Научная статья на тему 'Отраслевая структура среднего бизнеса России'

Отраслевая структура среднего бизнеса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНЦИЯ / МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИКА / ОТРАСЛЬ / ВЫРУЧКА / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / МЕНЕДЖМЕНТ / MEDIUM-SIZED BUSINESSES / COMPETITION / MARKETING / ECONOMICS / INDUSTRY / REVENUE / CLUSTER ANALYSIS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зильберштейн Олег Борухович, Шкляр Татьяна Львовна, Невструев Константин Витальевич

Современная конкурентная среда диктует свои законы, где крупному бизнесу сложно проявить необходимую гибкость. Гораздо проще предприятиям среднего и малого бизнеса. Авторы данной статьи проанализировали динамику роста предприятий среднего и малого бизнеса по отраслям и федеральным округам. Выявили структуру предприятий по видам экономической деятельности; рассмотрели выручку по отраслям. Также рассчитали: показатели центра распределения и показатели вариации. На основе проведенного анализа, авторы продемонстрировали, какие отрасли активно развиваются, а какие стагнируют. Разработали карту среднего бизнеса, которая позволяет сгруппировать отрасли по различным сегментам, что в свою очередь может служить основанием для принятия макроэкономических, инвестиционных и управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sectoral structure of medium-sized business in Russia

Modern competitive environment dictates its own laws, where big business is difficult to show the necessary flexibility. It is much easier to medium-sized and small businesses. The authors of this article have analyzed the dynamics of the growth of small and medium businesses by industry and federal districts. Revealed the structure of enterprises by economic activity; revenues considered by industry. Also calculated: average performance and variation. Based on this analysis, the authors demonstrate how the industry is actively developing, and which are stagnating. Developed map medium-sized businesses, which allows to group different industry segments, which in turn can serve as a basis for the adoption of macroeconomic, investment and management decisions.

Текст научной работы на тему «Отраслевая структура среднего бизнеса России»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-2.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/22EVN217.pdf

Статья опубликована 06.04.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Зильберштейн О.Б., Шкляр Т.Л., Невструев К.В. Отраслевая структура среднего бизнеса России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/22EVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 332.122.62

Зильберштейн Олег Борухович

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Россия, Москва1

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: obz81@yandex.ru

Шкляр Татьяна Львовна

НОУ «Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС» (Институт), Россия, Москва

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: tlb@mail.ru

Невструев Константин Витальевич

НОУ «Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС» (Институт), Россия, Москва

Аспирант кафедры «Менеджмента» E-mail: knevstruev@mail.ru

Отраслевая структура среднего бизнеса России

Аннотация. Современная конкурентная среда диктует свои законы, где крупному бизнесу сложно проявить необходимую гибкость. Гораздо проще предприятиям среднего и малого бизнеса.

Авторы данной статьи проанализировали динамику роста предприятий среднего и малого бизнеса по отраслям и федеральным округам. Выявили структуру предприятий по видам экономической деятельности; рассмотрели выручку по отраслям. Также рассчитали: показатели центра распределения и показатели вариации.

На основе проведенного анализа, авторы продемонстрировали, какие отрасли активно развиваются, а какие стагнируют.

Разработали карту среднего бизнеса, которая позволяет сгруппировать отрасли по различным сегментам, что в свою очередь может служить основанием для принятия макроэкономических, инвестиционных и управленческих решений.

Ключевые слова: средний бизнес; конкуренция; маркетинг; экономика; отрасль; выручка; кластерный анализ; менеджмент

1 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69 Страница 1 из 15

Введение

В современной экономической теории и практике предприятия, в зависимости от их размера, классифицированы на 3 группы: малые, средние и крупные. Традиционно принято уделять существенное внимание малым и средним предприятиям (МСП). В отечественном законодательстве даётся следующее определение средним и малым предприятиям: «субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ... Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям»2.

Такая классификация обусловлена многими причинами. Основной, из которых, является формирование благоприятных условий для создания новых и развития существующих предприятий малого и среднего бизнеса. Отмечается, что каждая из этих трёх групп обладает своей уникальной спецификой в части внутренних элементов систем управления и государственного регулирования [5].

