Научная статья на тему 'Отраслевое развитие малого бизнеса'

Отраслевое развитие малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отраслевое развитие малого бизнеса»

РЕГИОНЫ РОССИИ

ТЕМА НОМЕРА

Воронежская область

Отраслевое развитие

малого бизнеса

А.У.Панин, Е.В.Гаврилова

Воронежский филиал российского государственного торгово-экономического университета

Для характеристики малого предпринимательства большое значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, о степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участии в решении социальных проблем и т.д.

Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. При этом торгово-посредническими операциями часто занимаются и предприятия неторгового профиля. Следовательно, сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интересов малого бизнеса.

Доля предприятий торговли и общественного питания в объеме продукции, производимой малым бизнесом, и в общей численности занятых на малых предприятиях существенно ниже их доли в общей численности предприятий. Так, по данным Госкомстата за 2002 г., объем произведенной продукции предприятиями торговли и общественного питания в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий.

Малые предприятия сферы торговли и общественного питания мельче других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Это связано с многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых. Кроме того, предприятия, специализирующиеся на торговле импортными продуктами, испытывают сильную зависимость от динамики курса доллара по отношению к рублю.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2002 г. общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступало количеству предприятий торговли и общественного питания, однако по доле произведенной продукции в общем объеме они практически не уступают последним. Экономический и соци-

альный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании. Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания (около 46 % от общего количества на начало 2003 г.).

В сфере материального производства малый бизнес наиболее развит в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка, выпечка и другие технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов (домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда (окна, двери, решетки, заборы и т. д.), деревообработке (изготовление обрезной доски) и др.

В пищевой промышленности области (включая мукомольно-крупяную отрасль) в 2002 г. насчитывалось 1690 действующих предприятий, из

них 1537 - это малые предприятия и подсобные хозяйства, что составляет 90,9 % (табл. 1).

За последние десять лет количество малых предприятий увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 1997 г. - на треть (рис. 1). Рост числа предприятий связан в основном с дроблением крупных специализированных предприятий на более мелкие акционерные общества, а также созданием большого числа новых предприятий.

Преобладающие формы собственности - частная и смешанная российская, на долю которых приходится соответственно 75 и 17,1 % производимой продукции. Удельный вес предприятий, имеющих частную форму собственности, по сравнению с 1997 г. увеличился на 21,5 %, предприятий со смешанной российской формой собственности - уменьшился на 1,4 %. На пищевую промышленность в 2002 г. приходилось 23,8 % общего объема всей промышленной продукции, что меньше, чем в 2001 г., на 1,1 % (по сравнению с 1997 г. произошло увеличение на 3,7 %).

Производство пищевой продукции в физическом исчислении за последнее

десятилетие уменьшилось наполовину, а по сравнению с 1997 г. возросло на 9,3 %.

В 2002 г. предприятиями пищевой промышленности произведено продукции на сумму 12918,2 млн руб., что составило 108,2 % к уровню 2001 г., в том числе на крупных и средних предприятиях - на 11515,6 млн руб. (107,7 % соответственно). На долю крупных и средних предприятий приходилось 89,1 % от всего объема пищевой продукции (в 2001 г. - 89 %), малых предприятий - 10,9 (соответственно 11,0 %). Помесячные индексы физического объема производства в течение 2002 г. в основном превышали 100 %, и только в мае уровень производства снизился на 2,5 %. В первом полугодии 2003 г. в каждом месяце отмечался рост производства по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года (на 5-21 %).

Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют о том, что развитие отдельных отраслей пищевой промышленности за последние пять лет характеризуется противоречивыми тенденциями. В некоторых отраслях в 2002 г. после нескольких лет устойчивой работы наметился спад производства (в масложировой, дрожжевой, плодоовощной), в других отмечался значительный рост по сравнению с предыдущим годом, когда происходило уменьшение объемов производства (в сахарной, кондитерской, мукомольно-крупяной, производстве безалкогольных напитков).

В 2002 г. на 839 предприятиях пищевкусовой промышленности было произведено продукции на сумму 7122,9 млн руб., в том числе в масло-жировой - на 2344,4 млн руб., сахарной - на 1652,5 млн руб., хлебопекарной - на 1078,6 млн руб., кондитерской - на 598,8 млн руб.

