Научная статья на тему 'Отраслевое справочно-библиографическое обслуживание в современной системе научных коммуникаций'

Отраслевое справочно-библиографическое обслуживание в современной системе научных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / REFERENCE SERVICE / SCIENTIFIC LIBRARIES / SCIENTIFIC COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирова А.В., Чеснялис П.А., Юстус С.В.

Рассматриваются перспективы осуществления в научной библиотеке отраслевого справочно-библиографического обслуживания (СБО), учитывающего особенности современных научных коммуникаций. Приводится опыт подобной работы Справочно-библиографического отдела ГПНТБ СО РАН с представителями медицинских профессий. Особое внимание уделено компетенциям библиографов, вовлеченных в отраслевое СБО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Багирова А.В., Чеснялис П.А., Юстус С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRANCH REFERENCE SERVICE IN THE MODERN SYSTEM OF SCIENTIFIC COMMUNICATIONS

The authors are describing perspectives of the implementation of branch reference service at scientific library that takes into consideration the peculiarities of modern scientific communications. The experience of the Reference Department of State Public Scientific -Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences with medical students and physicians is presented. Special attention is paid to the competences of reference librarians who are involved in Branch Reference Service.

Текст научной работы на тему «Отраслевое справочно-библиографическое обслуживание в современной системе научных коммуникаций»

НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ. БАГИРОВА А.В., ЧЕСНЯЛИС П. А., ЮСТУС

С.В. ОТРАСЛЕВОЕ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Рассматриваются перспективы осуществления в научной библиотеке отраслевого справочно-библиографического обслуживания (СБО), учитывающего особенности современных научных коммуникаций. Приводится опыт подобной работы Справочно-библиографического отдела ГПНТБ СО РАН с представителями медицинских профессий. Особое внимание уделено компетенциям библиографов, вовлеченных в отраслевое СБО.

Ключевые слова: справочно-библиографическое обслуживание, научные библиотеки, научные коммуникации.

Bagirova A.V., Chesnyalis P.A., Yustus S.V.

BRANCH REFERENCE SERVICE IN THE MODERN SYSTEM OF SCIENTIFIC COMMUNICATIONS

The authors are describing perspectives of the implementation of branch reference service at scientific library that takes into consideration the peculiarities of modern scientific communications. The experience of the Reference Department of State Public Scientific -Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences with medical students and physicians is presented. Special attention is paid to the competences of reference librarians who are involved in Branch Reference Service.

Keywords: reference service, scientific libraries, scientific communications.

НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ. БАГИРОВА А.В., ЧЕСНЯЛИС П.А., ЮСТУС С.В. ОТРАСЛЕВОЕ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Одна из основных задач научной коммуникации состоит в том, чтобы каждый её участник мог получить достоверную и актуальную информацию. Библиотека долгое время выступала единственным посредником в этом процессе. Информатизация и глобализация привели к тому, что привычные научные коммуникации почти полностью ушли в цифровую среду - это относится и к непосредственным контактам между учеными, и, что важно для библиотек, к формату обращения информации [6, с. 100]. В обиход вошли электронные книги и журналы, базы данных, электронные библиотеки, открытые цифровые архивы.

Чтобы не сдавать позиций в системе научных коммуникаций, библиотеки должны и - на наш взгляд - могут не только выступать площадками популяризации науки, но и предоставлять свои услуги учёным и специалистам (в том числе - будущим). Наша цель - нахождение эффективных форм обслуживания этих категорий с учетом ускоренного роста количества научной информации и возможностей для ее поиска.

В настоящее время принято говорить о клиентоориентированности, персонализации в работе с посетителями библиотек [8; 7, с. 521]. В основе такого подхода - внимание к предпочтениям пользователя, его особенностям и возможностям. В случае с обслуживанием пользователей, разыскивающих информацию для производственных или научных нужд, следует вспомнить об отраслевом СБО.

