Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. I
вестник санкт-петербургского университета
М. В. Галимзянова
отношения в родительской семье и выбор партнера
характеристика современного состояния проблемы
В настоящее время все больше внимания государства обращается к проблемам семьи. особенности семьи и семейного уклада, своеобразие родительских представлений, различные события в жизни семьи и ребенка с первых дней жизни оказывают первостепенное влияние на развитие личности ребенка и становление его представлений о партнерских отношениях.
Каждый человек стремится создать такие партнерские отношения, в которых он мог бы любить, быть любимым и чувствовать себя счастливым.
однако далеко не все союзы оказываются долговечными. Возникает неудовлетворенность отношениями, что зачастую заканчивается расставанием и разводом.
для многих людей становится проблемой то, что большинство их попыток построить серьезные, глубокие отношения, основанные на любви, поддержке и взаимопонимании, заканчиваются неудачей. Несмотря на значительные усилия, направленные на то, чтобы изменить ситуацию, люди снова и снова оказываются в одиночестве. В поисках решения этой проблемы они часто обращаются к психологу.
Перед психологами нередко встают вопросы о том, как можно помочь человеку выявить причины неудач в личной жизни и построить крепкий союз. для того чтобы ответить на эти вопросы, важно понять, какие существуют механизмы построения партнерских взаимоотношений, как происходит выбор партнера и, на что человек прежде всего ориентируется, этот выбор совершая.
В последние годы специалисты в разных областях науки стараются углубить понимание природы романтической любви. Ученые-биологи считают, что в основе романтической любви лежат инстинкты. люди инстинктивно выбирают таких партнеров, которые способны наилучшим образом обеспечить продолжение рода. И мужчина, и женщина стремятся выбрать наиболее генетически здорового и «перспективного» партнера. Предполагается, что существует универсальный устойчивый набор признаков, на которые ориентируется подавляющее большинство мужчин и женщин в своих предпочтениях.
Согласно этой теории, наиболее привлекательными для мужчин являются красивые женщины, внешность которых отражает здоровье, молодость и способность рожать и выхаживать здоровых детей. Поскольку мужчине для продолжения рода не обязательно быть молодым и физически крепким, женщины инстинктивно предпочитают мужчин, которые обладают лидерскими качествами, могут защитить семью и обеспечить ее всем необходимым. Таким образом, для женщины наиболее важным фактором является будущее семьи, а не внешность и молодость партнера.
Представители зарубежной социальной психологии считают, что кроме молодости, внешности и социального статуса для человека в его избраннике важен целый комплекс свойств. В социальной психологии существует теория «биржевого обмена», суть которой
© м. В. Галимзянова, 2009
заключается в том, что человек выбирает для себя такого партнера, которого считает эквивалентным себе. Вследствие этого отсутствие некоторых желаемых качеств в партнере компенсируется наличием других. По мнению К. Мелвилла, процесс выбора партнера можно сравнить с торговой сделкой — происходит обмен ценностями между двумя людьми, при этом учитываются такие характеристики как возраст, внешность, личностные качества, образование социальное происхождение и экономическое положение1.
Сторонники теории гомогамии: Най Л., Берардо Е., Боссард Дж. и др. — считают, что человек, скорее, выбирает партнера, обладающего схожей с ним «социальной ценностью». Следовательно, в число возможных избранников входят люди, обладающие одинаковыми характеристиками, которые имеют первостепенное значение (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по возрасту, образовательному уровню, брачному статусу, территориальная близость проживания)2.
Р. Уинчем была разработана теория комплементарных потребностей, согласно которой принцип гомогамии может быть применен только в отношении социокультурных характеристик, а на уровне личностных характеристик людей притягивают противоположности3.
Р. Уинч полагал, что при выборе партнера каждый человек ищет того, кто сможет максимально удовлетворить его потребности. любящие друг друга люди должны обладать схожими социальными чертами и дополнять друг друга психологически. Сближению будущих супругов способствуют такие силы как удовлетворение, вознаграждение и удовольствие. Согласно теории комплементарных потребностей, более привлекательной для властного, доминантного мужчины, скорее, будет кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине будут нравиться, скорее, энергичные и прямолинейные женщины.
