Научная статья на тему 'Отонимные образования в современных СМИ (на материале политических антропонимов)'

Отонимные образования в современных СМИ (на материале политических антропонимов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
268
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Политическая лингвистика / деривация / отонимные образования / словообразование / современный русский язык / contemporary Russian-language. / Political linguistics / derivation / formations education / morphological derivation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Залетаева Анна Антоновна

Работа посвящена актуальным вопросам политической лингвистики. С помощью метода сплошной выборки были найдены отонимные окказионализмы в СМИ и интернет-блогах. На основании результатов анализа были выявлены и классифицированы разные способы образования таких окказионализмов (суффиксальный, использование аналогий и др.). Также был сделан вывод, что такие слова могут объединяться в словообразовательные гнезда. В будущем планируется продолжить исследование рассмотреть и классифицировать коннотации окказионализмов, словообразовательные гнезда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to topical issues of political linguistics. With the method of simple sampling the nonce words of the political anthroponyms were investigated in mass-media and internet blogs. Based on results of analysis a few methods of a formation of the nonce words (suffix method, word's unification method, the analogy) were detected and classified. Also formation of the derivation's nests was detected. In the future it is planning to continue the study with researching and classifying the connotation of the nonce words and derivation's nests.

Текст научной работы на тему «Отонимные образования в современных СМИ (на материале политических антропонимов)»

Время науки

The Times of Science

Залетаева Анна Антоновна

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет филологический факультет (5 курс)

Научный руководитель - к.ф.н., доцент Фокина О. В.

ОТОНИМНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

(НА МАТЕРИАЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ АНТРОПОНИМОВ)

Аннотация:

Работа посвящена актуальным вопросам политической лингвистики. С помощью метода сплошной выборки были найдены отонимные окказионализмы в СМИ и интернет-блогах. На основании результатов анализа были выявлены и классифицированы разные способы образования таких окказионализмов (суффиксальный, использование аналогий и др.). Также был сделан вывод, что такие слова могут объединяться в словообразовательные гнезда. В будущем планируется продолжить исследование - рассмотреть и классифицировать коннотации окказионализмов,

словообразовательные гнезда.

Annotation:

The work is devoted to topical issues of political linguistics. With the method of simple sampling the nonce words of the political anthroponyms were investigated in mass-media and internet blogs. Based on results of analysis a few methods of a formation of the nonce words (suffix method, word's unification method, the analogy) were detected and classified. Also formation of the derivation’s nests was detected. In the future it is planning to continue the study with researching and classifying the connotation of the nonce words and derivation’s nests.

Ключевые слова:

Политическая лингвистика, деривация, отонимные образования, словообразование, современный русский язык.

Keywords:

Political linguistics, derivation, formations education, morphological derivation, contemporary Russian-language.

Современная социально-политическая ситуация в России стимулирует бурные процессы в словообразовании. В качестве производящей базы для новых слов активно используются политические онимы. Наиболее открытой площадкой для отслеживания речевых инноваций являются масс-медиа, поэтому

именно их мы избрали объектом нашего исследования. Современные

Zaletaeva A.A.

А.А. Залетаева

средства массовой информации стимулируют процессы деривации (деривация - наука о процессах образования языковых единиц. Словообразование же является лишь частным случаем, одним из разделов дериваталогии [3]) в современном русском языке, расшатывая привычные рамки сложившейся системы, добавляя в известные словообразовательные типажи все новый и новый лексический материал. Уникальность заключается в том, что благодаря им значительно расширяется функциональность этого материала, используются: разговорный язык, просторечие, жаргон -конструкции, выходящие за рамки литературного языка. На этом огромном языковом материале можно проследить, как активизируется потенциал языка, рождаются ситуативные окказионализмы.

Политическая жизнь страны - деятельность партий, изданий, телеканалов - обусловила множество речевых образований с политической окраской.

У слообразовательного процесса, который является основным средством обогащения языка, появилась тенденция к вовлечению в него разнотипных имен собственных. В результате этого процесса, называемого апеллятивацией, появляются так называемые имена-апеллятивы. В последнее время, он получает все большее распространение, особенно, в сфере лексики массово-информативных средств и уже отмечен исследователями, например, в английском языке [4], а в материалах газет и блогов можно обнаружить множество слов, образованных с использованием фамилий политиков, например «чуродейство», «медвепуты», «ельцинизм», «жиринолог».

В разные периоды жизни языка словообразовательные способы приобретают разную степень активности. Причинами перемен в процессах деривации являются недостаточность или избыточность тех или иных образований в языке. Также существует понятие «языковой

Время науки

The Times of Science

моды», когда все новообразования подгоняются под одну, полюбившуюся социуму модель. Модели образования новых слов сменяют друг друга в зависимости от потребностей общества, продуктивные модели со временем теряют актуальность, а неэффективные в прошлом модели становятся востребованными. Из-за усиления аналитических методов освоения новых фактов стали востребованными абстрактные имена и, соответственно, модели словообразования, с помощью которых образуются существительные абстрактные и конкретные. Сейчас русскому языку требуются именно новые существительные, потому что современная действительность требует, в основном, емких наименований для социально важных процессов и событий, в том числе в политической жизни, поэтому именные образования, совмещающие значение процессуальности с номинативностью, вытесняют глаголы.

