Научная статья на тему 'ОТПЕЧАТОК НА СТЕКЛЕ: КОНТАКТНЫЕ РЕЛИКВИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ОТПЕЧАТОК НА СТЕКЛЕ: КОНТАКТНЫЕ РЕЛИКВИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
811
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / КОНТАКТНЫЕ РЕЛИКВИИ / БРАНДЕА / НЕРУКОТВОРНЫЕ ОБРАЗЫ / ОТПЕЧАТКИ НА СТЕКЛЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антонов Дмитрий, Доронин Дмитрий

Статья посвящена отпечаткам икон на стеклах закрывающих их киотов - популярному с середины 1990-х гг. типу брандеа (контактных реликвий), который распространяется в православных церквях на постсоветском пространстве, порождая множество объяснений и сопутствующих акциональных практик. Начиная с первого широко освещавшегося случая - обнаружения отпечатка киевской иконы «Призри на смирение» в 1993 г. с последующей экспертизой и официальным признанием этого события чудом на уровне епископата УПЦ, - такие образы начали массово находить и описывать в храмах на территории Украины, России, Беларуси, а также в странах Балтии и в Израиле. Восприятие этих отпечатков как нерукотворных образов вписано в более широкий контекст - локальное почитание образов, интерпретируемым как отображения святым ликов, на различным природным или архитектурным объектах (деревьях, стенах, окнах и т.п.). При этом именно киотные отпечатки порождают самую устойчивую, массовую и зачастую институализированную, поддерживаемую Церковью традицию почитания. Они непосредственно связаны с иконой, и их появление зачастую трактуется как результат воздействия на стекло благодати, незримо изливающейся от образа. В статье рассматриваются различные оценки этого явления, способы почитания киотным отпечатков и «материнских» икон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPRINTS ON GLASS: THE CONTACT RELICS IN POST-SOVIET COUNTRIES

The article is focused on a popular type of contact relics, found in Orthodox churches in the post-Soviet countries-the imprints of icons that appear on the glasses of the icon cases. These relics have given rise to many explanations and provoked various practices. Starting with the first widely publicized case - the imprint of the Kiev icon of Mother of God “Prizri na smirenie” that was found in 1993, examined and officially proclaimed a miracle by the Ukranian Orthodox Church - such images began to be found and described in many churches in Ukraine, Russia, Belarus, the Baltic States, and Israel. The idea that these imprints are the acheiropoietos, “not-made-by-hands” images, brings the tradition in a broader context of local veneration of images found on various natural or urban objects (trees, walls, window glass, etc.). The imprints on iconcases are most important and widespread objects of that kind, often venerated officially by clerics in churches and monasteries. These images are closely related to icons, and their appearance is often interpreted as the result of the influence of the invisible virtue that goes from an icon and reflects on the glass. The article discusses various assessments of this phenomenon and ways of venerating such imprints and their “mother” icons.

Текст научной работы на тему «ОТПЕЧАТОК НА СТЕКЛЕ: КОНТАКТНЫЕ РЕЛИКВИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Дмитрий Антонов, Дмитрий Доронин

Отпечаток на стекле: контактные реликвии на постсоветском пространстве

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-202i-39-3-209-243 Dmitriy Antonov, Dmitriy Doronin

The Imprints on Glass: The Contact Relics in Post-Soviet Countries

Dmitriy Antonov — Russian State University for the Humanities; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). antonov-dmitriy@list.ru

Dmitriy Doronin — Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). demetra2@mail.ru

The article is focused on a popular type of contact relics, found in Orthodox churches in the post-Soviet countries—the imprints of icons that appear on the glasses of the icon cases. These relics have given rise to many explanations and provoked various practices. Starting with the first widely publicized case — the imprint of the Kiev icon of Mother of God "Prizri na smirenie" that was found in 1993, examined and officially proclaimed a miracle by the Ukranian Orthodox Church — such images began to be found and described in many churches in Ukraine, Russia, Belarus, the Baltic States, and Israel. The idea that these imprints are the acheiropoietos, "not-made-by-hands" images, brings the tradition in a broader context of local veneration of images found on various natural or urban objects (trees, walls, window glass, etc.). The imprints on icon-cases are most important and widespread objects of that kind, often venerated officially by clerics in churches and monasteries. These images are closely related to icons, and their appearance is often interpreted as the result of the influence of the invisible virtue that goes from an icon and reflects on the glass. The article discusses various assessments of this phenomenon and ways of venerating such imprints and their "mother" icons.

Keywords: Christianity, Orthodoxy, contact relics, brandea, acheiropoietos, "not-made-by-hands" images, imprints of glass.

Антонов Д., Доронин Д. Отпечаток на стекле: контактные реликвии на постсоветском пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39(3). С. 209-243. 2 0 9

Antonov, Dmitriy, Doronin, Dmitriy (2021) "The Imprints on Glass: The Contact Relics in Post-Soviet Countries", Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 39(3): 209-243.

С 1990-х гг. в православных церквях Украины, России, Беларуси, а также стран Балтии и Израиля начинается волна событий, которые чаще всего интерпретируются прихожанами и клиром как чудо, проявление благодати, излучаемой одним из храмовых образов. Речь идет о массовом обнаружении отпечатков икон на стеклах киотов. Как правило, отпечатки оказываются монохромными, негативными или позитивными; под определенным углом зрения они хорошо различимы. Реакция на появление таких нерукотворных образов неоднозначна среди клириков и прихожан, однако в большинстве случаев (среди известных нам) их воспринимают как брандеа, контактную святыню, полагая, что сила, исходящая от святого через его икону, чудесным образом формирует новый образ на стекле. Вокруг некоторых икон и их отпечатков сформировался устойчивый культ, который включает различные паломнические практики, путешествия самих чудотворных образов по городам и их использование в рамках оградительных крестных ходов (или облётов).

Во вступительной статье нашей подборки подробно рассматривались вопросы, связанные с брандеа — объектами, которые вбирают и распространяют благодать «материнских» реликвий, в том числе икон1. Как было показано, широкий спектр действий, связанных с апроприацией силы сакральных образов, основан на представлении о том, что благодать окружает святыню как незримое «тело», растянутое в пространстве. Контакт с ним воспринимается (почти) столь же эффективным, как контакт с физическим «телом» иконы. Не только прикосновение, но приближение к образу или перенесение самого образа в необходимое место способны оказывать мощное влияние на окружающие предметы и людей. Объекты, находившиеся рядом с почитаемой иконой, наполняются ее силой, превращаясь во «вторичные» реликвии. В некоторых рассказах незримое тело святыни проявляется наглядно, к примеру, очерчивая защитный круг вокруг иконы во время пожара или другого бедствия. Представления о благодати, окружающей образ, активно распространяются на постсоветском пространстве и зачастую приводят к конструированию новых традиций.

Материалы, которые мы рассмотрим в настоящей статье, — самый яркий пример такого рода. Речь идет о довольно частом яв-

1. Антонов Д.И. Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3(39). С. 7-25. Здесь же см. обзор литературы по вопросу и описание нашей исследовательской оптики.

лении, которое интерпретируется многими клириками и мирянами как физическое проявление незримого тела иконы, материальный отпечаток благодати, истекающей от образа2. Мы имеем дело с популяризацией новой контактной реликвии, типологически восходящей к известным в православной традиции нерукотворным святыням: Мандилиону (в русской традиции Святой Убрус, Спас Нерукотворный, Плат царя Авгаря, Спас Мокрая Брада) — образу Христа, отразившемуся на плате, а также Кера-мионам — чудесным отражениям Мандилиона, которые возникли на черепице. В современной православной иконописи образы Спаса Нерукотворного широко распространены. Актуальна и их защитная семантика (что связано с легендой о чудесной защите Эдессы Мандилионом, висевшим над городскими вратами) — в последние годы иконы и фрески со Святым Убрусом часто помещают над входом в строящиеся или воссоздаваемые церкви и монастыри. Все это, безусловно, помогает легитимировать образы на стеклах как чудесные реликвии — через апелляцию к легенде о Плате Авгаря. Примечательно, что обнаружение в 2001 г. отпечатка иконы Святителя Николая Угодника в Свято-Троицком соборе г. Троицка Челябинской области чудесно совпало, по мнению верующих, с праздником перенесения Святого Убруса из Эдессы в Константинополь3.

Для официального признания отпечатка на стекле нерукотворным образом необходимо решение епархиальных властей. Как правило, оно проводится после заключения экспертной комиссии, которая изучает стекло и подтверждает, что изображение на него не было нанесено искусственно, с помощью красок. Если от иконы и ее отпечатка происходят новые чудеса (прежде всего исцеления), их фиксация позволяет церковным властям официально признать образ чудотворным. Именно так обстояло дело с первым широко известным отпечатком на стекле—иконы Божией Матери «Призри на смирение» Свято-Введенского храма (впоследствии монастыря) в Киеве. Отпечаток был обнаружен 1 августа 1993 г., а в ноябре 1995 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать киевскую икону чудотворной.

2. См. яркий пример такого объяснения, в интервью, записанном в 2017 г. в ц. Георгия Победоносца в Старых Лучниках: Там же. С. 17.

3. Чудеса православия. Троицкое чудо // 4stor.ru. 12.04.2012 [https://tinyurl.com/ zaw474hr, доступ от 12.01.2020].

Илл. 1. Икона Божией Матери «Призри на смирение» и ее отпечаток в Свято-Введенском мужском монастыре, Киев,

Украина.

