Научная статья на тему 'Отраслевые электронные мультимедийные издания в системе электронной коммуникации'

Отраслевые электронные мультимедийные издания в системе электронной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
170
18
Поделиться
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ИЗДАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андреева Наталия Владимировна

Анализируются видовые особенности отраслевых электронных мультимедийных изданий в системе электронной коммуникации, определяются особенности их библиографического анализа и синтеза.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Андреева Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Отраслевые электронные мультимедийные издания в системе электронной коммуникации»

№ 2 (61), 2016 "Библиотековедение и документальная информация"

системы принятия решений и идентификации ситуаций, репозитории открытых данных (linked open data), решение проблем семантической интероперабельности и глобальной идентификации объектов.

Данные технологии позволят реализовать задачу формирования единого фольклорного виртуального пространства на основе специализированного хостинга.

Литература

1. Кузьмина Э.В., Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Состояние корпоративных электронных ресурсов кооперативного сектора экономики // Информационные ресурсы России. 2015. № 3 (145).

2. Кузьмина Э.В. Подходы к определению архитектуры информационной системы // Инновационные процессы в развитии современного общества: Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. Саранский кооперативный институт РУК. 2014.

3. Салий В.В. Применение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации библиотечно-библиографической деятельности //Культурная жизнь Юга России. Приложение. 2015. № 1 (1).

4. Третьякова Н.В. Моделирование процесса подготовки конкурентоспособного специалиста // Информационные ресурсы России. 2015. № 4.

5. Лобанова А.В. Актуальные проблемы современной экономической психологии// Социально-экономические и правовые тенденции развития российского общества в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. Филиал НОУ ВПО «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» в г. Кропоткине. 2014.

References

1. Kuzmina E. V., N. Pyankova, V.M. Matviyuk. The state of corporate electronic resources of the cooperative sector of the economy // Informacionnye resursy Rossii. 2015. № 3 (145).

2. Kuzmina E.V. Approaches to the definition of the information system architecture // Innovative processes in the development of modern society: Materials of the II International correspondence scientific-practical conference. Saransk Cooperative Institute HANDS. 2014.

3. Salii V.V. The use of formalized methods, analytic-synthetic processing of information in library and bibliographic activities // Kulturnaya zhizn Yuga Rossii. Prilozhenie. 2015. № 1 (1).

4. Tretyakova N.V. Simulation of the process of preparation of the competitive expert // Informacionnye resursy Rossii. 2015. № 4.

5. LobanovаA.V. Actual problems of modern economic psychology// Socio-economic and legal trends of development of Russian society in modern conditions: Materials of scientific-practical conference. Branch NOU VPO "Stavropol Institute named after V. D. Chursina" in the Kropotkin. 2014.

УДК 016+004.032.6 +086 Н.В. АНДРЕЕВА

ОТРАСЛЕВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Андреева Наталия Владимировна, аспирант кафедры библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), solipsis@mail.ru

Аннотация. Анализируются видовые особенности отраслевых электронных мультимедийных изданий в системе электронной коммуникации, определяются особенности их библиографического анализа и синтеза.

Ключевые слова: отраслевые мультимедийные электронные издания, электронная коммуникация, видовые особенности отраслевых электронных мультимедийных изданий, информационное пространство.

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (61), 2016

UDC 016+004.032.6 +086 N.V. ANDREEVA

THE INDUSTRY OF ELECTRONIC MULTIMEDIA PUBLICATIONS IN ELECTRONIC COMMUNICATIONS

Andreeva Natalia Vladimirovna, postgraduate student of department of library-bibliographic activity of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), solipsis@mail.ru

Abstract: analyzed specific peculiarities of the industry of electronic multimédia publications in electronic communications.

Keywords: industry multimedia electronic publications, electronic communication, specific features of the industry of electronic multimedia publications, informative space.

Результаты библиографического исследования мультимедийных электронных изданий в книготорговой, издательской, библиотечно-информационной деятельности позволяют сделать вывод о том, что необходимо повысить их возможности в процессе свободного редактирования за счет расширения круга отраслевых изданий по объектам собственности с использованием патентно-ассоциируемой литературы [1].