Можно с уверенностью говорить, что в современных экономических условиях предприятия среднего бизнеса выполняют две основные функции: во-первых, в экономическом аспекте, средний бизнес оказывает существенное влияние на укрепление и развитие конкурентной среды, усиливает интеграционные связи внутри отраслей и между ними; во-вторых, в социальном аспекте, средний бизнес сокращает проблему занятости, предоставляя все новые рабочие места, так и обеспечивает укрепление среднего класса.

В экономике развитых стран на долю среднего и малого бизнеса приходится от трети до половины внутреннего валового продукта и от двадцати пяти до семидесяти процентов рабочих мест [2]. Также, средний бизнес выступает в роли локомотива диверсификации экономики страны, и способствует росту её конкурентоспособности.

Важная роль среднего бизнеса определяется ещё и тем, что, с одной стороны, можно констатировать приоритет массового производства крупными предприятиями стандартизированных товаров, но с другой стороны существует тенденция, связанная с запросом массового потребителя на кастомизацию3 товаров и услуг. Именно эту нишу стараются занять предприятия среднего и малого бизнеса. Хлюстов В.И. отмечает следующее: «последней четверти XX века крупное производство стало терять многие свои преимущества: с политикой массового производства стала успешно соперничать возможность производить больший набор различных товаров дешево и небольшими партиями, что успешно делают мелкие и средние предприятия» [6].

Таким образом, кроме нормативных критериев, важной отличительной особенность отечественного среднего бизнеса является его ориентация на относительно узкие рыночные ниши, а также на локальные рынки. С одной стороны, такая специфика, фактически маркетинговая, обусловлена ограниченностью финансовых ресурсов предприятий среднего бизнеса. С другой стороны, это вопрос компетентности и сознания собственников и менеджеров предприятий среднего бизнеса, а также возможность заполнения свободных ниш. Ибрагимова Г.И. в связи с этим отмечает: «Развитие малых и средних предприятий в

2 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193148&fld=134&dst=100010,0&rnd=0.927271 1586849587#0.

3 Кастомизация подразумевает под собой производство товаров или услуг, направленных на удовлетворение нужд узкого сегмента покупателей, группы или касты.

промышленности - пересечение интересов субъектов государственной власти, представителей крупного бизнеса, граждан» [3].

Конкретные значения критериев отнесения бизнеса к той или иной группе регулярно пересматривается определенными ведомствами и министерствами соответствующих стран. В нашей стране, в настоящее время, действуют критерии, выделения средних предприятий, установленные: Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.08.2016)4 и Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»5, Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»6 от 28.09.2010 N 244-ФЗ (последняя редакция), Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 N 1459-р (ред. от 15.10.2016) «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности»7, Постановление Правительства РФ от 08.12.2014 N 1335 (ред. от 19.04.2016) «Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»8. Кроме количественных критериев (доля в уставном капитале предприятия третьих лиц, придельное значение среднесписочной численности и значение дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год) применяются и качественные критерии (инновационность самого предприятия или его собственников). По показателю выручки «к микропредприятиям относятся организации с выручкой до 120 млн рублей (было 60 млн рублей), к малому бизнесу - с выручкой до 800 млн рублей (было 400 млн рублей), к среднему - до 2 млрд рублей (было до 1 млрд рублей)»9. По показателю среднесписочной численности: 15 и менее сотрудников - микропредприятия; от 16 до 100 сотрудников малое предприятие; от 101 до 250 - среднее предприятие.

4 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193148&fld=134&dst=100010,0&rnd=0.927271 1586849587#0.

5 Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=196415&div=LAW&dst=100005%2C0&rnd=0.6 232578630188742#0.

6 Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 N 244-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 105168/.

7 Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 N 1459-р (ред. от 15.10.2016) «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности» URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 183710/#dst100006.

8 Постановление Правительства РФ от 08.12.2014 N 1335 (ред. от 19.04.2016) "Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", для целей статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 172068/#dst100008.

9 Росстат зафиксировал сокращение малых предприятий на 70 тыс. URL: http://izvestia.ru/news/636167#ixzz4YsbZ0tpg.

Вместе с тем, отмечается, что: «Основными недостатками количественных подходов является отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его измерения, и в связи с этим трудности их использования для сравнительного анализа» [5].