Речь идет не об абсолютно новом явлении. Рассказы об обнаружении отпечатков на стеклах (не только икон, но и обычных картин) известны с начала XX в. Один из ранних случаев был зафиксирован некой «специальной экспертной комиссией» (видимо, по борьбе с религией), согласно разным источникам, в начале или в середине 1920-х гг. в одной из деревень Подмосковья. Нерукотворный образ Богоматери заметил пастух в окне деревенской избы, когда вечером прогонял мимо нее стадо (впоследствии этот образ особенно четко проявлялся при звуке его колокольчика). Как выяснилось, отпечаток возник не случайно — стекло, которое присвоил себе хозяин дома, раньше закрывало икону в барской усадьбе. Проведя экспертизу, участники комиссии изъяли и уничтожили подозрительный отпечаток4.

Подобные истории явно циркулировали в разных областях на протяжении прошлого столетия. Однако медийно освещенный, а затем объявленный чудом киевский случай стал мощным толч-

4. Паламарчук П. Золотой оклад, или живые души // Москва. 1993. № 3. С. 23-24; Сошинский С.А. Чудо обновления // Новый мир. 1992. № 6. С. 234-236. К довоенным годам относятся и случаи проявления изображения креста, образов Богоматери, Христа и святых на окнах церквей, костелов и изб в Украине и Беларуси. Такие рассказы были обобщены в: Бутов И.С. Нерукотворные изображения на религиозную тему, возникшие на оконных стеклах: распространение и фиксация рассказов на территории Беларуси // Религиоведение. 2020. № 3. С. 36-44.

ком, который спровоцировал настоящую волну обретения новых образов и, в определенном смысле, легитимировал подобные истории.

Илл. 2. Икона «Спас Нерукотворный» и ее отпечаток (обнаружен 17 октября 2002 г.) в Покровской церкви г. Ишим Тюменской области, Россия.

Илл. 3. Подсвеченный киот с отпечатком иконы «Всех скорбящих радость» в церкви св. Николая Мирликийского в Отрадном (Москва). Слева на том же столпе виден деревянный киот

самой иконы.

Киевское событие привлекло внимание к отпечаткам, которые начали обнаруживать на киотных стеклах во множестве церквей. В интернете можно найти своего рода «летописи» таких чудес и перечни нерукотворных образов, составленные как верующими, так и скептически настроенными авторами. Подбор и последовательность этих рассказов разнится в зависимости от места проживания автора: хотя особенно много отпечатков зафиксировано в украинских приходах (что косвенно подтверждает исходный ареал и каналы распространения этой традиции), российские авторы часто делают акцент на чудесах, происходивших в русских церквях:

Первое такое чудо было в Киеве в 1993 году. На стекле киота отобразилась икона Божией Матери «Призри на смирение». <...> Второе чудо произошло в псковском храме святого благоверного князя Александра Невского. На стекле киота отобразилась икона Божией Матери. Третье чудо — отображение на стекле иконы Божией Матери «Казанская», которая находится в храме Преображения Господня в подмосковном селе Вельяминово. Недавно чудесно отобразилась на стекле икона «Спас Нерукотворный», которая находилась в иконостасе московского храма Петра и Павла у Яузских Ворот5.

(Здесь и далее в цитатах сохраняется оригинальная орфография и пунктуация авторов, опечатки не исправляются — ДА., Д.Д.)

В 2002 в Чебоксарах в Свято-Преображенском женском монастыре во время Великого поста на стекле иконы отобразился нерукотворный образ Серафима Саровского. <...>

В августе 2002 года в Комиссию по описанию чудесных знамений была передана икона Царственных Мучеников вместе со стеклом киота, на котором возникло отчетливое подобие образа иконы. Икона была доставлена из храма Рождества Христова г. Екатеринбурга. Сначала она начала мироточить, а потом «перевелась» на стекло. <...>

17 октября 2002 года в Ишимской Покровской церкви на обратной стороне киотного стекла иконы Спаса Нерукотворного проявилось

5. Пирогов Н. Лик на стекле // Портал Православной газеты «Благовест». 25.10.2002 [http://благовестсамара.рф/-public_page_l02l9, доступ от 12.01.2020].

изображение лика Спасителя. Были свидетельства чудесных явлений, происходивших после молитвенного обращения к образу. Это чудо широко освещалось даже за границей. <...>

В 2004 году, в Петро-Павловском храме города Талица проявились на стеклах сразу девять икон. Первое чудо явила икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радостей», затем проявились еще восемь святых ликов по обеим сторонам царских врат6.

Чтобы понять, как развивалась традиция, нужно обратиться, прежде всего, к истории, развернувшейся вокруг киевского образа «Призри на смирение», которая стала рамочной для многих нарра-тивов и практик, распространившихся на постсоветском пространстве. Мы рассмотрим обстоятельства его обнаружения, реакцию прихожан, действия клира, становление интерпретативных моделей, нарративы о чудесах и практики взаимодействия с образом.

Основной массив проанализированных нами сведений о киевском чуде и о других киотных брандеа — материалы, размещенные в интернете. Мы проанализировали фото, видео и текстовый контент на новостных сайтах, в блогах, форумах и соцсетях. Примечательно, что в ходе такой работы мы быстро столкнулись с различными коммуникативными практиками, которые выстраиваются вокруг таких публикаций. Самым активным «цифровым локусом» для такой коммуникации оказался видеохостинг YouTube — фильмы и видеоролики, посвященные киотным брандеа, широко распространяют сведения о подобных объектах, а в комментариях разворачиваются споры, предлагаются разные варианты объяснений и выстраиваются (квази)молитвенные тексты. Популярность YouTube вполне объяснима: снятые на телефон видео фиксируют чудо «глазами наблюдателя», в динамике, часто с устными комментариями. Это самый эффективный способ одновременно показать явление и убедить потенциальных зрителей в его подлинности. Публикацией таких видео занимаются как монахи, прихожане и духовенство храмов, так и «гости» — туристы и участники паломнических поездок.

Кроме анализа интернет-материалов, мы провели серию интервью во многих храмах, где в разные годы были обнаружены отпечатки на стеклах. Опросы проводились и в трех москов-

6. Купол Земли. Личное мнение об отображенных на стекле иконах // Яндекс Дзен.

5.06.2019 [https://tinyurl.com/hvpzxbxc, доступ от 12.01.2020].

ских церквях, где у отпечатков оказалась совершенно разная судьба: в первом случае стекло превратили в храмовую святыню (ц. Николая Мирликийского в Отрадном), во втором — хранят как объект с неопределенным статусом (ц. Петра и Павла у Яузских Ворот), в третьем — случайно разбили и выбросили (ц. Георгия Победоносца в Старых Лучниках)7.

Киевская чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение» в Свято-Введенском мужском монастыре

Киевский случай 1993 г. стал широко известным прецедентом и дал импульс для развития новой традиции. Именно он сфокусировал внимание на киотных отпечатках и сформировал устойчивую объяснительную модель. Обнаружение стекла с отобразившейся иконой во Введенском храме (в 1992 г. была возрождена только церковь, а в 1996 г. — Свято-Введенский монастырь) иногда маркируют как первое чудо, случившееся после развала СССР:

Как известно, после развала Советского Союза киевская икона «Призри на смирение» была объявлена чуть ли не первым чудесным явлением, проявленным на постсоветском пространстве8.

Одним из главных источников распространения информации о нерукотворном образе, кроме устных историй, циркулировавших вокруг монастыря, стал фильм, созданный в 1994 г., спустя год после обнаружения отпечатка. Обстоятельства чуда были еще свежи в памяти его свидетелей, поэтому записанные на пленку рассказы и интервью с учеными-экспертами представляют ценный срез нарративов, окружавших образ на первом этапе. В последующие годы было снято еще несколько видеосюжетов и написано множество журналистских статей.

Удивление по поводу события, уже маркированного как чудо, высказывают его свидетели: «Как это произошло? И почему это произошло именно здесь, во Введенском храме? Вопросы, во-

7. Интервью проводились также в московском Донском монастыре, куда в декабре 2019 г. из Киева привозили чудотворный образ «Призри на смирение», в храме Преображения Господня села Вельяминово, где стекло с отпечатком оставили в киоте, закрывающем икону, и в ряде других храмов, где были обнаружены отпечатки. В этой статье материалы устных интервью привлекаются нами минимально, они будут проанализированы в отдельной публикации.

8. Купол Земли. Личное мнение об отображенных на стекле иконах.

просы, вопросы.»9. Настоятель храма отец Дамиан (с 1996 г. настоятель монастыря, с 2012 г. епископ, с 2018 г. архиепископ), объясняя произошедшее, вписывает его в ряд известных в православной традиции случаев явления нерукотворных образов. Однако на этом этапе его финальная оценка достаточно осторожна:

Церковная история много знает нерукотворных образов, начиная от Эдесского нерукотворного, затем Елецкая икона Божьей Матери,

которая образовалась тоже чудесным образом, и нерукотворный образ Святителя Николая, который образовался, в России было такое чудо. Ну вот, так что это, не исключена возможность, что это—одно из них10.

Спустя годы настоятель, уже будучи епископом, связывает это событие уже с другими, более поздними чудесами, показывая, что отразившаяся икона дала начало целой серии подобных явлений:

Вот, наша икона отпечаталась, потом Боянская стала плакать, в Симферополе отпечатался образ Спасителя во весь рост на иконе. Люди чувствуют, что Господь не оставляет их11.

Современным чудесам от иконы Богородицы «Призри на смирение» предшествует средневековая история: так, согласно легенде, первоначальный образ (дошедший до нас только в виде двух киевских списков) избавил в 1420 г. псковитян от моровой язвы. В ответ на мольбы жителей икона стала плакать кровавыми слезами, после чего эпидемия пошла на убыль12.

