Научная статья на тему 'Отраслевой вектор инновационного развития регионов Южного федерального округа'

Отраслевой вектор инновационного развития регионов Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ ТРАЕКТОРИЯ / НАУКОЕМКОСТЬ / ИСТОЧНИК ТЕХНОЛОГИЙ / ИННОВАЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАТРАТЫ НА ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антоненко И.В.

На основе анализа отраслевой специализации инновационной деятельности регионов Южного федерального округа выделены технологические траектории, соответствующие специфике инновационного развития его регионов. В процессе анализа было выявлено соответствие распределения затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности типам отраслевых траекторий. На стадии модернизации основой развития отраслевых траекторий должно служить не создание новых технологий, а их заимствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отраслевой вектор инновационного развития регионов Южного федерального округа»

27 (162) - 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ОТРАСЛЕВОЙ ВЕКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО

ОКРУГА

И. В. АНТОНЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики E-mail: igor_antonenko@mail.ru Волгоградский государственный университет

На основе анализа отраслевой специализации инновационной деятельности регионов Южного федерального округа выделены технологические траектории, соответствующие специфике инновационного развития его регионов. В процессе анализа было выявлено соответствие распределения затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности типам отраслевых траекторий. На стадии модернизации основой развития отраслевых траекторий должно служить не создание новых технологий, а их заимствование.

Ключевые слова: отраслевая специализация, отраслевая траектория, наукоемкость, источник технологий, инновационное и технологическое развитие, затраты на инновации.

Современный этап развития российской экономики диктует необходимость модернизации экономических систем на макро-, мезо- и микроуровнях. Специфика технико-технологического развития регионов Южного федерального округа (ЮФО) имеет ряд особенностей и направлений в инновационной деятельности.

Исследуем отраслевую специализацию в инновационной деятельности регионов ЮФО и выявим факторы, способствующие развитию технологической специализации указанных регионов. Согласно исследованиям зарубежных ученых, различные отрасли имеют определенные, присущие им модели возникновения и распространения инноваций, что определяет различия между отраслями в отношении источников технологий. Зарубежные исследова-

тели в сфере инноваций [8, 9] предложили пять технологических траекторий, характеризуемых различными источниками инноваций и технологий (табл. 1). Автор будет акцентировать внимание именно на источниках технологий, характерных для различных отраслей экономики, с целью выявления технологической специализации, соответствующей специфике конкретного региона ЮФО.

Специфика отраслей с доминированием поставщиков заключается в недостатке собственных технологий для развития и определяется необходимостью совершенствования способов производства и поиском новых технологий в целях укрепления конкурентных преимуществ.

Специфика инновационного развития отраслей со значимым эффектом масштаба заключается в приобретении новых технологий и оборудования у иностранных фирм, что выражается в ограничении спроса на результаты НИОКР в России.

Что касается конкурентных преимуществ отраслей наукоемких производств, то они в России незначительны, а скорость развития бизнеса ограничена высокой иностранной конкуренцией и длительным технологическим циклом производимой продукции.

Среди сегментов отраслей, обеспечивающих специализированные поставки, необходимо развивать собственное готовое программное обеспечение ввиду наличия достаточных человеческих и интеллектуальных ресурсов, а также конкурентных преимуществ.

Таблица 1

Технологические траектории инновационного развития [4, с. 33]

Критерий Отрасли с доминированием поставщика Отрасли со значимым эффектом масштаба Отрасли наукоемких производств Отрасли, основанные на информации Отрасли, обеспечивающие специализированные поставки

Основные продукты Сельское хозяйство. Услуги. Традиционное производство Производство сырья и материалов. Потребительские товары длительного пользования. Сборочные производства. Автомобили Электроника. Химия. Телекоммуникации. Конструкционные материалы Финансы. Розничная торговля. Масс-медиа. СМИ. Издательства. Туризм Машиностроение. Оборудование. Инструменты. Программные продукты

Источники технологий Поставщики. Обучение в процессе производства Инжиниринг. Обучение в процессе производства. Поставщики. Услуги конструкторов, проектировщиков Фундаментальные исследования Программные продукты и системные подразделения. Поставщики Проектирование. Продвинутые пользователи

Далее проследим, каким образом указанные особенности отраслевых траекторий находят подтверждение или опровержение на региональном уровне.