В 2002 г. было произведено 477,9 тыс. т сахара (на 98,5 тыс. т больше, чем в 2001 г.), 140,7 тыс. т хлебобулочных изделий (на 1,6 тыс. т меньше), кондитерских - 42,4 тыс. т (на 5,1 тыс. т больше), макаронных - 12,9 тыс. т (на 3,2 тыс. т больше), растительного

Крупные и средние 9%

Малые 91%

Рис. 1. Удельный вес крупных, средних и малых предприятий в общем объеме численности предприятий пищевой промышленности области

Таблица 1

Число предприятий по отраслям пищевой промышленности

2000 г. 2001 г. 2002 г.

Отрасль в том числе в том числе в том числе

Всего крупные и средние малые Всего крупные и средние малые Всего крупные и средние малые

Промышленность - всего 5723 419 5304 6001 427 5574 4962 468 4494

в том числе пищевая (включая мукомольно-крупяную) 1745 135 1610 1534 137 1397 1690 152 1537

Пищевая 1081 125 956 980 128 852 1202 140 1061

пищевкусовая 703 83 620 669 86 583 839 92 747

сахарная 15 15 - 15 15 - 18 18 -

хлебопекарная 250 25 225 244 24 220 299 26 273

кондитерская 38 7 31 34 5 29 49 6 43

макаронная 46 1 45 40 1 39 41 1 40

масложировая 259 12 247 239 13 226 278 14 264

спиртовая 4 4 - 4 4 - 5 5 -

ликероводочная 3 3 - 5 3 2 6 3 3

винодельческая 3 2 1 6 2 4 7 2 5

пивоваренная 6 2 4 6 3 3 4 2 2

производство безалкогольных напитков 33 1 32 28 3 25 34 3 31

дрожжевая 1 1 - 1 1 - 1 1 -

плодоовощная 17 9 8 18 10 8 18 10 8

производство пищевых концентратов 3 1 2 4 2 2 44 1 43

прочие производства 25 - 25 25 - 25 35 - 35

мясная и молочная 348 41 107 290 41 249 339 47 292

мясная 251 16 235 199 14 185 229 17 212

маслосыродельная 97 25 72 91 27 64 110 30 80

рыбная 30 1 29 21 1 20 23 1 22

мукомольно-крупяная 664 10 654 554 9 545 488 12 476

Таблица 2

Структура производства продукции пищевой промышленности по отраслям

Удельный вес произведенной продукции, %

Отрасль 2001 г. 2002 г.

в том числе в том числе

Всего Всего

крупные и средние малые крупные и средние малые

Промышленность - всего 100,0 91,1 8,9 100,0 91,3 8,7

в том числе пищевая (включая мукомольно-крупяную) 100,0 87,3 12,7 100,0 87,7 12,3

Пищевая 100,0 89,0 11,0 100,0 89,1 10,9

пищевкусовая 100,0 90,3 9,7 100,0 89,4 10,6

сахарная 100,0 100,0 - 100,0 100,0 0

хлебопекарная 100,0 79,2 20,8 100,0 76,5 23,5

кондитерская 100,0 93,2 6,8 100,0 92,2 7,8

макаронная 100,0 59,4 40,6 100,0 87,4 12,6

масложировая 100,0 90,2 9,8 100,0 88,0 12,0

спиртовая 100,0 100,0 0 100,0 100,0 0

ликероводочная 100,0 92,8 7,2 100,0 92,1 7,9

винодельческая 100,0 57,1 42,9 100,0 51,1 48,9

пивоваренная 100,0 97,8 2,2 100,0 98,6 1,4

производство безалкогольных напитков 100,0 52,1 47,9 100,0 91,5 8,5

дрожжевая 100,0 100,0 0 100,0 100,0 0

плодоовощная 100,0 64,0 36,0 100,0 44,9 55,1

производство пищевых концентратов 100,0 99,4 0,6 100,0 18,4 81,6

прочие производства 100,0 - 100,0 100,0 - 100,0

мясная и молочная 100,0 88,8 11,2 100,0 89,9 10,1

мясная 100,0 81,3 18,7 100,0 83,6 16,4

маслосыродельная и молочная 100,0 91,5 8,5 100,0 92,7 7,3

рыбная 100,0 25,7 74,3 100,0 25,1 74,9

мукомольно-крупяная 100,0 60,5 39,5 100,0 60,3 39,7

РЕГИОНЫ РОССИИ

ТЕМА НОМЕРА Воронежская область

Пищевая промышленность - всего Мукомольно-крупяная Рыбная Мясная и молочная Пищевкусовая 1

1

1

1

1

1 1

1

1

1

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Щ Крупные и средние предприятия П Малые предприятия Рис. 2. Структура производства продукции пищевой промышленности по отраслям

масла - 140,6 тыс. т (на 8,6 тыс. т больше), безалкогольных напитков -3001 тыс. дал (на 1707 тыс. дал больше).