По словам настоятеля, хранящийся у них список был создан около двухсот лет назад. После того как с 1992 г. началось возрождение Введенского храма (освящен в 1878 г.), его принесли в монастырь неизвестные люди — изначально, пока писали другие образы, ее установили в иконостасе в качестве местной ико-

9. Киевское чудо. Призри на смирение. О чудотворной иконе Божией Матери // You-Tube. 11.08.2011 [https://www.youtube.com/watch?v=vRGmTkwTQoQ, доступ от 12.01.2020].

10. Там же.

11. Аркуша А., Архимандрит Дамиан (Давыдов). О том, как икона отобразилась на стекле и почему надо было это проверять. Епископ Фастовский Дамиан о чудесах подлинных и мнимых // Правмир. 29.09.2015 [https://tinyurl.com/59t46sxs, доступ от 26.07.2021].

12. Икона Матери Божьей Призри на смирение // YouTube. 21.08.2014 youtube.com/watch?v=fs8e6-7xRзk, доступ от 26.07.2021].

ны. Позже стала известна история этого списка: в начале ХХ в. он был келейной иконой клирика Свято-Введенского, тогда еще женского монастыря, протоиерея Бориса Квасницкого. После его ареста в 1937 г. образ хранился во Флоровском женском монастыре в Киеве схимонахиней Феодорой — в это время у иконы произошло исцеление глухонемой девочки, которая рассказала, как на нее «тетя дохнула»13.

В воскресенье 1 августа 1993 г. в день памяти преп. Серафима Саровского на вечернем богослужении читался уставной акафист Божией Матери Боголюбивой. Заместитель старосты прихода Максим Парамонов вместе с двумя друзьями вынимал стекло из киота, чтобы извлечь икону для реставрации и увидел отпечаток (ранее его принимали за муть, образовавшуюся на самой иконе: настоятель Дамиан заметил, что «икона вроде бы чуть-чуть потускнела, словно вуалью покрылась. И надо было б ее подре-ставрировать, почистить»)14. Именно Парамонов первым заметил изображение, не понимая, с чем имеет дело:

Естественно, меня тут же охватил ужас, потому что я испугался — я подумал, что, может быть, чем-то я нанес повреждение иконе. Но присмотревшись, я увидел, что Божия Матерь самым чудесным образом отобразилась на стекле, о чем незамедлительно поставил в известность батюшку и всех находившихся в это время на службе. <...> Все мы находились под впечатлением!15

Похожая реакция замешательства перед новым чудом, по воспоминаниям настоятеля, возникла и у него:

Когда я увидел отображение на стекле, в голове слово «чудо» сразу не прозвучало. Чудо — это что-то большое, громкое, а хотелось сокровенного. Кроме того, когда мы видим что-то необычное, какой бы сильной ни была наша вера, появляется недоумение. Непонятность ситуации16.

13. Там же.

14. Киевское чудо. Призри на смирение. О чудотворной иконе Божией Матери.

15. Там же.

16. Аркуша А., Архимандрит Дамиан (Давыдов). О том, как икона отобразилась на стекле и почему надо было это проверять. Епископ Фастовский Дамиан о чудесах подлинных и мнимых.

Однако уже в фильме Дамиан называет появление отпечатка «великим чудом». В его рассказе намечаются интерпретативные модели, которые будут затем использованы при описании других киотных брандеа. Чудо является знаком, которое прочитывается в социально-политическом ключе: по словам настоятеля, появление образа на стекле было воспринято всеми бывшими в храме как «огромная милость Божией Матери к нашей общине, к нашему храму и вообще к городу и к нашей всей стране»17. Для государства, недавно провозгласившего свою независимость, это безусловно имело значение. Интересно, что политический аспект в рассказах о киевском образе сохраняет актуальность и в 2010-х гг., во время войны и раскола в церкви Украины:

Но для нашей обители, а также, я еще, наверное, дерзну сказать, что и для всего украинского народа икона Божией матери «Призри на смирение» является благословением самой Пречистой Богородицы. Поскольку она явила это величайшее чудо как раз во дни раскола нашей Украинской Православной Церкви. Вот Божия Матерь своим явлением, этим вот чудесным отображением показала, на чьей Церкви есть благословение Божие. Потому что именно в нашей Церкви, в Украинской Православной Церкви явилось это вот такое великое чудо, и Божия Матери показало свою милость на нашей стране и на нашей Украинской Православной Церкви18.

Как правило, в рассказах 1990-х гг. речь идет о чуде, явленном Богородицей, а не самой иконой / исходящей от нее благодатью. Так описывали произошедшее настоятель и причт храма в 1994 г.:

Живем обычной христианской жизнью, исполняем свои обязанности и правила все. Стараемся жить, как завещал и заповедал нам Господь наш Иисус Христос. Вот. Ну, вот как видно, значит, все наши дела, труды и были... не были незамечены на Небе, и Божия Матерь или явила свою милость нам какую-то особую, или же уже в знак будущих каких-то трудов тоже показала свою, явила свою благодать, да19.

17. Киевское чудо. Призри на смирение. О чудотворной иконе Божией Матери.

18. Перший Козацький. Истории чудес иконы «Призри на смирение» Свято-Введен-ского монастыря // YouTube. 9.06.2018 [https://www.youtube.com/ watch?v=ggwQRDCnh_g, доступ от 26.07.2021].

19. Киевское чудо. Призри на смирение. О чудотворной иконе Божией Матери.

Некоторые из вошедших в экспертную группу ученых также дали религиозную интерпретацию случившемуся:

Ну, то, что это чудо — это однозначно. Потому что просто так, если бы это была диффузия вещества с краски, то она распределилась бы равномерным слоем по стеклу. Значит, изображение, которое возникло, произошло только по ее воле20.

Версия о чуде распространилась практически сразу после обнаружения отпечатка. Она и была положена в основу снятого по свежим следам фильма:

И вот икону вернули на прежнее место, установили новое стекло. Свершилось чудо. Для верующих здесь нет ни вопросов, ни сомнений. Ибо возникновение необыкновенных явлений и чудес как раз и служит доказательством существования божественных посланий. И естественными причинами этого объяснить нельзя, тут ум человеческий просто бессилен: чудо — и есть чудо21.

Ученые, по словам игумена Дамиана, сразу высказали несколько гипотез, однако в конце концов пришли к заключению, что процесс появления отображения современная естественная наука пока объяснить не может. Верующие с огромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы22.

В организованной экспертизе приняли участие светские ученые из Лаборатории лазерных исследований НИИ судебной экспертизы г. Киева, Центра реставрации и экспертизы Киево-Печерской Лавры, а также профессора из Киевского политехнического института. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир дал благословение на проведение исследовательских работ23. Подъем интереса к религии на постсоветском пространстве в начале 1990-х гг. вызвал определенный ажиотаж среди ученых, которым предоставили беспрепятственный доступ к экспериментальному исследо-

20. Там же.

21. Там же.

22. Киевский игумен-иконописец объяснил знаменитое «чудо», связанное с иконой «Призри на смирение» // Релтя в УкраМ. 28.07.2011 [https://tinyurl.com/28vda7t9, доступ от 12.01.2020].

23. Лобанов О. Святыня на стекле // Информационно-развлекательный портал Yaga-zeta.com. 05.02.2010 [https://tinyurl.com/3hzjenwy, доступ от 26.07.2021].

ванию образа в течение нескольких месяцев. В это время был разработан и фактически предложен для других подобных случаев способ легитимации таких событий как чудес:

Вот, чудо образа Богородицы «Призри на смирение»: здесь было решение на трех этапах — и признание простого народа, и заключение ученого мира, и решение высшего духовного органа24.

22 ноября 1995 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной25.

Интерпретация произошедшего как чуда дала храму и монастырю сразу две святыни — почитаемый образ и его нерукотворный отпечаток. Храмовое пространство изменили, чтобы организовать внутрицерковные маршруты прихожан и паломников. Киот с иконой переместили на отдельное место, закрыв новым стеклом. После литургии было учреждено чтение перед образом молитвенного канона «Параклисис». Для брандеа создали специальную раму и установили на отдельном постаменте, чуть ниже иконы и справа от нее, ближе к Царским вратам («сейчас стоит в храме, и все могут ему поклониться»)26. Раму украсили полотнищем бело-голубой кружевной материи, которое спускалось, подобно рушнику на божнице, по обе стороны образа. В первое время после появление отпечатка оно использовалось клиром для исцеления бесноватых, но позже этот обряд официально приостановили.

После официального прославления икону, создавшую бран-деа, стали активно использовать в разных практиках, связанных с апроприацией силы. Образ стал значимым актором уже не на монастырском, на общегосударственном уровне. Так, в январе 2014 г. икона вместе с несколькими другими чудотворными образами и мощами святых, в сопровождении архиереев УПЦ «крестным лётом» освящала небо над Украиной. На православных сайтах, в частности, сообщалось:

24. Аркуша А., Архимандрит Дамиан (Давыдов). О том, как икона отобразилась на стекле и почему надо было это проверять. Епископ Фастовский Дамиан о чудесах подлинных и мнимых.

25. Там же.

26. Киевское чудо. Призри на смирение. О чудотворной иконе Божией Матери.

Святыни облетят за 7 часов Украину, совершив в небе над ней крестное знамение. Во время полета будет совершаться молитва о мире в Украине. <...>

Перед началом крестного «лёта» в Киевском Десятинном монастыре была совершена Божественная литургия. После вылета из Киева самолет со святынями несколько раз облетит столицу Украины, после чего совершит следующий маршрут: Луганск—Ужгород — Симферополь — Харьков. Совершив таким образом крестное знамение над Украиной, крестный ход со святынями вернется в Киев27.