Современный этап развития региональных инноваций характеризуется процессами внедрения, которые способствуют наиболее быстрой отдаче вложенных средств. Затраты на приобретение машин и оборудования в добывающих, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 2006 г. составили 43,9%, а в 2007 г. увеличились до 52,6 %. Более впечатляющие результаты по указанным затратам были в отрасли связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, оптовой торговле:

в 2006г. они составили 76,4%, а в 2007г. - 88,6% (табл. 2).

В приведенной табл. 2 явно видны диспропорции между отдельными видами инновационной деятельности. Затраты на обучение и подготовку персонала в добывающих и обрабатывающих производствах составили мизерную долю и снизились с 0,7% в 2006г. до 0,2% в 2007 г.; в отрасли связи и информационных технологий аналогичные затраты также снизились с 0,5 до 0,2%. Затраты на маркетинговые исследования в тот же период сократились с 0,2 до 0,1 % среди добывающих и обрабатывающих производств, а среди отрасли связи и информационных технологий — с 0,1 до 0,05 %. Указанная тенденция свидетельствует о недостаточной новизне осуществляемых инноваций.

Отрасль Вид инновационной деятельности

Исследования и разработки Производственное проектирование Приобретение машин и оборудования Приобретение новых технологий Приобретение прав на патенты и лицензии Приобретение программных средств Обучение и подготовка персонала Маркетинговые исследования

Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды: 2006 г........................................ 2007 г........................................ 4,8 12,7 6,1 8 43,9 52,6 1,7 2,5 0,6 0,7 1,2 0,6 0,7 0,2 0,2 0,1

Связь, деятельность, связанная

с использованием вычислитель-

ной техники и информационных

технологии, оптовая торговля:

2006 г........................................ 1,1 0,1 76,4 5 0,01 11,8 0,5 0,1

2007 г........................................ 0,2 0,02 88,6 2,6 0,6 5,2 0,2 0,05

Таблица 2

Распределение затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности в Южном федеральном округе, % [3, с. 416, 420, 424, 428]

Наиболее распространенный вид инновационной деятельности среди промышленных предприятий — исследования и разработки занимают небольшую долю в общих инновационных затратах (12,7 и 0,2%).

Это свидетельствует об ориентации региональных отраслей промышленности на практическую реализацию инноваций, а также о невысокой капиталоемкости научной деятельности с преобладанием прикладного характера разработок, обслуживающих технические либо внедренческие потребности предприятий.

Подтверждением низкого научного потенциала служат также показатели наукоемкости, которые можно выразить долей затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной продукции (табл. 3).

Согласно табл. 3, среди трех исследуемых отраслей не выявлено предприятий с достаточной научной базой для осуществления инноваций. Уровень наукоемкости в производстве электрооборудования — 0,5%, в металлургии, несмотря на высокоразвитую отраслевую науку, — 0,04%, а в производстве пищевых продуктов наукоемкость минимальна — 0,003 %.

Таким образом, основные источники инноваций, используемые на региональном уровне, это внутренние, на основе собственных разработок, и в меньшей степени — внешние, посредством использования услуг специализированных инновационных компаний и венчурных фондов, поставляющих оборудование и программное обеспечение.

Исследуем соответствие распределения затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности типам отраслевых траекторий. Основной источник технологий для отраслей с доминированием поставщика является обучение в процессе производства и сами поставщики оборудования (в сельском хозяйстве, текстильной промышленности). Согласно табл. 2, обучение и подготовка персонала для указанной отраслевой траектории сократилась с 2006 по 2007 г.

