Научная статья на тему 'Отношения «Учитель-ученик» в традиционной и современной культуре'

Отношения «Учитель-ученик» в традиционной и современной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC-ND
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Волкова Эмилия Николаевна

There are such traditional forms of teacher-pupil relations that remain effective for the modern culture. In Veda's India the main purpose of education was the reproduction of teacher's personality in a pupil to attain his new spiritual birth as a kind of initiation. According to dao's traditions the true Teacher helps pupil to become his very self ("what he is indeed"). The modern means of education have enabled to create in the information sphere the net of invisible colleges around the new teachers. That is witness of origination of the new, quite another culture which yet have to be understood and accepted by us.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teacher-pupil relations in traditional and modern culture

There are such traditional forms of teacher-pupil relations that remain effective for the modern culture. In Veda's India the main purpose of education was the reproduction of teacher's personality in a pupil to attain his new spiritual birth as a kind of initiation. According to dao's traditions the true Teacher helps pupil to become his very self ("what he is indeed"). The modern means of education have enabled to create in the information sphere the net of invisible colleges around the new teachers. That is witness of origination of the new, quite another culture which yet have to be understood and accepted by us.

Текст научной работы на тему «Отношения «Учитель-ученик» в традиционной и современной культуре»

Э.Н. Волкова

ОТНОШЕНИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» В ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Ряд наметившихся тенденций в современной культуре (и, в частности, в образовании) парадоксальным образом возвращают нас к соответствующим сценариям традиционного общества. Согласно концепции нового трайбализма Ж. Делеза и Ф. Гваттари1, в настоящее время на поверхность культуры вышла маргинальность (в ее самых разных видах), вновь стала значимой психология малых групп - новых племен. Проявления этой психологии связаны с попытками заново найти необходимую для каждого человека «групповую солидарность», испытать ощущение, что здесь ты среди своих, понятных и близких. Но «племенная психология» размывает сложившиеся в новоевропейской культуре социальные, идеологические и эстетические границы. После долгого господства рационализма с его «расколдовыванием мира» (метафора Макса Вебера) в сознании людей XXI в. происходит новое его «заколдовывание», возвращается интерес к религиозным сектантским движениям, эзотеризму, оккультизму, медитации; это происходит еще и потому, что социальная практика давно оформившихся религиозных конфессий, как правило, не может удовлетворить потребность в общинных, психологически комфортных отношениях. Кроме того, благодаря российским средствам массовой информации формируется образ современной западной культуры как «карнавальной», «маскарадной», причем политика, экономика, религия, искусство превращаются во «всеобъемлющий шоу-бизнес». А значение СМИ сейчас настолько велико, что позволило О. Тоффлеру, например, говорить о формировании новой, «информационной», цивилизации, в которой процесс глобализации культуры закономерен и неизбежен.

Чем же может привлечь современного потребителя культуры тот способ сохранения и передачи традиции, который сложился еще в архаических сообществах, а окончательно оформился на Древнем Востоке? Авторитетный российский исследо-

ватель индийской культуры В.С. Семенцов предлагает свой оригинальный ответ на этот вопрос2. По его мнению, хотя в ведийской Индии, как всегда и везде, обучение состояло в передаче учителем ученику определенной массы информации, фиксированной в текстах, главной его целью было воспроизведение не текста, но личности учителя - и новое «духовное» рождение ученика. Именно этот принцип является главным в процессе трансляции ведийской культуры и любой традиционной культуры вообще. В одном из самых ранних ведийских гимнов «акт рождения» ученика связывается с обрядом инициации, а вся его долгая жизнь в доме учителя уподобляется долгому жертвоприношению, становится священной и неподвластной смерти. В церемониях инициации находят отражение архаические представления о магической передаче некой «силы» от человека к другому человеку, животному или предмету. Описывая церемонию инициации ученика, ведийские тексты постоянно обыгрывают процесс вынашивания младенца в материнской утробе, наделяя его священной и космической символикой. Ведическая доктрина о порождении ученика учителем (которое понималось как нечто вполне реальное, хотя и невоспринимаемое физическим зрением) вводит в духовную сферу родовое начало, определяющее отношения людей в традиционном обществе. Изначальным типом передачи знания, судя по всему, было обучение сына природным отцом, а брахман, передающий священные знания родному сыну, считался еще и его «духовным отцом».