На кадрах фильма, отснятых в первые дни после установления иконы в отдельном киоте и стекла в специальной раме, уже видны дары, принесенные образу (около десятка золотых крестиков, нанизанных на цепочки внутри киота). Также видно, что прихожане (в том числе из старообрядцев) прикладываются к стеклу с отпечатком, совершая крестные поклоны и дважды целуя его. На более поздних съемках (не позднее года после обнаружения отпечатка) заметно, что золотые дары появились не только у «материнской» иконы, но и у брандеа.

А от иконы уже происходит много чудес: обращаясь к Божией Матери, люди получают просимое. Все эти подвески, что на иконе, и новенькая золотая риза — это ведь не просто так, это люди благодарят Царицу Небесную за Ее милости. У нас в монастыре особое почитание Царицы Небесной и очень много Ее икон, но чудо происходит только от иконы «Призри на смирение». Потому что Бо-жия Матерь избрала этот образ Своим источником милости к роду человеческому28.

Вотивные дары умножались параллельно с распространением устных и письменных историй о чудесах. Однако многие дарители — если верить позднейшим свидетельствам — предпочитали умалчивать о полученной помощи и не афишировать детали. По рассказам настоятеля,

27. Небо Украины осенят крестом и чудотворными иконами // Правмир. 28.01.2014 [https://tinyurl.com/5pc7dvjs, доступ от 26.07.2021].

28. Аркуша А., Архимандрит Дамиан (Давыдов). О том, как икона отобразилась на стекле и почему надо было это проверять. Епископ Фастовский Дамиан о чудесах подлинных и мнимых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.вот, человек приходит, заказывает молебен перед Божией Матерью, мы спрашиваем: «А по какой причине? Нам самим интересно». — «Поблагодарить Божию Матерь за ту милость, которую она оказала!» — «А какую милость?» — «Ну, вот, батюшка, я хочу поблагодарить, а об этом говорить не буду». И вот так оно. Ну, а человека же пытать не будешь, что произошло. И так остается это все, конечно, неизвестным. А те только молебные пения и молитвы, принесенные в знак благодарности, и те дары, которые висят, говорят об этом29.

Такие рассказы повторяются (см. ниже), однако к 2010-м гг. писем со свидетельствами об исцелениях и других чудесах, по словам настоятеля, накопилось уже несколько папок30.

С появлением интернета практики почитания иконы и отпечатка вышли за рамки монастыря. Упоминание святыни в новостных, автобиографических и других текстах, ее изображение, фильм о ней и другие способы ее репрезентации в интернете стали катализаторами общения заинтересованных пользователей сети (если возможность комментирования предусмотрена архитектурой сайта). На сайтах распространились молитвенные (обращение к чудотворной иконе) и коммуникативные практики, связанные с взаимными просьбами, ободрением, устными рассказами о чудесах, исцелениях и пр. Так, большой корпус комментариев к фильму или статьям о чудесной иконе составили просьбы верующих женщин — чаще всего о беременности, о даровании мужа или здоровье.

Чудеса сопутствующие и последующие

В своем видеоинтервью настоятель Введенского храма несколько раз акцентирует внимание на всеобщей радости, которая охватила людей в храме при обнаружении отпечатка. Это состояние маркируется как первое чудесное событие, указавшее на святость образа31: «Что самое интересное, что была общая радость: не только

29. Киевское чудо. Призри на смирение. О чудотворной иконе Божией Матери.

30. Перший Козацький. Истории чудес иконы «Призри на смирение» Свято-Введен-ского монастыря.

31. В христианских текстах, начиная с Жития Антония Великого, радость от чудесного события, видения часто трактуется как доказательство его божественной природы (см. об этом, к примеру: Антонов Д.И., Майзульс М.Р. «Мечтания» и «illusions»: Дьявольские наваждения между книжностью и иконографией. Часть 1 //

один человек мог это испытать, а испытывали эту радость все, что вот как такая огромная милость Божией Матери.»32

Следующим чудом стало обнаружение, спустя несколько месяцев, еще одного изображения, которое началось проявляться уже на новом стекле киота иконы. Вновь были приглашены ученые, которые снова засвидетельствовали его нерукотворность33. Об этом говорится в фильме 1994 г., однако в распространившихся затем фильмах и статьях повторный отпечаток уже не фигурирует — он не стал реликвией, почитаемой наравне с первой, и, судя по всему, не был выставлен в храме для поклонения.

Самые распространенные чудеса от иконы (после 1993 г.) и от ее отпечатка — исцеления. Рассказов об этом предсказуемо много, учитывая, что желание излечиться — самая частая причина обращения к святыням, а рассказы о выздоровлении — основной тип чудес, фиксируемый от реликвий. Неудивительно, что «благодатность», «чудотворность» и «целительность» в современных рассказах могут выступать синонимами (как это происходило и в средневековых текстах):

И сам лик, и само отображение на стекле, оно почитается, оно наделено особой. Эта икона и это отображение, они наделены особой целительной благодатной силой34.

От самой иконы и от нерукотворного ее отпечатка на стекле стали происходить исцеления35.

Вот, например, когда икона путешествовала, в Запорожье прозрела слепая женщина, у парализованного мужчины исцелилась

Россия XXI. 2012. № 4. С. 132-134). Что касается всеобщего, «единомысленного» чувства или желания множества людей — его могли интерпретировать как действие Святого Духа (это стало, к примеру, одним из ключевых аргументов в «избирательном каноне», который был разработан в 1598 г. для возведения на престол Бориса Годунова, а затем оказался положен в основу избирательных документов Михаила Романова, см.: Антонов Д.И. Цари и самозванцы: борьба идей в России Смутного времени. М.: РГГУ, 2019. С. 27-38).

32. Киевское чудо. Призри на смирение. О чудотворной иконе Божией Матери.

33. Там же.

34. Икона Матери Божьей Призри на смирение // YouTube. 21.08.2014 [https://www. youtube.com/watch?v=fs8e6-7xRзk, доступ от 26.07.2021].

35. Украину с неба осенят чудотворными иконами // Православие в Украине. 28.01.2014 [https://tinyurl.com/37ujcnwx, доступ от 26.07.2021].

рука, в Елисаветграде (Кировоград) исцелилась парализованная женщина36.

Как только служится в храме литургия, обязательно после литургии перед иконой совершается чтение молебного канона Божией Матери «Параклисис», который люди очень любят и стараются все попасть к этому канону, потому что там особая молитва Божией Матери, и, значит, многие получают на свои прошения и исцеления.

Но люди, испытывая особые чувства к Божией Матери и получая всевозможнейшие исцеления, но имея настоящие сердца, горящие любовью к Богу, не всегда об этом афишируют, не всегда об этом говорят просто. Ну, вот разумно подходящие к этому вопросу, не носят это что ли на блюде, это исцеление. Они себе получили исцеление, они благодарят Божию Матерь — там, подарят что-нибудь на икону или просто молятся Божией матери, и об этом необязательно становится известно. Это только знают они и окружающие их люди, близкие.

Потому и получается, что не все такие проявления милости Божи-ей Матери мы знаем. Ну, вот о них можно судить только по тем дарам, которые принесены иконе. А за ними, конечно, стоит очень много и исцелений, и благодатной помощи от Божией Матери, а все остальное остается нерассказанным37.

В некоторых источниках упоминаются исцеления по контактному принципу — в том числе благодаря взаимодействию с незримым «вторым телом» иконы. Это происходит в рассказе о мужчине, который выздоровел, пройдя под чудотворным образом во время крестного хода:

Когда икона была в Овруче, и ее встречали крестным ходом и так очень длительное расстояние надо было ее пронести, то у мужчины совершенно не работала рука. И он попросился идти под ико-

36. Аркуша А., Архимандрит Дамиан (Давыдов). О том, как икона отобразилась на стекле и почему надо было это проверять. Епископ Фастовский Дамиан о чудесах подлинных и мнимых.

37. Там же.

ной и пока он дошел до окончательного пункта, где его встречали, то он уже здоровой рукой нес совершенно сам икону38.

Как мы уже упоминали, в первое время после появление отпечатка его использовали для исцеления бесноватых. Именно в контексте рассказов об экзорцизме ярко появляется мотив силы, исходящей как от иконы, так и от ее отпечатка на стекле. Как и в других нарративах, связанных с одержимостью, включая многочисленные агиографические истории, приближение к святыне заставляет бесноватых мучиться, так как ее незримая благодать невыносима для демонов:

Раньше выносилось это стекло для поклонения верующим. Вот те люди, вот как вы называете их одержимыми, вот они с трудом подходят к этому стеклу. Это не с одной женщиной был такой случай — с очень многими: казались на вид более-менее нормальными людьми, а подходя к стеклу, их начинает бросать, они начинают кричать неестественно и приложиться к стеклу практически не могут без чужой помощи. Вот. Значит, та сила, та благодатная помощь, которой обладает и икона, и стекло, значит, очень реальная и действенная39.

Довольно быстро икону начали включать в практики крестных ходов для освещения пространства и излияния благодати на верующих. Она не только принимала участие в «крестном лёте» над Украиной, но и приезжала в различные церкви и монастыри России. Путешествия иконы умножают рассказы о чудесах, которые фиксирует ее бессменный биограф — настоятель монастыря епископ Дамиан:

Вот когда вот Блаженнейший [Митрополит Онуфрий] летел в Запорожье, мы вылетали из Киева тогда, и была сильная метель. Очень сильная метель! А летчики пришли — икона стоит, я стою, сопровождающий, Блаженнейший — и летчики говорят: «Ну, практически невозможно вылетать! Потому что такая метель, что нельзя лететь!

38. Перший Козацький. Истории чудес иконы «Призри на смирение»... Об аналогичных действиях с иконами см. вступительную статью нашей подборки, а также: Антонов Д.И. Два «тела» иконы: общение с сакральным образом как апроприация силы // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 7. С. 9-34.