Показатели наукоемкости отраслей в

с 0,7 до 0,2 %. Маркетинговые исследования также сократились за указанный период с 0,2 до 0,1 %. Несмотря на сокращение данных видов затрат, рост текстильного и пищевого производства за указанный период составил — 0,1% и 318% соответственно (табл. 4). Следовательно, основным источником инноваций будут являться поставщики оборудования и материалов. Технологический выбор фирм данной отраслевой траектории фокусируется на совершенствовании способов производства и выборе сырья и материалов [4 с. 32].

Рассматривая отрасли со значимым эффектом масштаба, отметим в указанной группировке рост затрат организаций промышленного производства на технологические инновации, причем рост значительный.

Затраты на технологические инновации по видам инновационной деятельности для указанной отраслевой траектории также обозначили тенденцию к росту. Так, затраты на исследования и разработки выросли с 4,8 до 12,7%, приобретение машин и оборудования с 43,9 до 52,6%, приобретение новых технологий 1,7 до 2,5% (см. табл. 2). Следовательно, основными источниками технологических инноваций будут являться подраз -деления НИОКР этих предприятий, инжиниринг, специализированные поставщики оборудования и комплектующих.

Исследуя отрасли наукоемких производств, отметим, что технологические инновации возникают благодаря исследовательской работе предприятия и во многом зависят от новых открытий и наработок. Так, затраты на фундаментальные исследования в ЮФО выросли в 2006-2007 гг. с 1 466,3 до 2 392,5 млн руб., т.е. на 63% [5, с. 798]. И только в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования и отрасли связи наблюдается рост затрат на технологические инновации с 23 до 75 % соответственно.

Исследуя отрасли, основанные на информации, отметим, что приобретение программных средств снизилось с 11,8 до 5,2%, а деятельность,

Таблица 3

Южном федеральном округе в 2008 г.

Технологическая траектория Отрасль Объем отгруженной продукции, тыс. руб. Затраты на исследования и разработки, млн руб. Наукоемкость, %

Отрасль с доминированием поставщика Производство пищевых продуктов 320 135 452,21 12 388,0 0,003

Отрасль со значимым эффектом масштаба Металлургическое производство 184 267 906,79 76 792,6 0,040

Отрасль наукоемких производств Производство электрооборудования 31 608 508,41 164 187,5 0,500

Источник: данные сайта Федеральной службы государственной статистики. иКЪ: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.

Таблица 4

Затраты организаций промышленного производства Южного федерального округа на технологические инновации, млн руб.

Отрасль Отраслевая технологическая траектория 2006 г. 2007 г. Рост, %

Текстильное и швейное производство Отрасль с доминированием поставщика 10 293 10 279,2 -0,1

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Отрасль с доминированием поставщика 358 229 1 140 013,0 318

Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами Отрасль с доминированием поставщика 6 423 60 883,6 847

Металлургическое производство Отрасль со значимым эффектом масштаба 1 719 880 3 427 872,2 99

Производство транспортных средств и оборудования Отрасль со значимым эффектом масштаба 485 236 848 601,4 74

Производство автомобилей Отрасль со значимым эффектом масштаба 15 115 281 456,8 1 862

Химическое производство Отрасль наукоемких производств 2 709 698 1 561 452,3 -42

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Отрасль наукоемких производств 349 420 432 570,7 23

Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи Отрасль наукоемких производств 159 293 64 990,4 -59

Связь Отрасль наукоемких производств 425 493 744 552,7 75

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий Отрасль, основанная на информации 80 141 128 094 59

Производство машин и оборудования Отрасль, обеспечивающая специализированные поставки 123 790 505 242,8 308

Источник: данные сайта Федеральной службы государственной статистики. иИТ: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.

связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, в ЮФО показала рост на 59 %. Следовательно, источниками технологических инноваций будут являться программные продукты, системные подразделения, а также поставщики программного обеспечения и компьютерной техники.

Исследуя отрасли, обеспечивающие специализированные поставки, отметим, что производство машин и оборудования в ЮФО выросло на 308 %, а в деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, затраты выросли с 76,4 до 88,6 % (см. табл. 2). Следовательно, источниками технологических инноваций будут являться производство и проектирование необходимых специализированных элементов.