Какими приемами передавались эти знания? Священные тексты веды по памяти произносились учителем вслух, а затем повторялись и заучивались учеником. При этом ученик старался как можно точнее воспроизвести не только слова, но и - что не менее важно - интонацию, мимику и жесты учителя, а «продвинутый», «посвященный в тайну» ученик - и мысли учителя, и его толкования текста. Таким способом ученик усваивал весь ритуал - сложную иерархизированную систему сакрального поведения. Брахманический ритуал заставлял ученика воспроизводить одновременно речевые, физические и ментальные компоненты поведения учителя и тем самым обеспечивал воспроизводство его личности с удивительной полнотой. В.С. Се-менцов проводит такую параллель: каждому современному любителю поэзии хорошо известно состояние «одержимости» стихами (или даже отдельной строкой) любимого поэта, и в этом можно увидеть слабый отголосок той постоянной рецитации священных текстов, которой требовала от каждого ученика традиционная культура.

Однако данный вариант трансляции культуры, который, казалось бы, может обеспечить ее «вечное и неизменное» существование, несет в себе зерно собственной гибели. Ведь каждый последующий гуру, вживаясь в образ своего наставника, частично растворяет его в своей личности и невольно передает ученику уже не совсем то, что воспринял. Как ни удивительно, сами ведийские тексты (например, «Бхагавадгита») свидетельствуют о ясном понимании, что за многие сотни лет в результате накопления массы таких «незначительных» сдвигов от первоначального содержания традиции почти ничего не остается, она «приходит в упадок» (об этом говорится от имени самого бога Кришны). Время в конце концов ломает любую великую традицию, какой бы консервативной она ни была и какими бы способами ни пыталась отгородиться от всех искажений и нововведений.

Ведическая традиция предлагает и другое решение проблемы сохранения ее чистоты - парадоксальное с современной точки зрения. Речь идет о возможности обращаться к первоучителю (Кришне), который прямо призывает учеников «прийти к Нему», «достичь Его» и получать духовное рождение прямо от него, через головы всех земных учителей. Для этого адепту традиции нужно отождествиться с образом идеального перво-ученика Кришны - Арджуны - и, постоянно пребывая памятью в священном тексте Бхагавадгиты, отнестись к словам Кришны с тем благоговейным вниманием, с той любвью-соучастием (бхак-ти), которым он ранее научился в доме земного учителя. Согласно тексту поэмы Арджуна умеет отождествляться с Кришной, даже выступающим в качестве космического Абсолюта, и изумленно созерцать весь мир изнутри своего учителя. К этому же Бхагавадгита призывает каждого ученика (из тех, кого традиция допускает к эзотерическому смыслу поэмы), достойного того, чтобы «родиться» от Первоучителя.

Идея духовного рождения ученика от своего учителя, с точки зрения В.В. Малявина (специалиста по китайской традиционной культуре), получила своеобразный поворот в даосизме3. Здесь учитель и ученик уподоблялись матери и младенцу, которые способны понимать друг друга без слов - и даже без самого «понимания» (в новоевропейском смысле этого слова). По даосским представлениям, каждый великий Учитель потому и велик, что он не хочет, чтобы ученик был похож на него; наоборот, он предоставляет ученику возможность «прорастать» из семени его собственной личности, чтобы стать самим собою («тем, что он есть»). Парадоксальность такой традиции специально подчеркивается, ведь все приемы, ритуалы и сама фигура учителя здесь

подлежат «забытью», чтобы ученик мог сохранить в себе изначальную «мудрость младенца в материнской утробе».

И несмотря на неизбежный упадок любой традиции, постепенно скатывающейся к неподвижности и «застою», можно предполагать существование такого ядра традиционной культуры, с которым ни один человек не может окончательно разорвать (если он остается человеком).