Структура среднего бизнеса в России

Переходя непосредственно к рассмотрению структуры среднего бизнеса России необходимо отметить, что по данным Росстата10 в России на 2015 год зарегистрировано 2241659 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них, осуществляет деятельность 1467476 субъектов, в том числе 18839 предприятия среднего бизнеса (всего зарегистрировано 19300). По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) количество средних предприятий в 2015 году составило 15492, а по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы составило - 19980 (20352 включая ИП) на 01.08.2016 и 20534 (20935 включая ИП) предприятий на 10.02.201711. Для сравнения, в 2010 году действующих приятий среднего бизнеса было 2517012. При этом количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на 1.10.2016 г. составило 3776393 человек13 или 299941114.

Рисунок 1 отражает динамику количества средних предприятий в России по федеральным округам и крупнейшим мегаполисам за 2013 - 2016 годы.

10 Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/prom/splosh.html.

11 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы. Статистика. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html.

12 Малый и средний бизнес в России в цифрах. Инфографика подготовлена по данным Росстата. Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год. URL: http://www.gks.ru/publish/prezent/infograf/mal bisnes rus.pdf.

13 Количество индивидуальных предпринимателей по данным государственной регистрации. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/42962.do.

14 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы. Статистика. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html.

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500

2013 год 2014 год 2015 год

2016 год

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ (с 2010 года)

Северо-Кавказский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

■Крымский федеральный округ Москва

Санкт-Петербург

0

Рисунок 1. Динамика количества предприятий среднего бизнеса России по федеральным округам и крупнейшим мегаполисам за 2013 - 2016 гг.15

Из данных представленных на рисунке видно, что наибольшее количество предприятий среднего бизнеса сконцентрированы в Центральном федеральном округе, а наименьшее количество предприятий среднего бизнеса размещено в Крымском и Северо-Кавказском федеральных округах16.

Ниже приведена структура среднего, малого и микро бизнеса по количеству предприятий за 2015 год в графической форме.

15 Составлено авторами по Количество средних предприятий (включая территориально-обособленные подразделения) по 2016 г. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31156.

16 Авторы с сожалением отмечают тот факт, что статистические данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы, Росстата и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в части количества предприятий среднего бизнеса за 2015 год, могут существенно различаться. По данным ЕМИСС количество средних предприятий в России в 2015 составило 15492 предприятий, а по данным Росстата - 18839.

Рисунок 2. Структура среднего, малого и микро бизнеса России за 2015 год

(количество предприятий)11

Из предыдущего рисунка видно, что удельный вес среднего бизнеса составляет около одного процента от общего числа предприятий среднего и малого бизнеса. Наибольший удельный вес составляют микро предприятия. Однако всего в Росси зарегистрировано 5043,6 тыс. предприятий, из них государственных и муниципальных - 322,7 тыс., частных - 4311,8 тыс., смешанной формы собственности - 31,6 тыс.18 Таким образом, удельный вес всех предприятий микро, малого и среднего бизнеса в общей численности частных предприятий составляет 51,21%, а предприятий среднего бизнеса - только 0,43%.

Структура среднего бизнеса России в соответствии с ОКВЭД представлена на следующем рисунке.

17 Здесь и далее, если не указано иное, для построения графиков и таблиц использованы данные: Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/prom/splosh.html.

18 Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. / Росстат- M., 2016. - 543 с. С. 198. URL: http://www.gks.ru/free doc/doc 2016/rusfig/rus16.pdf.

Рисунок 3. Структура среднего бизнеса России по видам экономической деятельности

за 2015 год (количество предприятий)

Наибольшее количество из всех средних предприятий заняты оптовой и розничной торговлей, а также ремонтом транспортных средств и бытовых предметов, всего 5554 предприятий или 29,48% от общего числа. В связи с этим Аль-Саббаг и Карлик указывают на то, что: «В большинстве стран МСП сконцентрированы в торговом секторе, который включает розничную и оптовую торговлю и сферу услуг, что вызвано низким уровнем капитальных вложений, ограниченным профессиональным требованием и простотой их регистрации» [1]. Далее обрабатывающие производства - 4340 предприятий или 23,04%. На третьем месте предприятия строительного комплекса - 2274 предприятия или 12,07%. Четвертая группа -сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство- 2104 предприятия или 11,17%. Пятые - операции с недвижимым имуществом 2026 предприятий или 10,75%. Следует отметить, что остальные группы предприятий по классификатору видов экономической деятельности, существенно меньше первой пятерки (в два и более раза, так, например, количество предприятий среднего бизнеса в образовании - 2).