21 век - время глобализации процессов экономики, политики, науки, культуры. По мнению специалистов [2, 3, 4], мы живем в эпоху «научно-технической революции, вызвавшей к жизни электронную коммуникацию» - электронные издания, электронные библиотеки, электронные каталоги, эпоху мультимедийности и интерактивных процессов. Специфические особенности формирующейся мультимедийной культуры [2, с.113] - приоритет научно-технических отраслей, управление и диалог как формы коммуникационной деятельности, в политической сфере - максимальная доступность электронных коммуникаций.

Анализ специальной литературы показывает, что специалисты различных сфер деятельности: философы, информатики, социологи, библиотекари, книгоиздатели, психологи уделяют значительное внимание проблемам электронной коммуникации [2, 3]. По сравнению с другими видами коммуникационной культуры, словесностью и книжностью, мультимедийность как часть электронной коммуникации предполагает такую форму коммуникативной деятельности как диалог между людьми посредством глобальной компьютерной сети Интернет. Растущие тенденции интерактивности, мультимедийности, мобильности сетевых технологий [4, с. 86-88] обеспечивают возможность свободного общения между всеми пользователями, не делая различия ни по социальному статусу, ни по материальному состоянию, ни по интеллектуальной составляющей. По мнению О.В. Шлыковой [5, 6, 8], «культурные феномены, создаваемые интернетом или находящиеся в нем, делятся на два вида: составляющие специфику исключительно интернет-пространства. Среди них: поисковики, блоги, облачные хранилища и второе: культурный фонд, подвергшийся дигитализации (оцифровыванию), созданный до существования сети Интернет: виртуальные музеи, электронные библиотеки и т.п.

В ходе проводимого библиографического исследования выявлена тенденция эпизодического использования мультимедийных электронных изданий в отраслевых библиотеках и издательских структурах. Библиографическое обеспечение издательских, книготорговых и библиотечно-информационных процессов при работе с ними не соответствует в достаточной степени профессиональным информационным потребностям специалистов этих сфер деятельности. Ученые-исследователи мультимедийной культуры [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] считают, что в национальных стандартах необходимо отличать мультимедийные электронные издания от остальных видов изданий в целях проведения многоаспектного библиографического поиска содержащейся в них информации (текстовой, звуковой, графической, анимационной, видео и др.), которая обрабатывается в цифровой форме с применением компьютера. По нашему мнению, использование отраслевых электронных и традиционных изданий по объектам собственности будет способствовать реализации проблем многоаспектного библиографического поиска патентно-ассоциируемой литературы. Приведем в качестве примеров товарные знаки, содержащие мультимедийную информацию: свид. 310425 (правообладатель ОАО Компания «Май») -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

звуковая характеристика; свид. 302335 (правообладатель ООО «Мобильные ответы») -музыкальный фрагмент; свид.406752 (правообладатель ООО «Пеноплэкс») - обязательный оранжевый цвет; свид. 249747 (правообладатель ЗАО СТС) содержит видеоизображение.

В национальных стандартах [10, 11], обеспечивающих идентификацию различных видов электронных изданий, в том числе и мультимедийных в процессах свободного редактирования, даются определения мультимедийных электронных изданий. В стандарте ГОСТ 7.83-2001 мультимедийное электронное издание определяется как «электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных задач, причем эта взаимосвязь обеспечивается соответствующими программными средствами»; стандарт ГОСТ Р 7.0.83-2013 рассматривает мультимедийное электронное издание как «электронное издание, в котором элементы различной природы основной информации воспроизводятся взаимосвязано при помощи соответствующей программной оболочки. Сюда же относятся и аудиовизуальные издания, в которых информация представляется в цифровой форме, и включающие в качестве основного материала аудиовизуальное произведение (одно или несколько) в виде зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком).

В рассматриваемых стандартах не учитывается максимальное использование видовых особенностей мультимедийных электронных изданий, которые наиболее многоаспектно отражают такие достоинства мультимедийных изданий, как гипертекстуальность, интерактивность, возможность коммуникации с пользователем. По нашему мнению, востребованность этих достоинств специалистами - библиотекарями, книгоиздателями, информационными работниками обусловливается необходимостью идентификации этих изданий в формирующихся массивах и потоках в целях обеспечения их необходимой достоверной, систематизированной информацией: научно-технической, юридической и экономической.