По структуре затрат на технологические инновации регионы ЮФО нельзя отнести к инно-ваторам, так как у них преобладают расходы на приобретение машин и оборудования: 52,6—88,6 % в 2007г., а расходы на исследования и разработки составили 0,2—12,7 %, тогда каку инноваторов преобладают расходы на исследования и разработки, доля которых достигает 80 %.

В то же время отметим, что «абсолютный масштаб средств, которые предприятия тратят на

заказные исследования и разработки, абсолютно несопоставим с масштабами российского сектора исследований и разработок: спрос на научные разработки и услуги сторонних организаций на порядки ниже потенциального предложения. При этом партнерами предприятий в совместных проектах исследований и разработок выступают чаще поставщики машин и оборудования, чем НИИ и тем более вузы. Это еще раз свидетельствует о предпочтении заимствованных, доказавших свою эффективность технологий, в применении которых формируется спрос на сугубо прикладные исследования по адаптации таких технологий к конкретным потребностям предприятия» [6, с. 97].

Исследуем отраслевой срез инновационных стратегий предприятий регионов ЮФО. Отрасли со значимым эффектом масштаба предпочитают приобретать новые технологии и оборудование у иностранных компаний, инновационная стратегия компаний указанных отраслевых траекторий направлена в основном на модификацию и адаптацию приобретаемых технологий к российским условиям. Это подтверждается низкой долей расходов на исследования и разработки к затратам на технологические инновации (табл. 5). Предприятия отказываются поддерживать отраслевую науку и предпочитают

Таблица 5

Расходы на исследования и разработки в структуре затрат на технологические инновации в Южном федеральном округе в 2008 г.

Технологическая траектория Отрасль Затраты на технологические инновации, млн руб. Затраты на исследования и разработки, млн руб. Доля расходов на исследования и разработки в затратах на технологические инновации,%

Отрасль с доминированием поставщика Производство пищевых продуктов 729 166,3 12 388,0 1,69

Отрасль со значимым эффектом масштаба Металлургическое производство 7 535 609,7 76 792,6 1,08

Отрасль наукоемких производств Производство электрооборудования 563 221,5 164 187,5 29,1

Источник: данные сайта Федеральной службы государственной статистики. иКЪ: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.

создавать собственные научно-исследовательские центры прикладных исследований.

Результатом осуществленных технологических преобразований стало формирование компаниями отрасли собственной стратегии научных исследований в качестве приоритетных целей, что позволит осуществлять инновационные программы и внедрять на новой технологической базе инновации.

Отрасли наукоемких производств постепенно начинают позиционировать себя как стратегических новаторов, реализуя собственные научные изобретения и повышая внимание к собственным НИОКР.

Отрасль, основанная на информации, является локомотивом роста современной экономики, основанной на знаниях. Особенностью инновационной модели информационных отраслей является широкое внедрение передовых зарубежных технологий, активное продвижение новых продуктов и услуг, но в основном они действуют как имитаторы, что не мешает им выходить на новый инновационно-технологический уровень. Хотя отрасли информационных технологий развиваются бурными темпами, их доля в ВРП очень низкая, что требует особого государственного подхода к развитию указанной сферы.

Таким образом, отраслевые технологические траектории с доминированием поставщика и со значимым эффектом масштаба будут характеризоваться в качестве имитаторов, а отраслевые траектории наукоемких производств будут характеризоваться как инноваторы. Логика взаимодействия между ними следующая. «Инновации генерируют, как правило, технологические лидеры, а не фирмы-аутсайдеры. Именно поэтому в реальной экономике инновациям предшествует технологическое выравнивание. Если же технологический разрыв между лидером и преследователями слишком велик, то это

отрицает между ними серьезную конкуренцию, что в свою очередь делает бессмысленными вложения в инновации» [2, с. 151]. Поэтому первоочередным мероприятием, способствующим сближению траекторий инновационного и технологического развития, будет являться внедрение существующих технологий в производство, а не повышение инновационной активности.

Исследования и разработки в затратах на технологические инновации составляют не более 12—14 %, с преобладанием покупок готовой техники, машин и оборудования, что характеризует основной способ технологической модернизации.