В последние годы увеличилось производство таких мучных кондитерских изделий, как печенье, галеты и крекеры, вафли, торты и пирожные. В общем выпуске сахаристых кондитерских изделий в 2002 г. наибольший удельный вес занимали мягкие конфеты, глазированные шоколадом (31,3 %), и карамель (22,3 %).

В 2002 г. в мясной и молочной промышленности производством занимались 339 предприятий, в том числе в мясной - 229 и в маслосыродельной и молочной - 110 предприятий. Ими произведено продукции на сумму 5696,7 млн руб., индекс физического объема составил 122,7 % к уровню 2001 г., в том числе по крупным и средним предприятиям - на 5120,1 млн руб. (124 %).

В 2002 г. производство мяса соответствовало уровню 1950-х, а колбасных изделий - 1970-х годов. В структуре производства мяса преобладала говядина, удельный вес которой в общем объеме за последние 5 лет колебался от 55 до 61 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выработка колбасных изделий в 2002 г. по сравнению с 1997 г. увеличилась на 5,2 тыс. т, или на 25,1 %, по сравнению с 2001 г. увеличилась на 4,5 тыс. т (на 21,1 %). В общем объеме производства колбасных изделий в 2002 г. большая доля приходилась на вареные колбасы (41,5 %), сосиски и сардельки (26,5 %).

Производство мясных полуфабрикатов в 2002 г. составило 1492 т, что больше, чем в 2001 г., на 202 т, или на 11,9 %, а по сравнению с 1997 г. - на 374 т, или на 33,5 %.

Предприятиями по производству цельномолочной продукции в 2002 г. произведено продукции на 154 тыс. т, что превысило уровень 2001 г. на 43,1

тыс. т, или на 38,8 %, по сравнению с 1997 г. производство увеличилось на 84,6 тыс. т, или в 2,2 раза.

В 2002 г. предприятиями мукомоль-но-крупяной промышленности произведено продукции на сумму 683,6 млн руб., что составило 121 % к уровню 2001 г., в том числе по крупным и средним предприятиям — на 412,4 млн руб. (125,1 %) В последние пять лет объем производства в мукомольно-крупяной промышленности снизился на четверть.

На рис. 2 показана сравнительная структура производства продукции пищевой промышленности крупными, средними и малыми предприятиями. Наибольший удельный вес произведенной продукции приходится на крупные и средние предприятия (в рыбной отрасли промышленности около 75 % продукции производится малыми предприятиями).

Следует отметить, что производственно-техническая база пищевой промышленности устарела. Полная стоимость фондов основного вида деятельности по крупным и средним предприятиям пищевой промышленности составила 4953,9 млн руб., остаточная (за вычетом износа) - 2887,5 млн руб., что равнялось соответственно 11,6 и 14,3 % общей стоимости фондов в промышленности области. Износ основных фондов достиг 41,7 % (в целом по промышленности - 52,7 %). На предприятиях макаронной, винодельческой, мясной промышленности основные фонды изношены более чем наполовину.

Остающихся в распоряжении предприятий средств недостаточно для проведения реконструкции и технического перевооружения производства, в результате чего они вынуждены работать в основном на устаревшем оборудовании.

Эксплуатация физически и морально

устаревшей техники требует повышенных материальных и финансовых затрат. Затраты на текущий и капитальный ремонт в 2002 г. составили 7 % от среднегодовой стоимости основных фондов. По сравнению с другими отраслями пищевая промышленность выглядит относительно благополучно: обновление основных фондов за последние пять лет шло достаточно быстро, коэффициент обновления основных фондов в 2001 г. составил 12,7 %, в 2002 г. - 9,2 % (при норме 8-10 %).

Медленно обновлялись основные фонды в хлебопекарной, дрожжевой, мясной, маслосыродельной и молочной, рыбной промышленности (за последние три года коэффициент обновления оставался на уровне 1-8 %).

Состояние основных фондов в значительной степени зависит не только от интенсивности поступления новых, но и выбытия устаревших средств производства. Коэффициент ликвидации основных фондов в 2002 г. по отрасли равнялся 3 % (в 2001 г. - 1,3 %).