39. Киевское чудо. Призри на смирение. О чудотворной иконе Божией Матери.

И вот если благословите, мы полетим. А если нет, то и не факт, что мы прилетим в Запорожье. Мы можем прилететь в Днепропетровск, а оттуда уже машинами нас.» Блаженнейший говорит: «Летим, с нами Пречистая!» Это были его слова, мы все сели в самолет, самолет завелся, полетел, и мы прекрасно приземлились в, тоже сильный снег был, Запорожье. И уже потом нам рассказывали пилоты, что вот когда наш самолет летел, то мы вот летели в таком коридоре, и вокруг бушевала стихия, а самолет летел в таком коридоре. И за нами воспользовался другой самолет, в котором летели на эту же конференцию, там, ученые, вот, все, но ему не получилось попасть в этот коридор и пришлось улететь в Днепропетровск, и они уже добирались электричками и автобусами. А наша икона так вот красиво... И пилоты свидетельствовали об этом чуде40.

Наконец, по некоторым свидетельствам, сам нерукотворный образ начал появляться в современной иконографии. В декабре 2019 г. в Донском монастыре, куда из Киева привозили образ «Призри на смирение», нам рассказали об иконке с тремя изображениями: «Матерь Божия, просто, без об. это, без облачения, потом с облачением и вот, на стекле»41. Это вариант иконы, изображающей чудотворный образ в трех видах: с окладом, без оклада и виде отпечатка.

Киевский случай, безусловно, задал рамки для будущих описаний и действий, которые воспроизводятся в разных приходах. Однако сам по себе он не уникален и вписан в более широкий контекст современных нарративов о явленных образах и верна-кулярных практик их почитания.

Не только стекла: связанные и сопутствующие традиции

С массовым обретением отпечатков на стеклах киотов тесно связаны быстро развивающиеся традиции выявления и почитания других нерукотворных образов — на оконных стеклах (включая современные стеклопакеты)42, стенах (как церковных, так и светских строений, к примеру, дома культуры или заводского цеха), скалах, деревьях (пнях, спилах, обломленных сучьях, разрублен-

40. Перший Козацький. Истории чудес иконы «Призри на смирение» Свято-Введен-ского монастыря.

41. Ж., ок. 50, Донской монастырь, Москва, зап. Д.И. Антонов, 21.12.2019.

42. Харазов В. Чудеса в Грушеве // Наука и религия. 1988. № 5, № 6.

ных поленьях). Сведения о таких случаях активно начали распространяться на советском пространстве с конца 1980-х гг., на волне общественного интереса к религиозным и эзотерическим явлениям. Обзор свидетельств о чудесных образах на оконных стеклах в Беларуси можно найти в работах И.С. Бутова: самые ранние из известных ему нарративов относятся к 1920-40-м гг. (проявление крестов и образов Богородицы). Как и в случае киотных брандеа, «ренессанс» традиции в 1990-е гг. был запущен благодаря прецеденту, который получил широкую известность — в 1995 г. на окне больничной палаты в г. Сморгони Гродненской области обнаружили образ Богородицы, о чем писали в прессе. После этого образы Богоматери, Христа, святых, Евангелия стали обнаруживать на оконных стеклах в других белорусских больницах43.

Помимо киотных отпечатков, в сети часто размещают фото и видео «нерукотворных образов», замеченных на земле, воде, небе, на природных или рукотворных объектах. Иногда вокруг них формируются локальные культы: люди молятся у ликов (контуров, фигур), которые возникли на стекле, камне или на церковной стене, в том числе на штукатурке за висевшими или стоявшими иконами. Многие из этих образов оказываются временными, короткоживущими — к примеру, рисунки на коре, сучьях деревьев и даже внутри тыкв (случай, описанный в 2009 г. в с. Рудники Волынской епархии УПЦ МП). На дальнем спектре таких историй — свидетельства о ликах и знаках, проявившихся в игре волн или листьев деревьев, в инее, снеге, песке, огне и т.п. (ср. получившую известность фотографию с языками пламени, напоминающими фигуру папы Иоанна Павла II — это интерпретировали как чудо, выдвинули как один из аргументов в пользу начала процесса беатификации понтифика)44. Особенно часто такие явления угадывают на небе — как чудесные знаки трактуют облака, оптические явления, пересечения инверсионных следов самолетов и т.п. Нередко это происходит над монастырем или храмом и свидетельствует, по мнению рассказчиков, о благодатности ме-

43. Бутов И.С. Нерукотворные изображения на религиозную тему, возникшие на оконных стеклах: распространение и фиксация рассказов на территории Беларуси. С. 36-44.

44. См., к примеру: Иоанн Павел II предстал перед верующими в костре // Вокруг света. 16.10.2007 [http://www.vokrugsveta.ru/news/2414/, доступ от 23.01.2020]; Иоанн Павел II явился в огне // МК^И. 16.10.2007 [https://tinyurl.com/br8eaw6, доступ от 23.01.2020].

ста или святыни (см. описание такого случая в статье А. Мороза и Э. Семивраговой, публикуемой в нашей подборке)45.

В отличие от киотных брандеа такие образы редко претендуют на роль самостоятельных почитаемых объектов. Культы, которые формируются вокруг ликов на стенах, камнях и т.п., как правило, не получают безусловного церковного признания и исчезают со временем. Однако подобные «мимолетные» образы нередко описывают в контексте обсуждения киотных брандеа, угадывая связь между этими проявлениями благодати46. Публикация личных свидетельств о наблюдении чудесных знаков и образов — типичное теперь коммуникативное явление в интернете, как правило, запускающее кумулятивную цепочку других личных нарративов и легендарных меморатов на ту же тему47.

При всей схожести нарративов и практик, связанных с киот-ными и «природными» нерукотворными образами, между ними имеются серьезные отличия — как в структуре самого наблюдаемого изображения, так и в моделях его интерпретации.

Образы, возникающие на стекле киотов, в большинстве случаев оказываются бледными; они плохо различимы на фоне самой иконы, однако под определенным углом зрения их нетрудно заметить любому наблюдателю. Их репринтный характер, четкое сходство с исходным изображением, как правило, легко прослеживается. В этом плане их статус нерукотворных копий, реплик не отвергается никем — то, что отпечатки на стеклах киотов появляются в результате воздействия иконы, очевидно для скептиков (к которым относятся многие клирики и прихожане) так же, как и для верящих в чудесную природу отпечатков. Различаются лишь объяснения того, как именно происходит такое воздействие. Если апологеты считают, что образ сформировался благодаря действию благодати, исходящей от иконы, то скептики, обращаясь к сциентистскому дискурсу, объясняют, что изображение возникло благодаря воздействию «электростатических сил», «диффузии пигментов», «силе магнетизма» между молекулами свинца

45. Мороз А., Семиврагова Э. Животворящий крест в с. Годеново: между двух сакральных центров и за их пределами // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 184-208.

46. Купол Земли. Личное мнение об отображенных на стекле иконах.

47. См., к примеру: «Был случай, когда икона Божьей Матери выморозилась на стекле в подъезде дома в Екатеринбурге, во время войны. ГПУ велели разбить окно. Стекло вынули и забили фанерой окно, так она на фанере вновь приступила!». См.: Там же.

в стекле и свинцовых белилах и т.п. (аналогичным образом темные отпечатки на церковных стенах позади икон объясняют распределением воздушных потоков и копотью от свечей).

В отличие от киотных отпечатков, быстро исчезающие образы — на деревьях, воде, песке, небе и т.п. бывают яркими и хорошо заметными, однако в большинстве случаев скептик не признает в них реальное изображение и видит лишь фантазию верующего человека, парейдолическую иллюзию или гиперсемиотизацию случайных элементов. То же происходит с «долгоживущими» образами, возникающими на зданиях или природных объектах. Во всех этих случаях для скептиков принципиально отсутствие исходного образа-оригинала — это означает, что о копировании/ переносе изображения не может идти речь, обсуждаемый рисунок появился из-за естественных причин и вольно домысливается носителями традиции. В то же время для верующих отсутствие (в настоящий момент) «материнского» изображения не играет принципиальной роли, так как благодать может действовать в разных местах и по разным причинам. Яркий пример — интерпретация разводов на штукатурке стены клуба в Черновецкой области как нерукотворных образов Христа и Богоматери, проступивших здесь, по мнению верующих селян, потому что клуб был построен из разобранной на кирпич церкви. В 2013 г. к разводам потянулись паломники, а некоторые клирики даже провели там службы48. По более поздним свидетельствам, экспертиза, инициированная скептически настроенным председателем сельсовета, показала повышенное содержание солей в штукатурке. Это должно было косвенно подтвердить обратную — нарочито профан-ную, десакрализующую версию о том, что стену использовали как отхожее место, отчего и образовались разводы. Если верить этим свидетельствам, почитание отпечатков вскоре сошло на нет49.

Восприятие чуда и практики почитания

Несмотря на прецедент киевской иконы, официально признанный чудом, отношение клириков к новым отпечаткам на стеклах киотов неоднозначно. После обнаружения очередного стекла

48. Стивен Флемми. В Черновицкой области на стене проявилась икона // YouTube.

14.10.2013. [https://www.youtube.com/watch?v=R_ZbV68FTqo, доступ от 20.01.

2020].

49. В Черновицкой области селяне приняли пятна от мочи за лик Богородицы,

20.01.2016 [https://tinyurl.com/4fjbkeeh, доступ от 24.01.2020].

