Научная статья на тему '\ отрасль-аутсайдер \ бетонные аргументы'

\ отрасль-аутсайдер \ бетонные аргументы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ отрасль-аутсайдер \ бетонные аргументы»

\ ОТРАСЛЬ-ЛИДЕР \

Мода на плащи

Анна ТИХОМИРОВА

Лидерами январской статистики стали отечественные предприятия по пошиву плащей, которые выпустили в первом месяце 2011 года 22,6 тыс. единиц продукции.

В январе по сравнению с декабрем 2010 года производители плащей увеличили выпуск продукции на 56%. Если сравнивать показатели год к году (ян-варь-2011 с январем-2010-го), то производство плащей увеличилось на 64,7%. Стоит заметить, что на протяжении двух последних лет именно зимой в легкой промышленности наблюдается подъем, причиной которого является оживление покупательского спроса.

На фоне растущих показателей многие предприятия по выпуску плащей до сих пор работают на физически и морально устаревшем оборудовании. В среднем только в Москве износ мощностей швейной промышленности достигает 40%. Очевидно, что для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий необходимо ускорить процесс модернизации производства. По словам президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, председателя Комитета ТПП по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Бориса Фомина, благодаря снятию в 2008 году госпошлин, а в некоторых случаях и НДС на ввоз текстильного оборудования, не производящегося в России, в 2009 и 2010 годах было заменено 12% оборудования (в 2008 году 4%). Это позволило модернизировать и ускорить темпы выпуска отечественной продукции.

КРУПНЕИШИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПЛАЩЕЙ (ВКЛЮЧАЯ НАКИДКИ)

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

ЗАО «Новозыбковская швейная фабрика» (Брянская обл.)

ООО «Швейная фирма «Космос» (г. Москва)

ЗАО ПКФ «ЭЛЕГАНТ» (Ростовская обл.)

Владимирский цех ООО «Детская одежда»

ЗАО «Балтийская линия» (Калининградская обл.)

ОАО «ПП «Швейник» (Республика Татарстан)

ООО «Юниор-Стиль» (Московская обл.)

ОАО «Фирма «Восход» (г. Смоленск)

ОАО «Мастерская швейная фабрика» (Владимирская обл.) Всего

КОЛИЧЕСТВО

ПЛАЩЕЙ В 2009 ГОДУ, ТЫС. ШТ.

22,7 7,1 6,8 6 I

6

4.5

3.6 2,5

1.7 188,2

КОЛИЧЕСТВО

ПЛАЩЕЙ В 2008 ГОДУ, ТЫС. ШТ.

6.7

5 I

10.4 8,1 2,6

5.8 7,5

11.5 0,3

261,6

ИЗМЕНЕНИЕМ

338,8 142 65,4 74,1 230,8

77.6 48

21.7 566,7

71,9

Работе предприятиям легкой промышленности иногда мешают и другие проблемы. Так, ЗАО «Балтийская линия» в конце 2010 года получило уведомление об освобождении занимаемых площадей в имущественном комплексе, находящемся в федеральной собственности. Договор аренды имущества заканчивался 31 декабря 2010 года. Однако губернатор Калининградской области Николай Цуканов по просьбе коллектива фабрики обратился к Владимиру Путину. После этого было подписано поручение о подготовке отдельного акта Правительства России о продлении действующего договора аренды имущественного комплекса фабрики на 25 лет.

Еще одна головная боль у производителей — качество и стоимость тканей. Грубые, плохо окрашенные, мнущиеся ткани снижают привлекательность одежды. С другой стороны, если производитель использует ткани хорошего качества, то конечная стоимость одежды резко возрастает, что значительно снижает ее доступность для массового российского покупателя. В связи с этим важнейшей проблемой российских швейников является чрезмерно высокая себестоимость производства при использовании качественных тканей и других материалов. Потребности швейной промышленности за счет отечественного производства удовлетворяются (по информации Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности за 2008 год) по хлопчатобумажным тканям — на 85%, шерстяным — на 78%, шелковым — на 10%.

За последние три года объем продаж швейных изделий на внутреннем рынке увеличился на 235,3 млрд руб. (до 693 млрд.), в том числе за счет роста объемов производства — на 45 млрд, импорта — на 90,3 млрд руб. При этом доля отечественных товаров в ресурсах рынка увеличилась на 4,4%, официального импорта — в три раза. Доля теневого импорта и производства за этот же период снизилась с 63,1 до 40%. Этих цифр помогли достичь таможенные органы и МВД, которые стали более результативно перекрывать ввоз в страну нелегального текстиля из Китая — основного конкурента отечественных фирм.