Средний бизнес по отраслям в зависимости от совокупной выручки

Далее рассмотрим структуру среднего бизнеса в отраслевом разрезе по объёму выручки (графическая интерпретация представлена на рисунке 4). Наибольший объем совокупной прибыли генерируют предприятия организации оптовой и розничная торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, что составляет 5201412,336 млн. руб. Второй группой по размеру совокупной прибыли

являются предприятия обрабатывающего производства, которые в общей сложности получили выручку в размере 1932695,169 млн. руб. Далее, предприятия сферы строительства, в данном случае совокупная прибыль составила 1169956,225 млн. руб. За ними следуют предприятия и организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, занимающиеся арендой и предоставлением услуг - 708564,7043 млн. руб. Предприятия среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в области сельского

Рисунок 4. Структура среднего бизнеса в отраслевом разрезе по объёму выручки (млн. руб.) за 2015 год

хозяйства, охоты и лесного хозяйства, совокупно получили выручку в размере 425329,1197 млн. руб. Выручка средних предприятий транспорта и связи в 2015 году суммарно составила 371701,3563 млн. руб. Все средние предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых получили совокупную выручку в размере 139979,9028 млн. руб. Предприятия среднего бизнеса, занятые производством и распределением электроэнергии, газа и воды совокупно выручили 114952,1559 млн. руб. Средние предприятия финансового сектора получили суммарную выручку в размере 107672,7611 млн. руб. Предприятия среднего бизнеса отрасли рыболовства, рыбоводства получили совокупную выручку в размере 79524,2945 млн. руб. Предприятия среднего бизнеса, предоставляющие прочие коммунальные, социальные и персональные услуги, совокупно выручили 42136,0036 млн. руб. Средние предприятия сферы

здравоохранения и предоставления социальных услуг получили суммарную выручку в размере 41326,5703 млн. руб. По предприятиям гостиничного и ресторанного бизнеса данные о выручке Росстатом не предоставлены, как и по образовательным учреждениям среднего бизнеса.

Проведём группировку статистических данных о суммарной отраслевой выручки предприятий среднего бизнеса России за 2015 год (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели для расчёта группировки статистических данных о суммарной отраслевой выручки предприятий среднего бизнеса России за 2015 год19

Xi Кол-во, й Xi * fi Накопленная частота, 8 |x - Хср|*Й (x - Хср)2*Й Частота, fi/f

41326.5703 1 41326.57 1 819944.313 672308676270.71 0.0833

42136.0036 1 42136.004 2 819134.88 670981950990.95 0.0833

79524.2945 1 79524.295 3 781746.589 611127728957.11 0.0833

107672.7611 1 107672.761 4 753598.122 567910129645.2 0.0833

114952.1559 1 114952.156 5 746318.727 556991642731.13 0.0833

139979.9028 1 139979.903 6 721290.98 520260678418.41 0.0833

371701.3563 1 371701.356 7 489569.527 239678321677.25 0.0833

425329.1197 1 425329.12 8 435941.764 190045221170.75 0.0833

708564.7043 1 708564.704 9 152706.179 23319177076.783 0.0833

1169956.225 1 1169956.225 10 308685.342 95286640237.04 0.0833

1932695.169 1 1932695.169 11 1071424.286 1147950000184.3 0.0833

5201412.336 1 5201412.336 12 4340141.453 18836827830241 0.0833

Итого 12 10335250.599 11440502.161 24132687997600 1

Для оценки ряда распределения найдем следующие показатели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Показатели центра распределения.

1.1. Средняя взвешенная (выборочная средняя)

— Ух1 • й 10335250.5985 х = =-^-= 861270.88

1.2. Мода отсутствует (имеются несколько показателей с одинаковым значением).

1.3. Медиана. Находим х;, при котором накопленная частота S будет больше ££/2 = 7. Это значение х; = 425329.1197. Таким образом, медиана равна 425329.1197.