Приходится констатировать, что предприятия анализируемых отраслевых траекторий не вышли на стадию инновационно-технологического развития, когда они открывают новые дизайн-центры, скупают НИИ, проводят активную патентно-лицензионную политику, приобретают малые инновационные компании, открывают венчурные фонды для инвестирования в наукоемкие проекты и ведут весь спектр НИОКР, а находятся на стадии «рыночных» новаций, посредством выстраивания сбытовых и распределительных сетей, образования вертикально-интегрированных холдингов, обновления и расширения ассортимента продукции.

Задача ближайшего будущего — выход на стадию модернизации и обновления оборудования, характеризующуюся созданием исследовательских подразделений на предприятиях исследуемых отраслевых траекторий.

Необходимо отметить, что траектории инновационного и технологического развития регионов ЮФО имеют тенденцию к сближению вследствие того, что технологии определяют спрос на инновации. Следовательно, для достижения необходимого качественного и количественного роста инноваций необходимо поддерживать высокий уровень

технологизации экономики регионов. Поэтому на стадии модернизации основой развития отраслевых траекторий должны служить не создание новых технологий, а их заимствование. Имитация технологий более эффективна и выгодна для соответствующей стадии развития отраслевой экономики регионов ЮФО вследствие ограниченной возможности создания и внедрения инноваций на старой технологической базе, комплементарности технологий, наконец, дешевизны заимствований и отсутствия рисков [6, с. 62].

Каналами заимствования и распространения новых технологий могут быть внешняя торговля, покупка предприятий за рубежом, переход к системе открытых инноваций.

Вследствие этого необходимо перейти от системы закрытых инноваций к открытым. Первые характеризуются тем, что в рамках одной компании происходит генерация и разработка идей; создание продукта и его продвижение [7]. На современном этапе глобальная конкуренция, рост числа венчурных капиталов, сокращение срока службы отдельных технологий подрывают логику развития закрытых инноваций. Компания, не сумев реализовать свое открытие, терпит финансовые убытки от НИОКР, а субъект, сумевший коммер-циализовать разработку, не вкладывает средства в развитие следующих поколений исследований. Открытые инновации — это использование наряду с собственными внешних идей, а также различных способов вывода на рынок своих, более современных технологий. При открытых инновациях значительную ценность создают внешние НИОКР и более совершенная модель бизнеса, позволяющая довести технологии до коммерческого уровня. Эта модель характеризуется ценностными характеристиками технологии, методами ее распространения и коммерческой реализации, а также конкурентной стратегией. Таким образом, бизнес-модель выступает как промежуточное звено, позволяющее соединить техническую и экономическую области в инновационной сфере.

Для повышения уровня технологизации экономики регионов ЮФО выделим отрасли с высокой степенью специализации по критерию наукоемкости и степени развития инновационного потенциала.

По уровню развития инновационного потенциала среди регионов ЮФО лидирующую группу образуют три региона, располагающих достаточно развитым инновационным потенциалом и возможностями для активизации его использования. Она

включает Ростовскую и Волгоградскую области, а также Краснодарский край. Регионы данной группы являются наиболее привлекательными для эффективного вложения государственных и частных инвестиционных ресурсов в развитие инновационного потенциала [1].

Разрыв между группами регионов, классифицированными по уровню развития инновационного потенциала, достаточно большой. В этих условиях реализация инновационного сценария развития российской экономики требует разработки дифференцированных мер государственного стимулирования и государственной поддержки инновационной деятельности применительно к различным типам регионов, в зависимости от уровня развития их инновационного потенциала.

Среди указанных регионов выделим отрасли специализации с высоким технологическим уровнем развития (табл. 6). Именно для этих отраслей должны разрабатываться региональные инновационные программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно табл. 6 наибольшую инновацион-ность среди рассматриваемых регионов в рамках отраслевой траектории наукоемких продуктов показывает производство электронного и оптического оборудования, а также химическое производство, что предполагает поиск новых, технологически связанных продуктовых рынков. Таким образом, «основными задачами инновационной стратегии являются мониторинг и использование результатов фундаментальных исследований для развития технологически связанных продуктов и приобретения дополнительных активов для их разработки, а также реструктуризация подразделений и бизнес-единиц в соответствии с открывающимися технологическими и рыночными возможностями» [4, с. 33-34].

