли этот вызов. Реакция крупных компаний на кризис в большей степени была связана с оптимизацией затрат, снижением издержек, усилением контроля за формированием цен в рамках кооперационных цепочек и повышением их надежности.

Пандемия коронавируса заставила большинство крупных производственных компаний выбирать более прагматичный подход в области цифровизации — только проверенные решения, которые приносят реальный результат. Для относительно небольших предприятий характерны более решительные организационные инновации, быстрая диверсификация и адаптация номенклатуры выпускаемой продукции (предоставляемых услуг) к изменениям конъюнктуры. Помимо этого, производители внимательно смотрят на ROI и временные затраты на внедрение той или иной технологии, в то время как раньше заказчики больше внимания уделяли только стоимости проекта. Тем промышленным компаниям,которыетоль-ко начинают процессы цифровой трансформации, целесообразно ориентироваться на опыт лидеров в этой отрасли. Это позволяет подходить более прагматично — не вкладывать значительные временные и инвестиционные затраты в экспериментальные кейсы, а выбирать решения, которые принесут бизнес-результат в сжатые сроки при понятном бюджете.

Основными драйверами развития промышленных производств является оперативное получение сводной аналитической информации по всему производственному процессу, то есть аналитика

производства на 360 градусов, в едином месте. Это позволяет гибче управлять качеством готовой продукции и полуфабрикатов, повысить эффективность потребления материальных и энергетических ресурсов предприятия.

Пандемия явилась локомотивом цифровизации и в промышленности. Уже сейчас на рынке в различных отраслях промышленного производства появились лидеры цифровой трансформации, которые после внедрения Big Data, цифровых сервисов, ML-моделей и прочих подобных инструментов получили значительный экономический эффект. Это способствует росту спроса на айти решения со стороны других игроков, они видят в этом инструмент, который поможет оставаться конкурентоспособными и не потерять свою долю рынка и норму прибыли. Также, с учетом накопления данных, это открывает большие возможности по внедрению комплексных решений, позволяющих оптимизировать весь технологический процесс.

Производственные компании, занимающие сегодня «выжидательную» позицию, ориентированные на выживание и решение краткосрочных проблем вместо подготовки к будущему, могут упустить возможность укрепить свое рыночное позиционирование и привлечь новых потенциальных клиентов. Позитивное восприятие может изменить ход игры во время затяжного кризиса, а поиск новых клиентов в трудные времена — один из самых сильных сигналов, которые компания может послать рынку. Кроме того, именно активность во время кризиса, готовит бизнес к быстрому восстановлению после COVID-19.

Первая реакция компаний на кризис может быть решающей. B2B-маркетологи должны не ждать

пока рынок укажет четкое направление развития, а опережать ситуацию, создавая маркетинговые и коммуникационные стратегии, которые обеспечивают альтернативные способы взаимодействия с клиентами и другими группами общественности в новой бизнес-среде. Быстрые действия и регулярное взаимодействие с клиентами дадут промышленным компаниям преимущество перед конкурентами, реагирующими медленно. Проактивная коммуникационная стратегия позволяет компаниям контролировать информационное поле, управлять своими брендами и продолжать вести конструктивный диалог с клиентами. Оптимальная адаптация к разрушительным изменениям в промышленности, вызванным текущим кризисом, невозможна без эффективной коммуникационной стратегии.

В следующие годы бизнес также будет отличаться от того, каким мы его привыкли видеть до пандемии. Портфели продуктов и услуг трансформируются, способы ведения бизнеса изменятся, а коммуникация станет ключом к эффективному управлению этими изменениями и взаимодействию с существующими и новыми клиентами.

4. Сектор ИТ-технологий

Роль ИТ-технологий, как можно было заметить ранее, в период пандемии существенно возросла. Кризисная ситуация заставила каждую сферу окунуться в плохо знакомую отрасль цифровых систем, т.к. значительная часть населения России была вынуждена перейти на удаленную работу с использованием новейших компьютерных программ, в которых ранее мало нуждалась или совсем не сталкивалась. Поэтому удовлетворение свежих потребностей страны — дело рук сферы ИТ-технологий.

Если раньше информационное пространство в большей мере было развлечением в виде всяческих неформальных общений, он-лайн-игр, то сейчас молодая отрасль является незаменимым средством работы не только отдельного человека, но и целой экономической отрасли.