Специалисты по мультимедийной культуре [5, 6, 7, 8] указывают на двойственную природу существования традиционной (книжной) культуры в условиях дигитализации информации и считают, что глобальная сеть Интернет делится на две «достаточно автономные области» «информационное пространство и пространство коммуникации» [7]. Другими словами, в процессах сети Интернет происходит преобразование информации, т.е. пользователь находит информацию, например, в виде электронного аналога печатного издания в формате PDF, а воспринятая им информация переходит уже в ином качестве, в пространство коммуникации к другим пользователям через блоги, сайты и т.д.

Подготовка к печати информационного продукта (сборника научных трудов, журнала, книги, информационно-библиографического продукта) начинается с электронного аналога в формате PDF. В результате информационно-издательской обработки информация может утратить свою первоначальную информационную ценность. Поэтому, по мнению специалистов, одной из ключевых проблем аналитико-синтетической обработки изданий (традиционных и электронных) является получение достоверности информации в соответствии с профессиональными потребностями отрасли [5, 8, 9].

Проведенные в рамках научной школы [1, 12, 13, 14] библиографические исследования показали, что на сегодняшний день в библиотечно-информационной деятельности для формирования мультимедийной культуры целесообразно использовать отраслевые мультимеди-ные электронные издания по объектам собственности. В соответствии с концепцией нашей школы к отраслевым электронным изданиям относятся прежде всего: отраслевые мультимедийные электронные издания, записанные на СD или DVD-диски; отраслевые мультимедийные электронные библиографические картотеки; мультимедийные электронные справочники; библиографические базы данных; электронные каталоги и др. Они обладают всеми свойствами, необходимыми для получения достоверной, глубоко систематизированной информации [1]. При этом интерактивность и гипертекстуальность могут превратить мультимедийные электронные издания в эффективный коммуникационный канал, обеспечивающий воздействие как на массовые, так и на отраслевые профессиональные аудитории [1, 2, 3, 4]. Для обеспечения доступности отраслевой библиографической информации об электронных изданиях по объек-

"Культурная жизнь Юга России" 140 !

№ 2 (61), 2016

там собственности большому числу пользователей мы формируем на основе массивов отраслевых документов библиографические базы данных в программе Microsoft Access. Сформированные отраслевые библиографические базы данных «Менеджмент, маркетинг как основа взаимодействия в библиотечно-информационной, издательской и книготорговой деятельности» (составитель С.Н. Криворотенко); «Производство, распространение и использование печатной продукции» (составитель В.И. Довгалева); «Обеспечение интерактивными электронными публикациями» (составитель Н.В. Андреева) разработаны в соответствии с профессиональными потребностями специалистов библиотечной и книжной отрасли и могут использоваться в процессе свободного редактирования электронных изданий, в том числе мультимедийных (цветовых, световых, звуковых).

Формирующееся единое информационное пространство убирает социальные, информационные, временные ограничения [7], превращаясь в глобальный информационно-коммуникационный канал. Отраслевые мультимедийные электронные издания могут стать источником многоаспектной информации в процессе аналитико-синтетической переработки, характерной, прежде всего для научно-технической, а теперь и для гуманитарной сферы. Подтверждением этому могут служить товарные знаки, охраняемые на территории Российской Федерации: обеспечение интерактивными электронными публикациями - свид. 502421, правообладатель «Московский центр внедрения достижений науки и техники»; свид. № 502540, правообладатель ЗАО «Экспофорум» и др.

В условиях свободного редактирования [4, 9] при проведении экспертизы на мировую новизну, патентовании объектов интеллектуальной собственности в России и за рубежом с целью обеспечения специалистов достоверной библиографической информацией предлагаем более интенсивное использование патентно-ассоциируемых электронных изданий. информационная ценность и достоверность которых обусловлена их юридическим происхождением.

На различных этапах нашего библиографического исследования выявляются особенности, тенденции, направления отраслевой библиографической деятельности с различными видами мультимедийных электронных изданий как источников многоаспектной информации в среде электронной коммуникации. В этих целях необходимо расширить круг выявляемых электронных и традиционных изданий по объектам собственности в фондах библиотечно-информационных и образовательных предприятий Северно-Кавказского региона.