Среди отраслевых траекторий, обеспечивающих специализированные поставки, лидирующее положение по уровню инновационности занимает производство машин и оборудования. Указанная отраслевая траектория предполагает производство и проектирование необходимых специализированных элементов, а также развитие технологий являющееся основой для возможных модификаций и улучшений продукта.

В рамках отраслевых траекторий со значимым эффектом масштаба среди регионов ЮФО лидирующее место занимают обрабатывающие производства, что предполагает развитие внутренних подразделений НИОКР, адаптацию заимствованных технологий к российским условиям и

Таблица 6

Показатели наукоемкости отраслей Южного федерального округа в 2008 г.

Регион Объем отгруженной продукции, тыс. руб. Объем отгруженной инновационной продукции, тыс. руб. Затраты на исследования и разработки, млн руб. Науко-емкость, %

Обрабатывающие производства

Краснодарский край 284 076 015,48 4 293 662,9 76 243,1 0,020

Волгоградская область 364 525 007,24 28 298 326,5 20 192,4 0,005

Ростовская область 335 426 214,20 14 684 901,1 496 978,7 0,140

Производство пищевых продуктов

Краснодарский край 13 3467 425,84 1 258 391,2 12 313,0 0,009

Волгоградская область 34 131 786,01 80 630,0 75,0 0,210

Ростовская область 78 668 163,60 1 848 022,0 - -

Химическое производство

Краснодарский край 10 487 156,22 463 141,8 - -

Волгоградская область 23 030 733,29 23 483,0 19,9 0,080

Ростовская область 9 284 734,00 1 597 869,2 9 292,3 0,100

Производство машин и оборудования

Краснодарский край 7 937 927,40 393 749,0 6 100,0 0,070

Волгоградская область 3 054 119,14 133 613,0 17 784,4 0,580

Ростовская область 66 377 118,30 240 513,6 4 608,1 0,006

Производство электронного и оптического оборудования

Краснодарский край 5 537 880,70 75 092,5 41 837,3 0,750

Волгоградская область 1 750 498,11 9 650,0 - -

Ростовская область 10 901 029,80 419 060,9 117 469,2 1,070

Источник: данные сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.

формирование собственной стратегии научных исследований.

Таким образом, для отобранных отраслей-лидеров регионов ЮФО в рамках отраслевых траекторий необходимо разрабатывать инновационные программы развития, программы отраслевой диверсификации инноваций, определить конкретные направления, по которым будут проводиться НИОКР, атакже объемы финансирования. Что касается регионов и отраслей-аутсайдеров, то для них необходимо разработать инвестиционные программы, которые направлены на поднятие их технологического уровня, с тем чтобы отрасль и регион в целом были восприимчивы к технологическим новациям, чтобы последующие вложения в исследования и разработки были ими востребованы.

Список литературы

1. Антоненко И. В. Рейтинг регионов Южного федерального округа по уровню инновационного потенциала // Региональная экономика: теория и практика. № 26 (119). 2009. С. 18-24.

2. Балацкий К., Раптовский А. Инновационно-технологическая матрица российских регионов // Общество и экономика. 2007. № 2. С. 138-159.

3. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ,

2009. 488 с.

4. Кравченко Н.А., Кузнецова С. А., Юсупова Т. Инновационные предложения в зеркале отраслевых траекторий //Инновации. 2006. № 4. С. 31-37.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.

6. Стратегические ориентиры экономического развития России: науч. доклад. СПб.:Алетейя,

2010. 664 с.

7. Чесбро Г. Открытые инновации / пер. с англ. В.Н. Егорова. М.: Поколение, 2007. 336 с.

8. Bessant J. Tidd, Pavitt К. Managing innovation. England, 2003.

9. Dodgson M. The Management of technological innovation. Oxford University Press, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.