1.4. Квартили. Находим х;, при котором накопленная частота S будет больше ££/4 = 3. Это значение х; = 107672.7611. Таким образом, первый квартиль равен 107672.7611. То есть, 25% единиц совокупности будут меньше по величине 107672.7611. Q2 совпадает с медианой, 02 = 425329.1197. Находим х;, при котором накопленная частота S будет больше = 9. Это значение х; = 1169956.225. Таким образом, третий квартиль равен 1169956.225.

2. Показатели вариации.

2.1. Абсолютные показатели вариации.

2.1.1. Размах вариации - разность между максимальным и минимальным значениями признака первичного ряда.

' Расчёт выполнен с помощью сервиса http ://math. semestr. ru.

Я = Хтах - Хтт = 5201412.336 - 41326.5703 = 5160085.7657

2.1.2. Среднее линейное отклонение - вычисляют для того, чтобы учесть различия всех единиц исследуемой совокупности.

11х; -х 1 • Ц 11440502.16 ё =-^-=-^-= 953375.18

Каждое значение ряда отличается от другого в среднем на 953375.18.

2.1.3. Дисперсия - характеризует меру разброса около ее среднего значения (мера рассеивания, т.е. отклонения от среднего).

Нх; -х)2 Ц 24132687997600 Б =-^-=-^-= 2011057333133.3

2.1.4. Несмещенная оценка дисперсии - состоятельная оценка дисперсии (исправленная дисперсия).

Кх; -х)2 24132687997600 Б2 =-^^- =-^-= 2193880727054.6

2.1.5. Среднее квадратическое отклонение.

о = л/Б = У2011057333133.3 = 1418117.53

Каждое значение ряда отличается от среднего значения 861270.88 в среднем на 1418117.53.

2.1.6. Оценка среднеквадратического отклонения.

б = л/Б2 = ^2193880727054.6 = 1481175.45

2.2. Относительные показатели вариации, к ним относят: коэффициент осцилляции, линейный коэффициент вариации, относительное линейное отклонение.

2.2.1. Коэффициент вариации - мера относительного разброса значений совокупности: показывает, какую долю среднего значения этой величины составляет ее средний разброс.

о 1418117.53

У = = = 861270.88 100% = 16465%

х

Поскольку у>70%, то совокупность приближается к грани неоднородности, а вариация сильная.

Коэффициент вариации значительно больше 33%. Следовательно, рассмотренная совокупность неоднородна и средняя для неё недостаточна типична. В таком случае при практических исследованиях различными статистическими приёмами приводят совокупность к однородному виду.

Построим итоговую таблицу, в которой представим количество предприятий среднего бизнеса по отраслям, совокупную выручку предприятия в отраслевом разрезе за 2010 и 2015 годы, темпы роста выручки предприятий среднего бизнеса в отраслевом разрезе, среднеотраслевую выручку предприятий среднего бизнеса России.

Таблица 2

Выручка на одно предприятие по видам экономической деятельности 2015 год

№ п/п Отрасли экономики по ОКВЭД Количество предприятий в отрасли Выручка всех предприятий за 2015 год, млн. руб. Выручка всех предприятий за 2010 год, млн. руб. Темпы роста выручки Выручка на одно предприятие в 2015 году, млн. руб.

1 Раздел A сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2104 425329,1 251569,1 1,690705 202,1526

2 Раздел B рыболовство, рыбоводство 87 79524,29 27304,1 2,91254 914,0724

3 Раздел C добыча полезных ископаемых 275 139979,9 80506,8 1,738734 509,0178

4 Раздел D обрабатывающие производства 4340 1932695 1163503 1,661101 445,3215

5 Раздел E производство и распределение электроэнергии, газа и воды 391 114952,2 75646,8 1,51959 293,9953

6 Раздел F строительство 2274 1169956 823573,5 1,420585 514,4926

Раздел G оптовая и розничная

торговля; ремонт

7 автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 5554 5201412 4029363 1,290877 936,5164

8 Раздел H гостиницы и рестораны 164 н.д. 36130,3 н.д. 215,4222

9 Раздел I транспорт и связь 920 371701,4 232204,9 1,600747 404,0232

10 Раздел J финансовая деятельность 313 107672,8 128627,1 0,837092 344,0024

11 Раздел K операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2026 708564,7 504412,6 1,404732 349,7358

12 Раздел M образование 2 н.д. н.д. н.д. н.д.