Совершенствование технической базы отрасли невозможно без достаточного количества капитальных вложений. В 2002 г. общая сумма инвестиций в пищевую промышленность (без мукомольно-крупяной) составила 665 млн руб. (в 2001 г. - 502 млн руб.). Однако в процентном отношении по сравнению с предыдущим годом наблюдалось снижение доли инвестиций в эту отрасль в общем объеме вложений, направленных в экономику области, с 6 до 5,4 %. В то же время в первом полугодии 2003 г. объем инвестиций в пищевую промышленность возрос и составил 471,7 млн руб. (10,7 % от объема инвестиций в экономику области и 34 % от объема инвестиций в промышленность). Отрасль практически не получала бюджетной поддержки. Основная доля инвестиций во всех подотраслях пищевой промышленности приходилась на собственные средства (от 50 до 99 %). Привлеченные средства составили значительную величину в сахарной, мясной, маслодельной и молочной промышленности.

Неблагополучным состоянием основных фондов в значительной степени объясняется уменьшение производственных мощностей по выпуску многих видов продукции. По сравнению с предыдущим годом уменьшились мощности, действовавшие в 2002 г., по таким видам продукции, как плодоовощные консервы (на 43,2 муб), хлебобулочные и макаронные изделия (соответственно на 10,6 и 1,9 тыс. т), минеральные воды (на 3137,1 тыс. полулитров), сухое обезжиренное молоко (на 1 тыс. т). Но и имеющиеся производственные мощности

на многих предприятиях использовались крайне неэффективно.

В истекшем году предприятия пищевой отрасли использовали в среднем лишь около 35 % производственных мощностей по выпуску важнейших видов продукции. На 6,5 % использовались мощности по производству копченой, сушено-вяленой рыбы; на 10-21 % - майонеза, минеральных вод, мяса, безалкогольных напитков, крупы, животного масла.

Из-за неполного использования производственных мощностей недополучено 112 тыс. т мяса, 7 тыс. т колбасных изделий, 228 тыс. т цельномолочной продукции, 178 тыс. т растительного и 28 тыс. т животного масла, 29 тыс. т маргариновой продукции, 241 тыс. т муки, 151 тыс. т крупы, 140 тыс. т хлебобулочных, 21 тыс. т кондитерских и 5 тыс. т макаронных изделий, 29 муб плодоовощных консервов и много другой продукции.

Недогрузка производственных мощностей в пищевой промышленности объясняется высоким потребительским спросом на продукцию внутри России и за рубежом, недостатком сельскохозяйственного сырья, жесткой конкуренцией, недостаточным развитием инфраструктуры для сбыта продукции. Прослеживалась тревожная тенденция перехода предприятий от производства к перепродаже сырья в другие регионы страны. Эта деятельность становится более выгодной для предприятий, промышленные фирмы путем искусственного банкротства преобразуются в торговые компании, что несет реальный ущерб производственной сфере.

К унаследованным от социалистического периода функциональным проблемам предприятий добавились новые - снижение качества, комплексности и целенаправленности управления, преобладание краткосрочных целей в ущерб продолжению развития и, как следствие, торможение воспроизводственных процессов на предприятиях, рост социального напряжения между управляющими, работниками и собственниками, потеря квалификации кадров, распад трудовых коллективов. В пищевой промышленности, ориентированной на производство потребительских товаров, изменение цен производителей в большей степени, чем в других отраслях, определялось динамикой цен на потребительском рынке и платежеспособным спросом населения. В последние годы продукция этой отрасли также испытывала рыночное давление товаров, как импортного производства, так и завезенных из других регионов страны. В сложившихся условиях

производители области, чтобы обеспечить сбыт продукции, в отдельных случаях вынуждены были устанавливать цены, не покрывающие издержки производства.

Тенденция снижения темпов роста цен в пищевой промышленности, наблюдавшаяся с 2000 г., сохранилась и в 2002 г. Темп прироста цен в декабре 2002 г. по сравнению с декабрем предыдущего года составил 8,7 % (в промышленности в целом - 12,8 %) и снизился по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 9,6 %.

За последние пять лет на перерабатывающих предприятиях сельскохозяйственных производителей снизились объемы производства мяса, колбасных изделий, цельномолочной продукции, растительного и животного масла, муки, крупы и некоторых других видов продукции.