Р. Сентерсом (Centers R., 1975) была разработана инструментальная теория подбора супругов, в которой особая роль уделяется удовлетворению потребностей. Считается, что одни потребности (например, половая потребность и потребность в принадлежности) являются более важными, чем другие, и что некоторые потребности более выражены у мужчин, чем у женщин, и наоборот. По мнению Р. Сентерса, наиболее привлекательными для человека являются те люди, чьи потребности сходны с их собственными, либо дополняют их.
Б. Б. Адамс на протяжении 6 мес. изучал прочные студенческие пары и установил, что первичное влечение основано, скорее, на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, уравновешенность, общительность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря действию таких факторов как реакции со стороны окружающих, получение статуса пары, ощущение уюта и спокойствия в присутствии друг друга и т. д. Далее пара вступает в стадию близости и взаимных обязательств, что, как правило, сближает партнеров еще больше. Люди, которые связали себя взаимными обязательствами, узнают друг друга, изучают взгляды и ценности своего партнера. На этой стадии часто появляется готовность к принятию решения о вступлении в брак4.
Мерстейном была сформулирована теория «стимул-ценность-роль», в которой выделяется три основных последовательных этапа выбора партнера. На каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Происходит учет плюсов и минусов каждого партнера, в результате чего устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Выбор партнера включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти люди. Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям)5.
На основе анализа семей Рейс выделил 8 типов формирующихся брачных союзов и разработал «теорию круговой любви». Эта теория объясняет механизм выбора партнера путем реализации четырех последовательных взаимосвязанных процессов: установление взаимосвязи (имеет значение легкость общения, которая зависит от социально-культурных факторов); самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим; формирование взаимной зависимости на основе чувства необходимости друг другу; реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии)6.
Согласно ролевой теории, выбор партнера и удовлетворенность отношениями зависят от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.
Идея существования нескольких стадий в процессе выбора партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса. Партнеры последовательно проходят через серию фильтров, и в этом процессе происходит постепенное отсеивание ряда людей из числа возможных партнеров и сужение индивидуального выбора. Рассматриваются такие фильтры как место жительства, сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак7.
Общим для перечисленных теорий является то, что все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Происходят последовательное сужение круга возможных избранников и отсев неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.
однако стоит отметить, что люди гораздо более разборчивы при выборе партнера, чем это утверждается описанными выше теориями. Несмотря на то, что каждый человек в течение жизни встречается с тысячами людей, среди которых можно выделить десятки подходящих, большинство по-настоящему сильную любовь испытывали лишь к единицам. Приходя к психологу, одинокие люди часто говорят, что не видят вокруг никого, кто может им подойти. И более того, те немногие люди, которые являются привлекательными для данного конкретного человека, имеют много схожего между собой. Семейные психологи и психотерапевты постоянно сталкиваются с тем, что после расставания с одним партнером люди обещают себе никогда больше не выбирать партнеров, обладающих такими же качествами. Но довольно часто, встретив нового партнера, человек вдруг с ужасом обнаруживает, что он демонстрирует те же варианты поведения, так же реагирует в конфликтных ситуациях и имеет те же вредные привычки, что и предыдущий партнер.
Методологическим истоком направления исследований мотивов выбора брачного партнера, названного «идентификация», является психоанализ. Представители этого направления полагают, что при выборе партнера идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представлении о родителе противоположного пола как об идеальном партнере. Таким образом, удовлетворенность взаимоотношениями зависит от соответствия качеств партнера образу родителя.
По мнению 3. Фрейда, благодаря сложному бессознательному процессу дети могут переносить любовь, испытываемую ими к родителю противоположного пола, на другие, общественно одобряемые, объекты — на своих потенциальных партнеров. Поэтому многие мужчины хотели бы встретить женщину, похожую на их мать, а женщины — мужчину, похожего на отца8.