В классических учебниках по библиграфоведению (И.Г. Моргенштерна, О.П. Коршунова, А.В. Соколова и др.) говорится об отраслевой библиографии, но не уделяется внимания библиографам-отраслевикам. При этом на протяжении второй половины XX в. на библиотечных факультетах и в крупных библиотеках страны формировались отраслевые библиографические группы (9, с. 90-91; 7, с. 519-520; 3, с. 17; 5, с. 171). Не смотря на то, что одной из задач библиографа-отраслевика изначально было обеспечение «партийной заостренности» (9, с. 90), специализация давала библиографам возможность «накапливать знания по определенному предмету, направленно формировать коллекции библиографических ресурсов» (7, с. 520).

Сегодня одна из главных тенденций в подготовке библиотечных специалистов - универсализация (1; 5). При этом, как показывает практика, не всегда универсальный подход позволяет удовлетворить информационные потребности представителей разных профессиональных сфер. Результаты устных опросов и анализа запросов, поступающих в справочно-библиографический отдел ГПНТБ СО РАН, показали, что в нашей работе необходимо усилить акцент на отраслевой составляющей. Понять, на какую отрасль следует обратить внимание в первую очередь, помогла библиотечная статистика.

Посещаемость - один из тех показателей, за которыми библиотеки следят особенно чутко. Для научной библиотеки особый интерес представляют уровень образования и научные интересы аудитории. Если к нам перестают обращаться представители какой-то профессии - это показатель изменений в обществе, и библиотека

как социальный институт не может оставаться в стороне. Таким примером стало снижение посещаемости ГПНТБ СО РАН медицинскими работниками: в 2003 - 2006 годах посещаемость библиотеки медиками составляла около 30%, к 2018 году это были единицы посещений. В городе, где действует свыше 250 больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, находятся высшие и средне-специальные медицинские учебные заведения, такая тенденция должна вызывать вопросы не только у библиотекарей.

Нами был изучен актуальный опыт отечественных и зарубежных библиотек, работающих с медиками, ресурсная база ГПНТБ СО РАН была оценена с точки зрения возможностей для поиска актуальной медицинской информации. В результате - разработан проект информационного обслуживания представителей медицинского сообщества (2).

Во втором полугодии 2018 года для заинтересовавшихся сотрудничеством с ГПНТБ СО РАН медиков была проведена серия обзорных и практических тренинг-семинаров (в том числе - выездных), на которых была представлена информация о ресурсах и услугах библиотеки. Слушателями стали 98 человек (ученые - 45 %, студенты - 39 %, специалисты-практики - 16 %).

Прямое взаимодействие с аудиторией позволило отчасти объяснить спад количества обращений медиков в библиотеку - 65 % участников семинаров не знали, что в ГПНТБ СО РАН есть нужные им ресурсы.

Также был проведен опрос, показавший актуальность предлагаемых библиотекой ресурсов и услуг (каждый участник мог выбрать несколько вариантов, что было учтено). Наибольший интерес вызвали: возможность самостоятельной работы с электронными ресурсами (28 % ответов), поиск информации библиографом (27 %), возможность работы с печатным фондом (25 %). 20 % ответов пришлись на иные услуги библиотеки. Всё это дало пищу для размышления о пересмотре традиционного библиографического обслуживания в режиме «запрос-ответ».

Медики, как стало очевидно, готовы частично делегировать поиск информации библиографам. Готовы ли к этому библиографы?

Ю.Н. Дрешер называет три вида информации, используемой в системе информационного обеспечения здравоохранения: управленческая, статистическая, научная (4). Акцентируя внимание на обслуживании медицинского сообщества, следует быть готовыми к соответствующим запросам. Также следует определить, какую информацию библиограф может предоставить, а к какой только направит. Библиографы могут взять часть задач по отбору информации на себя, но другим направлением должно быть обучение пользователей, повышение их информационной культуры.

Информационные ресурсы по медицине и здравоохранению разнообразны. В ГПНТБ СО РАН доступны переставляющие для медиков интерес Medline Complete, SprmgerProtocols и другие базы данных. Задача библиографов, занимающихся отраслевым обслуживанием, состоит не только в освоении возможностей баз данных, но и в изучении особенностей отраслевой терминологии, знание которых бывает решающим при поиске информации. Также необходимо отслеживать проблемы, знать традиционную библиографию и основные периодические издания сопровождаемой отрасли, а во многих случаях - сопровождаемой темы.

