Научная статья на тему 'Относительно форм деятельности центральных органов исполнительной власти Украины'

Относительно форм деятельности центральных органов исполнительной власти Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / EXECUTIVE AUTHORITIES / LEGAL FORMS / ORGANIZATIONAL FORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев Дмитрий Владимирович

В статье проанализированы сущность и значение форм деятельности центральных органов исполнительной власти Украины. Предоставлено их авторское определение и раскрыто содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the forms of the activity of central executive bodies of Ukraine

The article analyzes the nature and significance of forms of activity of central executive bodies of Ukraine. Given their authors definition and revealed the content.

Текст научной работы на тему «Относительно форм деятельности центральных органов исполнительной власти Украины»

Section 16. Science of law

References:

1. See: performance of ex-chairman of the Committee of penal system of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan Posmakov P. N., Moscow, 2001.

2. Data from the International center of prison research URL: http://www.prison-studies.org/info/worldbrief/(access date: December 15, 2013)

3. Barton K. Psychology of criminal behavior. - SPb.: Prime. - EVROZNAK. - 2004.

Zhuravlev Dmitry Vladimirovych, PhD of law sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Department of notaries, financial monitoring of legal services and bar associations, the Ministry of Justice of Ukraine E-mail: dmitro.zhuravlov@mail.ru

On the forms of the activity of central executive bodies of Ukraine

Abstract: The article analyzes the nature and significance offorms ofactivity ofcentral executive bodies of Ukraine. Given their authors definition and revealed the content.

Keywords: executive authorities, legal forms, organizational forms.

Журавлев Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Департамента нотариата, финансового мониторинга юридических услуг и адвокатских объединений, Министерство юстиции Украины

E-mail: dmitro.zhuravlov@mail.ru

Относительно форм деятельности центральных органов исполнительной власти Украины

Аннотация: В статье проанализированы сущность и значение форм деятельности центральных органов исполнительной власти Украины. Предоставлено их авторское определение и раскрыто содержание.

Ключевые слова: органы исполнительной власти, правовые формы, организационные формы.

На сегодня перед нашим государством наступила объективная необходимость переосмысления на методологическом уровне общих проблем формирования и осуществления государственной политики во всех сферах общественной

254

Секция 16. Юриспруденция

деятельности, где особая роль отведена центральным органам исполнительной власти. При этом, особую актуальность приобретает исследование форм деятельности этих органов, что и определяет цель данной статьи.

Тематики форм деятельности центральных органов исполнительной власти Украины в той или иной степени касались разные ученые, среди которых, прежде всего, стоит отметить следующих: Г. В. Атаманчук, Л. А. Калинина, В. К. Колпаков, Д. М. Овсянко, Л. А. Окуньков, Ю. П. Орловский, Ю. А. Тихомиров и др.

Как известно, внешнее проявление деятельности органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществляется в рамках своей компетенции, и называется «форма управления» [1, 63]. В общем же виде под формой управленческой деятельности следует понимать тот или иной способ внешнего выражения (оформление) содержания этой деятельности [2, 208].

Наиболее распространенными являются две классификации: во-первых, по значимости последствий, возникающих в результате использования той или иной формы (наличии правового эффекта), во-вторых, по степени правовой регламентации процесса их применения. По значимости последствий, возникающих в результате использования форм, выделяют: а) правовые формы государственного управления; б) неправовые (организационные) формы государственного управления. По степени правовой регламентации процесса выделяют следующие формы государственного управления: 1) установление норм права (издание нормативных актов управления, административная правотворчество); 2) применение норм права (издание ненормативных актов управления, индивидуальных актов управления, актов применения норм права, административное распорядительство); 3) заключение административных договоров; 4) осуществление регистрационных и иных юридических действий; 5) производства организационных действий; 6) выполнение материально — технических операций [2, 212-213].

К правовым относятся формы, использование которых влечет возникновение юридического эффекта. В частности, издание юридических актов, применения принудительных мер и т. п. К неправовым относятся формы, непосредственно юридического значения не имеют и не влекут возникновения административно — правовых отношений.

Таким образом, под формами деятельности центральных органов исполнительной власти Украины следует понимать более или менее однородные группы внешне выраженных действий, направленных на обеспечение выполнения функций по осуществлению государственной правовой политики.

В отличие от правовой формы, где имеет выражение одностороннее волеизъявление уполномоченного на реализацию компетенции государственного органа, в организационных формах больше представлены различные точки зрения и подходы, возможны обсуждения и дискуссии, компромиссы и согласования [3,110]. Более

255

Section 16. Science of law

подробно остановимся на основных правовых формах деятельности центральных органов исполнительной власти, поскольку они не только должны четко закреплен юридический проявление, но есть и отправной составляющей их компетенции.

По нормотворческой деятельности, то некоторые из существующих законодательных актов имеют декларативный характер, а это означает, что соответствующие общественные отношения остаются неурегулированными. Центральные органы исполнительной власти в процессе осуществления нормотворческой деятельности руководствуются планами законопроектных работ министерств, других центральных органов исполнительной власти на каждый год. При этом, объемы законопроектных работ свидетельствуют об основной, координирующей и определяющей роли центральных органов исполнительной власти в сфере нормотворческой деятельности и формировании национального правового поля.

Окончательно так и не приняты чрезвычайно важные в этом контексте Законы Украины «О законах и законодательной деятельности», «О нормативно — правовых актах». Обуславливает необходимость принятия нормативного акта в виде закона, который бы создал иерархию подчиненности нормативно — правовых актов.