Для объяснения выбора объекта влечения Дж. Мани и Т. Перпер в своих работах пользуются термином «шаблоны человеческого поведения. Т. Перпер полагает, что такие шаблоны не закодированы изначально, а вырабатываются в процессе формирования человека,
что включает в себя развитие нервной системы на основе генетически заложенных механизмов и последующее нейрофизиологическое создание образа «желанного другого»9.
о. Кернберг предполагал, что формирование идентичности определяется взаимоотношениями между младенцем и матерью в раннем детстве, когда эмоциональный опыт ребенка очень интенсивен, вне зависимости от того, приятные это переживания или болезненные. Память об эмоционально насыщенных моментах образует ядро схемы взаимодействий Я-репрезентации ребенка с объект-репрезентацией матери, приносящих приятные или неприятные минуты. Вследствие этого формируются две параллельные и изолированные друг от друга линии Я-репрезентаций и объект-репрезентаций и соответствующего им аффекта — позитивного или негативного10.
X. Дикс на основе практического терапевтического опыта утверждает, что образ партнера формируется в детстве на основе амбивалентных отношений с родителями и близкими людьми, пол которых не обязательно должен быть противоположным. X. Дикс считает, что выбор партнера осуществляется либо по принципу похожести партнера на родителей, либо «от обратного». Выбирается партнер, обладающий внешне противоположными родительскими качествами. Кроме того, по мнению исследователя, может происходить преследование черт характера, недостатков или неудач партнера, отвергаемых у себя самого. Или, наоборот, любовь или поиск в партнере (часто в форме напрасных фантазий) недостающих частей
самости11.
X. Дикс рассматривает партнерские отношения как ближайший взрослый эквивалент первичных родительско-детских взаимоотношений. Партнерские отношения формируются и сохраняются вследствие потребности в развитии и интеграции, что возможно при проработке детского травматического опыта во взаимодействии с партнером.
X. Дикс говорит о том, что выбор партнера для серьезных отношений осуществляется бессознательно. Партнеры бессознательно распознают центральную Эго-синтонную личность и «готовность» другого к совместной проработке конфликтов в личности друг друга. таким образом, оба партнера надеются на интеграцию потерянных частей, находя их в другом. однако при этом, по мнению Р. Дикса, партнеры также надеются на то, что в результате обоюдной защиты и совместного сопротивления этого болезненного развития удастся избежать.
Семейный психотерапевт X. Хендрикс на основе клинического опыта пришел к выводу о том, что каждый человек подсознательно ищет партнера с очень строго заданным набором положительных и отрицательных качеств. X. Xендрикс считает, что бессознательный выбор партнера осуществляется человеком на основе таких критериев как похожесть на обоих родителей и способность партнера восполнить недостающие ему качества характера. X. Xендрикс считает, что выбор происходит на основе образа, сформировавшегося в детстве, который он назвал «имидж-эго». «Имидж-эго» формируется из родительских черт, а также отдельных фрагментов истории взаимоотношений с близкими людьми в детстве12.
Согласно теории X. Xендрикса, сила романтического влечения зависит от степени соответствия партнера хранящемуся в сознании «имиджу эго».
В отечественной психологии проблема выбора партнера крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. отдельные ее аспекты освещались в работах Т. В. Андреевой, А. Н. Волковой, В. А. Сысенко, В. Н. Кунициной Б. Ю. Шапиро, В. И. Штильбанс13.
В настоящее время все большее внимание государства обращается на проблемы семьи. особенности семьи и семейного уклада, своеобразие родительских представлений,
различные события в жизни семьи и ребенка с первых его дней оказывают первостепенное влияние на развитие личности ребенка и формирование его представлений о партнерских отношениях и будущем партнере.
Несмотря на значительный интерес к данной теме, имеется крайне мало экспериментальных данных относительно роли детско-родительских отношений в выборе партнера и построении партнерских отношений.
Нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей построения семейных взаимоотношений взрослыми людьми в зависимости от специфики детского опыта, полученного в родительской семье. Исследование проводилось при финансовой поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга.
цель исследования — изучение взаимосвязи отношений в родительской семье и особенностей формирования партнерских отношений взрослых людей.
объектом исследования стали субъективные переживания детства взрослым человеком. Предметом — субъективные переживания детства в связи с партнерскими отношениями взрослого человека.
описание выборки испытуемых
В исследовании приняли участие 66 испытуемых, из них 48 женщин (73 %) и 18 мужчин (27 %) в возрасте 19-50 лет. Средний возраст испытуемых на момент обследования составил 25 лет. Для общей выборки характерно, что 45 % ее представителей имеют высшее, а 55 % — незаконченное высшее образование.
Ко времени проведения исследования все испытуемые имели партнерские взаимоотношения. 40 % испытуемых состояли в официально зарегистрированном браке, 23 % — в гражданском, 37 % имели постоянного партнера, с которым они встречались, но не жили вместе. Средняя длительность отношений, в которых состояли испытуемые в момент исследования, составила 3 г. и 2 мес. Средняя длительность предыдущих отношений испытуемых составила 1 г. и 2 мес. У испытуемых в среднем по выборке в течение жизни было по 2 партнера, с которыми у них были серьезные отношения.
Процедура и методы исследования
Исследование проводилось в 2 этапа с каждым испытуемым индивидуально. Во время первой встречи устанавливался контакт и проводилась беседа, в ходе которой испытуемые делились информацией о себе, о семье, в которой они воспитывались, и рассказывали о наиболее значимых переживаниях детства. (В данном случае под периодом детства понимается временной промежуток от рождения до 10-11 лет). В ходе беседы испытуемые описывали и оценивали свои ранние детские воспоминания.
Во время второй встречи использовался ряд бланковых методик.
Для изучения фактов биографии испытуемых, особенностей состава семьи, семейной ситуации, отношений в семье в период детства производилась биографическая беседа.
В процессе беседы испытуемые отвечали на вопросы, касающиеся истории своего появления на свет, состава семьи, семейной ситуации, рассказывали о наиболее запомнившихся событиях, произошедших в период детства. В процессе беседы заполнялась 1 часть анкеты «Мое детство». Анкета содержит вопросы, касающиеся описания наиболее важных событий, происходивших в период детства особенностей семейной ситуации и отношения к ним.
Для диагностики субъективных переживаний детства, особенностей восприятия испытуемыми отношения к ним со стороны родителей и особенностей поведения
родителей по отношению к ним, использовалась методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина, модифицированная нами и адаптированная для целей
14
настоящего исследования14.
Авторами методики А. Я. Варга, В. В. Столиным родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
В модифицированном варианте данной методики в фокус рассмотрения попадает восприятие взрослыми людьми отношения к ним со стороны каждого из родителей и наиболее значимых воспитателей. Для этой цели вопросы методики диагностики родительского отношения были переформулированы таким образом, что испытуемым предлагалось ответить на те же вопросы, только относительно не своего отношения к детям, а своего восприятия отношения к ним каждого из родителей и наиболее значимых воспитателей в период детства.
Для определения истории партнерских взаимоотношений испытуемых и особенностей взаимоотношений испытуемых с их партнерами в момент исследования была разработана анкета «Мои взаимоотношения». Анкета включает в себя вопросы, направленные на определение: 1) статуса испытуемых на момент заполнения анкеты; 2) истории партнерских взаимоотношений испытуемых, особенностей взаимоотношений с партнером на момент заполнения анкеты; 3) потребностей испытуемых в отношениях; 4) степени выраженности негативных переживаний, связанных с различными поведенческими проявлениями партнера; 5) частоты использования испытуемыми тех или иных форм поведения в отношении партнера; 6) степени выраженности переживаний, которые испытывают испытуемые во взаимоотношениях с партнером; 7) общей удовлетворенности испытуемых их взаимоотношениями с партнером; 8) частоты возникновения у испытуемых тех или иных травматических переживаний во взаимоотношениях с партнером (переживания отвержения, покидания, унижения, обмана доверия, несправедливости).