действия духовенства могут быть разными. Как уже говорилось, для найденного образа иногда заказывают экспертизу, которая удостоверяет, что изображение не нарисовано — нет мазков, следов кисти и т.п. (обратные примеры, когда экспертиза выявила бы заведомый рукотворный подлог, нам неизвестны). После этого может быть запрошено благословение епископата на то, чтобы разместить стекло-брандеа в отдельный киот и почитать как самостоятельную реликвию.

Яркий пример — отпечаток Богородичной иконы «Всех скорбящих радости» в московском храме св. Николая Мирликийско-го в Отрадном. Сразу после обнаружения 15 января 2015 г. перед отражением на стекле был отслужен молебен, после чего, как сообщается на сайте церкви, благочинный храма составил рапорт

на имя Председателя Синодального миссионерского отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. По благословению Его Высокопреосвященства была создана комиссия из клириков, сотрудников и прихожан храма, которая и засвидетельствовала факт нерукотворного отображения иконы <...> По результатам освидетельствования и личному указанию Его Высокопреосвященства был заказан кивот и на Светлую седмицу с установленным в нем отображенном на стекле образе Пресвятой Богородицы он был установлен на колонне с правой стороны от иконы. Также в соостветствии с указаниями нашего Владыки в храме установлено еженедельно по средам служить перед иконой «Всех скорбящих Радосте» водосвятного молебна после литургии и акафист на вечернем бологослужении50.

Киот, изготовленный для иконы, оборудован синей электрической подсветкой, которая позволяет лучше рассмотреть слабозаметный белый отпечаток (рис. 3). В ходе интервью священник храма рассказал, что духовенство не поддерживает какой-либо ажиотаж вокруг обнаруженного отпечатка и учит людей не гнаться за зримыми чудесами. Однако статус реликвии в храме высок, и информацию о ней активно распространяют. Полный текст Акта, фотографии стекла и самой иконы размещены на сайте церкви; кроме того, информацию об иконе и отпечатке можно найти в сети Инстаграм, которую ведет один из священников храма. Так же поступает, к примеру, отец Александр Авдюгин, священ-

50. Чудесное отображение иконы // Храм св. Николая Мирликийского (в Отрадном), [http://hram0tradn0e.ru/p0sts/2015/10/ik0na/, доступ от 23.01.2020].

ник из г. Ровеньки Луганской области Украины, который публикует в ЖЖ и Фейсбуке подборку фотографий киотных брандеа, которые появились от икон, привезенных в 2006 г. в церковную лавку Луганска из Софрино51.

Более критично настроенное священство предпочитает не делать однозначных выводов по поводу образов на стеклах. Пример такого осторожного отношения можно встретить в московском храме Петра и Павла у Яузских Ворот, где в 2011 г. был обнаружен отпечаток иконы «Спас Нерукотворный», расположенной в местном ряду иконостаса. Сперва икону вынесли для почитания на середину храма, оставив в иконостасе только стекло с отпечатком, как самостоятельный образ52. По рассказам наших информантов—священников, служителей и прихожан церкви — иконе начали активно приносить дары. Однако в декабре 2019 г. мы обнаружили икону на довольно скромном месте в одном из углов храма, закрытой стеклом, на котором можно разглядеть ее отпечаток, а все дары, за исключением одного креста, с нее были сняты (в целом отсутствие даров у храмовых икон наши информанты связали с произошедшим воровством). Священник высказался об отпечатке очень осторожно—так как не удалось понять, к чему был этот знак, судить о нем как о чуде еще рано. В 2021 г. ситуация не изменилась, при этом сам отпечаток на стекле стал менее различим. По словам служительницы храма, с начала года он начал быстро тускнеть.

В церкви Георгия Победоносца в Старых Лучниках в начале 2017 г. нам удалось записать рассказ об отпечатке, который сочли проявлением благодати, но случайно повредили и выбросили, не пытаясь сохранить треснувший образ:

Ну, вот, самое малое, это на моей, скажем, памяти: у нас есть в алтаре маленькая иконка, называется Споручница грешных. И вот когда мы решили обновить немножко ее. И сначала не обратили внимания, думали, что стекло грязное. А потом, когда посмотрели внимательно, то обратили внимание, что на стекле отразилась сама икона. То есть как бы как в Киеве, есть такая икона в Киеве, она отобразилась на своем стекле: висит икона, и висит как бы как образ, отпечаток той иконы был. Но вот единственное что: зацепили за стек-

51. Авдюгин А. «Чудеса да и только» или чудо? // ЖЖ. 25.09.2006 [https://rebrik.live-journal.com/2006/09/25/, доступ от 12.01.2020]; Авдюгин А. О чудесах // Фейсбук. 29.07.2011 [https://tinyurl.com/2rxpfmst, доступ от 12.01.2020].

52. Там же.

ло, и оно треснуло, разбили его. [Убрали или склеили как-то?] Нет, положили его в уголок, и этот уголок кто-то подмел, скажем так53.

Скептичен по поводу обнаруживаемых отпечатков украинский архимандрит Аввакум Давиденко. В одном из своих комментариев под материалом о киотных брандеа он замечает следующее:

Сейчас смотришь в интернете, и по телевизору идет целый поток, можно сказать шквал — «чудес на поверхности!» Появление изображений на дереве, на металле, на шифере, на стекле мы видим и слышим по многочисленным телевизионным сюжетам. И не только святых, но и грешных. В Гадяче, у нас же на Полтавщине, вот слышу, и уже вижу в интернете говорят о новом чуде: вышитый святитель Николай отобразился на стекле. И здесь мне вспомнился случай из далекого детства. У моей тети в селе Андрияшевка, Сумской области, Роменского района производилась побелка дома. Все портреты, фотографии, вышивки под стеклом снимались и тщательно протирались. И так случилось, что во время протирания вышивки Аленушки с оленем, сама материя, натянутая на тонкую фанеру, отстала от рамы со стеклом. Видимо она была слабо закреплена, может, гвоздики поржавели, и открутились. Но, так случилось, вышивка осталась отдельно, а стекло отдельно. И когда уже готовились мокрой тряпкой протереть стекло, любопытный глаз взрослых на внутренней стороне стекла обнаружил фотографическое отображение Аленушки с оленем, как негатив на фотопленке. Естественно, взрослые подивились, но никто в те годы не придал тому никакого сверхъестественного, чудесного значения. Просто все поняли, произошел эффект фотокопии: солнце долго упиралось в картину, и она за годы в силу естественных причин отобразилась на стекле. Причем изображение было не цветное, но как пыльно-восковое напыление, причем легко поддавалось удалению при прикосновении. Подивились, помыли стекло, вставили Аленушку назад в раму, и вышивку водрузили обратно на стену. Если к этому еще добавить, как в 2004 году в Виннице замироточил билборд с Юлией Тимошенко, то наглядно становится и понятной, повторюсь, естественная, человеческая природа всех этих наших народных чудес54.

53. М., ок. 50, староста храма, 02.03.2017 г., ц. Георгия Победоносца в Старых Лучниках, зап. Д.Ю. Доронин.

54. Киевский игумен-иконописец объяснил знаменитое «чудо», связанное с иконой «Призри на смирение».

Не менее критично описывал разные случаи киотных брандеа в 2008 г. епископ Домодедовский Евтихий55. Скептичные пользователи описывают комичные примеры, как история о «чуде» с арбузами в церкви с. Рудники Волынской епархии: внутри них были якобы обнаружены нерукотворные изображения крестов, арбузы крестным ходом перенесли в церковь, где они через некоторое время сгнили56.

Сомнению подвергают даже случай с киевской иконой «Призри на смирение». В июле 2011 г. игумен-иконописец отец Али-пий (Светличный), настоятель киевского храма Петра и Павла на Нивках в комментариях к статье «Нашествие "нерукотворных образов"» Дмитрия Марченко на сайте «Киевская Русь» дал естественнонаучное объяснение знаменитому отпечатку:

Вообще-то, с иконой «Призри на смирение» тоже особого чуда не наблюдается, скорее «феномен». Дело в том, что это необычное явление, но не сверхъестественное. Вся проблема в краске и стекле. В 19, нач. 20 веков повсеместно использовали белила свинцовые, а не цинковые, как сегодня. А стекло имеет важнейшим компонентом также свинец и у него присутствует свойство притягивать молекулы свинца. Происходит реакция «перераспределения» тонов, когда свинец заполняет другое пространство на стекле, не находящееся прямо напротив самих белил. Потому нередко можно видеть подобный феномен, когда стекло располагается близко к изображению, и на нем «отпечатывается» в позитиве серо-прозрачное изображение объекта, писаного с белилами свинцовыми. Никогда не бывает цветного изображения, но всегда серо-прозрачное. Причем слои лака не препятствуют реакции, поскольку действует сила магнетизма. Вообще-то реставраторам этот феномен хорошо известен. И очень жаль, что его объявили чудом. <...>

В девяностых я служил в селе под Киевом и заметил, что в большинстве хат старые иконы смотрятся грязно под стеклом. Я пробовал их протирать. Присмотревшись, я увидел, что они отразились на стекле и от этого серость свинца стала скрывать красочность живописи. А у одной старушки развалился киот в иконе и стекло по-

55. Епископ Домодедовский Евтихий. Об отпечатках икон на стекле // ЖЖ. 7.08.2009 [https://zamorin.livejournal.com/309428.html, доступ от 12.01.2020].

56. Марченко Д. Нашествие «нерукотворных образов» // Киевская Русь kiev-orthodox.org/site/churchlife/3182/, доступ от 12.01.2020] (история пользователя с ником «падре Вальдемар»).

ставили в новый прежнее, но развернули, и получилось, что отображение иконы (помнится, Троицы «Новозаветной») изобразилось дважды, но в разную сторону. Также я видел на стекле отраженный портрет Шевченко и даже Ворошилова, написанного, видимо, местным самоучкой в 50-х годах 20-го века57.