С приходом постмодернистской эпохи, после зловещих событий истории XX в. оказалась под вопросом и такая традиция, как христианская теология. Вместо образа «универсального» Бога, вполне соответствующего тенденциям глобализации культуры, в гетто и трущобах послевоенного мира возникло представление о Боге, который всегда принимает сторону обездоленных, а не властвующих. Возник всплеск пристрастных и почти политеистических воззрений: фрагментарный религиозный опыт видит в Боге негра, нищего или даже женщину. Религия возвращается в мир в упрощенных, фантастических формах «массовой культуры».

Культовая практика маргинальных христианских общин как будто пришла из глубокой архаики: посетителя поражает напор жизненной энергии, экстатические восклицания, ритмичные танцы и песнопения членов таких общин. В этих «низовых» общинах люди вновь обретают те связи, которые делали первых христиан «членами одного тела». По словам американского теолога Харви Кокса, «сегодня побеги постсовременного христианства прорастают на обочинах и в расщелинах» культуры, но эти побеги могут стать религиозной основой новой мировой цивилизации4. И в фундаменте такой цивилизации могли бы оказаться общины «других» христиан, «других» мусульман, «других» форм сложившихся мировоззрений, а также различных вариантов раннего религиозного опыта человечества.

Современная информационно-технологическая революция, как это ни парадоксально, не противодействует этим тенденциям, а скорее способствует им. Ведь именно она сделала условными все государственные и географические границы, привела к резкому взлету мобильности не только капиталов, товаров, людей, но и к мобильности идей. Обмен знаниями и опытом через компьютерные сети впервые дает возможность - в реальном режиме времени - устанавливать связи между Учителем (или претендентом на эту роль) и его учениками из любых стран и континентов. Это позволяет формировать самые различные объединения (женские, правозащитные, природоохранные организации), в том числе и союзы антиглобалистов, и религиозные

общины «других». Сама постмодернистская культура подчеркивает и эстетизирует различия, множественность, Другое («otherness»). Фрагментарность, сужающая поле зрения, но подчеркивающая особенное, позволяет радоваться многообразию мира и находить в «информационном поле» своих - тех, с кем психологически удобно и комфортно.

Новые технические средства обучения впервые дают возможность заново формировать в едином мировом информационном пространстве сети «невидимых колледжей», объединявших в начале Нового времени тех, кто создавал европейскую науку. Уже затухающий, как казалось, процесс формирования научных и художественных школ вокруг современных Учителей (выдающихся творческих личностей) получает теперь новый импульс со стороны философии персонализма и «диалога культур», которые вновь становятся предельно актуальными. Мартин Бубер утверждал, что подлинно человеческая жизнь начинается с событий-отношений Я-Ты, когда каждое единичное Ты является прозрением в нем Бога (каким бы именем его ни называли)5. Современный философ В.В. Бибихин, например, полагал, что философия как понимающее принятие возвращает человека к началам бытия и к себе самому. Вопреки всем жестоким и многообразным расколам между людьми (особенно между людьми одного мировоззрения), их связывает прочная связь узнавания другого в себе, себя - в другом. Именно такое узнавание обеспечивает любому сообществу возможность и призвание быть не муравейником, а миром6 (на языке православия - собором).

Таким образом, обнаруживаемые многими исследователями черты сходства между архаической (традиционной) и постмодернистской культурами могут оказаться вовсе не случайными, а служить свидетельством начала чего-то принципиально нового, в том числе и в методах обучения, трансляции культуры. И нам еще предстоит научиться «понимать и принимать» эту рождающуюся Другую культуру.

Примечания

Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип (реферативное изложение). М., 1990.

Семенцов В.С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты // Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.

Малявин В.В. В поисках традиции // Там же.

1

2

3

4 Кокс Х. Религия в мирском граде // Социально-политическое измерение христианства. М., 1994.

5 Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

6 Бибихин В. Мир. Томск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.