Для определения степени совпадения личностных характеристик испытуемых, их матери, отца, партнера и предыдущего партнера нами была модифицирована методика диагностики особенностей образа «Я» С. А. Будасси15.
Методика включает в себя список из 65 личностных качеств, расположенных в алфавитном порядке. Список качеств был составлен на основе качеств, предложенных в методике Будасси, а также списков разработанных X. Хендриксом для практической работы с семьями. Испытуемым предлагалось отметить, какие из приведенных качеств наиболее характерны для них самих, для их матери, отца, для их партнера, для предыдущего партнера (наиболее значимого из предыдущих) и для идеального, в представлении испытуемых, партнера. Обработка полученных данных осуществлялась путем попарного сравнения личностных качеств испытуемых, матери, отца, партнера, предыдущего партнера и Идеального партнера. Далее подсчитывалось количество совпадений в рассматриваемой паре. За совпадение принималось наличие или отсутствие качества у обоих в паре. При совпадении качеств присваивался 1 балл. Затем подсчитывалась сумма баллов в каждой паре.
Методы статистической обработки данных
Статистическая обработка массива данных проводилась на ПК с помощью программы «STATISTICA for Windows 8.0». Вычислялись одномерные статистически средние значения. Для выявления достоверности различий использовались t-критерий Стьюдента и U-критерий
Манна-Уитни. Для изучения взаимосвязей между отдельными исследуемыми параметрами применялся корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты эмпирического исследования
В целом по выборке наиболее совпадают личностные характеристики самих респондентов и идеального партнера (70,8 %). Можно предположить, что испытуемым хочется, чтобы их партнер был более похож на них, обладал большим количеством похожих качеств.
Кроме того, было выявлено, что степень схожести личностных характеристик матери и партнера, а также матери и предыдущего партнера у мужчин достоверно выше (р = 0,01), чем у женщин. Таким образом, респонденты-мужчины более склонны выбирать для серьезных отношений женщин, похожих на мать.
На основании проведенного корреляционного анализа было выявлено, что принятие со стороны матери и отца, а также кооперация с родителями в детстве могут способствовать тому, что человек в дальнейшем будет стремиться стать похожим на обоих родителей и приобретать личностные качества, свойственные родителям.
Полученные данные дают основание полагать, что чем больше принятия со стороны матери и отца чувствовали в детстве взрослые люди, тем более вероятно, что качества, свойственные обоим родителям, будут входить в идеальный образ партнера. Руководствуясь идеальным образом, для построения серьезных отношений они будут выбирать партнеров, обладающих личностными характеристиками, схожими с характеристиками обоих родителей.
Кроме того, было выявлено, что принятие со стороны отца и матери в детстве способствует выбору для серьезных отношений партнеров, обладающих наиболее приятными, ценными для испытуемых чертами и похожих между собой. Принятие со стороны родителей может также способствовать большему принятию личностных качеств своего партнера.
Было выявлено, что эмоциональное отвержение со стороны родителей в детстве (отношение как к неудачнику) препятствует идентификации с матерью и отцом, включению личностных качеств родителей, а также качеств самих испытуемых в идеальный образ партнера. Следовательно, взрослые люди, испытывавшие в детстве отвержение со стороны родителей, будут реже выбирать партнеров, обладающих характеристиками, схожими с родительскими, а также чертами, свойственными идеальному образу партнера. Эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей препятствует выбору для построения серьезных отношений партнеров, схожих между собой. Это предположительно связано с меньшей осознанностью выбора партнера.