Эти комментария игумена были широко растиражированы в сети и даже преобразованы в самостоятельные статьи58. Они внесли свой вклад в интернет-дискуссии блогеров и посетителей сайтов. Поэтому уже спустя несколько дней игумен Алипий во избежание дальнейших споров и возможного скандала обратился в редакцию портала «Религия в Украине» с просьбой снять материал, написанный на основе его комментариев. Однако уже разошедшийся по сети материал не был удален, и отец Алипий дал несколько разъяснений по поводу киотных брандеа:

Мне очень жаль, если я кого-то введу в смущение неосторожным сообщением об обычном физико-химическом процессе. Дело в том, что я неоднократно встречался с феноменом отображения изображения на стекле. Не только икон. Причем иконы, писанные яичной темперой, очень слабо отображались, а живописные в технике масла были яркими и контрастными. Еще в 80-х годах в Гусь-Хрустальном Владимирской области я некоторое время работал на стеклозаводе и там впервые узнал об особенности стекла притягивать молекулы свинца. Причем, это характерно для стекла хорошего качества. Лучше всего притягивает свинец стекло качества хрусталя.

Позже, общаясь с реставраторами Третьяковской галереи, я узнал, почему в музеях отсутствуют стекла на многих живописных работах: стекло тускнеет от свинцовых белил, и его часто надо менять59.

Замечено, что самые контрастные и четкие изображения на стекле у благочестивых владельцев. Почему? Потому что они не дают

57. Там же.

58. Димитриос. Чудотворны ли отражения на стекле? // Журнал некорректного изографа (фарисея и сноба по совместительству). 31.07.2011 [https://bizantinum.live-j0urnal.c0m/60071.html, доступ от 12.01.2020]; Киевский игумен-иконописец объяснил знаменитое «чудо», связанное с иконой «Призри на смирение».

59. Киевский игумен-иконописец объяснил знаменитое «чудо», связанное с иконой «Призри на смирение».

на образах образовываться пыли и часто протирают их, создавая трением естественный магнетизм на стекле. <...>

Интересно то, что современные стекла лучшего качества более не способны к отображению изображения. Поскольку в них много полимера. Особенно это касается т.н. небликующих стекол. Потому их смело используют в музеях. <...>

То, что икона «Призри на смирение» чудотворна, у меня нет сомнения. Но не через отражание на стекле60.

Авторы, защищавшие чудо, возражали на это по-разному, в том числе «нейтрализуя» естественнонаучные аргументы игумена Алимпия:

Конфигурация стекло-белила-свинец наверняка встречается и в других иконах. Но чуда не происходит. Чудо в том, что этот естественный процесс притягивания молекул чудотворит по Божи-ей воле. Так же как и по Божией воле притягиваются молекулы61.

Отпечатки на стекле — самый массовый и широко обсуждаемый из современных типов брандеа. Как видим, отношение к нему разнится не только среди журналистов и публицистов, но и среди клириков: отпечатки оценивают как физическое явление, не имеющее отношения к чуду, как проявление благодати, исходящей от иконы (что не маркируется как экстраординарное чудесное событие), либо как чудо, свидетельствующее об особом статусе иконы, вплоть до признания ее чудотворной на уровне епископата. При этом, что в целом характерно для христианской культуры в ХХ-ХХ1 вв., естественнонаучные объяснения не воспринимаются верующими как принципиально антагонистичные по отношению к религиозным — действие физических сил легко трактуется как чудесное проявление благодати, действующей через материальные объекты, силы и явления природы. Разнится отношение и к самим отпечаткам — их могут почитать наравне с «материнской» иконой, рассматривать как внешнее проявление чуда, но не самостоятельную святыню, либо же полагать, что подобные отпечатки возникают в силу естественных причин.

60. Димитриос. Чудотворны ли отражения на стекле?

61. Киевский игумен-иконописец объяснил знаменитое «чудо», связанное с иконой «Призри на смирение».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прагматика нарративов

Проявление образа на стекле может быть описано не только как одиночное, самодостаточное чудесное событие. Иногда его описывают в рамках рассказа о «многоступенчатом» чуде. Так, например, в Екатеринбурге в храме Рождества Христова в 2002 г. икона Царственных Мучеников замироточила, а уже затем, по словам верующих, «перевелась» на стекло62. В 2004 г. в Петропавловском храме г. Талица Свердловской области был обнаружен отпечаток иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радостей», а затем ки-отные брандеа появились еще у восьми образов иконостаса63. Зафиксированы и случаи множественного чуда появления киотных брандеа от одной иконы. К примеру, в 2007 в г. Гадяч Полтавской области вышитая икона Николая Чудотворца в Свято-Успенском соборе произвела, один за другим, четыре отпечатка на вновь вставляемых стеклах64. Такие истории косвенно подтверждают факт главного чуда, проявления первого отпечатка, вписывая его в более широкий контекст необычных явлений.

Прагматика рассказов о появлении отпечатков может быть очень разной. Как и другие нарративы о чудесах (мироточении, обновлении, явлении икон и др.), такие свидетельства часто призваны подчеркнуть особую роль храма, монастыря, города или всей страны (что стало актуально в период распада СССР и формирования новых государств). Они легко могут истолковываться как знаки, указывающие на происходящие или грядущие события (как возвращение Божьей благодати или будущий расцвет страны). Наконец, некоторые рассказчики используют их для подтверждения собственных, порой весьма оригинальных идей.

Замечательные во многих смыслах нарративы, связанные с ки-отными брандеа, — истории о том, что отпечатки «исправляют» иконографию оригинальных, материнских образов, если те были «неверно написаны». Это произошло с двумя иконами в храме иконы «Всех скорбящих Радость» г. Саласпилса в Латвии в 2009 и 2010 гг. Сперва на отпечатке иконы «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» не проявились изображенные на ней монеты, «грошики». С точки зрения митрополита Рижского и всея Лат-

62. Купол Земли. Личное мнение об отображенных на стекле иконах.

63. Там же.

64. На Полтавщине в Свято-Успенском соборе города Гадяч произошло чудо // Православие. ш. 8.06.2007 [https://pravoslavie.ru/22543.html, доступ от 12.01.2020].

вии Александра, это был «неканонический» и неверный элемент, следствие греховной вольности современных иконописцев, которые не желали придерживаться иконописных Подлинников65. Затем чудо повторилось с иконой Николая Мирликийского, в нижней части которой были «ненужные» с точки зрения митрополита фигуры (в том числе изображение демона). Появившийся отпечаток снова отличался от оригинального образа — «лишние» фигуры на нем отсутствовали. Такая «корректирующая», дидактическая функция чуда стала важным аргументом для митрополита — в видеорепортаже он апеллировал к обоим прецедентам, доказывая не только свою правоту в отношении конкретных иконографических сюжетов, но и, шире, необходимость церковного контроля за любыми создаваемыми иконами и иконостасами.

Рассказы о киотных брандеа нередко встраиваются в политический контекст. Это происходит и в дискурсе прихожан, и в действиях церковных властей, прежде всего на территории Украины, где военно-политические вопросы в последние годы находятся в постоянной актуальной повестке. Киевская икона «Призри на смирение» и ее брандеа облетает в самолете территорию Украины. Проявившийся на оконном стекле в селе Мартыновка Николаевской области образ Богородицы хозяева квартиры связывают со знаком, посланным от сына, который погиб в 2014 г. в военном конфликте в Луганской области66. С 2016 г. это стекло начали почитать как чудотворный образ, специальные репортажи рассказывают об истории погибшего солдата, а возникший культ, объединив людей с разных уголков Украины, во многом сфокусирован на военной тематике: проводятся молебны об окончании сражений, проявившийся образ интерпретируется как заступничество Богородицы о стране, переживающей тяжелый военный кризис67. Схожим образом, через военно-патриотическую тематику было интерпретировано появление нерукотворного образа на окне храма Свято-Анастасиевского женского монастыря в Житомире: он был обнаружен одной из прихожанок во время ее

65. Лобанов О. Святыня на стекле; Свидетельство о новом чудесном явлении в Салас-пилсе (видеорепортаж) // Pravoslavie.lv. Официальный сайт ЛПЦ МП. 14.11.2010 [http://pravoslavie.lv/index.php?newid=3470, доступ от 12.01.2020].

66. В украинском селе разглядели на стекле образ Богородицы. Новостной видеосюжет николаевской телекомпании «ТСН» // Play. 29.11.2016. [https://m.play. md/2548779, доступ от 12.01.2020].

67. В Николаевской области на окне квартиры, где жил погибший боец АТО, проявился лик Богородицы // Tolkopravda. 7.12.2016. [https://tinyurl.com/4uezdz25, доступ от 12.01.2020].

молитвы перед иконой блаженной Матроны о воюющих солдатах и об окончании боевых действий, в годовщину гибели ее близкого человека в ходе антитеррористической операции68.

Наконец, в комментариях к статьям и видеороликам, размещенным в YouTube, прагматика рассказов об отпечатках оказывается вписана в коммуникативный контекст. Как мы упоминали, в комментариях широко распространились (квази)молитвенные практики: обращения к Господу, Богоматери, святым, явившихся в этих образах, и к самими иконам, просьбы помолиться друг за друга, публикация церковных молитв. В этом контексте личные свидетельства о чудесах, произошедших благодаря обращению к иконе или к ее брандеа, помогают войти в коммуникацию, поддержать апологетов и публично прославить описываемую святыню. Впрочем, и здесь нередко происходит фреймирование таких историй через локальный и политический контекст (так, при комментировании украинских брандеа речь часто заходит о военном конфликте на восточных территориях страны).