13 Раздел N здравоохранение и предоставление социальных услуг 215 41326,57 16819,5 2,457063 192,2166

Раздел O предоставление

14 прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 174 42136 44605,4 0,944639 242,1609

Коэффициент корреляции между выручкой на одно предприятие и количеством предприятий по видам экономической деятельности составляет 0,474600652. Такое значение коэффициента корреляции между данными показателями говорит о наличии умеренной связи между ними. Это не говорит о взаимном влиянии показателей, но указывает на отсутствие связи между средним размером выручки и количеством предприятий в отрасли.

Графически карта среднего бизнеса в отраслевом разрезе по выручке представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Карта среднего бизнеса России в отраслевом разрезе за 2015 год

Страница 12 из 15

http://naukovedenie.ru 22БУ№17

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (март - апрель 2017)

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

"На рисунке 5, значения по горизонтальной оси «Темп роста отрасли» рассчитывались как отношение суммарной выручки всех предприятий отрасли в 2015 году к суммарной выручки отрасли в 2010 году", и значения по вертикальной оси «Количество предприятий в отрасли» соответствуют количеству предприятий в отрасли в 2015 году. Размер круга, обозначающего положение каждой отрасли на карте, соответствует среднеотраслевой прибыли. Исходя из рисунка, можно наглядно определить отрасли, в которых средний бизнес:

• стагнирует (например, финансовая деятельность, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг);

• умерено растёт в среднеконкурентной среде (например, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования);

• быстро растёт в среднеконкурентной среде (сельское хозяйство, обрабатывающие производства);

• быстро растёт в низкоконкурентной среде (транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, производство, распределение электроэнергии, газа, воды);

• очень быстро растёт в низкоконкурентной среде (здравоохранение и социальные услуги, рыболовство и рыбоводство).

Проведённый нами кластерный анализ позволил сформировать следующие кластеры в отраслевой структуре среднего бизнеса:

• сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; строительство; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

• рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; гостиницы и рестораны; финансовая деятельность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных и персональных услуг;

• обрабатывающие производства;

• оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

• транспорт и связь.

Заключение

Таким образом, подводя итог изложенному материалу можно сделать следующие выводы. Средний бизнес в России представляет собой совершенно незначительную долю от общего числа предприятий. Хотя, в целом, организации среднего и малого бизнеса в российские экономики составляют около половины от общего количества предприятий. Распределение предприятий среднего бизнеса по федеральным округам неравномерно. Отраслевая структура предприятий среднего бизнеса показывает серьёзное преобладание в нем организаций оптовой и розничной торговли, а также фирм по ремонту транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Такое преобладание присутствует и при оценке структуры среднего бизнеса по количеству предприятий в отраслях, и при оценке по объёму выручки. Статистический анализ суммарной выручки по отраслям показал, что анализируемый ряд

данных находятся на грани неоднородности, и присутствует сильная вариация. Коэффициент вариации значительно превышает 33%. Таким образом, средний бизнес в отраслевом разрезе неоднороден и средняя выручка для предприятий среднего бизнеса недостаточна типична. В связи с этим, в дальнейшем при проведении исследований, следует приводить совокупность к однородному виду. Рассчитанный нами коэффициент корреляции между выручкой на одно предприятие и количеством предприятий по видам экономической деятельности достаточно близок к такому значению, которое говорит об отсутствии связи. Разработанная нами карта среднего бизнеса позволяет сгруппировать отрасли по различным сегментам, что в свою очередь может служить основанием для принятия макроэкономических, инвестиционных и управленческих решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аль-Саббаг Нур Файез Саид, Карлик Александр Евсеевич. Малый и средний бизнес в системе промышленного производства // Вопросы экономики и права. 2016. №3. С. 90.

2. Дронова Анастасия Сергеевна Проблема формирования инновационной структуры малого и среднего бизнеса России // Вестник ТГЭУ. 2014. №2 (70). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-innovatsionnoy-struktury-malogo-i-srednego-biznesa-rossii (дата обращения: 16.02.2017).