Взрослые, чувствовавшие в детстве отвержение со стороны родителей, менее склонны выбирать в будущем партнера, обладающего сходными личностными характеристиками с отвергавшими его родителями, а также похожего на них самих. У них нет такого яркого ориентира, как у людей, воспитывавшихся в атмосфере любви и принятия, поэтому образ идеального партнера будет с высокой степенью вероятности менее четким, более размытым. Вследствие этого возможно, что партнеры, выбираемые ими для построения серьезных отношений, будут обладать разными личностными характеристиками (не будут похожи между собой).
Авторитаризм отца в детстве может способствовать тому, что первоначально при выборе партнера человек будет стремиться выбрать того, кто обладает чертами идеального партнера, либо идеализировать после расставания предыдущего партнера.
Симбиоз с матерью в детстве может способствовать тому, что первоначально при выборе партнера человек будет стремиться выбирать партнера, не похожего на мать, а при дальнейших выборах различия будут менее яркими.
Корреляционный анализ выявил тесную взаимосвязь показателей отраженного родительского отношения и показателей партнерских отношений.
Было установлено, что принятие со стороны отца и матери в детстве способствует развитию у человека в дальнейшем близких, теплых и нежных взаимоотношений с партнером и поиску партнера, способного выражать любовь телесно, говорить приятные слова и стремящегося проводить с ними как можно больше времени.
Возможно, что люди, жившие в атмосфере принятия, будут, скорее, стремиться выбирать для отношений партнеров, в наименьшей мере склонных проявлять критичность, властность, жертвенность, несамостоятельность, контроль и уходить от серьезных разговоров.
Кроме того, было установлено, что люди, жившие в детстве в атмосфере отвержения, скорее выбирают партнеров, склонных проявлять критичность, властность, жертвенность, несамостоятельность, контроль, несправедливость и нежелание вести серьезные разговоры.
Эмоциональное отвержение (отношение как к маленькому неудачнику) со стороны матери и отца в детстве способствует последующему переживанию из-за частого отвержения, недостатка принятия и эмоциональной близости с партнером.
Люди, которые в детстве жили в атмосфере отвержения, испытывают сильные переживания в связи с критикой, проявлением властности, деспотичности, жертвенности и нежеланием партнера вести серьезные разговоры.
Помимо этого, было выявлено, что пережившим в детстве отвержение со стороны родителей свойственно в партнерских отношениях нарушать данные партнеру обещания, отстраняться от партнера, избегать важных разговоров и проявлять бескомпромиссность.
Кооперация с матерью и отцом в детстве может способствовать построению партнерских отношений, в которых партнер часто выражает любовь телесно (с помощью прикосновений) и с помощью совместного времяпрепровождения.
Таким образом, можно предположить, что чем больше испытуемые чувствовали, что мать и отец стремились сотрудничать с ними, вовлекали в совместную деятельность, были заинтересованы в их делах и планах и старались принять их точку зрения в спорных ситуациях, тем более вероятно, что в дальнейшем такие люди будут выбирать партнера, который будет стремиться все свободное время проводить вместе с ними и выражать свою любовь при помощи телесных прикосновений.
Кооперация с родителями в детстве может способствовать развитию толерантности по отношению к партнеру, позволяя испытывать менее сильные негативные переживания в связи с избеганием партнером важных разговоров. Возможно, кооперация с родителями в детстве способствует построению серьезных отношений с партнером, редко избегающим серьезных разговоров. Кооперация с матерью и отцом в детстве способствует развитию толерантности к критике со стороны партнера.
Проявление авторитаризма со стороны отца в детстве и, как следствие, неудовлетворенная потребность ребенка в эмоциональной близости с ним находит отражение и во взрослых отношениях. Люди, у которых был авторитарный отец, испытывают большую потребность в эмоциональной близости в отношениях и испытывают негативные переживания, когда партнер проявляет бескомпромиссность, уходит от важных разговоров и эмоционально отстраняется.
Люди, у которых мать проявляла авторитаризм, испытывают негативные переживания, когда партнер критикует их, проявляет ригидность позиции и не хочет ничего обсуждать.