Конкурентная обстановка среди информационных компаний резко возросла в коронавирусный период. Большая нужда в ИТ-продукции заставила их использовать все существующие методы для получения выгоды. Для привлечения как можно большего числа потребителей, предприятия данной сферы проводят следующие мероприятия:

♦ совершенствование новейших компьютерных программ (платформа Zoom, Скайп, Линк и т.д.), дающих возможность обеспечения комфортной удаленной работы студентов и преподавателей, сотрудников предприятий и т.д.;

♦ усовершенствование некоторых программ под нужды сложившейся кризисной ситуации (введение дополнительных функций в известные компьютерные программы и интернет-сайты, позволяющих электронно проводить необходимые операции);

♦ усовершенствование систем корпоративных облаков, что позволяет создать единую точку управления и обслуживания;

♦ внедрение на рынок роботов-компаньонов, выполняющих набор команд для помощи в осуществлении какой-либо деятельности на предприятии;

♦ усовершенствование систем ки-бербезопасности.

Таким образом, ИТ-компании перешли на новый этап развития, перенаправив свое производство в другое русло. Сейчас они плавно

и размеренно занимаются созданием всякого рода учебных платформ, программам для дистанционной работы, системам кибер-безопасности, также они оказывают помощь предприятиям в освоении нового формата работы. До пандемии предприятия примерно на 10—20% работали в удаленном режиме, имели очень мало удалённых сотрудников, поэтому система кибер-безопасности имела одни настройки и требовала одних блоков. Сейчас то же самое предприятие уже на 80% погружена в ИТ-технологии, и уязвимость его возросла в десятки раз. Поэтому усовершенствование системы безопасности от вредоносных проникновений и незаконного овладения персональной информацией является одним из основных средств информационной сферы как конкурентной стратегии на рынке.

5. Розничная торговля

Розничная торговля, оказавшаяся на переднем крае борьбы сэпидемией, сейчас находится в ситуации поиска новых способов балансировки каналов продаж. Уйдет ли всё в онлайн? Какая часть потребителей вернётся в привычные торговые форматы, и будет ли им куда возвращаться? Как и какие технологии нужно внедрять, и какие из них будут приняты потребителем? Ответы на этот и другие вопросы нам ещё только предстоит получить.

Введение мер по обеспечению недопущения массовых заражений, жесткое нормативно-правовое регулирование, введение санитарно-гигиенических норм, строгий запрет на возврат скоропортящихся продуктов, соблюдение новых правил расстановки товара, а самое главное — препятствие открытому контакту между

людьми, привело к дисбалансу в данной отрасли.

Неожиданное наступление лок-дауна в конце марта 2020 вынудило огромное количество людей экстренно освоить покупки повседневных товаров онлайн. Продуктовый ритейл столкнулся с паническим спросом на товары первой необходимости и лавинообразным спросом на доставку продуктов питания. Крупнейшие /ооа-ритей-леры оказались в положении догоняющих, начали ускоренную разработку собственных приложений доставки, либо стали пользоваться услугами агрегато-ров. Непродуктовые ритейлеры также ускоренно запускали интернет-магазины и преобразовывали офлайн-магазины в пункты выдачи онлайн-заказов. Настоящими героями «розничного романа» стали агрегаторы доставки, которые смогли предложить потребителям сверхбыструю доставку основных повседневных товаров в течение часа. Агрегаторы стали спасением не только для потребителей на самоизоляции, но и для розничных сетей, не имеющих своей службы доставки.

Повсеместное распространение услуг интернет-магазинов привело к повышенному уровню конкуренции в данной сфере экономики. Разрабатываются конкурентные стратегии, дающие возможность завоевать как можно больше клиентов в непростой для всего мира ситуации. Несмотря на то, что онлайн торговля уже является средством для бесконтактного сотрудничества между покупателем и продавцом, применяются и другие меры для улучшения безопасности, и тем самым, привлечения больших масс потребителей: ♦ усовершенствование старых способов доставки товаров и внедрение новых, например, само-

вывоз из магазина, курьерская экспресс-доставка, бесконтактная доставка;

♦ использование одной компанией сразу нескольких видов доставки в связи с увеличившимся спросом и большой нагрузкой на персонал;

♦ увеличение количества персонала в сфере доставки для более быстрого и качественного обслуживания.