Литература

1. Пазухина В.Н., Криворотенко С.Н., Андреева Н.В. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в отраслевых электронных мультимедийных изданиях как источниках информации // Библиотека как феномен культуры: материалы II Междунар. Конгресса (22-23 октября 2014 года, Минск) / Национальная библиотека Беларуси; сост. А.А. Суша. 2-е изд.; перераб. Минск, 2014.

2. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

3. Соколов А.В. Социальные коммуникации: учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»; науч. ред Г.В. Михеева. СПб: Профессия, 2014.

4. Гиляревский Р.С. Информационный менеджмент: управление информацией, знанием, технологией. СПб: Профессия, 2009.

5. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студентов / МГУКИ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

6. Шлыкова О.В. Электронная культура: дефиниции и тенденции развития // Электронная культура: трансляция в социокультурной и образовательной среде / под ред. А.Ю. Алексеева, С.Ю. Карпук. М.: МГУКИ, 2009.

7. Емелин В.А. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета // Вопросы философии. [Электронный ресурс] URL: http://vphil.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=678&Itemid=52

8. Зайцев В.С., Шлыкова О.В. Фальсификации во всемирной сети: вызовы дигитализа-ции и культурные реалии // Библиотечное дело -2015: документно-информационные коммуни-

кации и библиотеки в пространстве культуры, образования, науки: материалы двадцать первой междунар. науч. конф. (22-23 апреля 2016 года, Москва). 4.III.M: МГИК, 2015.

9. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного университета), 2004.

10. ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения: Впервые; введ.2002-07-01. Минск: ИПК, Изд-во стандартов,2002.

11. ГОСТ Р 7.0.83 - 2013 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения: Впервые; введ.2014-03-01. М.: Стандартинформ, 2014.

12. Пазухина В.Н., Криворотенко С.Н., Андреева Н.В. О предпосылках регионального библиотечно-библиографического моделирования отраслевых изданий по объектам собственности (на примере Северного Кавказа) // Библиотека как феномен культуры: материалы III Междунар. Конгресса (21-22 октября 2015 года, Минск) / Национальная библиотека Беларуси; сост. А.А.Суша. 2-е изд.; перераб. Минск, 2014.

13. Андреева Н.В. Библиографическое обеспечение специалистов отраслевыми интерактивными электронными публикациями в библиотечно-информационной деятельности // Культурная жизнь Юга России (Приложение № 1/2015): Кайгородовские чтения: Культура, наука, образование в информационном пространстве региона: материалы всероссийской науч.-прак-тич. конф.; науч. ред.: С.Н.Криворотенко, В.Н.Пазухина, Н.Г.Щерба. Краснодар, 2015. Выпуск 15.

14. Андреева Н.В., Пазухина В.Н. Мультимедийные издания в библиотечно-информа-ционной деятельности // Регионал. культура как фактор устойч. развития общества: социаль-но-политич., этнонационал. и информ.аспекты: материалы междунар. науч. конф. (16-18 сентября 2013 г., Геленджик). Краснодар, 2013.

References

1. Pazuhina V.N., Krivorotenko S.N., Andreeva N.V. The results of intellectual activity and means of individualization in the industry of electronic multimedia publications as sources of information-Library as a cultural phenomenon: proceedings of the II International Congress (October 22-23, 2014, Minsk)/ Nacional'naja biblioteka Belarusi; sost. A.A.Susha. 2-e izd.; pererab. Minsk,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014.

2. Sokolov A.V. Obshhaja teorija social'noj kommunikacii: Uchebnoe posobie. [The General theory of social communication: a tutorial]. SPb: Izd-vo Mihajlova V.A., 2002.

3.Sokolov A.V. Social'nye kommunikacii: uchebnik dlja bakalavrov, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki 071900 «Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost'» [Social communication: a textbook for students studying by specialty 071900 «Library information activities»]; nauch. red G.V. Miheeva. Sankt-Peterburg: Professija, 2014.

4. Giljarevskij R.S. Informacionnyj menedzhment: upravlenie informaciej, znaniem, tehnologiej [Information management: managing information, knowledge, technology]. Sankt-Peterburg: Professija, 2009.

5. Shlykova O.V. Kul'tura mul'timedia: Uch. posobie dlja studentov[Culture media: a textbook for students] / MGUKI. M.: FAIR-PRESS, 2004.