Изучение удовлетворенности партнерскими отношениями показало, что переживанию неудовлетворенности в партнерских отношениях (либо построению таких отношений, в которых переживание удовлетворенности будет по тем или иным причинам затруднено) может способствовать переживание отвержения и недостаток внимания со стороны матери в детстве, а также переживания, связанные с тем, что отца в детстве часто не было рядом.
Было выявлено, что чем в большей степени искренними, основанными на любви виделись испытуемым отношения между родителями, тем больше удовлетворенности они испытывают в своих партнерских отношениях. Следовательно, любовь, искренность, отношений родителей, их счастье и удовлетворенность своими отношениями может восприниматься ребенком как модель взаимоотношений и в дальнейшем воспроизводиться в собственной семье.
Выводы
Наше предположение о том, что опыт детства, и в особенности — отношения в родительской семье, играют значимую роль в выборе партнера и формировании партнерских отношений взрослого, подтвердилось. Было обнаружено, что эмоциональное принятие способствует включению родительских черт в идеальный образ партнера и дальнейшему выбору партнеров, обладающих личностными характеристиками, схожими с характеристиками обоих родителей. Было выявлено, что принятие со стороны отца и матери в детстве способствует принятию личностных качеств своего партнера и развитию в дальнейшем близких, теплых и нежных взаимоотношений с партнером. Противоположная картина наблюдается при эмоциональном отвержении со стороны родителей в детстве.
Кроме того, отвержение и недостаток внимания со стороны матери и отца в детстве способствуют переживанию неудовлетворенности в партнерских отношениях.
Кооперация с родителями в детстве способствует развитию толерантности по отношению к партнеру.
Любовь, искренность отношений родителей, их счастье и удовлетворенность своими отношениями могут восприниматься ребенком как модель взаимоотношений и в дальнейшем воспроизводиться в собственной семье.
1 Melville K. Marriage and the Family. New York, 1977; Bird G., Melville K. Families and intimate relationships. New York,1994.
2 BossardJ. H. S. Residential Propinquity as a Factor in Marriage Selection // American Journal of Sociology. 1932; Nye I., Berardo F. The Family: Its Structure and Interaction. New York, 1973.
3 Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.
4 Adams B. B. Mate Selection in the United States: A Theoretical summarization // Contemporary theories about the family. New York, 1979. Vol. 1.
5 Murstein B.J. Who Will Marry Whom? Theories & Research in Marital Choice. New York, 1976; Murs-teinB.J. Mate Selection in 1970s // Journal of Marriage & the Family. New York, 1980.
6 Reiss I. L. Family Systems in America. New York, 1976.
7 Kerkhoff A. C., Keith D. Value Consensus & Need Complementarity in Mate Selection // America. Sociological Review. 1962. V. 27. June; Davis K., Blake J. Social Sstructure and Fertility: an Analitic Framework // Economic Development and Cultural Change. 1956.
8 Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. М.; Харьков, 1998. 1040 с.
9 Money J. Love and Love Sickness: The Science of Sex, Gender Difference and Pair-Bonding. Baltimore, 1980; Perper T. Sex signals: The Biology of Love. Philadelphia, 1985.
10 Кернберг О. Ф. Отношения любви: норма и патология. М., 2004. 256 с.
11 Dicks H.V Object relations theory and marital studies // J. Med. Psychol. 1963. С. 36, 125-129.
12 HendrixH. Getting the Love You Want. New York, 1980; HendrixH. Keeping the Love You Find. A Personal Guide. New York, 1992.
13 Андреева Т. В. Психология современной семьи: монография. СПб., 2005; Волкова А. Н., Штильбанс В. И. На пороге семьи. Л.,1989; ШапироЮ. Б. От знакомства к браку. М., 1989; СысенкоВ. А. Молодежь вступает в брак. М., 1986; Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2000.
14 ГалимзяноваМ. В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006; Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2005.
15 Головей А. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2006.