Основной приметой нового «мультиканального» мира является взрывной рост коллабораций игроков рынка для поиска новых каналов продажи или доставки Необходимость покупать товары повседневного спроса онлайн привела к тому, что потребители вынужденно освоили взаимодействие с онлайн-платформами и мобильными приложениями магазинов. В результате такого вынужденного ускоренного обучения массовый потребитель стал значительно более подготовленным к взаимодействию с цифровыми технологиями. С другой стороны, ритейлеры под давлением административных требований ксоциаль-ному дистанцированию и бесконтактности также ускорили внедрение цифровых решений.

6. Транспорт

Транспортная отрасль экономики до сих пор остается основой социально-экономического развития России. Но активное распространение коронавирусной инфекции привело к закрытию государственных границ, ограничению передвижения людей с использованием общественного транспорта, нарушению связей между промышленными и иными предприятиями и транспортной системой, что стало причиной снижения спроса и покупательной способности из-за сокращения перевозок товаров.

Конкурентные стратегии транспортных предприятий базируются не только на эффективности и максимизации количества перевозок, но и на обеспечении полной безопасности в оказании транспортных услуг населению и предприятиям. Поскольку данная сфера является одной из самых востребованных и ключевых отраслей народного хозяйства, в период пандемии государство оказало значительную помощь и поддержку в обеспечении бесперебойной работы отрасли, развитии ее потенциала и предприняло всяческие меры в сохранении безопасности и качества обслуживания населения и экономики в целом. Но активное участие государственного бюджета может привести к долговой нагрузке и снижению эффективности рыночного механизма данной отрасли. Поэтому разрабатываются и другие меры для достижения выгодного и достаточно устойчивого положения транспортных предприятий. В первую очередь это обеспечение всех необходимых мер защиты пассажиров от заражения новой коронавирусной инфекцией, оснащение транспортных средств специальными приборами для автоматической очистки воздуха и поверхностей, увеличение количества общественного транспорта, выходящего в рейс с целью недопущения больших скоплений людей.

7. Туризм

Согласно отчёту «Туристический барометр» Всемирной туристской организации (UNWTO), посвящён-ному глобальным трендам на туристическом рынке, индустрия внутреннего туризма в условиях изменившегося мира является крайне значимой для туристической области в целом. Россия — не исключение. Акцент на развитие внутреннего туризма в 2020—2022 гг.

закреплен как базовый не только в России, но и в большинстве зарубежных стран. Очевидно, что страны с более стабильным и развитым сектором внутреннего туризма будут восстанавливать свои экономические показатели быстрее в постковидный период.

Сфера туризма пользуется большим спросом со стороны населения, так как является средством для активного отдыха, отвлечением от обыденной жизни. С распространением пандемии спрос на туристические направления сократился. Поэтому для повышения конкурентоспособности данной отрасли туристические компании проводят следующие мероприятия:

♦ применение более эффективных и оригинальных форматов туризма, характерных для данного периода, например, распространение отдыха на открытом воздухе (прогулки в горах, отдых на природе в палатках и т.д.);

♦ распространение экстремальных туров, спрос на которые возрастает в связи с нуждой в насыщенном и ярком отдыхе, т.к. люди устали от введенных положений самоизоляции, и прежние единообразные виды курортов становятся для них не интересными;

♦ полная замена очного оформления туристических путевок электронным, для улучшения качества и быстроты обслуживания, а также для обеспечения безопасности потребителей путем устранения личных контактов;

♦ внедрение дополнительных приспособлений и услуг, необходимых для снижения риска заболеваний во время отдыха;

♦ внедрение инструментов гейми-фикации при построении коммуникационного взаимодействия с клиентами.

Уже почти два года индустрия туризма находится в состоянии стабильной неопределенности: страны открывают и закрывают свои границы, одни регионы вводят новые ограничения, другие отменяют их. Однако рынок постепенно приходит в себя и учится существовать и развиваться в рамках новых условий. В этой связи крайне сложно предугадать, что ждет индустрию в ближайшее время. Ориентация на развитие устойчивого туризма, безопасные путешествия, заботу о здоровье, эко-туризм и прочие тенденции 2021 года по-прежнему останутся с нами и в 2022 году. 2021 год продемонстрировал рост интереса к культурно-познавательному, промышленному, активному и гастрономическому. Ростуризм создает различные программы стимулирования активного развития новых направлений и создания программ для путешествий внутри страны, например, проект «Национальные туристические маршруты». Развиваются новые, современные формы подачи турпродуктов. В связи с возросшим спросом на внутренний туристический продукт представители туристической отрасли повышают уровень отечественного клиентского сервиса.