* * *

На постсоветском пространстве культ отпечатков активно развивается и на вернакулярном, и на институциональном уровне. Большинство описанных в СМИ случаев — появление брандеа у храмовых икон. Однако обнаруживаются и отпечатки от домашних образов и даже от новых печатных икон, привезенных для продажи в церковной лавке69. При этом к образам на стекле могут применяться те же контактные практики, что и к почитаемым иконам. Киотные брандеа превращают в самостоятельные моленные иконы, сооружая для них свои киоты, размещая для поклонения в храме, читая перед ними акафисты. Рассказы о таких образах легко вписываются в распространенный дискурс о благодати, аккумулирующейся в намоленных иконах и истекающей от них.

Ритуальные и нарративные практики начинают быстро выстраиваться не только вокруг материнской святыни и возникшего брандеа, но и вокруг изображений, видеороликов, документальных фильмов в интернете. Коммуникация между верующими,

68. На окне житомирского храма появилось изображение, прихожане считают — это нерукотворная икона // Zhitomir.INFO. 26.02.2016. [https://www.zhitomir.info/ news_154920.html, доступ от 12.01.2020].

69. Круглова О. Чудо на стекле // Благовест. 11.06.2010 [https://blagovest.cofe.ru/ CHudesa-Bozhii/CHudo-na-stekle, доступ от 12.01.2020].

молитвенные обращения, благословения, обмен историями, высказывания апологетов и скептиков, — все это быстро запускается на популярных сайтах, где формируется новая, виртуальная форма прихрамовой социальной среды. Неудивительно, что новый тип брандеа часто оказывается включен в обсуждаемую новостную повестку, а при его интерпретации задействованы многие идеи и представления, актуальные в последние десятилетия в церковной и прицерковной среде.

Пик обнаружения и прославления чудесных отпечатков пришелся на вторую половину 1990-х и 2000-е гг. И хотя такие случаи продолжают фиксироваться, судьба прежних отпечатков оказывается разной. В некоторых церквях, как в храме Преображения Господня села Вельяминово, поток паломников, которые ехали посмотреть на чудо, с годами стал иссякать или вовсе прекратился. В других, как в московском храме Петра и Павла, сам отпечаток был перемещен на менее видимое и значимое место. Широкий всплеск интереса к нерукотворным образам остался в прошлом, и традиция перешла в более спокойное состояние, поддерживаясь в одних церквях и постепенно затухая в других.

Приложение

Список наиболее известных случаев обнаружения киотных бран-деа 1990-2020 гг.

1. г. Киев, Украина: икона Божией Матери «Призри на смирение» в Свято-Введенском мужском монастыре (1 августа 1993 г.)

2. г. Иерусалим, Израиль: икона св. Спиридона Тримифунт-ского в греческом православном монастыре св. Спиридона Тримифунтского (2 июня 1994 г.)

3. г. Симферополь, Украина: икона Спасителя во Всехсвят-ской церкви (октябрь 1998 г.)

4. с. Кулевча Одесской области, Украина: икона Великомученика Георгия Победоносца и Пантелеймона Целителя в Свято-Никольском храме (1990-е гг.)

5. г. Туринск Свердловской области, Россия: икона Божией Матери «Игумения горы Афонской» в Свято-Николаевском женском монастыре (1998 г.)

6. г. Киев, Украина: местночтимая Казанская икона Божией Матери в Свято-Пантелеймоновском ските киевского Покровского монастыря (осень 1999 г.)

7. г. Псков, Россия: икона «Успение Богородицы» в храме святого благоверного князя Александра Невского (рубеж 1990-2000-х гг.)

8. с. Ям Домодедовского района Московской области: Ивер-ская икона Божией Матери в храме Флора и Лавра (рубеж 1990-2000-х гг.)

9. с. Вельяминово Домодедовского района Московской области, Россия: икона Божией Матери «Казанская» в храме Преображения Господня (весна 2000 г.)

10. г. Москва, Россия: икона «Спас Нерукотворный» в храме Петра и Павла у Яузских Ворот (2001 г.)

11. г. Троицк Челябинской области, Россия: икона Святителя Николая Угодника в Свято-Троицком соборе (16 августа 2001 г.)

12. г. Чебоксары, Республика Чувашия, Россия: икона Серафима Саровского в Спасо-Преображенском женском монастыре на Владимирской горке (25 июля 2002 г.)

13. г. Екатеринбург, Россия: икона Царственных Мучеников в храме Рождества Христова (август 2002 г.)

14. г. Ишим Тюменской области, Россия: икона «Спас Нерукотворный» в Покровской церкви (17 октября 2002 г.)

15. г. Боровичи Новгородской области, России: лики святых на реставрируемой иконе в Свято-Духовом монастыре (2000-е гг.)

16. г. Талица Свердловской области, Россия: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радостей», а затем еще восемь образов в иконостасе по обеим сторонам царских врат в Петропавловском храме (2004 г.)

17. г. Симферополь, Украина: икона Святителя Николая Чудотворца в Петропавловском кафедральном соборе (декабрь 2004 г.)

18. г. Усолье-Сибирское Иркутской области, Россия: икона «Неупиваемая чаша» в Спасо-Преображенском храме (начало 2007 г.)

19. г. Мелитополь Запорожской области, Украина: икона Божией Матери «Козельщанская» в главном храме Мелитопольского мужского монастыря святого Саввы Освященного (февраль 2007 г.)

20. г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия: икона апостола Иакова Алфеева в Крестовоздвиженском храме (апрель 2007 г.)

21. г. Гадяч Полтавской области, Украина: икона Николая Чудотворца в Свято-Успенском соборе (июнь 2007 г.)

22. г. Саласпилс, Латвия: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» в храме во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (6 ноября 2009 г.)

23. г. Чебоксары, Республика Чувашия, Россия: икона Спасителя в терновом венце в храме мужской чебоксарской колонии (март 2010 г.)

24. г. Самара, Россия: икона Христа Спасителя в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» (май 2010 г.)

25. г. Саласпилс, Латвия: икона святителя Николая в храме во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (6 ноября 2010 г.)

26. п. Оричи Кировской области, Россия: икона Божией Матери (2010-е гг.)

27. г. Полтава, Украина: икона святого Агапита Печерского (январь 2012 г.)

28. г. Вязники Владимирской области, Россия: икона Казанской Божией Матери в Благовещенском храме Свято-Благовещенского женского монастыря (12 августа 2013 г.)

29. г. Хабаровск, Россия: и икона Божией Матери «Неупивае-мая Чаша» в Христорождественском соборе (июнь 2016 г.)

30. г. Самара, Россия: икона Христа Спасителя в Свято-Казанском храме (март 2018 г.)

31. п. Октябрьское Ханты-Мансийского автономного округа, Россия: икона Божией Матери «Отрада и Утешение» в Свято-Троицкой обители (февраль 2019 г.)

Библиография / References

Антонов Д.И. Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3(39). С. 7-25.

Антонов Д.И. Два «тела» иконы: общение с сакральным образом как апроприация силы // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». № 7. М., 2018. C. 9-34.

Антонов Д.И. Цари и самозванцы: борьба идей в России Смутного времени. М.: РГГУ, 2019.

Антонов Д.И., МайзульсМ.Р. «Мечтания» и «illusions»: Дьявольские наваждения между книжностью и иконографией. Часть 1 // Россия XXI. № 4. М., 2012. С. 112137.

Бутов И.С. Нерукотворные изображения на религиозную тему, возникшие на оконных стеклах: распространение и фиксация рассказов на территории Беларуси // Религиоведение. 2020. № 3. С. 36-44.

Мороз А., Семиврагова Э. Животворящий крест в с. Годеново: между двух сакральных центров и за их пределами / / Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. №3(39). С. 184-208.

Харазов В. Чудеса в Грушеве // Наука и религия. 1988. № 5. С. 21-24; № 6. С. 46-49.

Antonov, D.I. (2018) "Dva 'tela' ikony: obshchenie s sakral'nym obrazom kak apropriatsiia sily" [Two "bodies" of an icon: communication with a sacred image as an appropriation of virtue], Vestnik RGGU. Seriia "Istoriia. Filologiia. Kul'turologiia. Vostok-ovedenie" 7: 9-34.

Antonov, D.I. (2019) Tsari i samozvantsy: bor'ba idei v Rossii Smutnogo vremeni [Tsars and impostors: the struggle of ideas in Russia in the Time of Troubles]. Moscow, RGGU.

Antonov, D.I. (2021) "Apropriatsiia sily: nezrimoe 'telo' sviatyni v khristianskikh traditsi-iakh" [Appropriation of Virtue: The invisible "body" of holy objects in Christian traditions], Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 3(39): 7-25.

Antonov, D.I., Maizul's, M.R. (2012) "'Mechtaniia' i 'illusions': D'iavol'skie navazhdeniia mezhdu knizhnost'iu i ikonografiei" [Dreams and illusions: Devilish obsessions between book writing and iconography. Part 1], Rossiia XXI 4: 112-137.

Butov, I.S. (2020) "Nerukotvornye izobrazheniia na religioznuiu temu, voznikshie na okon-nykh stioklakh: rasprostranenie i fiksatsiia rasskazov na territorii Belarusi" [Non-Handmade Images on Religious Themes Appeared on Window Panes: Distribution and Recording of the Stories in Belarus], Religiovedenie 3: 36-44.

Kharazov, V. (1988) "Chudesa v Grusheve" [Miracles in Grushevo], Nauka i religiia 5: 2124; 6: 46-49.

Moroz, A., Semivragova, E. (2021). "Zhivotvoriashchii krest v s. Godenovo: mezhdu dvukh sakral'nykh tsentrov i za ikh predelami" [The life-giving cross in Godenovo: Between two sacred centers and beyond], Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom, 3(39): 184-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.