Финансовое положение малых предприятий пищевой промышленности остается сложным. В 2002 г. сальдированный финансовый результат (разница между прибылью и убытком) в пищевой промышленности составил 390 млн руб. При этом убыточность пищевой промышленности (отношение убытков убыточно работающих к прибыли прибыльно работающих предприятий) на 1 января 2003 г. составила 47,1 %. Убыточными оставались более трети предприятий, сумма убытка достигла 347,4 млн руб. Наибольший удельный вес убыточных предприятий отмечен в рыбной (100 %), спиртовой, мукомольно-крупяной (66,7 %), сахарной (64,З %), кондитерской, плодоовощной (50 %) отраслях. По-прежнему остается острой проблема неплатежей.

Затраты на 1 руб. продукции в пищевой промышленности в 2002 г. составили 91,1 коп. (по промышленности в целом - 87,2 коп.). Рентабельность производства на 5 % была ниже ее значения в целом по промышленности и составила 9,7 %. Вместе с тем в кондитерской, макаронной, масложиро-вой промышленности ее уровень не превышал 4 %, а рыбная, дрожжевая, плодоовощная отрасли, а также производство пищевых концентратов были убыточными.

Численность работников промышленности в целом в последние годы неуклонно снижалась, за период с 1997 по 2002 гг. она сократилась на 5,7 тыс. чел. В пищевой промышленности наблюдались противоречивые тенденции: в 1998 и 2001 гг., отмечалось уменьшение численности работников по сравнению с предыдущим годом, но тем не менее в целом за пять лет численность работающих возросла на 6,3 тыс. чел. (на 17,5 %).

Численность работающих наиболее заметно увеличилась в масложиро-вой (на 2735 чел., или на 58 %), му-комольно-крупяной (на 2103 чел., или на 81,2 %), хлебопекарной (на 1875 чел., или на 30,4 %), ликерово-дочной (на 735 чел., или в 2,9 раза), кондитерской (на 728 чел., или на

28.1 %), винодельческой (на 493 чел., или в 6,5 раза) промышленности. Доля работников пищевой промышленности в численности промышлен-но-производственного персонала области возросла с 16,7 % в 1997 г. до

20.2 % в 2002 г.

Уровень оплаты труда работников пищевой промышленности невысок. Среднемесячная заработная плата в 2002 г. составила 2525 руб. (что ниже среднеобластного уровня на 2 % и ниже среднего уровня по промышленности на 14 %). Исключение составляет оплата труда работников пивоваренной (5306 руб.), дрожжевой (4681 руб.), винодельческой (3289 руб.), лике-роводочной (3269 руб.) промышленности.

По сравнению с 2001 г. начисленная заработная плата работников пищевой промышленности возросла на 30 %, в реальном исчислении ее рост не превышал 13 %.

Следует сказать и об индивидуальных предпринимателях, которые вносят посильный вклад в производство продовольственных товаров. В 2002 г. ими было произведено 1206,5 т хлебобулочных, 341 т кондитерских и 94 т колбасных изделий, 112 т муки, 58 т растительного масла, 1,5 т мясных полуфабрикатов.

Резюмируя вышеприведенный анализ отраслевого развития малого бизнеса пищевой промышленности Воронежской области, следует отметить, что одним из важнейших направлений совершенствования пищевой промышленности в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию могло бы стать

развитие малых предприятий различных форм собственности. Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима высокая эффективность экономики. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создается атмосфера конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), формируются та среда и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика.

9-12 июня 2004

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЯРМАРКА

\7

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВИН, ЛИКЕРОВОДОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ, ТЕХНОЛОГИИ, СЫРЬЯ И ОБОРУДОВАНИЯ

ДЕГУСТАЦИОННЫЙ КОНКУРС ВИН и ЛИКЕРОВОДОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

информационная

Лищевдя **

ГТРОМЫ ШЯЕН ностъ

+7 1812) 590(1486, 5901377 drinks® mailJenejipo.ru www.lenexpo.ru

6-.: МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ФОРУМ [|(3[3[jJ

мша mm ш

PEHIil.illllllli ШГШ1-ШП "ЙНЖЕТПШШО 0DU1DV1" "ИЖЕЗ^Ш

PDCEKR-НИЖНИМ ШШРИД'ШО "КНЖЕГОРQДСКЛП ШИРМ"

Ы П П К А Ш( t IС С

ЩШВЩ lllIFPt

мая 2004 года

Факс: (8312) 77-55-68, 77-56-65 e-mail: alla@yarmarka.ru h^tt / .^armar^a. ш

I i 11 I I i •

603086, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.