Целью работы было провести всесторонний анализ отонимных образований, встречающихся в современных печатных СМИ и интернет-блогах.

Были поставлены задачи: сделать анализ окказионализмов, образованных от политических антропонимов, на материалах СМИ и блогов. Эти источники уникальны для словообразования, потому что благодаря им значительно расширяется функциональность лексического материала русского языка. На этом огромном языковом материале можно проследить, как активизируется потенциал языка и рождаются новые ситуативные окказионализмы. Так же была поставлена задача дать им характеристику по способу словообразования и выяснить, какой способ словообразования представлен наиболее широко.

Для начала были разграничены понятия «окказионализм» (окказионализм — это, преимущественно, речевая экспрессивная единица любого языкового уровня, отличается ненормативностью, номинативной факультативностью и словообразовательной

Zaletaeva A.A.

А.А. Залетаева

производностью. Т.е. это «мотивированная неправильность, носящая целесообразно организованный характер» [2]) и «неологизм». И выбран для использования неологизм — слово или словосочетание, используемое для номинации новой реалии, которая создается «в полном соответствии со структурой и общекатегориальным значением определенного словообразовательного типа» [1]. Так как объект нашего исследования - СМИ, следовательно, следует использовать первый термин, иногда заменяемый его синонимом — «новообразование» (он был впервые введен Н.И. Фельдманом и охарактеризован в трудах А.Г. Лыкова, В.В. Лопатина и др. [5]).

Далее был определен объект исследования - медиадискурс, и охарактеризован как «любого вида дискурс, реализуемый в поле массовой коммуникации, продуцируемый СМИ», потому что в этом ключе можно говорить о педагогическом, религиозном и представленном в работе политическом медиадискурсе.

Затем был произведен анализ методом сплошной выборки. Такой метод используют, когда объектов, которые подлежат исследованию, - множество, которое необходимо охарактеризовать на основе изучения части этого множества. Примеры были отобраны с помощью поисковой системы Yandex (Яндекс). На основе результатов исследования было выяснено, что наибольшее количество окказионализмов образованы суффиксальным способом, например, с помощью суффиксов -изм, -ац, -щин(а) для обозначения абстрактных явлений, как, к примеру, в словах «зюганизация», «жириновщина», так же суффиксов лица: -ец/-овец, -чик/щик, -ист, -ик, как в словах «зюганоид», «бандеровец». Широко представлены варианты сложения слов, несущие дополнительную негативную коннотацию: «бандерофилы», «депардьемания» и др. Так же представлены всевозможные префиксы со значением «следования за мотивирующим его антропонимом»: например, «запутинг». Так же

Время науки

The Times of Science

мы видим, как формируются словообразовательные цепочки, такие как, например, самая простая: путин->путинец->запутинец.

Помимо несложных новообразований, уже названных, были найдены и более интересные: например, окказионализм ««депардьемания», с компонентом «мания», имеющий первоначальное значение ««психическое расстройство, болезненное состояние с сосредоточением сознания, чувств на какой-либо одной идее», понимается как "сильное, непреодолимое влечение, пристрастие к чему-либо». Или, например, окказионализм «депардьировать» (и его вариант ««депардировать») - аналогия со словом «эмигрировать». Или окказионализм ««чуродейство» - здесь использован компонент слова «действие» («-действо») плюс, в данном случае, аналогия со словом «чародейство».

На основании данного исследования можно сделать вывод, что образование подобных окказионализмов и формирование

словообразовательных гнезд с вершиной - политическим онимом -это активный словообразовательный процесс.

В дальнейшем планируется рассмотреть и классифицировать коннотации окказионализмов, провести сравнительный анализ с уже существующими исследованиями (до 2000 г.), рассмотреть

словообразовательные гнезда.

Литература:

1. Гончаренко Г.Е. Лексико-семантические особенности окказиональных слов (на материале произведений, советской публицистики): автореф. дисс. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 1978. C.24.

2. Лыков А.Г. Современная русская лексикология. М.: Высшая школа, 1976. С. 119.

3. Мурзин Л.Н. Основы дериватологии. Пермь: изд. Перм. ун-та, 1984. С. 56.

4. Савилова И.П., Лошак Г.П. Английские имена собственные в контексте апеллятивного словотворчества // Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Язык и коммуникация в контексте культуры». Рязань: изд. РГУ им. С.А. Есенина, 2007. С. 166.

5. Фельдман Н.И. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. М., 1957. № 4. С. 64 - 73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.