Кроме того, наша практика обслуживания медицинских работников показывает, что необходимо систематически продвигать возможности информационных ресурсов с помощью библиографических обзоров, семинаров-тренингов, индивидуальных консультаций, инструктивно-методического сопровождения.

Развивающийся в настоящее время проект по обслуживанию медицинского сообщества показывает, что отраслевой подход к СБО имеет ряд преимуществ (для пользователей, для библиотеки и библиотекарей, для общества в целом):

- на высоком уровне удовлетворяются профессиональные информационные потребности пользователей - это является значительным шагом в сторону клиентоориентированности;

- библиотека является активным субъектом в системе научных коммуникаций, удаётся не только привлечь, но удержать внимание представителей конкретной сферы;

- непрерывный профессиональный рост библиографов, в том числе - за счёт взаимодействия с представителями сопровождаемой отрасли;

- в перспективе представляется возможным качественный рост медицины региона. Основные принципы, на которых строится наш вариант отраслевого СБО:

- сотрудничество библиографа и пользователя (информационное сопровождение на всех этапах работы);

- модульность (пользователь выбирает услуги согласно своим потребностям);

- мобильность (возможность удаленного предоставления услуг).

Опираясь на эти принципы, справочно-библиографический отдел ГПНТБ СО РАН планирует продолжить работу по специальному обслуживанию других отраслей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Алтухова, Г.А. Профессиональные компетенции библиотекаря в эпоху глобализации и информатизации общества / Г.А. Алтухова // Вестник МГУКИ. - 2017. - № 3 (77). - С. 164 - 171.

2. Багирова, А.В. Актуальная модель взаимодействия с научным медицинским сообществом (из опыта работы справочно-библиографического отдела ГПНТБ СО РАН) / А.В. Багирова, П. А. Чеснялис, С.В. Юстус // Тенденции развития библиотек в современном обществе: перспективы, возможности, реальность : Материалы научно-практического семинара (Новосибирск, 24-25 октября 2018 г.) - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2018. - С. 7 - 12.

3. Бахтина, О.В. Работа с кадрами в зональной научной библиотеке УГТУ-УПИ В 1960-1970-е годы университета / О.В. Бахтина, Г.Ю. Кудряшова // Университетская библиотека: выбор пути Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 1-3 ноября 2001 г.) - Екатеринбург: Уральский университет, 2002. - С. 11 - 18.

4. Дрешер, Н.Ю. Использование электронных информационных ресурсов в системе здравоохранения Республики Татарстан / Н.Ю. Дрешер // Труды VIII Международной конференции «Крым - 2001»: Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества (Судак, 9-17 июня 2001 г.) - Том. 1. -Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec1/Doc14.html

3. Кемеровский государственный университет культуры и искусств: страницы истории. - Кемерово: Издательство КемГУКИ, 2014. - 334 с.

4. Лаврик, О.Л. Новые средства научных коммуникаций и их влияние на формирование ресурсов академических библиотек / О. Л. Лаврик, Н. И. Подкорытова // Вестник ТГУ. - 2015. - № 1. - С. 99-103.

5. Нещерет, М.Ю. Зал библиографических услуг Российской государственной библиотеки: модель обслуживания М.Ю. Нещерет // Библиотековедение. - 2017. - Т. 66. - № 5. - С. 518-524.

6. Ушакова, О.Б. От руководства чтением к клиентоориентированности: смена парадигмы. (Опыт технической библиотеки предприятия) / О.Б. Ушакова // Научные и технические библиотеки. - 2013. - № 3. - С. 14 - 21.

7. Франкфурт, Л.С. Библиографическая работа Государственной Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в послевоенные годы Л.С. Франкфурт // Советская библиография. - 1949. - Вып. 2 (27). - С. 88-98.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Багирова Александра Валерьевна - главный библиограф Справочно-библиографического отдела, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук bagirova@gpntbsib.ru

Чеснялис Полина Анатольевна - кандидат филологических наук, научный сотрудник Лаборатории информационно-системного анализа, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук chesnyalis@gpntbsib.ru

Юстус Светлана Викторовна - библиограф Справочно-библиографического отдела Государственная публичная

научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук

Yustus@gpntbsib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.