6. Shlykova O.V. Electronic culture: definitions and trends // Digital culture: broadcast in the social, cultural and educational environment / pod red. A.Ju. Alekseeva, S.Ju. Karpuk. M.: MGUKI, 2009.

7. Emelin V. A. The Babylonian network: the erosion of truth and the diffusion of identity in the Internet space // Voprosy filosofii. [Jelektronnyj resurs] URL: http://vphil.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=678&Itemi d=52.

8. Zajcev VS., Shlykova O.V. Fraud in the global network: challenges of digitalization and cultural realities // Library -2015: document-information communications and libraries in the space of culture, education, science: proceedings of the twentieth international conference (22-23 April,

2015, Moscow). Ch.III. M.: MGIK, 2015.

9. Kastel's M. Galaktika Internet: razmyshlenija ob Internete, biznese i obshhestve [The Internet galaxy: reflections on Internet, business and society]. Ekaterinburg: U-Faktorija (pri uchastii Gumanitarnogo universiteta), 2004.

"Культурная жизнь Юга России" 142 !

№ 2 (61), 2016

10. GOST 7.83-2001 Jelektronnye izdanija. Osnovnye vidy i vyhodnye svedenija: Vpervye; vved.2002-07-01. Minsk: IPK, Izd-vo standartov, 2002.

11. GOST R 7.0.83 - 2013 Jelektronnye izdanija. Osnovnye vidy i vyhodnye svedenija: Vpervye; vved.2014-03-01. Moskva: Standartinform, 2014

12. Pazuhina V.N., Krivorotenko S.N., Andreeva N.V. About the premises of the regional bibliographic modeling industry publications on assets (on the example of Northern Caucasus) // Library as the cultural phenomenon: proceedings of the III International Congress (October 21-22, 2015, Minsk). Nacional'naja biblioteka Belarusi; sost. A.A. Susha. 2-e izd.; pererab. Minsk, 2014.

13. Andreeva N. V. Bibliographic software specialists industry interactive electronic publications in library and information activities in the Cultural life of South Russia (Application No. 1/2015): Kaigorodskiy read: Culture, science, education in the information space of the region: materials of all-Russian scientific-practical conference; nauch. red.: S.N.Krivorotenko, V.N.Pazuhina, N.G.Shherba. Krasnodar, 2015. Vypusk 15.

14. Andreeva N.V., Pazuhina V.N. Multimedia publications in library and information activities // Regional culture as a factor of sustainable development of society: socio-political, ethno-national and informational aspects: materials of the international scientific conference (September 16-18, 2013, Gelendzhik). Krasnodar, 2013.

УДК 023 Е.В. БРУЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Бруй Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, докторант кафедры библиотековедения и книговедения социал-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры (141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7), elena_bruy@bk.ru

Аннотация. Актуальность обращения к проблеме профессиональных стрессов определяется их распространенностью и негативными последствиями для персонала и организаций. Знание реального положения дел в библиотеках с позиций стресс-менеджмента позволит нейтрализовать стресс-факторы, выбрать адекватные копинг-стратегии. В статье приводятся результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, дающие представление о факторах, вызывающих дискомфорт в деятельности библиотечных специалистов. Предлагаются способы предупреждения стресса и нейтрализации его последствий. Ключевые слова: профессиональный стресс; коммуникативный стресс; источники стресса; стресс-факторы; управление стрессами; личностно-адаптационный потенциал; копинг-стратегии.

UDC 023 E.V. BRUI

PROFESSIONAL STRESS IN ACTIVITY OF LIBRARY EXPERTS

Brui Elena Vladislavovna, PhD (psycholog.), doctoral candidate of the department of library science and bibliology social-humanitarian faculty of the Moscow state institute of culture (141406, Moscow region, Khimki, Bibliotechnaya St., 7), elena_bruy@bk.ru

Abstract. The urgency of addressing the problem of occupational stress is determined by the prevalence and negative consequences for the staff and organizations. Knowledge of the real situation in the libraries from the viewpoint of stress management will allow to neutralize the stress factors, to select appropriate coping strategies. The results received during empirical research, giving an idea of the factors causing discomfort in activity of library experts are given in article. Ways of the prevention of a stress and neutralization of its consequences are offered.

Keywords, professional stress; communicative stress; stress sources; stress factors; management of stresses; personal and adaptation potential; koping-strategy.