По нашему мнению, для анализа законодательства целесообразно использовать критерии, предложенные Ю. А. Тихомировым; состояние законодательства, на его взгляд, можно оценивать с помощью следующих показателей: 1) степень отражения конституционных принципов; 2) наличие базовых законов; 3) равномерность развития отраслей национального законодательства; 4) соответствие принципам и нормам международного права; 5) адекватность решению задач экономического, социального и политического развития, обеспечения прав граждан;

6) открытость, прозрачность и доступность; 7) уменьшение количества противоправных деяний [4, 109]. Оценка состояния законодательства по вышеуказанным показателям позволит определить новые этапы его развития и применения. Поэтому систематический анализ действия законов и уровня законности приобретает актуальное значение. Нужно эффективно использовать все возможные пути проверки соблюдения законов, обобщения судебной практики, материалы парламентских слушаний, контрольные функции Верховной Рады Украины, прокуратуры, Счетной палаты Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, других органов государственной власти.

Можно определить пять этапов приведения нормативно — правовых актов министерств и других органов в соответствии с действующим законодательством:

1) Пересмотр нормативно — правовых актов, которые были выданы до принятия Акта провозглашения независимости Украины, с целью разработки новых нормативно-правовых актов, устранение устаревших и таких, которые не соответствуют новым условиям экономического и социального развития Украины;

2) Пересмотр нормативно-правовых актов, которые приняты субъектами нор-

256

Секция 16. Юриспруденция

мотворчества к введению государственной регистрации нормативно-правовых актов, в установленном законодательством порядке, то есть до 01.01.93 и других сроков, установленных действующим законодательством Украины; 3) Просмотр зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке нормативно-правовых актов; 4) Пересмотр нормативно-правовых актов, выданых субъектами нормотворчества до принятия Конституции Украины (Основного Закона Украины); 5) Пересмотр нормативно — правовых актов, выданых субъектами нормотворчества с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством Украины, и адаптация к законодательству Европейского Союза, которой предшествует экспертиза на соответствие acquis communautaire. Таким образом, насущной, по нашему мнению, является реализация принятой Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза как программного документа, способствуя постепенному и планомерному процесса адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, поскольку на сегодня ежегодные планы работы по адаптации формируются при отсутствии продуманного, системного, научно обоснованного подхода к их разработке и носят избирательный, непоследовательный характер.

Особое значение имеет определение природы организационных форм деятельности центральных органов исполнительной власти. Так, характеризуя организационную деятельность именно центральных органов исполнительной власти следует определить ряд видовых признаков, а именно: 1) ее осуществляют собственные центральные органы исполнительной власти (субъектный признак); 2) она осуществляется на государственном уровне; 3) она носит целевой, разновекторный характер, то есть направлена на: а) осуществление задач социального управления (в широком смысле); б) осуществление задач государственного управления на государственном уровне функционирования социума; в) решение вопросов государственного значения в интересах общества (объектный признак); г) осуществление и повышение качества деятельности центральных органов исполнительной власти; 4) она имеет эвристический характер (осуществляется выбор оптимальных вариантов реализации полномочий центральных органов исполнительной власти); 5) она имеет инновационный характер (с ее помощью возможно решение ряда проблемных вопросов, регламентация которых не отражена в компетенции центральных органов исполнительной власти).

Итак, к организационно-правовым формам деятельности центральных органов исполнительной власти следует отнести: а) подготовка, принятие и реализация решений центральных органов исполнительной власти; б) координация деятельности органов в системе исполнительной власти; в) организационные, регистрационные, разрешительные и другие формы; г) консультативная и информационная деятельность; д) учетные, аналитические, программные формы работы;

257

Section 16. Science of law

е) взаимодействие органов исполнительной власти с другими ветвями и институтами государственной власти; ж) информационное обеспечение всех субъектов в системе исполнительной власти; з) государственный контроль и надзор.

Список литературы:

1. Овсянко Д. М. Административное право: учеб. пособие для студ. юрид. фактов и ин-тов/Д. М. Овсянко. - М., 1995. - 448 с.

2. Колпаков В. К. Адмшстративне право Украши: тдруч./В. К. Колпаков. - К., 2001. - 752 с.

3. Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): учеб. пособие/Г. В. Атаманчук. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. - 302 с.

4. Тихомиров Ю. А. Общая концепция развития российского законодательства//Л. А. Окуньков, Ю. А. Тихомиров, Ю. П. Орловский, М. Я. Булошников (отв. секретарь). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Ин-та зак-ва и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 1995. - 220 с.

Kalganova Yelena Anatol’evna, National University of the State Tax Service of Ukraine, doctoral student, Department of Criminal law, process and criminalistics E-mail: kela2009@bigmir.net

Professional criminality in the sphere of economy of Ukraine

Abstract: The specific of the existence of professional crime in the sphere of economic activity is examined in the article. The growing professionalism of criminals in the sphere of economic activity is a global trend is stated.

Keywords: professional criminality, criminal activity, criminal organization, the sphere of economy.

The analysis of a changing situation in the sphere of economy shows that the economic criminality undergoes essential transformations. The main high-quality changes are connected with gradual decrease in level of violence in economy and formation of social and legal control. At the same time it is necessary to consider latency of these crimes and therefore the statistics is conditional.

258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.