Как и прогнозировалось, сложнее всего будет восстановиться бизнес-туризму. Однако уже сейчас ясно, что допандемийного уровня поездок вряд ли удастся достичь. Переход на технологии дистанционного общения,ограничение передвижения внутри страны и за рубеж, ограничения внутренних регламентов безопасности компаний неизбежно ведут к сокращению путешествий в этом бизнес-сегменте в целом. Ситуация с зарубежными командировками из России остается по-прежнему сложной. В этой связи туристическим

компаниям придется пересмотреть подход к продвижению своих продуктов для бизнес-туристов в 2022 году и сделать условия их приобретения более гибкими и привлекательными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Сфера услуг и развлечений

Сфера услуг и развлечений также является неотъемлемой частью жизни каждого человека, дающая возможность, как и туризм, отдохнуть от обыденной жизни. Театры, рестораны, фитнес-индустрия, всякого рода аттракционы в пан-демийный период играют роль некой пороховой бочки, создающей опасную и благоприятную для распространения вируса обстановку. Поэтому большинство учреждений инфраструктуры вынуждены временно закрываться или жестко ограничивать свою деятельность в целях недопущения молниеносного распространения

заражений. Но данные действия являются убыточными для предпринимателей, т.к. они приводят к снижению прибыли, и дальнейшее содержание такого бизнеса становится крайне невыгодным и влечет за собой угрозу банкротства.

Для того чтобы не потерять клиентов и стабильную выручку, предприятия инфраструктуры для повышения спроса, а также для сведения к минимуму угрозы заражения, и повышения, тем самым, уровня своей конкурентоспособности, разрабатывают следующие стратегии:

♦ замена одних, опасных и неэффективных в данный период, видов деятельности другими, которые, так или иначе, являются необходимыми и в то же время минимизируют угрозу заражения;

♦ введение приспособлений и средств защиты потребителей

и персонала от заражений внутри зданий инфраструктуры; ♦ ограничение количества посетителей какого-либо общественного заведения и т.д.

Таким образом, период пандемии ввел значительные изменения в экономику страны, заставив предприятия каждой отрасли искать свой путь достижения стабильного существования и построения конкурентных стратегий. Борьба с вирусом ускорила внедрение и знакомство с подключёнными решениями, искусственным интеллектом, автоматизацией и робототехникой, электронной коммерцией, где «бесконтактное» заменяет «контактное». Спустя почти два года после того, как коронавирусная инфекция COVID-19 впервые захватила мир, пандемия продолжает формировать траекторию развития мировой экономики.

ИСТОЧНИКИ

1. ГладковЭ.Л. Влияние пандемии COVID-19 на конкурентные преимущества фирм // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 94-97. URL: https://moluch.ru/archive/359/80297/ (дата обращения: 21.01.2022).

2. Степченко Т.С. Специфика и особенности маркетинговых коммуникаций в сфере образования // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2(52). С. 414-419.

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-1298-16-23

Competitive Strategies in the Pandemic Era Luchaninov Roman Sergeevich,

Applicant, Department of Management and Marketing, Belgorod State Research University; Pobedy 85, Belgorod, Russia, 308015 (LuchaninovRS@mail.ru)

The pandemic has changed consumer behavior and forced market players to take a fresh look at product promotion and building competitive strategies. Whether all the habits of the audience acquired in self-isolation will remain after the crisis, how to involve users in communication with the brand and what qualities are necessary for the marketing of the future is a rhetorical question. Self-isolation has set new patterns of consumer behavior - preference for online shopping, rational spending in a crisis, digital content consumption, and the growth of technical literacy. Such trends have become the norm for all sectors of the national economy. The article discusses the main characteristics of competitive strategies of enterprises of different fields of activity, but similar in line of behavior in the era of the pandemic. It is demonstrated that modern marketing technologies make it possible to transform existing business models, creating prospects for growth, increasing efficiency and resistance of enterprises in crisis conditions. It is proved that in the current crisis conditions there is a need to apply new ways of managing enterprises.

Keywords: competitive strategies; marketing; pandemic; trends; customers; consumers; digitalization. REFERENCES

1. Gladkov, E.L. (2021) The impact of the COVID-19 pandemic on the competitive advantages of firms. Young Scientist, 2021, No. 17, Pp. 94 - 97. URL: https://moluch.ru/archive/359/80297 / (accessed: 01/21/2022).

2. Stepchenko, T.S. (2014) Specifics and features of marketing communications in the field of education. Economics and entrepreneurship, 2014, No. 11-2, Pp. 414 - 419.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.