3. Ибрагимова Гульсия Индусовна Структура малого бизнеса в промышленности современной российской экономики и возможные варианты его развития // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2013. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-malogo-biznesa-v-promyshlennosti-sovremennoy-rossiyskoy-ekonomiki-i-vozmozhnye-varianty-ego-razvitiya (дата обращения: 16.02.2017).

4. Кадочникова Ирина Юрьевна. Стратегия формирования среднего бизнеса в современном российском обществе: 22.00.03 Кадочникова, Ирина Юрьевна Стратегия формирования среднего бизнеса в современном российском обществе (Региональный аспект): Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.03 Тюмень, 2006. 182 с. РГБ ОД, 61:06-22/381.

5. Попова Александра Олеговна. Формы и методы финансово-кредитной поддержки среднего бизнеса в Российской Федерации: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Попова Александра Олеговна; [Место защиты: С-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2009. - 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-8/3281. C. 10-12.

6. Хлюстов Вячеслав Игоревич. Стратегия развития промышленных предприятий среднего бизнеса: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2002. 157 с. РГБ ОД, 61:03-8/895-8.

Zilberstein Oleg Borukhovich

The Russian university of Justice, Russia, Moscow E-mail: obz81@yandex.ru

Shklyar Tatyana L'vovna

Moscow international higher business school MIRBIS, Russia, Moscow

E-mail: tlb@mail.ru

Nevstruev Konstantin Vital'evich

Moscow international higher business school MIRBIS, Russia, Moscow

E-mail: knevstruev@mail.ru

Sectoral structure of medium-sized business in Russia

Abstract. Modern competitive environment dictates its own laws, where big business is difficult to show the necessary flexibility. It is much easier to medium-sized and small businesses.

The authors of this article have analyzed the dynamics of the growth of small and medium businesses by industry and federal districts. Revealed the structure of enterprises by economic activity; revenues considered by industry. Also calculated: average performance and variation.

Based on this analysis, the authors demonstrate how the industry is actively developing, and which are stagnating.

Developed map medium-sized businesses, which allows to group different industry segments, which in turn can serve as a basis for the adoption of macroeconomic, investment and management decisions.

Keywords: medium-sized businesses; competition; marketing; economics; industry; revenue; cluster analysis; management

REFERENCES

1. Al'-Sabbag Nur Fajez Said, Karlik Aleksandr Evseevich. Small and medium business in the system of industrial production // problems of Economics and law. 2016. No. 3. P. 90.

2. Dronova Anastasiya Sergeevna The Problem of formation of innovative structure of small and medium business in Russia // Vestnik of tgeu. 2014. No. 2 (70). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-innovatsionnoy-struktury-malogo-i-srednego-biznesa-rossii (date accessed: 16.02.2017).

3. Ibragimova Gul'siya Indusovna Structure of small business in the industry of modern Russian economy and its development // Vestnik of Udmurt University. Series "Economics and law". 2013. No. 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7struktura-malogo-biznesa-v-promyshlennosti-sovremennoy-rossiyskoy-ekonomiki-i-vozmozhnye-varianty-ego-razvitiya (date accessed: 16.02.2017).

4. Kadochnikova Irina Yuryevna. Strategy of formation of medium-sized business in the modern Russian society: 22.00.03 Kadochnikov Irina Yuryevna Strategy of forming medium-sized business in the modern Russian society (Regional aspect): Dis. kand. sociology. Sciences: 22.00.03 Tyumen, 2006. 182 p. RSL OD, 61:06-22/381.

5. Popova Aleksandra Olegovna. Forms and methods of financial support of medium business in the Russian Federation: the dissertation ... of candidate of economic Sciences: 08.00.10 / Popova Aleksandra Olegovna; [a protection Place: S.-peterb. state engineer.-economy. Univ]. - Saint Petersburg, 2009. - 172 p.: Il. THE RSL OD, 61 09-8/3281. C. 10-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Khlystov Vyacheslav Igorevich. Development strategy of industrial enterprises of the medium business: Dis. kand. Ekon. Sciences: 08.00.05, Moscow, 2002. 157 p. RSL OD, 61:03-8/895-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.