66 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (107) 2011

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

\ ОТРАСЛЬ-АУТСАЙДЕР \

Аутсайдером январской статистики оказались изготовители блоков и мелких стеновых камней из бетона, производство которых составило 11,8 млн усл. кирпичей. Аналитики объясняют сокращение производства в январе понятием «сезонности», закономерным падением спроса в I квартале, а также новогодними праздниками.

В то же время выпуск продукции от года к году (январь 2011-го по сравнению с январем 2010 года) увеличился на 57,7%. Причем рост показателей наблюдался и по другим стройматериалам: производство цемента выросло на 30,3% по сравнению с январем прошлого года, кирпича — на 29,8%, бетонных конструкций — на 20,2%. Эти цифры эксперты объясняют увеличением внутреннего спроса на стройматериалы, который вырос почти на 10% только в IV квартале 2010 года и, вероятно, будет продолжать активно расти и в начале 2011 года.

Три основных конкурирующих между собой материала на строительном рынке — это кирпич, брус и бетонные блоки. Изначально блоки были альтернативой кирпичу из-за более низкой цены, но в посткризисный период цена кирпича снизилась больше, чем блоков, и разница в стоимости этих материалов стала незначительной. А вот различия в их свойствах для повседневной жизни огромны. Бетонный блок обладает очень низкой теплопроводностью — 0,2 Вт/(м хград. С), небольшим весом — 700-1500 кг/куб. м (для сравнения: теплопроводность керамического полнотелого кирпича — 0,81 Вт/(м х град. С), он также очень удобен при кладке из-за своего внушительного размера.

Темпы строительных работ при использовании бетонных блоков по сравнению с кирпичной кладкой возрастают на 40%. Из минусов бетонных блоков стоит отметить низкие прочностные характеристики (50 кг/кв. см), а также очень высокое влагопоглощение (50%), что влечет за собой неприятные последствия в виде плесени.

В 2006 году было произведено 453,9 млн усл. кирпичей бетонных стеновых блоков, а в 2007-м — на 5% меньше. После чего последовал активный рост: в 2008 году выпустили 585,6 млн усл. кирпичей, что на 34% больше, чем в предыдущем году. В 2009 году произошло падение

структура производства основных строительных материалов в РФ

%

100 80 60 40 20 0

Стеновые блоки Ячеистый бетон Кирпич

Сборный железобетон Бетон товарный

на 38,7%, которое отбросило данную товарную группу практически на уровень 2005 года. В 2010 году рост продукции по отношению к 2009 году увеличился на 19%. Такие взлеты и падения производства свойственны стройматериалам, имеющим широкий спектр конкурентов, объясняет директор по исследованиям маркетингового агентства ABARUS Market Research Вера Никольская. Если в предыдущем году случилось перепроизводство материала, которое не нашло своего покупателя, то в следующем году производители «притормаживают» выпуск продукции, вызывая повышенный спрос.

По оценкам аналитиков, в настоящее время, минуя трейдеров, на стройки уходит не более 40% производимой бетонной продукции. Большая ее часть — не менее 60% — реализуется через посредников, что и определяет высокую стоимость строительства.

Среди крупнейших отечественных производителей стеновых бетонных блоков выделяются: ОАО «Себря-ковский комбинат асбестоцементных изделий» (Волгоградская обл.), ООО « Цемсис» (г. Колпино, Ленинградская обл.), ОАО « Клинстройдеталь» (Московская обл.),

000 «Сила» (г. Воскресенск, Московская обл.) и др. Стоит отметить, что, несмотря на положительную динамику в производстве бетонной продукции в России, отрасль сильно уступает зарубежным сегментам. По словам Веры Никольской, на Западе монолитное домостроение хорошо развито, а в России пока еще только набирает обороты. Производство бетона на душу населения в 2008 году в странах ЕЭС и США составляло примерно

1 куб. м/год, а в России — 0,37 куб. м/год.

V

Бетонные аргументы

Анна ТИХОМИРОВА

Производство стеновых блоков из бетона в январе 2011 года по сравнению с декабрем 2010-го сократилось на 65,8%.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (107) 2011 67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.